Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ: ОЦЕНКИ НАСЕЛЕНИЯ И ЖУРНАЛИСТОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ: ОЦЕНКИ НАСЕЛЕНИЯ И ЖУРНАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1154
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ СМИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / МОБИЛИЗУЮЩАЯ РОЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Каманина Валентина Евгеньевна

Актуальность и цели. В условиях кардинального обновления рынка труда, углубления противоречий между слоями общества, появления новых экологических катастроф и вирусных пандемий обостряются социальные вызовы разного масштаба и интенсивности. Любые вызовы активизируют потребности в коммуникациях, обсуждении моделей поведения и способов мобилизации ресурсов. Перечисленные обстоятельства повышают актуальность научных исследований массовой коммуникации, ее связей с институтом СМИ и новой структурой медиа-пространства, эффективности выполнения функций и их восприятия населением. Социологический интерес представляет проблема реализации традиционных функций социального института СМИ в изменившемся медиапространстве, соревнование за доверие населения между старым и новым медиа. Материалы и методы. В статье используются теории Ю. Хабермаса, М. Кастельса, М. М. Назарова о функциях масс-медиа в условиях активной цифровизации, интерпретация данных авторского социологического исследования, проведенного методами анкетного опроса населения и глубинного интервью с журналистами. В качестве эмпирического объекта анкетного опроса выступили жители крупного города от 18 лет и старше, разного уровня образования и должностного статуса; респондентами глубинного интервью выступили журналисты, работающие в печатных изданиях, на телевидении, радио, в интернет-изданиях и социальных медиа. Цель статьи - определить характер реализации функций СМИ в условиях обострения глобальных и национальных вызовов, изменения структуры медиа-субъектов и их восприятия участниками массовых коммуникаций. Она реализована через применение структурно-функционального и коммуникативного подходов, анализ современных функций СМИ с позиций эффективных ответов на глобальные, национальные вызовы, мобилизации человеческих ресурсов. Результаты. Из основных социокультурных функций СМИ наиболее значимой являются активизация информационных потребностей населения, желание сопоставить свои модели поведения с распространенными практиками. Под воздействием технологических трансформаций, в условиях глобального перехода общественной и экономической жизни из офлайна в онлайн стала очевидна проблема выполнения функций массовых коммуникаций по причинам снижения качества информации, а также включения в процесс ее создания непрофессиональных журналистов. Выводы. В ситуации информационной перегрузки проверенная, достоверная информация приобрела особую ценность, стала важным оружием против паники и фейков. Важнейшую роль в ее реализации играют региональные медиа и социальные сети; они больше способствуют общественному согласию, чем крупные федеральные издания. Последние более эффективны в выполнении функций социального контроля и социальной регуляции действий населения. Ситуация осложняется тем, что в конкурентную борьбу за умы и поступки населения включились социальные сети, где потоки массовой информации создаются в неформальном общении. Новые законодательные акты дают право считать себя журналистом работникам, не имеющим профессионального образования, но регулярно выкладывающим информационные продукты на онлайн-платформах. Изменения в структуре и формах СМИ пока не нашли полного отражения в российском законодательстве, что в реальной практике снижает информационно-мобилизующую эффективность массовых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Каманина Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE MASS MEDIA FUNCTIONS IN THE CONTEXT OF GLOBAL AND NATIONAL CHALLENGES: ASSESSMENTS OF PUBLIC AND JOURNALISTS

Background. Under conditions of radical renewal of the labor market, deepening contradictions between layers of society, the emergence of new ecological disasters and viral pandemics, social challenges of different scales and intensity are intensified. Any challenges activate the need for communication, discussion of patterns of behavior and ways to mobilize resources. The above circumstances increase the relevance of scientific research on mass communication, its links with the institution of mass media and the new structure of media space, the effectiveness of functions and their perception by the population. Sociological interest is the problem of realization of traditional functions of social institute of mass media in changed media space, competition for trust of population to old and new media. Materials and methods. The article uses the theories of Yu. Habermas, M. Castels, M.M. Nazarov about the mass media functions in conditions of active digitalization; interpretation of data of author’s sociological study conducted by methods of questionnaire survey of population and in-depth interview with journalists. The empirical subject of the questionnaire was residents of a large city from 18 years and older, different levels of education and official status; in-depth interviews were conducted by journalists working in print, television, radio, Internet and social media. The purpose of the work is to determine the nature of the implementation of the functions of the media in the context of aggravating global and national challenges, changing the structure of media entities and their perception by participants in mass communications. It was implemented through the application of structural-functional and communicative approaches, analysis of media functions from the point of view of effective answers to global, national challenges, mobilization of human resources. Results. Of the main socio-cultural functions of the media, the most significant is the intensification of the information needs of the population, the desire to compare their behaviors with common practices. Under the influence of technological transformations, in the context of the global transition of public and economic life from offline to online, the problem of performing the functions of mass communications became apparent for reasons of reduced quality of information, as well as the inclusion of unprofessional journalists in the process of its creation. Conclusions. In the situation of information overload, proven, reliable information has gained special value, has become an important weapon against panic and fakes. Regional media and social networks play a crucial role in its implementation; they contribute more to public harmony than major federal publications. The latter are more effective in performing the functions of social control and social regulation of the actions of the population. The situation is complicated by the fact that social networks have been included in the competition for the minds and actions of the population, where media flows are created in informal communication. New legislative acts give the right to consider themselves a journalist to employees who do not have a professional education, but regularly post information products on online platforms. Changes in the structure and forms of the media have not yet been fully reflected in Russian legislation, which in real practice reduces the information-mobilizing effectiveness of mass communications.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ: ОЦЕНКИ НАСЕЛЕНИЯ И ЖУРНАЛИСТОВ»

