Научная статья на тему 'Реализация государственной молодежной политики в высшей школе в представлении российского студенчества'

Реализация государственной молодежной политики в высшей школе в представлении российского студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / высшее образование / молодежная политика / ценности / компетенции / целевые установки / самореализация / youth / higher education / youth policy / values / competencies / goals / self-realization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюрина Юлия Александровна, Бойко Жанна Васильевна

В статье определена значимость образования как основы для личностного роста и профессионального становления, раскрывается реализация государственной молодежной политики, направленной на создание условий для самореализации студенческой молодежи в вузе. На основе проведенного Центром социологических исследований Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы социологического исследования определена и проанализирована результативность деятельности государственной молодежной политики в оценках студентов российских вузов. Применение деятельностно-активистского подхода способствовало определению категории «самореализация», а также позволило проанализировать комплекс задаваемых/желаемых мотивационнопобуждающих компонентов активности студенческой молодежи (ценности, компетенции, целевые установки), целенаправленно задаваемых государством условий (системные, структурнофункциональные аспекты) самореализации обучающихся в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тюрина Юлия Александровна, Бойко Жанна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of State Youth Policy in High School in the Representation of Russian Students

The article defines the importance of education as the basis for personal growth and professional development, reveals the implementation of state youth policy aimed at creating conditions for students self-realization at the university. Based on the sociological research conducted by the Center for Sociological Research of the North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service, the effectiveness of the state youth policy in the assessments of Russian university students was determined and analyzed. The use of an activity-activist approach contributed to the definition of the category “self-realization”, and also made it possible to analyze the complex of specified/desired motivational components of student activity (values, competencies, goals), conditions purposefully set by the state (systemic, structural and functional aspects) of self-realization students at the university.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной молодежной политики в высшей школе в представлении российского студенчества»

УДК 329.78:378

DOI 10.52575/2687-0967-2023-50-4-1072-1083 Оригинальное исследование

Реализация государственной молодежной политики в высшей школе в представлении российского студенчества

Тюрина Ю.А.1 , Бойко Ж.В. 2

1) Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 57 2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: jultur2005@yandex.ru. Boiko@bsu.edu.ru

Аннотация. В статье определена значимость образования как основы для личностного роста и профессионального становления, раскрывается реализация государственной молодежной политики, направленной на создание условий для самореализации студенческой молодежи в вузе. На основе проведенного Центром социологических исследований Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы социологического исследования определена и проанализирована результативность деятельности государственной молодежной политики в оценках студентов российских вузов. Применение деятельностно-активистского подхода способствовало определению категории «самореализация», а также позволило проанализировать комплекс задаваемых/желаемых мотивационно-побуждающих компонентов активности студенческой молодежи (ценности, компетенции, целевые установки), целенаправленно задаваемых государством условий (системные, структурно-функциональные аспекты) самореализации обучающихся в вузе.

Ключевые слова: молодежь, высшее образование, молодежная политика, ценности, компетенции, целевые установки, самореализация

Благодарности: Исследование выполнено в рамках инициативной НИР СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, номер в системе ЕГИСУ НИОКТР 122112800087-2

Для цитирования: Тюрина Ю.А., Бойко Ж.В. 2023. Реализация государственной молодежной политики в высшей школе в представлении российского студенчества. Via in tempore. История. Политология, 50(4): 1072-1083. DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-4-1072-1083

Implementation of State Youth Policy in High School in the Representation of Russian Students

Yu.A. Tyurina \ Z.V. Boyko 2

1} North-West Institute of Management RANEPA, 57 Sredny Ave. V.I., St. Petersburg 199034Russia; 2) Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod 308015, Russia E-mail: jultur2005@yandex.ru, Boiko@bsu.edu.ru

Abstract. The article defines the importance of education as the basis for personal growth and professional development, reveals the implementation of state youth policy aimed at creating conditions for students self-realization at the university. Based on the sociological research conducted by the Center for Sociological Research of the North-Western Institute of Management of the Russian Academy of

© Тюрина Ю.А., Бойко Ж.В., 2023

National Economy and Public Service, the effectiveness of the state youth policy in the assessments of Russian university students was determined and analyzed. The use of an activity-activist approach contributed to the definition of the category "self-realization", and also made it possible to analyze the complex of specified/desired motivational components of student activity (values, competencies, goals), conditions purposefully set by the state (systemic, structural and functional aspects) of self-realization students at the university.

