Научная статья на тему 'Реализация и экспериментальное исследование авторулевого автономного надводного мини-корабля «Нептун»'

Реализация и экспериментальное исследование авторулевого автономного надводного мини-корабля «Нептун» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1966
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРУЛЕВОЙ / НАДВОДНЫЙ МИНИ-КОРАБЛЬ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / AUTOPILOT / SURFACE SHIP / MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гуренко Борис Викторович

На основе разработанной ранее математической модели автономного надводного мини-корабля «Нептун» и алгоритмов управления в статье предлагается структура авторулевого надводного мини-корабля «Нептун», реализация на бортовом вычислителе. Приводятся результаты экспериментов. Мини-корабль двигается по заданному курсу с заданной скоростью в автономном режиме, и выполняет задачу позиционирования в точке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and analysis autopilot surface mini-board "Neptune"

In this paper we propose an approach to the implementation of the automatic control system of autonomous unmanned surface vessels on the example of a surface mini-ship "Neptune". Synthesized autopilot algorithms based on the theory of control of dynamic objects, developed by prof. Pshihopovym. A program of mathematical modeling. simulation results, which confirm the correctness of the proposed algorithms.

Текст научной работы на тему «Реализация и экспериментальное исследование авторулевого автономного надводного мини-корабля «Нептун»»

Реализация и экспериментальное исследование авторулевого автономного надводного мини-корабля «Нептун»

Б.В. Гуренко

Введение

На основе разработанной ранее математической модели автономного надводного мини-корабля «Нептун»[1] и алгоритмов управления[2] в статье предлагается структура автопилота надводного мини-корабля «Нептун», реализация на бортовом вычислителе. Приводятся результаты экспериментов.

Математическая модель

Математическая модель надводного мини-корабля "Нептун", в соответствии с соответствии с результатами, полученными в [1], имеет следующий вид:

СХ„ ^ С СОБф БШф

т-

о ¥ у.

- БШф СОБф 0

о

о

1

V,

КЮУ У

(1)

йг и у йг

= ^ + ЯА + ЯГ + ¥в

(2)

= миу + мА + мг + мв

где т - масса судна; V, - продольная скорости судна; ЯАХ, ЯГХ,мА,мГ -гидро- и аэродинамические силы и моменты создаваемые ими; ^ - момент инерции относительно оси У; у - угловая скорость относительно оси У; ри, м»у - управляющая сила и момент, создаваемые двигателем и рулевой

колонкой; ,, - скорость изменение координат положения центра тяжести корабля в неподвижной системе координат; ф - скорость изменения угла ориентации в неподвижной системе координат.

На основе методики описанной в [3,4,5] для модели (1,2) в [2] , был разработан следующий автопилот:

Р = -М¥ -Р,-Р

и и а в

где ¥и =

-ТТ1* „

-(Т1Г2)-1[(Т1 + Т2)Ч ^ + ¥ ^

;Т], Т2, Т3 - постоянные времени; Рв'

оценка возмущающих сил.,

¥ = Р-?з = 0

¥ = К - К = 0

ск х з

Для оценки внешних возмущений в [2] был синтезирован следующий наблюдатель:

г = - Ьг - ЬМХ - Ь( Р + ¥й )

Р = г + ЬМХ

(4)

где Ь = Ь =

а 0 ^

ч0 12,

-коэффиценты наблюдателя

Разработка структурной схемы системы управления

При разработке системы управления необходимо выделить ее основные блоки. Для объединения блоков в цепочку разрабатывается структурная схема.

В структурной схеме системы управления автоматизированным надводным кораблем, представленной на рис.. , миссия - это набор траекторий движения корабля и координат точек позиционирования. Автопилот формирует управляющие воздействия на основе координат точки позиционирования или траектории движения. Блок оценивания осуществляет оценивание внешних не измеряемых сил и моментов. Блок обработки навигационных данных комплексирует навигационные данные от БИНС и спутниковой навигационной системы GPS/ГЛОНАСС.

Микроконтроллерный блок управления исполнительными механизмами (МКБУ ИМ) преобразует управляющие воздействия автопилота в сигналы управления исполнительными механизмами.

Исполнительные механизмы представляют собой два привода гребных винтов и сервопривод управления рулем поворота.

Внешние возмущения

Рис. 1 - Структурная схема автопилота надводным мини-кораблём «Нептун» Интегрированная навигационная система по приемнику ОРБ/Глонасс и датчикам инерциальной навигации позволяет определять положение корабля в глобальной системе координат, а так же углы ориентации судна, такие как крен, тангаж и рысканье. Доплеровский лаг определяет составляющие продольной и поперечной скорости движения судна относительно дна.

Программно-аппаратная реализация автопилота

Оборудование, которое использовалось для реализации структуры мини-корабля, показанной на рис. 1, приведено в таблице 1.

Таблица 1

Оборудование системы управления автономного мини-корабля

Оборудование Модель

Бортовой компьютер Intel Atom N270 (1.6 GHz, 512 kB L2 cache, FSB 533 MHz)

МКБУ ИМ AVR-CRUMB2560, ATmega2560

Доплеровский лаг RD instruments ExplorerDVL

БИНС, GPS/ГЛОНАСС Companav 2

ГАНС УКБ Evo Logic S2C R 48/78 USBL Acoustic Modem

Внешний вид автономного мини-корабля приведен на рис. 2 и рис. 3.

