Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTEGRATIVE APPROACH / BLOCK-MODULAR LEARNING TECHNOLOGY / INTERACTIVE LEARNING / MODULAR LEARNING / FOREIGN LANGUAGE AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTERACTIVE LEARNING FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бамбурова Елена Анатольевна

В статье говорится о преимуществах и задачах технологий блочно-модульного и интерактивного обучения авиационному английскому языку в военном вузе. Также рассматривается вопрос эффективности использования данных технологий при интегративном подходе к обучению. Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями - ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, социо-культурной, иноязычной коммуникативной компетенциями. Высокие требования к выпускникам вузов предусматривают необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции, которая рассматривается как интегративная характеристика квалифицированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

correct position. That's why beginning from the primary classes we should care for integrative training of morphology and syntax.

References

1. Azarbaycan Respublikasinda tahsilin inki§afi üzra Dóvlat Strategiyasi. Azarbaycan Respublikasi Prezidentinin 2013-cü il 24 oktyabr tarixli sarancami(2013), p. 1

2. Анисимов Г.А. Изучение частей речи на синтактическом основе // Начальная школа, 1979, № 6, с.27-31

3. Ардентов Б.П. Основы русской грамматики. Кишинев: Корыя Молдовеняскэ, 1962, 80 с.

4. Бедалов Ч.А. Методика преподавания русского языка в Азербайджанской школе. Баку: Маариф,

1981, 268 с.

5. Cafarova N. ibtidai siniflarda Azarbaycan dilinin tadrisi metodikasi, II hissa. Baki: ADPU, 2019, 430 s.

6. Cafarova N.B. Talim prosesinda inteqrasiyanin ta§kili. Baki: ADPU, 2018, 66 s.

7. Ofandizada O.R., Ohmadov N.H., Kalbaliyev O.A., Vahidov S.A. Orta maktabda Azarbaycan dilinin tadrisi, 2 hissali, I hissa, Baki: Maarif, 1976, 280 s.

8. Faracov O.D. Qrammatik mafhum va onun manimsanilmasinin bazi masalalari. Baki: Maarif, 1970, 134

s.

9. ismayilov R., Orucova G., Cafarova D., Xalilov Z. Azarbaycan dili (3-ci sinif ügün darslik). Baki: Altun Kitab, 2010, 207 s.

10. Karimov Y.§. Ana dilinin tadrisi metodikasi. Baki: Nasir, 2003, 520 s.

11. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтактическом основе. М.: Просвещение, 1989, 223 с.

12. Озерская В.П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологии. М.: Просвещение,

1982, 96 с.

13. Qurbanov V.T. Azarbaycan dili taliminda fandaxili alaqalar. Baki: Müallim, 2008, 181 s.

14. Seyidov Y.M. Azarbaycan dilinin qrammatikasi. Morfologiya. Monoqrafik dars vasaiti. Baki: Baki Universitetinin na§ri, 2000, 375 s.

15. Ümumi tahsil pillasinin dóvlat standarti va proqramlan (kurikulumlan)// Kurikulum, 2010, №3, s. 116130

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО И

ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бамбурова Елена Анатольевна

преподаватель кафедры иностранных языков филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

в г. Сызрани.

Аннотация. В статье говорится о преимуществах и задачах технологий блочно-модульного и интерактивного обучения авиационному английскому языку в военном вузе. Также рассматривается вопрос эффективности использования данных технологий при интегративном подходе к обучению. Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями - ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, социо-культурной, иноязычной коммуникативной компетенциями. Высокие требования к выпускникам вузов предусматривают необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции, которая рассматривается как интегративная характеристика квалифицированного специалиста.

Abstract. The article talks about the advantages and challenges of block-modular and interactive aviation English training technologies at a military university. The issue of the effectiveness of using these technologies with an integrative approach to learning is also considered. This training focuses on mastering key competencies - value-semantic, educational-cognitive, informational, socio-cultural, foreign-language communicative competencies. High requirements for graduates of universities require the formation of a foreign language communicative competence, which is considered as an integrative characteristic of a qualified specialist.

Ключевые слова: интегративный подход, технология блочно-модульного обучения, интерактивное обучение, модульное обучение, иноязычно-коммуникативная компетенция, интерактивные формы обучения.

Key words: integrative approach, block-modular learning technology, interactive learning, modular learning, foreign language and communicative competence, interactive learning forms.

В настоящее время к военному специалисту предъявляются повышенные требования, включающие в себя профессиональные умения и навыки, а также высокий уровень владения авиационным английским языком. В связи с этим возникает необходимость оптимизировать образовательный процесс в

современном военном вузе на основе интеграции инновационных технологий обучения, способствующих формированию конкурентоспособной личности специалиста-летчика [5. с.34].

Одной из идей, способствующих интенсификации образовательного процесса в военном вузе, является идея интегративного образования. Цель интегративного обучения - формирование профессионально-компетентной личности и целостного видения мира.

По мнению Н.В.Поповой, интегративный подход - это «межаспектная интеграция», осуществляемая за счет взаимосвязного обучения различным видам речевой деятельности, так как иноязычная подготовка в военном вузе предусматривает необходимость такой интеграции [7, с.11].

Одной из технологий, реализующей идею интегративного подхода, является технология блочно-модульного обучения. Данная технология предполагает возможность многоуровневой подготовки, создание условий для развития коммуникативных умений и навыков, тесного контакта с преподавателем через дифференцированный подход, создание условий мотивированного изучения авиационного английского языка [1, с.23].

