Научная статья на тему 'Реализация идей гуманистической педагогики в процессе современного школьного образования'

Реализация идей гуманистической педагогики в процессе современного школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / HUMANISTIC IDEAS OF PEDAGOGY AND BRINGING UP / PEDAGOGY OF COLLABORATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL METHODS AND TECHNIQUES / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INTERACTIVE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стуколова Е. А., Костина Н. Г.

Введение. В статье обоснована актуальность реализации идей гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества посредством применения инновационных приемов и методов обучения, используемых в процессе школьного образования развитых стран. Цель статьи обосновать и раскрыть актуальность идеи гуманистической педагогики по отношению к современному образованию, с привидением примеров реализации основных постулатов рассматриваемой концепции гуманистической педагогики, нашедших свое отражение в инновационных методах обучения. Материалы и методы. Методами проведённого исследования являются метод логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме интерактивности в образовательном процессе, инноваций в образовании; параметрический анализ, контент-анализ, метод систематизации и обобщения данных теоретических источников, опрос, анкетирование, методы индукции и дедукции, метода аналитического обобщения, метод интерпретации результатов первичной апробации. Результаты. Выявлены и описаны эффективные методы и приемы, характерные для стран Европы, частично применяемые в РФ, являющиеся примером реализации идей педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики; представлена схема-иллюстрация, отражающая признаки инновационности и интерактивности выявленных явлений педагогической действительности. Обсуждение. Особое внимание уделяется необходимости системного применения вывяленных интерактивных методов и приемов, придание им признаков универсальности с точки зрения возможности использования на разных уровнях образования. Заключение. Автор делает вывод об актуальности положений концепции гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества в процессе применения системно-деятельностного подхода, современных требований к образовательному процессу в условиях модернизации отечественной системы образования. Основные положения: раскрыта корреляция актуальных образовательных тенденций с основными гуманистическими идеалами педагогики сотрудничества; выявлены основные современные интерактивные приемы и методы, отражающие актуальность положений гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества; разработана схема-иллюстрация, отражающая признаки инновационности и интерактивности выявленных явлений педагогической действительности по сравнению с традиционными методами и приемами обучения; делается вывод о возможном использовании приведенных приемов и методов в области реализации современных требований к процессу обучения в условиях модернизации российской системы школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF HUMANISTIC PEDAGOGY IN THE MODERN PROCESS OF SCHOOL EDUCATION

Introduction. The article deals with the statements of modernity of realization of the humanistic pedagogy ideas through the implementation of modern innovative techniques and methods, which are used in the compulsory educational systems of developed countries. The aim of the article is to prove the correlation between modern educational tendencies and ideas of humanistic pedagogy is shown giving the example of implementation of humanistic pedagogy principles of with the modern innovative methods and techniques of education. Materials and methods. Methods of the given research are method of logical-theoretic analysis of scientific works on the problem of interactivity and innovations in the educational process; parametrical analysis, content-analysis, method of systematization and summarizing of theoretic data, inquiry, questionnaire, deductive and inductive methods, analytical summary, method of interpretation of primary approbation results. Results. The effective methods and techniques, typical of European countries and partly of the Russian Federation, examples of the realization of the humanistic pedagogy ideas are educed; illustrative scheme showing the innovative characteristic of the educed phenomena is presented. Discussion. Attention to necessity of systematic appliance of the educed interactive methods and techniques as well as giving them cross-functional characteristics from the point of view of possibility of realization of principles of succession of levels and continuation of education is driven. Conclusion. The conclusion about possible implementation of the given techniques in the sphere of realization of modern requirements to the educational process in the modernization of school education in our country is formulated. Highlights: Correlation between modern educational tendencies and humanistic principles of education is uncovered; Effective modern interactive methods and techniques, reflexing modernity of the principles of humanistic pedagogy, pedagogy of collaboration, are educed; Scheme-illustration for the interactivity of educed pedagogical instruments is presented; The conclusion about the potential of implementation of discussed methods and techniques, taking into consideration appliance of the modern requirements to education in the process of modernization of the compulsory education in Russia is driven.

