Научная статья на тему 'Реализация имплицитных представлений как выбор скриптов поведения в процессе поиска решения'

Реализация имплицитных представлений как выбор скриптов поведения в процессе поиска решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПТ / СОЦИАЛЬНЫЕ (ИМПЛИЦИТНЫЕ) ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сакбаев Ахметжан Алтаевич

Изучалась реализация социальных представлений в процессе принятия решений. В исследовании была разработана методика для выявления поисковых стратегий, выборов поведенческих скриптов (сценариев) в процессе принятия решения относительно социальных объектов. Было показано, что испытуемые в процессе социальной категоризации руководствуются имплицитными представлениями. Показаны характерные поисковые стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация имплицитных представлений как выбор скриптов поведения в процессе поиска решения»

УДК 159.923 С 15

А. А. САКБАЕВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМПЛИЦИТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК ВЫБОР СКРИПТОВ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА РЕШЕНИЯ

Изучалась ^^тичацим социачьныя представлений в процессе принятия решений. В исследовании быча разработана методика Лм выявления поискшых страт^-ий, выборов поведкнчсских скриптов (сценариев) в процессе приннтт решения относительно социальных объектов. Ь'ыло показано, чш/ жлытуелше в процессе социальной категоризации руководствуются имплицитными представлениями Показаны хар-ахтариыи поисковые с-т/ытк^иы.

Ключевые слова, {. крипт, с оциачьные (имплицитные) представления, принятие решения, социальна* категормэаг{ия.

Адаптивное взаимодействие е внешним миром неизбежно предполагает переработку нн-форманни. т.с. отбор необходимой и игнорирование ненужной. Можно сказать, чго рождение КОГНИТИВНОЙ психологии фактически связано с осознанием этого тсзнса н с попытками построения теоретических моделей переработки информации.

Самые ранние подходы к решению л попиленной задачи были сфокусированы иа двух основных проблемах: I} ято подвергается когнитивной переработке (включая параметры стимулов, режима их предъявления, особенности наблюдателя, в.чшшня контекста и модальности информации)? и 2) в каком формате должно храниться (шзакие» для того. чюСы ею можно било «экономно» использовать?

Для концептуально согласованного решения выделенных проблем было введено понягтне ментальной репрезентации (Риигар, 199Я). Различают репрезентации временные и постоянные (Ье Му, 1938). В качество таких стабильных форм знания можно рассматривать феномени понимаемые скршіти схема (Ришар, 1998, Лакофф, 19*96). Одной из особенностей таких форы знання выступает ИХ МАЛЯ и осоэнамеыость, даже при непосредственной актуализации. Такнс формы знания принято называл, имплицитными, іїИмтпишпш ламя іт> выступ ист. тогда когда предыдущий опыт облегчает выполнение задачи, не требуя сознательного или намеренного воспоминании зтого опыта» (ЯоЬа^ег, 1947).

В современных работах предлШшОРСя различные модели для описания феноменологически очевидного фнкга: СТйрые знания, или постоянные репрезентации влняют на получение нойьи знаний. «Индивиды обладают предварительными знаниями опюскгелыю фангов, -значений и т.д., и эти знания - более или менее структурированные обрадуют схемы, модели, спенарии и т.д.» (СЫдйопе. ВготЬст|:, 1У 92, с. 206). С отношении динамически изменяющихся объектов (событий) нрннхео ислолыо»41Ь термины скрипт и сценарий. «Сценарию е фундаментальной точки зрения соотаекпвует следующей онтология: натальное состояние, последовательность событий, конечное состояние. Другими словами, сценарий структурируется во временном иэкерении схемой ИСТОЧНИК- ПУТЬ- ЦЕЛЬ» (Лахофф, 1996. с. 177). Скрипт представляет собой что-то вроде плана действия, в котором отдельные исполнительские действия могут заменять друг друга при условии реализации поставленной цели, а также дополняться прпггутенными действиями. В настоящее время термины «скрипт» и «СЦеШфиЛ» используются в исследованиях, посвященных., я основном, построертю м реализации программ социального поведения. и.Снеилрин ломшает человеку координировать свое поведение с поведением других н не нарушвпъ запретов в гой или иной ситуации» (Чапдини с соавг., т. I. с. 76).

