Научная статья на тему 'Реализация интерактивной формы обучения при подготовке выпускных квалификационных работ'

Реализация интерактивной формы обучения при подготовке выпускных квалификационных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / FINAL QUALIFICATION WORK / РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ / WORK IN SMALL GROUPS / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И СИТУАЦИЙ / MODELING OF PRODUCTIONS AND SITUATIONS / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / BRAINSTORMING / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колоколов Е.И., Томилин С.А., Федотов А.Г.

В условиях современной организации образовательного процесса весьма целесообразным является применение интерактивной формы обучения при выполнении выпускных квалификационных работ. Руководителем группы студентов, объединенных одним объектом выпускной квалификационной работы, в полной мере может быть реализован целый ряд интерактивных методов обучения: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций, мозговой штурм, метод проектов. Применение интерактивной формы обучения при выполнении выпускных квалификационных работ усиливает их производственную направленность и способствует обеспечению готовности выпускников к работе в реальных производственных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колоколов Е.И., Томилин С.А., Федотов А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Educational Interactive Form During the Preparation of Final Qualification Works

Application of interactive form of education when performing final qualification works is very expedient in the conditions of the modern organization of educational process. A number of interactive methods of training such as work in small groups, modeling of productions and situations, brainstorming, a method of projects can be realized by the head of group of the students united by one object of final qualification work. Application of interactive form of education when performing final qualification works strengthens their production orientation and promotes ensuring readiness of graduates for work in real working conditions

Текст научной работы на тему «Реализация интерактивной формы обучения при подготовке выпускных квалификационных работ»

Реализация интерактивной формы обучения при подготовке выпускных квалификационных работ

Е.И. Колоколов, С.А. Томилин, А.Г. Федотов

Волгодонский инженерно-технический институт -филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация: В условиях современной организации образовательного процесса весьма целесообразным является применение интерактивной формы обучения при выполнении выпускных квалификационных работ. Руководителем группы студентов, объединенных одним объектом выпускной квалификационной работы, в полной мере может быть реализован целый ряд интерактивных методов обучения: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций, мозговой штурм, метод проектов. Применение интерактивной формы обучения при выполнении выпускных квалификационных работ усиливает их производственную направленность и способствует обеспечению готовности выпускников к работе в реальных производственных условиях. Ключевые слова: интерактивные методы обучения, выпускная квалификационная работа, работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций, мозговой штурм, метод проектов.

Интерактивные методы обучения студентов широко внедряются в учебный процесс в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Традиционные подходы к преподаванию предусматривают в основном односторонние формы коммуникации. Суть такой организации обучения заключается в «трансляции» преподавателем информации, которая воспринимается учащимися, запоминается и воспроизводится. Интерактивная форма обучения является принципиально иной, поскольку реализует форму многосторонней коммуникации в образовательном процессе. При таком подходе студент становится не объектом, а субъектом образовательной деятельности [1].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники

взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению конкретной проблемы [1].

Наиболее частыми трудностями, с которыми приходится сталкиваться преподавателю при реализации интерактивных форм обучения в образовательной организации - пассивность студентов, зачастую отсутствие интереса к преподаваемой дисциплине, склонность к восприятию готовой информации посредством использования Интернета, порой без глубокого осмысления используемого материала. Часто преподаватель вынужден прилагать огромные усилия, пытаясь заинтересовать студента, сформировать у него целеполагание к изучению дисциплины, мотивировать его на активизацию познавательной функции.

Кафедрой «Машиностроение и прикладная механика» Волгодонского инженерно-технического института - филиала НИЯУ МИФИ проделана большая работа по внедрению в учебный процесс интерактивных методов обучения. Частично результаты этой работы представлены в работах [2 - 9]. Однако применению интерактивной формы обучения при выполнении выпускной квалификационной работы внимание не уделялось. При этом выполнение и защита выпускной квалификационной работы является важнейшим завершающим этапом обучения, требующим больших усилий, самоорганизованности и самоотдачи со стороны студентов. Основной целью подготовки такой работы является систематизация и обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников, завершение освоения ряда компетенций и проверка их сформированности. Вместе с этим важно обратить внимание на дополнительные (кроме освоения компетенций, предусмотренных ФГОС) требования к современным выпускникам. Так авторы работ [10, 11] отмечают, что поскольку сегодня инженерные

