74
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
Статья поступила в редакцию 21.11.2008 г.
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2008 Гаджиев Р.Д.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
В статье рассмотрена проблема реализации компетентностного подхода е профессионально-педагогическом образовании. Выявлены ключевые компетенции (когнитивная, операционально-технологическая, мотивационная, этическая, социальная и поведенческая), их критерии и показатели сформирован-ности компетентности будущего педагога профессионального образования.
The author of the article considers the problem of realization of the competent approach to the professional pedagogical training. The key (cognitive, operational technological, motivational, ethical, social and behavioural) competences, their criteria and parameters of the development of future teachers’ competencein the sphere of professional are revealed.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, профессиональная компетентность, подход, компетентностный подход.
Keywords: competences, competence professional competence, approach, competence approach.
Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций развития в мире, нового взгляда на стратегические цели, приоритетно направленные на создание условий для успешной адаптации подрастающего поколения к изменяющимся социально-экономическим условиям жизнедеятельности. Важной задачей современного общества является воспитание конкурентоспособной личности, в связи с чем процессы обучения и воспитания рассматриваются как средства развития личности не только как индивида, но и как члена социума. Мировые процессы глобализации образования актуализируют потребность в личности, способной осуществлять свободный и социально ответственный выбор. С этих позиций
вопросы социальной компетенции личности представляют собой теоретическую и практическую проблему, связанную с решением задач формирования общества, где личностный фактор выдвигается на первое место. Все это обусловливает необходимость исследования проблемы реализации компетентностного подхода в образовании [3].
С введением компетентностного подхода в профессионально-
педагогическое образование связывают качественное изменение системы подготовки специалистов, так как более очевидной становится потребность оценивать результаты не только по уровню знаний, но и успешности и полезности деятельности личности, эффективно взаимодейст-
Психолого-педагогические науки
75
• ••
вующей с окружающими и т.д. Следовательно, одним из критериев оценки компетентности специалиста становится образованность, проявляющаяся в личностных характеристиках выпускников. При этом компе-тентностный подход акцентирует внимание на результат образования, в качестве которого выступает не сумма усвоенной информации, а способность личности действовать в различных ситуациях, так как компетентность личности характеризуется тем, что результаты образования признаются значимыми за пределами самой системы.
Реализация компетентностного подхода в педагогическом вузе предполагает не только формирование системы знаний, умений и навыков студентов по конкретному предмету, но и решение задач обеспечения соответствующих ключевых компетенции личности. Кроме того, введение указанного подхода позволит качественно изменить образовательный процесс педагогического вуза, подготовку специалиста и даст возможность использовать государственные образовательные стандарты, максимально приближенные к современным требованиям общества.
С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности в педагогическом вузе становится формирование специалиста-педагога, владеющего определенными ключевыми компетенциями. Вопрос формирования совокупности компетенций, характеризующих профессиональную компетентность студента педагогического вуза, является важным в социальном, психологическом, педагогическом планах, так как заложенные уровни знаний, умений и навыков позволят студентам в дальнейшем самостоятельно и успешно строить свои взаимоотношения с окружающей средой.
На современном этапе основной целью высшего профессионального образования выступает не столько
формирование системы знаний и практических умений, необходимых для будущей профессии, а развитие творческой активности, обеспечивающей социальную адаптирован-ность конкурентоспособность личности. Поскольку сегодня выпускник вуза выходит на рынок труда со своим «товаром», в качество которого выступают профессия, уровень квалификации, мастерства, очень важно не только освоить профессию, пользующуюся спросом на региональном рынке труда, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть культурой профессиональной деятельности, чтобы быть конкурентоспособным, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя» - работодателя.
Следовательно, признавая актуальность и необходимость внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс педагогического университета, в первую очередь целесообразно обеспечить учет требований государственного стандарта специалистов в системе профессионального образования, где особое внимание акцентируется на готовности педагога к осуществлению разных видов профессиональной деятельности (образовательновоспитательной, учебнометодической, социально-
педагогической и т.д.) с учетом специфики специальности и направления подготовки. Наполнение обозначенных видов деятельности соответствующими компетенциями разного уровня позволит, на наш взгляд, сохранить на этапе модернизации высшего профессионального образования его практическую ориентированность и фундаментальность.
Нужно отметить, что эффективность реализации компетентностного подхода обусловливается набором ключевых компетенций как совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов. В рамках личност-
76
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
но-ориентированной парадигмы реализации компетентностного подхода предполагается формирование набора компетенций, ориентированных на смысловую составляющую педагогической деятельности. Обладая компетенциями, выработанными в специально инициированной учебной деятельности, будущий учитель получает возможность выстраивать свою индивидуальную педагогическую работу адекватно требованиям времени.
Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, что обеспечивает личностную окрашенность [6]. Соответственно изменяется представление о ключевых компетенциях, которые проявляются в личностно осознаваемой, имеющей личностный смысл системе знаний, умений, навыков, приобретающий универсальное значение, поскольку может быть использована в различных видах педагогической деятельности при решении множества значимых проблем [2].
Таким образом, ключевые компетенции представляют личные цели студента, смыслы его образования и профессиональной деятельности. Следовательно, включение ключевых компетенций в содержание образования следует рассматривать как путь перехода от обезличенных, отчужденных «значений» к личностным смыслам, пристрастному, ценностному отношению к учению. Перевод знаний во внутреннее состояние личности, в личностные качества определяется включенностью индивидуального сознания, первоочередная самоорганизация роста которого происходит при педагогической инициированной «встрече» двух содержаний: знаний и сознания. В этом контексте понятие «личностный компонент ключевой компетенции» уточняется термином «человеческий капитал», значение и необходимость
• ••
которого для качественного роста отмечены представителями такой отрасли знания, как психология.
Следовательно, ключевые компетенции будущего педагога, связанные с умением понимать, принимать и корректировать ценности и смыслы партнеров по профессиональному общению, трактуются с позиций оп-редмечености, проявляемой в процессе обучения, общения уровнями поддающихся измерениям способностей (тенденций) к самоактуализации, эмпатии, субъектному контролю и т.д. Кроме того, личностно-окрашенные умения самоорганизуе-мого учения обеспечивают определение явных и скрытых источников противоречий, проблем, конфликтов в различных ситуациях общения; критичность анализа устоявшейся точки зрения; поиск и нахождение новых ориентиров в общении через умения по передаче информации, ускорению принятия решения; преодолевать противоречия между заданным пониманием содержания общения и контекстом меняющихся обстоятельств. На основе вышеизложенного можно заключить, что содержание компетентности включает в себя существенные качественные признаки, среди которых мобильность знания, гибкость и критичность мышления, их сформированность отличают компетентного специалиста от неквалифицированного работника. При этом данные качества лежат в основе способности педагога быстро ориентироваться в сложных условиях профессиональной и социальной жизни.
Профессиональная компетентность педагога включает не только профессиональные навыки, умения и знания, но и индивидуальные способности, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности, определяемые единством специальной, методологической и психолого-
педагогической составляющих подготовки студента. Итак, готовность специалиста к профессиональной дея-
Психолого-педагогические науки
77
• ••
тельности заключается в усвоении им полного состава специальных знаний и отношений педагогической деятельности, а также в сформированное™ и зрелости профессионально значимых качеств личности, что в первую очередь связанно с наличием ключевых компетенций.
В психолого-педагогической литературе выделяют разные виды профессионально-личностной компетентности и компетенций, которыми в определенной мере должен обладать выпускник педагогического вуза как представитель педагогической профессии [1]:
- общепрофессиональная компетентность, характеризующая совокупность компетенций общей педагогической направленности;
- специальная компетентность, характеризующаяся специфической для данной профессии совокупностью компетенции;
- социальная компетентность, характеризующая готовность к вхождению и реализации вышеуказанных компетенций в социуме;
- индивидуально-личностная компетентность, характеризующая проявление и накопление личностных и психологических качеств, а также возможность их реализации в профессиональном и личностном жизнетворчестве.
Для реализации компетентностно-го подхода в педагогическом вузе должна быть разработана система оценки качества подготовки специа-
Примечания
листов, позволяющая выявить у будущих педагогов уровень сформированное™ ключевых компетенций. По нашему мнению, критерии и показатели сформированное™ ключевых компетенции могут выступать:
- мотивационный (профессиональные ценности, профессиональное мировоззрение, выполнение этических норм профессии, профессиональные мотивы (внешние и внутренние), профессиональные цели, профессиональная рефлексия, готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне ее и др.);
- операциональный (способности к
осуществлению педагогической деятельности, результативность деятельности, профессиональные умения, навыки, владение современными технологиями профессионально-
личностного роста, индивидуальный стиль профессиональной деятельно-стиидр.);
- социальная активность, включающая умение вступать в продуктивное взаимодействие, показывать значимость педагогической деятельности, методов и форм инновационной деятельности в профессии и т.д.
Компетентностный подход в образовательном процессе педагогического вуза должен способствовать качественному изменению подготовки специалиста, обеспечить возможность использования государственных образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на современный уровень подготовки.
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-
методологического анализа. М. : Педагогика. Вып. 4. 2005. С. 19-27. 2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. М. : Педагогика. Вып. 10. 2003. 3. Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. - М. : АПК и ПРО, 2003. 101 с. 4. Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. Интернетжурнал «Эйдос». 2007. 5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе//КОГИТО-ЦЕНТР. М. : 2002. 6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. Высшее образование сегодня: 2004. № 3.
Статья поступила в редакцию 05.12.2008 г.