DOI 10.23859/1994-0637-2017-4-79-21 УДК 378.1
Овчинникова Александра Жоресовна
Доктор педагогических наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец, Россия) Е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы реализации гуманитарной направленности ноосферного образования магистрантов; описаны основные направления содержания ноосферного образования, опирающиеся на многозначность восприятия реальных объектов природы и их моделей с гносеологических, онтологических, аксиологических и культурологических точек зрения; показана специфика реализации гуманитарной направленности ноосферного образования магистрантов на основе модульной системы обучения, практики и сетевого взаимодействия магистрантов и преподавателей. Статья предназначена для преподавателей вуза, аспирантов, магистрантов, работников народного образования.
Ключевые слова: гуманитарная направленность, ноосферное образование, магистрант, модульная система, практика, сетевое взаимодействие
© Овчинникова А.Ж., 2017
Ovchinnikova Aleksandra Zhoresovna
Doctor of Education, Professor, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia) Е-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF HUMANITARIAN ORIENTATON OF NOOSPHERIC EDUCATION OF GRADUATE STUDENTS
Abstract. This article reveals the problems of the implementation of humanitarian and noospheric education for graduates; it describes the main approaches to the content of noospher-ic education based on the ambiguity of perception of real objects of nature and their models from epistemological, ontological, axiological and cultural points of view; shows specific implementation of humanitarian nature of noos-pheric education of graduates on the basis of modular system of training, practice and network interaction of graduates and teachers. This article is aimed at the teachers of universities, graduate students and educators.
Keywords: humanitarian orientation, noos-pheric education, an undergraduate, modular system, practice, network interaction
Введение
Проблема гуманитарной направленности в ноосферном образовании магистрантов на современном этапе приобретает особую значимость, так как экологический кризис требует новых подходов к отношению человека к природе, связанных с пониманием не только материальной, но и духовной составляющей ноосферы. Значимость понимания этого феномена В.В. Вернадский определяет следующим образом: «под влиянием человеческой мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу» [2, с. 31].
Однако постоянно растущие потребности человека приводят к загрязнению атмосферы, уничтожению лесопарковых зон, изменению экосистем, что постепенно приводит к глобальной экологической катастрофе. А.И. Субетто полагает, что «При-
рода как Целое предъявила человечеству своеобразный ультиматум: или вы - человечество - качественно меняетесь, поднимаетесь на более высокую ступень качества своей разумности - Ступень Управления Социоприродной Ноосферной Эволюцией; или вы - человечество - исчезаете с «лица Земли», совершая экологическое самоуничтожение» [5, с. 31], в зависимости «от синтеза алчности и невежества, за которым прячется иррациональность взаимоотношения мира, строя мировой финансовой капиталократии с Природой, с Космосом» [5, с. 31].
Решение данной проблемы видится в гуманитарной направленности образования, понимаемого как процесс становления высоконравственной, духовной, высокообразованной личности, способной к активной жизненной позиции в отношении природы, общества и человека. Оно осуществляется на всех уровнях и акцентирует внимание на развитии личностных качеств субъектов, их ценностных ориентаций, обретения смысла жизни и собственной позиции. Гуманитарная составляющая ноосфер-ного образования позволяет глубже раскрыть способности, нравственные и эстетические возможности личности на основе свободы выбора, справедливости, добра, сохранении экологии человека и его духовного здоровья. Обращение к магистрантам связано с тем, что данный возраст характеризуется сложным структурированием интеллекта, позволяющим непрерывно и осмысленно получать новые знания, решать проблемные задачи, удерживать в памяти большое количество информации, решать профессиональные задачи, а также стремлением к самопознанию и рефлексии.
Однако в практике обучения этому аспекту уделяется мало внимания. Поэтому целью данной статьи является определение возможностей реализации гуманитарной направленности ноосферного образования у магистрантов.
Основная часть
Реализация гуманитарной направленности ноосферного образования магистрантов связана со следующими проблемными вопросами:
1. Каковы основные направления содержания ноосферного образования магистрантов с позиций гуманитарного подхода?
2. Каковы практические пути реализации гуманитарной направленности ноо-сферного образования магистрантов?
