Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ВО ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ВО ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / ETHNOAESTHETIC VALUES / TECHNOLOGICAL EDUCATION / ARTS AND CRAFTS / TEACHER OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Татьяна Леонидовна, Павлова Светлана Владимировна, Колесникова Ольга Борисовна

Статья посвящена проблеме выпускников технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета, будущих бакалавров - учителей ремесленного дела социализации, основанной на совершенствовании системы формирования технических заслуг с помощью этнической культуры и национальных традиций, которые считают личностным становлением фундамента. Дидактические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса находится на упаковке значения ethnoaesthetic. Существуют объективные потребности общества и методологические условия формирования технических заслуг будущих бакалавров педагогического университета, основанных на этноэстетических ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Татьяна Леонидовна, Павлова Светлана Владимировна, Колесникова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE GEF THROUGH STUDY OF THE CHUVASH PEOPLE'S TRADITIONS IN THE LESSONS ON THE DISCIPLINE "ARTISTIC PROCESSING OF MATERIALS"

The article is devoted to the problem of pedagogical university graduates, future bachelors - handicraft teachers socialization based on improvement of technical merit system of formation with the help of ethnic culture and national traditions that consider to be personal becoming basement. Didactic base of educational process improvement is set upon ethnoaesthetic values package. There are objective society needs and methodological conditions of future pedagogical university bachelors' technical merit formation that is based on ethnoaesthetic values.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ВО ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»»

_СОЗДАНИЕ_

- придумать событие / ситуацию, посвященное социальной проблеме

- выбрать социальную сеть, которая наилучшим образом соответствует размещению информации или

подкаста

- создать аккаунт / профиль / форум, наполнив его соответствующей информацией_

Выводы. Обладая обширными информационными и творческими потенциалами и возможностями для реализации общения и учебного взаимодействия, электронные ресурсы способствуют усилению педагогического воздействия путем активизации самостоятельной работы обучающихся, их нацеленности на получение конкретного продукта, разработке и продвижении своих идей на иностранном языке. Содействуя мышлению более высокого порядка, применение дополненной таксономии Б. Блума поможет учителям поддерживать баланс между контролем и автономией учеников, не подвергая последних обширному влиянию сети. Кроме того, задания, основанные на таксономии Б. Блума, будут более согласованными благодаря сочетанию традиционных методов обучения с веб-элементами.

Литература:

1. Афанасьев А.Н. Расширение интерактивных возможностей электронного об учения на основе СДО MOODLE: поиски и решения / А.Н. Афанасьев, В.А. Куклев, Т.М. Егорова, Е.Ю. Воеводин, С.И. Бочков // Дистанционное и виртуальное обучение. - Ульяновск, 2016. - №7(109). - С. 4-11.

2. Баканова М.В. Гипертекстовая технология как средство создания электронных учебников по иностранному языку / М.В. Баканова, А.Б. Баканов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. - № 12. - С. 127-129.

3. Зиангирова Л.Ф. Разработка дистанционного курса на основе технологии MOODLE / Л.Ф. Зиангирова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Вольск, 2017. -Т. 8. - №1114. - С. 25-28.

4. Минеева О.А. Организация и проведение текущего контроля при обучении иностранному языку с помощью LMS MOODLE / О.А. Минеева, Ю.В. Клопова, Ю.М. Борщевская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 1-2(67). - С. 210-212.

5. Орлова О.В. Геймификация как способ организации обучения / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - Тула, 2015. - № 9 (162).- С. 232-235.

6. Смирнов С.А. Применение Moodle 2.3 для организации дистанционной поддержки образовательного процесса: учебное пособие. / С.А. Смирнов. - М.: Школа будущего, 2012. - 182 с.

7. Соломатина А.Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2 (32). - С. 231-235.

8. Сысоев П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М. Н. Евстигнеева // Иностр. языки в школе, 2008. - №6 - С. 2-9.

9. Anderson, L.W., Krathwohl, D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives: Complete Edition. New York: Longman, 2001.

10. Beatty K. Teaching and researching computer-assisted language learning / K. Beatty. - 2nd ed. London Pearson Education Limited, 2010. - p. 234.