Социальные репрезентации я социальные представления ш рают важную роль и поддержании социальных контактов, а также в адаптивном планировании, иредвосхншенин к реализации

(О Л. .\ Сікіїаеп, 2004

скриптов. Социальные репрезентации участвуют в построении социальных скриптов, в частности, по мнению В. Дуаза(цит. по: (Ghiglione, Bromberg, 1992)), репрезентации отвечают за использование приемлемых способов социального поведения.

Социальные представления и социальные категории онтологически сходны с постоянными репрезентациями. Мы не имеем возможности проводить детальный сравнительный анализ обоих понятий, и все же хотим указать, что понятие «социальные представления» используется, в основном, в контексте изучения группового сознания. Социальные представления рассматриваются «как результат протекающего в историческое время социального взаимодействия, требующего не только участия в нем всех членов, но и безусловного подчинения индивида группе» (Улыбина, 2001, с. 12). Конструкт «социальные представления» может изучаться на социальном, общественном, культурном уровне личности. «Согласно Московичи, социальные представления - это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность» (Брушлинский, 1996, с. 7). Социальное представление «всегда замещает собой какой-либо объект (идею, человека, событие и т.п.); представляет собой образ, в котором чувственное и рациональное ... взаимозаменимы; символизирует и означает; конституирует (реальность); (социальные представления) автономны и креативны; неразрывно связаны с языком и культурой» (Jodelet D., цит. по: (Шихирев, 1999, с. 276)).

Настоящая работа посвящена проблеме выбора параметров, используемых при категоризации «социальных» объектов в информационно избыточной среде. Проблему категоризации можно представить как преодоление избыточности информационной среды. В связи с этим встает вопрос, на основании чего происходит селекция необходимой информации, каковы критерии принятия решения.

При планировании данного исследования мы исходили из следующей теоретической гипотезы: категоризация социальных объектов (человека) происходит в соответствии с ментальной моделью, которая строится на основе имплицитных конструктов и эксплицитных признаков, т.е. акту-

ально доступной информации (визуальной и вербальной).

Экспериментальная гипотеза: имплицитные конструкты предопределяют пространство поиска и критерии принятия решения при категоризации в информационно избыточной среде.

Цель исследования состояла в реконструкции пространства поиска (при категоризации социальных объектов в информационно-избыточной среде) при актуализации имплицитных конструктов.

Исследование состояло из двух этапов: 1) реконструкция имплицитных моделей социальных объектов и построение на их основе информационно-избыточной среды; 2) исследование поисковых стратегий и принятия решения в информа-ционно-избыточной среде.

Ограниченный объем статьи не позволяет нам описать исследование полностью (подробнее см. Ребеко, Сакбаев, 2007), поэтому мы сосредоточимся на выявленных закономерностях в выборах скриптов (сценариев поведения) испытуемыми.

На первом этапе исследования приняло участие 63 человека в возрасте от 18 до 28 лет (студенты и аспиранты гуманитарных специальностей).

На втором этапе исследования приняло участие 96 человек в возрасте 18 лет (студенты 2-го курса, факультета психологии ГУГН, студенты, аспиранты РГГУ).

Стимульным материалом служили восемь женских лиц, относящихся к одному социальному классу и возрастной категории. Для выявления имплицитных конструктов, образующих ментальную модель, была разработана анкета закрытого типа. Анкета состояла из двадцати восьми пунктов, относящиеся к внешнему виду, к личностным чертам, доминирующим состояниям, манере поведения и социальному статус, предварительно отобранных в пилотажном эксперименте. Каждый пункт включал от 4 до 26 вариантов ответа.

Для реконструкции имплицитных конструктов персонажей использовалась двушаговая процедура классификации. Процедура построения деревьев классификации позволяет предсказать принадлежность наблюдений к тому или иному классу категориальной зависимой переменной (пункту) в зависимости от соответствующих значений одной или нескольких предикторных переменных (дескрипторов).

