УДК 378.03
Смышляева Лариса Германовна
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе филиала ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы», [email protected], Томск
Абаскалова Надежда Павловна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ: АКМЕ-ЭФФЕКТЫ
Smishljaeva Larisa Germanovna
Candidat of Pedagogic Science, assistant professor, deputy director on research work in "Siberian Academy of State Service”, [email protected], Tomsk
Abaskalova Nadegda Pavlovna
Ph.D., Professor of the Department of Anatomy, Physiology and Vital Activity of the Institute of Natural and Socio-Economic Sciences of Novosibirsk State Pedagogical University, abaskalova2005@mail. ru, Novosibirsk
REALIZATION OF COMPETENT APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF MUNICIPAL EMPLOYERS:
ACME-EFFECTS
Одним из стратегических направлений развития общественного устройства современной России является ориентация на становление гражданского общества. Среди показателей зрелого гражданского общества важнейшим выступает развитость местного самоуправления. Местное самоуправление является одной из структур гражданского общества, так как обеспечивает самоорганизацию граждан (местное сообщество), их непосредственное участие в управлении местными делами [1 ]. Особую роль в процессе институционализации местного самоуправления играют кадры органов местной власти - муниципальные служащие [1; 9 и др.].
Понятие «муниципальная служба» - сравнительно новое для российской государственности. Впервые законодательное обозначение муниципальной службы как общественного явления в нашей стране появилось в 1998 г. Соответственно, именно с этого времени появляется новая профессиональная группа специалистов - муниципальные служащие. Муниципальная служба осуществляется в системе деятельности органов местного самоуправления с целью обеспечения интересов жителей муниципального образования и организации предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных услуг.
Так как российская муниципальная служба находится на стадии становления, то одной из актуальных задач органов местного самоуправления является приведение ее эффективности и репутации в соответствие с общественными потребностями и ожиданиями.
Современное российское законодательство [10] трактует муниципальную службу как профессиональную деятельность, а одним из ее основных принципов обозначается принцип профессионализма и компетентности.
В решении задач развития профессионализма (профессионализации) кадров муниципальной службы, ключевую роль играет профессиональное образование. Причем, основным инструментом профессиональной подготовки муниципальных служащих является дополнительное профессиональное образование (ДПО). Это обусловлено тем, что на муниципальную службу в России, как правило, поступают люди, не имеющие базового профессионального управленческого образования. Опыт их профессиональной деятельности связан с работой в различных отраслях социально-экономической сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт и т. д.). Включение таких специалистов в процесс ДПО позволяет формировать у них понимание особенностей муниципального управления, специфики деятельности органов местного самоуправления, осваивать приемы служебной деятельности в контексте эффективного решения вопросов местного значения и качественного оказания различных муниципальных услуг.
В системе профессионализации кадров муниципальной службы в настоящее время в качестве стратегического ориентира ее развития выступает установка на осуществление инновационных преобразований соответственно требованиям новой образовательной политики России, согласованной с принципами Болонского соглашения. Осуществление таких преобразований определяет необходимость модернизации существующей системы профессионального образования кадров муниципальной службы.
Проведенный нами анализ нормативно-правовой базы муниципальной службы, изучение характера требований к профессионализму ее специалистов, актуальное состояние практики их профессионализации, а также осмысление современной отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы [1; 3; 5; 6; 7; 9; 11 и др.] позволяет утверждать, что концептуальную основу модернизации профессиональной подготовки муниципальных служащих составляет интеграция компетентностного и андра-гогического подходов в контексте акме-направленной профессионализации данной категории специалистов.
Необходимость актуализации требований андрагогичности при модернизации профессиональной подготовки муниципальных служащих обусловлена тем, что в этом процессе в качестве обучающихся выступают взрослые - работающие специалисты органов местного самоуправления. Как уже отмечалось, стержнем отечественной системы профессионализации кадров муниципальной службы выступает ДПО, представляющее собой андрагогическую систему [1; 2; 7 и др.].
Обозначение интеграции компетентностного и андрагогического подходов в качестве концептуальной основы модернизации системы профессионализации муниципальных служащих обусловливает необходимость проектирования инновационной (компетентностно-ориентированной) ан-драгогической модели их профессиональной подготовки. Данная модель отражает специфику организационно-методического обеспечения модернизации профессиональной подготовки кадров муниципальной службы: особенности конструирования содержания программ профессионального образования, организационно-технологические и диагностические аспекты их реализации.
