Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МИНСПОРТ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верзакова Дарья Алексеевна, Колмакова Ирина Дмитриевна

В статье рассмотрена нормативно-правовая база реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Исследование проводилось на примере Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области. В статье проведен анализ нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, а также анализ объемов оказания государственной (муниципальной) услуги по спортивной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Верзакова Дарья Алексеевна, Колмакова Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE STATE AND MUNICIPAL SOCIAL ORDER

The article considers the regulatory framework for the implementation of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) services in the social sphere. The study was conducted on the example of the Ministry of Physical Culture and Sports of the Chelyabinsk region. The article analyzes the current regulatory legal acts of the federal and regional levels, analyzes the number of recipients of state (municipal) sports training services. The implementation of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) social services is considered by the state and non-state sectors of the economy. The author gives an assessment of the implementation of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) services in the social sphere. Indicators of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) services are considered for the next, first and second year of the planning period.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

УДК 352/354-1 DOI 10.47475/2618-9852-2022-17101

ББК 67.401.02

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Д. А. Верзакова, И. Д. Колмакова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия.

В статье рассмотрена нормативно-правовая база реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Исследование проводилось на примере Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области. В статье проведен анализ нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, а также анализ объемов оказания государственной (муниципальной) услуги по спортивной подготовке.

Ключевые слова: государственная услуга, спортивная подготовка, социальный заказ, Челябинская область, спорт, государственное управление, государственная политика, Минспорт Челябинской области.

IMPLEMENTATION OF THE STATE AND MUNICIPAL SOCIAL ORDER

I.D. Kolmakova, D.A. Verzakova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article considers the regulatory framework for the implementation of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) services in the social sphere. The study was conducted on the example of the Ministry of Physical Culture and Sports of the Chelyabinsk region. The article analyzes the current regulatory legal acts of the federal and regional levels, analyzes the number of recipients of state (municipal) sports training services. The implementation of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) social services is considered by the state and non-state sectors of the economy. The author gives an assessment of the implementation of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) services in the social sphere. Indicators of the state (municipal) social order for the provision of state (municipal) services are considered for the next, first and second year of the planning period.

Keywords: public service, sports training, social order, Chelyabinsk region, sports, public administration, public policy, Ministry of Sports of the Chelyabinsk region.

Государственной Думой Российской Федерации 07 июля 2020 года принят Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который осуществляет регулирование по вопросам формирования,

реализации и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере [1]. Социальные услуги в рамках реализации государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг предоставляются

физическим лицам. Распоряжением Правительства Российской Федерации реализация государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере осуществляется на территории 30 субъектов Российской Федерации, в числе которых Челябинская область [2].

В Челябинской области деятельность по предоставлению государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере регламентирует разработанный и утвержденный Постановлением Правительства Челябинской области Порядок формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов исполнительной власти Челябинской области [3].

Полномочными органами являются органы исполнительной власти Челябинской области, которые являются ответственными за реализацию государственной политики на территории региона в установленных сферах, осуществляющие утверждение и обеспечение предоставления государственной (муниципальной) услуги [4].

Финансирование государственных (муниципальных) услуг физическим лицам, проживающим на территории Челябинской области, осуществляется из бюджета региона, за счет выделения субсидий. Государственные услуги оказываются в таких отраслях социальной сферы, как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм [5]. Государственный социальный заказ ежегодно утверждается органом исполнительной власти Челябинской области не позднее двух рабочих дней со дня утверждения бюджетной отчетности.

Перечень направлений оказываемых государственных (муниципальных) услуг на территории Челябинской области и полномочных органов представлен в табл.1.

Согласно данным табл. 1, государственные услуги в регионе предоставляются 4 полномочными органами по четырем социальным направлениям.

Государственный социальный заказ представляет собой электронный документ в государственной информационной системе Челябинской области, определенной Правительством Челябинской области и состоит из трех разделов и восьми подразделов [6]. Органы исполнительной власти Челябинской области на своих официальных сайтах в начале года размещают реестр государственных социальных заказов [7]. В течение года в государственный социальный заказ возможно внесение изменений. Изменения также публикуются в государственной информационной системе.

Структура государственного социального заказа представлена в табл. 2 [8].

На примере Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области нами была рассмотрена реализация государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на примере предоставления услуги по спортивной подготовке.

Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области осуществляет реализацию государственной (муниципальной) услуги по спортивной подготовке, как за счет привлечения организаций государственного сектора, так и за счет привлечения организаций негосударственного сектора экономики. Ежегодно рост предложений по оказанию услуг в негосударственном секторе увеличивается по сравнению с государственным сектором, это связано с дефицитом мест или отсутствием необходимой инфраструктуры, инвентаря и оборудования у учреждений государственного сектора. Государство привлекает негосударственный сектор экономики для оказания государственных социальных услуг с целью повышения доступности и качества оказываемых услуг [9].