направления подготовки находятся на пересечении науки и бизнеса, недостаточно заложить студентам прочные основы при изучении конкретных дисциплин, необходим еще и дополнительный набор навыков, позволяющий им в дальнейшем успешно конкурировать в глобальной среде и стать лидерами в инновационной сфере. «Важно отметить, что складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям» [12]. Указанные тезисы естественным образом согласуются с тем, что выпускная квалификационная работа должна не только иметь производственную направленностью, но и выполняться в условиях, приближенных к производственным. Учитывая сказанное, в настоящей статье показано, что применение интерактивной формы обучения при выполнении выпускной квалификационной работы оказывается весьма продуктивным, усиливает ее производственную направленность и в большей степени обеспечивает готовность выпускников к работе в реальных производственных условиях.

Типовые технологические темы выпускных квалификационных работ по машиностроительным направлениям подготовки и специальностям предусматривают, в основном, разработку технологии изготовления отдельной достаточно сложной детали. Зачастую, студентами ошибочно не анализируется ее взаимодействие с другими деталями сборочной единицы. Студент иногда не до конца понимает назначения требований по допускам, чистоте обработки, точности и твердости. Фактически он считает выпускную квалификационную работу не столько государственной итоговой аттестацией, предполагающей значительную степень самостоятельности и творческие подходы к ее выполнению, сколько еще одним этапом

теоретического обучения и, соответственно, пытается «вытянуть» из руководителя нужную информацию в готовом виде.

Групповая форма выполнения выпускной квалификационной работы, при которой несколько студентов работают над одним достаточно сложным изделием, снимает многие проблемы и заставляет их сообща решать возникающие вопросы. При правильной формулировке технических заданий на выполнение работ (например, когда приходится взаимно согласовывать отдельные технологические процессы изготовления различных деталей, входящих в одну сборочную единицу, отдельные размеры или иные параметры проектируемой детали и т.д.), руководитель работы выполняет только функцию консультанта-координатора. Ответы на все частные вопросы студентам приходится находить совместно. При этом они вынуждены восстанавливать не достаточно глубоко освоенные ранее компетенции, изучать работу изделия в целом, функции и назначение деталей и узлов, порядок обработки и сборки. Автоматически реализуются такие методы интерактивного обучения, как работа в малых группах, мозговой штурм, моделирование производственных процессов и ситуаций, метод проектов. Результатом такой работы становятся успешно сформированные компетенции, закрепленные за выпускной квалификационной работой.

Предлагаемый подход был опробован в группе студентов, имеющих разный уровень подготовки. Им было поручено разработать проект и технологию изготовления отдельных узлов и деталей задвижки - аналога главной паровой задвижки 883-250-Э, серийно выпускаемой Чеховским заводом энергетического машиностроения в советское время для использования на ТЭС. В существующем проекте было предусмотрено максимальное использование высококачественных отливок для основных узлов изделия. В настоящее время потребность в такой продукции постоянна,

но весьма ограничена. Чеховский завод энергетического машиностроения практически прекратил выпуск подобной продукции и ликвидировал литейное производство как устаревшее и нерентабельное. Переход на освоение более прогрессивных штампованных заготовок пока задерживается по той же причине.

Машиностроительным предприятием ООО ОКТБ «Энергомаш» было предложено переработать конструкцию таких задвижек для единичного или мелкосерийного производства с учетом опыта эксплуатации и ремонта изделий. Основная идея переработки - применение более жесткой ковано-сварной конструкции корпуса с одновременным устранением причин размыва в процессе эксплуатации участков приварки седел к литому корпусу [13]. Реализация этой инновационной идеи и была поручена студентам в рамках выполнения выпускных квалификационных работ. Было предложено также применить новые современные уплотнительные материалы типа «Графлекс», а также подобрать новый современный электропривод.