Текст научной работы на тему «Реализация идей гуманистической педагогики в процессе современного школьного образования»

DOI 10.25588/CSPU.2019.12.63.011 УДК 371.3 ББК 74.0

Е. А. Стуколова1, Н. Г. Костина2

1ORCID № 0000-0001-9244-5186 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики преподавания английского языка, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация.

E-mail: choosee@mail.ru

2ORCID № 0000-0001-5979-4982 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики преподавания английского языка, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация.

E-mail: formica12@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность реализации идей гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества посредством применения инновационных приемов и методов обучения, используемых процессе школьного образования развитых стран. Цель статьи - обосновать и раскрыть актуальность идеи гуманистической педагогики по отношению к современному образованию, с привидением примеров реализации основных постулатов рассматриваемой концепции гуманистической педагогики, нашедших свое отражение в инновационных методах обучения.

Материалы и методы. Методами проведённого исследования являются метод логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме интерактивности в образовательном процессе,

инноваций в образовании; параметрический анализ, контент-анализ, метод систематизации и обобщения данных теоретических источников, опрос, анкетирование, методы индукции и дедукции, метода аналитического обобщения, метод интерпретации результатов первичной апробации.

Результаты. Выявлены и описаны эффективные методы и приемы, характерные для стран Европы, частично применяемые в РФ, являющиеся примером реализации идей педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики; представлена схема-иллюстрация, отражающая признаки инновационности и интерактивности выявленных явлений педагогической действительности.

Обсуждение. Особое внимание уделяется необходимости системного применения вывяленных интерактивных методов и приемов, придание им признаков универсальности с точки зрения возможности использования на разных уровнях образования.

Заключение. Автор делает вывод об актуальности положений концепции гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества в процессе применения системно-деятельностного подхода, современных требований к образовательному процессу в условиях модернизации отечественной системы образования.

Ключевые слова: гуманистические идеи воспитания и образования, педагогика сотрудничества, инновационные методы и приемы обучения, педагогические инновации, интерактивность процесса обучения.

Основные положения:

- раскрыта корреляция актуальных образовательных тенденций с основными гуманистическими идеалами педагогики сотрудничества;

- выявлены основные современные интерактивные приемы и методы, отражающие актуальность положений гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества;

- разработана схема-иллюстрация, отражающая признаки иннова-ционности и интерактивности выявленных явлений педагогической действительности по сравнению с традиционными методами и приемами обучения;

- делается вывод о возможном использовании приведенных приемов и методов в области реализации современных требований к процессу обучения в условиях модернизации российской системы школьного образования.

1 Введение (Introduction)

Актуальные тенденции развития системы отечественного образования, как и образовательных систем большинства развитых стран мира, определяют первоочередной задачей социума по отношению к образовательной сфере создание условий для саморазвития личности, способной к активной жизнедеятельности, готовой к самостоятельности. Это, в свою очередь, определяет необходимость повышения эффективности образовательной деятельности на всех уровнях и ступенях обучения.

Стратегии развития образования России, развитых стран мира отражены в следующих документах: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной

целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», «Стратегия сотрудничества стран Европейского Союза в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года», «Стратегия образования ЮНЕСКО», где утверждается необходимость применения инноваций в образовательной деятельности как инструментов развития образования [1; 2]. Соглашаясь с Н. Х. Розовым, заметим, изучение инноваций в образовании зарубежных стран делает возможным расширение инструментария педагогических исследований для решения проблемы совершенствования образовательной деятельности в РФ [3].

Инновации в образовании — это управляемые процессы созда-

ния, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных учреждений [4, с. 19; 8].

Школьное образование — базовое звено всей педагогической системы, закладывающее основной фундамент общественной жизни и требующее особого грамотного и взвешенного отношения в процессе интеграции инновационных идей и методов с традиционными представлениями об эффективном процессе воспитания и обучения.

Отбирая и применяя инновации в образовательной сфере, нельзя отказываться от реализации идей великих дидактов, учителей, ученых от педагогики и психологии.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Над проблемами инновационных, интерактивных приёмов, методов, моделей, технологий обучения авторы исследования работают в течение нескольких лет.

