Научная статья на тему 'Реализация идей целостного подхода в педагогическом образовании'

Реализация идей целостного подхода в педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕХАНИЗМ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ "ТУРИЗМ" / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / PROFESSIONAL STANDARD / HOLISTIC APPROACH / MECHANISM OF MASTERING THE PEDAGOGIC ACTIVITIES / THEORETICAL KNOWLEDGE / PRACTICAL KNOWLEDGE / EDUCATIONAL "TOURISM" / MODULE PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна

В условиях введения профессионального стандарта педагога актуально применение целостного подхода, исследуемого как механизм овладения будущими педагогами педагогической деятельностью. Он проявляется в смене структур психологической реальности и понимается как процесс по преобразованию эмпирической картины мира в профессионально-педагогическую, в которой студент выступает как активный субъект, способный к самопостроению собственной профессиональной и жизненной позиции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of the professional standard of a teacher the holistic approach is appropriate, which is researched as the mechanism of mastering pedagogic activity by future teachers. It is displayed in changing the structures of psychological reality and is understood as the process of transformationof the empiric world picture intothe professional and pedagogical one, in which the student acts as an active subject capable tocreate the professional and life positions.

Текст научной работы на тему «Реализация идей целостного подхода в педагогическом образовании»

М.в. КОРЕПАНОВА (Волгоград)

реализация идей целостного подхода в педагогическом образовании

В условиях введения профессионального стандарта педагога актуально применение целостного подхода, исследуемого как механизм овладения будущими педагогами педагогической деятельностью. Он проявляется в смене структур психологической реальности и понимается как процесс по преобразованию эмпирической картины мира в профессионально-педагогическую, в которой студент выступает как активный субъект, способный к самопостроению собственной профессиональной и жизненной позиции.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, целостный подход, механизм овладения педагогической деятельностью, теоретическое знание, практическое знание, образовательный «туризм», модульный принцип.

В разработанной государственной стратегии развития образования указывается на его инновационный, непрерывный характер, основа которого обеспечивается «внедрением новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося» [3]. В качестве генеральной линии реализации задач рассматривается «личностно ориентированная модель образования, учитывающая внешние вызовы и тенденции», что позволит «существенно повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства» [Там же]. В рамках развивающего направления модернизации образования, введения профессионального стандарта педагога требуется научно-методологическое обоснование, позволяющее правильно выбрать ориентиры в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров для системы образования.

фундаментальная разработка концепции целостного учебно-воспитательного процесса, осуществленная В.С. Ильиным, - это ответ на вызовы современного общества, нуждающегося в новом качестве образования, новом учителе, способном решать сложные профессиональные задачи. Актуальность концеп-

кие науки -

ции в том, что современные требования в области кардинального совершенствования моделей подготовки педагогических кадров могут реализоваться «при условии подхода к ним как совокупности систем с их функциями в составе целого - воспитания и образования в широком смысле слова» [2, с. 8]. Важным для понимания механизмов формирования личности является знание «аспектов движения процесса от одного этапа, стадии, к другим как переход из одного функционального состояния в другое» [Там же].

Реализация основных положений Концепции развития образования, таким образом, продуктивна с позиции целостного подхода. В его рамках осуществляется идея о поступательном освоении студентом субъектной позиции в учебно-воспитательном процессе.

В образовательном пространстве вуза педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на студента, направленное на личностное, интеллектуальное и деятель-ностное развитие последнего, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самореализации. Совершенствование уровня подготовки специалистов в сфере образования обусловливает необходимость исследования основных механизмов овладения педагогической деятельностью будущими педагогами, готовыми проявить самостоятельность, инициативу, творчески реализовывать свои социальные и педагогические функции. Возможность решения данной проблемы мы связываем с реализацией целостного подхода в образовании, совершенствованием качества методов и форм обучения.

В современном образовании устоявшимся подходом является ориентация на следующую модель отношения к обучаемому в течение всего периода его пребывания в вузе: «Студент-первокурсник - студент - выпускник». Эта модель характеризуется отношением к студенту как объекту обучения, сводящим до минимума его активность в образовательном процессе. Естественно, что при таком подходе приоритет отдается внешним воздействиям в виде прямой трансляции знаний и формирования профессиональных умений. Полагаем, что предпочтение такой позиции в нынешнем образовании является не только малопродуктивным, но и бесперспективным, создающим значительные трудности в последующем послевузовском профессиональном са-

О Корепанова М.В., 2017

моразвитии. Основной идеей деятельности вуза должно стать создание образовательного пространства, обеспечивающего включенность педагогов и студентов в общий процесс повышения качества образовательной деятельности, творческий инновационный поиск, саморазвитие и самореализацию педагогического потенциала, где ценностью признается личность студента, его право на выбор собственной траектории развития и темп обучения. Эффективность развития личности будущего педагога определяется также и организацией его повседневного бытия, в котором он включается в новые виды деятельности.

