126
Николаева А.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМЛПАЕНС-ФУНКЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы и тенденции развития российской промышленности, неопределенность, свойственная промышленному развитию. Рассматривается единство рисков и шансов в управлении предприятием. Анализируются содержание и методы реализации комплаенс-функции и комплаенс-риски на предприятии.
Ключевые слова. Промышленные предприятия, риски, комплаенс-функция.
Nikolaeva А.А.
THE IMPLEMENTATION OF THE COMPLIANCE FUNCTION IN THE INDUSTRY
Abstract. The article describes the main problems and trends-growing Russian industry, the uncertainty inherent in the industrial market. We consider the unity of the risks and chances in the management of enterprise. Analyzes the content and methods of implementation of the compliance function and compliance risk in the enterprise.
Keywords. Industrial enterprises, risks, compliance function.
Одним из наиболее сложных периодов в развитии российской промышленности стал период 1990-х годов, который характеризовался скорее не развитием, а приспособлением существующих производственных мощностей к стандартам рыночной экономики. В этот период зафиксировано снижение производства почти во всех отраслях промышленности. Наихудшие результаты отмечены в легкой промышленности (снижение на 49,8%), пищевой промышленности (на 25,7%), электроэнергетике (на 20,2%). В целом по промышленности фиксировалось снижение производства на 24,1%. Столь сложные и однозначно негативные тенденции были преодолены в нулевые годы, когда благодаря росту цен на углеводороды удалось стабилизировать экономическую ситуацию, что способствовало структурному оздоровлению промышленного комплекса Российской Федерации.
Спад показателей, отражающих развитие отечественной промышленности, наблюдался и в 20082009 гг. на фоне мирового финансово-экономического кризиса. Однако накануне этого периода (в 2007 г.) темп экономического роста был достаточно высок и составлял 106,8%. Новые вызовы и угрозы характеризуют период экономической нестабильности, начавшийся в 2014 г. с введением экономических санкций в отношении нашей страны. При этом в предыдущее десятилетие фиксируются весьма противоречивые результаты. В целом отмечается тенденция снижения индекса промышленного производства (на 3,4% за период с 2005 г. по 2014 г.). Однако в ряде отраслей в этот период наблюдался рост данного индекса: в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических - на 3,9%; производстве транспортных средств и оборудования - на 1,4%. Причем на отдельных этапах рассматриваемого периода (в частности в 2014 г. по сравнению с 2009 г.) в ряде отраслей промышленного производства рост индекса был весьма значительным: в обработке древесины и производстве изделий из дерева - 33,3%, в целлюлозно-бумажном производстве - 22,4%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 24,3%, в производстве машин и оборудования - 44,3%.
ГРНТИ 06.71.03 © Николаева А. А., 2016
Арина Александровна Николаева - аспирант кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: [email protected].
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
127
Автором был выполнен анализ современных тенденций в ключевых составляющих российской промышленности - топливно-энергетическом комплексе, металлургии, минерально-сырьевой базе, машиностроении, химическом и лесопромышленном комплексе, легкой промышленности. По результатам данного анализа выявлены основные проблемные точки - хроническое недоинвестирование большинства отраслей промышленности, структурный перекос в сторону сырьевых отраслей, технологическое отставание производств, невысокая производительность труда, заниженная средняя заработная плата, повышенная энергоемкость производства. Стала очевидной необходимость скорейшего решения задач по технологической реконструкции отраслей промышленности, изменения экспортносырьевого характера российской экономики, создания условий для реализации политики импортозамещения. Масштабы задач требуют перестройки управленческого аппарата, повышения эффективности взаимодействия органов государственного регулирования с субъектами промышленного бизнеса и обеспечения на этой основе реальной поддержки промышленного сектора.