Keywords: youth, higher education, youth policy, values, competencies, goals, self-realization

Acknowledgements: The study was carried out within the framework of the initiative research NWIM branch RANEPA, № 122112800087-2

For citation: Tyurina Yu.A., Boyko Z.V. 2023. Implementation of State Youth Policy in High School in the Representation of Russian Students. Via in tempore. History and political science, 50(4): 1072-1083 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-4-1072-1083

Введение

Сегодня создаются социально-экономические и политические условия, диктующие необходимость перехода на путь устойчивого общественного развития. Многие ученые в своих исследованиях высказывают опасения о потере ценностных ориентиров, духовности, культурных ценностей, которые являются ядром жизнедеятельности общества. Для решения возникающих на современном этапе проблем исследователи отмечают потенциальные возможности значимого института государства - молодежной политики, которая способствует выработке эффективных направлений деятельности, поиску определенных мер, способствующих созданию благоприятных условий для социального становления, самореализации, духовного и культурного роста молодого поколения.

В научных кругах давно ведутся дискуссии, раскрывающие особенности деятельности государственной молодежной политики в целом и российской в частности, описывающие образовательные инновации, значение компетентностного подхода в образовании и другие проблемы. П. Штомпка, создатель концепции «социального становления», отмечал, что «...люди своими действиями создают и воспроизводят контекст собственного существования, то есть те социальные структуры, которые, в свою очередь, становятся исходными условиями организационного или стимулирующего характера дальнейших действий» [Штомпка, 2005]. Продолжая мысль ученого, можно заметить, что современная государственная молодежная политика становится той структурой, которая создает динамику развития общества. Ряд исследователей раскрывает особенности реализации государственной молодежной политики на региональном уровне, указывает необходимость учитывать этнокультурные особенности регионов, специфику их ресурсов, на теоретическом и эмпирическом уровнях исследует противоречия в саморегуляции жизнедеятельности молодежи, обусловленные социально-групповыми и региональными условиями [Шаповалова, Маликова, 2017; Зубок и др., 2021]. Ряд ученых исследовал правовые аспекты российской государственной молодежной политики, отмечал необходимость закрепления в законодательстве Российской Федерации понятия «молодежная политика» [Неровная, Пальчикова, 2019; Платонов, 2021]. А.И. Платонов рассматривает вопросы реализации государственной молодежной политики с учетом современных угроз и вызовов, а также вопросы повышения эффективности современных технологий работы с молодежью [Платонов, 2021]. Отечественными учеными был обозначен широкий горизонт проблем современной российской молодежи, среди которых особое внимание уделено социальным проблемам активизации молодежного ресурса для решения модернизационных задач в российском обществе на данном этапе его развития [Пономарев и др., 2018; Пономарев и др., 2021].

В свое время ученые обращали внимание на то, что «особенно важно с первых дней обучения в вузе создать студентам условия для успешного старта (или продолжения) их

личностно-профессионального саморазвития» [Куликова, 1997]. Исследователи придают важность разработке методологических подходов к социологическому изучению саморегуляции жизнедеятельности молодежи в изменяющейся реальности [Зубок и др., 2021]. В научных дискуссиях признается важность образования, поскольку в его среде моделируется целостный образ выпускника вуза, свободная, духовная личность, ориентированная на общечеловеческие ценности, способная к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде [Лисовский, 2000; Запесоцкий, 2003]. Сегодня государство акцентирует свое внимание на молодежи, которая является основной движущей силой общественного развития. Молодежная политика, система образования работают над созданием условий для формирования мировоззренческих основ, для развития потенциала молодежи как силы, способной повести за собой, воплотить в жизнь ценности, принятые в обществе.

Государство взаимодействует с молодежью как опосредованно, так и напрямую, привлекая ее в активную деятельность общественных движений, организаций, к участию в молодежных творческих фестивалях разной направленности, в форумах, университетских клубах, которые становятся площадкой, где молодой человек «способен проявить свои умения и навыки, приобрести уверенность в своих силах, найти дело по душе» [Бойко, Гукова, Крупская, 2023]. Все эти усилия позволяют молодежи прочувствовать и осознать многочисленные процессы, происходящие в обществе, попытаться стать участником в поиске пути для решения возникающих проблем.