УДК 316.36

ао1:10.21685/2072-3016-2021-1-7

Реализация функций средств массовой информации в условиях глобальных и национальных вызовов: оценки населения и журналистов

О. В. Шиняева1, В. Е. Каманина2

1,2Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия 1о18е8@гашЪ1ег.ги, 2кашатпа_уа1еп1та@та11.ги

Аннотация. Актуальность и цели. В условиях кардинального обновления рынка труда, углубления противоречий между слоями общества, появления новых экологических катастроф и вирусных пандемий обостряются социальные вызовы разного масштаба и интенсивности. Любые вызовы активизируют потребности в коммуникациях, обсуждении моделей поведения и способов мобилизации ресурсов. Перечисленные обстоятельства повышают актуальность научных исследований массовой коммуникации, ее связей с институтом СМИ и новой структурой медиа-пространства, эффективности выполнения функций и их восприятия населением. Социологический интерес представляет проблема реализации традиционных функций социального института СМИ в изменившемся медиапространстве, соревнование за доверие населения между старым и новым медиа. Материалы и методы. В статье используются теории Ю. Хабермаса, М. Кастельса, М. М. Назарова о функциях масс-медиа в условиях активной цифровизации, интерпретация данных авторского социологического исследования, проведенного методами анкетного опроса населения и глубинного интервью с журналистами. В качестве эмпирического объекта анкетного опроса выступили жители крупного города от 18 лет и старше, разного уровня образования и должностного статуса; респондентами глубинного интервью выступили журналисты, работающие в печатных изданиях, на телевидении, радио, в интернет-изданиях и социальных медиа. Цель статьи - определить характер реализации функций СМИ в условиях обострения глобальных и национальных вызовов, изменения структуры медиа-субъектов и их восприятия участниками массовых коммуникаций. Она реализована через применение структурно-функционального и коммуникативного подходов, анализ современных функций СМИ с позиций эффективных ответов на глобальные, национальные вызовы, мобилизации человеческих ресурсов. Результаты. Из основных социокультурных функций СМИ наиболее значимой являются активизация информационных потребностей населения, желание сопоставить свои модели поведения с распространенными практиками. Под воздействием технологических трансформаций, в условиях глобального перехода общественной и экономической жизни из офлайна в онлайн стала очевидна проблема выполнения функций массовых коммуникаций по причинам снижения качества информации, а также включения в процесс ее создания непрофессиональных журналистов. Выводы. В ситуации информационной перегрузки проверенная, достоверная информация приобрела особую ценность, стала важным оружием против паники и фейков. Важнейшую роль в ее реализации играют региональные медиа и социальные сети; они больше способствуют общественному согласию, чем крупные федеральные издания. Последние более эффективны в выполнении функций социального контроля и социальной регуляции действий населения. Ситуация осложняется тем, что в конкурентную борьбу за умы и поступки населения включились социальные сети, где потоки массовой информации создаются в неформальном общении. Новые законодательные акты дают право считать себя журналистом работникам, не имеющим профессионального образования,

© Шиняева О. В., Каманина В. Е., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

но регулярно выкладывающим информационные продукты на онлайн-платформах. Изменения в структуре и формах СМИ пока не нашли полного отражения в российском законодательстве, что в реальной практике снижает информационно-мобилизующую эффективность массовых коммуникаций.

Ключевые слова: функции СМИ, глобальные и национальные вызовы, мобилизующая роль массовой коммуникации, гражданское общество

Для цитирования: Шиняева О. В., Каманина В. Е. Реализация функций средств массовой информации в условиях глобальных и национальных вызовов: оценки населения и журналистов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 70-85. doi:10.21685/2072-3016-2021-1-7

The implementation of the mass media functions in the context of global and national challenges: assessments of public and journalists

O.V. Shinyaeva1, V.E. Kamanina2

1,2Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia [email protected], [email protected]

Abstract. Background. Under conditions of radical renewal of the labor market, deepening contradictions between layers of society, the emergence of new ecological disasters and viral pandemics, social challenges of different scales and intensity are intensified. Any challenges activate the need for communication, discussion of patterns of behavior and ways to mobilize resources. The above circumstances increase the relevance of scientific research on mass communication, its links with the institution of mass media and the new structure of media space, the effectiveness of functions and their perception by the population. Sociological interest is the problem of realization of traditional functions of social institute of mass media in changed media space, competition for trust of population to old and new media. Materials and methods. The article uses the theories of Yu. Habermas, M. Castels, M.M. Nazarov about the mass media functions in conditions of active digitali-zation; interpretation of data of author's sociological study conducted by methods of questionnaire survey of population and in-depth interview with journalists. The empirical subject of the questionnaire was residents of a large city from 18 years and older, different levels of education and official status; in-depth interviews were conducted by journalists working in print, television, radio, Internet and social media. The purpose of the work is to determine the nature of the implementation of the functions of the media in the context of aggravating global and national challenges, changing the structure of media entities and their perception by participants in mass communications. It was implemented through the application of structural-functional and communicative approaches, analysis of media functions from the point of view of effective answers to global, national challenges, mobilization of human resources. Results. Of the main socio-cultural functions of the media, the most significant is the intensification of the information needs of the population, the desire to compare their behaviors with common practices. Under the influence of technological transformations, in the context of the global transition of public and economic life from offline to online, the problem of performing the functions of mass communications became apparent for reasons of reduced quality of information, as well as the inclusion of unprofessional journalists in the process of its creation. Conclusions. In the situation of information overload, proven, reliable information has gained special value, has become an important weapon against panic and fakes. Regional media and social networks play a crucial role in its implementation; they contribute more to public harmony than major federal publications. The latter are more effective in performing the functions of social control and social

regulation of the actions of the population. The situation is complicated by the fact that social networks have been included in the competition for the minds and actions of the population, where media flows are created in informal communication. New legislative acts give the right to consider themselves a journalist to employees who do not have a professional education, but regularly post information products on online platforms. Changes in the structure and forms of the media have not yet been fully reflected in Russian legislation, which in real practice reduces the information-mobilizing effectiveness of mass communications.

