т
дискуссия
журнал научных публикаций
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В. Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент, Т. В. Зайниева, канд. социол. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, В. Н. Степаненкова, студент, кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Чайковский филиал
Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Одной из основных задач государственного регулирования трудовых отношений является создание условий для повышения защищенности трудовой занятости населения. По данным О. Н. Мироненко, в условиях сокращения масштабов хозяйственной деятельности, обусловленного кризисными явлениями в экономике страны, проявившимися в 2008 г., работодатели активно вынуждали персонал к увольнению, используя для его высвобождения: стимулирование увольнений по собственному желанию; предоставление работнику выбора между увольнением по сокращению численности и добровольным увольнением; увольнение по сокращению численности или штата; усиление контроля за дисциплиной и увольнения по дисциплинарным основаниям; досрочное направление на пенсию и др.1
Как отмечает за- -
меститель руководителя Федеральной службы государственной статистики К. Э. Лайкам, только за период с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. в Российской Федерации численность безработных сельских жителей увеличилась на 22 % а безработных городских жителей — на 40 %2 Исходя из этого, можно сделать вывод о росте безработицы, снижении уровня защи-
В 2009 г. расходы государства в области политики занятости по отношению к докризисному периоду увеличились уже на 84,3 % и составили 4 055,8 тыс. руб.
щенности занятости населения, т. е. возникновении риска потери работы помимо желания работника и невозможности быстро подыскать новую работу.
Проблема безработицы, как составляющая часть проблемы снижения защищенности занятости, на государственном уровне решалась путем разработки и реализации соответствующих государственных программ на федеральном и региональном уровне. С целью повышения уровня защищенности занятости населения на рынке труда и преодоления последствий кризисных явлений 2008 г. в сфере трудовой занятости российским правительством только в 2009 г. было израсходовано 77,5 млрд руб. на содействие занятости населения и 38,1 млрд руб. — на реализацию соответствующих региональных программ3.
С учетом количества проживающего на территории Пермского края населения, является справедливым, что в 2009 г. Программой по снижению напряженности на рынке труда Пермского края, реализуемой по линии Минздравсоцраз-вития, на мероприятия по обучению безработных, организацию общественных работ, содействию развития малого пред-
№ 1 (31) ЯНВАРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
принимательства и самозанятости и ряд других мероприятий предусматривалось выделение 900 млн руб.4 Проанализируем, как эти средства дошли до конечных адресатов на локальном уров- : не, в каком количестве и на какие мероприятия были использованы и какой дали социальный эффект, на примере Чайковского муниципального района Пермского края.
Чайковский муниципальный район, ад- : министративным центром которого является город Чайковский с населением около 83 000 чел. и с незначительной долей сельского населения, является относительно благополучным в экономическом и социальном аспекте. Район обладает развитой диверсифицированной промышленностью (предприятия нефтехимии, текстильной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения и металлообработки и др.). Транспортная инфраструктура района включает предприятия железнодорожного, водного, автомобильного и трубопроводного транспорта. В районе действует система общего и профессионального, в том числе высшего, образования, сеть культур-но-досуговых учреждений включает театры, музеи, спортивные сооружения5.
Несмотря на это, и в Чайковском муниципальном районе в кризисный период показатели, определяющие степень защи-
За 2010-2011 гг. значительно
выросло финансирование мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных мест, увеличилась помощь на социальную адаптацию граждан на рынке труда и их профессиональное обучение.
щенности занятости населения, значительно снизились. Так, эффективность трудоустройства незанятого населения в 2009 г. составила всего 40,6 %, уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2010 г. достиг 2,8 %, напряженность на рынке труда — 8,44 безработных на одну ва-кансию6.
Для оценки эффекта от реализации мер государственной поддержки рынка труда = на местном уровне проанализируем данные о динамике расходов государства на политику занятости в Чайковском муниципальном районе на различных этапах экономического кризиса в абсолютном (табл. 1) и относительном (табл. 2) измерении и сопоставим их с показателями уровня безработицы в соответствующие этим этапам периоды (табл. 3).
Следует отметить, что в табл. 1 и 2 анализируемые показатели государственной политики занятости сгруппированы по убыванию значений в 2009 г., так как именно в этом году кризисные явления проявились в наибольшей степени. Из табл. 1 и 2 видно, что в 2008 г. на рынке труда Чайковского муниципального района суммарные расходы на политику занятости составили 3 406,6 тыс. руб., что превысило расходы предыдущего года на 54,8 %. Произошел значительный рост расходов государства на политику занятости по ста-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 1
Динамика расходов государства на политику занятости в Чайковском муниципальном районе, тыс. руб.7
Показатели Годы
2007 2008 2009 2010 2011
Организация общественных работ 432,3 711,1 1 381,9 1 663,9 500
Профессиональное обучение граждан 414,1 706,1 1 163,8 1 925 1 948
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 923,7 872,9 604,7 1 085,1 1 039,5
Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите 294 572,1 448,5 731,6 452,8
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений НПО и СПО, ищущих работу впервые 77,7 355,3 261,1 165 83,5
Организация содействия самозанятости населения 0 0 60,8 383,4 208,9
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда 0 100 50 15 15
Социальная адаптация граждан на рынке труда 24 4 40 20 235
Организация ярмарок вакансий и учебных мест 20 30 30 20 85
Профессиональная ориентация граждан 15 55,1 15 95 17
Всего: 2 200,8 3 406,6 4 055,8 6 104 4 584,7
Примечание: данные собраны самостоятельно с использованием источника 7.