За последнее время был принят ряд документов, определяющих основные направления деятельности государства и общества в целях создания условий для дальнейшего развития. Как отмечает А.И. Платонов, «2020 год стал знаковым годом для сферы государственной молодежной политики (далее ГМП) в части нормативно-правового регулирования. Так, в 2020 году в Конституции Российской Федерации появилось упоминание о молодежной политике, приняты два важных основополагающих нормативно-правовых акта: профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью» и Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», подготовка которого осуществлялась более 25 лет» [Платонов, 2021]. Стоит отметить прошедшее на площадке Совета Федерации в июле 2023 года I заседание Общественного Экспертного совета по утверждению традиционных духовно-нравственных ценностей. Участники Федерального народного совета предложили конкретизировать перечень традиционных российских ценностей. Согласно указу президента № 809, к традиционным ценностям относятся: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [Киселева, 2023]. Российской Федерацией была принята Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, в которой государство видит приоритетной задачей «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [6]. Образование является базой для раскрытия и оформления мировоззренческих и профессиональных основ, духовного созревания личности, формирования собственного «Я». На современном этапе в системе российского образования с 2021 года [8] возникают нормативные изменения, пересматриваются подходы к «организации процесса воспитания и работы с молодежью с участием научно-преподавательского сообщества, формируется нормативно-методическая база для работы образовательных учреждений в реализации молодежной политики» [Тюрина, 2023].

Объекты и методы исследования

Учитывая научные изыскания, сформулированные концепты, становится очевидной необходимость усиления в образовании гуманитарной составляющей, которая остается определяющей в формировании духовной культуры, ценностных ориентаций студенческой молодежи, являющейся основной движущей силой общественного развития, а также ведения планомерной работы по реализации проводимых мер государственной российской молодежной политики, значимой задачей которой становится самореализация молодежи.

Согласно актуальности выбранной темы, объектом нашего исследования стала российская государственная молодежная политика. Предметом - является представление и оценка студенческой молодежью реализуемых направлений деятельности государственной молодежной политики в вузах. Цель исследования - на основе полученных данных социологического исследования описать представления студенческой молодежи о реализуемых в вузах направлениях деятельности молодежной политики.

Задачи исследования обусловили использование в качестве основных методов: теоретический анализ научной литературы и документальных материалов, включающих нормативно-правовую базу; сравнительный анализ; эмпирические методы (онлайн-анкетирование), аналитическое изучение и обобщение эмпирических данных; методы математической статистики.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечиваются методологической обоснованностью теоретических положений, применением математической обработки статистических данных.

В настоящее время происходит процесс постепенного ценностного переосмысления как на уровне государственных структур, так и общества, что влечет за собой попытку, с одной стороны, создать определенную модель образования, с другой стороны - благоприятные условия для ее реализации. Согласно этому, встает сложная и противоречивая задача - научить молодежь быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, адаптироваться к стремительной динамике жизни, осознанно включаясь в социальную мобильность, и наряду с этим сохранять устойчивость общечеловеческих ценностей, являющихся основополагающим ориентиром в многообразии отношений. Современная российская государственная молодежная политика становится тем инструментом, который способен помочь в решении обозначенных задач. На данный момент реализуются определенные меры, направленные на улучшение условий для социального становления, профессиональной самореализации молодежи, для ее полноценной социализации в быстроменяющемся мире. В связи с этим возникли интерес и необходимость провести анализ реализуемых направлений деятельности российской молодежной политики в вузах, через оценку и представления студентов.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что данный анализ позволит выявить проблемные области в деятельности государственной молодежной политики, а также увидеть в целом представление и оценку данного института в глазах студенческой молодежи.

Молодежь как носитель ценностных ориентиров, как субъект социокультурных отношений имеет свои особенности, представления о будущем. В данном исследовании сделана попытка рассмотреть взгляд студенческой молодежи на государственную молодежную политику, которая направлена на создание и улучшение условий для самореализации, профессионального и личностного становления.

Исследовательская проблема

Основная часть

В 2023 году Центр социологических исследований Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы провел опрос студентов российских вузов по проблемам самореализации студенческой молодежи. Исследованием было охвачено 6 российских городов: Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Белгород и Владикавказ. Всего в онлайн-опросе приняло участие 1 797 человек в возрасте от 18 до 22 лет, из числа которых 70 респондентов представляли Белгород. Деятельностно-активистский подход определил понимание категории «самореализация», которая рассматривается как процесс достижения актором целей, с применением индивидуальных качеств, способностей и объективных условий жизнедеятельности. Жизнеобеспечивающим ресурсом должен стать сам человек, способный к самосовершенствованию, самоорганизации и самореализации.

