Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в подготовке преподавателей технических вузов'

Реализация компетентностного подхода в подготовке преподавателей технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВАРИАНТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / METHODOLOGICAL APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / COMPETITIVENESS / COMPETENCE INVARIANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Мария Ивановна

Статья посвящена внедрению комптентностного подхода для подготовки преподавателей технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PREPARATION OF TEACHERS OF TECHNICAL UNIVERSITY

This paper is devoted to introducing komptentnostnogo approach for training teachers of technical colleges.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в подготовке преподавателей технических вузов»

Указанный тип кредитной линии применяется, если не представляется возможным точно определить общую сумму необходимых денежных средств для осуществления финансирования. В основном используется, если в соответствии с целями финансирования требуется осуществлять периодические платежи по контрактам, сроки действия и сумма которых могут изменяться, или производить объемные закупки для хозяйственной деятельности в определенные периоды. Как правило, кредитная линия с лимитом задолженности применяется для пополнения оборотных средств.

3. Овердрафт - кредитование банком расчетного счета предприятия при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств в целях оплаты расчетных документов с указанного счета в пределах определенного лимита (лимита кредитования).

Овердрафт используется в случае возникновения у предприятия при осуществлении основной деятельности разрывов в поступлении денежных средств, период которых обычно составляет не более месяца, при этом предприятие обеспечивает стабильные и достаточные обороты по расчетным счетам, открытым в банке.

Наиболее выгодными, на наш взгляд, для предприятия являются долгосрочные займы и кредиты, к которым относятся обязательства со сроком погашения свыше одного года. Долгосрочные источники привлечения являются полноценными инвестиционными ресурсами, которые могут быть вложены в масштабные проекты,

А.Н. Бурганов

УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ...

способные окупить издержки предприятия к моменту погашения задолженности [5, с.99].

Использование заёмного капитала является фактором успешного непрерывного функционирования предприятия, способствующим оперативному сокращению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующим о высокой степени надежности среди кредиторов и обеспечивающим повышение рентабельности собственных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. // Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 639 с.

2. Ковалев В.В. Управление финансовой структурой фирмы: учеб.-практ.пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 256 с.

3. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

4. Курилова А.А. Прогноз развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышленности // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 10-14.

5. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Механизм управления затратами на предприятиях автомобилестроения на основе финансового планирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 98-103.

MANAGEMENT OF THE COMPANY'S BORROWED CAPITAL

© 2012

A.N. Burganov, financial Director

LLC «Verona-motors-Togliatti, Togliatti (Russia)

Annotation: In the current economic conditions for the successful conduct of business activity, the company needs in borrowed resources. The effective management of the borrowed capital depend on the company's results.

Keywords: borrowed current assets, financial instruments, management efficiency of borrowed capital, value of credit.

УДК 372.881.1

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© 2012

М.И. Гаврилова, старший преподаватель

Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств,

Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена внедрению комптентностного подхода для подготовки преподавателей технических вузов.

Ключевые слова:методологическийподход; компетентностный подход; компетентность; конкурентоспособность; инвариантные компетенции.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (преамбула), образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) образовательных уровней (образовательных цензов)». Исходя из этого определения, можно сказать, что образование - это процесс, а значит ему присуще такое свойство, как протяженность во времени и наличие определенных стадий.

Получение хорошего высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития практически любой страны. Меняющиеся технологии на рубеже веков, опираются на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связываются с геополитической конкуренцией ведущих стран мира за такие ресурсы, которые становятся важнейшими ф акторами, определяющими не только экономику, но и политику нового века.

На сегодняшний день существует проблема совершенствования методики обучения спецдисциплин

при подготовке преподавателей, которая основана на требованиях ГОС ВПО нового поколения, а также может реализовываться с помощью компетентностного подхода в образовании. Вследствие чего происходит формирования у студентов знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций в области специальных технических дисциплин.