скриптов. Социальные репрезентации участвуют в построении социальных скриптов, в частности, по мнению В. Дуаза(цит. по: (Ghiglione, Bromberg, 1992)), репрезентации отвечают за использование приемлемых способов социального поведения.

Социальные представления и социальные категории онтологически сходны с постоянными репрезентациями. Мы не имеем возможности проводить детальный сравнительный анализ обоих понятий, и все же хотим указать, что понятие «социальные представления» используется, в основном, в контексте изучения группового сознания. Социальные представления рассматриваются «как результат протекающего в историческое время социального взаимодействия, требующего не только участия в нем всех членов, но и безусловного подчинения индивида группе» (Улыбина, 2001, с. 12). Конструкт «социальные представления» может изучаться на социальном, общественном, культурном уровне личности. «Согласно Московнчи, социальные представления - это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность» (Брушлинский, 1996, с. 7). Социальное представление «всегда замещает собой какой-либо объект (идею, человека, событие и т.п.); представляет собой образ, в котором чувственное и рациональное ... взаимозаменимы; символизирует и означает; конституирует (реальность); (социальные представления) автономны и креативны; неразрывно связаны с языком и культурой» (Jodelet D., цит. по: (Шихирев, 1999, с. 276)).

Настоящая работа посвящена проблеме выбора параметров, используемых при категоризации «социальных» объектов в информационно избыточной среде. Проблему категоризации можно представить как преодоление избыточности информационной среды. В связи с этим встает вопрос, на основании чего происходит селекция необходимой информации, каковы критерии принятия решения.

При планировании данного исследования мы исходили из следующей теоретической гипотезы: категоризация социальных объектов (человека) происходит в соответствии с ментальной моделью, которая строится на основе имплицитных конструктов и эксплицитных признаков, т.е. акту-

ально доступной информации (визуальной и вербальной).

Экспериментальная гипотеза: имплицитные конструкты предопределяют пространство поиска и критерии принятия решения при категоризации в информационно избыточной среде.

Цель исследования состояла в реконструкции пространства поиска (при категоризации социальных объектов в информационно-избыточной среде) при актуализации имплицитных конструктов.

Исследование состояло из двух этапов: 1) реконструкция имплицитных моделей социальных объектов и построение на их основе информационно-избыточной среды; 2) исследование поисковых стратегий и принятия решения в информационно-избыточной среде.

Ограниченный объем статьи не позволяет нам описать исследование полностью (подробнее см. Ребеко, Сакбаев, 2007), поэтому мы сосредоточимся на выявленных закономерностях в выборах скриптов (сценариев поведения) испытуемыми.

На первом этапе исследования приняло участие 63 человека в возрасте от 18 до 28 лет (студенты и аспиранты гуманитарных специальностей).

На втором этапе исследования приняло участие 96 человек в возрасте 18 лет (студенты 2-го курса, факультета психологии ГУГН, студенты, аспиранты РГГУ).

Стимульным материалом служили восемь женских лиц, относящихся к одному социальному классу и возрастной категории. Для выявления имплицитных конструктов, образующих ментальную модель, была разработана анкета закрытого типа. Анкета состояла из двадцати восьми пунктов, относящиеся к внешнему виду, к личностным чертам, доминирующим состояниям, манере поведения и социальному статус, предварительно отобранных в пилотажном эксперименте. Каждый пункт включал от 4 до 26 вариантов ответа.

Для реконструкции имплицитных конструктов персонажей использовалась двушаговая процедура классификации. Процедура построения деревьев классификации позволяет предсказать принадлежность наблюдений к тому или иному классу категориальной зависимой переменной (пункту) в зависимости от соответствующих значений одной или нескольких предикторных переменных (дескрипторов).