Согласно данным проведенного нами теоретического анализа, одним из принципов, лежащих в основе предлагаемой модели, является принцип ак-ме-направленности образовательного сопровождения профессионального развития муниципальных служащих в процессе их профессиональной подготовки [12; 13]. В современных исследованиях, посвященных проблемам теории и практики профессионального образования, профессионализм все чаще рассматривается в контексте акмеологического знания [2; 4; 5 и др.].
В рамках акмеологии осуществляется исследование вершин профессиональных достижений человека. Центральной задачей акмеологии является определение закономерностей, условий и факторов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени развития человека, его акме, а также выявление возможных препятствий, возникающих на этом пути [4; 5; 6 и др.]. Согласно наиболее распространенной трактовке, акме - это достижение совершенства, максимальной зрелости, вершины, «звездного часа» в развитии человека [4].
Основным фактором достижения вершин профессионализма выступает самоактуализация, основанная на реализации человеком его личностного потенциала. Движение к вершинам профессионализма требует от человека определенных специфических качеств. В первую очередь, это акме-направ-ленная мотивация. Она включает мотивацию достижения в профессиональной деятельности, мотивацию саморазвития и самореализации, мотивацию творческого вклада в профессию [6]. Включенность человека в акме-ори-ентированный процесс развития стимулирует специфические акме-способ-ности: жизнеспособность, лабильность способов решения жизненных ситуаций; способность строить и реализовывать индивидуальную стратегию своего развития; усложнять задачи предстоящего этапа развития по сравнению с задачами настоящего этапа [6].
Актуализация акме-направленности профессиональной подготовки кадров муниципальной службы требует разработки методической обеспеченности соответствующего акмеологического сопровождения как одного из средств содействия развитию профессиональной компетентности специалиста, включенного в процесс профессионального образования.
По мнению Э. Ф. Зеера, акмеологическое сопровождение в андрагоги-ческом процессе может осуществляться по следующим направлениям [6]:
- анализ целей, задач и функций продуктивного выполнения конкретной профессиональной деятельности с учетом перспектив профессионального становления специалиста;
- подбор диагностических методик и процедур экспертного мониторинга профессионализма и мастерства специалистов;
- отбор и конструирование психотехнологий развития профессионально-психологического потенциала работника, необходимого для эффективного выполнения труда;
- проектирование методики оценки деятельности и компетенции работников;
- обеспечение профессионального самосохранения и психологической безопасности специалистов;
- психологическое содействие в преодолении трудностей объективного и субъективного характера, блокаторов профессиональной деятельности, решении сложных конфликтных ситуаций, установлении эмоционально благополучных взаимоотношений;
- подготовка обоснованных предложений по профессиональному развитию специалиста.
Идея самоактуализации обучающегося с его уникальной индивидуальностью и особенностями субъектного опыта, и, как следствие, развитие его личности средствами образовательного процесса является одной из главных в акмеологической теории. Акме-направленная профессиональная подготовка муниципальных служащих будет способствовать: стимулированию осмысленности ее содержания; оказанию помощи личности в осуществлении индивидуального саморазвития; определению перспектив профессионального роста. При этом в образовательном процессе крайне важной представляется фасилитаторская позиция преподавателя (андрагога). Помогающие взаимоотношения в процессе образовательного взаимодействия при профессиональной подготовке муниципальных служащих будут выступать при этом механизмом раскрытия личностного потенциала обучающегося взрослого.
3. Сафина [11], рассматривая вопрос о путях реализации компетентнос-тного подхода в обучении взрослых, предлагает опираться также на идею самоменеджмента как теоретическую предпосылку проектирования компе-тентностно-ориентированного процесса обучения взрослых. Это идея заключается в тезисе о том, что наиболее совершенной моделью управления развитием является «управление человека самим собой», «осознанное и осмысленное саморегулирование». На наш взгляд, самоменеджмент можно рассматривать как организационно-деятельностный механизм самоактуализации. Ведь наличие у человека умений, необходимых для осуществления самоменеджмента, выступает фактором самоактуализации личности. Следовательно, создание в образовательном процессе профессиональной подготовки муниципальных служащих условий, развивающих у обучающихся способность к самоменеджменту, будет обеспечивать акме-направ-ленность профессионализации данных специалистов.
