УДК 378.046:81’33 (045)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ СИСТЕМНО-КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
М.В. Дружинина, М.В. Захарченко
Аннотация. В статье раскрываются основные положения системно-кластерного подхода, выделена совокупность идей, значимых для разработки профессионально-языковой модели обучения в университете. Авторами представлен проект модели профессионально-языкового образования и раскрыта кластерная структура её элементов. По результатам экспериментальной работы и их оценке по специальным критериям делаются выводы об эффективности разработанной модели, а также определяются условия её реализации в образовательной деятельности.
Ключевые слова: системно-кластерный подход, профессионально-языковая модель, ресурсы, самостоятельная работа, дистанционное обучение, показатели эффективности, профессионально-языковое образование.
THE SYSTEM-CLUSTER АPPROACH IMPLEMENTATION IN THE PROFESSIONAL LANGUAGE LEARNING MODEL AT UNIVERSITY
M.V. Druzhinina, M.V. Zakharchenko
Abstract. The article reveals the basics of system-cluster approach, delineates a set of the most significant ideas for designing professional language learning model at university. The authors present professional language learning model and emphasize its cluster structure. The conclusions are made in accordance with ensuing results of the experimental work and the results’ assessment in line with special criteria. The paper determines the conditions for the model’s i m-plementation into educational process.
Keywords: system-cluster approach, professional language learning model, resources, individual work, on-line education, attributes of effectiveness, professional language education.
Целью статьи является описание идей системно-кластерного подхода, обеспечивающих эффективность профессионально-языкового образования в университете.
В соответствии с целью в статье последовательно решаются следующие задачи: описать основные положения системнокластерного подхода, выделить совокупность значимых идей для разработки модели профессионально-языкового образования, представить использование данного подхода в разработанной нами модели, проанализировать результаты внедрения модели в практику образовательной деятельности и определить условия её реализации. Под профессиональноязыковым образованием мы понимаем университетское языковое образование по различным направлениям подготовки, при этом языковое образование является компонентом системы профессионального образования и показателем его качества [5].
Теоретический анализ научной литературы показывает, что для разработки эффективной модели и управления образовательными процессами внутри модели профессиональноязыкового образования целесообразнее всего
использовать системно-кластерную теорию, которую для системы образования впервые предложил Волов В.Т. [3]. Он создал инновационный подход к управлению дистанционным обучением в вузе, предложил кластернофрактальный метод управления и классификацию учебного процесса [4]. Автору научного метода Бурдакову В.П. в результате длительных исследований в области естественных наук удалось доказать, что «организм - это рационально функционирующая машинная, биологическая, биомашинная или общественная система, состоящая из пяти кластеров высшего уровня: энергетического, транспортного, защитного, производственного информационного. Отсутствие какого-либо кластера лишает систему, какой бы сложной она ни была, возможности называться организмом» [2, с.1]. Как показали исследования Бурдакова В.П. и Волова В.Т., каждый кластер имеет строго определённое значение в процентах или долях целого для экстенсивного параметра системы. Для энергетического кластера это значение составляет 38%, транспортного - 27%, экологического — 16%, технологического — 13%, информационного — 6%. Все пять кластеров
являются атрибутами любой открытой системы. Каждый из пяти кластеров имеет пять подкластеров следующего порядка, подчиняющимся тем же количественным отношениям, что и основные кластеры [4].
Несмотря на то, что системно-кластерный подход, разработанный Воловым В.Т. применялся для организации эффективного дистанционного обучения, изучение этого подхода содержит целый ряд положений, представляющих, на наш взгляд, особую ценность для языкового образования в университете.
Используя идеи авторов системнокластерного подхода, мы составили проект модели профессионально-языкового образования в университете по разным направлениям подготовки.
В нашей модели представлена трёхступенчатая система образования «Бакалавриат ^
Магистратура ^ Аспирантура». Каждая из ступеней разделена на пять элементов — 5 кластеров: энергетический, транспортный, технологический, экологический и информационный. Каждый кластер имеет строго определённое значение, выражаемое в процентах или долях от всей системы. Эти пять кластеров являются атрибутами любой открытой системы, в том числе профессионально-языкового образования (ПЯО) в целом, и её элементов, в частности (рис.1).
Нами составлена характеристика каждого кластера в соответствии с научной теорией Бурдакова В.П. и Волова В.Т. [2] и представлена в сводной таблице (Таблица 1).