В данный момент в России складывается ситуация в образовании определяющая необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, а так же связь с обучением и профессиональной подготовки молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. Процесс подготовки специалиста в сфере образования играет огромную роль в ориентации на личность и компетентность, которая позволяет существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. В наше время все более востребованными становятся компетентные специалисты в образовательной среде, которые способны эффективно действовать в новейших динамичных

социально-экономических обстановках. Целью профессионального образования является приобретения профессиональной квалификации, а так же получения возможности справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Повысить качество образования это одна из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решить эту проблему можно с помощью связи с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением целей и результатов образования. Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «использование подобного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий».

Умения использовать эти технологии, понимать их применения, знать слабые и сильные стороны и способы к критическому суждению в отношении информации, распространять массмедийные средства и рекламу; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».По мнению специалистов, ключевая компетенция - это адекватное проявления социальной жизни человека в современном обществе. По своей природе они являются социальным отражением особенности взаимодействия, общения, применения информационных технологий.

Как показала практика образовательной деятельности высших учебных заведений, в научно-педагогических исследованиях актуальной становится проблема учебно-методического обеспечения подготовки учителей на основе инновационных подходов, к числу которых относится компетентностный.

Компетентностный подход - это попытка привести образование, в том числе и высшее профессиональное, в соответствие с потребностями рынка труда, а так же это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования (система обеспечения качества). Под результатами мы понимаем набор компетенций, которые включают знания, понимание и навыки обучения, и определяют для программы в целом. Созданная система степеней потребует модификации всей парадигмы высшего образования, таких как метод обучения, процедура и критерии оценки, способы обеспечения качества образования. Разработанная квалификация содержит термины компетенций и результатов обучения, которые находят решения задач по выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Компетентностный подход позволяет сохранить гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана, что является его преимуществом. Компетентностная модель специалиста, сориентированного на сферу профессиональной деятельности, привязанная к конкретному объекту и предмету труда, тем самым позволяет обеспечить маневренность выпускника в изменяющихся условиях рынка труда. Представленная модель описывается таким набором компетенций, которым должен обладать выпускник вуза, при этом он должен быть подготовлен и иметь степень готовности к выполнению конкретных обязанностей. На сегодняшний день в Российской Федерации (РФ) Департаментом государственной политики в сфере образования основана рабочая группа, которая занимается вопросами по созданию макета структуры государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. В ее задачу входит описание характеристик общих целей высшего образования, а 8

также разработка компетентностных моделей бакалавра и магистра. Сущность модели содержится в том, что компетенции бакалавра по специальности заключаются из компетенций инвариантных к области деятельности и специальных. Так, инвариантными к области деятельности будут является социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции будут разрабатываться применительно к области деятельности для конкретных направлений и специальностей. Если рассматривать к сфере деятельности «техника и технология» то эти компетенции будут описываться производственно-технологическими, расчетно-проектными, экспериментально-исследовательскими, эксплуатационными, а специальные компетенции, которые относятся к сфере деятельности «лингводидактика», будут, состоят из учебно-развивающей, научно-методической, научно-исследовательской, научно-педагогической.

При решении организационно-производственных задач, осуществления проектов магистр должен обладать компетенциями более высокого уровня, а так же владеть современными подходами к работе с персоналом, методикой создания инновационных коллективов. Наряду с этим, в основе магистра является подготовка основных методов организации научных исследований и управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции.

С данным подходом связывают идеи открытого заказа на содержание образования со стороны развивающегося рынка труда и потенциальных работодателей.

Профессиональные компетенции можно

формулировать через личные возможности студента, которые позволяют ему самостоятельно и эффективно решать задачи, выраженные им самим или руководством организации. При этом применять известные теоретические модели при анализе конкретных ситуаций, выработки алгоритма принятия решения, а также умения делать логические обобщения и выводы, используя доступную информационную базу.

Главным условием компетентностного подхода при реализации организации воспитательно-образовательного процесса вуза является использование комплекса профессиональных компетенций, которые обеспечиваются организационно-педагогическим

учебным процессом в соответствии с главным направлениям формирования профессиональной компетентности студентов.

