Научная статья на тему 'Реализация государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Реализация государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуева Татьяна Ивановна

Государственно частное партнерство становится актуальным и востребованным в сфере ЖКХ. В статье рассматриваются основные формы, модели и механизмы реализации ГЧП в коммунальном хозяйстве, обосновываются преимущества для государства и частного сектора от применения этого способа хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве»

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Чуева Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Кубанский государственный аграрный университет

Государственно частное партнерство становится актуальным и востребованным в сфере ЖКХ. В статье рассматриваются основные формы, модели и механизмы реализации ГЧП в коммунальном хозяйстве, обосновываются преимущества для государства и частного сектора от применения этого способа хозяйствования.

При всем многообразии моделей и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), существуют некоторые особенности, которые позволяют рассматривать партнерство как самостоятельный экономический термин [2]. ГЧП имеет широкий спектр различных форм:

1) Контракты заключаются между государством и частным бизнесом с целью осуществления общественно полезных видов деятельности. Данная форма применяется при заключении контрактов на выполнение работ, поставку продукции для нужд государства и т.д. Право собственности остается за государством и оно отвечает полностью за расходы и риски, возникающие в процессе реализации проектов. В то же время частному бизнесу гарантируется стабильный доход и возможные льготные условия.

2) Арендные и лизинговые отношения. Частному бизнесу на определенных в договоре условиях передается во временное пользование и за оговоренную плату государственное (муниципальное) имущество [1].

3) Концессия (концессионное соглашение). Государство наделяет частного партнера соответствующими правомочиями, с помощью которых он выполняет в течение всего срока проекта определенные соглашением функции для обеспечения нормальной реализации проекта. Концессии получили наибольшее распространение в инфраструктурных отраслях, в которых необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление [4]. Существует три вида концессий: на уже действующие объекты инфраструктуры; на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

4) Соглашения о разделе продукции (СРП). Данная форма схожа с концессией, но и имеет различия. В концессиях на правах собственности концессионеру принадлежит вся выпущенная продукция, а в соглашении о разделе продукции частному бизнесу принадлежит только ее часть. Порядок и условия раздела продукции между сторонами оговариваются в соглашении в процессе реализации проекта и распределении рисков между участниками [3].

Учитывая действующее российское законодательство и специфику ЖКХ, можно предложить следующие варианты форм такого партнерства в данной отрасли:

- строительство, реконструкция, модернизация объектов в интересах государственных или муниципальных нужд с рассрочкой оплаты;

- выполнение НИОКР в интересах государственных или муниципальных нужд с рассрочкой оплаты;

- выполнение услуг частным партнером для государства с использованием собственных основных средств;

- аренда государственной или муниципальной инфраструктуры частному партнеру в сочетании с обязательствами по ее реконструкции, модернизации и развитию за счет частных инвестиций, которые должны окупаться за срок действия аренды;

- государственный заказ.

В зависимости от объема передаваемых государством частному бизнесу прав на собственность, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, выделяют следующие механизмы партнерств.

1) BOT (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - передача). Данный механизм применяется в основном в концессиях. Право эксплуатации инфраструктурного объекта на срок достаточный для окупаемости вложенных средств, после завершения его строительства, получает концессионер, который строил его за счет собственных средств. Концессионер получает права пользования данным объектом, собственником которого остается государство.

2) BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение -эксплуатация/управление - передача). Данному механизму свойственна следующая схема взаимоотношений: частный инвестор имеет право пользования и владения объектом на период действия партнерского соглашения, однако, по окончании действия соглашения право собственности переходит государству.

3) BOO (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление) частный партнер инвестирует в создание инфраструктурного объекта, получает его в собственность и осуществляет эксплуатацию. От приватизации эта схема отличается тем, что государство, предоставившее предпринимателю права и землеотводы, диктует механизм использования: регулирует цены, согласует планы развития.

4) (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). Вводится дополнительная ответственность частного бизнеса за проектирование инфраструктурного объекта. В остальном механизм идентичен BOOT.

На основе рассмотренных форм, моделей, механизмов ГЧП можно выделить основные преимущества применения его как для государства, так и для частного сектора (таблица 1).

Таблица 1. Основные преимущества государственно-частного партнерства _для государства и частного сектора_

Преимущества для государства: Преимущества для частного сектора:

- Повышение бюджетной и социально-экономической эффективности реализации проектов; - Привлечение частных инвестиций для реализации социально значимых проектов; - Снижение социально-экономических рисков при осуществлении крупных инвестиционных проектов; - Привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора; - Снижение бюджетных затрат на реализацию проектов. - Протекционизм и содействие государства в реализации масштабных инвестиционных проектов с большими экономическими результатами и существенными социально-экономическими рисками; - Государственные гарантии для инвестиционных проектов и возможности их софинансирования; - Возможность привлечения субсидий и других финансовых инструментов для долгосрочного инвестирования; -Долевое участие и долевая ответственность за реализацию инвестиционных проектов.

Очевидно, обе стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Реализация проектов благоприятно влияет на развитие российской экономики, позволяя ей выходить на мировой уровень, способствует привлечению иностранных инвестиций в различные отрасли.

Список литературы

1. Бурда А.Г., Бурда Г.П., Бурда А.Г. Моделирование экономики. Учебное пособие для вузов: в 2 частях / Краснодар, - 2005. - Том Часть 1. Основы моделирования и оптимизации экономики.

2. Зелинская М.В. Параметры мезо-уровня организации экономических отношений. // Психология. Экономика. Право. - 2012. - № 1. - С. 65-76.

3. Зелинская М.В. Региональная экономическая система как интегральный субъект эволюционного процесса. // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2010. -№ 1. - С. 55-64.

4. Чернявская С.А., Зелинская М.В. Влияние глобализации на развитие продовольственной подсистемы Краснодарского края. //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2012. - № 5. - С. 216-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.