Методами проведённого исследования являются метод логико-теоретического анализа научной литературы, посвященной проблеме интерактивности в образовательном процессе, инноваций в образовании; параметрический анализ, контент-анализ, метод систематизации и обобщения данных теоретических источников, опрос, анкетирование, методы индукции и дедукции, метод аналитического обобщения, метода интерпретации результатов первичной апробации. Первичный и последующие этапы апробаций как результатов данного исследования, так и результатов смежных направлений научной работы проходили в рамках учебного процесса ряда образовательных учреждений Оренбурга (МОАУ «Гимназия № 1» г. Оренбург, ЧОУ «СОШ «ОР-АВНЕР», ФГБОУ ВО «ОГПУ»).

3 Результаты (Results)

Рассмотрим некоторые из идей В. А. Сухомлинского, одного из наиболее ярких и влиятельных деятелей в области отечественной педагогики, проследим их схо-

жесть с современными тенденциями и требованиями к процессу обучения. В качестве подтверждения актуальности рассматриваемых идей приведем примеры реализуемых в образовании развитых стран приемов и методов, являющихся наглядной иллюстрацией огромного потенциала интеллектуального наследия великого педагога.

Гармоничное развитие личности, одно из оснований детоцен-тризма, для В. А. Сухомлинского соотносится и неразрывно связано с эстетическим, нравственным, ин-

Зеллектуальным и физическим оспитанием [5-9].

В системах школьного образования в большинстве развитых тран мира происходит перенос акцента на учение вместо обучения. Самостоятельность, самокон-роль, самооценивание занимают ажную роль в учении. Большую оль в становлении личности в со-ременных условиях европейской школы играет понимание важно-ти достижения высоких результа-ов обучения, интегрированных в процесс всестороннего развития

с

ребенка — интеллектуального, социального, личностного.

Осознание необходимости интегрированного развития личностных качеств обучающихся находит свое отражение в рассмотрении образования как многоаспектного педагогического явления, в появлении новой науки, пришедшей на смену педагогике - эдукологии, позволяющей рассматривать педагогический процесс в комплексе с социальными, культурными и другими процессами, влияющими на саморазвитие и самосовершенствование формирующейся личности.

Н. Мицкевич, настаивая на междисциплинарности предмета эдукологии, предлагает изучать образование «как общественную и личную ценность; как систему различных учебных заведений; как особенный процесс; как разноуровневый результат», при этом следует отметить важность взаимосвязей наук, изучающих образование и человека в нем: андрогогики и психологии обучения, образовательного менеджмента, антропологии образования

и социальной педагогики. С позиции эдукологии современное школьное образование существует в мире, где процессы, происходящие в образовательной сфере, определяются общественным заказом, глобальными политико- и экономико-культурными процессами, событиями глобального и государственного уровня [10].

Рассматривая человека как целостность, эдукология предполагает интеллектуальное развитие обучающегося в неразрывном единстве с развитием его самостоятельности, мотивационно-дея-тельностной сферы его личности, переходом от подражания к творчеству, с накоплением знаний, самостоятельности, опытом самоконтроля, самооценки [10]. Заметим, что в рамках существования комплексной теории образовательных процессов особое место занимает положение о «новом» всегда базирующимся на «старом» и переводящим его на новый уровень, новый виток развития.

Благодаря системному взгляду на образование в рамках современной эдукологии как продолжение

утверждения синергетического подхода к обучению в современной образовательной практике особое внимание уделяется трем типам учащихся в соответствии с каналом восприятия информации, определяющим с точки зрения освоения содержания обучения: так называемым «аудиалам», «ви-зуалам» и «кинтестетам». Визуал особенно восприимчив к увиденному, аудиал к тому, что слышит, а кинестет должен пропустить информацию через призму собственного чувственного и двигательного восприятия. Следует заметить: идеальная учебная среда не подразумевает, что учитель предоставляет обучающимся информацию в готовом виде в трех разных вариантах, но предполагает, что обучающийся сам добывает знание, выбирая тот источник восприятия информации, какой наиболее удобен и понятен лично для него.