В ходе нашей опытно-экспериментальной практики апробировались организационно-методические условия, обеспечивающие акме-направлен-ность образовательных программ профессиональной подготовки муниципальных служащих. К этим условиям были отнесены: индивидуализация образовательного сопровождения профессионального развития муниципальных служащих (индивидуальные программы ДПО); активизация образовательного диалога при взаимодействии всех субъектов ДПО (обучающиеся, их непосредственные руководители как представители работодателей, преподаватели); актуализация рефлексивности в процессе реализации программ ДПО. Кратко охарактеризуем опыт реализации обозначенных условий и представим результаты их апробации.
Организационно-методические особенности индивидуальных образовательных программ (ИОП) повышения квалификации муниципальных служащих определялись нами в ходе научно-исследовательской работы «Реализация индивидуальных образовательных программ повышения квалификации кадров местного самоуправления с использованием технологии дистанционного обучения» (по заказу Администрации Томской области) на базе ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы». В процессе этой экспериментальной практики использовалась интеграция технологий модульного и дистанционного обучения.
Освоение ИОП повышения квалификации было организовано в дистанционном режиме по индивидуальному графику обучения каждого муниципального служащего. По итогам выполнения НИР было реализовано 140 компетентностно-ориентированных ИОП повышения квалификации муниципальных служащих Томской области.
Анализ результатов нашего экспериментального опыта позволил сделать вывод, что для реализации ИОП в процессе ДПО целесообразно использование сочетания дистанционного и контактного (аудиторного) обучения с сохранением элективно-модульного принципа к конструированию их содержания в соответствии с компетентностными дефицитами обучающихся. Методика такого подхода к осуществлению компетентностно-ориенти-рованных программ повышения квалификации муниципальных служащих включает три этапа: установочно-рефлексивный; обучающе-развивающий и итогово-рефлексивный.
На первом этапе осуществляется диагностика исходного уровня сформированное™ компетенций (ключевых и специальных); определение универсальных (типичных для большинства обучающихся) и индивидуальных компетентностных дефицитов обучающихся; моделирование образовательной программы для учебной группы с выделением инвариантной компоненты (обязательной для всех обучающихся) и вариативной - индивидуальной для каждого обучающегося.
Второй этап отражает собственно реализацию основного содержания образовательной программы по инвариантной и вариативной (индивидуальной) компоненте. Инвариантная компонента реализуется в контактной форме обучения, а вариативная - в дистанционной. Особое значение при
167
осуществлении образовательного процесса в аудиторной форме, безусловно, имеет выбор преподавателем адекватных образовательных технологий для формирования компетенций обучающихся [12; 14]. По итогам интервьюирования обучившихся специалистов в ходе нашей опытно-экспери-ментальной работы было установлено, что наибольшее предпочтение они отдают модерации, дискуссии, групповому проектированию как образовательным технологиям, полноаспектно актуализирующим жизненный опыт в процессе решения различных образовательных задач и позволяющим при этом расширять осознание определенных явлений профессиональной и личной жизни, по-новому осмысливать их. А это выступает важным условием успешности самопознания и самосовершенствования - ключевых процессов на пути достижения вершин профессионализма.
Для решения образовательных задач по вариативной компоненте образовательных программ определяющим фактором выступает качество учебнометодических материалов, используемых для формирования компетенций в дистанционной форме. Одним из методических приемов, применяемых нами для решения этой задачи, было использование практико-ориентиро-ванных заданий, включающих в свое содержание рефлексивную компоненту. Так, например, в ходе изучения учебного модуля «Взаимодействие власти и населения» обучающимся было предложено выполнить следующие задания:
- Составьте план сотрудничества администрации Вашего муниципального образования с общественными объединениями и некоммерческими организациями, сообществами. Какие виды работ Вы лично могли бы осуществлять при реализации данного плана?
- Опишите эпизод из Вашей жизни, иллюстрирующий пример продуктивности взаимодействия между жителями и органами местного самоуправления. Какие Ваши профессиональные действия и личностные качества способствовали такой продуктивности?
Выполнение подобных заданий, по мнению большинства муниципаль- / ных служащих, обучившихся по ИОП (данные интервьюирования), существенно повлияло на осознание ими задач своего профессионального и личностного развития, что соотносится с решением задач акме-ориентирован-ного сопровождения специалистов в системе ДПО.
В ходе третьего этапа диагностируется результативность образовательной программы. На наш взгляд, весьма показательным для оценки результатов ИОП является выполнение и защита обучившимся индивидуальной итоговой работы, содержание которой связано с использованием материалов ИОП для разработки предложений (условий, механизмов и т. п.) в контексте решения актуальных задач служебной деятельности специалиста, прошедшего курс повышения квалификации.