11. Golson E. Student hypertexts: The perils and promises of paths not taken // E. Golson / Computers and Composition. - 1995, Volume 12, Issue 3. - pp. 295-308. DOI: https://doi.org/10.1016/S8755-4615(05)80068-4

12. O'Brien A. Integrating CALL into the classroom: the role of podcasting in an ESL listening strategies course // A. O'Brien, V. Hegelheimer. - Cambridge University Press, 2007, Volume 19, Issue 2. - pp. 162-180 DOI: https://doi.org/10.1017/S0958344007000523

13. Russell G. Elements and implications of a hypertext // G. Russell / Computers & Education. - 1998, Volume 31, Issue 2. - pp. 185-193 DOI: https://doi.org/10.1016/S0360-1315(98)00029-3

14. Thomas M. Computer-Assisted Language Learning / M. Thomas, H. Reinders, M. Warschauer. - London Bloomsbury Academic Bloomsbury Publishing, 2013. - p. 194.

15. Chisega-negrila A., Kraft L. Social networking for esl learners. // The 11th International Scientific Conference e-Learning and Software for Education Bucharest. - 2015. DOI: https://doi.org/10.12753/2066-026X-15-00

Педагогика

УДК [378.016:62]:37.035/036(091)(470.344)

кандидат педагогических наук, доцент Бородина Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Павлова Светлана Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук, доцент Колесникова Ольга Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ВО ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»

Аннотация. Статья посвящена проблеме выпускников технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета, будущих бакалавров - учителей ремесленного дела социализации, основанной на совершенствовании системы формирования технических заслуг с помощью этнической культуры и национальных традиций, которые считают личностным становлением фундамента. Дидактические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса находится на упаковке значения ethnoaesthetic. Существуют объективные потребности общества и методологические

условия формирования технических заслуг будущих бакалавров педагогического университета, основанных на этноэстетических ценностях.

Ключевые слова: этноэстетические ценности, технологическое образование, декоративно-прикладное искусство, учитель технологии.

Annotation. The article is devoted to the problem of pedagogical university graduates, future bachelors -handicraft teachers socialization based on improvement of technical merit system of formation with the help of ethnic culture and national traditions that consider to be personal becoming basement. Didactic base of educational process improvement is set upon ethnoaesthetic values package. There are objective society needs and methodological conditions of future pedagogical university bachelors' technical merit formation that is based on ethnoaesthetic values.

Keywords: ethnoaesthetic values, technological education, arts and crafts, teacher of technology.

Введение. Изменения, происходящие в системе образования, обусловлены теми процессами, которые происходят в обществе в целом. Меняются ценности во всех направлениях человеческой жизни, в том числе это наблюдается в культурной составляющей. Развитие человеческого потенциала, наличие природных ресурсов, появление и развитие новых технологий ведет к смене имеющихся ориентиров для работы образовательных учреждений. Стремление к освоению нового приводит к стиранию связей с культурными традициями прошлого. За небольшой период времени общечеловеческие ценности, которые направляют молодое поколение добиваться успеха в жизни посредством физического или умственного труда, заменились практическими интересами, иллюзорно создающими образ сиюминутной выгоды и пользы.

Современное подрастающее поколение настраивается на реализацию желаемого в жизненных реалиях, при этом упор делается в основном на общепринятые в обществе представления материального обеспечения жизни, без должного уровня необходимой подготовки, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Изложение основного материала статьи. В школьном образовании особенно ярко проявляется отсутствие ясной перспективы подготовки обучающихся к жизни (при этом, в семейном воспитании утрачиваются эстетические идеалы народа) и этноориентиров духовного образования личности, что непременно приводит к разрушению в сознании учащихся ценностной шкалы трудового уклада жизни в рамках традиционного трудолюбия, гуманизма, устремления к новому и т.д.

Исключение из общего перечня в школьном учебном плане предмета «Черчение» и необоснованное преуменьшение функции предмета «Технология» усугубляют процесс снижения интереса и обращения выпускников к освоению технических специальностей. Уменьшается возможность адаптации их в современном технически насыщенном мире, в котором основным фактором успешности является владение современными технологиями в различных областях существующей социально-экономической среды. Тем самым, на официальном уровне, снижается потенциал наработанного человечеством опыта деятельностного обучения и воспитания в среде формирования и приумножения ценностей труда этносов по подготовке молодежи к реальной жизни.