Аудиовизуальные источники информации, информационно-коммуникационные технологии, использование которых широко распространено в школах разви-

тых стран с успешными образовательными практиками (в странах Западной Европы, Японии, США) позволяют учитывать не только интересы обучающихся, но и перечисленные типы восприятия. Важную роль в обучении играет техническая (компьютерная) грамотность — осознанное, квалифицированное, эффективное использование цифровых средств, ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), средств связи как части обучения, элементов общественной жизни и профессиональной подготовки. На новый уровень выходит обучение с привлечением ИКТ. Реализовывать требования личностной ориентации и повышения мотивации обучающихся помогает использование технологий перевёрнутого урока, смешанного обу-ения и игровых платформ, таких, как Ка^о1 Кахут (Ка^о^ — это основанная на игровых технологиях обучающая платформа, используемая в школах и иных бразовательных учреждениях, представляющая собой систему

игр, игровых инструментов, кви-зов и других дидактических объектов виртуальной действительности, позволяющих не только обучать, развивать, изучать, учиться, но и оценивать результаты обучения посредством web-браузера [11; 12].

Использование социальных сетей в качестве дидактического материала — еще один удобный и современный прием развития личностной сферы и повышения мотивации обучающихся. В частности, учителя иностранных языков базируют некоторые задания на платформе социальной сети Инстаграмм, Твиттер, Фейсбук. Обучающиеся анализируют грамматические конструкции, исправляют ошибки в постах и твиттах звезд. Обязательное условие применения работы в сети — тщательная проверка контента, предварительная обработка заданий и содержания учителем [13].

С точки зрения концепции гуманистической педагогики принципиальным условием успешности педагогического процесса является вера в талант и

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

творческие способности детей, для чего особенно значимо создание атмосферы раскрытия творческого потенциала уникальной личности обучающихся [6-10].

Творческое мышление подразумевает создание, генерирование идей в новом контексте из уже имеющихся навыков, умений, опыта. В современном образовательном процессе обучающимся предоставляется возможность брать инициативу на себя, искать и предлагать нестандартные решения сложных задач, высказывать свою точку зрения, максимальное количество гипотез, работать с разнообразными дидактическими материалами, участвуя в их разработке.

Рефлексивное мышление предполагает умение осуществлять анализ выполненных действий, их успешности (что получается, что нет, каковы причины неудач); видеть связь с предыдущими знаниями и опытом, действовать в похожей ситуации иначе, чтобы получить больше от процесса обучения в целом и в каждом конкретном случае выполнения похожего

упражнения. Рефлексирующий ученик способен задействовать критическое и творческое мышление для конструирования своего собственного понимания процесса учения, сделать его эффективнее для самого себя.

Хорошим примером развития рефлексивного мышления можно считать прием «уровней проникновения в контекст». Прием заключается в том, что обучающиеся исследуют незаполненные лакуны своих знаний и умений самостоятельно под управлением учителя, изучают имеющиеся и еще задействованные источники и ставят вопросы: «Что еще мне нужно узнать, для того чтобы...», «Какую информацию даст мне данный источник?».

Метод учения через обучение также широко распространен в западноевропейских школах. «Учитель на один день» — один из вариантов реализации метода. Каждый ученик становится учителем на один день. Выполняя все предполагаемые функции учителя в течение уроков, он получает не-

обходимый опыт применения знаний, является фактором эвристич-ности для остальных

обучающихся.

Одним из приемов повышения мотивации, развития творческости обучающихся является прием предвосхищения содержания обучения. Как в грамотной рекламной кампании современного кино присутствует трейлер, заставляющий нас захотеть посмотреть весь фильм, так и в процессе обучения, при работе над одной или несколькими темами должно присутствовать предвосхищение, учебное «предвкушение» того, чему обучающиеся научатся, что узнают, каким опытом овладеют, как в установке: «. но если мы узнаем все положительные и отрицательные управленческие качества, отсроченные ошибки и эффективные реформационные приемы лидеров нашей страны в послереволюционный период, возможно, мы сможем добиться больших успехов в.». Так потенциальное раскрытие творческого возможностей каждого из обучающихся доступно и

понятно не только учителю, но и самим обучающимся.

