Научная статья на тему 'Реализация государственной политики занятости на муниципальном уровне'

Реализация государственной политики занятости на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЗАНЯТОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / БЕЗРАБОТИЦА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / SECURITY OF EMPLOYMENT / ECONOMIC CRISIS / UNEMPLOYMENT / REGULATION OF LABOR RELATIONS / EMPLOYMENT STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокин В. Я., Зайниева Т. В., Степаненкова В. Н.

В статье приведены результаты анализа структуры и динамики государственного финансирования мероприятий, направленных на усиление защищенности занятости населения на локальном рынке труда в условиях экономического кризиса. На примере города Чайковский Пермского края выявлен и показан социальный эффект реализации государственной политики занятости, заключающийся в снижении уровня безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employment state policy realization at the municipal level

This article provides the results of the structure and dynamics of events’ state financing which are aimed at strengthening of employment safety at local labor market with the circumstances of economic crisis. As the example the city Tchaikovsky was taken and shown the social effect of employment state policy realization which contents unemployment level decrease.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики занятости на муниципальном уровне»

т

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В. Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент, Т. В. Зайниева, канд. социол. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, В. Н. Степаненкова, студент, кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Чайковский филиал

Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, vlad-f62@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Одной из основных задач государственного регулирования трудовых отношений является создание условий для повышения защищенности трудовой занятости населения. По данным О. Н. Мироненко, в условиях сокращения масштабов хозяйственной деятельности, обусловленного кризисными явлениями в экономике страны, проявившимися в 2008 г., работодатели активно вынуждали персонал к увольнению, используя для его высвобождения: стимулирование увольнений по собственному желанию; предоставление работнику выбора между увольнением по сокращению численности и добровольным увольнением; увольнение по сокращению численности или штата; усиление контроля за дисциплиной и увольнения по дисциплинарным основаниям; досрочное направление на пенсию и др.1

Как отмечает за- -

меститель руководителя Федеральной службы государственной статистики К. Э. Лайкам, только за период с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. в Российской Федерации численность безработных сельских жителей увеличилась на 22 % а безработных городских жителей — на 40 %2 Исходя из этого, можно сделать вывод о росте безработицы, снижении уровня защи-

В 2009 г. расходы государства в области политики занятости по отношению к докризисному периоду увеличились уже на 84,3 % и составили 4 055,8 тыс. руб.

щенности занятости населения, т. е. возникновении риска потери работы помимо желания работника и невозможности быстро подыскать новую работу.

Проблема безработицы, как составляющая часть проблемы снижения защищенности занятости, на государственном уровне решалась путем разработки и реализации соответствующих государственных программ на федеральном и региональном уровне. С целью повышения уровня защищенности занятости населения на рынке труда и преодоления последствий кризисных явлений 2008 г. в сфере трудовой занятости российским правительством только в 2009 г. было израсходовано 77,5 млрд руб. на содействие занятости населения и 38,1 млрд руб. — на реализацию соответствующих региональных программ3.

С учетом количества проживающего на территории Пермского края населения, является справедливым, что в 2009 г. Программой по снижению напряженности на рынке труда Пермского края, реализуемой по линии Минздравсоцраз-вития, на мероприятия по обучению безработных, организацию общественных работ, содействию развития малого пред-

№ 1 (31) ЯНВАРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

принимательства и самозанятости и ряд других мероприятий предусматривалось выделение 900 млн руб.4 Проанализируем, как эти средства дошли до конечных адресатов на локальном уров- : не, в каком количестве и на какие мероприятия были использованы и какой дали социальный эффект, на примере Чайковского муниципального района Пермского края.

Чайковский муниципальный район, ад- : министративным центром которого является город Чайковский с населением около 83 000 чел. и с незначительной долей сельского населения, является относительно благополучным в экономическом и социальном аспекте. Район обладает развитой диверсифицированной промышленностью (предприятия нефтехимии, текстильной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения и металлообработки и др.). Транспортная инфраструктура района включает предприятия железнодорожного, водного, автомобильного и трубопроводного транспорта. В районе действует система общего и профессионального, в том числе высшего, образования, сеть культур-но-досуговых учреждений включает театры, музеи, спортивные сооружения5.

