Научная статья на тему 'Реализация государственной научно-технической и инновационной политики'

Реализация государственной научно-технической и инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной научно-технической и инновационной политики»

Реализация государственной

научно-технической и инновационной политики*

А. В. Суворинов,

начальник Управления инновационного развития и инфраструктуры Федерального агентства по науке и инновациям

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, перед российской наукой поставлена задача — создание инновационной экономики, определены ключевые проблемы, требующие решения, среди которых проблема адаптации научнотехнического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники, вопросы подготовки кадров.

Важнейшими направлениями государственной политики наряду с развитием фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок являются: формирование национальной инновационной системы, отработка механизмов реализации инновационных проектов.

На решение вышеперечисленных задач было направлено Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 540 «О внесении изменений в федеральную целевую научно-техническую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.

Фактически была сформирована новая ФЦП, предусматривающая проектно-целевое финансирование и реализующая полную инновационную цепочку: от ориентированных поисково-прикладных исследований через разработку технологий к коммерциализации создаваемой на основе полученных научных результатов инновационной продукции, включая вопросы формирования необходимой научной (центры коллективного пользования, уникальные установки, информационные сети) и инновационной инфраструктуры. Такой комплексный и системный подход обеспечил достаточно успешное сочетание про-

Финансирование ФЦНТП, млн руб.

Таблица 1

2002 2003 2004 2005 2006

Из средств госбюджета, всего 1998 2203 2346 7347 7826

в том числе

ІІИОКР 1800 2019 2156 7148 7734

ка 11 и тал ы і ы е вл < >же пня 197,8 18/1,2 190,2 199,1 92,4

Из внебюджетных средств 628,5 582,7 821,1 3370 5093

водимых научных исследований с вопросами формирования элементов инновационной системы, вопросами взаимодействия науки и бизнеса, позволил выявить те барьеры и проблемы, которые необходимо решить и преодолеть.

Всего из средств государственного бюджета в 2005-2006 гг. было выделено более 15 млрд руб. Из внебюджетных источников на выполнение мероприятий программы было привлечено еще более 8 млрд руб. (табл. 1, 2).

Основные показатели Программы за 20052006 гг. приведены в табл. 3. Всего было заключено 2652 контрактов, которые выполняли 763 организации.

Характерной чертой программы было участие организаций частного сектора (не имеющие ведомственной принадлежности), которые выполнили наибольший объем работ. За ними идут организации РАН, Рособразования и Роснауки.

Реализация задач по коммерциализации потребовала сконцентрировать усилия на формировании развитой инновационной инфраструктуры (табл. 4).

К 2004 году была создана достаточно широкая сеть технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров. В таком виде инновационная инфраструктура способствовала решению главным образом проблемы предоставления помещений для малых инновационных предприятий. Но для появления таких малых инновационных предприятий необходимо создание условий, которые бы стимулировали и способствовали передаче полученных научных результатов для разработки и производства конкурентоспособной инновационной продукции.

Таблица 2

ФЦНТП в 2005-2006 гг.

Общее число поданных заявок 7559

Число проведенных конкурсов 862

Число ведомств, организации которых:

приняли участие в конкурсах 43

победили в конкурсах 34

Общее число организаций

приславших заявки 1625

победивших в конкурсе 763

Число заключенных контрактов 2652

* Статья подготовлена по материалам выступления на VII Московском международном салоне инноваций и инвестиций.

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

Участие ведомств в ФЦНТП

Таблица 3

Таблица 4

Сводные данные по объектам инновационной инфраструктуры

Ведомство Лоты За- явки Кон- тракты Бюджет 2005 г., млн руб. Бюджет 2006 г., млн руб.

Итого 862 7559 2652 7123,9 7713,39

11ет ведомственной принадлежности 453 1314 343 2117,18 2549,36

Российская академия наук 405 1778 827 1880,38 1960,47

Фе дера л ы і ое а ге 11 тство по образованию 430 2821 865 1066,04 1169,87

Фе дера л ы і ос а ге 11 тство по пауке и инновациям 205 340 147 743,04 796,63

Московски й государстве 1111 ы й у 11 и вере итет им. М. В. Ломоносова 106 328 155 328,30 363,00

Федеральное агентство непромышленное™ 98 160 42 216,82 208,04

Федерал ьное меди к<>-биологическое агентство 20 30 12 183,60 68,10

Технопарки 58

Инновационно-технологические центры 63

Инновационно-промышленные комплексы 4

Б из і іес - и п ку батор ы 80

І Іентра трансфера технологий 86

Коучинг-центры 7

І Іациональньїе информационно-аналитические центры 10

Для решения этой проблемы в рамках Программы были созданы 86 центров трансфера технологий (ЦТТ), основной задачей которых было способствовать коммерциализации полученных результатов на начальном этапе. Таким образом, был сформирован важный сегмент, который обеспечивает связь научных коллективов с другими сегментами инновационной инфраструктуры (рис. 1).

