Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРПРЕТИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова И.В., Шаталова Л.С.

В статье рассматривается специфика формирования профессиональной компетентности художников-педагогов в процессе изучения традиционного прикладного искусства, конкретизируются универсальные, общепрофессиональные и обязательные профессиональные компетенции, установленные программой бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) применительно к профилям Изобразительное искусство, Технология и Художественное образование, Дополнительное образование. В статье дается описание теоретических и практических методов обучения, содействующих развитию профессионально значимых и личностных качеств студентов, оценивается их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова И.В., Шаталова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Актуальные вопросы профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства: новый опыт

Новикова И.В., доцент кафедры дизайна, художественного образования и технологий ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Липецкая область, г. Елец, ул. Орджоникидзе, д. 78, e-mail: novikovaira70@rambler.ru

Novikova I.V., associate professor of the department of design, art education and technology of the Yelets state university named after I.A. Bunin, Lipetsk region, Yelets, Ordzhonikidze str., 78, e-mail: novikovaira70@rambler.ru

Шаталова Л.С., старший преподаватель кафедры дизайна, художественного образования и технологий ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Липецкая область, г. Елец, ул. Орджоникидзе, д. 78, e-mail: liudmilasergeevna2013@yandex.ru

Shatalova L.S., senior lecturer of the department of design, art education and technology of the the Yelets state university named after I.A. Bunin, Lipetsk region, Yelets, Ordzhonikidze str., 78, e-mail: liudmilasergeevna2013@yandex.ru

Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке художников-педагогов на основе изучения традиционного прикладного искусства Implementation of the competence approach in the professional training of artists-teachers based on the study of traditional applied art

Аннотация. В статье рассматривается специфика формирования профессиональной компетентности художников-педагогов в процессе изучения традиционного прикладного искусства, конкретизируются универсальные, общепрофессиональные и обязательные профессиональные компетенции, установленные программой бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) применительно к профилям Изобразительное искусство, Технология и Художественное образование, Дополнительное образование. В статье дается описание теоретических и практических методов обучения, содействующих развитию профессионально значимых и личностных качеств студентов, оценивается их эффективность.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, традиционное прикладное искусство, методы обучения, интерпретирование, творчество, художественная педагогика.

Abstract. The article examines the specifics of the formation of professional competence of artists-teachers in the process of studying traditional applied art, specifies universal, general professional and mandatory professional competencies established by the bachelor's degree program in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) in relation to the profiles of Fine Arts, Technology and Art education, Additional education. The article describes

theoretical and practical teaching methods that contribute to the development of professionally significant and personal qualities of students, their effectiveness is also estimated.

Key words: competence, competence approach, traditional applied art, teaching methods, interpretation, creativity, art pedagogy.

Введение

Спецификой современного высшего образования является его компетентностно-ориентированный характер, который обусловливает необходимость формирования у обучающихся способности решать профессиональные задачи на основе полученных знаний, приобретенных умений и навыков, жизненного опыта, ценностных установок. Компетентностный подход, ориентирующий образование на результат, подразумевает не только охват конкретных знаний и навыков, но и активизацию потенциальных возможностей обучающихся, развитие у них готовности к познанию, социальных и коммуникативных навыков.

Для определения сущности компетентностного подхода необходимо сопоставить понятия «компетенция» и «компетентность». Данные категории были введены в научный аппарат в 60-70-х гг. ХХ века Н. Хомским (США), и затем стали широко использоваться в 1970-1990-х годах применительно к профессиональной деятельности в сфере управления, менеджмента, обучения коммуникации (Дж. Равен). В нашей стране разработка компетентностного подхода в образовании началась в конце ХХ века, анализу соотношения его основных категории были посвящены труды многих отечественных ученых.

В.М. Полонский рассматривает компетенции как комплекс знаний, умений, навыков и практического опыта человека в определенной сфере деятельности, а компетентность как «совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности» [10, с. 67].

А.А. Вербицкий разделяет категории «компетенция» и «компетентность» на основании выбора объективности и субъективности условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Компетенции он относит к объективным условиям, характеризующим сферу деятельности, а компетентности - к субъективным условиям, определяющим установки, мотивы, профессионально важные качества личности [4, с. 113].