Таблица 1

Перечень направлений оказываемых государственных (муниципальных) услуг

и полномочных органов

Наименование полномочного органа Направление государственной (муниципальной) услуги

Министерство социальных отношений Челябинской области социальное обслуживание (услуги в сфере социального обслуживания в стационарной форме не предоставляются)

Министерство здравоохранения Челябинской области санаторно-курортное лечение (услуги в рамках государственной социальной помощи не предоставляются)

Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области спортивная подготовка

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области содействие занятости населению

Таблица 2

Структура государственного социального заказа

Наименование раздела Наименование подразделов

Раздел I. Общие сведения о государственном социальном заказе в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода подраздел 1 —сведения на очередной финансовый год; подраздел 2 — сведения на первый год планового периода; подраздел 3 — сведения на второй год планового периода; подраздел 4 — сведения на срок оказания государственных услуг за пределами планового периода.

Раздел II. Сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (укрупненной государственной услуги) в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода подраздел 1 — сведения на очередной финансовый год; подраздел 2 — сведения на первый год планового периода; подраздел 3 — сведения на второй год планового периода; подраздел 4 — сведения на срок оказания государственной услуги за пределами планового периода.

Раздел III. Сведения о показателях, характеризующих качество оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу) в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода -

Потенциал привлечения негосударственного сектора заключается в предоставлении гражданам выбора и условий предоставления услуг.

Формирование государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области осуществляет после предоставления уполномоченными органами сведений об объеме оказания государственных услуг в социальной сфере, оказываемых на основании государственного задания, утвержденного государственными учреждениями.

Согласно Распоряжению Правительства Челябинской области, определение исполнителей государственной услуги путем отбора (привлечение негосударственных организаций), осуществляется по следующим направлениям [10]:

— спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Тхэквондо. Этап начальной подготовки;

— спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Дзюдо. Этап начальной подготовки;

— спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Спортивная гимнастика. Этап начальной подготовки.

Согласно Распоряжению Правительства Челябинской области, осуществление услуги негосударственными организациями осуществляется с 01 января 2022 года.

Для отбора исполнителей государственной услуги по спортивной подготовке Министерством

по физической культуре и спорту была организована процедура отбора, включающая размещение на официальном сайте объявления о проведении конкурса на заключение соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере, прием документов, заседание конкурсной комиссии и объявление результатов конкурса.

Принять участие в конкурсе имела право любая негосударственная организация, независимо от организационно-правовой формы, соответствующая необходимым требованиям и предоставившая в установленные сроки перечень необходимых документов [11].

В конкурсе приняли участие четыре негосударственных учреждения:

— Миасская городская общественная спортивная организация Федерация тхэквондо «Кумган» (духовная сила);

— Челябинская областная общественная организация Спортивный клуб дзюдо «Ичибан»;

— Автономная некоммерческая организация дополнительного образования клуб дзюдо «Синара» г. Снежинск;

— Региональная общественная организация «Федерация по спортивной гимнастике Челябинской области».

Привлечение негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг посредствам выделения субсидии из бюджета Челябинской области требует создания новых правовых конструкций и формирования новой парадигмы бюджетных взаимоотношений.

Сведения об объеме оказания государственной услуги по спортивной подготовке негосударственным сектором на 2022 год представлены в табл. 3.

Таблица 3

Объем оказания государственной услуги по спортивной подготовке негосударственным сектором

По данным табл. 3 можно сделать вывод, что объем оказания услуги распределен равномерно между организациями, что дает возможность физическим лицам получать услугу в равной мере по разным направлениям.

Общие сведения о государственном социальном заказе на 2022 год (на очередной финансовый год) Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области представлены в табл. 4.

Общие сведения о государственном социальном заказе на 2022 год (на первый год планового периода) Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области представлены в табл. 5.

Общие сведения о государственном социальном заказе на 2022 год (на второй год планового периода) Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области представлены в табл. 6.

Проведя анализ табл. 3—5, можно сделать вывод, что объем оказания государственной услуги Министерством по физической культуре и спорту Челябинской области в 2022 и 2023 годах будет одинаковый.

При включении в Государственный социальный заказ несколько государственных услуг в социальной сфере, имеющих одинаковый вид кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, возможно их объединение в укрупненную государственную услугу [12].

Сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укруп-

Вид спорта Объем оказания услуги

Дзюдо 30

Тхэквондо 30

Спортивная гимнастика 30

Таблица4

Общие сведения о государственном социальном заказе на 2022 год (на очередной финансовый год)

Наименование государственной услуги Количество человек Услуга оказывается бюджетными и автономными учреждениями Услуга оказывается в соответствии с конкурсом

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта 1529 1439 90

Таблица 5

Общие сведения о государственном социальном заказе на 2022 год (на первый год планового периода)

Наименование государственной услуги Количество человек Услуга оказывается бюджетными и автономными учреждениями Услуга оказывается в соответствии с конкурсом

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта 1529 1439 90

Таблица 6

Общие сведения о государственном социальном заказе на 2022 год (на второй год планового периода)

Наименование государственной услуги Количество человек Услуга оказывается бюджетными и автономными учреждениями Услуга оказывается в соответствии с конкурсом

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта 1529 1439 90

ненную государственную услугу) Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области на 2022 год представлены в табл. 7.

Услуги по спортивной подготовке на начальном этапе осуществляют организации негосударственного сектора, услуги оказываются спортсменам до 12 лет. Услуги по спортивной подготовке на этапе спортивной специализации, этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства оказываются организациями государственного сектора (под-

ведомственные организации Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области, учреждения, осуществляющие спортивную подготовку) спортсменам от 13 лет. Услуги государственными и негосударственными организациями оказываются в соответствии с программой спортивной подготовке по виду спорта [13].

Реализация государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере проходит апробацию на территории

Таблица 7

Сведения об объеме оказания государственной услуги в социальной сфере (государственных услуг в социальной сфере, составляющих укрупненную государственную услугу) Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области на 2022 год

Наименование Условия оказания Объем оказания

государственной услуги государственной услуги услуги (чел)

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Дзюдо Этап начальной подготовки 30

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Дзюдо Этап совершенствования спортивного мастерства 20

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Дзюдо Этап высшего спортивного мастерства 14

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Футбол Этап начальной подготовки 254

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Футбол Этап спортивной специализации 332

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Футбол Этап совершенствования спортивного мастерства 43

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Конный спорт Этап начальной подготовки 119

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Конный спорт Этап спортивной специализации 33

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Конный спорт Этап совершенствования спортивного мастерства 13

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Конный спорт Этап высшего спортивного мастерства 1

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Современное пятиборье Этап начальной подготовки 72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Современное пятиборье Этап спортивной специализации 55

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Современное пятиборье Этап совершенствования спортивного мастерства 12

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Современное пятиборье Этап высшего спортивного мастерства 1

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Хоккей Этап начальной подготовки 173

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Хоккей Этап спортивной специализации 213

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Хоккей Этап совершенствования спортивного мастерства 84

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Тхэквондо Этап начальной подготовки 30

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта. Спортивная гимнастика Этап начальной подготовки 30

Челябинской области с января 2021 года. В реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере участвуют государственные и негосударственные учреждения (путем конкурсного отбора) [14].

Привлечение к оказанию государственных услуг государственных и негосударственных учреждений способствует развитию, повышению качества и доступности услуг, а также способствует предоставлению гражданам государственных гарантий при предоставлении услуги.

Список литературы

1. Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» от 13.07.2020 № 189-ФЗ. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357066/ (дата обращения: 09.03.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №2579-р. — URL:https:// pravmin.gov74.ru/ (дата обращения: 10.03.2022).

3. Горный, М.Б. Некоммерческие организации как субъекты гражданского участия // Публичная политика в современной России: субъекты и институты: сб. ст. — М.: ТЕИС, 2006. С. 219-230.

4. Даниловских, Т.Е. Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений / Т.Е. Даниловских, Я.С. Даримова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2014. — С. 57—86.

5. Постановление Правительства Челябинской области от 08.11.2021 г. № 554-П. — URL: https:// pravmin.gov74.ru/ (дата обращения: 10.03.2022).

6. Кицай, Ю. А. Новый статус некоммерческих организаций как исполнителей общественно полезных услуг / Ю. А. Кицай // Успехи современной науки и образования. — 2016. — С. 18.

7. Государственный социальный заказ Челябинской области на 2022 год. — URL: http://www. chelsport.ru/ (дата обращения: 10.03.2022).

8. Паспорт регионального проекта «Кадры для цифровой экономики (Челябинская область)». — URL: https://minobr74.ru/uploads/100/6/section/285/passport_natpro_digital_economy.pdf (дата обращения: 09.03. 2022).

9. Ильин, В.А. Проблемы эффективности государственного управления / В. А. Ильин, А. И. Пова-рова. — Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. 17 с.

10. Белых, В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография / В. С. Белых. — М. : Проспект, 2009. с.25.

11. Белокрылова, О .С. Институциональная модернизация системы удовлетворения потребностей общественного сектора. // Институциональные проблемы эффективного государства / под ред. В. В. Дементьева, P. M. Нуреева. — Донецк: ДонНТУ, 2011. С. 156-164.