В своих работах В.С. Ильин отмечал, что изменения качеств личности в образовательном процессе не могут протекать равномерно, однако каждое из них оказывает определенное влияние на изменения личности в целом. Знание данных закономерностей целостного подхода помогает логично выстраивать образовательный процесс, отбирать адекватные методы и приемы педагогической деятельности. в его рамках принято выделять объективные и субъективные характеристики. К первым относят предмет деятельности, средства (орудия, знаки) и способы действия с ними (операции), а также продукты деятельности. Эти объективные параметры, отражаясь в сознании обучаемого, становятся элементами его структуры как субъекта деятельности. Формирующаяся внутренняя структура, в которой интегрируются его общие способности как индивида и специальные - как субъекта деятельности - составляют его педагогический потенциал. Последний определяется через готовность к осуществлению разных видов деятельности и через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития.

Многолетний опыт работы в университете показывает, что для эффективной подготовки педагогических кадров необходимо изначальное принятие студента как активного субъекта, способного к саморазвитию и самостоятельному построению собственной профессиональной и жизненной позиции. С этой точки зрения предпочтительней является модель, выраженная позицией «Я-студент - Я-педагог».

Переориентация студента с позиции субъекта учебной деятельности на позицию субъекта педагогической деятельности уже на первом курсе позволяет продуктивно решать проблему вхождения студента в педагогическую профессиональную реальность. Это выражается в ряде факторов, важных для обучающегося: убедиться в правильности (или неправиль-

ности) выбора профессии, видеть перспективу получаемого образования, почувствовать себя полноправным членом профессионального педагогического сообщества.

Именно поэтому важной является разработка качественно нового механизма в освоении студентом педагогической деятельности. Такой механизм построен на смене структур психологической реальности. в педагогике она рассматривается как процесс по преобразованию эмпирической картины мира в профессионально-педагогическую.

С этой точки зрения практика и практикум является первой пробой входа в профессиональную реальность. осуществляя собственно деятельность, студент приобретает практическое знание, накопление которого происходит в деятельности, общении, реализуется в навыках. Студент делает свои первые профессиональные пробы, выраженные в попытках самостоятельного выполнения профессиональных заданий. Насколько они будут успешными и станут ли отправной точкой для дальнейшего роста и рефлексии, зависит от профессиональной среды, в которую попадает будущий педагог.

в инновационной среде образовательной организации формой существования практического знания является деятельность педагога-новатора. в непосредственной деятельности, когда открываются тонкости технологического и импровизационного мастерства, он передает свой опыт в прямом контакте (из рук в руки). Его творчество более постижимо для восприятия не в описательном варианте, а именно в деятельности.

Приобретаемое студентом таким образом практическое знание пока что лишено для него какого-либо теоретического обоснования, оно становится неким образцом для его воспроизведения в конкретных, близких к образцу педагогических ситуациях. Его многофункциональность рождается с овладением научными знаниями, которые помогают понять и осознать целостность процесса или объекта как их «переход из одного функционального состояния в другое» [2, с. 8]. Полагаем, что в таком прямом, непосредственном контакте с педагогом-наставником у студента естественным образом происходит формирование профессионально-педагогической картины мира, осмысление собственных возможностей в реализации педагогических целей.

однако наряду с овладением практическим знанием, которое помогает получить от-

педагогические науки

вет на вопрос о том, как достичь поставленных целей, необходимо эти цели, выражающие отношение к осуществляемой деятельности и субъекту ее осуществления, принять и сформулировать как собственные. Форма существования данного знания выступает в наглядно-образных средствах сознания, определяющих в дальнейшем стиль педагогической деятельности.

Теоретическое знание ставит своей задачей обобщение для построения теории. В отличие от первых двух форм, оно связано с познавательной деятельностью: познанием окружающего мира с помощью категориального аппарата, научных теорий, концепций. Источниками для логических обобщений являются практическое знание и первичный педагогический опыт, полученные студентом в процессе выполнения профессиональных действий и общения с педагогом-наставником, а соотнесение их с теоретическими знаниями дает возможность осмыслить внутренние механизмы процессов, закономерности их протекания.

В исследованиях В.С. Ильина подчеркивается, что целостность как единство объекта характеризуется прежде всего единством функциональным, т.е. система в целом, каждый образующий ее педагогический процесс, каждая стадия, этап, единица движения процесса и системы в целом должны стимулировать активное состояние личности, всех граней ее разносторонности.

В практике преподавания часто отождествляются изучаемое предметное содержание и то, ради чего оно вводится. Так, на занятиях студенты усваивают различную информацию, и качество усвоения контролируется педагогом экзаменационным путем, т.е. взаимодействие локализуется лишь на материале предмета. Такое положение приводит к неразличению обучения и развития, что в свою очередь превращает образование в чисто производственную деятельность. Специфика же учебной деятельности состоит в ее направленности на задачи развития субъекта учения. В частности, решая математические задачи, студент усваивает приемы обобщения или рефлексии. В этом случае решение задачи рассматривается не в качестве самоцели, а как средство реализации задач учебной деятельности. Умственные действия, согласно теории П.Я. Гальперина, и являются структурами учебной деятельности [1].

Важное место в учебном процессе принадлежит развитию практического мышления. В

отличие от теоретического, направленного на решение отвлеченных задач, лишь опосредованно связанных с практикой, практический склад ума обусловлен целями непосредственного преобразования реальности.

