8. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016 г.: Статистический сборник/ Ред. колл.: С.Н. Егоренко, Н.С. Бугакова и др. - М.: Росстат, 2016. - 1326 с. [Эл. ресурсу/URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm (дата обращения: 10.09.2018).
9. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 г.: Статистический сборник/ Ред. колл.: С.Н. Егоренко, Н.С. Бугакова и др. - М.: Росстат, 2017. - 1402 с. [Эл. ресурсу/URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (дата обращения: 10.09.2018).
Sources:
1. Kh. A. Abdurkhmanov. Modern Paradigms of Managing the Labor Potential / Bulletin of Saratov State Technical University. 2008. Volume 4. No.1 (36), p. 112-118.
2. Andreeva N. Yu. The role of education in the formation of labor potential / Creative Economy. 2012. Volume 6. № 7, p. 106-112.
3. Vasiliev P. P., Karmizov A. E. Managing labor potential in overcoming the effects of the economic crisis / State and municipal management. Scientific notes of SKAGS. 2015. №4, p.22-27
4. Vorobiev, A. A. Labor Potential of the Regions of the Volga Federal District: Analysis and Opportunities to Increase It / Economics and Entrepreneurship. 2015. 12-2 (65), p. 410-413.
5. Ivanov S. A. Directions for the creation of an innovative system for managing the labor potential of a region / Economics and Management. 2007. № 6 (36), p. 66-70
6. Methodological explanations of the Federal State Statistics Service [Electronic resource] / Access Mode: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Met-nef.pdf (access date: 20.09.2018).
7. Regions of Russia. Socio-Economic Indicators - 2011: Statistical Compendium / Ed. call: MA Dianov, I.I. Bolotov et al. - M .: Rosstat, 2011. - 990 p. [El. resource] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_14p/Main.htm (access date: 09/10/2018).
8. Regions ofRussia. Socio-Economic Indicators - 2016: Statistical Collection / Ed. Coll .: S.N. Egorenko, N.S. Buga-kova et al. - Moscow: Rosstat, 2016. - 1326 p. [El. resource] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm (access date: 09/10/2018).
9. Regions ofRussia. Socio-Economic Indicators - 2017: Statistical Collection / Ed. Coll .: S.N. Egorenko, N.S. Buga-kova et al. - M .: Rosstat, 2017. - 1402 p. [El. resource] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (access date: 09/10/2018).
А. А. Воробьев
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления,
Институт управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет
A. A. Vorobiev
Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University А. В. Непогожева студентка 4 курса, Институт управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Республика Татарстан, г. Казань
A. V. Nepogozheva 4th year student,
Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В данной статье представлен анализ государственной молодежной политики, проводимой Республикой Татарстан. Акцент делается на статистической информации об основных составляющих молодежной политики: вовлеченность населения в занятия физической культурой и спортом, доля молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации соответствующей государственной программы, а также структура безработицы среди молодежи. Рассмотрены основные субъекты, занимающиеся молодежной политикой, выделены основные реализации молодежной политики, актуальные проблемы государственной молодежной политики Республики Татарстан, например, неучастие некоторых муниципальных районов в мероприятиях данной сферы, проводимыми органами власти Татарстана. Определены стратегические направления для совершенствования молодежной политики региона. Обосновано разделение Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан на два отдельных государственных органа.
Annotation. This article presents an analysis of the state youth policy in the Republic of Tatarstan. The focus is on statistical information about the main components of youth policy: the involvement of the population in physical education and sports, the proportion of young families who have improved housing conditions in the framework of the relevant state program, the structure of youth unemployment. The main actors involved in youth policy are considered,
the main implementations of youth policy, current problems of the state youth policy of the Republic of Tatarstan are highlighted, for example, the non-participation of some municipal districts in the activities of this sphere conducted by the goverment of Tatarstan. The strategic directions for improving the youth policy of the region are defined. The division of the Ministry of Youth and Sports of the Republic of Tatarstan into two separate authorities was substantiated.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, физическая культура и спорт, молодежь, Республика Татарстан.
Keywords: state youth policy, physical culture and sport, youth, the Republic of Tatarstan.
