Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / государственное управление / цифровая трансформация / электронное правительство / цифровые технологии / digitalization / public administration / digital transformation / e-government / digital technologies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Склемин Кирилл Юрьевич

Научная статья посвящена реализации региональной политики цифровизации государственного управления в Алтайском крае. В работе проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие процесс цифровизации государственного управления в Алтайском крае, а также динамика использования информационных ресурсов в органах государственной власти, а также жителями региона. Определены результаты цифровизации государственного управления Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Склемин Кирилл Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY FOR DIGITALIZATION OF STATE ADMINISTRATION IN ALTAI KRAI

The article is devoted to the implementation of the regional policy of digitalization of public administration in Altai Krai. The paper analyzes the regulatory legal acts for the process of digitalization of public administration in Altai Krai, as well as the dynamics of the use of information resources in public authorities, including by residents of the region. The results of digitalization of the public administration of Altai Krai are determined.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

„ алтаискии вестник t государственной и муниципальном службы /

>023 i

УДК 353.2

Склемин Кирилл Юрьевич, преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Научная статья посвящена реализации региональной политики цифровизации государственного управления в Алтайском крае. В работе проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие процесс цифровизации государственного управления в .Алтайском крае, а также динамика использования информационных ресурсов в органах государственной власти, а также жителями региона. Определены результаты цифровизации государственного управления Алтайского края.

Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, цифровая трансформация, электронное правительство, цифровые технологии.

реализация государственной политики цифровизации

государственного управления в алтайском крае

implementation of the state policy for digitalization of state administration in altai krai

Региональная политика цифровизации государственного управления Алтайского края на данный момент не является устойчивым и четко сформулированным направлением деятельности органов государственной власти региона, но, очевидно, что это совокупность всех принятых норм, механизмов и мероприятий, направленных на использование цифровых технологий в деятельности органов государственной власти Алтайского края.

В 2011 году в Алтайском крае для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края в сфере информационных технологий было создано краевое государственное бюджетное учреждение «Оператор электронного правительства Алтайского края».

Основная цель функционирования созданного учреждения - выполнение в Алтайском крае работ по развитию информационного общества, по созданию электронного правительства, переводу оказания государственных и муниципальных услуг в электронный вид в интересах граждан, общества и государства, по обеспечению реализации полномочий органов государ-

ственной власти Алтайского края в информационно-коммуникационной сфере.

Предполагалось, что данная организация станет координирующим звеном в процессе создания цифрового правительства в Алтайском крае. Кроме того, в перечень полномочий включена вся техническая работа по созданию цифровой инфраструктуры ведомственных систем, системы межведомственного взаимодействия, а также регионального портала государственных и муниципальных услуг.

В регионе утверждена Программа цифровой трансформации Алтайского края (далее - «Программа»), за реализацию которой ответственно Министерство цифрового развития и связи Алтайского края. Цель программы - цифровая трансформация отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края.

В сфере государственного управления Алтайского края Программа ставит следующие задачи:

- перевод массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид, в том числе, посредством единой платформы ■.:. ■^¿^у.у;;;:-.' ШЯШл

сервисов обеспечения функций государственной власти и органов местного самоуправления;

- формирование информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры на судебных участках мировых судей для организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия, приема исковых заявлений и организации участия в заседаниях мировых судов в режиме ВКС;

- внедрение иных цифровых платформ и сервисов, направленных на повышение эффективности государственного управления и взаимодействия с гражданами.

Кроме того, предполагается совершить переход на предоставление мер социальной поддержки на основании только заявления с выводом на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или региональный портал государственных и муниципальных услуг, использовать цифровые сервисы и платформы для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. Предполагается предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения в электронном

УПРАВЛЕНИЕ

виде посредством единой цифровой платформы «Работа в России».

Общий объем финансирования с 2022 по 2024 год составляет 2 млрд. 336 млн. 376 тыс. 400 рублей.

Постановлением Правительства Алтайского края №5 от 24 января 2020 года утверждена государственная программа Алтайского края «Цифровое развитие экономики и информационной среды Алтайского края».

В рамках реализации указанной региональной государственной программы разработан и утвержден региональный проект «Цифровое государственное управление». В паспорте проекта описанные цели, задачи и целевые показатели выстроены в упорядоченную структуру и разделены по конкретным направлениям.

Все целевые показатели разделены на 3 направления деятельности:

1. Обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных услуг.

2. Цифровизация процессов предоставления государственных услуг и исполнения функций государственными органами.

3. Стимулирование граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ.

Кроме того, Губернатором Алтайского края 30 августа 2022 года утверждена Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края.