На первом шаге 8 изображений рассматривались в качестве зависимой переменной, а все пункты анкеты в качестве предикторов. Выделялись те пункты, которые значимо разделяют изображения на классы. Было выделено 11 пунктов (дескрипторов), значимо разделяющих восемь изображений на классы, из три наиболее значимые. Это - “внешний вид” (р=6.7е-7), “темперамент” (р=2.2е-4), “литературные предпочтения” (р=3.3е-5)‘

На втором шаге обработки данных в качестве зависимых переменных поочередно выступали пункты наиболее значимо разделяющие изображения по «поведенческому автографу», а изображения лиц рассматривались в качестве предикторов.

По конструкту «внешний вид» изображения лиц разбились на три группы (хи-квадрат=164.87 при с!£=58, р=0.000000003): высокая мода, классика, авангард.

По конструкту «предпочитаемая литература» лица разбились также на три группы (хи-квадрат^ 13.59 присИ^бв, р=0.017): научная литература, детективы и бульварное чтиво, эзотерика и философия.

По конструкту «темперамент» лица разбились на четыре группы, близкие классической гиппок-ратовской типологии (хи-квадрат =108.98 при <1£=58, р=0.00003): условно «сангвиникии», «холерики», неопределенный тип темперамента, «меланхолики».

Выделившиеся группы не одинаковы по своему составу и отчасти пересекаются. Однако три изображения не пересекались ни в одной из групп. Эти изображения могут быть проинтерпретированы как типичные представители ментальных моделей, различающиеся по всем трем размерностям (внешний вид, темперамент, предпочитаемая литература), по которым все изображения достоверно дискриминируются. Те конструкты, которыми описываются изображения по трем размерностям, рассматривались как «центральные» свойства персонажей, эксплицитно не представленные в изображении.

На следующем этапе разработки стимульно-го материала было создано вербальное описание трёх изображений (типичных представителей ментальных моделей). Вербальный портрет основывался на данных кросстабуляции для трех изображений (р=0.013). При составлении вербальных портретов в расчет принимались экстремаль-

ные значения дескрипторов (минимум или максимум по каждому из дескрипторов в оппози-циии к значениям для двух других изображений). Данные, полученные по конструктам «внешний вид», «литературные предпочтения», «темперамент», не включались в вербальные описания.

Например, для изображения 1 было составлен следующий вербальный портрет: «Женщина, средних лет. Живет в мегаполисе, одна, в благоустроенной уютной квартире. Регулярно посещает парикмахера и маникюрный кабинет. Получила образование в области естественных наук. После окончания вуза не меняла места работы, является профи высокого класса, мотивирована в карьерном росте. Ее деятельность связана с политикой. Находиться на государственной службе и имеет стабильный доход. Гордится собой и акцентирует свой статус. Не любит обсуждать свою прошлую жизнь. Занимает активную политическую позицию. Спортивна, подвижна. Атеист. Предпочитает классическую музыку. Нет выраженных пристрастий. Немного механистична».

Итак, на первом этапе исследования нами был создан стимульный материал, отвечающий требованиям избыточности и недостаточности. Свойство избыточности стимульного материала обеспечивалось, во-первых, визуальным кодом предъявления информации, и, во-вторых, способом составления вербального портрета. Ведь любой из признаков (относится ли он к визуальному изображению или используется в вербальном описании) входит в класс необходимых признаков, и, следовательно, потенциально может служить основанием для выполнения задачи категоризации. Например, вербальная характеристика «регулярно посещается парикмахера» может в равной мере «подходить» к нескольким к зображениям, то же самое справедливо в отношении характеристики «не имеет выраженных г ристрастий», «спортивная», «имеет стабильный доход» и т.д.

Свойство недостаточности стимульного материала обеспечивается тем, что в визуальном изображении и в вербальной инструкции (в формулировке условий задачи) не используются признаки, достаточные для ее решения. Например, имплицитный конструкт «темперамент» (выявленный в качестве составляющего ментальной модели) не упоминается в вербальном портрете и не имеет явных визуальных референтов.

