Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода Федеральных государственных образовательных стандартов в медицинском вузе'

Реализация компетентностного подхода Федеральных государственных образовательных стандартов в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / PROJECT LEARNING / MEDICAL EDUCATION / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карась Сергей Иосифович, Кетов Павел Никитич, Баталова Ольга Владимировна

Представлены результаты апробации технологии проектного обучения в медицинском вузе. Данная технология использована в о бразовательной программе по специальности «Медицинская кибернетика». Этот процесс проходил с участием государственного медицинского университета (преподаватели), клиник (персонал) и частной фирмы-разработчика (системные аналитики). Шесть лет реализации проектной формы обучения подтвердили эффективность использования этой технологии в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карась Сергей Иосифович, Кетов Павел Никитич, Баталова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the competence approach of the Federal state educational standards at a medical university

This article reports the result of test mode introduction of project learning at a medical university. This technology is used within the curriculum of the “Medical Cybernetics” field of study. The process brought together a state medical university (professors), clinics (medical personnel), and a private development company (system analysts). Six years of using project learning in education proved the efficacy of this technology at a medical university.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода Федеральных государственных образовательных стандартов в медицинском вузе»

lOO

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА

УДК 37.09; 378

С. И. Карась, П. Н. Кетов, О. В. Баталова

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Представлены результаты апробации технологии проектного обучения в медицинском вузе. Данная технология использована в образовательной программе по специальности «Медицинская кибернетика».

Этот процесс проходил с участием государственного медицинского университета (преподаватели), клиник (персонал) и частной фирмы-разработчика (системные аналитики). Шесть лет реализации проектной формы обучения подтвердили эффективность использования этой технологии в медицинском вузе.

This article reports the result of test mode introduction of project learning at a medical university. This technology is used within the curriculum of the “Medical Cybernetics" field of study. The process brought together a state medical university (professors), clinics (medical personnel), and a private development company (system analysts). Six years of using project learning in education proved the efficacy of this technology at a medical university.

Ключевые слова: проектный метод, медицинское образование, медицинские информационные системы.

Key words: project learning, medical education, medical information systems.

Введение

Как в Болонской декларации, так и в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) содержится новый, ком-петентностный подход к целям высшего образования [1]. Процесс реализации ФГОС актуализирует вопрос о педагогических технологиях, направленных на самостоятельную работу студентов, развитие у них умений решать практические задачи в конкретных ситуациях. Одной из таких технологий является проектное обучение.

Данный подход априори носит междисциплинарный характер и рассматривается как один из примеров деятельностного обучения.

© Карась С. И., Кетов П. Н., Баталова О. В., 2013

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 5. С. 100—106.

Участие в проектировании интенсифицирует творчество, естественно сочетается с групповым обучением, активно используется для организации самостоятельной работы студентов [2]. Учащихся необходимо включить в реальную деятельность, моделирующую часть их будущих профессиональных задач, позволяющую осмыслить ее социальную значимость и результаты, оценить свои склонности и возможности в ее выполнении. Проектное обучение способствует формированию аналитических, исследовательских, коммуникативных и социальных компетенций, развивает умение сотрудничать для решения проблем, принимать собственные решения и брать за них ответственность, регулировать конфликты [3].

Проект можно определить как целенаправленные действия студентов для решения профессионально значимой проблемы, приводящие к возникновению некоторого конечного продукта. Данный вид обучение в значительной степени отвечает требованиям профессиональной подготовки, ориентированной на удовлетворение запросов работодателей.

Проектный метод в высшем медицинском образовании

В медицинском образовании проектный подход используется гораздо реже, чем, например, в педагогическом или техническом. С одной стороны, в медицинском вузе преобладает парадигма «делай как я»: практическая подготовка специалистов включает индивидуальные задания и передачу знаний и навыков «от учителя к ученику», при этом педагоги редко мыслят категориями проекта. С другой стороны, существуют объективные сложности при формулировке задач и условий проектов для студентов традиционных врачебных специальностей.

Основное назначение проектной технологии в высшем медицинском образовании заключается в том, чтобы познакомить учащихся с практически значимыми проблемами профессиональной деятельности и способами их решения. Новые системные компетенции обучающихся формируются при становлении междисциплинарных связей. Наряду с этим попытается дидактический потенциал проектирования и совершенствуется профессиональная подготовка специалистов [2; 3].