Таблица 2
Относительный прирост расходов государства на политику занятости в г. Чайковский, %
Показатели Периоды
2008/ 2007 2009/ 2007 2010/ 2007 2011/ 2007
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений НПО и СПО, ищущих работу впервые 357,3 236 112,3 7,5
Организация общественных работ 64,5 219,6 284,9 15,6
Профессиональное обучение граждан 70,5 181 364,9 370,4
Социальная адаптация граждан на рынке труда - 83,3 66,6 - 16,6 879,2
Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите 94,6 52,5 148,8 54
Организация ярмарок вакансий и учебных мест 50 50 33,3 325
Профессиональная ориентация граждан 267,3 0 533,3 13,3
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - 5,5 - 34,5 17,5 12,5
Всего: 54,8 84,3 177,4 108,3
Примечание: данные рассчитаны самостоятельно на основе информации, структурированной в табл. 1.
Таблица 3
Динамика безработицы в Чайковском муниципальном районе в период с 2007 по 2011 гг.8
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 Рост 2009/2007 Рост 2011/2007
Численность граждан, обратившихся в ЦЗН в отчетном периоде 4 490 5 427 5 557 4 798 4 000 123,8 - 10,9
в том числе не занятых трудовой деятельностью 4 142 4 461 5 006 4 456 3 708 20,9 - 10,4
Численность безработных (по методологии МОТ) 4 490 6 870 7 765 н. д. н. д. 172,9 -
Примечание: данные собраны самостоятельно с использованием источника 8.
№ 1 (31) ЯНВАРЬ 2013
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
тьям: организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, являющихся выпускниками учреждений НПО и СПО и новичками на рынке труда — на 357,3 %; организация общественных работ — на 64,5 %. Стали выделяться средства по статье «информирование населения и работодателей о положении на рынке труда».
В 2009 г. расходы государства в области политики занятости по отношению к докризисному периоду увеличились уже на 84,3 % и составили 4 055,8 тыс. руб. Увеличение к 2008 г. составило 728,3 тыс. руб. или 22,1 %. Этот период характеризуется пиком безработицы, но вместе с тем, началом адаптации населения на рынке труда. Видимо поэтому государство вдвое снизило расходы на предоставление информации населению и работодателям о положении дел на рынке труда, а также снизило финансирование мероприятий по временному трудоустройству по всем группам населения. Зато практически в два раза увеличились расходы на организацию общественных работ и на 85 % — на профессиональное обучение граждан. В 2009 г. государством впервые были выделены средства на организацию содействия самозанятости в размере 60,8 тыс. руб.
2010 г. характеризуется относительной стабилизацией отношений на рынке труда, что связано как с мерами, предпринимаемыми государством в области политики занятости, так и с адаптационными усилиями населения трудоспособного возраста. Из данных табл. 1 и 2 также видно, что в 2010 г. расходы государства на политику занятости в Чайковском муниципальном районе достигли максимального значения — 6 104 тыс. руб., прирост по отношению к 2007 году составил 177,4 %.
За 2010-2011 гг. значительно выросло финансирование мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных мест, увеличилась помощь на социальную адаптацию граждан на рынке труда и их профессиональное обучение. Следует отметить, что, как результат преодоления кризисных явлений, значительно увеличилось число: граждан, направленных на переобучение; безработных, получавших пособие по безработице; граждан, получивших материаль-
ную помощь; лиц, получивших поддержку в организации самозанятости.
Для оценки социального эффекта от мер государственной политики занятости на локальном уровне проанализируем данные, характеризующие динамику безработицы в Чайковском муниципальном районе в период с 2007 по 2011 гг. (табл. 3).
Из представленных в табл. 3 данных видно: в период с 2007 по 2009 гг. количество лиц, обратившихся в ЦЗН, увеличивалось. Начиная с 2010 г., в результате эффективной политики государства в области политики занятости, уровень безработицы стал ежегодно снижаться, и в 2011 г. в Чайковском муниципальном районе, благодаря реализации мероприятий по содействию трудоустройства граждан, уровень безработицы стал ниже, чем в докризисном — 2007 г.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государственная политика занятости является эффективным инструментом регулирования рынка труда, повышения защищенности занятости населения на локальном уровне и может быть использована в будущем в случае кризисных явлений в экономике страны. ^
1. Мироненко О. Н. Законодательство о защите занятости и подстройка спроса на труд: эмпирический анализ. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. С. 50.
2. Лайкам К. Э. Структурный анализ занятости и безработицы // Человек и труд. 2010. № 7. С. 24.
3. Герций Ю. В., Малышев М. Л. Российский рынок труда в статистике кризиса // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 60.
4. Программа по снижению напряженности на рынке труда Пермского края [Электронный ресурс] URL: http://www permonline.ru (дата обращения: 10.10.2012).
5. Зайниева Т. В. Специфика некоторых социальных процессов в среднем городе (на примере г. Чайковского Пермской области) // Труд и социальные отношения. 2011. № 4. С. 46.
6. Фокин В. Я. Дифференциация защищенности занятости населения в зависимости от размера поселения (на примере Пермского края) // Труд и социальные отношения. № 4. 2012. С. 41-44.
7. Паспорт г. Чайковский / Центр занятости населения. — Чайковский, 2012.
8. Там же.