Ответ на первый проблемный вопрос, связанный с определением основных направлений содержания гуманитарной направленности ноосферного образования магистрантов, предполагает раскрытие его специфики через понимание: а) экзистенциальной целостности природы (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер); б) внутренней активности, субъектности личности и ее духовных запросов (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский); в) природы как сложного и противоречивого феномена, предполагающего ее более глубокое постижение в процессе систематизации чувственных образов в единстве чувственного и рационального, единичного, особенного и общего (С.П. Баранов, Л.И. Бурова, П.В. Копнин). Важным в изучении этих аспектов является выразительность образа природы, которая проявляется через призму отражения объектов и понимается как субъект - субъектное взаимодействие в рамках соотношения модели (образа) и оригинала (реального объекта) (С.П. Баранов).
Гуманитарный аспект ноосферного образования осуществляется в двух основных направлениях. Первое направление проявляется на основе мировоззренческих взглядов личности, опирающихся на многозначность восприятия реальных объектов (оригиналов) и их моделей, обусловливающих понимание смыслов гносеологических, онтологических, аксиологических и прагматических точек зрения на природу.
Гносеологический аспект основан на систематическом взаимодействии теоретических и эмпирических знаний о природе, понимаемой как Вселенная, Жизнь и Разум, с позиций соотношения модели и оригинала (С.П. Баранов) [2], благодаря чему создается интегрированный образ научной картины мира. Л.И. Бурова выделяет его следующие функции в экологическом образовании: 1) отношения между научными знаниями (М1) и знаниями обучающегося о природе (м1); 2) отношения между знаниями о реальных объектах и явлениях (м1) и самими объектами и явлениями (О); 3) выполнение роли наглядного средства для формирования представлений об оригинале; 4) воспроизведение в знаковых формах изучаемых явлений и объектов природы; 5) отображение определенного класса логически одинаковых изучаемых объектов или явлений, что позволяет изучить основные признаки и свойства всего класса отображаемого (м1ОМ1 - ...) [2].
Аксиологический аспект ставит вопросы научной, экологической, нравственной и эстетической ценности природы для жизнедеятельности человека, которые складываются в сознании личности в соответствии с образом мира, представленного в виде системы знаний и значений, мотивов и потребностей, являющихся ориентиром. Понимание ценностей ноосферного образования осуществляется на основе разработанной нами дихотомической модели ценностного осмысления природы, в которой выделяются следующие основания: 1) объекты живой и неживой природы и способы включения их в экологическую деятельность; 2) объекты, созданные в процессе экологической, художественно-эстетической, практической деятельности магистрантов и направленные на формирование у них духовно-нравственного отношения к природе, миру, Космосу.
Онтологический аспект определяется созданием экологического пространства высшей школы и связан с субъективным бытием личности, с многогранным характером преломления образа природы во внутреннем мире человека. Он опирается на три аспекта: 1) ощущение космического постижения мира; 2) реализация идеи Всеединства человека с природой; 3) активное творческое проявление гуманитарной направленности к ноосфере.
Второе направление предусматривает отражение реальных объектов природы (оригиналов) в сознании магистранта с культурологических позиций и осуществляется в активной деятельности субъекта, связанной с творческим преобразованием природы в рамках определенной культуры (модели). Образ природы отражает мысли, переживания той культуры, в которой вырос человек. Так, при знакомстве магистрантов с реалистическим изображением национальной русской природы во второй половине XIX века (А.К. Саврасов, И.С. Остроухов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин и др.), акцент делается на ценностное осмысление ноосферы в соответствии с идеями материалистической эстетики о создании в пейзаже целостного восприятия природы и человека. Следствием такого подхода является не просто понимание физических особенностей природы, а ее очеловечивание, которое происходит в творческом процессе на основе конвергентного, дивергентного мышления и социально-ценностных аспектов развития личности.
Понимание красоты природы в картинах импрессионистов (импрессионизм от французского «impression» - впечатление) связано с восприятием мира через возникшие от природы ощущения и переживания, с созданием пространства в двухмерной плоскости, этюдностью изображения, поиском новых выразительных контрастных красок, игры света и тени, способных поразить воображение (П. Боннар, К. Моне, Э. Мане).
Сравнение произведений французских импрессионистов с русскими позволяет магистрантам глубже осознать национальную специфику, смысловую наполненность, материальность и предметность содержания картин Н. Богданова-Бельского,
Б. Борисова-Мусатова, И. Грабаря, К. Коровина, В. Серова и др. Такое восприятие природы всегда осуществляется в рамках культуры определенной эпохи, облекаясь, по мнению А.Ф. Лосева, в те или иные символические, знаковые выражения [2]. Оно связано с коллективной памятью народа, ассимиляцией культур других народов и включает систему знаний о природе и ее духовном постижении, опыт практической, творческой и эмоциональной деятельности.
