МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого обучающегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается обучающимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Таким образом, изменения системы оценивания в колледже будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого обучающегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.
© Кедровских Е.А., 2016
УДК 377.5
О.Ю. Ковалева
Заведующий отделением Колледж ИСТиС ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» г. Челябинск, Российская Федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье представлен опыт наблюдения и оценки формирования компетенций обучающихся. Проблема объективного оценивания сформированности компетенций будущих специалистов является одной из актуальных проблем современного образования. Данная проблема рассмотрена с позиций административно-управленческого аппарата, преподавателей, руководителей практики.
Ключевые слова Компетенции, оценивание, личностно-ориетированный подход.
Компетенции - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентно способным на рынке труда, успешно профессионально самореализоваться. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и лабораторно-исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного раннее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателями или под его руководством.
Формирование системы оценивания компетенций обучающихся, связано с деятельностью преподавателя, и заключается в обеспечении соответствия методов обучения критериям оценивания полученным результатам. Особенностью компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины, междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля (ПМ) является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоения.
Согласно ФГОС СПО и международным документам в этой области можно выделить два метода оценивания компетенций:
— метод прямого оценивания (контрольные работы, тесты, курсовые работы, промежуточная и итоговая аттестации и т.д.), которые проводятся непосредственно в ходе образовательного процесса;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
— метод косвенного оценивания (бально-рейтинговая система, анкетирование, анализ учебных планов, опрос работодателей, показатели движения контингента, трудоустройство обучающихся и т.д.).
Исходя из вышесказанного, необходимо понимать, что речь идёт о системе индивидуального подхода в формировании и реализации индивидуального оценивания компетенций у обучающихся. Данная система должна быть направлена от оценивания для контроля к оцениванию для развития (корректирования результатов).
Система оценивания компетенций в укрупнённом виде содержит:
— компетенции как результат освоения основной профессиональной образовательной программы;
— образовательные технологии как способ их формирования;
— оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов освоения основной профессиональной образовательной программы;
— портфолио обучающегося (может быть паспорт компетенций);
— защита выпускной квалификационной работы.
При этом возникает трудность в оценке сформированности общих и профессиональных компетенций, а именно - соблюдение принципа объективности. Очевидно, что необходимо уйти от человеческого фактора, и измерить «долю», соответствующей конкретной общей компетенции (ОК) или профессиональной компетенции (ПК). В процессе измерения происходит сравнение существующего уровня каждого студента этим «долям».
На рисунке 1 представлена модель взаимодействия индивидуального оценивания компетенций обучающихся. Проблемой в этой модели является формирование индивидуального протокола оценки компетенций, формирование паспорта (укрупнение) общих и профессиональных компетенций на уровне административно-управленческого персонала - отсутствует способ измеримости.
Рисунок 1 - Модель взаимодействия оценивания компетенций обучающихся
На рисунке 2 представлена модель косвенного оценивания компетенций. Косвенным компонентом индивидуального оценивания ОК И ПК обучающихся является ведомость по дисциплине (МДК, ПМ), но
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
пока не создана программно-инструментальная обработка полученных результатов и не создана база образовательной статистики и средства доступа к ней различных категорий пользователей (экспертов, администрации, преподаватели).
ВЕДОМОСТЬ МОНИТОРИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ Сводный протокол компетенций обучающегося НЕТ
Перечень (сводный) формируемых компетенций Статистическая база данных НЕТ
Рисунок 2 - Модель косвенного оценивания компетенций
На рисунке 3 представлен фрагмент экзаменационной ведомости. Как мы можем видеть на примере ведомости, косвенный метод оценивания «освоил» и «не освоил» не может измерить ту или иную ОК и ПК. Следовательно, это остаётся проблемой в формировании индивидуальной системы оценивания компетенций.
Общне компетенции
* Ф.И.О.
студента м м м
с О с с о о
1 Абдрашитов Дали с Зайнуллович освоил освоил та. та. та- та-
2 В ав асов а Татьяна Игоревна ОСВОИЛ освоил та та. та. та.
3 Вайс Никита Сергеевич ОСВОИЛ освоил та та. та. та.
4 Галлгшов Рустам Фаилевич ОСЕОШ освоил та та. та. та.
5 Кандаков Дмитрий Андреевич ОСВОИЛ освоил та. та. та. та.
6 Метелёва Кри стан а Вячеславовна ОСВОИЛ освоил та та та та
OKI
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ок г
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективноетьи качество.
окз
Решать
проблемы. оцениватьриски и принимать решения б нестандартных ситуациях.
OK 4
Осуществлять поиск, анализ и опенку информации, необходимей для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития._
OK 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенстъованияпрофессжшальной деятельности.
ока
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребите-
Рисунок 3 - Экзаменационная ведомость (фрагмент)
Сравнивая представленные модели при оценке компетенций, следует отметить, что обязательна обратная связь, т.е. представление студенту развёрнутого отзыва (портфолио, паспорта компетенций) освоения им дисциплины (МДК, ПМ) с указанием конкретных рекомендаций. По полученным результатам мы сможем реально определить величину отклонения между полученным уровнем (замеренным) общих и профессиональных компетенций и ожидаемым, что и может позволить нам разработать план по коррекции для каждого обучающегося по его дальнейшему развитию и улучшению результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. Список использованной литературы:
1. Борисов, П.П., Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования [Текст] //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1. - С. 58 - 61.
2. Положение «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ТК ФГБОУ ВПО «ЮУрГу» (НИУ)» № 02-03 от 11мая 2014г. г. Челябинска
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
© Ковалева О.Ю., 2016
УДК 78.072.2-057.875
Ю. Л. Колесникова
доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты развития творческих способностей студентов, получающих музыкальное образование.
Ключевые слова
Музыкальные способности, творческий потенциал, исполнительская деятельность.
В современной научной и методической литературе, посвященной анализу проблемы развития творческих способностей личности, такие требования, как «развивать творческие способности», «учить самостоятельно мыслить», «воспитывать творческую личность» и т. п. есть ни что иное, как цели обучения, заданные в неявном виде. Современное обучение в большей степени направлено на развитие у учащихся исполнительских способностей. Творческий же потенциал личности, который зачастую формально предлагается «целенаправленно формировать в процессе обучения», представляет собой проявление самых различных параметров и свойств личности: особых качеств ума (наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, ставить новые задачи), особого состояния личности (радости создания нового, удивления, предвосхищения создаваемого продукта) и многого другого.
Творчество как процесс привлекало внимание исследователей всех эпох развития мировой культуры. Вместе с тем, существует парадоксальный факт - при огромном количестве литературы по теории творчества, данная проблема, и в частностиее педагогический аспект,остается одной из самых неразработанных. Так, известным психологом Я. А. Пономаревым выдвигается гипотеза, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает как механизм, взаимодействие, ведущее к развитию [3]. М. А. Михайлова в пособии для родителей и учителей связывает творчество с новизной, трактует его как антипод шаблонной, стереотипной деятельности, сущность которой заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций [1].
Новизна, возникающая в сфере идей творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. По мнению В. И. Петрушина, «субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда он нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов творчества студентов» [2, с. 111]. Объективная ценность признается за произведениями искусства, не имевшим аналога в истории культуры.
Традиционным считается представление о том, что длительное накопление опыта, знаний, навыков предшествует творческому акту, т. е. возможность перехода количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное, новое качество. Проблема заключается в том, что творческие способности развиваются в особой деятельности, направленной на поиск и усвоение разных способов