В зарубежной педагогической практике также используется прием потенциального неосвоения (неприобретения) опыта, или прием «почувствуй боль». Конечно, речь здесь идет не о реальной физической боли, а об ощущении возможной потери, вернее, вероятности недостижения того практического результата, который обещает основная идея (заголовок) урока. Например, в качестве заглавия урока к темам уроков по математике, алгебре и началам анализа предлагается использовать фразу «Готовимся мыслить логически и создавать инновационный бизнес и технологии», в то время как к теме, связанной с революционными событиями в мировой истории возможны формулировки: «Примеры успешных лидеров или какие качества и предпосылки важны для того, чтобы построить новое государство, компанию и т. д.» или «Если бы Стив Джобс освоил сек-

реты лидерства Джорджа Вашингтона, был бы он уволен из Apple (Эппл)?».

В своих идеях, связанных с воспитанием гражданина, В. А. Су-хомлинский утверждал

необходимость формирования в сознании обучающегося, понимания обязательств, ответственности перед коллективом и обществом, в котором живет, а значит, необходимость высоких моральных требований к личности обучающегося [5-9].

В своем исследовании Ян Аль-ган (Yann Algan) и Пьер Каук (Pierre Cahuc) изучили современные методы обучения и их применение в 25 странах мира. Авторы исследования пришли к выводу, что методы, которые используются в процессе обучения, напрямую влияют не только на достижение стратегических целей в обучении, но и на социальное поведение ребенка в целом [13].

Личностная и социальная компетенция представляют собой:

- способность выступать в роли члена своей семьи, общины, всего мирового сообщества;

- способность к пониманию собственной значимости, сознательность, ответственность и умение быть в ответе перед обществом и собой;

- положительную личную и культурную идентификацию;

- социальную сознательность и ответственность.

Сформированность коммуникативной компетенции предполагает развитие способностей, которые используются для обмена информацией, опытом и идеями, чтобы исследовать мир вокруг себя. Коммуникативная компетенция раскрывает связь между личной и социальной самобытностью учащихся, их отношениями, миром, в котором они взаимодействуют. В качестве средств и методов развития коммуникативных умений и социальных навыков выступает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), групповых форм работы, что, несомненно, можно считать прямым способом реализации идеи педагогики сотрудничества.

Акцентированное развитие коммуникативной компетенции в

условиях глобализации невозможно без изучения иностранных языков — неотъемлемой части содержания обучения в школах любого государства. Английский язык в большинстве развитых государств мира является первым обязательным к изучению в общеобразовательной школе ввиду универсальности и наибольшей распространенности в современном мире.

Об эффективных приемах обучения иностранным языкам написано большое количество научных и практических трудов и учебных пособий. Наиболее распространённым, наряду с универсальными методами и приёмами, в школьном образовании является обучение иностранному языку через освоение содержания других дисциплин (Content and language integrated learning (CLIL), когда изучаемый язык есть средство овладения способами деятельности и информацией по другим дисциплинам, а также методика коммуникативного обучения иностранному языку (Communicative language teaching (CLT) [14;15].

4 Обсуждение (Discussion)

На представленной ниже схеме отражено видение приведённых в статье методов и приемов в современном образовании сквозь призму актуальных требований к процессу обучения. Считаем, что в процессе дальнейшей разработки данного направления особое внимание следует обратить на универсальность исследуемых явлений педагогической действительности с точки зрения реализации принципа преемственности ступеней обучения, уровней образования, утверждения непрерывного обучения через всю жизнь (рис. 1).

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, очевидна возможность воплощения идей гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества в сегодняшнем образовательном пространстве через использование современных приемов и методов в условиях модернизации школьного образования нашей страны, в процессе применения системно-деятельностного подхода, импле-ментации современных требований к образовательному процессу.

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

т о с

П ч

EL

т

а

п

и

с

3

^

s

^ Й?

^ ivo.

'"О О; SS

а сто

й, J; о 8 сто

£

а. §

a S

CS РЧ rt-

Па S5 '"i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cl

EL

S

rt

л p-

с

Перевёрнутый урок

Игрофикацня и использование игровых обучающих платформ

Смешанное обучение

CLIL

CLT

Прием предвосхищения содержания обучения

Прием «Учитель на один день», коллаборативное обучение

Прием мотивирующего заголовка

Содержание — ориентированный подход

Традиционный инструктаж

Дедуктивный путь ознакомления с учебным материалом

Прием потенциальной потери опыта

Прием уровней проникновения в контекст

Личностная ориентация Детопевтрвзм

Гармоничное развитие личности

5 д.