Далее мы разработали технику, позволяющую

Педагогика. Психология. Социальная раб эта. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

185

актуализировать имплицитные конструкты. Сначала испытуемым предлагается найти «агента X», т.е. выбрать одно из 8 изображений на основании вербального портрета (см. выше). Затем последовательно дается уточняющая информация в форме трех скриптов. Для каждого из имплицитных конструктов (внешний вид, чтение, темперамент) разработан скрипт (варианты поведения), в котором максимально отчетливо проявляется «поведенческий автограф» каждой группы лиц.

Например, для конструкта «внешний вид» создан скрипт «посещение отделов одежды». Испытуемым предлагается 3 варианта выбора, соответственно, «высокая мода», «классическая мода» и «отдел авангардной одежды». Для конструкта «предпочитаемая литература» создан скрипт «посещение книжной ярмарки». Испытуемым предлагаются 3 варианта выбора, соответственно, «отдел новых научных поступлений», «отдел детективов и бульварного чтива» и «отдел эзотерики и философии». Для конструкта «темперамент», был создан скрипт «поведение в ситуации пожара», где для каждого темперамен-тального профиля была смоделирована типичная поведенческая реакция.

При разработке скриптов и их вариантов мы старались выполнить два требования. Во-первых, каждый из вариантов должен обладать максимальной дискриминирующей силой в отношении имплицитных конструктов, выявленных по результатам обработки анкеты, и, во-вторых, каждый из вариантов скрипта допустимо приписать к нескольким персонажам.

Поясним этот принцип на примере. Испытуемый на первом шаге квеста должен выбрать один из трех магазинов одежды, куда, предположительно, пошло подозреваемое лицо. В каждом типе магазинов испытуемый «встречает» несколько персонажей. На втором шаге испытуемый должен выбрать один из трех вариантов книжного магазина. Однако и там встречается несколько персонажей, причем существенно может измениться их состав (как если бы первый и второй шаги решения были бы независимыми друг от друга). Сетевой способ организации поискового пространства кардинально отличается от традиционных экспериментов по формированию искусственных понятий, построенных на принципах логического пересечения множества признаков (искомое понятие входит в класс объектов, обладающих свойством X, and свойством Y, and

свойством Z). Если перевести способ получения дополнительной информации, реализуемый в нашем исследовании, на формальный язык алгебры, то следовало бы описать соотношение классов и признаков следующим образом: если допустить, что искомый объект обладает свойством X (определенный внешний вид), то вместе с ним в этот класс входят одни объекты (персонажи); если допустить, что искомый объект обладает свойством У (предпочитаемый вид чтения), то вместе с ним в этот класс входят другие объекты (персонажи), если допустить, что искомый объект входит в класс Ъ (вид темперамента), то вместе с ним в этот класс входят третьи объекты (персонажи). Другими словами, каждому узлу пространства поиска соответствует несколько, причем равновероятных, вариантов решений. Поэтому с формально-логической точки зрения любой ответ на любом этапе прохождения по узлам графа является «необоснованным» вследствие упомянутой недостаточности информации. Однако тот факт, что решение все же принимается в каком-то узле (после реализации какого-либо скрипта), косвенно свидетельствует об имплицитных конструктах, используемых при категоризации.

В итоге, разработанный стимульный материал (8 изображений женских лиц) и модельные ситуации (скрипты) были объединены в сетевое пространство поиска. Испытуемый имеет возможность переходить из каждого узла графа решения (скрипта) к любым узлам (скриптам), т.е. переходить к следующим скриптам и возвращаться. В соответствии с теоретической моделью категоризации, все узлы расположены на одном уровне и образуют сетевую, а не иерархическую структуру.

Была разработана компьютерная методика, напоминающая по форме игру типа «квест». Игровое пространство поиска представляет собой последовательность трех ситуаций и трех вариантов поведения каждой женщины в конкретной ситуации. В каждой ситуации испытуемый видит изображения тех персонажей, которые реализуют вариант сценария, выбранный испытуемым. На каждом этапе испытуемый может принять решение и «задержать» только одну из «подозреваемых». После «задержания» испытуемый узнает, верно или неверно он опознал «агента X». В случае неверного «задержания» испытуемому предлагается повторить процедуру сыска сначала.

