Научная статья на тему 'Реализация и идентификация параметров автономного необитаемого подводного аппарата типа глайдер'

Реализация и идентификация параметров автономного необитаемого подводного аппарата типа глайдер Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
397
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАЙДЕР / ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ / МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАВУЧЕСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МИКРОКОНТРОЛЛЕРНАЯ ПЛАТА / ПУЛЬТ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / GLIDER / SUBMERSIBLE / GEAR CHANGE BUOYANCY ACTUATORS / CONTROL SYSTEM / MICROCONTROLLER BOARD / REMOTE CONTROL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гуренко Б.В., Назаркин А.С.

В статье рассматривается реализация и идентификация параметров автономного необитаемого подводного аппарата. Описана структура глайдера и его основных элементов конструкции. Описаны экспериментальные исследования для идентификации параметров глайдера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation and parameter identification of autonomous unmanned underwater vehicle type glider

The article deals with the implementation and identification of parameters of autonomous unmanned underwater vehicle. The structure of the glider and its basic structural elements. The experimental study to identify the parameters of the glider.

Текст научной работы на тему «Реализация и идентификация параметров автономного необитаемого подводного аппарата типа глайдер»

Реализация и идентификация параметров автономного необитаемого

подводного аппарата типа глайдер

Б.В. Гуренко, А. С. Назаркин Южный федеральный университет, Таганрог

Аннотация: в статье рассматривается реализация и идентификация параметров автономного необитаемого подводного аппарата. Описана структура глайдера и его основных элементов конструкции. Описаны экспериментальные исследования для идентификации параметров глайдера.

Ключевые слова: глайдер, подводный аппарат, механизм изменения плавучести исполнительные механизмы, система управления, микроконтроллерная плата, пульт дистанционного управления.

Введение

В настоящее время активно ведутся исследования и мониторинг водной среды, при этом все более часто применяются автоматизированные и роботизированные подводные аппараты. Одним из распространенных автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) является АНПА типа глайдер, который за счет своей конструкции позволяет с меньшими энергозатратами находиться в плавании более длительное время, по сравнению с АНПА других типов [1]. Конструктивной особенностью АНПА типа глайдер является то, что его движение осуществляется за счет изменения плавучести и смещения центра тяжести аппарата.

Назначение и функции

Разработанный глайдер предназначен для проработки вариантов исполнения АНПА. исследования движения АНПА, идентификации параметров математической модели, проверки методов управления глайдерами и разрабатываемых алгоритмов управления АНПА данного типа.

Глайдер выполняет следующие функции:

- движение в автономном режиме [2, 3, 4];

- движение в дистанционном режиме по командам оператора с пульта дистанционного управления [5].

Математическая модель и синтез системы управления глайдера приведены в статье Б.В. Гуренко «СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДВОДНЫМИ ГЛАЙДЕРАМИ»[6].

Разработка структуры глайдера

При разработке глайдера была выбрана следующая структура и компоновка оборудования, представленная на рис. 1.

Рис. 1 - Структурная схема глайдера

Важнейшей системой подводных глайдеров является механизм изменения плавучести (МИП). Назначение МИП состоит в изменении веса или объема аппарата, что позволяет управлять плавучестью глайдера и, в зависимости от знака плавучести, обеспечивать его погружение или всплытие [7, 8]. В данной разработке МИП

представляет собой электрическую помпу, работающую в двух направлениях (закачка и выкачка) и балластный мешок объемом, достаточным для закачки необходимой массы воды. В качестве балласта выступает забортная вода, поступающая в помпу по герметичным трактам. Сигнал о наполненности балластного мешка подает откалиброванный датчик давления.

Механизм изменения центра массы аппарата устроен следующим образом: электрический двигатель вращает по часовой и против часовой стрелки винтовой вал, на котором расположена платформа с грузом (батарея питания). Таким образом происходит перемещение груза от кормы до носа глайдера, что позволяет изменять его центр массы.

Сервопривод позволяет управлять рулем направления. Радиосистема, состоящая из радиопульта и радиоприемника, предназначена для управления глайдером в дистанционном режиме. Датчик протечки сигнализирует о разгерметизации корпуса и попадании воды внутрь аппарата. Энергосистема глайдера состоит из батареи питания и преобразователя напряжения для питания низковольтной электроники. За управление системами глайдера отвечает микроконтроллерный блок управления, структура схема которого приведена на рис. 2.

Рис. 2 - Структурная схема микроконтроллерного блока управления Основным элементом блока управления является микроконтроллер, на которые возложены следующие функции [9]:

- прием и обработка навигационной информации от средств спутниковой (при всплытии на поверхность) и инерциальной навигации;

- обработка данных от датчика давления в балластном мешке и датчика протечки;

- обработка данных от радиоприемника и выдача управляющих воздействий [10];

- управление глайдером в автоматическом режиме по синтезированному закону управления;

- управление исполнительными механизмами глайдера по средствам драйверов.