По итогам осуществления ИОП каждый обучающийся готовит эссе, включающее размышление о том, как могут быть использованы результаты обучения в его профессиональной деятельности. Кроме того, в эссе обу-
чившемуся специалисту предлагается отразить предложения в программу своего дальнейшего профессионального развития. С содержанием эссе знакомится непосредственный руководитель обучившегося специалиста.
Для оценки результативности нашей экспериментальной практики выявлялась доля слушателей, отметивших акме-эффекты ИОП. В экспериментальной группе таких слушателей - 79%, а в контрольной (муниципальные служащие, обучавшиеся по традиционным, не индивидуализированным, программам повышения квалификации) лишь 34%. Оценка акме-эффектов ИОП осуществлялась нами на основе анализа содержания эссе обучившихся специалистов на тему «Как я могу использовать результаты обучения для своего профессионального развития?». Такое эссе предлагалось написать муниципальным служащим и экспериментальной, и контрольной групп (контрольный этап нашей опытно-экспериментальной работы). При анализе эссе выявлялось то, обозначает ли в его содержании муниципальный служащий, прошедший обучение по программе ДПО, ее влияние на:
- развитие каких-либо личностных качеств (личностный рост);
- возникновение потребности дополнительно обучаться по программам ДПО, расширяющим и углубляющим какие-либо аспекты освоенной программы;
- желание позиционировать перед руководством новый уровень своих профессиональных возможностей для дальнейшего служебного роста;
- наличие потребности реализовать материалы выпускной (итоговой) работы в своей профессиональной деятельности;
- возникновение потребности в наставничестве;
- наличие потребности заниматься научно-исследовательской или проектной деятельностью;
- желание участвовать в профессиональных конкурсах;
- намерение заниматься новыми видами деятельности.
Наличие в содержании эссе обучающихся специалистов хотя бы одной из обозначенных позиций рассматривалось нами как проявление акме-эффектов.
Следует обратить внимание, что при осуществлении нашей опытно-экс-периментальной работы написание обучающимися эссе предусматривалось также и на ее пойсково-констатирующем этапе. На данном этапе муниципальным служащим экспериментальной и контрольной групп в содержании эссе предлагалось представить свое рассуждение в контексте ответа на вопрос: «Какие результаты, важные для моего профессионального развития, я ожидаю от обучения?». Анализ эссе на предмет наличия в их содержании акме-ожиданий обучающихся проводился по тем же позициям, которые обозначены выше (анализ эссе специалистов на контрольном этапе опытноэкспериментальной работы). Данные сравнительного анализа содержания эссе муниципальных служащих экспериментальной и контрольной групп на поисково-констатирующем и контрольном этапе нашей опытно-экспериментальной работы для наглядности представим в виде таблицы.
Отражение акме-ожиданий и акме-эффектов от программ ДПО в содержании эссе муниципальных служащих экспериментальной и контрольной групп
Этапы опытно-экспериментальной работы Доля слушателей, обозначивших в содержании эссе акме-ожидания и акме-эффекты от программ ДПО
Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
Поисково-констати-рующий этап (акме-ожидания) 29,5 32
Контрольный этап (акме-эффекты) 79 34
Из таблицы видно, что большинство муниципальных служащих и экспериментальной, и контрольной групп на поисково-констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы в содержании своих эссе не обозначают акме-ожиданий от программ ДПО. По-видимому, одной из причин такой ситуации выступает то, что предыдущий опыт повышения квалификации муниципальных служащих не отражает акме-аспектов (традиционные программы ДПО не нацелены на достижение акме-эффектов).
Значительно большее количество муниципальных служащих экспериментальной группы указывают на наличие акме-эффектов от программ ДПО по итогам их реализации, на наш взгляд, потому, что обучение по ИОП способствует более глубокому осмыслению обучающимся влияния ДПО на его профессиональное и личностное развитие. Это обусловлено активизацией субъектной позиции обучающегося при повышении квалификации по ИОП. Ведь специалист, включенный в индивидуализированный процесс ДПО, проявляет высокую степень самостоятельности при моделировании содержания ИОП, рефлексивно оценивая свои компетентностные дефициты и, соответственно, актуальные профессионально-образовательные задачи.
