УДК 37.0+371+378
Зотова Елена Анатольевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Новосибирского государственного технического университета, elenzot@mail.ru, Новосибирск
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость анализа преподавателями своей педагогической деятельности и совершенствования психолого-педагогических компетенций, способствующих развитию творческого потенциала. Подчеркивается важность внедрения компе-тентностного подхода в современное обучение.
Ключевые слова: качество педагогической деятельности; творческий потенциал; личностное развитие, компетентностный подход;
Zotova Yelena Anatolyevna
Senior teacher of the Foreign Languages Department at the Novosibirsk State Technical University, elenzot@mail.ru, Novosibirsk
REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN TEACHERS PEDAGOGICAL ACTIVITY
Abstract. In this paper we substantiate the necessity of the teaching activity analysis and the improvement of the phychologo-pedagogical competences' quality, leading to the development of creative potential, by the teachers of different educational establishments. In this connection the importance of the competence approach in modern education is underlined.
Keywords: competence approach; creative potential; teaching activity quality; personality development.
Инновационные процессы, происходящие в высшей школе, обусловлены постоянно меняющимися потребностями общества в целом. Качество образования напрямую зависит от того, насколько готов выпускник адекватно реагировать на всевозможные изменения.
Представляется очень важным разумно и творчески относиться к инновационным процессам в сфере образования, уметь выделять их слабые и сильные стороны, видеть возможные проблемы и пути их решения. Чтобы справиться с подобной задачей, преподавателям и студентам необходимо активизировать свой творческий потенциал.
Н. В. Кузьмина [5] трактует творческий потенциал как «фактор, заложенный самой природой в человеке, - это его природные задатки, чувствительность нервной системы, мозга, темперамент, конституция, потребности». Творческий потенциал человека реализуется в разных видах деятельности с
момента рождения, в том числе в общении, познании и труде. Мы под творческим потенциалом, будем понимать способность человека к саморазвитию, самореализации, созданию нового и совершенствованию уже известного. Активизация творческого потенциала является важным моментом в работе преподавателей высшей школы. Однако часто преподаватель вуза реализует свой творческий потенциал лишь в рамках своего предмета и значительно реже переносит творчество на педагогический аспект своей профессиональной деятельности.
Анализ литературы по педагогическому творчеству, опрос студентов и преподавателей Новосибирского государственного технического университета, позволяет сделать вывод, что творческий педагог - это, прежде всего, педагог-исследователь, который имеет:
• высокий уровень интеллектуального и культурного развития;
• хорошее знание своего предмета;
• исследовательский подход к образовательному процессу и его участникам;
• высокий уровень рефлексии;
• инновационную потребность;
• высокий уровень умений, связанных с решением педагогических задач;
• потребность в постоянном повышении квалификации;
• потребность к самосовершенствованию;
• самостоятельность суждений и выводов.
Также были отмечены такие черты, как
развитая педагогическая интуиция, гибкость ума, организаторские способности, богатое воображение, способность действовать спонтанно, исходя из ситуации, умение создать благоприятный климат, умение решать существующие проблемы предвидеть новые, трудолюбие, любовь к своему делу.
Если сопоставить перечисленные выше черты с компонентами структуры профессиональной компетентности, предложенной В. Н. Софьиной [6], то можно прийти к выводу, что большинство из них относится к акме-ологической компетентности. Обучающиеся с большим интересом и плодотворностью взаимодействуют с преподавателями, имеющими высокий уровень компетенций в области саморазвития, самоактуализации и самореализации.
В настоящее время, в связи с внедрением в российское образование компетентностно-го подхода, существует большое количество научной литературы, посвященной определению терминов «компетенция», «компетентность» и выделению их видов. Что же способствует введению компетентностного подхода в образование нашей страны? Различные исследователи называют немало объективных для этого причин. Наиболее важными из них являются:
• принципиальные изменения во всех сферах жизни, и как результат - изменения почти во всех профессиях;
• кризис знаниево-просветительской парадигмы, смещение акцента с «я знаю что» к «я знаю как» [2];
• глобализация;
• возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни [1];
• усиление роли и усложнение задач «личностного развития» [Там же. ];
• развитие российской, адекватной евро-
пейской, системы высшего профессионального образования (гибкость, прозрачность, сравнимость/сопоставимость, расширение «образования в течение всей жизни») [Там же];
• появление абсолютно новых профессий и т. д.
Обращаясь к определению понятий «компетенция» и «компетентность», следует отметить, что некоторые авторы отождествляют эти понятия, другие дифференцируют их. Приведем наиболее распространенные определения.
Глоссарий терминов ЕФО (1997) [3] дает следующее определение компетенции:
1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
2. Соответствие требованиям, предъявляемым при трудоустройстве на работу.
3. Способность выполнять особые трудовые функции.
Словарь Вебстера [7] термин компетентный трактует как «having suitable or sufficient skill, knowledge, experience for some purpose, properly qualified», а компетенцию как «the quality of being competent; adequacy; possession of required skill, knowledge or capacity». В. А. Болотов [2] определяет компетентность как «способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире». И. А. Зимняя [3] разграничивает понятия «компетенция» и «компетентность», где второе «есть актуально проявляющееся в деятельности и поведении человека личностное свойство, потенциальной основой которого является компетенция как совокупность знаний и программа их реализации».