И.А. Зимняя разграничивает понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное - актуальное, когнитивное -личностное, выделяя в структуре компетенций внутренние психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, ценности), которые проявляются и актуализируются, в последствии, в деятельности человека, т.е. в его компетентности [7, с. 23].

В соответствии с категориальным аппаратом образованиеведения и образовательного человековедения А.И. Субетто раскрывает категории

«компетенция и компетентность во взаимосвязи с понятиями «качество», «мастерство», «свойство», «человек». Его точка зрения: «Компетенция предстает как компонент качества человека, некая группа его свойств, определяющих его способность (возможность, приспособленность, пригодность) выполнять определенную группу действий или определенный комплекс задач того или иного вида (рода) деятельности [11, с. 7]. В.Д. Шадриков указывает на компетенции как на личностные новообразования, а на компетентность как на следствие овладения знаниями, навыками, опытом [14, с. 31].

В настоящее время в отечественном образовании принят единый термин «компетенция», являющийся основополагающим в определении компетентностного подхода и включающий в себя «не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны (результаты образования, знания, умения, систему ценностных ориентаций)» [2, с. 12].

Современными Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [13]. В частности, для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профилей: Изобразительное искусство, Технология и Художественное образование, Дополнительное образование определяются компетенции, необходимые будущим художникам-педагогам для успешного выполнения профессиональных функций.

Универсальные компетенции направлены на развитие личностных качеств обучающихся и связаны, в частности, с формированием способностей к самообразованию и самореализации в области художественной педагогики, изобразительного и традиционного прикладного творчества, самоконтролю, коммуникативному и социальному взаимодействию, восприятию культурного многообразия общества.

Общепрофессиональные компетенции устанавливают перечень профессиональных функций, которыми должны овладеть студенты:

• приемами разработки программ обучения изобразительному искусству, технологии и прикладному творчеству в организациях основного общего и дополнительного образования;

• методикой организации учебного процесса и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе ценностного отношения к культуре и традициям своей страны;

• навыками осуществления образовательной деятельности на базе научных знаний по педагогике, психологии, искусствоведению, теории и истории народного и декоративно-прикладного искусства и др.

Обязательные профессиональные компетенции нацелены на формирование у будущих художников-педагогов умений и навыков,

позволяющих осуществлять обучение детей основам изобразительной грамоты, технологии изготовления декоративных изделий на основе интерпретирования мотивов народных художественных промыслов, применять традиционные и инновационные педагогические технологии для достижения результатов в практической работе с детьми.

Материалы и методы

Обучение различным видам прикладного искусства имеет свою методическую специфику. Безусловно, «приоритетными являются наглядные и практические методы. По сути, все обучение художников, декораторов, мастеров различных направлений в декоративно-прикладном искусстве - это практические упражнения с применением иллюстраций и различных демонстрационных материалов, моделей и макетов» [8, с. 103]. К числу эффективных интерактивных методов, способствующих формированию компетентности обучающихся, относится проектный метод.

В Елецком государственном университете им. И.А. Бунина подготовка будущего художника-педагога для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования осуществляется в рамках дисциплин, связанных не только с изучением методических основ преподавания изобразительного искусства и технологии, но и с овладением практическими навыками деревообработки, художественной керамики, кистевой росписи, лаковой миниатюрной живописи, елецкого кружевоплетения. Единство теоретической и практической подготовки формирует у обучающихся понимание сущности пластических искусств, их роли в жизни человека и общества, способствует развитию творческого и духовно-нравственного потенциала студентов в процессе активной деятельности. Особое внимание уделяется подробному рассмотрению истории и технологии традиционных промыслов Липецкого края.

Елецкое кружево имеет глубокие исторические корни и на протяжении всего существования оказывало значительное влияние на экономическую и культурную составляющие места своего бытования. В исследованиях С.А. Давыдовой, В.А. Фалеевой отмечаются его стилистические особенности и специфика художественно-выразительных средств, определявших сферу применения кружева в декоре одежды и предметов быта [5; 12].