Несмотря на это, и в Чайковском муниципальном районе в кризисный период показатели, определяющие степень защи-

За 2010-2011 гг. значительно

выросло финансирование мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных мест, увеличилась помощь на социальную адаптацию граждан на рынке труда и их профессиональное обучение.

щенности занятости населения, значительно снизились. Так, эффективность трудоустройства незанятого населения в 2009 г. составила всего 40,6 %, уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2010 г. достиг 2,8 %, напряженность на рынке труда — 8,44 безработных на одну ва-кансию6.

Для оценки эффекта от реализации мер государственной поддержки рынка труда = на местном уровне проанализируем данные о динамике расходов государства на политику занятости в Чайковском муниципальном районе на различных этапах экономического кризиса в абсолютном (табл. 1) и относительном (табл. 2) измерении и сопоставим их с показателями уровня безработицы в соответствующие этим этапам периоды (табл. 3).

Следует отметить, что в табл. 1 и 2 анализируемые показатели государственной политики занятости сгруппированы по убыванию значений в 2009 г., так как именно в этом году кризисные явления проявились в наибольшей степени. Из табл. 1 и 2 видно, что в 2008 г. на рынке труда Чайковского муниципального района суммарные расходы на политику занятости составили 3 406,6 тыс. руб., что превысило расходы предыдущего года на 54,8 %. Произошел значительный рост расходов государства на политику занятости по ста-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1

Динамика расходов государства на политику занятости в Чайковском муниципальном районе, тыс. руб.7

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010 2011

Организация общественных работ 432,3 711,1 1 381,9 1 663,9 500

Профессиональное обучение граждан 414,1 706,1 1 163,8 1 925 1 948

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет 923,7 872,9 604,7 1 085,1 1 039,5

Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите 294 572,1 448,5 731,6 452,8

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений НПО и СПО, ищущих работу впервые 77,7 355,3 261,1 165 83,5

Организация содействия самозанятости населения 0 0 60,8 383,4 208,9

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда 0 100 50 15 15

Социальная адаптация граждан на рынке труда 24 4 40 20 235

Организация ярмарок вакансий и учебных мест 20 30 30 20 85

Профессиональная ориентация граждан 15 55,1 15 95 17

Всего: 2 200,8 3 406,6 4 055,8 6 104 4 584,7

Примечание: данные собраны самостоятельно с использованием источника 7.

Таблица 2

Относительный прирост расходов государства на политику занятости в г. Чайковский, %

Показатели Периоды

2008/ 2007 2009/ 2007 2010/ 2007 2011/ 2007

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений НПО и СПО, ищущих работу впервые 357,3 236 112,3 7,5

Организация общественных работ 64,5 219,6 284,9 15,6

Профессиональное обучение граждан 70,5 181 364,9 370,4

Социальная адаптация граждан на рынке труда - 83,3 66,6 - 16,6 879,2

Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите 94,6 52,5 148,8 54

Организация ярмарок вакансий и учебных мест 50 50 33,3 325

Профессиональная ориентация граждан 267,3 0 533,3 13,3

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет - 5,5 - 34,5 17,5 12,5

Всего: 54,8 84,3 177,4 108,3

Примечание: данные рассчитаны самостоятельно на основе информации, структурированной в табл. 1.

Таблица 3

Динамика безработицы в Чайковском муниципальном районе в период с 2007 по 2011 гг.8

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 Рост 2009/2007 Рост 2011/2007

Численность граждан, обратившихся в ЦЗН в отчетном периоде 4 490 5 427 5 557 4 798 4 000 123,8 - 10,9

в том числе не занятых трудовой деятельностью 4 142 4 461 5 006 4 456 3 708 20,9 - 10,4

Численность безработных (по методологии МОТ) 4 490 6 870 7 765 н. д. н. д. 172,9 -

Примечание: данные собраны самостоятельно с использованием источника 8.