Вместе с тем, заметим, что осуществление ИОП предполагает опору на принцип полисубъектности. Немаловажную роль, по нашему мнению, для проявления акме-эффектов играет включенность непосредственного руководителя обучающегося в образовательное взаимодействие при реализации ИОП.
Установочно-рефлексивный этап исполнения такой программы (моделирование ее содержания) создает специалисту, направленному на обучение, возможность целенаправленного обсуждения вопросов, касающихся развития его профессионализма, с непосредственным руководителем. При этом непосредственный руководитель обозначает перспективы карьерного роста специалиста, направленного на обучение, что крайне немаловажно для осмысления обучающимся траектории его профессионально-образовательно-го развития.
На итогово-рефлексивном этапе ИОП, когда осуществляется оценка образовательных результатов обучившегося специалиста, непосредственный руководитель выступает одним из экспертов выпускной итоговой работы 170
обучившегося специалиста. При этом логично продолжается развитие профессионально-образовательного диалога специалиста и его непосредственного руководителя, начатого на итогово-рефлексивном этапе ИОП.
Участие непосредственных руководителей в осуществлении экспериментальных ИОП муниципальных служащих было организовано нами в рамках решения кадровых задач по разработке программ индивидуального профессионального развития муниципальных служащих. Такие программы в настоящее время входят в практику управления кадрами муниципальной службы. По данным специально проведенного опроса, нами было установлено, что 78% муниципальных служащих указывают на необходимость участия непосредственных руководителей в реализации ИОП повышения квалификации. Вместе с тем, 51% опрошенных обозначают формальность их участия в этом процессе. Это актуализирует проблему поиска организа-ционно-методических подходов для развития потенциала образовательного взаимодействия «работник - непосредственный руководитель» при осуществлении компетентно стно-ориентированных программ ДГ10.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в системе профессионализации кадров муниципальной службы, позволяет в полной мере реализовать одну из ценностей современной парадигмы образования - ак-ме-направленность. Важным условием актуализации акме-потенциала ком-петентностно-ориентированных программ ДПО муниципальных служащих является наличие соответствующих научно-методических материалов, в частности, отражающих рассмотрение акме-аспектов диагностики образовательных результатов обучающихся специалистов; методов осуществления акме-ориентированного взаимодействия субъектов ДПО; способов активизации рефлексивной активности участников программ ДПО, например, портфолио. Таких методических материалов в настоящее время крайне недостаточно. Соответственно, их разработка является перспективным направлением современных педагогических исследований.
Библиографический список
1. Актуальные вопросы развития муниципальных образований [Текст] / Под общ. ред. проф. И. Н. Барцица, проф. В. В. Бакушева. - М.: РАГС, 2008. - 300 с.
2. Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно методическое пособие [Текст] / Под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской. - СПб.: СПбАППО, 2007. - 196 с.
3. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
4. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Флинта: Наука. 1998. - 168 с.
5. Деркач, А. А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен [Текст] / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева, О. В. Михайлов. - М.: Изд-во РАГС, 2008. -96 с.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст]: учеб. пособие для студентов высших уч. заведений / Э. Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
7. Змеёв, С. И. Основы андрагогйки [Текст]: учебное пособие для вузов / С. И. Змеев. - М.: Флинта, 1999. - 152 с.
8. Карпенко, М. П. Дистанционные технологии - ключ к массовому образованию XXI века [Текст] / М. П. Карпенко // Высшее образование сегодня. - 2002. -№7/8.-С. 4-11.
9. Новокрещенов, А. В. Самоорганизация территориальных общностей и местное самоуправление: Монография [Текст] / А. В. Новокрещенов. - Новосибирск: Наука, 2002. - 480 с.
10.0 муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 02.03.2007) [Электронный ресурс] // Гарант: [справочно-поисковая система].
11. Сафина, 3. Н. Инновационные тенденции в становлении региональной системы образования взрослых [Текст]: дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук /
3. Н. Сафина. — Великий Новгород, 2005. - 441 с.
12. Смышляева, Л. Г. Технологии компетентностно-ориентированного образования взрослых [Текст]: монография / Л. Г. Смышляева. - Томск. - Изд-во ТПУ, 2009.-212 с.
13. Смышляева, Л. Г. Компетентностный подход к формированию профессионализма муниципальных служащих [Текст] / Л. Г. Смышляева// Государственная служба. - 2009. - № 2. С. 38-41.
14. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. — С. 55-64.