Научная статья на тему 'Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании'

Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЮНЕСКО / РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Граничина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании»

О. А. Граничина,

профессор кафедры начального естественнонаучного образования РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Развитие образования и просвещения в целях достижения устойчивого развития является в течение ряда лет предметом обсуждения во всем мире на уровне глав государств и правительств, в рамках различных международных и межправительственных организаций и рабочих групп, неправительственных организаций, ассоциаций работников просвещения и других объединений. Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) носит преобразующий характер. Оно способствует укреплению чувства ответственности как на местном, так и на глобальном уровнях, поощряет перспективное и критическое мышление, объединяет традиционные знания, обеспечивает признание глобальной взаимозависимости и содействует анализу новых образов жизни, которые объединяют благосостояние, качество жизни и уважение природы и других людей.

Концепция устойчивого развития выходит за рамки образования, а сами идеи устойчивого развития являются основой мировосприятия, в котором каждый имеет возможность пользоваться плодами образования и изучать те идеалы, образ поведения и жизни, которые необходимы для обеспечения надежного будущего и позитивных преобразований в обществе. Однако человечество пока далеко от всеобщего признания такой философии жизни и роль образования, в особенности педагогического, как раз и заключается в том, чтобы интегрировать принципы, ценности и методы устойчивого развития во все аспекты образования и обучения. Кроме того, само образование должно отвечать меняющимся реальностям и содействовать формированию лучшего будущего.

Ведущую роль в распространении идей устойчивого развития играет ЮНЕСКО. Именно этой организации Генеральная

Ассамблея ООН на своей 57-й сессии в сентябре 2002 г. поручила быть ведущим агентством в подготовке и проведении Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, которое началось 1 января 2005 г. [1, 2].

Для руководителей и сотрудников института детства РГПУ им. А. И. Герцена было вполне естественным присоединение к проекту ЮНЕСКО «Образование в интересах устойчивого развития». Идеи ОУР в течение последних лет лежат в основе педагогических процессов и функционирования в целом института детства. В основе деятельности этого подразделения — распространение системы ценностей и принципов взаимоотношений и поведения, которые обеспечат современному детству и будущим поколениям более устойчивое будущее.

С 2010 г. институт детства при поддержке кафедры ЮНЕСКО стал активным участником Международной сети учреждений по переориентации подготовки учителей на устойчивое развитие. В рамках осуществления сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих идеи устойчивого развития в образовательном процессе, в декабре 2010 г. на базе института детства при содействии кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А. И. Герцена была проведена первая заочная Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Опыт реализации идей устойчивого развития в начальном образовании», посвященная Году учителя. Выбор такой формы проведения конференции не случаен. Начиная столь масштабный проект, мы хотели в первую очередь изучить уже имеющийся опыт реализации идей ОУР в образовательном процессе учреждений различных ступеней образования. Изучив и обобщив информацию, предоставленную авторами,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГЭДЯя идей устойчивого развития в начальном образовании

планировалось определить проблемные зоны для дальнейшего, уже очного обсуждения, направления уже существующих и перспективных исследований.

В ходе этого мероприятия был осуществлен обмен опытом реализации идей устойчивого развития в системе формального и неформального начального образования, в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей начальных классов. В конференции активное участие приняли учителя начальных классов Санкт-Петербурга (школы №№ 209, 244, 254, 274, 280, 316, 323, 615, гимназия № 261), села Конево Плесецкого района Архангельской области, работники Санкт-Петербургского центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, преподаватели Челябинского государственного педагогического университета, Восточно-Сибирской государственной академии образования (Иркутск), Карельской государственной педагогической академии (Петрозаводск), Псковского государственного педагогического университета, Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Архангельск), сотрудники НИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена, преподаватели и магистранты института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Обсуждение проводилось по следующим направлениям: 1) проблемы обеспечения устойчивого развития системы начального образования; 2) методические аспекты обеспечения начального образования для устойчивого развития; 3) проблемы сопровождения устойчивого развития ребенка; 4) переориентация подготовки учителей для начальной школы в направление устойчивого развития.

По результатам конференции был издан сборник статей в журнале «Герценовские чтения. Начальное образование. Вып. 2», включенный в список РИНЦ [3]. Полная электронная версия сборника доступна на Web-сайте [4].

В своих статьях авторы наибольшее внимание уделили рассмотрению следующих вопросов: 1) пути достижения нового качества начального образования; 2) актуальные проблемы воспитательной работы с младшими школьниками; 3) использование здоровьесозидающих технологий в начальной школе; 4) межэтническое и межкультурное взаимодействие: проблемы и пути их решения; 5) повышение доступности качественного образования в сельских малокомплектных школах; 6) экологическое воспитание детей младшего школьного возраста; 7) совершенствование языковой культуры младших школьников; 8) переориентация подготовки учителей для начальной школы в соответствии с идеями устойчивого развития.

Институт детства РГПУ им. А. И. Герцена, несомненно, имеет ценный опыт реализации идей устойчивого развития в образовательном процессе. И именно поэтому не случайно, что обсуждение столь важной проблемы для перспективного развития начального образования осуществлялось в нашем учебном заведении.

Цель деятельности института детства в рамках реализации проекта ЮНЕСКО «Образование в интересах устойчивого развития» вполне согласована с целями Десятилетия ОУР — создание возможностей для развития и популяризации в системе начального школьного образования концепции устойчивого развития и перехода к такому развитию в рамках всех форм обучения, просветительской деятельности и подготовки кадров для системы начального образования.

