УДК 537.52:621.3.049.75
Якушин Р.В., Новикова М.В., Горбачева О.М., Головина В.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-ВИЗУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДИДАКТИКЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
Якушин Роман Владимирович, канд. техн. наук, доцент кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047 Москва, Миусская пл., 9
Новикова Мария Валерьевна, аспирант кафедры общей, возрастной и педагогической психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18
Горбачева Ольга Михайловна, канд. полит. наук, педагог дополнительного образования высшей категории, Театр танца «Фестиваль», Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Центр детского творчества «Замоскворечье», Москва, Россия 115035, Москва, Овчинниковская наб., 22/24
Головина Вера Анатольевна, канд. пед. наук, профессор, заведующая кафедрой физического воспитания, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия
Поиск новых форм, методов и средств обучения, а также специфических приемов их использования в учебном процессе - одна из основных проблем, стоящих перед теорией и методикой обучения как в спорте, так и в фундаментальных науках. На кафедре физического воспитания и спорта Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева были разработаны методические пособия по спортивным бальным танцам, при создании которых использовался когнитивно-визуальный подход, позволяющий учитывать индивидуальные познавательные особенности студентов, обучающихся по техническим и химико-технологическим направлениям подготовки.
Ключевые слова: Танцевальный спорт, педагогика, дидактика, высшая школа.
IMPLEMENTATION OF COGNITIVE-VISUAL APPROACH AT DIDACTICS OF CLEARING DIFFICULT SPORTS ON THE EXAMPLE OF BALLROOM DANCING
Yakushin R.V., Novikova M.V., Gorbacheva O.M.*, Golovina V.A. D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
*State budgetary educational institution of additional education of the city of Moscow "Centre of children's creativity "Zamoskvorechye", Moscow, Russia
The search for new forms, methods and means of education, as well as specific techniques for their use in the educational process is one of the major problems facing the theory and methodology of training like in sports and in the fundamental Sciences. The Department of physical education and sport of D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia had developed manuals on sports dances, the creation of which used cognitive-visual approach that is sensitive to individual cognitive characteristics of students enrolled in technical and chemical-technological fields of study.
Keywords: Dance sport, pedagogy, didactics, high school.
Спортивные бальные танцы относятся к сложно-координационным видам спорта, то есть к видам спортивной деятельности, где критерием оценки является уровень мастерства, с которым выполняется сложная моторная функция. Кроме того, бальные танцы являются одной из наиболее массовых и общедоступных форм реализации культурно-социального, физического и
эстетического воспитания личности, что как нельзя лучше сочетается с тенденциями при физической и психологической подготовке учащихся высших учебных заведений. Изучение основ спортивных бальных танцев имеет большое значение, так как позволяет реализовать задачи физического воспитания молодежи через их мотивированный интерес освоить конкретный вид спорта [1].
Обучение техническим элементам в сложнокоординационных видах спорта, как на этапе начального обучения, так и на этапе спортивного
совершенствования, должно основываться на осмысливании механики движения. Основой для отражения в сознании деталей выполнения технических элементов в танцевальном спорте является образное представление изучаемой фигуры. Это актуально как для юных спортсменов, исполняющих фигуры согласно непосредственному воспроизведению зрительного образа, так и для взрослых людей, осваивающих технические элементы танцевального спорта, например, для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Физическая культура», и непрофильных высших учебных заведений [1, 2].
Одним из важнейших положений, лежащих в основе процесса обучения, является принцип наглядности, формирующийся на основе педагогики и теории образования — дидактики. Принципу наглядности соответствует идея полисенсорности
обучения, что позволяет в процессе обучения ориентироваться на индивидуальные
познавательные особенности субъекта обучения [3].
Демонстрация в виде исполнения танцевальной фигуры непосредственно тренером-преподавателем способствует выработке условно-рефлекторных связей. Однако, в теории и практике педагогической психологии известны случаи, когда превалирующее использование демонстраций на учебных занятиях лишает обучающегося самостоятельности и активности в запоминании последовательности фигур и элементов спортивных танцев [4, 5]. Для решения данной проблемы необходимо применение визуализации, привлекающей статические и динамические модели танцевальных элементов и
фигур [2].