Необходимым условием решения задач по переходу российской промышленности на качественно более высокий уровень является активизация инновационной деятельности. Успешное развитие промышленных предприятий и всего производственного комплекса обеспечивается через реализацию инновационного потенциала (как в текущем периоде, так и в обозримой перспективе). Автором исследованы данные, характеризующие основные показатели инновационной деятельности к моменту, когда актуализировалась проблема импортозамещения, т.е. те, которые косвенно характеризуют состояние инновационного потенциала на переходе к новой экономической политике. Представленные данные могут трактоваться по-разному. С одной стороны, инновационная активность организаций, то есть удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в рассматриваемом периоде, в общем числе обследованных организаций, имеет тенденцию к снижению - от 10,4% в 2011 г., к 10,3% в 2012 г. и 10,1% в 2013 г.
С другой стороны, значительно вырос объем отгруженных инновационных товаров - от 33 407 млн руб. в 2011 г., к 35 944 млн руб. в 2012 г. и 38 334 млн руб. в 2013 г., и, что более важно, вырос удельный вес инновационных товаров - от 6,3% в 2011 г., к 8,0% в 2012 г. и 9,2% в 2013 г. Наблюдается концентрация инновационных производств в рамках меньшего числа компаний - инновационному развитию следует все меньшее число предприятий (об этом свидетельствует, например, снижение удельного веса малых предприятий инновационного типа с 5,1% в 2012 г. до 4,8% в 2013 г.). При этом сам масштаб реализации инновационных продуктов растет, что в целом позволяет сделать вывод о поступательном инновационном движении российской промышленности.
Инновационное развитие российской промышленности не может быть реализовано без активного участия государства. При этом государство должно не только выступать формальным инициатором модернизационного рывка, но и поддерживать инновационное развитие предприятий на всех его стадиях, начиная от создания условий для доступного кредитования и заканчивая реализацией мер протекционизма в отношении предприятий инновационного типа, функционирующих (или способных функционировать) в соответствии с ориентирами современной концепции промышленного развития. Государственное регулирование в этой связи, как совокупность используемых в его рамках управленческих механизмов, преобразуется в одну из важнейших детерминант успешного развития промышленного производства.
Промышленные предприятия функционируют в условиях непрерывных изменений и неопределенности. Источниками неопределенности являются: субъект (предприятие, окружающая среда, взаимодействие между ними). Неопределенность присуща любому результату, но она может быть снижена за счет использования новых управленческих приемов, одним из которых является внедрение в управленческую практику функции мониторинга производственно-хозяйственной деятельности. Если использовать мониторинг в триединстве наблюдения, анализа и прогноза, можно сформулировать базу для разработки концепции функционирования предприятия, а также для поиска мер по снижению неопределенности, как в процессе разработки концепции, так и в процессе ее реализации [3].
Мониторинг следует осуществлять в пошаговом режиме, что позволит задать траекторию снижения неопределенности, в соответствии с которой она будет снижаться последовательно шаг за шагом. Анализ неопределенности, как правило, проводится в соответствии со структурой ее источников. Автор считает исключительно важным верно характеризовать неопределенность компонентов окружающей среды (природной, техногенной, экономической, социальной) и внутренней среды предпри-
128
Николаева А.А.
ятия, представленной в форме его организационной модели. Особое внимание следует уделять неопределенности коммуникаций (взаимодействий) между окружающей средой и предприятиями как субъектами активности и, в частности, коммуникациями с органами государственного регулирования промышленности. Система регулирующих и регламентирующих актов со стороны государства подвержена динамике, к которой предприятия вынуждены активно приспосабливаться, используя функции, снижающие неопределенность, и в их числе - комплаенс-функцию.
Неопределенность следует рассматривать с позиций единства рисков и шансов [2]. В управлении предприятием следует ориентироваться не только на появление противодействующих факторов и оценивать риски их появления. Следует учитывать и появление стимулирующих факторов, отраженных в категории шансов. С позиций методологии управления конструктивна именно дихотомия рис-ки/шансы. Но в реальной управленческой практике приоритетной является задача управления риском: его предвидение и снижение до приемлемого уровня. Получила развитие концепция приемлемого риска, которая реализуется за счет методов верного оценивания рисков и за счет совершенствования управленческих процедур в области управления рисками [2].
