Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза'

Реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE APPROACH / TEACHING METHODS / ASSESSMENT OF LEARNING RESULTS / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / SPECIALISTS' TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION / SOCIAL AND PERSONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нордман И. Б.

В статье рассматривается компетентностный подход как решение проблемы качественной подготовки специалистов. Подчеркивается особая значимость компетентностного подхода для современного этапа развития высшего образования, принята во внимание необходимость качественных изменений на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Показаны элементы компетентностного подхода в учебной, самостоятельной, научно-исследовательской, воспитательной работе, а также в области контроля в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нордман И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of competence approach in educational activities of a higher school

The article deals with the competence approach as a solution of the problem of qualitative vocational training. The special value of the competence approach for the modern stage of higher education development is emphasized, taking into account the need for qualitative changes at all levels of the educational process. The author considers the elements of the competence approach in training, independent and research work, as well as educational activities and monitoring and assessment in a higher school.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза»

УДК 378.01

Нордман Ирина Борисовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков

Тюменского государственного нефтегазового университета

РЕАЛИЗАЦИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Nordman Irina Borisovna

Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A HIGHER SCHOOL

Аннотация:

В статье рассматривается компетентностный подход как решение проблемы качественной подготовки специалистов. Подчеркивается особая значимость компетентностного подхода для современного этапа развития высшего образования, принята во внимание необходимость качественных изменений на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Показаны элементы компетентностного подхода в учебной, самостоятельной, научно-исследовательской, воспитательной работе, а также в области контроля в вузе.

Ключевые слова:

компетентностный подход, методы обучения, оценка результатов обучения, общекультурные компетенции, подготовка специалистов, профессиональное образование, социально-личностные компетенции.

Summary:

The article deals with the competence approach as a solution of the problem of qualitative vocational training. The special value of the competence approach for the modern stage of higher education development is emphasized, taking into account the need for qualitative changes at all levels of the educational process. The author considers the elements of the competence approach in training, independent and research work, as well as educational activities and monitoring and assessment in a higher school.

Keywords:

competence approach, teaching methods, assessment of learning results, general cultural competences, specialists' training, vocational education, social and personal competences.

Сложившиеся условия развития общества обнаруживают ряд проблем, связанных с общественной и экономической потребностью в качественном образовании. Данные проблемы выражаются в несоответствии профессионального образования структуре потребностей рынка труда, в отсутствии эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, в неразвитости форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики, в слабой реакции системы образования на внешние факторы [1, с. 10].

В качестве решения проблемы качественной подготовки специалистов предлагается компетентностный подход, являющийся своеобразным продолжением когнитивно-информационной, или знаниевой, концепции образования. Причиной кризиса когнитивной концепции образования является быстрое устаревание информации в связи с развитием и распространением информационных технологий. Усвоенная учащимися и студентами информация устаревает быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе [2], вследствие чего теряет свою актуальность традиционная установка на передачу необходимых знаний студентам от преподавателя. Современные условия требуют от будущих специалистов умения приобретать знания. Кроме того, в настоящий момент на рынке труда требуются не знания как таковые, а способность применять их на практике, которая выражается в выполнении специалистами определенных профессиональных и социальных задач.

В последнее время для осуществления программ подготовки специалистов компетентностный подход стал применяться наиболее активно. Современными учеными (А.Л. Андреев, Н.М. Жукова, И.А. Зимняя, К.А. Логун, Ю.В. Мещерская, Ф.Г. Ялалов) активно обсуждаются сущность и модели реализации указанного подхода. Это связано с особой значимостью компетентностного подхода для современного этапа развития высшего образования, принимая во внимание его влияние на тенденции изменения содержания образования, на технологии обучения, на нормативную и учебно-программную документацию в высшей школе. Иными словами, качественные изменения при подготовке специалистов необходимы на всех уровнях осуществления образовательного процесса - в учебной, самостоятельной, научно-исследовательской работе студентов, в области осуществления контрольно-оценочной деятельности, в учебно-воспитательной работе.

В учебной работе элементы компетентностного подхода проявляются в существовании возможностей интеграции среднего специального образования в систему высшего, а также получения дополнительного образования с целью приобретения дополнительного набора профессиональных компетенций. Изменения на уровне содержания образования отмечаются в рабочих программах дисциплин, ставящих целью владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. В учебных планах присутствуют преподавание специальной дисциплины на иностранном языке, позволяющее в будущем осуществлять профессиональную коммуникацию по специальности, а также ряд курсов по выбору, нацеленных на укрепление как общекультурных, так и общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В отличие от усвоения определенного набора знаний, умений, навыков компетенция предусматривает еще и наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний [3, с. 6-7]. Следует отметить перспективность компетентностного подхода для высшего образования в ориентации специалиста не только на усвоение узкопрофессиональных знаний, как того требовал традиционный подход, но и на приобретение личностно-ценностного опыта.

В области методов здесь присутствуют методы проектного, продуктивного и контекстного обучения, включающие имитацию и моделирование задач, решение проблемных ситуаций в профессиональной области.