Использование блочно-модульной технологии открывает новые возможности для развития активной и творческой личности, способной обучаться самостоятельно, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность [2, 3 с.181]. Применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению авиационного английского языка.

При планировании обучения с использованием блочно-модульной технологии обязательно распределение учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной работы для каждого курсанта [8, с.65].

Для достижения основной цели обучения педагогу необходимо провести большую подготовительную работу, а именно провести структурирование учебного материала, сделав разбивку по модулям. Каждый модуль, в свою очередь, включает 3-4 блока. К примеру, модуль №1 по теме № 5 «Ведение радиообмена при возникновении особых случаев в полете» (см. рис 1.)

Блок 1 Пожар, отказ двигателя

Модуль1

V --►

Блок 2 Потеря ориентировки, аварийный остаток топлива

Блок 3 Обобщение материала, контроль по темам

Рисунок 1. Распределение учебного материала модуля 1 по блокам.

Для контроля полученных знаний по темам модуля курсанты заполняют лист контроля после прохождения рубежного контроля. Такая форма контроля помогает курсанту самостоятельно прослеживать уровень успешности изучения материала по пройденной теме. Если материал изучен недостаточно хорошо, то курсант имеет возможность проработать материал модуля дополнительно.

Следующим этапом в реализации интегративного подхода в обучении ААЯ в военном вузе мы считаем использование интерактивных форм и методов обучения. Мы интегрируем содержание учебных дисциплин посредством модулей и блоков, а также бально-рейтинговую систему контроля и самоконтроля с интерактивными формами и методами обучения.

Интерактивная технология обучения - это моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, работы в малых группах, совместное решение проблем, моделирование ситуаций общения.

Ученые выделяют следующие принципы интерактивного обучения:

- общение на иностранном языке в целях изучения и воспроизведения аутентичной информации, интересной для всех участников коммуникации;

- совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста.

- изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, демократический стиль общения;

25

- рефлексивность обучения, критическое осмысление действий, мотивов, качества и результатов со стороны преподавателя и обучающихся [6, c.33]

При интерактивном обучении применяется индивидуальная, парная или групповая работа. Совместная деятельность включает в себя обмен знаниями, идеями, способами деятельности. При обучении авиационному английскому языку используются такие интерактивные формы как ролевые диалоги, моделирование ситуаций общения в режиме летчик-диспетчер, деловые игры, обсуждения с элементами дискуссии, case study и другие. [4. с. 118]

Ролевые и деловые игры решают проблемные задачи, стимулируют профессиональное мышление обучающихся и способствуют повышению мотивации к обучению авиационному английскому языку. К примеру, при изучении темы «Аварийные сообщения» проводится ролевая игра в форме инструктажа, где рассматриваются аварийные ситуации, а курсантам дается задание выяснить причины возникновения аварийной ситуации на борту. Моделирование ситуаций, приближенных к реальным, формирует необходимые компетенции для профессионального общения.

Особое значение имеет обучение аудированию с использованием интерактивной технологии. На занятиях используются такие интерактивные задания, как прослушать аудио сообщения радиообмена и в паузах ответить на реплики диспетчера. Предварительно курсанты прослушивают полный текст сообщения и записывают слова летчика, заполняя пропуски в диалоге, затем следует фонетическая отработка диалога и в заключении курсанты в индивидуальном порядке должны отреагировать на реплики диспетчера. Следующий вид интерактивных заданий при обучении аудированию - прослушать текст радиообмена и ответить на вопросы по содержанию сообщения, затем курсант воспроизводит текст сообщения, пользуясь вопросами в качестве зрительной опоры. Подобные задания особенно эффективны для усвоения фразеологии радиообмена и тренируют навыки взаимодействия при общении на иностранном языке.

Итак, реализация интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку происходит при последовательной интеграции блочно-модульной и интерактивной технологий обучения. Содержание учебного материала компонуется по модулям и делится на блоки. Курсанты могут изучить материал самостоятельно, пользуясь материалом, разработанным преподавателем.

Интеграция технологий блочно-модульного и интерактивного обучения осуществляется при готовности педагога к инновационной деятельности, его способности использовать интерактивные формы и методы обучения. Роль преподавателя становится инструкторско-организаторской, распределяющей и оценивающей. Интерактивные формы заданий стимулируют мыслительную деятельность курсантов, активизируют их самостоятельность и мотивацию. В своей работе преподаватель осуществляет интеграцию интерактивных форм и методов обучения по основным видам речевой деятельности (чтению, аудированию, говорению).

Список литературы

1. Блудова В. П. Модульное обучение иностранному языку: основные принципы и преимущества [Электронный ресурс] // Педсовет. — Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/44-1-0-3661.

2. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения.//Вестник высшей школы. -1987. - №8.

3. Ковалёва, Ю. Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного Университета. — 2011. — №352. — с. 180-182.

4. Левандровская Н.И. Интерактивные технологии в обучении профессионально-ориентированному английскому языку в военном авиационном вузе. [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 6 № 6 часть 2, 2014. с. 117-119.

5. Матвеева И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в подготовке военного специалиста средствами профессионально-ориентированного английского языка: монография/И. А. Матвеева - Сызрань ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. - 168с.

6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение [Текст] // Образование и наука, 2007, №6 (48) с.32-4.1

7. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык), автореф. докт. пед. наук: 13.00.08, Санкт-Петербург, 2011, - 33с.

8. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность технологии / Биология в школе, 1994,№5, с.64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.