Визуализация широко используется в педагогической практике и представляет способы преобразования фрагментов учебной информации в доступную для зрительного восприятия визуальную информацию с помощью таких когнитивно-графических элементов, как знаки, символы и схемы [3]. Реализация когнитивно-визуального подхода в дидактике сложнокоординационных видов спорта позволяет сконструировать визуальную учебную среду, представляющую собой совокупность
условий обучения, в которых акцент ставится на использовании резервов визуального мышления учащихся [3, 6].
Как представлено в работе [6], визуальную информацию при осуществлении когнитивно-визуального подхода в обучении спортивным танцам можно классифицировать по следующим основным группам: текстовая, знаково-символическая, образно-знаковая и образная.
На кафедре физического воспитания и спорта Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева были разработаны методические пособия по спортивным бальным танцам, при создании которых использовался когнитивно-визуальный подход, позволяющий учитывать индивидуальные познавательные особенности студентов, обучающихся по техническим и химико-технологическим
направлениям подготовки, на которых широко применяются знаковая и формульная форма представления химико-технологических процессов. Была разработана знаково-символическая система условных обозначений как сложнокоординационных элементов танцевального спорта, так и базовых хореографических позиций, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Знаково-символьная система обозначений позиций стоп при исполнении танца «Самба».
Позиция стопы
Рисунок
Позиция стопы
Рисунок
м
Кг
V
т
Включение визуализации в познавательный процесс способствует формированию у обучающихся осознанности при восприятии и глубокого понимания технических особенностей в сложнокоординационных видах спортивной деятельности, а также приводит к структурированию аналитико-мыслительной деятельности на этапе восприятия и переработки изучаемой информации.
В разработанных учебно-методических пособиях знаково-символические условные обозначения
объединены в пошаговые последовательности, формирующие у обучающихся спортивным танцам, детальное представление о фигурах изучаемого танца. Кроме того, последовательность символов сопровождается рядом фотоснимков, на которых синхронизированно представляется взаимное расположение партнеров в танцевальной паре (рисунок 1).
Рис. 1. Исполнение танца «Самба»: а - фигура «Ботафого»; б, в - фигура «Вольта».
Подобное сочетание знаково-символических условных обозначений с фотоснимками, а также с математическим обозначением ритма исполнения элементов фигур (танймингом) относится к образно-знаковой группе представления визуальной информации и является эффективным методическим средством реализации когнитивно-визуального подхода в дидактическом процессе обучения сложнокоординационным видам спортивной деятельности и непосредственно оказывает влияние на самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Поиск новых форм, методов и средств обучения, а также специфических приемов их использования в учебном процессе - одна из основных проблем, стоящих перед теорией и методикой обучения как в спорте, так и в фундаментальных науках.
Приобщение студентов к самостоятельным занятиям спортом представляет собой сложный процесс, который зависит от влияния психолого-педагогических факторов, что требует создания новых программ, удовлетворяющих современным направлениям в физической культуре [3].
Повышение мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, подкрепленной теоретическими знаниями о положительном воздействии занятий на физическое, психическое, нравственное здоровье, позволяет сформировать привычку вести здоровый образ жизни [5].
Список литературы
1. Якушин Р.В., Акулова Т.Н., Гловина В.А. Бальные танцы. Самба. Адаптированный курс для студентов непрофильных специальностей. Учебно-методическое пособие // М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева. 2017. - 36 с.
2. Козина Ж.Л. Методы применения современных информационных технологий для активизации образного восприятия занимающимися элементов техники и тактики в спортивных играх // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2007. №1. -С. 58-64.
3. Кондратенко О.А. Дидактические принципы реализации когнитивновизуальной технологии в дистанционном обучении студентов // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №. 6. с. 8488.
4. Оплетина Н.П., Оплетин А.А., Уточкин С.В. Формирование компетенции саморазвития личности средствами танца на занятиях физической культурой // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. Т.2. - С. 195-200.
5. Фомкин А.В. Особенности реализации принципа наглядности в балетной педагогике // Самарский научный вестник. - 2016. №. 1 (14). - С. 192-196.
6. Вакульчик В.С., Мателенок А.П. Методические средства и приемы реализации когнитивно-визуального подхода при обучении математике студентов технических специальностей // Вестник полоцкого государственного университета. - 2013. №8-4. - С. 29-31.
б
а
в