Keywords: the mass media functions, global and national challenges, the mobilizing role of mass communication, civil society

For citation: Shinyaeva O.V., Kamanina V.E. The implementation of the mass media functions in the context of global and national challenges: assessments of public and journalists.

Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;1:70-85. (In Russ.). doi:10.21685/ 2072-3016-2021-1-7

Модернизация института средств массовой информации, обусловленная стремительными интеграционными процессами в совокупности с трансформацией сущностных характеристик медиа-субъектов и доступностью распространения любого медиаконтента в режиме реального времени, ставит проблему реализации функций СМИ в один ряд с другими первостепенными проблемами общества. В условиях кардинальных технологических, политических и культурных изменений, произошедших за последние двадцать лет в России, институт СМИ расширяет свое функционирование в реальном и виртуальном пространстве, смыкается с неофициальными каналами массовых коммуникаций (блогерство, социальные сети, приложения).

Во втором десятилетии 2000-х гг. в России окончательно оформилась новая модель информационного пространства с либеральной, рыночной структурой, во главе которой встали медиахолдинги, контролирующие коммуникационные бренды в различных сегментах. В то же время выросла доля масс-медиа, в функционировании которых ключевую роль играют государственные инвестиции. Трансформационные процессы затронули все элементы института СМИ, влияя на изменение соотношения медиа-субъектов в информационном пространстве России. Анализ статистических данных о формах производства медиа-продуктов выявил следующую ситуацию в современной системе массовых коммуникаций (рис. 1).

Первую строчку рейтинга в количественном исчислении занимает печатная пресса (газеты, журналы - 38 568 единиц); второе место принадлежит интернет-СМИ (сетевые издания, электронные периодические издания -11 330 единиц); третье место занимают аудиовизуальные СМИ (радиоканалы, телеканалы, программы - 10 143 единицы). Информационные агентства (1124 единицы) - только на четвертой строчке, но они обладают комплексными технологиями производства информационных продуктов и услуг.

В структуру агентств входят фотостудии, архивы, отделы по созданию Web- и аудиовизуальной продукции, аналитические службы. Наиболее рейтинговыми агентствами в России на данный момент являются РИА-Новости, ТАСС, Интерфакс. Региональные агентства и большая часть СМИ являются частью российских медиахолдингов, что существенно влияет на их политику и контент [1, с. 107].

Рис. 1. Распределение средств массовой информации по формам (в абс. ед., 2019 г.)1

Современную медиасистему формируют системы массовых коммуникаций (СМК) нескольких уровней, имеющих разное воздействие на информационное поле и занимающих различное положение. Развитие цифровых технологий коммуникаций дало толчок к появлению дополнительных информационных каналов. Эволюция технологической системы обеспечила стремительное вовлечение пользователей в Интернет. По данным исследований Высшей школы экономики, в 2019 г. Интернетом в России пользовались 95,8 млн человек в возрасте от 12 лет - это 78 % населения страны. Проникновение Интернета расширяется в основном за счет увеличения проникновения мобильного интернета и роста числа интернет-пользователей среди населения старшего возраста [2]. Информационно-цифровые технологии формируют новую медийную среду, задают в ней другие правила игры. Динамические изменения современного медиапространства определяются функциональностью и удобством мобильных устройств (рис. 2).

И. И. Засурский подчеркивает, что рост доли Интернета в информационной среде привел к развитию, помимо официальной инфосистемы, новой, параллельной инфосреды, которая играет важную роль во всех сферах жизни общества [3]. Именно технологические реалии создают дополнительные возможности для информирования и мобилизации населения, в то время как политические и экономические условия диктуют, каким должно быть содержание деятельности интернет-журналиста.

1 Медиаиндустрия в 2019-2023 гг. Обзор мировой и российской индустрии развлечений и медиа. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2019.html

73,1%

Все устройства Мобайл Десктоп

■ 2017 2018 «2019

Рис. 2. Проникновение Интернета в России (в процентах от числа населения в возрасте 12 лет и старше)

Под воздействием новых процессов конвергенции редакций, их структур, диверсификации медиапотребления трансформировалось отношение участников коммуникаций к каналам и источникам. Анализ исследований позволил выявить неоднозначное влияние трансформации системы массовых коммуникаций на реализацию функций СМИ. Эксперты прогнозируют, что через 10 лет искусственный интеллект сможет на 95 % решать задачи, связанные с информированием населения. Основным уделом журналистов становится авторская журналистика, построенная на оригинальных материалах и аргументированных оценках [4, с. 7].

Данные обстоятельства диктуют новые требования к функционированию систем СМИ и СМК: необходимо разнообразить приемы и средства взаимодействия с целевыми группами; учитывать возможности технологий разных субъектов массовой коммуникации, а также установки в общественном сознании. Теоретические основы изучения института СМИ в структурно-функциональной и коммуникативной парадигмах заложены в трудах Т. Пар-сонса, М. Кастельса, Ю. Хабермаса.

