Научная статья на тему 'Реализация государственной семейной политики в Республике беларусь'

Реализация государственной семейной политики в Республике беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / CUSTODY / GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Анализируются предварительные результаты кампании по сокращению численности воспитанников интернатных учреждений. Систематизированы недочеты в работе органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing the State Family Policy in the Republic of Belarus

The preliminary results of a campaign to reduce the number of children in boarding schools are analyzed. Shortcomings in the work of child welfare authorities concerning the placement of orphans are systematized.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной семейной политики в Республике беларусь»

на стимулирование людей к достижению поставленных целей. Поэтому современные тенденции развития социальной технологии смещают акцент в сторону управления общественными отношениями. Следовательно, последующие исследования стоит вести в направлении разработки подходов к становлению управленческих технологий, что является результатом утверждения системного подхода в управлении, его научного осмысления.

Украинское общество сегодня нуждается в разработке соответствующей теоретической базы для преодоления стихийности и неэффективности управления социальными процессами.

Библиографический список

1. Энциклопедический словарь по государственному управлению / сост.: Ю. Сурмин, В. Ба-куменко, А. Михненко [и др.]; под ред. Ю. Ковбасюка [и др.]. Киев, 2010.

2. Государственное управление: основы теории, история и практика: учеб. пособие / В. Баку-менко, П. Надолишний, Г. Арабаджи / под общ. ред. П. Надолишнего, В. Бакуменко. Одесса, 2009.

3. Марков М. Технология и эфеективность социального управления. М., 1983.

4. Философия политики: крат. энцикл. слов. / авт.-сост.: В. Андрущенко [и др.]. Киев, 2002.

5. Прикладная политология: учеб. пособие / под ред. В. Горбатенко. Киев, 2008.

6. Политическая аналитика в системе публичного управления: учеб. пособие / С. Телешун, С. Семин, А. Титаренко [и др.]; под ред. С. Телешуна. Киев, 2008.

M.V. Andriyashko Implementing the State Family Policy in the Republic of Belarus

The preliminary results of a campaign to reduce the number of children in boarding schools are analyzed. Shortcomings in the work of child welfare authorities concerning the placement of orphans are systematized.

Key words and word-combinations: orphans and children left without parental care; custody; guardianship.

Анализируются предварительные результаты кампании по сокращению численности воспитанников интернатных учреждений. Систематизированы недочеты в работе органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот.

Ключевые слова и словосочетания: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; опека; попечительство.

УДК 66.3(О),4(4Бел) ББК 316.334.3(476)

М.В. Андрияшко

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

^^еспублика Беларусь, являясь одним из первых государств, ратифицировавших Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г. [1], придерживается курса на реализацию наиболее полной защиты прав несовершеннолетних, в связи с чем проводит активную государственную семейную политику [2], в том числе в направлении улучшения положения детей [3].

Действующими в обозначенной сфере программными документами, в частности Про-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 2 7

граммой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011— 2015 гг., определяется приоритетность создания условий в Республике Беларусь для воспитания детей-сирот в семейной среде путем государственной поддержки семейных форм устройства сирот, организации эффективной работы детских деревень, семейных детских домов [4].

Увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80% в общем числе детей данной категории является ожидаемым результатом реализации другого программного документа - Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [5]. Одной из задач этой программы является создание условий для сокращения социального сиротства путем развития семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5].

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на 1 января 2013 г. насчитывалось 23 831 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в семьях воспитывалось 18 602 ребенка [6], или 78% от общего числа детей сиротской категории [7]. Формально можно сделать вывод об успешности предпринимаемых государственными органами действий, направленных на удовлетворение целевых программных требований, и реальном сокращении численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях.

Преимущественно уменьшение численности воспитанников интернатов в Республике Беларусь достигнуто посредством оптимизации интернатных учреждений: ликвидации и перепрофилирования. В период с 2008 по 2012 г. закрыто 27 интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 9 - реорганизованы. По данным за 2012 г., в системе образования функционировало 44 интернатных учреждения (27 детских домов, 10 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 7 вспомогательных школ-интернатов) [8]. Вместе с тем, по справедливому замечанию прокурора Могилевской области, сделанному в 2012 г., «в последние годы не отмечается значительный рост числа приемных семей по причине оптимизации сети функционирующих» [9].