S §

Индуктивный метод технологии проблемного обучения

1 А

Рисунок 1 — Методы и приемы реализации идей гуманистической педагогики Figure 1 — Methods and techniques of realization of humanistic pedagogy ideas

-4 VO

Библиографический список

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы : постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/FCPR0_2016-2020.pdf (дата обращения: 30.12.2018).

2. Council conclusions of 12 May 2009 on a strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020). Eur-lex.Official journal. C119/2, 28.5.2009, pp. 2-10. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu21.cat/files/contin-guts/107622.pdf (дата обращения: 30.12.2018).

3. Джуринский А. Н. Инновации и перспективы классно-урочной системы в России и за рубежом // Сибирский педагогический журнал. 2014. - № 5. - С. 76-81.

4. Щербакова Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.). уфа: Лето, 2013. - С. 18-21.

5. Рындак В. Г. Педагогика креативности: монография. М. : Университетская книга, 2012. - 283 с.

6. Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - С. 25-26.

7. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М. : «Концептуал», 2016. - 148 с.

8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М. : «Концептуал», 2016. - 346

с.

9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

10. Мицкевич Н. И. Эдукология. Инвариантные характеристики // Адукатар. - 2010. - №1(17). - С. 21-26.

11. 4 New "Effective Teaching" Methods To WOW Your Students. Powtoon: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.powtoon.com/blog/effective-teaching/ (дата обращения: 30.12.2018).

12. Teaching methods. Teach. Make a difference: сайт онлайн-обучения учителей. [Электронный ресурс]. URL: https://teach.com/what/teachers-know/teaching-methods/ (дата обращения: 25.02.2019).

13. Algan Y., Cahuc P. Teaching practices and social capital. American Economic Journal: Applied Economics, 2013, no. 5 (3), pp. 189-210 URL: http://scholar.har-vard.edu/files/shleifer/files/teaching_practices_and_social_capital.pdf (дата обращения: 12.06.2018).

14. Council of Europe. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. Companion Volume with New Descriptors. 2018. 235 p. Council of Europe: официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс]. URL: lttps://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-ne.. ./1680787989 (дата обращения: 2 5.02.2019).

15. Стуколова Е. А. Инновационные дидактические модели Швеции // Образование и саморазвитие. 2014. - № 3 (41). - С. 15-121.

E. ^ Stukolova1, N. G. Kostina2

1ORCID No. 0000-0001-9244-5186 Candidate of Sciences (Education), Associate professor of the department of the English language

and methodology of the English language teaching, Orenburg state teacher training university, Orenburg, Russia.

E-mail: choosee@mail.ru

2ORCID No. 0000-0001-5979-4982 Candidate of Sciences (Education), Associate professor of the department of the English language

and methodology of the English language teaching, Orenburg state teacher training university, Orenburg, Russia.

E-mail: formica12@mail.ru

IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF HUMANISTIC PEDAGOGY IN THE MODERN PROCESS OF SCHOOL EDUCATION

Abstract

Introduction. The article deals with the statements of modernity of realization of the humanistic pedagogy ideas through the implementation of modern innovative techniques and methods, which are used in the compulsory educational systems of developed countries. The aim of the article is to prove the correlation between modern educational tendencies and ideas of humanistic pedagogy is shown giving the example of implementation of humanistic pedagogy principles of with the modern innovative methods and techniques of education.

Materials and methods. Methods of the given research are method of logical-theoretic analysis of scientific works on the problem of interactivity and innovations in the educational process; parametrical analysis, content-analysis, method of systema-tization and summarizing of theoretic data, inquiry, questionnaire,

deductive and inductive methods, analytical summary, method of interpretation of primary approbation results.

Results. The effective methods and techniques, typical of European countries and partly of the Russian Federation, examples of the realization of the humanistic pedagogy ideas are educed; illustrative scheme showing the innovative characteristic of the educed phenomena is presented.

Discussion. Attention to necessity of systematic appliance of the educed interactive methods and techniques as well as giving them cross-functional characteristics from the point of view of possibility of realization of principles of succession of levels and continuation of education is driven.