В Республике Татарстан по состоянию на первое января 2018 года молодежь составляет 22% от общей численности населения. Основные задачи, принципы, направления и формы реализации государственной молодежной политики в Республике Татарстан определены в Законе «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан». Согласно этому Закону, молодыми гражданами признаются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Однако доля молодежи среди всего населения Татарстана падает на протяжении последних 5 лет.
Реализацией молодежной политики на территории Республики Татарстан занимаются различные субъекты. По состоянию на 1 января 2018 года молодежная инфраструктура Республики Татарстан насчитывает 353 учреждений и включает 11 республиканских учреждений для молодежи:
• Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ;
• Республиканский центр студенческих трудовых отрядов;
• Республиканский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост»;
• Молодежный центр Республики Татарстан;
• Молодежный центр «Идель»;
• Молодежный центр «СЭЛЭТ»;
• Республиканский центр по поддержке творчески одаренныхдетей и молодежи «Созвездие - Йол-дызлык»;
• Республиканский центр по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков
«Лето»;
• Республиканский спортивно-патриотический центр «Патриот»;
• Республиканский центр «Черноморец.
В целях создания преемственной системы развития интеллектуально- творческого потенциала детей и молодежи в 2014 году Кабинетом Министров РТ была утверждена государственная программа «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Университет талантов позиционирует себя как институт развития, способствующий раскрытию способностей у молодых людей, которые проявили себя в различных олимпиадах, конференциях, проектах.
Развитие молодежных общественных организаций проводится по трем направлениям:
1) создание под председательством глав администраций муниципальных координационных Советов по работе с молодежью;
2) создание на базе предприятий молодежных организаций;
3) формирование муниципальных молодежных правительств.
Реализация молодежной политики в Республике Татарстан неразрывно связана с популяризацией занятий физической культурой и спортом. Ежегодно увеличивается доля населения республики, систематически занимающаяся спортом (рисунок 1)
Рисунок 1 - Доля населения Республики Татарстан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, %
Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система
Благодаря тому, что физическая культура остается обязательным предметом в средних и высших учебных заведениях, растет число школьников и студентов, занимающихся спортом (рисунок 2).
Рисунок 2- Доля обучающихся и студентов Республики Татарстан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, %
Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система
Большое внимание в Татарстане уделяется вовлечению в спорт людей с ограниченными возможностями здоровья: создается необходимая инфраструктура, проводятся социально ориентированные мероприятия.
Рисунок 3 - Доля лиц Республики Татарстан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности
данной категории населения, %
Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система
Большое внимание уделяется развитию дворового спорта. Растет количество построенных спортивных сооружений. С 2013 года при поддержке Президента РТ Р. Н. Минниханова начался масштабный проект по строительству универсальных спортивных площадок по всей территории Республики Татарстан.
10 578 10 588
10230 «00 67Э0 8000
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Рисунок 4 - Количество спортивных сооружений в Республике Татарстан
Источник: годовой отчет Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
Постепенно реализуется Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий». За весь период поддержка была оказана 4095 семьям, из которых 90 в 2016 году.
Рисунок 5 - Количество молодых семей, получивших государственную поддержку в рамках Закона РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий»
Источник: годовой отчет Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
Однако здесь также можно выделить проблему - молодые семьи не всех районов принимают участие в реализации подпрограммы. Так за 10 лет существования программы помощь не получила ни одна семья из Аль-кеевского, Верхнеуслонского, Дрожжановского, Новошешминского, Тюлячинского и Черемшанского районов.
Рисунок 6- Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище», в разрезе муниципальных районов и городских округов
Источник: годовой отчет Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
Для улучшения сложившейся ситуации необходимо:
• проводить различные встречи с субъектами реализации подпрограммы;
• снизить требования для участников из отдаленных районов;
• сделать дифференцированный подход к портфолио, достижениям (семьи, например, из Казани имеют больше шансов «показать себя», участвовать в различных грантах и конкурсах, чем участники из муниципальных районов).
Мало молодых семей улучшают свои жилищные условия, так как невсе регионы имеют достаточных для этого средств, а финансирование из федерального бюджета составляет не более 20 %, поэтому в Законе необходимо четко прописать, в каком размере должны поступать средства из региональных и местных бюджетов. Нужно также отменить положение, запрещающее приобретение вторичного жилья.