С учетом указанного представляется целесообразным признать успешной кампанию по сокращению детских интернатных учреждений. Однако сокращением числа воспитанников интернатов не уменьшается удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общем числе несовершеннолетних граждан Республики Беларусь. Путем сокращения воспитанников интернатов происходит перераспределение контингента детей сиротской категории, воспитывавшихся в интернатах, между существующими возможностями семейного устройства таких детей. Принимая во внимание сложную конъюнктуру форм семейного устройства, динамику законодательства в этой сфере, а также другие обстоятельства, следует признать преждевременными и поверхностными выводы об успешности кампании по сокращению численности воспитанников интернатных учреждений.

Проблемы в порядке организации, функционирования и прекращения устройства детей сиротской категории на семейное воспитание обусловлены объек-

2 8 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

тивными и субъективными причинами (ошибки специалистов отделов по охране детства в определении кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители). По субъективным причинам в 2010 г. в интернаты были возвращены 127 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (0,51% от числа таких детей, находившихся на семейном воспитании); в 2011 г. - 150 детей (0,51%) [10, с. 16; 11, с. 14].

В период с 2001 по 2010 г. отменено усыновление в отношении 107 детей по причинам сокрытия диагноза усыновленного ребенка, лишения родительских прав усыновителя, конфликтных отношений между биологическими детьми усыновителя и усыновленными детьми, наступления смерти одного из усыновителей и тяжелым заболеванием другого, аморального поведения усыновленного, психофизических особенностей усыновленного, отсутствия родительского авторитета [12].

С 2008 по 2011 г. в отношении 92 детей из приемных семей (9% от числа детей переданных за этот период в приемные семьи) досрочно расторгнуты договоры об условиях воспитания и содержания и трудовые договоры по причинам несоответствующих условий содержания, жестокого обращения, насилия, отсутствия взаимопонимания между воспитанниками и приемными родителями [10, с. 16; 11, с. 14]. В течение 2011 г. только в Минске были освобождены и отстранены от выполнения своих обязанностей 43 опекуна и попечителя и 16 приемных родителей, которые осуществляли свои обязанности в отношении 46 и 17 детей соответственно.

Анализ отчетов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в сфере надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи позволил систематизировать по группам нарушения, допускаемые при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выделить: 1) нарушения в деятельности органов опеки и попечительства; 2) нарушения в деятельности опекунов и попечителей.

Случаями ненадлежащего выполнения органами опеки и попечительства обязанностей по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: ненаправление или несвоевременное направление в учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» информации о детях, подлежащих усыновлению; нарушение сроков выдачи актов обследования условий жизни кандидатов в опекуны и попечители, неполное выяснение их материального положения, жилищно-бытовых условий, микроклимата в семье; отсутствие необходимого контроля за целевым расходованием денежных средств, выделяемых на содержание приемных детей, подопечных детей, детей-воспитанников детских домов семейного типа; несоблюдение сроков и периодичности проведения контрольных обследований условий жизни усыновленных, подопечных, приемных детей и недостаточно полное выяснение психофизического и социального развития ребенка, трудностей и проблем в его воспитании.

Помимо перечисленных имеются случаи нарушения законодательства органами опеки и попечительства при заключении договоров об условиях воспитания и содержания детей. В частности, не всегда указывается срок, на который ребенок передается в приемную семью, либо трудовой договор с приемным родителем не всегда заключается на срок, предусмотренный в договоре об условиях воспитания и содержания ребенка, или вообще не заключается; допуска-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 2 9

ются ошибки при оформлении трудовых отношений с приемными родителями и родителями-воспитателями; встречаются нарушения порядка предоставления отпусков приемным родителям.