1 1>аШИт-."Ч I Д"Б ^ вЫЬпВоЬ I (•, ИП > ПОВг 1 ' рУ1Пе

деыИ! I о .) I шоп Представлены Ь I риф рац» 1* ’ ;/'пит 1 в пп'чен'гны» •)-

11СКС «ЫЙ |ОЪс« I I I и ) :11 оафикаг На колите* -ЮНИЯ >

о

о.

о

ХО

2

О)

З’

о о. с

-криг,

и качесгве кршеоиеи статистического разл*-

ИЯ Ч ЧТ гЬорах ИСПы* у /МыМ И СгСОу IТСЕ 4060110“

кил по футш а использовались непараметич^ч |СЦ|' I : I ,[ пя.зависимых ьы^и , и (с } ни ли;: вюви [ г.рнтерий Лши >к 1>на Дашгмет^сгы п<

|Вин»И' ипиьаелшл урпвен ............. Iич ским

.1 мнмис111 различии м жч\ шпюрьаы! Iным

[п1и ИСП .ПУЬМЫМИ Ы.рни Юи нот ...» н 1%] I! у■ ■ • I,-■

и- '* (еливгпшя отличи приписал к;ь ич-ину ИЫМ ;илир N П : I 1р['.И1М |'ШеС'Ы-> 1-1 нз 1ННЫ' и ! 14(1 И [ И,[ ЧШ 111Ч ПК I. 1р(|Ь1 Ш( [() ||||)|-,|' |- 'ЬШ не [ О . I 'Ч с [ | Ч 111М Ии I [ НИ <1МрИО[1№и'(> ■ { -Ч И |ь; ■■

ния нормальное |.и рчгч, ,д ле *ия .^ртчГ'* в ит-'(М[;; н качрове сиенивэе их ..л- **- -

Г(Ый -р-1', 1П.1П 1’Пцда г Р V П" 1 ЧК11С с1г -ар ■'Мг III)" (черелно Г | .;т IпьИ1 14 * а^мя

Кри[ерии {ннкпа, МеН - учет йцт\*.№Н ^ , а

(Ци|«-( И V‘Ш’ГГхДОет 1Н& ра*Н1'СТИ 1л - ч-п-^м С-ЛV [<1£ ■ I тм I,' I НЯЛИЧИ4 ,жИт -^НОЙ ^

йы 1ВЖЛУ иЫ»Н((|[1М СЧфНП ОВ £ рн^рий Ви^чс-

И>нс1 учитьшаь I вели жиу ^а-чиил. у о > .ар^е ярлыи 1юлуч<;ш1ым данным Г, ГР?' ши выгн>-уе скрин ив В1 н(Ч)й 1 рунпы ) г I ■ # з г- !■- 1|1с-

I ьой. пикали! значимые разл 1-1-

ЬоЮОиЫ II ш1 >МЫл1 Сниш'. 'Ь 1И Вс (|‘ И*

.долине-] > о отиС!- I ( (ьнче . реиблалани> 1 рс С"1 КиЛИЧЬс Щс ш»0> Оо и ■ скрин ЮВ 1 сопЫе аложены 3 ИМПЛИиЙI ( мияел ОуПЪ вКЛН

Чаплх... . И1ии| .Шсн... У (Па (

I 1(Ш ТОРги^>1»1- :1> . ( 'ВсШп I (Н || 1СИИ01Л

ДЫШЫХ Л.О),,..И С;... К. 1 I ■ Ы ll-il.ll С СПЬ* ) МЬК Й

НрОП ЛУР1 ( .П , I ])6ЬI I ИЛ Г 14 I

ц]».)11И1|]Пч1.1Л1И 1]рц.|с|.| пешими 1 акне им1 1. ци1. п|..,П(1<л ни лапиавлиЮ! ■> эъекри

101’ т)И1;.К«ИН' > Процессе 1. ( ( рИ !с I ■( -ии!

