УДК 371.3
Кодиров Д.Т. доцент Джураев Ш. С. старший преподаватель Абдуллаев Х. О. старший преподаватель Дедаханов А. О.
ассистент Мадалиев Х.Б. ассистент
Наманганский инженерно-технологический институт
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Аннотация: в работе проведён анализ нормативно-методической литературы, сравнение и обобщение опыта дистанционного обучения и организации обучения школьников по индивидуальным образовательным программам в контексте проводимого исследования, анализ и синтез психологической, педагогической литературы по теме исследования.
Ключевые слова: педагогика, преподавания, компетентность, педагогические технологии, инновационная педагогика.
Kodirov D.T. associate professor Juraev Sh.S. senior lecturer Abdullaev H. O. senior lecturer Dedakhanov A.O.
assistant Madaliev Kh.B. assistant
Namangan Institute of Engineering and Technology
IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL
PROGRAM
Abstract: the paper analyzes the normative and methodological literature, compares and generalizes the experience of distance learning and the organization of schoolchildren's education in individual educational programs
in the context of the study, analysis and synthesis of psychological, pedagogical literature on the research topic.
Key words: pedagogy, teaching, competence, pedagogical technologies, innovative pedagogy.
Выявить системообразующие элементы организации дистанционного обучения как целостной и самостоятельной системы, его возможности для реализации индивидуальных образовательных программ старших школьников. Личностно ориентированный подход к обучению школьников, который позволяет выстраивать образовательный процесс на основе образовательных интересов, индивидуальных возможностей и потребностей школьника. Средовый подход, позволяющий рассматривать организацию дистанционного обучения как целостного процесса с учетом -индивидуальных целей ученика до достижения результата.
В соответствии с задачами использовались анализ нормативно-методической литературы, сравнение и обобщение опыта дистанционного обучения и организации обучения школьников по индивидуальным образовательным программам в контексте проводимого исследования, анализ и синтез психологической, педагогической литературы по теме исследования.
Проведено педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование и анкетирование субъектов образовательного процесса, изучение школьной документации, письменных работ учащихся, педагогический эксперимент.
Был проведен анализ методической, психологической, педагогической литературы по теме диссертационного исследования. Осуществлялся сбор материалов по организации дистанционного обучения в школах РУз. Анализировался опыт работы школ по реализации индивидуальных программ обучения. Разработана программа исследования, проведен констатирующий эксперимент. Проводилась теоретическая разработка проблемы исследования. Формировался понятийный аппарат исследования по изучаемой проблеме. Определилась концептуальная модель проектирования индивидуальной образовательной программы учащегося на ступени среднего общего образования в дистанционном обучении. Определялись риски и потенциал дистанционного обучения в условиях личностно-ориентированной парадигмы. Проведена экспериментальная проверка гипотезы исследования с учащимися. Анализировались результаты использования дистанционного обучения в реализации индивидуальных оформлялась образовательных программ, сформулированы выводы. диссертационная работа.
В заключении: обоснованы и реализации педагогические условия проектирования индивидуальной и персонифицированной образовательных программ в дистанционном обучении: нормативно -
процессуальное и конструктивно-технологическое условия (направлены на обеспечение правового статуса и функционирования дистанционного обучения, порядка проектирования и реализации образовательной программы обучающегося, создание среды обучения); коммуникативно -управленческое и системно-методическое условия (направлены на организацию и осуществление учебной деятельности); - разработана технология проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута в дистанционном обучении, включающая диагностический, содержательный и контрольно-рефлексивный этапы, специфика которых связана с сопровождением или поддержкой учебной деятельности старшеклассника;
- доказана необходимость использования двух уровней образовательной коммуникации в дистанционном обучении: базового, который обеспечивается взаимодействием ученика с учителем, и консультационно управленческого, реализуемого службой поддержки продвижения ученика по образовательному маршруту тьютором и координатором;
- выделены специальные профессиональные компетенции педагога дистанционного обучения (знаниево-технологическая, когнитивно коммуникативная, социально-педагогическая) и способы их формирования через реализацию сетевой модели дополнительной профессиональной образовательной программы; уточнена сущность понятия «дистанционное обучение» Как по самостоятельной формы организации образовательного процесса реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося общеобразовательной школы: взаимосвязь общедидактических и специфических принципов дистанционного обучения для разработки процесса, организационно-педагогического информационно-технологическое механизма учебного обеспечение, функциональные связи между субъектами дистанционного процесса обучения и управления коммуникациями, тьюторское сопровождение обучающегося; изучены и расширены научно-педагогические представления о специфике-индивидуальной и персонифицированной образовательных программ школьников и механизме их реализации -индивидуальном образовательном маршруте за счет сущностных характеристик понятий: основополагающего принципа индивидуального подхода и
процессов дифференциации (внешняя, внутренняя),
индивидуализации, персонификации; выявлены психолого-педагогические основы проектирования индивидуальных и персонифицированных программ в дистанционном обучении, учитывающие социально-психологические черты современного старшеклассника как субъекта дистанционного обучения и параметры выбора степени индивидуализации
учебного процесса: «предназначенность», «предрасположенность», «предпочтение»;
- теоретически обоснованы педагогические условия проектирования и реализации школьников индивидуальной образовательной программы старших с учетом образовательного потенциала дистанционного образовательного обучения процесса;
- выделены как самостоятельной формы организации и обоснованы критерии результативности обучения старшеклассников по индивидуализированным образовательным программам в дистанционном обучении: успешность учебной деятельности в соответствии с целями индивидуальной образовательной программы и личным смыслом обучения по персонифицированной образовательной программе; сформированность качеств самоорганизации и самоуправления учебной деятельностью; достижение личностных образовательных результатов.
Использованные источники:
1. Н.Ю. Шарибаев, М.Тургунов, Моделирование энергетического спектра плотности состояний в сильно легированных полупроводниках//Теория и практика современной науки-2018.- №12(42), с.513-516- URL: b06fdc_c0ddf026e8d94ebc81bbafaa887f2f5d.pdf
2. Холбаев Д.Ж., Шарибаев Э.Ю., Тулкинов М.Э. Анализ устойчивости энергетической системы в обучении предмета переходные процессы// Экономика и социум -2020.-№5(72). с.340-344. - URL: b06fdc_40e220b251174430972a32292b7761 f4.pdf
3. B Kuchkarov, O Mamatkarimov, and A Abdulkhayev. «Influence of the ultrasonic irradiation on characteristic of the structures metal-glasssemiconductor». ICECAE 2020 IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 614 (2020) 012027 Conference Series