Для проведения исследования была разработана анкета, включающая вопросы разных видов, которые касались наличия интересов, ценностных предпочтений у студентов, что позволило выявить их приоритетность, отразить мотивационную сферу, формы активностей, понимание деятельности структурных подразделений в вузе. Рассмотрим целенаправленно задаваемые в рамках реализации молодежной политики мотивационно-побуждающие компоненты субъектов деятельности - представителей студенческой молодежи, которые являются участниками конструирования социального контекста жизнедеятельности, а именно: ценности; компетенции; целевые установки. Важно отметить, что указанные компоненты рассматриваются нами в комплексе, сформулированные на основе базовых нормативно-методических документов в сфере государственной политики. Данный комплекс компонентов, с одной стороны, представляет собой идеальный, желаемый результат организованной работы с молодежью, имеющей цель дальнейшего эффективного развития государства и общества, а с другой стороны, является основой для самореализации молодежи.

В этой связи интересным стал ответ на множественный дихотомический вопрос о том, что из представленного ценностного ряда является для молодых людей важным в жизни (табл. 1). В совокупной выборке испытуемых волнуют проблемы общечеловеческого характера и личные ценности, связанные с семьей, дружбой, общением.

Таблица 1

Жизненные приоритеты студенческой молодежи Life priorities of student youth

Вариант Россия Белгород

Свобода и независимость 70 % 73 %

Творчество 37 % 41 %

Любовь, романтические отношения 52 % 50 %

Гражданственность 8 % 4 %

Материальный достаток, благополучие 76 % 70 %

Власть, возможность руководить 19 % 13 %

Дружба, общение 7 % 61 %

Семья 75 % 67 %

Уважение со стороны других 41 % 40 %

Популярность 9 % 7 %

Престиж 18 % 17 %

Здоровье, хорошее самочувствие 77 % 76 %

Общественное признание 18 % 14 %

Природа, окружающая среда 33 % 26 %

Труд, возможность приносить пользу людям 38 % 36 %

Патриотизм 18 % 19 %

Другое 2 % -

Для российской молодежи, согласно полученным данным, первоочередной ценностью является здоровье и хорошее самочувствие - 77 %. Несомненно, что для поддержания здоровья, для самореализации необходимы материальные средства, согласно этому вторым приоритетом указан материальный достаток и благополучие - 76 %, затем свобода и независимость - 70 %. В силу своих особенностей молодежь стремится быть свободной в своем выборе, проявляет активность в своих действиях, желает быть полезной. Выборка ответов белгородской студенческой молодежи (приняли участие 70 человек) показала, что для них также приоритетной ценностью является здоровье и хорошее самочувствие -76 %, однако второе место получила позиция «Свобода и независимость» - 73 %, затем «Материальный достаток, благополучие» - 70 %, а также наряду с отмеченными ценностями респонденты высоко оценили ценности семьи - 67 % и «Дружба, общение» - 61 %. Молодежь в силу своих особенностей, создавшихся в последнее время сложных приграничных условий, а также проблем с коронавирусом, борьба с которым ограничила живое общение, переживает недостаток в общении. Несомненно, непосредственное взаимодействие с другими людьми является внутренним психологическим механизмом и способствует формированию определенных предпочтений, становлению мировоззренческих позиций, а также оказывает влияние на отношение к происходящему. Ответы, связанные с семьей, общением носят личностную направленность, и в тоже время отражают ценности, которые являются общепринятыми и представленными в правовом поле современного российского государства.

Показательными явились ответы, отражающие, насколько респонденты удовлетворены качеством получаемого образования. В целом российская молодежь довольна образовательной сферой, на что указали 91 % опрашиваемых, среди которых 45 % отметили, что полностью удовлетворены. Белгородская молодежь также высоко оценила получаемое образование - 83 %. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что в образовательных учреждениях в целом созданы условия для дальнейшего роста и самореализации молодежи. В этой связи интересным стало оценить, насколько высказанная позиция соответствует осведомленности студентов о реализующейся в вузе молодежной политике. Большая часть респондентов ответили, что располагают информацией об имеющихся возможностях вуза, его структурных подразделениях, чья деятельность направлена на выполнение задач работы с молодежью и создания условий для всестороннего ее развития (табл. 2). Следует отметить, что университет должен стать не только образовательным и научным центром, готовящим конкурентно способных профессионалов, нацеленным на потребности рынка, но и духовным центром, отличающимся особой нравственной атмосферой. Согласно полученным данным, белгородские вузы являются такими центрами, поскольку наиболее популярными направлениями деятельности или объединениями респонденты отметили совет студентов / аспирантов / совет обучающихся / самоуправление 16 % (знаю и активно участвую) и 62 % (знаю, но активно не участвую), студенческом добровольческом центре / волонтерских объединениях, движениях 13 % и 60 % (знаю, но активно не участвую), студенческом научном обществе 12 % и 62 % (соответственно). В Белгороде широко пропагандируется здоровый образ жизни, реализуются различные проекты и программы, в которых принимают участие студенты средних и высших учебных заведений области. Из всех респондентов указали осведомленность о студенческом спортивном клубе / спортивных командах, спортивных объединениях в образовательном учреждении, в котором учатся, и о творческих объединениях (театральных, вокальных, танцевальных и других) - 10 % и 66 % (соответственно). Молодежь также знает и о работе первичной профсоюзной организации студентов и аспирантов и проявляет в ней активность - 9 % и 62 % (соответственно).