Решаемая задача была разбита на следующие составляющие, которые легли в основу заданий на проектирование и являлись основным содержанием для интерактивной работы студентов в подготовке выпускной квалификационной работы:

- разработка конструкции и технологии механической обработки ковано-сварного корпуса задвижки;

- разработка конструкции новых седел, которые должны быть вварены в новый корпус задвижки, а также разработка технологии изготовления запорного узла, в том числе и седел;

- разработка новой сварной конструкции бугеля, узлов его стыковки с корпусом, электроприводом и элементами крепления ходового узла;

- подбор нового электропривода, разработка элементов его стыковки с ходовым узлом и бугелем, а также разработка технологии изготовления и сборки деталей ходового узла и крышки, подбор герметичных уплотнений;

- разработка технологии сборки-сварки бугеля, элементов корпуса, в том числе вварку направляющих для перемещения обоймы, технологии выполнения износостойкой наплавки седел и тарелок, подбор сварочных материалов, выбор технологии послесварочной термообработки, расчет сварных соединений.

Детальное ознакомление с предложенной разбивкой, показывает, что ни один из частных проектов невозможно выполнить без тесного взаимодействия всех участников проектирования. При этом руководитель выпускных квалификационных работ не владеет конкретной детальной информацией о размерах вновь проектируемых заготовок, изготовлении узлов стыковки и не может представить студентам готовое решение. Как уже отмечалось выше, он автоматически становится консультантом, координатором работ, так как вынужден большинство возникающих вопросов переадресовывать другим партнерам по реализуемому проекту, а также наравне со студентами участвовать в обсуждении возникающих проблем. Приведенная модель фактически и реализует интерактивную форму выполнения выпускных квалификационных работ. Следует подчеркнуть, что в данном случае ситуации, требующие применения рассматриваемой формы обучения, возникают естественным образом, а не создаются преподавателем искусственно. Эти ситуации на разных стадиях проектирования повторяются. Например, после обсуждения характера заготовок для направляющих обоймы и последующего самостоятельного проектирования, возникает необходимость согласования размеров пазов в обоймах и выступов в направляющих и т. д.

Реализация описанных подходов к выполнению выпускных квалификационных работ позволила получить ряд интересных, нестандартных технических решений. Так, при разработке конструкции бугеля была предложена цилиндрическая форма основания. Это привело к реализации цилиндрической формы обечайки корпуса с меньшим внешним диаметром, чем в исходной отливке. Количество крепежных отверстий при этом было увеличено с четырех до шести, а их диаметр уменьшен. Расчет подтвердил целесообразность этого варианта, при котором материалоемкость конструкции значительно уменьшилась.

Другой важный результат, достигнутый при реализации описанного подхода - значительно возросший уровень подготовки студентов к моменту защиты выпускной квалификационной работы. При этом даже более слабые на начальной этапе проектирования студенты подтягивались к лидерам группы и на равных с ними участвовали в обсуждении производственных ситуаций.

По мнению авторов настоящей работы, предлагаемый подход к выполнению выпускных квалификационных работ может быть развит и далее. Так целесообразным может явиться коллективная защита работ, когда каждый участник докладывает свою часть работы самостоятельно, а ответы на вопросы, обоснование принятых технических решений, отстаивание своей точки зрения и т.д. осуществляются совместно. В этом случае государственной экзаменационной комиссии будет не только видна полнота выполненной работы, но и станет понятно, насколько полно разобрался в сути проекта каждый из участников группы. Учитывая, что выпускная квалификационная работа по своей сути реализует интегративный подход, целесообразной является ситуация, когда в разработке проекта участвуют выпускники разных специальностей и направлений подготовки. Совокупный

объем уже сформированных компетенций студентов при этом значительно возрастает, от чего группа и сам проект только выигрывают.

В заключение, следует добавить, что данный подход к выполнению выпускных квалификационных работ может быть распространен также и на выполнение практических и курсовых работ, курсовых проектов по дисциплинам профессионального цикла. Для уже рассмотренного изделия, например, группа студентов может выполнять рабочие чертежи входящих в узел деталей (в рамках курса инженерной графики); проводить прочностные расчеты (в курсе технической механики); осуществлять выбор заготовок для отдельных деталей, проверять целесообразность, режим и вид термической обработки, осуществлять выбор инструмента для обработки различных поверхностей и материалов и т.д. Реализация предложенного подхода обеспечит большую производственную направленность и позволит существенно повысить эффективность и качество обучения.

Литература

1. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР. Томск: ТУСУР, 2012. 86 с.

2. Мозговая Н.С., Томилин С.А. О применении интерактивных форм обучения в процессе преподавания технических дисциплин // Современные технологии в системе образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., май 2012 г. Пенза, 2012. С.81-84.