Проекты в медико-биологическом образовании могут носить не только исследовательский характер, но и отражать бизнес-процессы и бизнес-логику здравоохранения. Для применения технологии проектного обучения должны выполняться следующие условия:

• наличие в предметной области нерешенной проблемы;

• возможность самостоятельной деятельности студентов;

101

102

• возможность определенной последовательности действий при выполнении проекта;

• практическая значимость предполагаемых результатов.

Можно выделить этапы осуществления медико-биологического образовательного проекта:

1. Разработка задания, направленного на решение проблемы путем устранения ряда этапных задач.

2. Составление плана работы, включающего отбор средств и методов выполнения проекта, а также определение сроков осуществления, распределение обязанностей между участниками и выбор критериев оценки качества.

3. Реализация проекта от накопления и анализа информации до тестирования конечного продукта.

4. Презентация и защита проекта.

Основная образовательная программа по специальности «Медицинская кибернетика» отличается междисциплинарностью и ориентацией на информационные технологии. Это облегчает использование проектного обучения для студентов данной специальности. Медико-биологический профиль подготовки позволяет органично включить проектную форму обучения в рабочие программы дисциплин [4].

Целью данной статьи является описание внедрения технологии проектного обучения в медицинском вузе и ее апробация в образовательной программе специальности «Медицинская кибернетика». Представлен опыт сотрудничества кафедры медицинской и биологической кибернетики Сибирского государственного медицинского университета (преподаватели и студенты), клиник НИИ кардиологии СО РАМН, НИИ онкологии СО РАМН, ГБОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет (персонал) и фирмы Контек-Софт (системные аналитики). Этот опыт приобретен в процессе обучения студентов по государственным образовательным стандартам второго поколения, но полностью соответствует компетентностному подходу новых ФГОС.

Результаты

В десятом семестре обучения студенты специальности «Медицинская кибернетика» получают задание сделать курсовой проект с типовым названием «Разработка автоматизированного рабочего места медицинского персонала».

В образовательном процессе подготовка студентов к разработке медицинских информационных систем должна быть максимально приближена к реальным условиям. Идеальным является выполнение

проектов под наблюдением преподавателей на базе реальных лечебно-профилактических учреждений с привлечением медицинского персонала.

В реализованном варианте проектный подход опирается на учебный план специальности «Медицинская кибернетика» и программы включенных в него дисциплин. Выполнение студентами курсового проекта по сути является их учебно-исследовательской работой. В процессе ее реализации аудиторные и самостоятельные занятия скоординированы в рамках трех дисциплин десятого семестра учебного плана СибГМУ:

• информационная поддержка решений;

• базы медицинских данных;

• основы системного анализа.

Летняя производственная практика после пятого курса обучения используется для завершения учебно-исследовательского проекта.

Предметной областью его является работа врачей, медицинских сестер, администраторов лечебно-профилактических учреждений. Данные проекты можно определить как учебно-исследовательские, междисциплинарные, групповые и долгосрочные. Главной целью студентов при подготовке курсовой работы является приобретение навыков, требующихся для создания медицинской информационной системы (МИС) подразделения ЛПУ и входящих в нее автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов.

В последующей профессиональной деятельности значительной части врачей-кибернетиков разработка АРМ находится в центре внимания. В медицинских информационных системах они являются точками, с которых начинается сбор клинико-биологической информации. Разработка и модификация АРМ в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и клиниках академических НИИ остается актуальной задачей.

АРМ предназначен для врачебного и среднего медицинского персонала. Его функциональные возможности зависят от вида ЛПУ и от роли специалиста в диагностическом процессе, который ориентирован на определенную клиническую область и состоит из следующих блоков:

• база медико-биологических данных;

• система поддержки принятия решений;

• справочная система.

Помимо преподавателей СибГМУ в проектном обучении принимают участие специалисты-аналитики, имеющие значительный опыт реализации и оценки МИС. За шесть лет реализации этой образовательной технологии в качестве базы разработки проектного задания использовался ряд отделений клиник НИИ кардиологии и НИИ онко-

103

104

логии СО РАМН, а также акушерская клиника Сибирского государственного медицинского университета, г. Томск.

Учебно-исследовательские проекты в начальном периоде (2007— 2008 гг.) выполнялись малыми группами студентов, которые разрабатывали АРМы с локальными базами данных и возможностью обмена файлами. Затем четко обозначилась тенденция перехода от файл-сер-верной к клиент-серверной технологии МИС, то есть к использованию общей базы данных для всех АРМ. Таким образом, малые проекты АРМ медицинского персонала интегрировались в один общий проект МИС подразделения.