Кратко представим конкретные шаги института детства в рамках проекта «Образование в интересах устойчивого развития», которые мы классифицируем в соответствии с областями деятельности ЮНЕСКО.

1. Усиление синергии с различными инициативами в области образования и развития и укрепление партнерских связей между участниками ОУР.

В институте детства для установления партнерских связей создается и расширяется сеть образовательных учреждений разных ступеней образования, разных типов, куда уже вошли образовательные учреждения Северо-Запада Российской Федерации: 12 школ (как общеобразовательные, так и специализированные), 5 педагогических вузов и университетов, осуществляющих подготовку учителей для системы начального школьного образования, 4 центра дополнительного образования детей младшего школьного возраста, Академия постдипломного педагогического образования, ведущая подготовку и переподготовку учителей. Эти учреждения уже имеют позитивный опыт реализации в образовательном процессе идей устойчивого развития.

2. Развитие и укрепление потенциала для реализации ОУР.

Идеи концепции устойчивого развития всегда находили отражение в содержании образовательных программ, реализуемых Герценовским университетом в целом и институтом детства в частности. Создавая инновационную систему подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере (2007—2008), сотрудниками университета были разработаны и апробированы образовательные модули, в основе которых лежат идеи устойчивого развития: «Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности», «Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях», «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере», «Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии», «Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия», «Технология волонтерской деятельности в социальной сфере», «Технологии профилактики девиации в социальной сфере», «Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической)»,

«Социально-реабилитационные технологии», «Технологии в условиях кризисного социального взаимодействия», «Технологии психологической помощи семье», «Технологии гармонизации межвозрастных отношений», «Технологии адаптации мигрантов», «Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей группы риска», «Технологии социокультурной адаптации в северных регионах».

Программы этих модулей опираются на принципы и ценности, лежащие в основе устойчивого развития; сориентированы на местные проблемы и культурные особенности, а также на обеспечение доступа к высококачественному базовому образованию.

Кроме того, в институте детства в программах подготовки бакалавров, магистров, в программах дополнительного образования учителей включены модули, отражающие принципы и ценности устойчивого развития, и работа в этом направлении продолжается. Это содержание включается в образовательные программы, разрабатываемые институтом сегодня в рамках перехода на новые стандарты высшего профессионального образования.

Вопрос о том, какие ценности преподавать в рамках отдельных программ ОУР, требует и в дальнейшем детального обсуждения. Задача заключается в том, чтобы разработать ценностный компонент ОУР с учетом местной специфики и культурных особенностей на базе принципов и ценностей, лежащих в основе устойчивого развития.

3. Накопление, обмен и применение знаний, касающихся ОУР.

В институте детства реализованы исследования и разработки, касающиеся ОУР, которые обеспечивают закладывающийся теоретический фундамент концепции ОУР: 2006 г. — дошкольное воспитание в России (изучение состояния, доступности, эффективности и качества дошкольного образования); 2006 г. — вариативные модели обеспечения качества дошкольного образо-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАТЕЕЩЯя идей устойчивого развития в начальном образовании

вания в России; 2007 г. — начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех: Российское видение» (изучение состояния, доступности, эффективности и качества начального образования); 2008 г. — инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы.

В мае 2010 г. деятельность института детства в рамках проекта «ОУР» была представлена на международной конференции ЮНЕСКО, которая проходила в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

4. Широкая диссеминация идей и опыта ОУР, повышение уровня осведомленности общественности и обеспечение лучшего понимания вопросов устойчивого развития.

Успешное проведение десятилетия зависит от выработки и распространения общего видения ОУР и мобилизации поддержки осуществления мероприятий ДОУР как в целом, так и в плане достижения конкретных целей. Выполнению этой задачи способствовал ряд мероприятий, реализуемых сотрудниками института детства:

2006—2010 гг. — программа «Формирование установок толерантного сознания». Разработка методических рекомендаций по работе с комплектом плакатов «Этнока-лендарь. Санкт-Петербург, 2010»; 2008— 2010 гг. — проект «SOS. Детская деревня»;

2007—2008 гг. — программа Минобрнауки РФ «Разработка концепуальных основ здо-

ровьесберегающих технологий развития детей в условиях модернизации дошкольного и начального образования»; 2009—2011 гг. — программа Минобрнауки РФ «Мониторинг и прогноз физического, психосоматического и психологического здоровья, профилактика социальных дезадаптаций и аддикций у учащихся основных ступеней образовательной системы в разных экологических и социокультурных условиях».

Современная система начального образования в России сегодня работает в режиме активного развития и важно своевременно вычленить новые тенденции роста, накопить опыт решения сложных как пришедших из прошлого, так и сиюминутно возникающих проблем, научиться его оперативно распространять и интегрировать в самый широкий контекст образовательной среды для обеспечения преемственности, устойчивости и качества. Вот почему обсуждение вопросов, связанных с реализацией идей устойчивого развития в начальном образовании, вызвало столь живой отклик профессионалов в сфере начального образования. Интерес, проявленный к нашей конференции, вселяет уверенность, что такие мероприятия станут ежегодными, круг их участников будет расширяться, а статьи шире будут отражать прикладные разработки и охватывать все новые проблемы, связанные с внедрением идей ОУР в начальное образование.

Примечания

1. http://www. unesco. org/bpi/rus/pdf/Media-10-Russe. pdf

2. http://unesdoc. unesco. org/images/0018/001849/184944e. pdf

3. Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 1. Вып. 2. Опыт реализации идей устойчивого развития в начальном образовании. СПб.: Издательство ВВМ, 2010. 253 с.

4. http://elibrary. ru/contents. asp?issueid=873936

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.