3. Ольховская Р. А., Томилин С. А. О реализации некоторых деятельностно-ориентированных приемов обучения // Современные технологии в системе образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., май 2012 г. Пенза, 2012. С.90-93.

4. Пинчук Э.В., Евдошкина Ю.А., Томилин С.А. Технология реализации инновационных педагогических методов при изучении теоретической механики // В мире научных открытий. 2013. № 7(43). С. 187 - 199.

5. Pinchuk E.V., Evdoshkina Ju.A., Tomilin S.A. Realization Technology of Innovative Educational Methods Used in the Process of Theoretical Mechanics Study // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Т. 2. № 1. P. 96100.

6. Томилин С.А., Евдошкина Ю.А., Пинчук Э.В., Годунов С.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на практических занятиях по теоретической механике // Новый университет. Серия: Технические науки. 2013. № 8-9 (18-19). С. 4-7.

7. Томилин С.А., Евдошкина Ю.А., Пирожков Р.В. Реализация интерактивных форм обучения при проведении лабораторных занятий по фундаментальным техническим дисциплинам // В мире научных открытий. 2013. № 11.1 (47). C. 110 - 127.

8. Tomilin S.A., Evdoshkina Ju.A., Pirozhkov R.V. Using of Interactive Educational Forms in the Process of Laboratory Studies on Fundamental Engineering Disciplines // In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Т. 2. № 1. P. 122-129.

9. Томилин С.А., Евдошкина Ю.А., Ольховская Р.А. Практика применения интерактивных методов обучения при проведении занятий по компьютерной графике // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.

10. Guthrie P. Beyond systems engineering: Educational approaches for the 21st century. In D. Grasso & M. Burkins (Eds.), Holistic Engineering Education: Beyond Technology. New York, NY: Springer, 2010. 186 p.

11. Wnek G., Williamson S. Engineering value propositions: Professional and personal needs. In D. Grasso, & M. Burkins (Eds.), Holistic Engineering Education: Beyond Technology. New York, NY: Springer, 2010. 299 p.

12. Богачева Е.С. Социальные и профессиональные потребности нового качества профессиональной подготовки и проблемы его модернизации // Инженерный вестник Дона, 2011, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/426/.

13. Колоколов Е.И., Ядрышников В.А. Производство задвижек высоких параметров в условиях единичного производства // Трубопроводная арматура и оборудование. 2012. № 2 (65). С. 41-43.

References

1. Kosolapova M.A., Efanov V.I., Kormilin V.A., Bokov L.A. The provision on methods of interactive training of students according to FSES 3 at technical university. Tomsk, 2012. 86 p.

2. Mozgovaya N.S., Tomilin S.A. Sovremennye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Penza, 2012, pp. 81-84.

3. Ol'khovskaya R.A., Tomilin S.A. Sovremennye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Penza, 2012, pp. 90-93.

4. Pinchuk E.V., Evdoshkina Yu.A., Tomilin S.A. V mire nauchnykh otkrytiy. 2013. № 7 (43), pp. 187 - 199.

5. Pinchuk E.V., Evdoshkina Yu.A., Tomilin S.A. V mire nauchnykh otkrytiy. 2014. Series А. Т. 2. № 1, pp. 96-100.

6. Tomilin S.A., Evdoshkina Yu.A., Pinchuk E.V., Godunov S.F. Novyy universitet. Seriya: Tekhnicheskie nauki. 2013. № 8-9 (18-19), pp. 4-7.

7. Tomilin S.A., Evdoshkina Yu.A., Pirozhkov R.V. V mire nauchnykh otkrytiy. 2013. № 11.1 (47), pp. 110 - 127.

8. Tomilin S.A., Evdoshkina Yu.A., Pirozhkov R.V. V mire nauchnykh otkrytiy. 2014. Series А. Т. 2. № 1, pp. 122-129.

9. Tomilin S.A., Evdoshkina Yu.A., Ol'khovskaya R.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2492.

10. Guthrie P. Beyond systems engineering: Educational approaches for the 21st century. New York, 2010. 186 p.

11. Wnek G., Williamson S. Engineering value propositions: Professional and personal needs. New York, 2010. 299 p.

12. Bogacheva E.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2011/426.

13. Kolokolov E.I., Yadryshnikov V.A. Truboprovodnaya armatura i oborudovanie. 2012. № 2 (65), pp. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.