С точки зрения структуры социальных систем Т. Парсонса, главенствующую роль в них играет культурная подсистема, осуществляющая организацию человеческих интересов, деятельностей и приверженностей, а в ней -функции СМИ. Т. Парсонс подчеркивал, что «функция является единственным базисом, на котором возможно систематическое упорядочение структуры живых систем» [5, с. 43]. В этом контексте институт СМИ состоит из разных структур, которые выполняют разные функции; но нарушение реализации одной из главенствующих функций - культурного воспроизводства -способно привести к проявлению анемии всей системы.

Особое назначение института коммуникаций отмечается в работах Ю. Хабермаса. Немецкий социолог разработал концепцию структуры коммуникативных действий, в которой массмедиа выступают регулятором общественной жизни, выполняя институциональные функции. Они включают в себя ориентацию на взаимопонимание как механизм координации действий; обеспечение ситуации действия и ситуации речи; создание фона жизненного

мира, задающего условия и ресурсы взаимопонимания; поддержку сферы референций и притязания высказываний на значимость [6, с. 324-340]. Расширение институционального пространства средств массовой информации до средств безграничных коммуникаций порождает новую функцию: из источника информирования масс-медиа превращаются в источник социального конструирования и проектирования, создавая среду для интеграции социума.

М. Кастельс пошел дальше: он убежден, что в информационном обществе под воздействием новой медиареальности изменяет структуру социальное пространство. Технологии массовых коммуникаций не только объединяют потребителей информации, но и способствуют социальной дифференциации (по предпочтениям в каналах и содержании), что приводит к усилению противоречий между различными социальными группами. Формируется измененное семиотическое пространство, границы которого чрезвычайно подвижны, а главным ресурсом выступает знание, порождающее новое знание [7, с. 350-351].

И. М. Дзялошинский, анализируя векторы трансформации современных российских СМИ, выступающие фундаментальными условиями деятельности журналистов, определяет институт СМИ в качестве компонента общественного целого, от которого другие элементы ожидают вполне определенного поведения - реализации конкретных функций. По мнению исследователя, в рамках российской профессиональной журналистики реализуется несколько векторов, связанных с отношением журналистов к аудитории: над аудиторией (воздействие), рядом с аудиторией (информирование), совместно с аудиторией (соучастие). «Функционирование социального института может совпадать с социальным заказом и ожиданиями других социальных институтов, а может и не совпадать. Уклонение от выполнения возложенных на него функций (или несогласованные отклонения) грозит данному общественному институту (а конкретно - представляющим его индивидам) различными санкциями» [8, с. 18]. В России социальный институт СМИ находится в состоянии выбора ведущей модели профессионализма: в корпусе журналистов сосуществуют разные, подчас взаимоисключающие представления о принципах отношений с аудиторией; альтернативные парадигмы профессиональной деятельности отличаются друг от друга всеми компонентами, включая и нравственно-этический [8, с. 20].

В качестве ведущей функции современных СМИ социолог Е. Я. Дугин выделяет стимулирование у аудиторий спроса на смысл. В цифровом мире с огромным потоком информации, обменом знаниями, фрагментированными медиа важное значение имеет поиск некоторого фильтра. «Общество нуждается в достоверной информации, нужны вехи и ориентиры ее определения» [9, с. 84]. Именно специалисты, работающие в сфере масс-медиа, как социально-профессиональная группа со своими обязательными правилами, законами и культурой должны взять на себя задачу не просто борьбы с фейками, но и обеспечения информационной защиты общества, формирования информационной экологии.

Накопленные знания о социальных функциях масс-медиа обобщены в интегральной систематизации функций СМК, разработанной М. М. Назаровым. Ученый проанализировал функции массовой коммуникации с позиций общества и индивида. Для социетального уровня характерны следующие

функции: информационная; социальная интеграция; обеспечение преемственности поколений; рекреативная; мобилизация ресурсов общества. Для второго, частного, уровня значимыми являются следующие функции: информационная, личностной идентификации, социального общения, развлечений [10, с. 15-17]. В условиях модернизации общественных отношений перечисленные функции утрачивают прежнюю сущность и, не дождавшись новых смыслов, ведут к дисфункциональности института - ситуации несоответствия выполнения функций на обоих уровнях.

Обобщив имеющиеся определения понятия «институт средств массовой информации», авторы статьи конкретизировали его с позиций поставленной цели: это сложно организованный комплекс человеческих, материальных, технологических ресурсов, функционирующий на пересечении сфер государства и гражданского общества, обладающий институциональной структурой с системой нормативного и правового регулирования, подготовки кадров, их иерархического закрепления по ролям и статусам.

В результате усложнения общественного развития и влияния цифровых технологий в институте происходит модификация прежних ролей журналистов и формирование новых функций. Функции масс-медиа претерпевают изменения на макро- и микроуровне в пределах конкретной группы, организации, сообщества. Структурно-функциональный и коммуникативный подходы исследования позволили авторам статьи разработать структурную модель функций СМК, которая обеспечивает информационные потребности населения, реализацию потребностей в социализации, гражданской солидарности и мобилизации населения (табл. 1).

Каждая функция описана при помощи критериев и показателей, которые составили основу анкетного опроса населения и интервьюирования специалистов, профессионально занятых в СМИ. Для определения характера реализации выделенных функций СМК мы провели авторские социологические исследования: анкетный опрос населения «Журналисты и СМИ в современном российском обществе: мнения населения»; выборка репрезентативная по возрасту, образованию, должностному статусу населения областного центра (2020 г., п = 530); глубинные интервью «Профессия журналиста: взгляд изнутри»; выборка целевая, квоты по должностному статусу журналистов (2020 г., п = 32).