В сфере контроля компетентностный подход проявляется прежде всего во введении федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), который является одним из востребованных вузами способов оценки качества подготовки будущих специалистов. Средствами ФЭПО осуществляется технология независимой оценки результатов обучения студентов. В рамках указанного подхода ФЭПО предлагает новую уровневую модель педагогических измерительных материалов, а также модель оценки результатов обучения студентов для проведения поэтапного анализа достижений обучающихся. Следует отметить также использование накопительных оценок, рейтинговой системы, тестирования как одного из основных способов оценивания, нестандартных экзаменационных процедур, показывающих не только объем приобретенных знаний, умений и навыков, но и готовность и способность пользоваться ими в практической деятельности.

В области самостоятельной работы студентов установки компетентностного подхода проявляются в основном в использовании методов и технологий, имеющих большую практическую направленность. К ним относятся в первую очередь контекстное обучение, предполагающее обучение решению профессиональных проблемных ситуаций, и проектное обучение, предполагающее проявление большей самостоятельности в решении профессионально ориентированных задач. Кроме того, в области целей самостоятельной работы студентов, прежде всего внеаудиторной, предполагается приобретение фундаментальных знаний и профессиональных компетенций по профилю изучаемой дисциплины. Значимость самостоятельной работы студентов возрастает в связи с осуществлением компетентностного подхода, поскольку, по мнению А.Л. Андреева, «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания» [4, с. 20].

То есть компетентностный подход в образовании предполагает способность человека к самостоятельному отбору информации и умению применять уже накопленные знания в различных ситуациях. Компетентностный подход предполагает также наличие серьезной и устойчивой мотивации к получению образования, в том числе и в области самостоятельной работы. Самым сильным мотивирующим фактором является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [5]. Поэтому осознание пользы от выполняемой работы и активное применение результатов работы в профессиональной подготовке являются основными факторами активизации самостоятельной работы студентов, отражающими установки компетентностного подхода.

В области научно-исследовательской работы студентов (НИРС) проводятся предметные олимпиады и конкурсы с целью проверки уровня знаний и способности решать нестандартные задачи профессиональной направленности. Многие студенты старших курсов уже работают по специальности и выбирают тему для курсового или дипломного проекта с учетом приобретенного ими профессионального опыта. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь получаемого образования с будущей профессией, дающая, в свою очередь, дополнительную мотивацию к получению дальнейших знаний и возможности проверить или применять их в практической деятельности. С переходом от цикла общеобразовательных дисциплин к циклу профессиональных отмечается все большая заинтересованность студентов в научных исследованиях, понимание практического применения результатов работы при прохождении производственной практики и,

следовательно, в будущей профессиональной деятельности. В области НИРС отмечается использование методов продуктивного и контекстного обучения, направленных на моделирование профессиональных задач и решение профессиональных проблемных ситуаций.

Область учебно-воспитательной работы в вузе характеризуется формированием общекультурных и социально-личностных компетенций будущих специалистов. Это прослеживается как на уровне учебных занятий, в особенности по гуманитарным дисциплинам, так и в области организации внеучебных мероприятий. Относительно форм работы следует отметить организацию профессионально ориентированных тренингов, конференций, кружков, сообществ, предполагающих более свободную организацию учебно-воспитательных мероприятий, вызывающих дополнительный интерес обучающихся к вопросам как профессиональной, так и общественной жизни и дающих возможность проявить себя в различных областях.

Компетентностный подход в образовании предполагает существенные изменения на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Возрастающая роль указанного подхода обусловлена потребностью общества в подготовленных уже в стенах вуза специалистах, способных эффективно решать задачи в профессиональной сфере.

Ссылки:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М., 2006. 72 с.

2. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Эйдос : интернет-журнал. 2007. 15 янв. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 18.12.2015).

3. Зеер Э.Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (5 мая 2011 г.) / науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург ; Березовский, 2011. 266 с.

4. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-26.

5. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. URL: http://gigab-aza.ru/doc/42618.html (дата обращения: 05.09.2015).

References:

1. Baydenko, VI 2006, Identify staff competencies of graduates as a necessary stage of designing a new generation SES of HPE, Moscow, 72 p.

2. Yalalov, FG 2007, 'Action-competence approach to the practice-oriented education', Eidos: online journal, January 15, retrieved 18 December 2015, <http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm>.

3. Zeer, EF 2011, 'Practice the formation of competencies: methodological aspects', Formation of competence in the practice of the teaching of general and specialized courses in institutions of secondary vocational education: Art. of Proc. scientific and practical Conf. (5 May 2011), Ekaterinburg, Berezovskiy, 266 p.

4. Andreev, AL 2005, 'Competence paradigm in education: experience of philosophical and methodological analysis', Pedagogy, no. 4, p. 19-26.

5. The students' independent work 2015, retrieved 05 September 2015, <http://gigabaza.ru/doc/42618.html>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.