Conclusion. The conclusion about possible implementation of the given techniques in the sphere of realization of modern requirements to the educational process in the modernization of school education in our country is formulated.

Keywords: humanistic ideas of pedagogy and bringing up, pedagogy of collaboration, innovative educational methods and techniques, pedagogical innovations, interactive educational process.

Highlights:

Correlation between modern educational tendencies and humanistic principles of education is uncovered;

Effective modern interactive methods and techniques, re-flexing modernity of the principles of humanistic pedagogy, pedagogy of collaboration, are educed;

Scheme-illustration for the interactivity of educed pedagogical instruments is presented;

The conclusion about the potential of implementation of discussed methods and techniques, taking into consideration appliance of the modern requirements to education in the process of modernization of the compulsory education in Russia is driven.

References

1. O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody'. Postanovlenie pravitefstva Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2015 g. №№ 497. [On the Federal target program of education development for 2016 - 2020: decree of the Government of the Russian Federation No. 497: Approved by the resolution of the Government of the Russian Federation on 23 May, 2015] // Federal institute of education development. Available at: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/FCPR0_2016-2020.pdf (Accessed: 30.12.2018).

2. Council conclusions of 12 May 2009 on a strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020). Eur-lex. Official journal, C119/2, 28.5.2009, p. 2-10. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?qid=1551182225916&uri=CELEX:52009XG0528(01) (Accessed: 30.12.2018).

3. Dzhurinskij A.N. (2014) Innovacii i perspektivy' klassno-urochnoj sistemy' v Rossii i za rubezhom [Innovations and perspectives class-and-lesson system in Russia and abroad]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 5, 76-81. (In Russian).

4. Shcherbakova Ye.V. Innovacionny'e processy' i tendencii v obrazovatel'nom processe [Innovative processes and tendencies in the educational process]. Aktual'ny'e vo-prosy' sovremennoj pedagogiki: materialy' IV mezhdunar. nauch. konf. [Nowadays questions of the modern pedagogy: IV international scientific-practical conference materials]. Ufa, Leto, 2013, pp. 18-21. (In Russian).

5. Ry'ndak V.G. Pedagogika kreativnosti [Pedagogy of creativity]. Monografiya. Moscow, Universitetskaya kniga, 2012. 283 p. (In Russian).

6. Ry'ndak V.G. Uchitel' Sukhomlinskij: uroki na zavtra [Teacher Sukhomlinsky: lessons for tomorrow]. Orenburg, Izd-vo OGPU, 2008. pp. 25-26. (In Russian).

7. Sukhomlinskij V.A. Pis'ma k sy'nu [Letters to a son]. Moscow, «Kontseptual», 2016. 148 p. (In Russian).

8. Sukhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina [Birth of a citizen]. Moscow, «Kontseptual», 2016. 346 p. (In Russian).

9. Sukhomlinskij V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children.]. Kiev, Radyans'ka shkola, 1974. 288 p. (In Russian).

10. Mitszkevich, N.I. (2010) Rdukologiya. Invariantny'e harakteristiki [Edu-kologiya (educology). Invariant characteristics]. Adukatar, 1(17), 21-26. (In Russian).

11. 4 New "Effective Teaching" Methods To WOW Your Students Available at: https://www.powtoon.com/blog/effective-teaching/ (Accessed: 30.12.2018).

12. Teaching methods Available at: https://teach.com/what/teachers-know/teach-ing-methods/ (Accessed: 25.02.2019).

13. Algan Y., Cahuc P. Teaching practices and social capital -American Economic Journal: Applied Economics, 2013, no. 5(3), pp.189-210 Available at: http://scholar.har-vard.edu/files/shleifer/files/teaching_practices_and_social_capital.pdf (Accessed: 12.06.2018).

14. Council of Europe. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. Companion Volume with New Descriptors. 2018, 235 p. Available at: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-ne.. ./1680787989. (Accessed: 25.02.2019).

15. Stukolova, E.A. Innovatsionnye didakticheskie modeli Shvetsii [Innovative deductive models of Sweden] // Obrazovanie i samorazvitie, 2014, no.3 (41), pp.115-121. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.