Изменение отношения к кружеву, происходившие под влиянием моды и технического прогресса, видоизменяли как его орнаментальные мотивы, так и технологию. Постепенно происходил переход от парной техники плетения к сцепной, что влекло за собой необходимость адаптирования рисунка кружева к новым технологическим приемам, поиска иных выразительных средств при сохранении традиционных мотивов и общего восприятия изделий.

В настоящее время елецкое кружево не теряет своей значимости и по-прежнему находится в числе важных объектов исследования. Оно является уникальным туристским брендом территории Липецкого региона [1],

средством художественного развития и формирования культуры личности

[3].

В профессиональную подготовку художника-педагога включены изучение истории возникновения и развития елецкого кружевного промысла, его образно-выразительных средств и стилистического своеобразия, освоение технических приемов плетения на коклюшках, творческое осмысление традиций и их грамотное интерпретирование в процессе создания текстильных изделий различного назначения.

На практических занятиях обучающиеся знакомятся с физическими и химическими свойствами материалов для кружевоплетения, последовательностью выполнения элементов, закономерностями организации композиции для кружевного орнамента, принципами ее построения, методами стилизации природных форм и их трансформации в декоративные.

Поскольку обучение в условиях учебных мастерских имеют временные ограничения, значительное количество академических часов отводится на самостоятельную работу обучающихся. Для закрепления навыков кружевоплетения студентов в процессе самостоятельных занятий были изданы методические пособия по технологии плетения елецкого кружева [15]. Высокий уровень наглядности (пошаговое отражение технологии выполнения элементов), алгоритмизированное описание (разделение на отдельные операции) помогают воспроизвести технические приемы кружевоплетения на коклюшках без непосредственного участия и контроля преподавателя. Методические пособия помогают студентам не только овладеть техническими навыками и приёмами, но и освоить логику и последовательность объяснения технологии их исполнения. Кроме этого, при самостоятельной работе с учебно-методическим пособием по кружевоплетению студенты усваивают терминологию, последовательность действий с материалами и инструментами.

Безусловно, учебно-методическое пособие не может стать самоучителем по данному виду традиционного прикладного искусства. Без первоначального объяснения и демонстрации приёмов работы и технологии исполнения элементов кружева оно не будет эффективным. Однако пособие позволяет закрепить полученные на аудиторных занятиях знания и навыки и подготовиться к будущей преподавательской деятельности.

Не менее известным центром традиционного прикладного искусства в Липецкой области является промысел романовской глиняной игрушки. Ознакомление будущих художников-педагогов с его историей, образно-выразительным языком и технологической спецификой осуществляется на занятиях по изготовлению народной игрушки и художественной керамике.

Происхождение данного промысла связывают с переселением в XVI веке в Липецкий край крепостных крестьян из села Вослебы близ Скопина под Рязанью, где существовало гончарное ремесло. Появившись на территории Романовских слобод, промысел получил дальнейшее развитие.

Сюжеты романовской глиняной игрушки разнообразны: зооморфные фигурки, барыни, офицеры, всадники, конные запряжки. Они архаичны по форме, декорированы гравированным орнаментом, поливой или росписью красками, смешанными с яйцом и лаком. Большинство игрушек -свистульки, что свидетельствует об их утилитарной и обрядовой функциях. Среди конструктивных особенностей романовской игрушки следует отметить наличие четырех отверстий в теле. Свистульки активно использовались в качестве музыкальных инструментов до первой четверти ХХ века. Данное явление роднит их с народно-песенной музыкальной культурой региона [9, с. 121-137].

Основной способ лепки романовской игрушки - вытягивание из целого куска, но для свистулек характерно использование полой основы, напоминающей по конфигурации «пельмень», к которому затем присоединяются отдельные детали. Такие приемы позволяют создавать выразительные по пластике и лаконичные по форме изделия.

В развитии компетентности будущих художников-педагогов значительная роль отводится изучению и освоению технологии традиционных домашних ремесел. На Руси, с глубокой древности, крестьяне занимались домашним ткачеством. Каждая женщина с малых лет училась ткать холсты, элементы одежды, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики. Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы для крестьян имели глубокий символический смысл, что обусловливало применение ими тканых изделий в ритуальных и обрядовых действиях.

Традиционные приемы домашнего ткачества на протяжении многих столетий передавались в семьях из поколения в поколение, но к середине XX века в связи с резким изменением уклада жизни людей это ремесло перестало быть востребованным и, практически, утратило былые функции.