На фоне общего снижения популярности традиционных источников информации, как показывают результаты опроса населения, телевидение пока остается самым популярным каналом. В рейтинге СМК по уровню обращений первое место занимает телевидение (45 %), второе - интернет-СМИ (42 %). Трансформационные процессы оказались более выгодными для телевещания, чем для остальных традиционных СМИ: появилась возможность доставлять интерактивный контент зрителям, в том числе онлайн - через мобильные устройства. Между цифровыми медиа, печатными изданиями и радио образовался внушительный разрыв; радио доверяют 18 %, газетам -15 %, журналам - 10 %, в то время как вариант «не доверяю никаким» выбрала пятая часть респондентов (21 %).

В силу технологических особенностей современные СМИ способны эффективно реализовывать не только информационную функцию, но и мобилизующую, призывая общественность к определенным действиям

или бездействию. Роль журналистов в просвещении населения, мобилизации человеческого потенциала значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей и роста динамизма социально-политических процессов.

Таблица 1

Средства массовой коммуникации: структурная операционализация функций

Функции Критерии Показатели

Информационно-мобилизующая 1. Информационные потребности населения 2. Мобилизация ресурсов общества и индивидов 1.1. Источники информации для удовлетворения любознательности 1.2. Характер освещения актуальных проблем в СМИ 2.1. Мобилизация физических, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов 2.2. Доверие к определенным СМИ 2.3. СМИ как посредник решения социальных проблем

Социализирующая 1. Продвижение в СМИ объединяющих идей, ценностей 2. Усвоение индивидами новых социальных и культурных норм 1.1. Решение проблем социализации молодого поколения 1.2. Продвижение национальных идей 1.3. Консолидация населения вокруг региональных, корпоративных идей 2.1. Формирование образцов поведения в период эпидемии 2.2. Продвижение экологических компетенций и поведения 2.3. Продвижение норм цифровой культуры

Гражданская 1. Гражданская активность и солидарность 2. Защита прав и свобод населения 1.1. Обсуждение проблем, объединение граждан для их решения 1.2. Контроль деятельности региональных, муниципальных органов власти 1.3. Реализация возможностей общественной оппозиции в рамках гражданского общества 2.1. Поддержка легитимных социально-политических акций 2.2. Укрепление доверия журналистам 2.3. Проявление гражданской активности населения в онлайн-формате

В изменившемся медиапространстве у населения появляется новая возможность формирования коммуникационной модели участия. С другой стороны, переход от вертикально выстроенной структуры информационного поля к формированию горизонтальных и сетевых связей СМК не в полной мере обеспечивает широкие группы населения информацией об актуальных

процессах и способах решения новых проблем. На вопрос о достаточности освещения актуальных проблем России в СМК больше половины респондентов (53 %) отметили, что медиа освещают лишь некоторые проблемы, другие же замалчивают. Оставшаяся часть разделилась во мнении: 21 % опрошенных считает, что все проблемы освещаются должным образом; чуть больше (26 %) - что не освещаются вообще (табл. 2).

Таблица 2

Степень освещения актуальных проблем в СМК (в процентах от числа опрошенных; п = 530)

Возраст Уровень образования Уровень жизни

е е е о н е ы е ы н

Показатели го е с т 18-35 лет 36-50 лет 51-65 лет н д е р о <и е щ б о Среднее профессионал! Высшее н ь л е о т с о С Средние Базовые н еч е п о е б о о Е Бедные

Все значимые проблемы освещаются СМИ 21 15 27 20 17 13 28 13 24 18 19 22

СМИ освещают

некоторые проблемы, 53 59 59 42 46 50 57 76 61 55 44 31

а другие замалчивают

СМИ не освещают

в должной мере 26 26 14 38 38 37 15 11 15 27 37 47

значимые проблемы

Наиболее критично по отношению к СМК настроены социально незащищенные группы населения - предпенсионного и пенсионного возраста (38 %), с общим средним (38 %) и средне профессиональным образованием (37 %), а также с низким доходом (бедные - 47 %). Опрошенные отмечают, что СМИ не освещают в должной мере значимые проблемы. Респонденты с высшим образованием (28 %) и со средним уровнем жизни (24 %) больше остальных доверяют СМИ и считают, что проблемы освещаются полностью.

Продуктивным инструментом в выстраивании диалога журналистов и аудитории становятся социальные сети и мессенджеры, несмотря на то что к их профессиональной, качественной деятельности есть немало вопросов. В ходе глубинных интервью журналисты традиционных и новых медиа отметили форму взаимодействия с целевой аудиторией с положительной стороны. «Именно из соцсетей обратную связь можно получить моментально» (женщина, 32 года, руководитель информационного блока ТВ). «Раньше это были редакционный телефон и почта. Сейчас мессенджеры, соцсети. Есть много профильных групп, где можно размешать свои тексты и получать отклик» (женщина, 60 лет, корреспондент печатного СМИ).

В то же время СМК как агент социализации оказывает более глубокое воздействие на личность потребителей информации. Социализирующее

воздействие СМК характеризуется усвоением социальных ролей, норм и ценностей: система не способна достичь необходимого уровня интеграции, если она не может выработать у своих членов определенной суммы общепринятых установок. Одним из главных инструментов трансляции и внедрения в сознание ценностей, смыслов, поддерживающих национально-государственную идентичность, стали новые медиа. Сотрудники сетевых изданий с 2011 г. приобрели такие же права и обязанности журналистов, как у работающих в традиционных СМИ. Зарегистрированные в качестве СМИ сетевые издания несут ответственность за опубликованную информацию, в том числе и за комментарии, оставленные пользователями соцсетей.