ОООО ОООООООО
Рисунок 1. Модель профессионально-языкового образования в университете
Таблица 1. Структурное подобие организмов и профессионально-языкового образования
Название и процентная доля кластера в системе Подкластеры любой открытой системы Подкластеры ПЯО
Энергетический кластер (0,38) 1.1. Энергетические ресурсы организма 1.2. Энергетическое обеспечение транспорта 1.3. Энергетическое обеспечение защиты (безопасности) организма 1.4. Энергетическое обеспечение производственных функций 1.5. Энергетическое обеспечение информатики 1.1. Аудиторные ресурсы ПЯО 1.2. Аудиторная подготовка к самостоятельной работе 1.3. Аудиторное обеспечение эргономичности учебного процесса 1.4. Аудиторное обеспечение профессиональной направленности ЯО. 1.5. Аудиторное обеспечение информативности ПЯО
Транспортный кластер (0,27) 2.1. Транспортные ресурсы организма 2.2. Транспортное обеспечение энергетики 2.3. Транспортное обеспечение безопасности 2.4. Транспортное обеспечение производства 2.5. Транспортное обеспечение информатики 2.1 Ресурсы самостоятельной профессионально-языковой подготовки 2.2. Обеспечение эффективности аудиторной работы через самостоятельную работу 2.3. Обеспечение эргономичности (комфортности) через самостоятельную работу 2.4. Обеспечение профессиональной направленности через самостоятельную работу 2.5. Обеспечение информативности через самостоятельную работу
Экологический кластер (0,16) 3.1. Ресурсы обеспечения безопасности организма 3.2. Безопасность транспорта 3.3. Безопасность энергетики организма 3.4. Безопасность производства 3.5. Безопасность информатики 3.1. Ресурсы обеспечения эргономики учебного процесса 3.2. Эргономичность аудиторных занятий 3.3. Эргономичность самостоятельной работы 3.4. Эргономичность в профессионально-языковом образовании 3.5. Эргономичность использования информационных технологий
Технологический кластер (0,13) 4.1. Производственные ресурсы организма 4.2. Производственное обслуживание транспорта 4.3. Производственное (технологическое) обеспечение защиты 4.4. Производственное обеспечение (обслуживание) энергетики 4.5. Производственное обеспечение информатики) 4.1. Языковые образовательные ресурсы для профессии 4.2. Обеспечение аудиторных занятий языковыми образовательными технологиями для профессии 4.3. Обеспечение самостоятельной работы дистанционными технологиями 4.4. Обеспечение технологиями профессионально-языковой подготовки 4.5. Обеспечение информационными технологиями
Информационный кластер (0,06) 5.1. Информационные ресурсы организма 5.2. Информационное обеспечение транспорта 5.3. Информационное обеспечение безопасности 5.4. Информационное обеспечение производства 5.5. Информационное обеспечение (обслуживание) энергетики 5.1. Информационные ресурсы ПЯО 5.2. Информационное обеспечение аудиторных занятий 5.3. Информационное обеспечение самостоятельной работы 5.4. Информационное обеспечение преподавателей и студентов по эргономичности учебного процесса 5.5. Информационное обеспечение языковых ресурсов для профессии
Энергетический кластер ПЯО представлен аудиторными ресурсами, поскольку аудиторная подготовка является базовой, это совместная работа преподавателя и студентов для достижения поставленных целей, это «топливо», «энергия», которая даёт толчок, «запал» для всей дальнейшей работы, включая самостоятельную работу. Транспортный кластер пред-
ставлен самостоятельной работой, поскольку это «динамичный процесс», предполагающий постоянный обмен информацией, автономный поиск, самостоятельное движение вперёд. Экологический кластер - это эргономика педагогического процесса, т.е. увеличение безопасности и комфортности учебного процесса при нормальной интенсивности работы обра-
зовательного учреждения, при рациональном использовании учебной нагрузки, сил и времени студентов и преподавателей, посредством внедрения наиболее передовых форм, приемов и методов [1]. Технологический кластер - ресурсы, позволяющие внедрять оптимальные технологии и решать профессиональные задачи языковыми средствами. Информационный кластер - это web-технологии, дающие возможность получать, отбирать и организовывать всю необходимую информацию.
Таким образом, мы предположили, что ПЯО тем эффективнее, чем ближе распределение кластеров к идеальному процентному соотношению. В соответствии с матрицей кластеров и согласно количественному измерению качества образования мы рассчитали часы на языковые дисциплины за весь период обучения (1-2 курсы) по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Аудиторные ресурсы были представлены совокупностью часов на дисциплину
«Иностранный язык» по учебному плану и курсом «Практический иностранный язык» через систему дополнительного профессионального образования (ДПО). Ресурсы самостоятельной профессионально-языковой подготовки — часами на самостоятельную работу с дистанционным сопровождением. Ресурсы обеспечения эргономики учебного процесса -часами на интерактивные формы работы. Языковые образовательные ресурсы для профессии — совокупностью часов на дисциплину «Иностранный язык в профессиональной сфере» и курсом «Подготовка к сдаче международного экзамена» в системе ДПО. Информационные ресурсы ПЯО - часами на подготовку проектов на различные профессиональные темы с использованием интернет-технологий. За качественные критерии оценки эффективности модели профессионально-языкового образования мы взяли уровень освоения различных компетенций из ФГОС 3 (Таблица 2).