;и> 1,-1 ] ^ (ми ■] (И/

Ьиблнш рафпчесыий < ниео

! *; \’Ш 1ЧИС IIII I !' ' Иопалы-К! I я -ло I я

црпс И теория 1 ожа ^''“СКОВИ^И ЛЮскггаи-

41- к. (Зеь I III- 1С)Ои№1 С£ИР »рн-)-11 I ) СИХч-

1-г'гйй 1М.. 1996 I. .1

п'м.офт Д>~ А^ нитивная ;еман 11-ьа Н-ы« -1 и>г » С«' ПОЛ ^ Д В И М1>Ь>

Я г.. Не^ознак» 14 ^ - С 4 1- I

< Р‘ «к. 1 1 ( 1КО -H.fi -14 I .) ^ шии>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НН 5><1ЛЬць1К Н «|бр0»Н1 н - I I. -|ф П^аЦИИ -I (О-И}

Л 1 И I ^ К II ...... иги-и>- Ю КО II 'ВПО^

ПСИХ0ЛО1Ии > ;Ь* ) ] ( ч И- по- М ПО \

(. 4Ь 7-

I ' ’ ■иины -1 ( Т^ИСОЛ'- ИЯ О ■ 1 1СНН01Ъ (

1НапИЯ 200 I

1 1и.1иини Р , НОиг. ' 1.'с- ъи

■длинах > СИл- .01 -чл I Гои яй I е<.^ 11 > ЭЫ I Н:

ар^ гиу 1 (б

од«жд«

группа 1 группа 2 грртпа 3

темперамент

Педагогика. 11сихология Социальная оабоо Овенология Социокииетика. Л

6. Шихирев П. Современная социальная психология.-М., 1999.

7. Ришар Ж.-Фр. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение решений. -М., 1998.

8. Ghiglione R., Bromberg М. Interactions, attitudes, representations, communication / Cours de Psychologie. Oririgines et bases // R.Ghiglione,

J.-Fr. Richard. V.l. p. 189-228.1992.

9. Le Ny J-Fr. Wie kann man mentale

Reprasentationen reprasentieren? II

Sprache&Kognition. 1988. s. 113-121.

10. Schacter D. L. Implicit memory: History and current status // Journal of Experimental Psychology: Learning, memory and cognition, 1987.13,501-518.

УДК 159.9:316.6 Ш 28

М. А. ШАТАЛИНА

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изучением Интернет-зависимости, факторы и особенности формирования аддиктивного поведения. Описываются социально-психологические особенности Интернет-аддиктов как интраперсональные факторы развития аддикции. Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, Интернет-зависимость.

Стремительное распространение компьютерных технологий, повышение скорости обмена информацией, расширение возможностей за счет использование электронных систем не может не сказываться на развитии и формировании личности современного человека. Данные процессы привносят в нашу жизнь не только положительные эффекты, но и определенные негативные последствия, к которым можно отнести появление таких зависимых форм поведения, как гаджет-аддикция, компьютерная и Интернет-зависимость. Феномен Интернет-зависимости постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием сети и нуждается в подробном изучении.

По определению Ц.П. Короленко, ад диктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния [1, с. 8]. Происходит процесс, во время которого человек не только отказывается решать важные для себя проблемы, но и останавливается в своем личностном развитии.

Результаты многочисленных исследований данного явления обусловили расширение первоначального подхода к определению аддиктивно-

го поведения как поведения, сопровождающего химическую зависимость. Это позволило отнести к аддиктивным различные формы поведения, основывающиеся на зависимости от вещества, занятия или взаимодействия: аддикция к пище, азартным играм, покупкам, работе, игре, сексу и значительно расширило «популяцию» аддиктов.

Интернет-зависимость—это широкий термин, обозначающий целый ряд проблем поведения и контроля над влечениями, которые проявляются в процессе использования электронной сети. Данная проблема впервые была обозначена за рубежом еще в конце 80-х. Такие известные исследователи Интернет-зависимости, как К. Янг и Д. Г-ринфилд, считали, что это явление основано на проявлениях эскапизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением) [1, с. 102]. Наряду с этим для Интернет-аддиктов характерен поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, особой ценностью для них является возможность выговориться, быть эмпатийно поня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.