Ознакомление обучающихся с технологическими особенностями и видами ручного ткачества осуществляется в процессе изготовления поясов на занятиях по дисциплине «Художественный текстиль». Тканый пояс - самый распространенный элемент народного костюма, различные варианты которого можно встретить во всех регионах нашей страны. Их орнаментальный декор состоит из сочетания древнеславянских знаков-символов. Нарядность и яркость поясам придают нити, цветовая гамма которых чрезвычайно разнообразна.

Профессиональная подготовка художников-педагогов предусматривает рассмотрение искусства промыслов кистевой росписи и лаковой живописи. Студенты изучают историю кистевых росписей и центров лаковой миниатюры, анализируют их художественно-выразительные средства, символику образов, осваивают адаптированные технологии создания изделий, доступные для воспроизведения в условиях учебного заведения. Упрощение трудоемких технологических операций позволяет уделить

больше внимания интерпретированию традиционных образцов мезенской, городецкой, хохломской росписей, приобретению навыков свободного кистевого письма и вариативного композиционного построения миниатюрных сюжетных композиций.

Результаты и обсуждение

Формирование профессиональной компетентности обучающихся осуществляется в процессе художественно-творческой и проектной деятельности. При освоении навыков создания изделий традиционного прикладного искусства из различных материалов студенты овладевают методами проектирования и моделирования, развивают образное, ассоциативное и креативное мышление.

Работы, выполненные на учебных занятиях, как правило, небольшого размера и имеют экспериментальных характер. Наиболее ярко творческий потенциал обучающихся раскрывается в проектной деятельности. В ходе подготовки к участию в конкурсах и выставках, курсового и дипломного проектирования будущие художники-педагоги разрабатывают авторские изделия, демонстрирующие их умение варьировать в рамках традиции, воплощать свои идеи в процессе создания художественного образа.

При разработке сколков для кружевных изделий в полной мере проявляются знание законов композиции, технологии плетения, бережное отношение к традиционным кружевным мотивам. Творческие проекты позволяют старинным художественным формам по-новому зазвучать в современной предметной среде.

Трудоемкость и длительность технологического процесса кружевоплетения делает целесообразным применение групповых форм работы при создании изделий. В этом случае происходит дифференциация этапов выполнения в соответствии с умениями и навыками студентов (композиционными и исполнительскими). Работа в группе требует ответственности каждого, что содействует формированию их коммуникативной компетентности, от которой зависит конечный результат проекта (рис. 1).

На практических занятиях по художественной керамике обучающиеся овладевают приемами лепки и декорирования глиняных игрушек, применяя традиционную технологию их изготовления. Территориальная близость Центра романовской игрушки в селе Троицкое (бывший город Романов) Липецкого района дает возможность общения с народными мастерами промысла, посещения их мастер-классов.

Приобретенные в ходе аудиторных и самостоятельных занятий знания, умения и навыки помогают студентам творчески осмысливать средства художественной выразительности романовского промысла и на основе их интерпретирования создавать оригинальные авторские работы (рис. 2).

Рис. 1. Изделия в технике елецкого кружевоилетения на коклюшках. Авторские работы студентов

Рис. 2. Интерпретирование традиционных приемов лепки романовской игрушки в авторских работах студентов «Донские казаки» и «Христославы»

На учебных занятиях по дисциплине «Художественный текстиль» студенты осваивают технологию изготовления дерганых поясов, приемы ткачества на дощечках (перекладывание и вращение дощечек вперед с «перещёлкиванием») и ткачества на бердышке. Комбинирование цветовых сочетаний, экспериментирование с различными способами заправки нитей позволяют создавать тканые изделия с разнообразными узорами (рис. 3).

Рис. 3. Тканые пояса. Работы студентов

Обращаясь к многообразию традиционных кистевых росписей и виртуозному искусству лаковой живописи, будущие художники-педагоги постигают их условно-символический язык, формируют эстетические представления о мире и природе. Проектируя изделия, декорируемые мотивами мезенской, городецкой, хохломской росписей, студенты учатся трансформировать природные формы в декоративные с помощью характерных для данных промыслов стилистических приемов (рис. 4).