Таблица 2

Осведомленность молодежи о проводимой молодежной политике в вузе (Белгород) Awareness of young people about the ongoing youth policy at the university (Belgorod)

Вариант Знаю, являюсь активным участником/ организатором Знаю, но активно не участвую Что-то слышал(а) Не знаю, узнал(а) об этом впервые Трудно сказать

8.1. Осведомленность о

совете студентов / Аспирантов / совете обу- 16 % 62 % 20 % 1 % 1 %

чающихся / самоуправ-

ления

8.2. Осведомленность о

первичной профсоюзной организации студентов и 9 % 62 % 20 % 6 % 3 %

аспирантов^^^^^^^^Н

8.3. Осведомленность о

студенческой медиа службе 7 % 63 % 19 % 7 % 4 %

8.4. Осведомленность о

студенческом научном обществе 12 % 62 % 21 % 1 % 4 %

8.5. Осведомленность о

студенческом спортивном клубе/спортивных 10 % 66 % 23 % - 1 %

командах, спортивных объединениях

8.6. Осведомленность о

профильных студенче- 7 % 60 % 21 % 9 % 3 %

ских отрядах^^^^^^^Н

8.7. Осведомленность о

студенческом добровольческом центре / волон- 13 % 60 % 23 % 3 % 1 %

терских объединениях,

движениях

8.8. Осведомленность о лиге КВН|ЦН1Н^1 7 % 67 % 17 % 6 % 3 %

8.9. Осведомленность о

творческих объединениях (театральных, во- 10 % 66 % 17 % 4 % 3 %

кальных, танцевальных

и других)

Обобщающим стал вопрос «Как Вы считаете, созданы ли в Вашем вузе условия для самореализации студентов?» из всех участников 51 % ответили «определенно созданы» и 39 % - «скорее созданы, но есть над чем поработать».

На вопрос «Есть ли у студентов вашего вуза возможность двусторонней прямой коммуникации с администрацией вуза через совет обучающихся, профсоюз обучающихся, институт старост и т. д.», подавляющее большинство опрошенных (79 %) ответили, что имеют такую возможность. Также в опросе 65 % респондентов отметили, что администрация вуза, в котором они учатся, поддерживает студенческие сообщества и индивидуальные инициативы. В этой связи хотелось бы заметить, что в НИУ «БелГУ» активно работает объединённый совет обучающихся «Союз студентов НИУ «БелГУ», который является постоянно действующим представительным органом [4].

На сегодняшний день является значимым создание цифровых возможностей для эффективной образовательной деятельности. Стремительно развивающиеся технологии создают цифровую сферу, куда активно вовлекаются вузы, которые тем самым обретают но-

вые возможности. На вопрос «Создана ли в Вашем вузе единая цифровая среда?», студенческая молодежь однозначно определила, что такая среда создана, в рамках которой работают личные кабинеты - 67 %, имеются цифровые помощники по всем направлениям жизнедеятельности обучающихся в вузе - 56 %, удобные приложения - 53 %, консъерж-сервис - 47 %. Сегодняшнее время требует от каждого умения пользоваться цифровыми технологиями. На уровне государственной политики в сфере цифровизации постепенно выстраиваются коммуникационные стратегии, внедряются новые технологии, обладающие потенциалом для формирования современного медиапространства.

Респонденты на вопрос «Созданы ли в Вашем вузе условия для сохранения и поддержания здоровья студентов?» ответили следующим образом: 67 % указали, что в вузе безопасная среда и условия обучения, а также 67 % отметили доступность инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом; 66 % обозначили - «популяризация здорового образа жизни», 63 % - первичная медико-санитарная помощь, 58 % - профилактика заболеваний. Согласно полученным данным, можно заключить, что в вузах Белгорода созданы условия для сохранения и поддержания здоровья обучающихся.