Гуманитарный аспект в рамках культуры проявляется в субъективном бытии, которое предполагает многогранный характер преломления реального объекта (оригинала) в сознании личности через понимание глубинной причастности человека и природы космическому бытию. Изучение взглядов русских космистов (Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, А.Н. Скрябина, В.С. Соловьева, Н.К. Рериха) позволяет магистрантам рассматривать субъекта как микрокосмос, в котором в единстве существуют природное, космическое и энергетическое. В центре космоса находится человек, та точка, от которой проводится множество лучей во все стороны [3]. Гуманитарная сторона ноосферного образования проявляется здесь в осознании чувства радостного обновления, в ощущениях постоянного движения, круговорота времен года. Знание, полученное в гуманитарной парадигме, позволяет целостно и выразительно воспринимать природу, порождает понимание тонкой нюансировки чувств, понимание «внутренней жизни объекта родственной собственной» (А.А. Мелик-Пашаев). При таком подходе возникает единство природы и человека, позволяющее ему раствориться в природе, вслушаться и понять ее. Всеединство видится А. Н. Скрябину в соединении личности со своим Высшим «Я». Оно отражается в синтезе музыки, слова, танца и светомузыки, представляющей собой движение светокрасочных орнаментальных, постоянно меняющихся по очертаниям, яркости и цвету проекций. Благодаря синтезу восприятия выразительных свойств реальных объектов, у магистрантов происходит преобразование ощущений в творческую энергию.
Таким образом, реализация данных направлений в образовательном процессе магистрантов позволяет рассматривать ноосферу как важнейший элемент культуры человечества, который определяется рациональным и эмоционально-образным познанием и соответствующими ему интерпретациями смыслов понимания природы с позиций Вселенной, Жизни и Разума, связанных с определенными законами развития природы, духовной жизнью и деятельностью субъектов и их индивидуальным опытом.
Ответ на второй проблемный вопрос: «Каковы практические пути реализации гуманитарной направленности ноосферного образования магистрантов?» - связан с организацией научной, практической и исследовательской деятельностью магистрантов. Реализация гуманитарной направленности ноосферного образования обучающихся по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (направленность: Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса в начальной школе) осуществляется на основе решения трех задач: 1) организация модульной системы образования; 2) усиление практической подготовки к реализации идей гуманитарной направленности ноосферного образования в начальной школе; 3) сетевое взаимодействие магистрантов и преподавателей.
Решение первой задачи связано с созданием модуля гуманитарно-эстетического цикла, обеспечивающего тематическое объединение учебных дисциплин. Модуль включает общенаучные и профессиональные циклы дисциплин базовой («Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании») и вариативной («Современные концепции индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в начальной школе», «Взаимодействие видов искусства в эстетическом развитии младших школьников», «Использование символики искусства в эстетическом развитии младших школьников», «Формирование эстети-
ческой воспитательной среды в образовательных учреждениях») частей. Данный модуль представлен компетенциями гуманитарной направленности, трудовыми функциями и трудовыми действиями. Например, формирование компетенции «готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2)» предполагает знание современных проблем ноосферного образования, умение вычленять его основные компоненты, владение способами выбора методов и средств использования экологической информации при решении профессиональных задач. Одной из важных проблем является нравственно-экологическое отношение к природе, которое возникает в процессе онтологических противоположностей: добра и зла, света и тьмы, тепла и холода, пробуждения и умирания, которые создают смысловой конфликт между личностью и ноосферой. При изучении тем модуля на основе осмысления художественных образов природы и ее символики в произведениях И. А. Бунина, М.М. Пришвина, Л.Н. Толстого, через собственные переживания и чувства магистранты знакомятся с разными моделями отношения к природе: от доброты и милосердия к бездушию и цинизму. Гуманистическая составляющая ноосферного образования направлена здесь на торжество веры, добра и человечности. Эти идеи раскрываются также в процессе знакомства с картинами М.В. Нестерова, создающего образ Руси, очеловеченной природы и ее духовного постижения. Такое понимание природных объектов осуществляется через любовь, истину, добро и справедливость, которые в единстве с красотой создают возвышенный облик природы (модель), благодаря чему познаются законы космоса, гармонии и нравственности.