Таблица 2. Соотношение показателей и критериев эффективности модель профессионалъно-языкового образования__________________________________________________________________
Соотношение показателей Критерии эффективности модели ПЯО
Энергетический кластер (0,38) Уровень освоения ОК и ОПК (1,2,3 уровни)
Транспортный кластер (0,27) Уровень освоения компетенций, включённых в самостоятельную работу студентов (использование дистанционных модулей) (1,2,3 уровни)
Экологический кластер (0,16) Уровень удовлетворённости студентов результатами обучения. Самоанализ. (1,2,3 уровни)
Технологический кластер (0,13) Уровень освоения профессиональных компетенций (1,2,3 уровни)
Информационный кластер (0,06) Уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. (1,2,3 уровни)
1 (базовый уровень) - минимально необходимый уровень сформированности компетенции для всех студентов, обучающихся по образовательной программе, 2 (повышенный уровень) -повышение минимальных характеристик сформированной компетенций, 3 (высокий или творческий) - максимально возможный для компетенций, важен как качественный ориентир для самосовершенствования.
Процесс экспериментальной работы по реализации модели показал, что у участников эксперимента представленные в таблице компетенции сформированы на 2 и 3 уровнях. Данные результаты подтвердили наше предположение, что модель, составленная на основе системнокластерного подхода, является эффективной образовательной моделью. Кроме того, в процессе проведения эксперимента мы выявили моменты,
которые могут значительно повлиять на улучшение результатов. Во-первых, только 30% студентов эксперимента прошли курсы в системе ДПО, во-вторых, у 50% студентов возникли технические сложности при выполнении заданий для самостоятельной работы дистанционно и, в-третьих, только 10% студентов запланировали сдачу международного экзамена.
В связи с тем, что транспортный кластер (ресурсы самостоятельной профессиональноязыковой подготовки) занимает самую большую процентную долю, в течение всего процесса обучения особый упор делается на формирование самообразовательной деятельности студентов, что достигается путём соблюдения условия организации самостоятельной работы студентов через дистанционную платформу на всех ступенях обучения. Таким образом, преподаватель
помогает студенту организовать свою самостоятельную работу и контролирует её выполнение дистанционно. Работая автономно, студенты не только повышают свою языковую компетентность, но и получают мета-знания, т.е. учатся приобретать знания, что закладывает основу для непрерывного самообразования в течение всей жизни. Другими условиями реализации модели являются научно-методическое сопровождение
Литература:
1. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития: / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий,
2006. - 606 с.
2. Бурдаков В.П., Волов В.Т., Фрактальнокластерное подобие организмов и «золотое сечение» [Электронный ресурс] / В.П. Бурдаков, В.Т. Волов // Академия Тринитаризма. - 2012. - Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc /0232/009а/ 02321257.htm
3. Волов, В.Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Волов В.Т. - Казань, 2000. - 379 с.
4. Волов, В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами: монография / В.Т. Волов. - Казань: Издательство Казанского гос. ун-та, 2000. - 303 с.
5. Профессиональная лингводидактика в
высшем образовании: сборник научно-
методических материалов / сост. М.В. Дружинина; под общ. ред. М.В. Дружининой; Сев. (Арктический) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - Вып.1. - 124 с.
преподавателей, внимание к обеспечению эргономичности обучения, рациональный отбор профессионально-языковых технологий и информационных материалов.
Таким образом, системно-кластерный подход и оптимальная организация самостоятельной работы студентов являются источником качества профессионально-языкового образования и повышения его эффективности.
References:
1. Andreev, V.I. Pedagogika: ucheb. kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija: / V.I. Andreev. - 3-e izd. -Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2006. - 606 s.
2. Burdakov V.P., Volov V.T., Fraktal'no-klasternoe podobie organizmov i «zolotoe sechenie» [Jelektronnyj resurs] / V.P. Burdakov, V.T. Volov // Akademija Trinitarizma. - 2012. - Rezhim dostupa: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/009a/02321257.ht m
3. Volov, V.T. FraktaTno-klasternaja teorija upravlenija obrazovatel'nymi strukturami: monografija / V.T. Volov. - Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo gos. un-ta, 2000. - 303 s.
4. Volov, V.T. Sistemno-klasternaja teorija i
tehnologija povyshenija kachestva distancionnogo obrazovanija v vuze: dissertacija ... doktora
pedagogicheskih nauk: 13.00.01 / Volov V.T. -Kazan', 2000. - 379 s.
5. Professional'naja lingvodidaktika v vysshem
obrazovanii: sbornik nauchno-metodicheskih
materialov / sost. M.V. Druzhinina; pod obshh. red. M.V. Druzhininoj; Sev. (Arkticheskij) feder. un-t im. M.V. Lomonosova. - Arhangel'sk: IPC SAFU, 2013. - Vyp.1. - 124 s.
Сведения об авторах:
Дружинина Мария Вячеславовна (г.Архангельск, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры перевода и прикладной лингвистики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Захарченко Марина Владимировна (г.Архангельск, Россия), преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных направлений, аспирант кафедры перевода и прикладной лингвистики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Data about the authors:
Druzhinina M.V. (Arkhangelsk, Russia), doctor of pedagogy, professor, department of translation and applied linguistics, Northern (Arctic) Federal University.
Zakharchenko M.V. (Arkhangelsk, Russia), teacher, department of english language for humanities, post-graduate student, department of translation and applied linguistics, the Northern (Arctic) Federal University.