Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2078
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / КАДРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Останковская Марианна Александровна

Статья посвящена рассмотрению проблем кадровой политики в органах муниципальной власти. Отмечается, что совершенствование системы управления, а именно муниципальной службы, является одним из основных условий успешного решения стоящих перед обществом и государством задач. Кадровый состав муниципальной службы может непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни общества. Делается акцент на том, что одной из важнейших проблем является острый дефицит квалифицированных кадров. Обусловлено это тем, что система профессиональной подготовки муниципальных служащих окончательно не сложилась и не отвечает современным требованиям. Делается вывод, что главным условием решения социальных проблем муниципального образования является профессионализм муниципальных служащих, именно поэтому возросло значение основных форм проверки, контроля и оценки профессиональных и личностных качеств - аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PERSONNEL POLICY IN MUNICIPAL AUTHORITIES

The article is devoted to the consideration of the problems of personnel policy in municipal authorities. It is noted that the improvement of the management system, namely the municipal service, is one of the main conditions for the successful solution of the problems facing society and the state. The cadre of the municipal service can directly influence the development of the reforms taking place in the country, ensure the implementation of decisions aimed at modernizing the life of society. The emphasis is made on the fact that one of the most important problems is an acute shortage of qualified personnel. This is due to the fact that the system of professional training of municipal employees has not finally taken shape and does not meet modern requirements. It is concluded that the main condition for solving social problems of a municipal formation is the professionalism of municipal employees, which is why the importance of the main forms of verification, control and assessment of professional and personal qualities - certification - has increased.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2021 3 1 23

УДК 331.108.2

Останковская Марианна Александровна,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: ostankovskaya@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья посвящена рассмотрению проблем кадровой политики в органах муниципальной власти. Отмечается, что совершенствование системы управления, а именно муниципальной службы, является одним из основных условий успешного решения стоящих перед обществом и государством задач. Кадровый состав муниципальной службы может непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни общества. Делается акцент на том, что одной из важнейших проблем является острый дефицит квалифицированных кадров. Обусловлено это тем, что система профессиональной подготовки муниципальных служащих окончательно не сложилась и не отвечает современным требованиям. Делается вывод, что главным условием решения социальных проблем муниципального образования является профессионализм муниципальных служащих, именно поэтому возросло значение основных форм проверки, контроля и оценки профессиональных и личностных качеств - аттестации.

Ключевые слова: кадровая политика; муниципальное управление; муниципальная служба; кадры.

UDC 331.108.2

Ostankovskaya Marianna Alexandrovna,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: ostankovskaya@mail.ru

IMPLEMENTATION OF PERSONNEL POLICY IN MUNICIPAL AUTHORITIES

The article is devoted to the consideration of the problems of personnel policy in municipal authorities. It is noted that the improvement of the management system, namely the municipal service, is one of the main conditions for the successful solution of the problems facing society and the state. The cadre of the municipal service can directly influence the development of the reforms taking place in the country, ensure the implementation of decisions aimed at modernizing the life of society. The emphasis is made on the fact that one of the most important problems is an acute shortage of qualified personnel. This is due to the fact that the system of professional training of municipal employees has not Anally taken shape and does not meet modern requirements. It is concluded that the main condition for solving social problems of a municipal formation is the professionalism of municipal employees, which is why the importance of the main forms of verification, control and assessment of professional and personal qualities - certification - has increased.

Keywords: personnel policy; municipal government; municipal service; frames.

В условиях новой российской государственности требуется грамотная кадровая политика в сфере формирования и использования кадров муниципальной службы. В связи с этим остро стоит вопрос кадрового

обеспечения органов муниципальной власти.

Основными направлениями решения проблемы кадрового обеспечения в муниципальном управлении являются: качество

отбора кадров, повышение квалификации, профессиональная подготовка работников, аттестация и карьерный рост.

Ежедневно возрастают требования к кадрам муниципального управления, что диктует комплексный подход к управлению персоналом на муниципальной службе. Этот подход определяется задачами муниципального управления, которое должно быть квалифицированным, компетентным, готовым к решению задач любой сложности. При этом непременным условием муниципальной службы является соблюдение норм этики и морали, исполнение антикоррупционного законодательства.

Управление кадрами органов местного самоуправления должно проводиться тщательно, в соответствии с определенными критериями, учитывая требования современности к каждой должности, то есть эффективная работы кадровых служб в органах местного самоуправления сегодня актуальна как никогда раньше.

Для эффективного управления муниципальными служащими необходимы эффективные кадровые технологии. Они является основой для принятия кадровых управленческих решений.

