Научная статья на тему 'Реализация и охрана права граждан на благоприятную окружающую среду'

Реализация и охрана права граждан на благоприятную окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1816
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация и охрана права граждан на благоприятную окружающую среду»

РЕАЛИЗАЦИЯ И ОХРАНА ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

А.Н. Ефименко, курсант, Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж

Проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов прошлого столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванного чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов.

Первые документы ООН, в частности, Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли право человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время, оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. 25 Декларации указывается такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.

Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециализированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают [1].

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его тесная связь с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать международные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в данной сфере. Основными из них являются Европейская

конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.

Право на благоприятную окружающую среду является основополагающим экологическим правом каждого, закрепленным в ст. 42 Конституции РФ и конкретизированном в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2], согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Данное право можно рассматривать с различных точек зрения, наиболее интересным представляется его рассмотрение с точки зрения субъективного права гражданина, которому государством гарантировано поддержание окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведение различных мероприятий по устранению различных отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды, меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства, где особая роль принадлежит органам государственной власти.

Право на благоприятную окружающую среду охраняется путем применения разнообразных способов защиты. В ст. 12 Гражданского кодекса РФ [3] упоминается такой способ защиты, как «восстановление положения, существовавшего до нарушения права». Непосредственно в п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» этот же способ защиты назван «восстановление нарушенного состояния окружающей среды». Так, например, на частичное или полное восстановление нарушенного состояния окружающей среды будут направлены требования об обработке загрязненной почвы, переброске вредных отходов на специально оборудованные свалки, очистке поверхности водного объекта, создании новых зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных и т.п. [4].

Кроме того, ГК РФ и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» используют также обороты «возмещение вреда в натуре» (ст. 1082 ГК РФ), «компенсация вреда окружающей среде» (ст. 78 Федерального закона) в значении одного из способов возмещения вреда наряду с возмещением убытков.

Иски о возмещении экологического вреда заявляют как органы государственного экологического надзора, так и органы прокуратуры. При выборе формы возмещения вреда в основном предпочтение отдается возмещению

вреда в натуре, т.е. посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Требования формулируются как понуждение к «ликвидации несанкционированной свалки», «проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель» и т.п. В отдельных случаях истцы обращаются с требованием о взыскании вреда, причиненного природному объекту, в денежной форме путем возмещения убытков [5].

По делам о незаконном размещении отходов главная сложность заключается в том, что установить лиц, действительно виновных в совершении захламления земель отходами, крайне редко представляется возможным. Как правило, несанкционированные свалки являются результатом противоправных действий множества граждан и юридических лиц, выявить которых в ходе проверки (рейдового мероприятия) не удается.

В силу этого, как показывает анализ судебной практики, требования зачастую предъявляются к иным лицам, на которых действующим законодательством возложены обязанности по охране окружающей среды, - к собственникам, пользователям, владельцам и арендаторам земельных участков, а также к органам местного самоуправления.

В качестве основания возложения на указанных лиц обязанности по ликвидации свалки отходов приводится ст. 77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Представляется, что указанное основание может быть применено только в случае, если ответчиком выступает лицо, непосредственно причинившее вред, т.е. незаконно разместившее отходы.

Юридическая природа обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков иная. Однако зачастую суды ошибочно квалифицируют обязательства как деликтные.

Основанием требований о ликвидации незаконных свалок являются положения ст. 42 Земельного кодекса РФ [6], которая прямо устанавливает обязанности этих субъектов осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Статья 13 Земельного кодекса РФ в числе обязанностей указанных лиц предусматривает проведение мероприятий по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий захламления земель, рекультивации нарушенных земель.

Разграничение указанных мер принуждения, применяемых судом, имеет важное практическое значение. Для применения мер гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие всех условий ее наступления:

противоправного деяния, вреда, наличия причинно-следственной связи между ними и вины. Для возложения обязанности, вытекающей из закона или договора, достаточно доказать ее неисполнение.

Список использованной литературы

1. Экологическое право. Курс лекций: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Анисимова. - М.: Приор-издат, 2003. - С. 36.

2. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.1): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. Малеина М.Н. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды как способ защиты права на благоприятную окружающую среду / М.Н. Малеина // Экологическое право. - 2015. - № 3. - С. 7-10.

5. Данилова Н.В. Правовая природа требований о возмещении экологического вреда (на основе анализа судебной практики по делам о незаконном размещении отходов) / Н.В. Данилова // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. - 2014. - № 4. - С. 111-118.

6. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

АЛГОРИТМ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

И.Г. Казьмина, преподаватель, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, К.Ю. Гусев, старший преподаватель, к.т.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж,

В.М. Усков, профессор, д.мед.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Для рассмотрения проблемы обеспечения экологической безопасности атмосферного воздуха как объекта окружающей среды и выявления наиболее неблагоприятных участков, где отмечается превышение гигиенических нормативов, разработан алгоритм классификации данных о загрязнении атмосферного воздуха приоритетными загрязняющими веществами в г. Воронеже.

Результаты лабораторных исследований за уровнем загрязнения атмосферного воздуха в точках постоянного контроля организаций Роспотребнадзора в ГО г. Воронеж за период 2009-2013 годы, январь-июнь 2014 года были предоставлены Управлением Роспотребнадзора по Воронежской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.