Для решения проблемы с кадрами, обеспечивающими коммерциализацию технологий, во всех федеральных округах на базе ЦТТсозданы центры коучинга, ориентированные на подготовку предпринимателей к работе с венчурным бизнесом.

Кроме того, были созданы 10 национальных информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям науки и техники. Задачей этих центров является мониторинг научно-технического потенциала, обеспечение консультаций по вопросам

коммерциализации технологий и предоставление доступа к необходимой для этого маркетинговой информации.

Эффективность созданной системы ЦТТ можно подтвердить примерами. Прежде всего, об этом говорят данные по объемам подачи заявок по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по федеральным округам. Эта программа представляет финансирование исследователям, которые предполагают открыть малое предприятие для коммерческой реализации собственных разработок. За год была профинансирована проработка создания 400 малых предприятий, из них 35% было создано с помощью ЦТТ.

Другим подтверждением эффективности созданной сети ЦТТ служат предварительные результаты их работы за 2006 г. (табл. 5).

Параллельно с формированием инновационной инфраструктуры ведутся работы по отработке механизмов реализации инновационных проектов. Данные работы ведутся как в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг., так и в рамках Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонда технологического развития.

Рис. 1. География объектов поддержки инновационной деятельности

Реализуется весь цикл работ от создания перспективного инновационного продукта до освоения его промышленного производства и реализации на рынке. В рамках Программы связующим звеном между поисковыми НИР и важнейшими инновационными проектами являются комплексные проекты, обеспечивающие использование результатов исследований при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования. Сроки реализации комплексного проекта 2 года, объем финансирования из внебюджетных источников — не менее 25% от общего объема. Уже в рамках этих проектов фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследований в хозяйственный оборот. Предусмотрены расходы на патентование, разработку необходимых бизнес-планов.

В настоящее время реализуется 60 таких проектов на общую сумму 4,9 млрд руб.

При формировании инновационной экономики важнейшей проблемой является создание эффективного механизма государственно-частного партнерства. Отработке этого механизма посвящена реализация важнейших инновационных проектов государственного значения. Важнейшие инновационные проекты это инструмент отношений нового типа между наукой, государством и бизнесом: где задача науки — это новые разработки, миссия государства — обеспечение комфортных условий, а роль бизнеса — материализация разработок. Такого рода проекты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленный на получение экономического эффекта для крупных секторов экономики.

Первые государственные контракты на реализацию данных проектов были заключены в 2003 году в рамках Минпромнауки. Сегодня Роснаука реализует 12 проектов общей стоимостью 9 млрд руб. ( из них 3,68 млрд руб. бюджетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд руб. Всего будет реализовано продукции более чем на 30 млрд руб. В рамках Минпромэнерго реализуется 5 проектовобщей стоимостью 5,4 млрд руб. (из них 1,9 млрд руб. — бюджетные средства). В результате

Таблица 5

Предварительные показатели деятельности ЦТТ в 2006 г.

I кжазатель Значение

Внедрено технологий 63

Продано технологий 75

Заключено лицензионных соглашений 50

Заключено договоров на уступку нрав но патентам 86

трехлетней практической деятельности по реализации данных проектов получен положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:

★ разработаны принципы и механизмы согласования интересов государства и бизнеса;

★ апробированы схемы объединения разнородных финансовых ресурсов, участие предприятий различных форм собственности в реализации проектов;

★ разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.

В настоящее время Роснаука приступила к реализации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. №613. В рамках данной программы объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд руб., при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60% от общего объема финансирования, продолжительность реализации проектов не более четырех лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств. С целью более широкого привлечения предприятий ОПК к участию в реализации работ по программе представители организаций ОПК и Министерства обороны Российской Федерации включены в научно-координационный совет и все рабочие группы программы.

• П0ДПИСКА-2007 •

на июль-декабрь по Объединенному каталогу

На почте с апреля 2007 г. проводится подписная кампания на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2007, второе полугодие»

Условия оформления подписки (аннотация, индекс, стоимость) вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных в Тематическом и Алфавитном указателях.

теиМППЕ СШШШГ Ий ТОЧГШ

Контактные номера телефонов специалиста по распространению агентства ИД «Экономическая газета» — (495) 152-65-58.

П0ДПИСКА-2007

П0ДПИСКА-2007

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.