Сетевые медиа могут как служить инструментом для достижения наибольшей открытости и демократичности в обществе, так и способствовать дестабилизации ситуации. С утверждением о том, что новые медиа формируют ценности, установки, образцы поведения, согласно подавляющее число респондентов - 79 % жителей областного центра.

Новые медиа формируют особый вид социальной информации, который отражает специфические характеристики информационной среды и отличается возможностью формирования виртуальной реальности. Технологию создания этой реальности описал У. Липпман: «Производство одной общей воли из множества общих желаний состоит в основном в использовании символов, которые выбирают эмоции после того, как они отделены от идей, которые они несли» [11, с. 68]. Оборотной стороной новой медиареальности следует считать тот факт, что проверить правдивость и подлинность транслируемой информации довольно сложно, а зачастую вообще невозможно. «Новые медиа создают информационный шум, в котором невозможно понять, кто прав, а кто - нет. Но если научиться критическому мышлению, то они вполне полезны для поиска тем» (мужчина, 28 лет, специальный корреспондент печатного СМИ). «Благодаря новым медиа каждый человек легко становится средством массовой информации. Сейчас это реальность. Однако предлагаемая информация должна иметь путь к публичному высказыванию, а эта задача уже не всем по плечу» (мужчина, 54 года, продюсер электронного СМИ).

Исследуя возможности СМК, в частности их значение в сфере управления общественными процессами, авторы статьи представляют необходимую оценку качества медиа-пространства. От него зависит развитие гражданского общества и обеспечение возможности построения конструктивного диалога общества и институтов власти. Около половины респондентов (45 %) уверены, что новые медиа являются инструментом, который умело используют их владельцы в своих целях. Часто такой точки зрения придерживаются журналисты со стажем работы от 5 до 10 лет, а также работающие в печатных изданиях (табл. 3).

Изменение гражданского статуса СМК отмечают И. М. Дзялошин-ский, Е. Я. Дугин. По мнению социологов, медиа в России выполняют роль не столько информаторов и арбитров, сколько непосредственных участников социальных процессов. СМК в условиях развертывания гражданских процессов предназначена особая роль инициатора активного информационного взаимообмена на всех уровнях жизни общества и между различными социальными группами [9, с. 83].

Таблица 3

Роль «новых медиа» в современном медиапространстве (в процентах от числа опрошенных; п = 530)

Стаж работы Основное место работы

Показатели Всего Менее 5 лет 5-10 лет 11-20 лет Более 20 лет Печатные издания Независимые агентства Пресс-служба государственных органов Радио и ТВ Интернет-СМИ Самозанятые

Независимый формат вещания 33 43 32 26 24 23 40 36 28 40 39

Инструмент, которым управляют владельцы 45 31 55 49 42 65 36 38 42 44 31

Стирают границы

между изданием 22 26 13 25 34 12 24 26 30 16 30

и аудиториями

Эта стратегическая задача по отношению к общественному мнению реализуема, если СМК как организационно-ценностная система приобретает и сохраняет «целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе» [12, с. 142].

Характер влияния масс-медиа на снижение уровня социальной напряженности выражается в оценке роли журналистов, которую они играют в современной России. В ходе опроса респондентам было предложено отметить положение этой роли относительно двух полюсов по девятибалльной шкале: 1 - просветительско-гражданская роль (творец истории, лидер мнений, приобщающий к культуре); 9 - утилитарно-рыночная роль (продавец информации, сенсаций, отражающих потребности общества). По мнению респондентов, СМК в современной России в равной степени выполняет как просвети-тельско-гражданскую, так и утилитарно-рыночную роль (средний балл - 5,5).

В России принято называть журналистов четвертой властью, признавая их влияние на решение социальных проблем, наличие у них особых ресурсов - информационных. Анализ данных, полученных в ходе глубинного интервью, подтверждает факт, что грань между двумя основными ролями СМИ размывается. С одной стороны, инструментальная задача журналистов -обеспечить информационное освещение процесса функционирования органов власти или деятельности заинтересованных лиц, с другой - обеспечить обсуждение различных проблем и интересов многих социальных групп, в целом гражданского общества.

Современные медиа способны выступать в качестве устойчивого источника социально важной информации и формирования актуальной повестки дня. «Именно журналист может стать голосом толпы, которая хочет донести до власти свои недовольства» (женщина, 37 лет, специальный корреспондент печатного СМИ). Однако условия рынка, авторитетные политические

силы диктуют СМК свои правила, не всегда совпадающие с профессиональными представлениями и этическими нормами журналистов; они способствуют проявлению конформизма, нивелированию авторской позиции и появлению жесткого регулирования. «Цензура есть в любой редакции. Она нужна, но не в том количестве, как есть сейчас. Публиковать расчлененку нельзя. Публиковать расследования против коррупционеров нужно» (мужчина, 34 года, шеф-редактор отдела социальных программ печатного СМИ). «Цензура есть и достаточно строгая, прежде всего, от учредителей СМИ» (женщина, 28 лет, специалист пресс-службы).