Решение второй задачи предполагает усиление практической подготовки к реализации идей гуманитарной направленности ноосферного образования в начальной школе. Решение этой задачи связано с организацией производственной практики, а также научно-исследовательской работы, которые носят активный характер и направлены на систематизацию личностного опыта магистрантов. В процессе различных видов практик осуществляются такие виды деятельности, как написание статьи, доклада, аннотации, подготовки диагностического аппарата по исследованию экологических проблем, педагогических ситуаций (кейсов), проектов, конспектов уроков и занятий.
Важным в процессе подготовки к занятиям магистрантов на практике по реализации основных направлений ноосферного образования в начальной школе является использование диалога. В нем происходит соотнесение понятий «Я», «Другой», связанных с потребностью в передаче собственных мыслей и чувств, возникающих в общении с природой, несущей тревогу или радость. В процессе диалога с природой, по мнению М. М. Бахтина, возникает внутренний диалог, благодаря которому происходит духовное постижение природы [1]. Каждый голос выражает свои представления о мире. Организация магистрантом общения ребенка с природой осуществляется через произведение искусства или тексты, которые могут быть представлены как живая или письменная речь, знаковая система. Они требуют самостоятельности и мыслительной активности личности, развития ее индивидуальности и креативности. Преобразующая деятельность магистранта на практике создает экологическое пространство. Эффективность такой работы рассматривается через призму установок на самовыражение личности, что требует свободы выбора, непрагматического отношения к природе и положительной Я - концепции, определяемой как Я - сознание и Я - объект. Происходит аналитико-синтетическая переработка чувственных образов учащихся в цветовых, слуховых, двигательных, пространственных ощущениях.
Решение третьей задачи связано с сетевым взаимодействием магистрантов и преподавателей. Оно осуществляется в процессе очных и дистанционных форм обучения, создании личностных информационных пространств магистрантов. Основные
идеи ноосферного образования реализуются в веб-конференциях, проводимых с российскими и зарубежными учеными и студентами, круглых столах. Благодаря этому накапливается опыт решения экологических проблем, расширяются границы научного общения, магистранты знакомятся с инновационными формами и методами организации ноосферного образования, эффективнее реализуются рефлексивно-оценочные средства.
Выводы
Таким образом, гуманитарный аспект ноосферного образования в магистратуре раскрывается в творческом процессе, связанном с поиском выразительных сторон образов природы, осознанием духовного «Я» магистранта и формирования представлений о значимости природы для жизнедеятельности человека и общества. Его рассмотрение является наиболее благоприятным и эффективным для решения задач гармонического развития личности, овладения ею системой способов изучения природы, формирования в сознании человека картины окружающего мира.
Выявление гуманистических аспектов в образах природы отражает теорию их развития и саморазвития, активно разрабатываемую в настоящее время психологами и педагогами.
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 435 с.
2. Баранов С.П., Бурова Л.И., Овчинникова А.Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. М., 2015. 464 с.
3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста // Научная мысль как планетное явление: Кн. 2. М., 1977. 192 с.
4. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. 367 с.
5. Пришвин М.М. Повесть и рассказы. Минск, 1980. 104 с.
6. Суббето А.И. Капиталократия (философско-экономические очерки). Избранные статьи и интервью. СПб., 2009. 572 с.
References
1. Bakhtin M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, 1986. 435 p.
2. Baranov S.P., Burova, L.I., Ovchinnikova A.Zh. Metodika obucheniya i vospitaniya mladshih shkol'nikov [Methods of teaching and upbringing younger students]. Moscow, 2015. 464 p.
3. Vernadsky V.I. Razmyshleniia naturalista [Considerations of a naturalist]. Nauchnaya mysl' kakplanetnoeyavlenie [Scientific thought as a planetary phenomenon]. Moscow, 1977. 192 p.
4. Losev A.F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo [The Problem of symbols and realistic art]. Moscow, 1976. 367 p.
5. Prishvin M.M. Povest'i rasskazy [Novels and short stories]. Minsk, 1980. 104 р.
6. Subbeto A.I. Kapitalokratiia (filosofsko-ehkonomicheskie ocherki). Izbrannye stat'i i interv'yu [Capitalocracy (philosophical and economic essays). Selected articles and interviews]. St-Petersburg, 2009. 572 p.
Овчинникова А.Ж. Реализация гуманитарной направленности ноосферного образования магистрантов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №4(79). С. 135— 140.
For citation: Ovchinnikova A.Z. Implementation of humanitarian orientaton of noospheric education of graduate students. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 4 (79), pp. 135-140.