В целях выявления понимания студенческой молодежью важности тех или иных формируемых компетенций в процессе образования, а также реализации их в своей жизни, респондентам было предложено выбрать из перечисленных в вопросе качеств такого рода. Полученные данные указывают, что в фокус наибольшего внимания (46,66 %) студентов попадает саморазвитие, 42,60 % отметили дисциплинированность, 42,60 % - умение стратегически мыслить, 39,56 % указали правовую грамотность и способность к партнерству, сотрудничеству. Выбранные респондентами компетенции культивируются в региональных центрах компетенций, которые являются частью реализации государственной молодежной политики в вузах. Демонстрируя свое мнение о важности компетенций, опрашиваемые стремятся приобрести в большей степени надпрофессиональные компетенции, чем профессиональные. Перечень надпрофессиональных компетенций был составлен на базе данных Агентства стратегических инициатив [1]. Надпрофессиональные «проектные компетенции вошли в «основной список» и при разработке «пакета» компетенций в рамках активного развития профильных центров на базе высших учебных заведений начиная с 2021 г.» [Тюрина, 2023]. Таким образом, результат может свидетельствовать о представлениях студенческой молодежи, каким должен быть современный человек, получивший высшее образование.

Заключение

На основе вышеизложенного можно отметить, что государственная молодежная политика определяет вектор развития студенческой молодежи, на основе молодежных инициатив создает условия для их продвижения, ищет пути эффективного решения возникающих проблем. В социологическом исследовании, которое проходило в период с мая по сентябрь 2023 года, приняло участие 1 797 респондентов из 6 российских городов (Санкт-Петербург, Белгород, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Владикавказ). Применялась гнездовая, случайная выборка. В нашем исследовании описана часть проделанной большой работы. Сравнительный анализ взглядов российских и белгородских представителей студенческой молодежи о реализации молодежной политики позволил увидеть общие тенденции и региональные особенности. В целом ответы студентов свидетельствуют об их позитивном отношении к деятельности вузов, способствующих реализации научного и творческого потенциала молодежи, формированию необходимых для дальнейшего становления компетенций, а значит, позволяющих реализовать свои внутренние потребности. Молодых людей волнуют проблемы общечеловеческого характера и личные ценности, связанные с семьей, дружбой, общением, что является целью молодежной политики, направленной на формирование личности будущего профессионала и гражданина страны.

Представители студенческой молодежи в целом довольны качеством получаемого образования и определенно считают, что в их учебных заведениях созданы условия для их дальнейшего роста и самореализации. Данные показатели можно расценивать как положительный результат реализуемых мер государственной молодёжной политики в высшей школе. Примененная в исследовании методология позволила комплексно рассмотреть деятельность российской государственной молодежной политики в создании условий для самореализации и определить ее результативность, а также выявить проблемные стороны, требующие дальнейшей проработки и решения.

Список источников

Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL:

https://asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/future_skills/ Глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал о ключевых аспектах молодежной политики в вузах [Электронный ресурс]. URL: https: //minobrnauki .gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50610/ Навыки будущего [Электронный ресурс]. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/future_skills/ Объединённый совет обучающихся «Союз студентов НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс]. -

URL: https://bsuedu.ru/bsu/info/structure/detail .php?ID=245630 Реализация государственной молодёжной политики и воспитательная деятельность в вузах -приоритетные направления высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/273903692 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г.) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 6 марта 2018 г.). [Электронный ресурс]. -URL: https://base.garant.ru/ Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/

Список литературы

Березутский Ю.В. 2022. Ценностные установки молодежи как основа формирования ее правовой культуры. Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональный вектор. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 40--44.

Бойко Ж.В., Гукова И.Н., Крупская С.Ю. 2023. Студенческие клубы как эффективный способ формирования профессиональных компетенций в вузе. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке: Русская идентичность в этнокультурном дискурсе социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала. Том XX, Выпуск 2; 118-125 [Электронный ресурс]. URL: http: //eastj ournal.ru/ru/v78/ (дата обращения 10.10.2023).

Запесоцкий А.С. 2003. Какого человека должна сформировать сегодня система образования?

Высшее образование в России, 3: 75-81. Залещук В.Г., Надеева М.В. 2020. Самореализация молодежи и ее ценностные основания. MODERN SCIENCE учредители: научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 4-5: 279-286. Зубок Ю.А. [и др.]. 2021. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография. Науч. ред. Ю.А. Зубок. Белгород, ООО «Эпицентр». 500. Инновационный потенциал молодежи: патриотическое сознание и практика гражданского участия. 2013. Материалы Всероссийской молодежной науч.-практич. конф. (Екатеринбург, 8-9 октября 2013 г.). Отв. за вып. Д.Ю. Нархов. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та. 306.