№ 1 (31) ЯНВАРЬ 2013

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

тьям: организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, являющихся выпускниками учреждений НПО и СПО и новичками на рынке труда — на 357,3 %; организация общественных работ — на 64,5 %. Стали выделяться средства по статье «информирование населения и работодателей о положении на рынке труда».

В 2009 г. расходы государства в области политики занятости по отношению к докризисному периоду увеличились уже на 84,3 % и составили 4 055,8 тыс. руб. Увеличение к 2008 г. составило 728,3 тыс. руб. или 22,1 %. Этот период характеризуется пиком безработицы, но вместе с тем, началом адаптации населения на рынке труда. Видимо поэтому государство вдвое снизило расходы на предоставление информации населению и работодателям о положении дел на рынке труда, а также снизило финансирование мероприятий по временному трудоустройству по всем группам населения. Зато практически в два раза увеличились расходы на организацию общественных работ и на 85 % — на профессиональное обучение граждан. В 2009 г. государством впервые были выделены средства на организацию содействия самозанятости в размере 60,8 тыс. руб.

2010 г. характеризуется относительной стабилизацией отношений на рынке труда, что связано как с мерами, предпринимаемыми государством в области политики занятости, так и с адаптационными усилиями населения трудоспособного возраста. Из данных табл. 1 и 2 также видно, что в 2010 г. расходы государства на политику занятости в Чайковском муниципальном районе достигли максимального значения — 6 104 тыс. руб., прирост по отношению к 2007 году составил 177,4 %.

За 2010-2011 гг. значительно выросло финансирование мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных мест, увеличилась помощь на социальную адаптацию граждан на рынке труда и их профессиональное обучение. Следует отметить, что, как результат преодоления кризисных явлений, значительно увеличилось число: граждан, направленных на переобучение; безработных, получавших пособие по безработице; граждан, получивших материаль-

ную помощь; лиц, получивших поддержку в организации самозанятости.

Для оценки социального эффекта от мер государственной политики занятости на локальном уровне проанализируем данные, характеризующие динамику безработицы в Чайковском муниципальном районе в период с 2007 по 2011 гг. (табл. 3).

Из представленных в табл. 3 данных видно: в период с 2007 по 2009 гг. количество лиц, обратившихся в ЦЗН, увеличивалось. Начиная с 2010 г., в результате эффективной политики государства в области политики занятости, уровень безработицы стал ежегодно снижаться, и в 2011 г. в Чайковском муниципальном районе, благодаря реализации мероприятий по содействию трудоустройства граждан, уровень безработицы стал ниже, чем в докризисном — 2007 г.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что государственная политика занятости является эффективным инструментом регулирования рынка труда, повышения защищенности занятости населения на локальном уровне и может быть использована в будущем в случае кризисных явлений в экономике страны. ^

1. Мироненко О. Н. Законодательство о защите занятости и подстройка спроса на труд: эмпирический анализ. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. С. 50.

2. Лайкам К. Э. Структурный анализ занятости и безработицы // Человек и труд. 2010. № 7. С. 24.

3. Герций Ю. В., Малышев М. Л. Российский рынок труда в статистике кризиса // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 60.

4. Программа по снижению напряженности на рынке труда Пермского края [Электронный ресурс] URL: http://www permonline.ru (дата обращения: 10.10.2012).

5. Зайниева Т. В. Специфика некоторых социальных процессов в среднем городе (на примере г. Чайковского Пермской области) // Труд и социальные отношения. 2011. № 4. С. 46.

6. Фокин В. Я. Дифференциация защищенности занятости населения в зависимости от размера поселения (на примере Пермского края) // Труд и социальные отношения. № 4. 2012. С. 41-44.

7. Паспорт г. Чайковский / Центр занятости населения. — Чайковский, 2012.

8. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.