12. Гражданское общество в модернизируемой России. Аанлитический отчет центра изучения гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ-ВШЭ / Л. И. Якобсон, И. В. Мерисянова, О. Н. Кононыхина и др. — М. : НИУ-ВШЭ, 2021.

13. Дмитриев, М. Э. Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой / М. Э. Дмитриев // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2007. — № 2-3. — Т. II. — С. 5—16.

14. Нещадин, А. Экспертное сообщество: спрос формирует предложение / А. Нещадин // Общество и экономика. — 2005. — № 6. — С. 48—53.

Сведения об авторах

Верзакова Дарья Алексеевна — магистрант кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. 8912478424@mail.ru.

Колмакова Ирина Дмитриевна — доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kolmirina@mail.ru

References

1. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennom (municipal'nom) social'nom zakaze na okazanie gosudarstvennyh (municipal'nyh) uslug v social'noj sfere» ot 13.07.2020 [Federal Law «On the State (Municipal) social order for the provision of state (municipal) services in the social sphere» dated 13.07.2020]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357066, accessed 09.03.2022. (In Russ).

2. Order of the overnment of the Russian Federation No. 2579-r dated 07.10.2020. Available at: https:// pravmin.gov74.ru, accessed 10.03.2022. (In Russ).

3. Gornyj M.B. Nekommercheskie organizacii kak sub"ekty grazhdanskogo uchastiya [Non-profit organizations as subjects of civil participation]. Publichnaya politika v sovremennoj Rossii: sub"ekty i instituty:[Public policy in modern Russia: subjects and institutions]. Moscow, 2006. Pp. 219—230. (In Russ).

4. Danilovskikh T.E., Darimova Ya.S. Gosudarstvennoe (municipal'noe) zadanie kak osnova finansovogo obespecheniya deyatel'nosti byudzhetnyh i avtonomnyh uchrezhdenij [State (municipal) task as the basis of financial support for the activities of budgetary and autonomous institutions]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty [Fundamental and applied research: problems and results], 2014, pp. 57—86 (In Russ).

5. Postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoj oblasti ot 08.11.2021 g. № 554-P [Resolution of the Government of the Chelyabinsk region dated 08.11.2021 No. 554-P]. Available at: https://pravmin.gov74.ru, accessed 03.10.2022. (In Russ).

6. Kitsai Y.A. Novyj status nekommercheskih organizacij kak ispolnitelej obshchestvenno poleznyh uslug [The new status of non-profit organizations as performers of socially useful services]. Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovanie [Successes of modern science and education], 2016, p. 18 (In Russ).

7. Gosudarstvennyj social'nyj zakaz Chelyabinskoj oblasti na 2022 god [The State social order of the Chelyabinsk region for 2022]. Available at: http://www.chelsport.ru, accessed 03.10.2022. (In Russ).

8. Pasport regional'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki (Chelyabinskaya oblast') [Passport of the regional project «Personnel for the digital economy (Chelyabinsk region)»]. Available at: https://minobr74. ru/3arpy3Ku/100/6 / section/285/passport_natpro_digital_economy, accessed 03.10.2022. (In Russ).

9. Ilyin V.A., Povarova A.I. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya [Problems of public administration efficiency]. Vologda, 2014, p.17 p. (In Russ).

10. Belykh V.S. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Rossii [Legal regulation of entrepreneurial activity in Russia]. Moscow, Prospekt, 2009, p.25 (In Russ).

11. Belokrylova O.S. Institucional'naya modernizaciya sistemy udovletvoreniya potrebnostej obshchestvennogo sektora. Institucional'nye problemy effektivnogo gosudarstva [Development of the potential of Public Administration: lessons from countries with economies in Transition. Issues of Public and Municipal Administration]. Doneck, DonNTU, 2011, pp. 156—164. (In Russ.).

12. Grazhdanskoe obshchestvo v moderniziruemoj Rossii. Aanliticheskij otchet centra izucheniya grazhdanskogo obshchestva i nekommercheskogo sektora NIU-VSHE [Civil society in modernizing Russia. Analitic report of the Center for the Study of Civil Society and the Non-Profit Sector of the Higher School of Economics], 2021. (In Russ).

13. Dmitriev M.E. Razvitie potenciala gosudarstvennogo upravleniya: uroki stran s perekhodnoj ekonomikoj [Developing the potential of public administration: lessons from countries with economies in transition]. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Issues of public and municipal administration], 2007, vol. II, no. 2-3, pp. 5—16. (In Russ).

14. Neschadin A. Ekspertnoe soobshchestvo: spros formiruet predlozhenie № [Expert community: demand forms supply]. Obshchestvo i ekonomika [Society and Economics], 2005, no. 6, pp. 48—53. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.