Анализируемый подход дает вузам большую академическую свободу, создавая учебные планы и программы, при этом задача преподавателей является выработать у учащихся определенные профессиональные компетенции.

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что на сегодняшний день образования педагогов по специальным дисциплинам в условиях информатизации и принятия Болонской декларации показывает, что достаточно остро ощущается востребованность в образовании преподавателей в области технических спецдисциплин. В настоящее время также испытыва-ется отставание вариативной части обучения от социального заказа общества в целом, и рынка труда в частности. Отсюда следует, что необходимы корректировка и предложение методики обучения направленной на адаптацию вариативности содержания к быстро меняющимся потребностям общества в профессионально-компетентностных преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенько Ю. В. Стиль педагогического мышления в вопросах: Учебное пособие - М.: Дрофа, 2009. - 272 с.

2. Ярыгин О.Н. Математические аспекты сравнения компетентностей: субъектность, недизъюнктивность, нетранзитивность // Вектор науки ТГУ. 2011. 2. С. 24-28.

3. Сыротюк С.Д. Самообучающиеся организации как перспективная форма управления компетентностью персонала // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 72-77.

4. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Изучение системной динамики как инструмент формирования компетентности менеджера и исследователя // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 206-209.

5. Денисова О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 179-184.

6. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1. С. 309-313.

7. Бабошина Э.С. Реализация внутреннего контроля системы управления государственными образовательными учреждениями // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 7-12.

8. Денисова О.П. Оценка деятельности образовательной организации на основе аналитического подхода // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1.1. С. 78-83.

9. Козак И.В. Ценностно-смысловое ядро как основа становления воспитательной системы инновационной школы // Азимут научных исследований: педагогика и

психология. 2012. № 1. С. 32-35.

10. Денисова О.П. Профессиональная успешность сотрудников вуза и эффективность работы в высшей школе при подготовке к экспертизе качества // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С.17-21.

11. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специалистов // Вектор науки ТГУ. 2011. 4. С. 504-510.

12. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2.

13. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.

14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.

15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки бакалавра, 2004.

16. Кузьминов, Я.И. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход / Я.И. Кузьминов, Л.Л. Любимов, М.В. Ларионов.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PREPARATION OF TEACHERS

OF TECHNICAL UNIVERSITY

© 2012

M.I. Gavrilova, senior lecturer

Togliatti branch of Moscow State University Food Production, Togliatti (Russia)

Annotation: This paper is devoted to introducing komptentnostnogo approach for training teachers of technical colleges. Keywords: methodological approach, competence-based approach, competence, competitiveness, competence invariant.

УДК 376.3

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ

© 2012

Ю.Е. Криводонова, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: В данной статье наглядно раскрываются особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации. Метод наблюдения является фактором, способствующим коррекции неадекватности в поведении слепых и слабовидящих.

Ключевые слова: адаптация, межличностное взаимодействие, слепота и слабовидение, метод наблюдения.

В тифлопсихологии и коррекционной педагогике немаловажную роль играет использование метода наблюдения в психологических и педагогических исследованиях личности, поведения и межличностных отношений слепых и слабовидящих людей.

Актуальность проведения наблюдения для педагогов, непосредственно участвующих в реабилитационном процессе объясняется наличием негативных особенностей личности и поведения у слепых и слабовидящих людей, обусловленных дефектом зрения. В результате возникновения сенсорной депривации у человека возникает стресс, который тем или иным образом сказывается на его поведении, межличностных отношениях. Поэтому, проведение метода наблюдения в диагностических целях позволяет наиболее безболезненно выявить негативные особенности слепых и слабовидящих людей, препятствующие их адаптации в обществе, и наметить пути для дальнейшей психолого-педагогической коррекции.

Цель экспериментального исследования стало выявление особенностей поведения, межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей.

База экспериментального исследования: Центр реабилитации слепых г. Бийска, БПГУ им. В.М. Шукшина.

Выборка испытуемых состояла из 2 групп: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2 группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 2330 лет. Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 96 человек.

Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.

Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения.

Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности. Особенности межличностного взаимодействия фиксировались на диктофон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.