Определяющим фактором является эффективная кадровая политика организации. Персонал является ценным ресурсом, грамотное управление которым обеспечивает эффективную работу. В связи с этим необходимой является четкая постановка цели и аргументация кадровой политики организации с учетом внешних и внутренних факторов воздействия.

Эффективность кадровой политики определяется на этапе установления целей, принципов и основных направлений с учетом особенностей ее реализации в отечественных условиях.

Кадровая политика современной организации основана на принципах справедливости и последовательности, недопущения дискриминации и соблюдения трудового законодательства. Она содержит расчет потребности в кадрах, привлечение, использование кадров и их развитие и обучение, оценку и высвобождение кадров [5, с. 141].

Цели кадровой политики могут быть сфор -мулированы следующим образом:

а) исполнение установленных Конституцией Российской Федерации прав и обязанностей граждан в области трудовых отношений; соблюдение государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами Трудового кодекса Российской Федерации, законов о труде и профессиональных союзах, правил внутреннего трудового распорядка и локальных документов;

б) подчиненность кадровой работы задачам качественного обеспечения основной деятельности, установленным числом кадров необходимого профессионально- квалификационного состава;

в) рациональное использование имеющегося кадрового потенциала;

г) формирование и поддержание работоспособного производственного коллектива, работа по снижению текучести кадров, разработка рациональной организации труда;

д) разработка методики для эффективного подбора кадров, их оценки, обучения и расстановки руководителей и квалифицированных кадров, формирование системы повышения квалификации работников;

е) разработка принципов определения экономического и социального эффекта от мероприятий, входящих в комплекс кадровой политики [3, с. 114].

Современная кадровая политика охватывает сферы, которые ранее не учитывались кадровой работой. К ним относят сферу трудовых конфликтов и взаимоотношения между администрациями с новыми общественными организациями при решении вну-триорганизационных проблем, использование различных социальных программ, которые осуществляет организация, которые оказывают влияние на рабочую отдачу кадров, и т. п.

Кадровая политика является совокупностью принципов, методов и форм, организационного механизма, которые позволяют сформировать высоко квалифицированный коллектив, сохранять, управлять и развивать кадровый потенциал для гибкого реагирования на изменения внешней среды.

Кадровая политика в органах местного самоуправления имеет свою специфику, основанную на законодательных аспектах, регулирующих решение муниципальной службой стоящих перед ней задач.

Цель муниципальной кадровой политики можно определить как формирование высокопрофессионального и стабильного кадрового потенциала органов местного самоуправления, отвечающего современным требованиям общества и существующей системе муниципального хозяйства.

Цель и задачи муниципальной кадровой политики с учетом культурного, социального, экономического развития территории изображены на рис. 1.

Главное значение принципов муниципальной службы состоит в том, что ими определяется жизнеспособность, практическая организация и реальное функционирование муниципальной службы.

Кадровая политика в органах местного самоуправления реализуется через определенные механизмы: нормативно-правовые, организационные, научно-информационные и учебно-методические (табл. 1).

Рисунок 1 - Цель и задачи муниципальной кадровой политики [4, с. 176] Таблица 1 - Механизмы реализации муниципальной кадровой политики [5, с. 169]

Механизм Характеристики

Нормативно-правовое обеспечение Включает в себя органы местного самоуправления, в функции которых входит разработка нормативных документов в соответствии с федеральным законодательством

Организационное обеспечение Предусматривает организационное обеспечение основных направлений кадровой работы: набор сотрудников, профессиональное обучение и развитие, аттестация, создание и использование кадрового резерва

Научно-информационное обеспечение Предусматривает разработку методических основ муниципальной кадровой политики, разработку показателей эффективности кадровой политики

Научно-методическое обеспечение Охватывает все направления муниципальной кадровой политики и предусматривает разработку и обеспечение всех органов местного самоуправления учебной методической литературой по реализации кадровой политики

В современных условиях основными функциями муниципальной кадровой политики должны стать:

- выполнение основных задач государственного и муниципального управления, удовлетворение потребностей населения;

- оптимизация численности и структуры органов местного самоуправления;

- оценка эффективности деятельности муниципальных служащих в соответствии с возложенными на них функциями;

- применение эффективных методов кадровой работы в органах местного самоуправления;

- разработка трудовых стандартов для муниципальных служащих;

- систематический отбор и ротация в коммунальном хозяйстве.

Суть муниципальной кадровой политики заключается в том, что она призвана отражать уровень развития муниципального образования, а также государства и необхо-

дима муниципальным органам власти для подготовки квалифицированных кадров. Кадровая политика зависит от социально-политического, социально-экономического положения, а также определяет перспективы профессионального отбора и развития работников.