К сожалению, на примере «успешных людей» на смену позитивным ценностям приходят другие, о которых можно сказать: «Деньгами и попа можно купить и бога обмануть». Соответственно, этноэстетические ценности обучения труду в виде инструмента формирования технологической культуры в рамках таких личностных качеств, как трудолюбие, эстетическое отношение к труду, окружающим, получение удовлетворения от его результатов, почитание человека труда, любовь к малой родине, отчизне, «убираются» из социальной среды, формируя ложные ценности в неокрепшем сознании молодежи. Так, на первый взгляд, безобидные прагматичные ценности, пришедшие взамен общеэтническому трудолюбию, направленному на самоутверждение и самореализацию в социуме, для некоторых молодых людей создают предпосылки беззаботной жизни: самоуспокоения в алкоголе, наркотиках, а также - самоутверждения и самовыражения в неформальных организациях.

Важность решения насущной проблемы в обществе признается на правительственном уровне. В Чувашской Республике ведется большая работа для обогащения педагогического пространства этническими ценностями, в обращении молодежи к труду как к смыслу жизни.

2016 год был объявлен главой республики М.В. Игнатьевым «Годом Человека труда», а министр образования и молодежной политики В.Н. Иванов, в свою очередь, провозгласил его «Годом технологии». За этот период в республике многое было сделано в плане развития среднего профессионального образования. Одним и значимых показателей можно назвать то, что Чебоксарский электромеханический колледж стал межрегиональным центром компетенций, предназначенным для развития современного подхода к обучению молодежи по востребованным специальностям и рабочим профессиям.

На его базе и на базе уже работающих многофункциональных центров прикладных квалификаций центров по формату WorldSkills проводится работа по взаимодействию государства, образовательных организаций и бизнеса по внедрению инновационных методов обучения в республике. Также создаются корпоративные учебные центры на базах ведущих промышленных предприятий. В 2016 году проведен V Региональный (открытый) чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) в Чувашской Республике. Чемпионат стал самым масштабным соревнованием профессионального мастерства за всю историю движения данного чемпионата в Чувашии по количеству участников, представленных экспертов и заявленных компетенций. В этом году впервые к состязаниям присоединились и школьники из общеобразовательных организаций Чувашской Республики, они боролись в двух компетенциях: Сетевое и системное администрирование и Фрезерные работы на станках с ЧПУ в рамках чемпионата «JuniorSkills».

Заинтересованность правительства и руководства Чувашской Республики в развитии сферы профессионального образования, а, следовательно, и более раннее приобщение подрастающего поколения к важному направлению профилизации образования, способствует расширению сетевого взаимодействия образовательных организаций. А также ведет к пониманию необходимости обращения и возрождения национальных традиций приобщения детей к труду. Общие положения указов представляются методологическим ориентиром передового подхода к подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, как акта формирования технологической культуры на основе этноэстетических ценностей.

Учитель играет большую роль в осуществлении трудовой подготовки школьников, по этой причине обучение будущих учителей технологии в педагогическом университете должно осуществляться на основе

реализации цели инновационного подхода в контексте диалога новых и традиционных культур. Для воплощения данной цели в жизненную практику мы выделяем следующие задачи:

• привитие любви к своей малой родине, которая берет свое начало с этно-эстетической культуры родительского дома и заканчивается полиэтнической национальной культурой Отчизны;

• формирование основ человечности, добродетели, трудолюбия, коллективизма, предприимчивости;

• развитие хозяйского, технологического, творческо-проектного, профессионально-педагогического мышления как основы адаптации обучающихся к жизни в новых социально-экономических условиях и др.

В рамках реализации обозначенной цели и задач профессиональная подготовка студентов-бакалавров должна строиться на основе совершенствования научно-технологической грамотности будущих учителей технологии, опираясь на положительный народный опыт подготовки молодежи к трудовой жизни, выражающийся в существующей системе формирования технологической культуры. Она заключается в осознанном освоении комплекса методико-технологических и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, саморазвитии технологического, проектно-творческого мышления, этико-эстетических и других качеств личности человека, которые формируются на базе научных и гуманистических педагогических ценностей этноэстетики. В педвузах страны процесс формирования технологической культуры будущих учителей технологии осуществляется посредством учебных дисциплин профессионального блока. При этом мы предлагаем недостаточно представленную область духовного образования усилить за счет включения в обучения традиционных ценностей, составляющих основу этноэстетики.