Реализация глайдера

При реализации АНПА типа глайдер выбрана компоновочная схема, отвечающая следующим требованиям:

- равномерное распределение массы по длине глайдера при отсутствии балласта и центральном положении груза;

- длина соединительных проводников не должна превышать пределов, заявленных производителем оборудования;

- удобство монтажа, наладки, обслуживания и замены элементов системы.

При разработке глайдера использованы следующие элементы системы:

- корпус - радиоуправляемая подводная лодка «Neptun sb-1»;

- микроконтроллер - Atmega 2560;

- двигатель механизма изменения центра массы - коллекторный двигатель EG-530AD2B;

- помпа - Seaking 180L;

- сервопривод - HS-7955TG.

Для улучшения гидродинамических свойств аппарата изготовлены гидродинамические поверхности [11].

Внешний вид глайдера представлен на рис. 3.

X:

Рис. 3 - Внешний вид глайдера На рис. 4 показан аппарат, с грузом находящемся в нейтральной позиции, продольная ось глайдера параллельна поверхности воды.

Рис. 4 - Положение глайдера в воде при нейтральной позиции груза На рисунке 5 показан аппарат, с грузом находящемся у носа глайдера. Угол тангажа составляет -10°. В данном положении осуществляется погружение аппарата в воду, при одновременном наборе жидкости в

балластный мешок, с последующим продвижением аппарата по направлению движения.

Рис. 5 - Положение глайдера с грузом, находящемся у носа На рис. 6 показан аппарат, с грузом находящемся ближе к корме глайдера. Угол тангажа составляет 10°. При таком расположении груза осуществляется всплытие аппарата, при одновременном откачивании жидкости из балластного мешка, с последующим продвижением вперёд по направлению движения.

Рис. 6 - Положение глайдера с грузом, находящимся у кормы

Результаты экспериментального исследования и идентификация параметров автономного необитаемого подводного аппарата типа

глайдер

Для синтеза регулятора и настройки его коэффициентов необходимо определить зависимости работы исполнительных механизмов.

В ходе исследования работы помпы необходимо определить массо-временные зависимости между временем работы водяного насоса и массой балластного мешка. Исследование проводится в режиме работы от дистанционного пульта управления.

В таблице №1 приведена зависимость массы балластного мешка от времени работы помпы, в течение которого производится закачивание жидкости.

Таблица №1

Зависимость массы балластного мешка от времени работы помпы

Время работы помпы, с Масса балластного мешка, г

0 0

5 8,5

10 42,5

15 85

20 127,5

25 170

30 212,5

По экспериментальным данным строится график, приведённый на рис. 7, зависимости массы балластного мешка от времени работы помпы.

Линейная модель имеет вид: ^х) = р1*х + р2, где коэффициенты (с 95% доверительным пределом) равны:

р1 = 0.08333 (0.08333, 0.08333); р2 = -3.045е-15 (-8.413е-15, 2.323е-15).

зоо 1 1 1

200

100

С

■ 1 1 -

0 5 10 15 20 25 30

время, С

Рис. 7 - График зависимости массы балластного мешка от времени работы

водяного насоса

В ходе исследования работы смещаемого центра масс необходимо выявить влияние положения груза на положение аппарата в водной среде. Исследование проводится в режиме управления от дистанционного пульта управления [12].

В таблице№2 приведена зависимость угла тангажа аппарата от положения груза смещаемого центра масс.

Таблица №2

Зависимость угла тангажа от положения смещаемого центра масс

Смещение груза по оси относительно нейтрального положения аппарата, см Угол тангажа

-2,5 10

-2 8

-1,5 6

-1 4

-0,5 2

0 0

0,5 -2

1 -4

1,5 -6

2 -8

2,5 -10

По экспериментальным данным строится график, приведённый на рис. 8, зависимости угла тангажа глайдера от положения груза смещаемого центра масс.

Рис. 7 - График зависимости угла тангажа глайдера от положение груза

смещаемого центра масс Линейная модель имеет вид: А(х) = а*(Бт(х-р1)) + Ь*((х-10)А2) + с, где коэффициенты (с 95% доверительным пределом) равны: а = -0.1889 (-1.261, 0.8828); Ь = -0.195 (-0.2205, -0.1695); с = 19.99 (17.35, 22.62).

Заключение

В работе представлен экспериментальный образец АНПА типа глайдер, описана его компоновочная схема. Данный подводный аппарат прошел испытания с целью идентификации его параметров и выявления временных характеристик для синтеза регулятора.

Благодарности

Работа поддержана Министерством образования и науки РФ, НИР (№ 114041540005) по государственному заданию ВУЗам и научным организациям в сфере научной деятельности.

Литература

1. Кожемякин И.В., Рождественский К.В., Рыжов В. А., Смольников А.В., Татаренко Е.И. Подводные глайдеры: вчера, сегодня, завтра. Ч. 1 // Морской вестник. -2013. - № 1. С. 113-117.