Важнейшим компонентом обеспечения эффективности вертикальных и горизонтальных общественных отношений, стабильности социально-политической системы является доверие со стороны граждан к институту СМК. По уровню доверия региональные государственные СМИ достойно конкурируют с федеральными. Первые получили оценку, соответствующую среднему уровню - 3,6 баллов; аудитория хочет быть в курсе местных новостей; им в разной степени доверяют больше половины (64 %) населения. Также средний уровень доверия у социальных медиа - 3,3 балла. А государственные федеральные СМИ, негосударственные СМИ и личные интернет-блоги получили оценку уровня доверия «ниже среднего» - от 2 до 3 баллов. Аудитория становится более медиаграмотной и все чаще способна отличить правдивую информацию от ложной, новостное сообщение от рекламы, качественный материал от заказного (рис. 3).

3,58

3,3

2,46

ill

Государственные Социальные медиа Личные Государственные Негосударственные,

региональные СМИ (мессенджеры, сети) интернет-блоги федеральные СМИ частные СМИ

Рис. 3. Доверие населения журналистам, работающим в разных СМИ (в баллах, max = 5; n = 530)

Снижение уровня доверия разным медиа - проявление негативных тенденций стагнации и упадка гражданского общества, утери демократических ценностей. В случае утраты доверия к медиа, в первую очередь государственным или прогосударственным, возрастает протестный потенциал общества, его стремление к коренным изменениям общественных отношений, складывающихся между властью и обществом.

С этой позиции медиа на региональном уровне (частные, корпоративные) располагают кредитом доверия населения и становятся ведущей публичной площадкой для обсуждения социальных проблем. Одновременно СМИ «рассматриваются не только как инструмент влияния на электорат или как средство выражения интересов политико-финансовых групп, но и как канал трансляции интересов населения конкретного региона» [13, с. 140].

Нельзя игнорировать потенциал социальных медиа, которые в оценках населения имеют средние значения. Респонденты все больше предпочитают высказывать собственное мнение в «цифровых сообществах» (36 %), популярным в Интернете является участие в гражданско-политических дискуссиях (25 %).

Анализируя активность в гражданско-политической сфере респондентов разного возраста, мы получили ожидаемый результат: жители в возрасте 18-35 лет активнее остальных осуществляют все виды функций в новых медиа. В последнее время новой тенденцией является то, что респонденты 51-65 лет ведут блог на гражданско-политическую тему (10 %) (табл. 4).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проявление интернет-активности населения в социально-политической сфере (в процентах от числа опрошенных; п = 530)

Показатели Всего Возраст Уровень образования Уровень жизни

18-35 лет 36-50 лет 51-65 лет Общее среднее Среднее профессиональное Высшее Состоятельные Средние Базовые Малообеспеченные Бедные

Участвую в гражданско- политических дискуссиях 25 44 16 12 31 20 26 21 31 33 14 22

Высказываю собственное мнение в сообществах 36 54 33 20 33 40 30 42 39 43 29 31

Веду блог на гражданско-политическую тему 15 26 7 10 29 11 12 16 15 20 6 25

Принимаю участие в разработке проектов 15 23 16 6 12 10 20 13 19 27 4 13

Ни в чем не проявляется 9 12 6 7 11 10 6 14 10 8 7 11

Примечание. Сумма ответов больше 100 %, поскольку вопрос предполагал многовариантность.

Сверхзадача и миссия СМК в модернизирующемся обществе, переживающем глобальные и национальные вызовы, - формирование эффективной системы обратной связи. В этом плане показательна реализация основных функций медиа в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

В непрерывном потоке разнообразной информации о коронавирусной инфекции стала очевидной потребность в борьбе с так называемой инфоде-мией - дезинформацией. Распространение по всему миру СОУГО-19 стало поводом для появления бесчисленного количества фейков, которые не только пагубно влияют на психическое состояние и здоровье человека, но и могут препятствовать борьбе с самой пандемией. Социальные функции института СМИ в связи с формированием новых этических норм, возникших из-за пандемии, приобрели новые проявления. Журналисты, по мнению населения, реализовали их не в полной мере: 46 % отмечают, что в чем-то эффективно сработали медиа, в чем-то - нет; 31 % - скорее неэффективно, объясняя это недостаточностью достоверных сведений.

«В кризисной ситуации становится понятно, кто не чурается тиражировать фейки. Кроме того, есть примеры, когда журналисты ради громких сенсаций буквально готовы переболеть коронавирусом или иными заболеваниями. Например, журналист-иранец, который погиб в марте. Я считаю, что подобные проявления показного героизма и цель выставить себя сверхчеловеком не профессиональные проявления. Сегодня как никогда важно оставаться вдумчивым и адекватным» (женщина, 37 лет, специальный корреспондент печатного СМИ). «Необходимо помнить, как могут отреагировать те или иные неравнодушные (или просто уязвимые) люди. Увы, сейчас часто происходит обратно. Для примера, не так давно один портал опубликовал карту с обозначенными на ней домами, где есть зараженные коронавирусом люди. Какие комментарии! Какой рейтинг! Была травля толпой кричащей "Эй, заразный!" Каково это?! На мой взгляд - возмутительно» (женщина, 47 лет, ведущая радиопрограмм).

Итак, СМИ как социальный институт, дополненный широкой инициативой населения в СМК, выполняет различные социальные функции, эффективность которых зависит от конкретных профессиональных, социально-политических, нравственных принципов журналистов. При этом они могут выполнять роль как творца истории, лидера мнений, так и продавца информации, организатора сенсаций.

Наиболее значимым мотивом интереса населения к СМИ в период пандемии коронавирусной инфекции стала активизация информационных потребностей и поиска эффективных моделей поведения. Наблюдается тренд в пользу интернет-СМИ, однако о фундаментальных изменениях говорить рано; по уровню доверия к информации лидером остается телевидение.