Решение данной проблемы важно для Республики Татарстан и для России в целом, так как от качества жизни молодых семей зависит демографическая ситуация.
Стабильно первые позиции по эффективности реализации молодежной политики занимает г. Казань и г. Набережные Челны. Во всех муниципальных образованиях Республики также приняты муниципальные программы развития молодежной политики.
Одной из проблем в реализации молодежной политики в Республике Татарстан является низкий уровень участия у Арского, Атнинского, Камско- Устьинского и Сармановского районов. Решением могут стать увеличение доли в финансировании деятельности районов, увеличение числа мероприятий по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи (эти показатели индикатора также являются низкими).
Среди молодого поколения наблюдается высокий уровеньбезработицы, который растет уже на протяжении 15 лет (рисунок 7).
Без р в Бит- Б там числе в вазрвсте, лет Средник
ные -всего дэ 20 20-24 25-29 30-3-1 35-39 40-44 45-4Э 50-54 00-72 ввзрвст &еярвБот-ных, лет
Всего
2000 100 9,6 17,2 12,5 11,6 13,6 12,9 10,4 6,4 3,0 2,8 347
2010 100 5,9 20,8 15,0 117 9,6 8,5 10,5 10;1 57 2,2 35;3
2011 100 5.4 20,5 15,2 12,0 97 8,3 97 10,6 6,0 2,5 35,5
2012 100 4,8 22,3 16,0 11,7 10,2 7.9 9:1 10;1 5,6 2;3 35;1
2013 100 4.3 21,3 15,6 11,9 10,2 8,5 9,1 10,5 6,0 2,7 35,6
2014 100 4,2 20,3 15,8 12,4 10,2 8,6 8,7 10,5 6,3 2,9 35,8
2015 100 47 19,8 16,1 12,7 10,3 8,8 8,1 10,4 6,4 2,8 35.7
Рисунок 7. Структура безработных по возрастным группам (в процентах к итогу)
Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система
В целях урегулирования этой ситуации следует:
• создать единую службу занятости для молодежи во всех муниципальных районах Республики Татарстан;
• создать республиканский центр профориентации школьников;
• предоставить больше льгот работодателям, частному бизнесу (например, освободить от уплаты части налогов), у которых определенная доля работников будет выпускниками средне- специальных и высших учебных заведений (перенять опыт КНР);
• проводить встречи с работодателями предприятий, расположенных в сельской местности, на базе центров занятости или вузов (опыт Японии);
• в тех отраслях, где наблюдается недобор рабочей силы, выпускникам без опыта работы можно предлагать заключать контракты на определенный срок, а при продлении контракта предоставлять льготы (единовременная ссуда, подъемные и т.п. - подобный опыт оказания первичной финансовой поддержки есть во Франции).
Еще одной проблемой являются перебои с финансированием и сдвигание сроков реализации программ. Это связано с тем, что молодежная политика в Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, реализуется через проекты, которые проходят рассмотрение органами государственной власти на основе открытого конкурса, при этом не всегда понятно, какой бюджет должен их финансировать.
Отсутствие нормативно-правового регулирования и четкой структуры органов государственной власти, занимающихся реализацией государственной молодежной политикой, также вызывают ряд вопросов. Выстраивание вертикали власти, проводимое в начале этого века В. В. Путиным, почему-то не затронуло молодежную сферу, а принятые в разные периоды стратегии государственной молодежной политики в РФ не учитывали региональную специфику.
Решение данных проблем видим в принятии ФЗ «О государственной молодежной политики в РФ» и соответствующих поправок в Конституции РФ, а также в дифференцированном подходе, как в Германии, когда молодежная политика реализуется на трех уровнях - федеральном, региональном и местном. Нельзя оставлять без внимания законодательства субъектов, специальные уполномоченные органы должны проверять законы регионов на соответствие культурным, историческим особенностям молодежи субъектов РФ и возможностям региональных властей финансировать проводимые мероприятия.