Функционирование промышленного предприятия в современных условиях базируется на принципах предпринимательства. Наличие рисков, как известно, относится к числу отличительных черт предпринимательства, т.е. в процессе управления предприятием необходимо учитывать возможность отклонения реальных результатов от запланированных, что и отражено в категории риска. На основе сравнительного анализа ряда трактовок категории «риск» автором принято за основу определение риска, в котором не только отражена неопределенность результата и возможность несовпадения полученного результата выдвинутым целям, но и субъективность собственно оценивания этого результата. Исследован подход к типологизации рисков, учитывающий их объективный или субъективный характер. Объективный риск рассматривается во взаимосвязи с видом деятельности (активности). Субъективный риск характеризует возможное наступление событий (неблагоприятных в случае риска и благоприятных в случае шансов), а также вероятность их наступления в зависимости от субъекта, осуществляющего деятельность.
Объективный и субъективный характер источников возникновения риска частично отражен в их делении на внешний и внутренний. Но если субъективный и внутренний риски в принципе тождественны, то при сопоставлении внешнего и объективного риска совпадения не наблюдается - внешний риск подразумевает не только необходимость действий по учету риска, но и по его снижению и активному влиянию предприятия на источник возникновения риска (например, на конкурентную среду). При этом внешний риск правомерно рассматривать как совокупность объективного риска и риска, обусловленного внешними условиями, имеющими значение именно для данного предприятия. Последний можно характеризовать как индивидуальный внешний риск. На рисунке представлена укрупненная структура рисков промышленного предприятия.
Рис. Структура рисков промышленного предприятия
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
129
При идентификации методов управления рисками следует опираться на четыре подхода к их определению: интуитивно-спонтанный, адресатно-целевой, ценностно-адресатный, субъективно-целевой. В рамках каждого из подходов исследуется адекватность применения конкретных методических приемов. При этом, несмотря на множественность приемов, их основу составляет ряд принципов: связи доходности и риска, вероятностного подхода, формализации, многовариантности решений, оптимизации, прогнозирования и моделирования. Предлагается дополнить данные принципы принципом информационной обеспеченности. Для реализации указанного принципа в управлении рисками на промышленном предприятии следует использовать все виды информации: фактическую, плановую, нормативную, справочную, внутреннюю и внешнюю, входящую и исходящую, активную и пассивную, текущую и оперативную, условно-постоянную и переменную (различающиеся коэффициентом стабильности).
Для обеспечения системности в работе с информацией, ее верного структурирования и упорядочивания, снижения зависимости от субъективизма в оценке риска предлагается активно пользоваться услугами внешних консультантов (экспертов), обладающих навыками работы с информацией и независимостью суждений. Для того, чтобы снизить дополнительный риск, возникающий в данном случае, - риск утечки информации, целесообразно ориентироваться на комбинированные экспертные группы, включающие внутренних экспертов (специалистов предприятия) и привлеченных внешних консультантов.
Возникновение риска всегда связано с неким событием или группой событий. Классификацию событий по отношению к категории «риск» целесообразно дополнить такими видами событий, как вызванные внешними факторами и вызванные внутренними факторами. Особого внимания заслуживают события, детерминированные внешними факторами, и в первую очередь к законодательными нормами, правилами и стандартами, что актуализировало исследование комплаенс-риска. Выделение относительно новой категории «комплаенс-риски» связано с необходимостью организации специфического вида деятельности экономического субъекта, а именно деятельности, нацеленной на минимизацию негативных последствий несоблюдения системы действующего нормативно-законодательного регулирования.
Как следует из этимологии слова «комплаенс-риск» - это риск возникновения у компании: юридической ответственности различных форм (административной, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой и уголовной) и соответствующих видов санкций (штрафов, дисциплинарных взысканий, материальных удержаний, лишения свободы); материальных и финансовых потерь в виде финансового убытка, дополнительных расходов, изъятия (неполучения) выручки; потерь нематериального характера в виде утраты доверия контрагентов, покупателей, компаньонов, социума; утраты репутации, бренда, торговой марки и т.п.; состояния прекращения бизнеса (полного или частичного). Комплаенс-риски возникают при несоблюдении законодательных норм и связаны с определением круга мероприятий, а также оценкой негативных воздействий несвоевременного, неполного, несоответствующего сути выполнения регулятивов различного уровня.