Это направление обучения охватывает процессы адаптации личности к окружающей жизни в современном обществе с учётом социокультурных особенностей региона. Оно строится на основе обучения студентов практическим навыкам, основам художественного ремесла и эстетического восприятия произведений народного искусства, что ведет к приобретению обучающимися умений создавать художественный образ произведения на основе повтора, вариации, импровизации, к умению выражать свое собственное отношение к объектам искусства и действительности, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла. Это дает студентам возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного воспитания, как самобытность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание и тем самым формируют интерес к этнокультуре.

Огромный потенциал для развития, воспитания молодых патриотов, знающих народные традиции и способных их возродить, несет в себе процесс освоения студентами декоративно-прикладного искусства. А также дает возможность студентам, будущим педагогам, вести культурно-просветительскую деятельность по приобщению различных слоев населения к занятиям прикладным творчеством. Для развития этого направления деятельности силами активных студентов и преподавателей технолого-экономического факультета ведется работа на базе культурно-выставочных центров Республики и центров социальной адаптации неблагополучных слоев населения. Ими проводятся мастер-классы, презентации, тематические выставки к народным праздникам и мероприятиям.

Осуществляется тесное сотрудничество со школами города, в которых проходит педагогическая практика будущих учителей технологии. В базовой школе МБОУ «СОШ № 41» г. Чебоксары по апробации и реализации теоретических разработок в области этноэстетического направления обучения проводятся внеклассные занятия по декоративно-прикладному искусству с учащимися 5-7 классов. Для учителей технологии и ИЗО школ, работников учреждений дополнительного образования республики в Чувашском республиканском институте образования, в культурно-выставочном центре «Радуга» г. Чебоксары, регулярно проводятся мастер-классы студентов.

Проводя эту работу с педагогами и населением Чувашской Республики решаются следующие задачи: знакомство их с культурой родного края; обучение практическим навыкам, основам художественного ремесла; формирование эстетического восприятия произведений народного искусства; совершенствование умений создавать художественный образ вещи на основе повтора; способность к вариации, импровизации; расширение пространства социальной деятельности; адаптация личности к окружающей жизни в современном обществе.

Таким образом, мы поднимаем теоретический и практический уровень знаний школьников, повышаем качество образования студентов вуза, знакомим учителей с новыми методами и технологиями декоративно-прикладного искусства, приобщаем социально-незащищенные слои населения к декоративно - прикладному искусству, народным традициям нашей Республики.

Выводы. Формирование методико-технологических и педагогических знаний, умений и навыков, развитие эстетических чувств, чувственного восприятия мира, качеств интеллектуального оценивания картины мира; формирование эмоционально-волевых качеств; привитие любви к детям, труду, прекрасному; подготовка к профессиональной жизни оптимальным образом происходит при внесении в содержание обучения этно-эстетической и духовной направленности. При этом большую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса принадлежит средствам формирования технологической культуры, к которым относятся предметы народных рукоделий, ремесел, художественных промыслов, архаичные технологии вышивки, ткачества, лозоплетения, домовой резьбы, корнепластики, металлопластики и др. Накопленный обществом комплекс этноэстетических, научно-технологических, педагогических знаний о средствах и методах преобразовательной, творчески-созидательной, учительской деятельности применяется как инструмент формирования этноэстетического сознания, технологически-профессионального мировоззрения. Это способствует развитию у будущих бакалавров интеллектуального оценивания окружающей среды как образовательного пространства на основе трансформации этноэстетических ценностей с позиции современного дизайна, научной педагогики становится следующим этапом развития практико-деятельностного понимания технологической картины мира.

Таким образом, через изучение чувашских народных традиций на занятиях по дисциплине «художественная обработка материалов» у студентов технолого-экономического факультета происходит воспитание любви к малой родине, формирование гуманности, добродетели и трудолюбия. Развитие и формирование профессионально-педагогических навыков у будущих учителей технологии, способствует вырабатыванию творческо-проектного и технологического мышления, являясь основой адаптации к жизни в новых социально-экономических условиях.