В настоящее время возрастает роль и значение органов местного самоуправления. В связи с этим можно назвать следующие особенности кадровой политики:

- накопление и реализация людских ресурсов;

- регулирование кадровой системы муниципального образования;

- диагностика личной работы с целью выявления и решения проблем при реализации кадровой политики;

- активное использование методов кадровой работы.

Муниципальные управленческие кадры подразделяются на три группы в зависимости от их участия в подготовке, принятии и реализации управленческих решений: а) ру-

ководители; б) специалисты; в) вспомогательный и технический персонал.

Конкретный состав муниципальных служащих определяется кадровым составом учреждения. В связи с замещаемой муниципальной должностью объектом деятельности муниципального служащего является выполнение функций управления, исполнительных функций или контрольных функций.

Правовые методы основаны на регулировании деятельности муниципальных служащих по эффективному исполнению ими своих должностных обязанностей. Закон предусматривает гарантии и ограничения для муниципальных служащих, а также стандарты служебного поведения.

Главной стратегической задачей кадрового обеспечения муниципальной службы является создание компактного, высокопрофессионального, оптимально сбалансированного и эффективного аппарата органов всех уровней. Кадровая система показана на рис. 2.

Рисунок 2 - Система кадрового обеспечения органа муниципального управления [2, с. 197]

Решающее значение в кадровом обеспечении и развитии кадрового потенциала с учетом вышеуказанных требований имеет деятельность, связанная с отбором, оценкой и расстановкой муниципальных служащих.

Система подбора кадров для муниципальных служб представляет собой оценку и отбор кандидатов на вакансии тех, кто наиболее готов работать в конкретном муниципальном образовании.

Подбор персонала муниципальной службы заключается не только в определении того, подходит ли работник на должность, но и в подборе высококвалифицированных сотрудников для выполнения конкретных обязанностей.

С целью совершенствования кадровой политики на муниципальной службе предлагается реализовать комплекс мероприятий, которые будут способст-

вовать реализации ожиданий служа- ния через подготовку в кадровом резерве щих, желающих карьерного продвиже- (рис. 3).

Мероприятие по совершенствованию кадровой политики в части формирования п использования кадрового резерва

Рисунок 3 - Программа совершенствования кадровой политики в части формирования

и использования кадрового резерва

С целью отбора сотрудников в кадровый резерв проводится конкурс между всеми, кто хочет карьерного роста за счет участия в кадровом резерве.

В целях организации конкурса по созданию кадрового резерва предлагается ввести процедуру оценки, которая будет использоваться для проведения оценки:

- умение управлять подчиненными;

- уровень подготовки;

- личное качество;

- потенциал для профессионального развития.

Для совершенствования системы отбора сотрудников можно предложить детализировать критерии отбора в зависимости от специфики деятельности работников. Также целесообразно использовать тестирование претендентов по различным критериям. Тестирование различных категорий персонала будет отличаться, так как у разных работников своя специфика.

Список литературы

1. Васина, Ю. П. Совершенствование кадровой политики предприятия/Ю. П. Васина. - Москва : Лабора-тория книги, 2017.

2. Дворчук, А. Н. Кадровое обеспечение муниципальной службы: проблемное поле и основные характеристики / А. Н. Дворчук, А. В. Винокурова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 6-2.

3. Дейнека, А. А. Управление человеческими ресурсами / А. А. Дейнека, В. А. Беспалько. - Москва : Дашков и К, 2019.

4. Купряшин, Л. Г Основы государственного и муниципального управления / Л. Г Купряшин. - Москва : Юрайт, 2016.

5. Титова, С. В. Сущность муниципальной кадровой политики / С. В. Титова // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования в социально-экономических системах : сборник научных трудов 9-й МНПК. - Курск, 2020.

References

1. Vasina Yu. P. Improving the personnel policy of the enterprise. Moscow: Laboratory of books, 2017.

2. Dvorchuk A.N., Vinokurova A.V. Staffing of the municipal service: problem field and main characteristics, Actual problems of the humanities and natural sciences, 2018, no. 6-2.

3. Deineka A.A., Bespalko V.A. Human resource management. Moscow: Dashkov and K, 2019.

4. Kupryashin L.G. Fundamentals of state and municipal management. Moscow: Yurayt, 2016.

5. Titova S.V. The essence of municipal personnel policy, Modern approaches to the transformation of the concepts of state regulation in socio-economic systems. Collection of scientific papers of the 9th MNPK. Kursk, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.