Комплаенс-функция - это конкретная функция управления в которой присутствуют основные элементы управленческого воздействия (планирование, организация, регулирование и контроль). Объектом управления комплаенс-функции выступает вся компания в целом. Как конкретная функция, комплаенс-функция выполняет преобразование информации для достижения определенных выходных параметров. Входной информацией являются внешние законодательные требования и другая информация о необходимости соответствия. Выходными параметрами должны выступать характеристики (параметры) соответствия по каждому направлению комплаенса (трудовому, миграционному, налоговому, антикоррупционному и др.). Операторами преобразования информации от субъекта к объекту управления в комплаенс-функции служат внутренние комплаенс-стандарты, внутренняя комплаенсполитика и др.
Автор предлагает интерпретировать реализацию комплаенс-функции как деятельность, связанную с поддержанием функционирования компании в законодательно и антириск-ориентированной среде. Осуществление комплаенс-функции в компании на регулярной и систематической основе возможно в случае реализации процесса последовательного планирования, организации, регулирования, стимулирования и контроля за соблюдением (соответствием) внешних и внутренних регулирующих норм, политик и стандартов. Комплаенс-функция реализуется в различных формах. Выбор форм зависит от организационной структуры компании, ее организационно-правовой формы, специфики отрасли, в которой она функционирует, наличия видов деятельности, регулируемых специальными нормами,
130
Николаева А.А.
а также особенностей места официальной регистрации и юрисдикции компании. При этом возможно полное или частичное, своевременное или несвоевременное, формальное или сущностное соблюдение комплаенс-функции.
В комплаенс-функции наличествуют организационные, процессные и технологические элементы. Организационные элементы охватывают организационную структуру службы комплаенса и организацию собственно деятельности по оценке и предотвращению комплаенс-рисков (в том числе с привлечением внешних экспертов). Процессные элементы охватывают виды деятельности, связанные с достижением главной цели комплаенса (в частности, мониторинга). К технологическим относятся основные процедуры, условия и инструменты использования данной функции (карты рисков, их оценка и анализ, применение особых информационных систем, процедуры самооценки, формирование комплаенс-культуры и др.).
В качестве основного инструмента снижения комплаенс-риска рассматривается реализация комплаенс-контроля. Предлагается в формате такого контроля объединять функциональные задачи внутреннего контроля, внутреннего аудита, системы корпоративной безопасности предприятия и частично контроллинга. В рамках внутреннего контроля следует осуществлять проверку деятельности по регулированию технико-производственных и экологических рисков, в рамках внутреннего аудита - контроль с целью регулирования финансовых рисков и рисков, связанных с международными активами. Задачи систем корпоративной безопасности представлены деятельностью по регулированию репутационных, регуляторных рисков. Задачи контроллинга - это регулирование деятельности по управлению рисками в области охраны труда и промышленной безопасности, рисками в области персонала и социальными рисками.
Алгоритм управления комплаенс-рисками в промышленной компании включает в себя последовательность следующих стадий: определение субъектов и объектов реализации комплаенс-функции и контроля; формирование комплаенс-политики компании; определение комплаенс-рисков (реальных и потенциальных), разработка карт комплаенс-рисков с указанием величины приемлемого ущерба и методов выявления рисков; соотнесение обязанностей по управлению комплаенс-рисков с функционалом соответствующего структурного подразделения; характеристика значимости риска, методов его оценки; определение состава мероприятий по урегулированию рисков. Практическая реализация комплаенс-контроля может быть осуществлена на основе использования матриц комплаенс-рисков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений неопределенности: правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005.
2. МадераА.Г. Риски и шансы: неопределенность, прогнозирование и оценка. М.: URSS, 2013.
3. Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А. Менеджмент. М.: Юрайт, 2011.
4. ТаранухаЮ.В. Конкуренция: система и процесс. М.: Дело и сервис, 2012.