Киселева А. 2023. Что обсуждали на экспертном совете по духовно-нравственным ценностям [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/07/24/986551-chto-obsuzhdali-na-ekspertnom-sovete-po-duhovno-nravstvennim-tsennostyam (дата обращения 10.10.2023).

Куликова Л.Н. 1997. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 315: 268.

Лисовский В.Т. 2000. Ценности жизни и культуры современной молодёжи (социологическое исследование). Тугариновские чтения. Материалы науч. сессии, вып. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философ. об-во; 40-44.

Неровня Н.Н., Пальчикова Л.А. 2019. Государственная молодежная политика и ее закрепление в законодательстве в Российской Федерации. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Часть 2. Пенза, издательство: Наука и Просвещение. 123-125.

Платонов А.И. 2021. Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью. Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 13 апреля 2021 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 9-19 [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/103996 (дата обращения: 04.11.2023).

Пономарев А.В. [и др.]. 2018. Тренды молодежной политики в зеркале социальных наук и технологий: монография. Под общей редакцией д-ра пед. наук А.В. Пономарева, канд. филос. наук Н.В. Поповой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 260.

Пономарев А.В. [и др.]. 2021. Профессиональное образование и социальное партнерство в работе с молодежью: монография. Под ред. А.В. Пономарева, Н.В. Поповой. М., Юрайт; 253.

Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства: коллективная монография. 2017. Под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. наук, проф. С.В. Рязанцева и д-ра социол. наук, проф. Т.К. Ростовской. М., ИТД «ПЕРСПЕКТИВА»; 600: 19.

Ростовская Т.К. [и др.]. 2018. Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи: монография М., Изд-во Российского государственного социального университета; 198.

Тюрина Ю.А. 2023. Государственная молодежная политика: вуз в обеспечении условий самореализации обучающихся. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Том XX. Выпуск 2. Хабаровск; 183-190 [Электронный ресурс]. URL:

http://eastjournal.ru/ru/v78/ (дата обращения 10.10.2023).

Тюрина Ю.А. 2023. Проектная деятельность в реализации государственной молодежной политики в вузах. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Том XX. Выпуск 3. Хабаровск; 144-150 [Электронный ресурс]. URL: http://eastjournal.ru/ru/v79/ (дата обращения: 10.10.2023).

Шаповалова И.С., Маликова Е.В. 2017. Реализация государственной молодежной политики в России: региональный аспект [Электронный ресурс]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossii-regionalnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 02.11.2023).

Штомпка П. 2005. Социология. Анализ современного общества; пер. пер. с польск. С.М. Червонной. М., Логос; 664.

Giddeens A. 1984. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge, Polity, 402.

References

Berezutsky Yu.V. 2022. Values of Young People as the Basis for the Formation of Their Legal Culture. Current Issues of Ensuring the Rights and Freedoms of Man and Citizen: Regional Vector. Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. Khabarovsk, 40-44 (in Russia).

Boyko Zh.V., Gukova I.N., Krupskaya S.Yu. 2023. Student Clubs as an Effective Way to Develop Professional Competencies at a University. Social and Human Sciences in the Far East: Russian

Identity in Ethnocultural Discourse, Socio-Pedagogical Technologies in the Socialization of the Future Professional. Volume XX, Issue 2; 118-125 [Electronic Resource]. URL: http://eastjournal.ru/ru/v78/ (access date: 10.10.2023) (in Russia).

Zapesotsky, A.S. 2003. What Kind of Person Should the Education System Create Today? Higher Education in Russia, 3; 75-81 (in Russia).

Zaleshchuk V.G., Nadeeva M.V. 2020. Self-Realization of Youth and its Value Foundations. MODERN SCIENCE Founders: Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Research". 4-5, 279-286 (in Russia).

Zubok Yu.A. [and etc.]. 2021. Self-Regulation of Youth Life: Methodology and Social Practices: Monograph. Scientific ed. Yu.A. Tooth. Belgorod, Epicenter LLC, 500 (in Russia).

Innovative Potential of youth: Patriotic Consciousness and Practice of Civic Participation. 2013. Materials of the All-Russian Youth Scientific and Practical. Conf. (Ekaterinburg, October 8-9, 2013). Otv. per issue D.Yu. Narkhov. Ekaterinburg: Ural Publishing House University; 306 (in Russia).