Рис. 3. -Допплеровский лаг Рис. 2. -Вешний вид автономного скорости, установленный на днище мини-корабля мини-корабля

Алгоритмы автопилота и наблюдателя были реализованы на операционной системе реального времени РКХ .

Поток передачи по радиоканалу

Поток МКБУ

Рис. 4. — Схема организации модулей бортовой программы управления При разработке архитектуры ПО большое внимание уделялось модульности системы и минимизации связей между модулями. Это позволило вести независимую разработку и отладку модулей, унифицировать обмен данными в системе, повысить ее предсказуемость и отказоустойчивость.

Схему организации бортовой программы управления можно представить в обобщенном виде, как показано на рис. 4.

Результаты экспериментального исследования системы управления автономным мини-кораблем

При экспериментальном исследовании разработанного авторулевого, мини-корабль должен был переместиться из точки (х = 5;, =0) в точку (х = -4;, = -10). Результаты эксперимента приведены на рисунках 5 - 9.

1

V. тк

0 5 10 15 20 25 30 35 40

1,0

Рис. 5. - Изменение управляющей сил ¥т

0.15 0.1 0.05 0

-0.05 -0.1 -0.15 -0.2 -0.25 -0.3 -0.35

0 5 10 15 20 25

1,0

Рис. 6.- Изменение угла направления силы тяги а

0 5 10 15

20 1,0

25 30 35 40

Рис. 7. - Изменение угла ориентации мини-корабля

> 0.6 0.4 0.2 0

20 1,0

25 30 35 40

Рис. 8. - Изменение скорости движения мини-корабля

60

50

40

30

20

10

0

3.4

1.4

3.2

1.2

3

0.8

2.8

2.6

2.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2

2

0.2

0

5

10 15

Start' Point

у

Р1г Рс lish )int\

Рис.9.- Траектория движения мини-корабля из точки (0,5) в точку (-4,-10) Во втором эксперименте, мини-корабль должен был выйти на заданный курс (ф =1.3 рад) при заданной скорости движения (V = 1.6м/с). График изменения курса и скорости мини-корабля при его выход на заданную скорость с заданной ориентацией показаны на рисунках 10 и11.

-8

-6

-4

-2

2

4

6

8

10

t г

...vkl.............

0 5 10 15 20 25

Рис. 11.-Изменение скорости движения мини-корабля

0 5 10 15 20 25

t,C

Рис. 10. - Изменение курса мини-корабля

В работе разработан надводного мини-корабля

Заключение

авторулевой автономного необитаемого «Нептун». Полученные результаты

экспериментального исследования подтверждают работоспособность разработанной системы, а так же эффективность и корректность предложенных алгоритмов [2].

Работа выполнена при поддержке внутреннего гранта ЮФУ 213.0124/2013-109 и гранта РФФИ №13-08-00 249-а.

Литература:

1. Пшихопов В.Х., Б.В.Гуренко Разработка и исследование математической модели автономного надводного мини-корабля «Нептун» [Электронный ресурс] // "Инженерный вестник Дона", 2013, №4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Пшихопов В.Х., Б.В.Гуренко Синтез и исследование авторулевого надводного мини-корабля «Нептун» [Электронный ресурс] // "Инженерный вестник Дона", 2013, №4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Пшихопов, В.Х. Позиционно-траекторное управление подвижными объектами[Текст]:Монография/В.Х. Пшихопов - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. -183 с.

4. Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю. Структурный синтез автопилотов подвижных объектов с оцениванием возмущений [Текст]// Информационно-измерительные и управляющие системы. - 2006. - № 1. - С. 103-109.

5. Пшихопов В.Х. Аттракторы и репеллеры в конструировании систем управления подвижными объектами[Текст] // Известия ТРТУ. - 2006. - № 3 (58). - С. 49-57.

6. Пшихопов В.Х., Сиротенко М.Ю., Гуренко Б.В. Структурная организация систем автоматического управления подводными аппаратами для априори неформализованных сред[Текст]// Информационно-измерительные и управляющие системы. Интеллектуальные и адаптивные роботы. - М.: Изд-во Радиотехника, 2006. - № 1-3. - Т. 4. - С.73-79.

7. Пшихопов В.Х. Суконкин С.Я., Нагучев Д.Ш., Стракович В.В., Медведев М.Ю., Гуренко Б.В., Костюков В.А., Волощенко Ю.П. Автономный подводный аппарат «СКАТ» для решения задач поиска и обнаружения заиленных объектов [Текст] // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № (104). - С. 153-163.

8. Medvedev M. Y., Pshikhopov V.Kh., Robust control of nonlinear dynamic systems [Text] // Proc. of 2010 IEEE Latin-American Conference on Communications. September 14 - 17, 2010, Bogota, Colombia. ISBN: 978-14244-7172-0.

9. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu., Gaiduk A.R., Gurenko B.V. Control System Design for Autonomous Underwater Vehicle[Text]

10. Pshikhopov V., Medvedev M., Kostjukov V., Fedorenko R., Gurenko B., Krukhmalev V. Airship autopilot design [Text] // Proceedings of SAE AeroTech Congress&Exibition. October 18-21, 2011.

11. Pshikhopov V.Kh., Medvedev M.Yu., Gurenko B.V. Homing Autopilot Design for Autonomous Underwater Vehicle[Text]

12. Федоренко Р.В. Алгоритмы автопилота посадки роботизированного дирижабля [Электронный ресурс] // "Инженерный вестник Дона", 2011, №1. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/371 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.