В 2010 г. проекты выполнены на основе клиники НИИ онкологии СО РАМН. Девятнадцать студентов участвовали в разработке десяти АРМ, из которых восемь работают на общей базе данных. В 2011 г. выполнено десять проектов АРМ врачей-консультантов для клиники НИИ кардиологии СО РАМН на тех же основаниях. В 2012 г. проекты выполнялись на базе акушерской клиники Сибирского государственного медицинского университета. Четырнадцать студентов участвовали в разработке девяти АРМ, из них четыре предназначались для врачей, четыре — для среднего медицинского персонала и один — для заведующей клиникой. Все АРМ работают на общей базе данных и представляют собой модель реальной медицинской информационной системы ЛПУ.

В 2012 г., как и в предыдущие годы, реализация проекта началась с обследования рабочих мест медицинского персонала, в ходе которого происходил сбор информации для создания модели бизнес-процессов. Для этого студентами были собраны бланки всех используемых документов, проведено анкетирование и неоднократные интервью медицинского персонала, разбор конкретных примеров. После «погружения» в предметную область каждая группа учащихся разработала модель бизнес-процессов на рабочем месте врача или акушерки, используя методологию структурного моделирования и стандарты серии ГОЕБ. Логика модели и правильность использовании нотации ГОЕБ были проверены опытными сторонними аналитиками.

Данная модель использовалась в проектировании информационной системы акушерской клиники, в том числе и общей базы данных. Кроме этого, студенты-производители АРМ «Санпропускник» администрировали общую базу данных, разработали систему аутентификации пользователей других АРМ и реализовали передачу данных о медицинских страховых полисах из соответствующего регистра.

Контакт студентов с сотрудниками акушерской клиники происходил на протяжении всего периода выполнения проекта. Врачами и акушерками были согласованы признаки, включенные в

интерфейс каждого АРМ, поставлены задачи для создания программы поддержки принятия решений и справочной системы по вопросам, имеющим практическую значимость для начинающего пользователя.

Оценка проектов проходила в три этапа. Изначально преподавателями были проверены отдельные модули каждого АРМ: корректность работы с базой данных, интерфейс пользователя, поддержка принятия решений, справочная система. Затем была проанализирована совместная работа АРМ как модели медицинской информационной системы. Итоговая оценка была дана заведующей акушерской клиникой в компьютерном классе лаборатории обработки медикобиологической информации МБФ, где были установлены проекты. Результат выполнения данных работ был высоко оценен как преподавателями кафедры медицинской кибернетики, так и конечным пользователем МИС.

Заключение

Поставленная авторами статьи цель по внедрению проектной формы обучения в образовательный процесс медицинского вуза была достигнута. При выполнении работы студенты сталкивались с нетривиальными задачами и самостоятельно решали их. Реализация проекта была организована по командному принципу с разделением функций членов коллектива. Учащиеся получили важный для последующей адаптации на рынке труда опыт решения проблем в учреждениях здравоохранения и взаимодействия с медицинским персоналом ЛПУ.

В дальнейшем мы планируем включить в проекты обучение медицинского персонала работе с АРМ и оценку влияния внедрения МИС на бизнес-процессы подразделения. Эти аспекты имеют большое значение для системных аналитиков, к роли которых должны быть готовы учащиеся специальности «Медицинская кибернетика».

Мы считаем, что проектное обучение в полной мере реализует ком-петентностный подход, который содержится в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. Наш опыт показал, что студенты медицинского вуза не являются исключением и могут принимать полноценное участие в реализации проектных работ.

Список литературы

105

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060609 Медицинская кибернетика. М., 2010.

106

2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

3. Кобзева Л. В., Орлова Н. А., Рябова Г. Б. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение. Томск, 2007.

4. Карась С. И., Конных О. В., Кетов П. Н. Разработка медицинских информационных систем: проектно-ориентированная подготовка кадров // Врач и информационные технологии. М., 2011. № 5. С. 77—80.

Об авторах

Сергей Иосифович Карась — д-р мед. наук, проф., Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск.

E-mail: karas@ssmu.ru

Павел Никитич Кетов — ассист., Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск.

E-mail: edu@ssmu.ru

Ольга Владимировна Баталова — инженер-программист, Томская областная клиническая больница.

E-mail: olgak1985@gmail.com

About the authors

Prof. Sergey Karas, Siberian State Medical University, Tomsk.

E-mail: karas@ssmu.ru

Pavel Ketov, Lecturer, Siberian State Medical University, Tomsk.

E-mail: edu@ssmu.ru

Olga Batalova, Programmer, ICT department, Tomsk Regional Clinical Hospital.

E-mail: olgak1985@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.