Органами опеки и попечительства допускаются нарушения не только при совершении действий, предшествующих устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и в последующем. В частности, имеют место случаи несвоевременного и некачественного обследования жилых помещений, подлежащих закреплению за сиротами; необоснованного вынесения решений о непригодности жилья для проживания; несвоевременности постановки детей-сирот на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; истребования у родителей документов, подтверждающих уважительность причины их отсутствия, при установлении опеки или попечительства над детьми при временном отсутствии родителей; необоснованности и несвоевременности отстранения опекунов и попечителей при ненадлежащем выполнении ими обязанностей и другие.

Опекуны и попечители также допускают в своей деятельности нарушения, наиболее распространенными из которых являются: несвоевременность принимаемых мер к установлению причитающегося сиротам имущества и денежных средств; необеспечение сохранности закрепленных за сиротами жилых помещений и имущества; нарушение сроков при решении вопросов о наследстве и назначении пенсии по случаю потери кормильца; сдача внаем жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, без предварительного письменного согласия органа опеки и попечительства и без зачисления на банковские счета детей денежных средств, получаемых от сдачи жилья.

Среди причин нарушения органами опеки и попечительства, опекунами и попечителями законодательства в исследуемой сфере следует выделить наличие коллизий и пробелов в законодательстве и необоснованно высокие темпы динамики законодательства.

Успешность развития отношений по поводу устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от предпринятых мер по устранению названных причин, качества исследований научных подходов к устройству детей сиротской категории на воспитание, полноты изучения положительного опыта применения законодательства в этой сфере за рубежом, а также возможности применения зарубежных технологий в отечественных реалиях.

Библиографический список

1. Convention on the Rights of the Child, New York, 20 November 1989. URL: http://treaties.un.org/ pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-11 &chapter=4&lan g=en

2. Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 21 янв. 1998 г. № 46 (в ред. от 28 дек. 2007 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 5.

3. О Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 18 дек. 2003 г., № 1661(в ред. от 16 дек. 2008 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 1.

4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 апр. 2011 г. № 136 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 43.

3 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

5. Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 год: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 авг. 2011 г. № 357 (в ред. от 12 сент. 2012 г.) // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. 2012. 14 сент.

6. Демографические процессы в 2012 году развивались позитивно: справка о ходе выполнения в 2012 году Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы / М-во труда и соц. защиты Респ. Беларусь. URL: http://mintrud.gov.by/ ru/demographia

7. В белорусских семьях воспитывается 78% детей-сирот. URL: http://www.prof-press.by/ belarus/news/society/116 74.html

8. Прус Е. В Беларуси активно развиваются семейные формы устройства на воспитание детей-сирот // БЕЛТА - Новости Беларуси. URL: http://www.belta.by/ru/person/ comments/Raisa-Sidorenko_i_513826.html

9. Прокурором Могилевской области в Могилевский облисполком внесено представление об устранении нарушений законодательства о гарантиях по социальной защите детей-сирот // Генеральная прокуратура Респ. Беларусь. URL: http://prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=92200#doc

10. Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2012 г.: стат. сб. / М-во образования Респ. Беларусь. Минск, 2012.

11. Хмелевский В.М., Марчук Г.С. Проблемы социального сиротства в цифрах, 1993-2011 годы / под общ. ред. В.М. Хмелевского. Минск, 2012.

12. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: рез-ты обработки гос. стат. и ведомств. отчетности / ГИАЦ М-ва образования Респ. Беларусь. URL: http://giac.unibel.by /ru/ main.aspx?guid=16611

13. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З (в ред. Закона Респ. Беларусь от 7 янв. 2012 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012. № 9.

G.S. Ismailova Features of Government Decentralization in Uzbekistan: Experiments and Reforms

The practical experience of decentralization in the Republic of Uzbekistan is studied. Features of public administration reforming are revealed.

Key words and word-combinations: public administration, decentralization, local authorities, reforms.

Исследуется практический опыт децентрализации в Республике Узбекистан. Показаны особенности реформирования государственного управления.

Ключевые слова и словосочетания: государственное управление, децентрализация, местные органы власти, реформы.

УДК 323(575.1) ББК 66.3(5У3б)

Г.С. Исмаилова

ОСОБЕННОСТИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И РЕФОРМЫ

^Децентрализация и развитие современной системы органов самоуправления стали основными компонентами переходного периода в Республике Узбекистан. В стране были

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 3 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.