В процессе реализации Стратегии предполагается внедрить следующие отечественные технологии:

1) искусственный интеллект;

2) большие данные;

3) системы распределенного реестра;

4) робототехника;

5) интернет вещей;

6) новые производственные технологии;

7) виртуальная (дополненная) реальность.

Так, искусственный интеллект будет применяться для автоматизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Интернет вещей - технология, ко-

торая призвана обеспечить сбор объективных данных в целях принятия эффективных решений в различных сферах экономики, а также будет использована для организации дистанционных проверок в рамках реализации контрольно-надзорных функций. Результаты предоставления государственных, муниципальных и иных услуг будут переведены в цифровой вид с помощью такой технологии, как система распределенного реестра.

Комплексный анализ правовых актов, отчетов о деятельности органов исполнительной власти Алтайского края позволил разделить используемые цифровые технологии по функции их использования.

Во-первых, это цифровые инструменты, используемые для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Данный вид технологий применяется для организации функционирования структурных подразделений органов исполнительной власти, что позволяет совершенствовать работу органов государственной власти. В Алтайском крае создано и функционирует 19 региональных информационных систем.

Так, в рамках цифровизации деятельности органов государственной власти Алтайского края создана Единая информационная система Алтайского края, которая является основным элементом инфраструктуры электронного правительства региона и обеспечивает деятельность органов исполнительной власти Алтайского края по предоставлению государственных услуг в электронной форме и межведомственному электронному взаимодействию посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Данная информационная система используется для межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, с органами власти субъектов Российской Федерации, а также внутрирегионального взаимодействия. На данный момент все органы исполнительной власти Алтайского края используют в своей деятельности указанную информационную систему.

В целях совершенствования системы документационного обеспечения управленческой деятельности органов исполнительной власти Алтайского

края в 2011 году на базе системы электронного документооборота Администрации Алтайского края была создана Единая система электронного документооборота Алтайского края.

Организован обмен электронными документами с рядом федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с использованием федеральной системы межведомственного электронного документооборота.

Участниками ЕСЭД являются: все органы исполнительной власти Алтайского края, Постоянное представительство Алтайского края в городе Москве, администрации городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов Алтайского края, уполномоченные по правам человека и по правам ребенка, Избирательная комиссия Алтайского края, Счетная палата Алтайского края, член Совета Федерации от исполнительной власти, подведомственные организации органов исполнительной власти Алтайского края.

Организован обмен электронными документами с рядом федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с использованием федеральной системы межведомственного электронного документооборота (далее - МЭДО).

За 2021 год в адрес участников МЭДО направлено 15629 электронных документов. Из них 10113 (64,7%) документов подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

За 5 лет доля рабочих мест в органах исполнительной власти Алтайского края, подключенных к ЕСЭД увеличилась на 43,9% с 48% в 2016 году до 91,9% в 2021 году. Кроме того, данный показатель является целевым показателем Государственной программы Алтайского края «Цифровое развитие экономики и информационной среды Алтайского края».

В 2019 году внедрен новый показатель «доля внутриведомственного и межведомственного юридически значимого электронного документооборота органов исполнительной власти Алтайского края». С 2019 по 2021 год рост данного показателя составил 16,3%.

я-' " шШ

„ алтаискии вестник государственной и муниципальном службы

120231

Рисунок 1 - Динамика доли рабочих мест в органах исполнительной власти Алтайского края, подключенных к Единой системе электронного документооборота

На 30.12.2022 доля рабочих мест в органах исполнительной власти Алтайского края, подключенных к ЕСЭД, составляет 92,8%. Доля внутриведомственного и межведомственного

юридически значимого электронного документооборота органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алтайского края, организаций государственной собственности Алтайского края - 26,5%.

Следующим видом цифровых инструментов являются системы, которые используются органами исполнительной власти Алтайского края для взаимодействия с гражданами. Прежде всего, это оказание органами власти государственных услуг. Из анализа данных, размещенных на Портале

государственных и муниципальных услуг, следует, что с каждым годом количество зарегистрированных пользователей региона увеличивается.

Так, за 5 лет количество пользователей Портала увеличилось в 23 раза с 982,2 тыс. человек в 2017 году до 2,3 млн. человек в 2022 году.

Кроме того, растет и число обращений через данный портал. Количество услуг заказанных через сайт и мобильное приложение жителями региона выросло за четыре года в 26 раз с 428 тыс. в 2017 году до 11,5 млн. в 2021 году.

Самой востребованной услугой в 2021 году стала «запись на прием к врачу» (более 7 миллионов запросов), на втором месте по популярности - «запись в детский сад» (более 380 тыс. запросов).