Без внимания остается такой важный вопрос, как система контроля над реализацией молодежной политики. В России к инструментам мониторинга относятся в основном ежегодные доклады и социологические исследования, которые, по сути, являются необъективными. В Республике Татарстан по итогам реализации молодежной политики за 2016 год Атнинский муниципальный район не предоставил сведения по развитию нормативно- правовой базы, что искажает представления о политике по всему региону. Возможно, стоит подумать об ужесточении наказания за подобные упущения и создании уполномоченного органа, где независимые эксперты собирали бы необходимую для отчетов информацию, данная практика уже есть в Германии.
На сегодняшний день развивается и инфраструктура молодежной политики в Республике Татарстан. Так в 2016 году было введено в эксплуатацию 9 спортивных объектов. Вновь создаются молодежные центры, однако
их недостаточно. Для удовлетворения нужд молодежи необходимо создание как минимум одного молодежного центра в каждом муниципальном районе. Такие учреждения могли бы стать центром координации молодежной политики, для этого необходимо их популяризировать.
В связи с тем, что молодежная политика является приоритетным направлением не только в Республике Татарстан, но и в Российской Федерации в целом, в июне 2018 года Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан было разделено на два - Министерство спорта и Министерство по делам молодежи, которые возглавили Владимир Леонов и Дамир Фаттахов, соответственно. Данная процедура также объясняется тем, что в последние несколько лет в Татарстане проводится большое количество спортивных мероприятий, что требует наличие отдельного органа в спортивной сфере для проведения их на более высоком уровне.
Несмотря на выявленные пробелы в реализации молодежной политики на территории Республики Татарстан, развитие региона находится на достойно высоком уровне. Об этом свидетельствуют Индекс развития человеческого потенциала, количество и уровень проводимых спортивных и социальных мероприятий, признание Федеральным агентством по делам молодежи Республику Татарстан лучшей в сфере работы с молодежью по итогам 2017 года, а сама сфера молодежной политики является более проработанной, чем на федеральном уровне.
Источники:
1. Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года №1983-XII «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан
2. Указ Президента Республики Татарстан №УП--454 от 22 июня 2018 года «О преобразовании Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан».
3. Материалы коллегии «Итоги работы Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан за
2016 год».
4. Материалы коллегии «Итоги работы Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан за
2017 год»
5. Росмолодежь - Федеральное агентство по делам молодежи [Эл. ресурсу/URL: https://fadm.gov.ru.
6. Единая межведомственная информационно-статистиеская система [Эл. ресурсу/URL: https://fedstat.ru . Sources:
1. Law of the Republic of Tatarstan of October 19, 1993 No. 1983-XII "On Youth and State Youth Policy in the Republic of Tatarstan
2. Decree of the President of the Republic of Tatarstan No. UP-454 of June 22, 2018 "On the transformation of the Ministry of Youth and Sport of the Republic of Tatarstan".
3. Materials of the board "Results of the work of the Ministry of Youth and Sports of the Republic of Tatarstan for
2016".
4. Materials of the board "Results of the work of the Ministry of Youth and Sports of the Republic of Tatarstan for
2017"
5. Rosmolodezh - Federal Agency for Youth Affairs [El. resource] // URL: https://fadm.gov.ru.
6. Unified interagency information and statistical system [El. resource] // URL: https://fedstat.ru.
УДК 330.341:316.4; 330.35:316.4
К.В. Карпенко,
Доцент кафедры Экономики, менеджмента и государственного управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, кандидат экономических наук, доцент
K. V. Karpenko,
Associate Professor of Economics, management and public administration Federal state Autonomous educational institution of higher education "North Caucasus Federal University " in Pyatigorsk, candidate of economic Sciences, associate Professor
e-mail:nnn-nauka@yandex. ru А.В. Золотарёва, М.В. Котова, А.Г. Лоскутов, магистранты кафедры Экономики, менеджмента и государственного управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, A. V. Zolotareva., M. V. Kotova, A. G. Loskutov, undergraduates of the Department of Economics, management and public administration Federal state Autonomous educational institution of higher education "North Caucasus Federal University " in Pyatigorsk, e-mail:nnn-nauka@yandex ru
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В настоящее время механизмы, применяемые государственной властью, способствуют успешному регулированию показателей, характеризующих экономический рост, уровень жизни населения и др.