Проверенная информация в условиях вызовов приобрела особую ценность, стала важным оружием против паники и фейков. Тем временем большая часть населения считает, что лишь половина волнующих общество проблем полноценно освещается медиа-субъектами, другие замалчиваются. Это свидетельствует о снижении доверия к средствам массовой коммуникации.

В условиях глобального перехода общественной жизни из офлайна в онлайн активизировалась гражданская функция, способствующая интеграции населения. Весомую роль в ее реализации играют региональные медиа и социальные сети; они больше способствуют общественному согласию, чем крупные федеральные издания. Последние более эффективны в выполнении функций социального контроля и регуляции действий населения.

В рамках поставленной цели статьи следует подчеркнуть, что институциональные изменения в медиапространстве привели к реализации функций массовой коммуникации в более широких масштабах: СМК формируют суждения целевых аудиторий, продвигают их через цифровые каналы. Ситуация осложняется включением в конкурентную борьбу за умы аудиторий блоге-ров, создающих потоки информации в неформальном общении. Изменения в структуре и формах СМИ пока не нашли полного отражения в российском законодательстве, что в реальной практике приводит к увеличению проблем.

Список литературы

1. Полынов В. А. Региональные информационные агентства в новой коммуникационной среде // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 1. С. 105-118.

2. Исследовательская компания Mediascope. URL: https://mediascope.net/news/1067271/

3. Засурский И. И. Об изменениях в медиасреде и сознании людей // Cossa. 2012. URL: http://www.cossa.ru/articles/234/15838/?subscribe=15838/

4. Лозовский Б. Н. Российские СМИ: портфель заказов на модернизацию // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 2. С. 7-12.

5. Парсонс Т. Социальные системы // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II, вып. 1 (2). С. 38-71.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие : пер. с нем. СПб. : Наука, 2001. 382 с.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 606 с.

8. Дзялошинский И. М. Поле для профессионалов или поляна для дилетантов // Социальная журналистика: профессия и позиция. М. : Агентство социальной ин-формации,2005. С.16-21.

9. Дугин Е. Я. Методологический поворот исследований информационно-коммуникативных систем и журналистика // Журналист. Социальные коммуникации. 2015. № 3-4 (19-20). С. 81-102.

10. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. : Эдиториал, 2002. 240 с.

11. Lippmann W. Stereotypes // Language in Uniform. A reader on Propaganda / ed. N. A. Ford. N. Y., 1967. P. 68.

12. Ширяева А. А. Участие СМИ и журналистов в становлении гражданского общества // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2016. № 1. С. 142-156.

13. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. М., 2016. 247 с.

References

1. Polynov V.A. Regional news agencies in a new communication environment. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Issues of theory and practice of journalism. 2017;6(1): 105-118. (In Russ.)

2. Issledovatel'skaya kompaniya Mediascope = Research company Mediascope. Available at: https://mediascope.net/news/1067271/ (In Russ.)

3. Zasurskiy I.I. On the changes in the media environment and people's consciousness. Cossa. 2012. Available at: http://www.cossa.ru/articles/234/15838/?subscribe=15838/ (In Russ.)

4. Lozovskiy B.N. Russian mass media: portfolio of orders for modernization. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i

kul'tury = Proceedings of Ural State University. Series 1, Issues of education, sciences and culture. 2011;2:7-12. (In Russ.)

5. Parsons T. Social systems. Voprosy sotsial'noy teorii = Issues of social theory. 2008; II(1):38-71. (In Russ.)

6. Khabermas Yu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deystvie: per. s nem. = Moral awareness and communicative action: translated from German. Saint-Petersburg: Nau-ka, 2001:382. (In Russ.)

7. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura = Information age: economy, society and culture. Moscow, 2000:606. (In Russ.)

8. Dzyaloshinskiy I.M. A field for professionals or a meadow for amateurs. Sotsial'naya zhurnalistika: professiya i pozitsiya = Social journalism: profession and position. Moscow: Agentstvo sotsial'noy informatsii, 2005:16-21. (In Russ.)

9. Dugin E.Ya. Methodological turn of research of information and communication systems and journalism. Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii = Journalist. Social communications. 2015;3-4(19-20):81-102. (In Russ.)

10. Nazarov M.M. Massovaya kommunikatsiya v sovremennom mire: metodologiya analiza i praktika issledovaniy = Mass communication in the modern world: methodology of analysis and practice of research. Moscow: Editorial, 2002:240. (In Russ.)

11. Lippmann W. Stereotypes. Language in Uniform. A reader on Propaganda. New York, 1967:68.

12. Shiryaeva A.A. Participation of mass media and journalists in the formation of civil society. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 10, Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10, Journalism. 2016;1:142-156. (In Russ.)

13. Nazarov M.M. Massovaya kommunikatsiya i obshchestvo = Mass media and society. Moscow, 2016:247. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Ольга Викторовна Шиняева Olga V. Shinyaeva

доктор социологических наук, профессор, Doctor of sociological sciences, professor,

заведующий кафедрой политологии, head of the sub-department of political

социологии и связей с общественностью, sciences, sociology and public relations,

Ульяновский государственный Ulyanovsk State Technical University

технический университет (Россия, (32 Severny Venets street, Ulyanovsk,

г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32) Russia)

E-mail: [email protected]

Валентина Евгеньевна Каманина аспирант, Ульяновский государственный технический университет (Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, 32)

E-mail: [email protected]

Valentina E. Kamanina

Postgraduate student, Ulyanovsk State Technical University (32 Severny Venets street, Ulyanovsk, Russia)

Поступила в редакцию / Received 15.01.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.01.2021 Принята к публикации / Accepted 05.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.