Kiseleva A. 2023. What was Discussed at the Expert Council on Spiritual and Moral Values [Electronic Resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/07/24/986551-chto-obsuzhdali-na-ekspertnom-sovete-po-duhovno-nravstvennim-tsennostyam (access date 10/10/2023) (in Russia).

Kulikova L.N. 1997. Problems of Personal Self-Development. Khabarovsk: KhSPU Publishing House; 315: 268 (in Russia).

Lisovsky V.T. 2000. Values of Life and Culture of Modern Youth (Sociological Research). Tugarinov's Readings. Scientific Materials Sessions, Vol. 1. St. Petersburg., St. Petersburg Philosopher. About; 40-44 (in Russia).

Nerovnya N.N., Palchikova L.A. 2019. State Youth Policy and its Consolidation in Legislation in the Russian Federation. Innovative Development: the Potential of Science and Modern Education: Collection of Articles of the V International Scientific and Practical Conference: in 2 hours. Part 2. Penza, Publisher: Nauka i Prosveshchenie, 123-125 (in Russia).

Platonov A.I. 2021. State Youth Policy: Challenges and Modern Technologies of Working with Youth. State Youth Policy: Challenges and Modern Technologies of Working with Youth: Materials of the International Youth Research Conference (Ekaterinburg, April 13, 2021). Ekaterinburg, Ural Publishing House University; 9-19 [Electronic Resource]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/103996 (access date: 11/04/2023) (in Russia).

Ponomarev [and others]. 2018. Youth Policy Trends in the Mirror of Social Sciences and Technologies: Monograph. Under the General Editorship of Dr. ped. Sciences A.V. Ponomareva, Ph.D. Philosopher Sciences N.V. Popova. Ekaterinburg, Ural Publishing House University; 260 (in Russia).

Ponomarev A.V. [and etc.]. 2021. Professional Education and Social Partnership in Working with Youth: Monograph. Ed. A.V. Ponomareva, N.V. Popova. M., Yurayt Publishing House, 253 (in Russia).

Russian Youth: Socio-Demographic Portrait and Value System in the Context of the Multinational Foundation of the Russian State: Collective Monograph. 2017. Ed. Corresponding Member RAS, Doctor of Economics Sciences, Prof. S.V. Ryazantsev and Dr. Sociol Sciences, prof. T.K. Rostovskaya. M.: ITD "PERSPECTIVE"; 600:19 (in Russia).

Rostovskaya T.K. [and etc.]. 2018. Youth Policy in the System of Formation of Civil Identity of Modern Youth: Monograph M., Publishing House of the Russian State Social University; 198 (in Russia).

Tyurina Yu.A. 2023. State Youth Policy: Universities in Providing Conditions for Self-Realization of Students. Social and Human Sciences in the Far East. Volume XX. Issue 2. Khabarovsk; 183-190 [Electronic Resource]. URL: http://eastjournal.ru/ru/v78/ (access date 10.10.2023) (in Russia).

Tyurina Yu.A. 2023. Project Activities in the Implementation of State Youth Policy in Universities. Social and Human Sciences in the Far East. Volume XX. Issue 3. Khabarovsk; 144-150 [Electronic Resource]. URL: http://eastjournal.ru/ru/v79/ (access date 10.10.2023) (in Russia).

Shapovalova I.S., Malikova E.V. 2017. Implementation of State Youth Policy in Russia: Regional Aspect [Electronic Resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossii-regionalnyy-aspekt/viewer (date of access: 02.11.2023) (in Russia).

Sztompka P. 2005. Sociology. Analysis of Modern Society; Lane from Polish C.M. Chervonnaya. M., Logos; 664 (in Russia).

Giddeens A. 1984. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge, Polity, 402.

Поступила в редакцию: 02.09.2023 Received: 02.09.2023

Поступила после рецензирования: 02.10.2023 Revised: 02.10.2023 Принята к публикации: 25.10.2023 Accepted: 25.10.2023

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Тюрина Юлия Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление», Северо-Западный институт управления РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, Россия (ЖСШ: 0000-0002-5165-2418

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yulia A. Tyurina, Doctor of Sciences in Sociology, Professor of the Department of State and Municipal Administration, North-West Institute of Management RANEPA, St. Petersburg, Russia

Бойко Жанна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений, зарубежного регионоведе-ния и политологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия ОЯСШ: 0009-0000-6230-1798

Zhanna V. Boyko, Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Relations, Foreign Regional Studies and Political Science, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.