Также в исследовании понятий компетенция/компетентность внесли немалый вклад такие российские ученые, как В. И. Байден-ко, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, А. К. Маркова, В. Н. Введенский, А. В. Хуторской и др. Однако единого определения компетенции до сих пор не дано.
Мы под термином компетенция будем понимать совокупность знаний, умений и опыта, необходимых для выполнения какой-либо деятельности, а также способность интегрировать эти знания, умения и опыт в различные сферы своей жизнедеятельности. Под компетентностью мы понимаем
личностную характеристику, выражающую степень владения человеком той или иной компетенцией.
В литературе, посвященной компетент-ностному подходу, немалое место уделено видам компетенций. Согласно «Глоссарию терминов...» ЕФО [3] существуют четыре модели (или способа) определения компетенций, основанные:
• на параметрах личности;
• выполнении задач и деятельности;
• выполнении производственной деятельности;
• управлении результатами деятельности.
В настоящее время существует большое
количество всевозможных видов компетенций, однако все они являются составляющими ключевых (основных) компетенций, определенных Советом Европы, которыми должны обладать современные выпускники высшей школы.
Можно сказать, что ключевые компетенции - это компетенции, которые могут обеспечивать успешную жизнедеятельность человека в обществе. Предполагается, что именно компетентностный подход в образовании и может обеспечить эту успешную жизнедеятельность.
Данный подход способствует развитию творческого потенциала личности, так как на первое место он выдвигает не столько сумму знаний, полученных в какой-то области, сколько умения разрешать проблемные ситуации, возникающие в различных сферах жизни. Особенность компетентностного обучения заключается в том, что усваивается не готовое, кем-то предложенное знание, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Важны не только знания, которые приобрел обучающийся, но и то, был ли он лишь потребителем информации или активно участвовал в образовательном процессе, развивая тем самым свои творческие способности.
Преподаватель призван способствовать развитию творческого потенциала студентов посредством совместной с ними интеллектуальной деятельности. Истину обучающийся и обучающий ищут вместе (по крайней мере, преподаватель имитирует и организует этот поиск). Организация совместного поиска истины требует серьезной подготовки преподавателя.
Как правило, преподаватели понимают важность совершенствования своих предметных компетенций, однако необходимо также осознавать важность и психолого-педагогических компетенций как совокупность психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности, реализации творческого потенциала. Психолого-педагогические знания включают знания из области психологии, дидактики, методики и других наук, значимых для деятельности педагога. Умения включают общеизвестные компоненты: проектировочный, конструктивный, организаторский, гносеологический (исследовательский), коммуникативный.
Преподаватель, обладающий высоким уровнем психолого-педагогических компетенций, несомненно, владеет умениями, направленными на самоанализ и самопознание, ведущими к саморазвитию и самосовершенствованию, иными словами, высокий уровень развития акмеологической компетентности.
Для повышения качества профессионально-педагогической деятельности существует немало способов. Один из наиболее распространенных - это курсы повышения квалификации. Чтобы сделать процесс обучения более интересным, нами использовался метод создания «комплексных курсов». Учитывая тот факт, что в преподавательской среде существует явный интерес к изучению иностранных языков (в частности английского), на ФПК НГТУ был создан двупла-новый курс для преподавателей вузов, руководителей образовательных учреждений, магистрантов и аспирантов, планирующих в будущем заниматься педагогической деятельностью. Двуплановость данного курса состоит в том, что выполняя свою основную задачу (совершенствование знания английского языка преподавателями), он также был призван помочь обучающимся:
• понять необходимость анализа своей педагогической деятельности и совершенствования своих психолого-педагогических компетенций (что может быть толчком к развитию творческого потенциала);
• приобрести базовые знания по английскому языку, которые необходимы для обсуждения с зарубежными коллегами про-
блем в сфере образования.
• В программу курса входит:
• знакомство с тенденциями развития современного образования (включая Болон-ский процесс и вхождение России в общеевропейское образовательное пространство);
• обсуждение проблем качества образования;
• обсуждение вопросов, связанных с внедрением компетентностного подхода;
• обсуждение возможных подходов к решению современных проблем образования;
• знакомство со способами решения педагогических задач;
• знакомство с новыми методиками преподавания в нашей стране и за рубежом, ориентированными на развитие творческого потенциала обучающихся.
Проанализировав результаты анкет и личных интервью с преподавателями, прошедшими описанный выше курс, можно сделать вывод, что большинство из них осознали свои затруднения в педагогической деятельности и у них появилось желание изменить некоторые аспекты своей профессионально-педагогической деятельности, повысить
уровень уже имеющихся компетенций и приобрести новые.
Библиографический список
1. Байденко В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. -30с.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. -2003. - № 11. - С. 10-13.
3. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. -ЕФО, 1997. - 160 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38с.
5. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. -СПб.: Политехника,2002. -189 с.
6. Софьина В. Н., Клюев В. А. Акмеологиче-ский подход к анализу и развитию профессиональной компетентности государственных служащих: монография. - СПб.: ЗАГС, 2008. - 150 с.
7. The New Webster's Encyclopedic Dictionary of the English Language. -New York, -1997. -138 p .