2. Пшихопов В.Х., Сиротенко М.Ю., Гуренко Б.В. Структурная организация систем автоматического управления подводными аппаратами для априори неформализованных сред// Информационно-измерительные и управляющие системы. 2006. № 1-3. Т. 4. C.73-79.

3. Pshikhopov V.Kh., MedvedevM.Yu. Block design of robust control systems by direct Lyapunov method // IFAC World Congress, Volume # 18, Part# 1. 2011. C. 10875-10880. doi: 10.3182/20110828-6-IT-1002.00006.

4. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu. Robust control of nonlinear dynamic systems // Proceedings of 2010 IEEE Latin-American Conference on Communications (ANDERSON). 2010. C. 1-7. doi: 10.1109/ANDESC0N.2010.5633481.

5. Пшихопов В.Х., Гуренко Б.В., Назаркин А.С. Реализация и экспериментальное исследование микроконтроллерного блока управления исполнительными механизмами автономного надводного мини-корабля «Нептун» // Инженерный вестник Дона. 2014. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гуренко Б.В. Структурная организация систем автоматического управления подводными // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - №3 (116). - С. 199-205.

7. Кожемякин И.В., Рождественский К.В., Рыжов В.А., Смольников А.В., Татаренко Е.И. Механизмы изменения плавучести, дифферента и крена подводных глайдеров // Труды Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. - СПб.: Изд-во «Морвест», 2013. С. 147-154.

8. Кожемякин И.В., Потехин Ю.П., Рождественский К.В., Рыжов В. А., Смольников А.В., Ткаченко И.В., Фрумен А.И. Подводные глайдеры: эффект «рыбьего пузыря» // Морские интеллектуальные технологии. - 2012. - № 4 (18). - C. 3-9.

9. В.Н. Баранов. Применение контроллеров AVR: схемы, алгоритмы программы. М.: Изд-во Додэка-ХХ1,2004. 288 с.

10. Александров Е.К., Грушвицкий Р.И., Купрянов М.С., Мартынов О.Е. Микропроцессорные системы. Спб.: Политехника, 2002. 935 с.

11. ПшихоповВ.Х., Б.В .Гуренко Синтез и исследование авторулевого надводного мини-корабля «Нептун» // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/.

12. Лукомский Ю.А., Чугунов В.С. Системы управления морскими подвижными объектами. Л: Судостроение, 1988. 272 с.

References

1. Kozhemjakin I.V., Rozhdestvenskij K.V., Ryzhov V.A., Smol'nikov A.V., Tatarenko E.I.Morskoj vestnik. 2013. № 1.

2. Pshihopov V.H., Sirotenko M.Ju., Gurenko B.V. Informacionno-izmeritel'nye i upravljajushhie sistemy. 2006. № 1-3. T. 4. P.73-79.

3. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu. Block design of robust control

systems by direct Lyapunov method. IFAC World Congress, Volume 18, Part 1. 2011. C. 10875-10880. doi: 10.3182/20110828-6-IT-1002.00006.

4. PshikhopovV.Kh., MedvedevM.Yu. Robust control of nonlinear dynamic systems. Proceedings of 2010 IEEE Latin-American Conference on Communications (ANDERSON). 2010. C.1-7. doi: 10.1109/ANDESC0N.2010.5633481.

5. Pshihopov V.H., Gurenko B.V., Nazarkin A.S. :Inzenernyj vestnik Dona. 2014. №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/N4y2014/26.

6. Gurenko B.V. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. 2011. №3 (116). pp. 199-205.

7. Kozhemjakin I.V., Rozhdestvenskij K.V., Ryzhov V.A., Smol'nikov A.V., Tatarenko E.I. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo morskogo tehnicheskogo universiteta. SPb.: Izd-vo «Morvest», 2013.

8. Kozhemjakin I.V., Potehin Ju.P., Rozhdestvenskij K.V., Ryzhov V.A., Smol'nikov A.V., Tkachenko I.V., Frumen A.I. Morskie intellektual'nye tehnologii. 2012. № 4 (18). P. 3-9.

9. V.N. Baranov. Primenenie kontrollerov AVR: shemy, algoritmy programmy [Application controllers AVR: schemes, algorithms programs]. M.: Izd-vo Dodjeka-XXI, 2004. 288 p.

10. Aleksandrov E.K., Grushvickij R.I., Kuprjanov M.S., Martynov O.E. Mikroprocessornye sistemy [Microprocessor Systems]. Spb.: Politehnika, 2002. 935 p.

11. PshihopovV.H., B.V.Gurenko. :Inzenernyj vestnik Dona. 2013. №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/.

12. Lukomskij Ju.A., Chugunov V.S. Sistemy upravlenija morskimi podvizhnymi objektami [Control systems of maritime objects]. L: Sudostroenie, 1988. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.