Рис. 4. Авторские изделия с мотивами традиционных кистевых росписей.

Работы студентов.

В ходе выполнения практических заданий, обучающиеся овладевают методами подражательной и творческой стилизации [6, с. 247-248]. Применяя метод творческой стилизации, создают декоративные формы на основе авторского видения и художественного интерпретирования реальных объектов, включающие элементы новизны. Используя метод подражательной стилизации, будущие художники-педагоги опираются на определенный образец, в качестве которого выступает произведение традиционного прикладного искусства, и выполняют творческие работы в соответствии со стилистикой его мотивов.

При создании авторских изделий с лаковой миниатюрной живописью обучающиеся выбирают и анализируют источники творчества, определяют сюжеты для росписи. Разработка предварительных эскизов способствует формированию у студентов грамотного подхода к созданию художественного изображения, развитию их творческого мышления. Особое внимание они уделяют достижению композиционного единства формы и декора изделия, ритмическому цветовому сочетанию элементов росписи, выделению планов миниатюрного изображения.

Посредством построения общего колорита работы, обучающиеся передают определенное эмоциональное отношение к объекту, свои творческие идеи и замыслы (рис. 5).

Сформированные в процессе изучения традиционного прикладного искусства универсальные, общепрофессиональные и обязательные профессиональные компетенции являются необходимым условием успешности студентов в работе с детьми в общеобразовательных школах и

учреждениях дополнительного образования, приобщении их к культурному наследию страны.

Рис. 5. Изделия, декорированные росписью в технике лаковой живописи.

Работы студентов.

В рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ обучающиеся разрабатывают и апробируют программы внеурочной деятельности, дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, включающие изучение традиционного прикладного искусства.

На основе одной из дополнительных общеразвивающих программ по обучению детей с ОВЗ ручному ткачеству был разработан проект «Возрождая традиции - помогаем детям!», который стал призером Всероссийского конкурса волонтерских инициатив «Доброволец России -2020» и получил грант на реализацию.

Данная программа была апробирована в условиях детского оздоровительного лагеря в летнее каникулярное время. Обучающиеся знакомились с историей ткачества, его образно-выразительными средствами, свойствами материалов, изучили символику русского орнамента. Дети изготовляли простые крученые и дерганые шнуры, ткали на дощечках и бердышке, работали на настольном ткацком станке.

В результате, реализация дополнительной общеразвивающей программы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья ручному ткачеству содействовала приобщению их к народной культуре, приобретению ими навыков традиционного ремесла, улучшению психоэмоционального состояния и социализации обучающихся посредством общения в «творческой» группе.

Выводы

Компетентностный подход в профессиональной подготовке художников-педагогов базируется на формировании когнитивных

способностей обучающихся, их мотивации к самосовершенствованию в творческой деятельности и развитию личностных качеств, построении образовательного процесса на основе интеграции учебных дисциплин, способствующих повышению теоретической и практической подготовки студентов в области традиционного прикладного искусства. Будущие художники-педагоги учатся самостоятельно приобретать и углублять знания в сфере народного творчества, совершенствовать технические навыки обработки различных художественных материалов, адекватно оценивать результаты своего труда, проявлять индивидуальность в варьировании в рамках традиции, обогащать опыт креативной деятельности и понимать его значимость в профессии. У студентов также развиваются важные личностные качества - осознание своих возможностей, стремление к овладению традиционными технологиями и методиками создания изделий предметной среды, потребность в самореализации.

Широкий спектр умений, полученных в процессе обучения в вузе, даёт возможность в будущем молодым педагогам в области изобразительного искусства и технологии найти свою нишу в профессии, выбрать наиболее интересное направление в самостоятельном творчестве. Способность к самообразованию и саморазвитию, умение вести научно-исследовательский поиск стимулируют их личностный рост, повышают уровень компетентности, обеспечивают конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Литература

1. Атаманова Е.Т. Елецкое кружево как уникальный туристский бренд территории / Е.Т. Атаманова // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития туризма». -Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2020. - С. 199-205.

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

3. Борисова Е.А. Методика обучения традиционным народным ремеслам и промыслам (на примере елецкого кружевоплетения на коклюшках): исторический опыт и новые технологии / Е.А. Борисова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2020. - № 1 (49). - С. 31-40.

4. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - Москва: Логос, 2009. - 335 с.

5. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы / С.А. Давыдова. - Санкт-Петербург, 1892. - 166 с.

6. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие / К.Т. Даглдиян. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 312 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. -Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

8. Зиновьева С.А. Исследование педагогических технологий при обучении студентов декоративно-прикладному искусству / С.А. Зиновьева, Ю.А. Бекетова, О.В. Демакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 103-105.

9. Народное искусство. Исследования и материалы / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 1995. - 205 с.

10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - Москва: Высшая школа, 2004. - 511 с.

11. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Субетто. -Санкт-Петербург - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

12. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево / В.А. Фалеева. -Москва: Книга по Требованию, 2012. - 336 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021. pdf (дата обращения: 10.01.2022).

14. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.

15. Шаталова Л.С. Методические указания по технологии плетения елецкого кружева / Л.С. Шаталова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2017. - 54 с.

References

1. Atamanova E.T. Eleczkoe kruzhevo kak unikal'ny'j turistskij brend territorii / E.T. Atamanova // Materialy' IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktuafny'e problemy' razvitiya turizma». - M.: FederaTnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vy'sshego obrazovaniya «Rossijskij gosudarstvenny'j universitet fizicheskoj kurtury\ sporta, molodyozhi i turizma (GCzOLIFK)», 2020. - S. 199-205.

2. Bajdenko V.I. Vy'yavlenie sostava kompetencij vy'pusknikov vuzov kak neobxodimy'j e'tap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: Metodicheskoe posobie / V.I. Bajdenko. - Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 72 s.

3. Borisova E.A. Metodika obucheniya tradicionny'm narodny'm remeslam i promy'slam (na primere eleczkogo kruzhevopleteniya na koklyushkax): istoricheskij opy't i novy'e texnologii / E.A. Borisova // Psixologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. - 2020. - №1 (49). - S. 31-40.

4. Verbiczkij A.A. Lichnostny'j i kompetentnostny'j podxody' v obrazovanii. Problemy' integracii: monografiya / A.A. Verbiczkij, O.G. Larionova.

- Moskva: Logos, 2009. - 335 s.

5. Davy'dova S.A. Russkoe kruzhevo i russkie kruzhevnicy / S.A. Davy'dova. - SPb, 1892. - 166 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Dagldiyan K.T. Dekorativnaya kompoziciya: uchebnoe posobie / K.T. Dagldiyan. - Rostov n/D: Feniks, 2008. - 312 s.

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevy'e kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podxoda v obrazovanii / I.A. Zimnyaya. -Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

- 42 s.

8. Zinov'eva S.A. Issledovanie pedagogicheskix texnologij pri obuchenii studentov dekorativno-prikladnomu iskusstvu / S.A. Zinov'eva, Yu.A. Beketova,

0.V. Demakova // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. -2020. - № 67-1. - S. 103-105.

9. Narodnoe iskusstvo. Issledovaniya i materialy' / Sost. i nauch. red.

1.Ya. Boguslavskaya. - SPb: Gosudarstvenny'j Russkij muzej, 1995. - 205 s.

10. Polonskij V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike / V.M. Polonskij. - Moskva: Vy'sshaya shkola, 2004. - 511 s.

11. Subetto A.I. Ontologiya i e'pistemologiya kompetentnostnogo podxoda, klassifikaciya i kvalimetriya kompetencij / A.I. Subetto. - SPb - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. - 72 s.

12. Faleeva V.A. Russkoe pletenoe kruzhevo / V.A. Faleeva. - Moskva: Kniga po Trebovaniyu, 2012. - 336 s.

13. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart vy'sshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_15062021. pdf (data obrashheniya: 10.01.2022).

14. Shadrikov V.D. Novaya model' specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostny'j podxod / V.D. Shadrikov // Vy'sshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № 8. - S. 26-31.

15. Shatalova L.S. Metodicheskie ukazaniya po texnologii pleteniya eleczkogo kruzheva / L.S. Shatalova. - Elecz: EGU im. I.A. Bunina, 2017. - 54 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.