Рисунок 2 - Динамика зарегистрированных пользователей ЕПГУ в Алтайском крае по годам

В России в настоящее время про- нам через форму на портале Госуслуг, водится эксперимент по внедрению мобильное приложение «Госуслуги. Платформы обратной связи (далее - Решаем вместе», а также виджеты на «ПОС»), которая позволяет гражда- сайтах органов государственной вла-

сти субъектов РФ направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления по широкому спектру вопросов, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.

Участниками эксперимента по внедрению в ПОС в настоящее время являются 29 федеральных органов исполнительной власти, органы и организации из 84 субъектов Российской Федерации (более 2,4 тыс. региональных органов, более 18,1 тыс. муниципальных органов, более 68,1 тыс. организаций в сфере образования и здравоохранения).

В Алтайском крае к ПОС подключены все органы исполнительной власти (включая подведомственные организации), органы местного самоуправления (включая городские и сельские поселения). Также подключены учреждения образования (школы, детские сады), учреждения здравоохранения. В настоящее время ведется подключение новых типов организаций в ПОС: организации дополнительного образования для детей, учреждения культуры, организации социального обслуживания населения, ресурсоснабжающие организации.

На уровне региона в ПОС работают органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления Алтайского края и их подведомственные организации. Работу, связанную с обработкой сообщений в ПОС, координирует Центр управления регионом в Алтайском крае, который создан в 2020 году в целях повышения эффективности государственного управления на территории Алтайского края, информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений.

Для оценки качества работы регионов по внедрению Платформы обратной связи Минцифры России разработана и применяется специальная методика, включающая в себя более 20 количественных и качественных показателей. На ее основе составляется итоговый рейтинг регионов. Согласно последним данным Алтайский край в этом рейтинге занимает 28-е место (всего в рейтинге - 48 мест).

За период апробации ПОС (с ноября 2020 года, по 20.10.2022) в Алтайском крае в органы власти поступило 80731 обращений, из них:

11845 - в органы местного самоуправления и подведомственные им организации,

18509 - в региональные органы исполнительной власти Алтайского края и подведомственные им организации, включая 10857 сообщений по компетенции Министерства здравоохранения Алтайского края,

50376 - на ведомственный уровень (по компетенции Министерства здравоохранения Алтайского края).

Наиболее популярные темы за период с 01.10.2020 по 20.10.2022: «Обращение по проблеме вакцинации или лечения от Коронавируса (74%)», «Автомобильные дороги» (6%)», «Выплата на детей от 3 до 7 лет (3%)», «Дворы и территории общего пользования (2%)», «Благоустройство (1%)».

К функционалу ПОС относится возможность использования фаст-треков - рассмотрение сообщений в ускоренные сроки (до 10 дней). Состав категорий сообщений и срок рассмотрения сообщений определяются на региональном уровне. В частности, в период эпидемиологической ситуа-

УПРАВЛЕНИЕ

ции, связанной с распространением СоУЮ-19, для категории «Обращение по проблеме вакцинации или лечения от коронавируса» в ПОС был установлен фаст-трек от 1 до 3 дней. В настоящее время ускоренное рассмотрение сообщений используется также для вопросов по частичной мобилизации (до 3 дней).

Таким образом, реализация политики цифровизации государственного управления Алтайского края привела к формированию в регионе электронного правительства, которое представляет собой альтернативный способ получения государственных услуг в электронной форме.

Электронное правительство Алтайского края способно создать транспарентность власти. В результате создается система публичного доступа к информации о принимаемых решениях, реализуемых в регионе проектах, что предоставляет возможность формировать открытый общественный контроль, а значит повышать эффективность регионального управления.

Библиографический список

1. Об утверждении государственной программы Алтайского края

«Цифровое развитие экономики и информационной среды Алтайского края» : Постановление Правительства Алтайского края от 24.01.2020 №5 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

2. Программа цифровой трансформации Алтайского края : утверждена Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края от 24.12.2021 №197 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

3. Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края : утверждена Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края от 30.08.2022 №111-п // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

4. Об утверждении положения о Единой системе электронного документооборота Алтайского края : приказ Министерства экономического развития Алтайского края от 19.10.2020 № 92 // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

Sklemin Kirill Yuryevich, a lecturer of the Department of Humanities and Natural Sciences, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia).

The article is devoted to the implementation of the regional policy of digitalization of public administration in Altai Krai. The paper analyzes the regulatory legal acts for the process of digitalization of public administration in Altai Krai, as well as the dynamics ofthe use of information resources in public authorities, including by residents of the region. The results ofdigitalization of the public administration ofAltai Krai are determined.

Keywords: digitalization, public administration, digital transformation, e-government, digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.