Если теоретический ум обращен к обобщениям, выделению закономерного, инвариантного для всех возможных ситуаций, то практический интеллект требует более тонкой наблюдательности и внимания к деталям.Мо-тивация мыслительного процесса в практическом случае задается конкретной ситуацией, в которой находится студент, в то время как теоретическое мышление может быть мотивировано весьма отдаленными целями и перспективами. Особенности практического мышления диктуют необходимость оформления его особым типом знания и специальных способов работы с ним, что неминуемо отражается на способах и методах обучения будущих педагогов.

к сожалению, не изжила себя образовательная практика, которая ориентируется, как правило, на образцы теоретического знания, знания «про запас». Такая практика строится по модели «образовательного туризма» [4, с. 17], ориентированного на пассивную позицию студента и репродуктивный характер учебных действий. результатами такого образования студента являются дезориентация в научно-теоретической реальности и, как следствие, ее обесценивание.

Преодоление указанных сложностей на пути становления профессиональной картины мира у будущих педагогов возможно с помощью создания в образовательном процессе специальных коммуникативных сред. речь идет о конструировании целостного образовательного процесса, который включал бы творческую самостоятельную деятельность студентов (например, проектную, исследовательскую), профессиональную коммуникацию (проведение практических занятий на базе образовательных организаций - партнеров вуза, практикумов с привлечением лучших педагогов-практиков), организацию совместной внеучебной деятельности студентов и учащихся, совместной деятельности научного общества учащихся и проблемных исследовательских групп студентов и др.

В таком варианте педагогический процесс характеризуется феноменами «со-бытийность» и «со-держательность» [5]. Со-бытийность при этом трактуется как сопереживание участниками образовательного процесса значимых

жизненных и профессиональных ситуаций и перспектив. Со-держательность предполагает наличие совместного продуктивного диалога всех заинтересованных участников. Диалог способствует резкому прибавлению индивидуальных смыслов у каждого из участников, которое не сводится лишь к простому суммированию знаний.

Использование этих организационных форм призвано преодолеть традиционное разделение изучаемых дисциплин на «теоретические» и «практические». Погружение в различные педагогические ситуации обеспечивает способность будущего педагога к многосторонней интерпретации жизненных реалий, что на деле означает формирование многопозиционного профессионального сознания. Для студента это интеллектуальная среда, побуждающая размышлять, анализировать, проводить мини-исследования, направленные на анализ причин неэффективности и затруднений в профессиональной деятельности, искать нетрадиционные способы решения профессионально-педагогических задач.

На практике это связано с переходом к модульному принципу формирования основной профессиональной образовательной программы, в которой каждый модуль является комплексной практико-теоретической единицей, исключающей дисциплинарно-предметную разорванность и, напротив, представляющей собой целостное единство, выстраиваемое с помощью усиления междисциплинарных связей, и направленной на формирование необходимого набора профессиональных действий в пространстве возможностей.

Реализация данного подхода строится на принципах, изложенных в концепции В.С Ильина (постепенность, непрерывность, преемственность становления свойств личности, ее этапный и стадиальный характер). Накапливаемый опыт профессионально-образовательной деятельности способствует, таким образом, появлению качественных изменений в структуре профессионального сознания будущего педагога.

Осуществленная проекция ряда основных положений теории целостного учебно-воспитательного процесса на содержание профессиональной подготовки будущих педагогов позволяет по-новому осмыслить вклад B.C. Ильина в педагогическую теорию, оценить его фундаментальность и перспективность в решении задач развития педагогического образования.

Литература

1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

2. Ильин B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Методологические основания совершенствования учебно-воспитательного процесса / под ред. B.C. Ильина. Волгоград, 1981. С. 5-21.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/mlorxiXbbCk. pdf (дата обращения: 15.01.2017).

4. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. Минск, 2001.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология

развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. * * *

1. Gal'perin P.Ja. Metody obuchenija i umstvennoe razvitie rebenka. M., 1985.

2. Il'in V.S. O koncepcii celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa // Metodologicheskie osnova-nija sovershenstvovanija uchebno-vospitatel'nogo processa / pod red. V.S. Il'ina. Volgograd, 1981. S. 5-21.

3. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy raz-vitija obrazovanija na 2016-2020 gody ot 29 dekabrja 2014 g. № 2765-r [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (data ob-rasheniya: 15.01.2017).

4. Polonnikov A.A. Ocherki metodiki prepoda-vanija psihologii. Minsk, 2001.

5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologija raz-vitija cheloveka. M.: Shkol'naja pressa, 2000.

Implementation of ideas of holistic approach in pedagogic education

In the conditions of the professional standard of a teacher the holistic approach is appropriate, which is researched as the mechanism of mastering pedagogic activity by future teachers. It is displayed in changing the structures of psychological reality and is understood as the process of transformationof the empiric world picture intothe professional and pedagogical one, in which the student acts as an active subject capable tocreate the professional and life positions.

Key words: practical knowledge, mechanism of mastering the pedagogic activities, professional standard, holistic approach, theoretical knowledge, educational "tourism", module principle.

(Статья поступила в редакцию 27.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.