Литература:

1. Бородина, Т.Л. Преемственность системы трудового воспитания Яковлева И.Я. в народной педагогике - основа развития трудолюбия // Материалы Всероссийской НПК «Этноэстетический аспект ремесел в педагогической системе И.Я. Яковлева и перспективы технологического образования учащейся молодежи» / отв. ред. Г. А. Никитин. Чебоксары, Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008.

2. Бородина Т.Л. Никитин, Г.А., Павлова С.В. Методические аспекты включения этноэстетического направления обучения в предмет «Технология» в общеобразовательной школе на примере изучения чувашской национальной кухни // Сб. научных статей аспирантов, соискателей и преподавателей «Личность, общество, культура, образование: вызовы XXI века»: Чебоксары, Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. С. 123-128.

3. Бородина Т.Л., Бойкова Е.А. Современные методы и технологии в профессиональном образовании // Менеджмент в образовательном пространстве: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 25-28.

4. Бородина Т.Л., Шеверова О.Ю., Михеева Д.О. Подготовка студентов вуза к освоению профессии // Менеджмент в образовательном пространстве: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всеросс. науч.-практ.конф. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 216-219.

5. Логинова М.В. Тенденции развития этноэстетики в образовательном пространстве финно-угорского мира / М.В. Логинова // Регионология. - 2012. - № 2. - С. 168-169.

6. Никитин Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики / Г.А. Никитин. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.

7. Павлова С.В., Варюхина С.Н. Особенности развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования // Приоритетные направления развития технологического образования ЧГПУ 2018 С. 53-59.

Педагогика

УДК 392.7-177:391.984

кандидат педагогических наук, доцент Бородина Татьяна Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Павлова Светлана Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук, доцент Колесникова Ольга Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СТРАН

Аннотация. В статье рассматривается вопрос установления дружеских контактов между студентами народов разных стран, обучающихся в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Авторами обосновано положительное влияние развития культурной среды вуза, способствующей лучшему пониманию культурного наследия народов мира. На основании проведенного исследования можно утверждать, что формирование мировоззрения и миропонимания содружества студентов разных стран на основе изучения и принятия различных культур в процессе проведения совместных мастер-классов, выставок, презентаций, посвященных значимым событиям жизни народов Китая, Туркмении и Чувашии.

Ключевые слова: диалог культур, международное взаимодействие, иностранные студенты, социализация, мероприятия взаимодействия, мастер-классы, выставки, концерты.

Annotation. The article deals with the issue of establishing friendly contacts between students of different countries studying at ChSPU I. Ya Yakovleva. The authors justify the positive impact development of the cultural environment of the University, contributing to a better understanding of the cultural heritage of the peoples of the world. On the basis of the conducted research, it can be argued that the formation of the worldview and worldview of the Commonwealth of students of different countries on the basis of the study and adoption of different cultures in the process of joint master classes, exhibitions, presentations devoted to significant events in the life of the peoples of China, Turkmenistan and Chuvashia.

Keywords: dialogue of cultures, international interaction, foreign students, interaction events, master classes, exhibitions, concerts.

Введение. В современных условиях, сопряженных с пренебрежением к социальным идеалам и постоянными общественными изменениями, воспитание духовно-нравственных ценностей среди студенческой молодежи является важной задачей преподавателя вуза [12]. Ученые, исследующую данную проблему полагают, что культурологический подход должен направлять систему образования на диалог человека с культурой [2, 11]. На фоне углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопрос воспитания обусловливают актуальность исследования.

У иностранных студентов, обучающиеся в российских вузах, на начальном этапе адаптации к новым социальным условиям, возникает ощущение дискомфорта и фрустрации. Изучение этих состояний и поиск решения проблемы социальной и социально-психологической незащищенности иностранных студентов, путем организации международного взаимодействия и развития культурной среды, способствует повышению уровня их приспособленности к образовательной среде [8]. Межкультурная коммуникация традиционно воспринимается как тип культуры представителей различных групп людей, дающий представление о взаимодействии этнических культур, проявляющихся в этническом самосознании, этнокультурной компетентности личности, толерантности, а также в стремлении к межнациональному согласию в различных сферах общественной жизни. Уровень культуры межнационального общения учитывает противоречия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.