Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ" В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ" В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КЛАССНЫЙ ЧАС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М.П.

Статья посвящена организации классных часов во внеурочной деятельности обучающихся. Описывается Федеральный проект «Разговоры о важном» и его реализация в социокультурной среде. Представлены организационные и методические основы проведения внеурочных занятий, необходимые информационные ресурсы, а также опросник для классных руководителей по реализации проекта «Разговоры о важном». Делаются выводы по итогам проведенного исследования среди педагогов подмосковных школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT “TALKS ABOUT IMPORTANT” IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the organization of class hours in extracurricular activities of students. The Federal project «Talks about important» and its implementation in the socio-cultural environment of the Moscow region are described. The organizational and methodological foundations for conducting extracurricular activities, the necessary information resources are presented. A questionnaire for class teachers on the implementation of the project « Talks about important» is presented. The conclusions of the study conducted among teachers of Moscow region schools are made

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ" В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

УДК 371

М.П. НЕЧАЕВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена организации классных часов во внеурочной деятельности обучающихся. Описывается Федеральный проект «Разговоры о важном» и его реализация в социокультурной среде. Представлены организационные и методические основы проведения внеурочных занятий, необходимые информационные ресурсы, а также опросник для классных руководителей по реализации проекта «Разговоры о важном». Делаются выводы по итогам проведенного исследования среди педагогов подмосковных школ. Ключевые слова: воспитание, классный час, внеурочная деятельность, Федеральный проект «Разговоры о важном».

The article is devoted to the organization of class hours in extracurricular activities of students. The Federal project «Talks about important» and its implementation in the socio-cultural environment of the Moscow region are described. The organizational and methodological foundations for conducting extracurricular activities, the necessary information resources are presented. A questionnaire for class teachers on the implementation of the project « Talks about important» is presented. The conclusions of the study conducted among teachers of Moscow region schools are made.

Keywords: education, class hour, extracurricular activities, Federal project «Talks about important».

Классный час - одна из основных и действенных форм воспитания в работе классного руководителя. Однако в последнее десятилетие внимание к тематическим классным часам существенно ослабло, что привело к недостаточно частому их проведению или к формальному подходу при организации столь значимого воспитательного мероприятия. Обучающиеся стали терять интерес к участию в классных часах, что нивелировало воспитательный потенциал данной формы взаимодействия детей и педагогов в воспитательной системе классного коллектива.

В целях формирования единой региональной воспитательной политики

© Нечаев М.П., 2022

и повышения качества воспитательной работы в 2021/2022 учебном году в 54 флагманских школах Московской области, восьми школах Одинцовского района и школы № 27 г.о. Мытищи был реализован региональный проект школьного воспитания «Подмосковный классный час» [1, 3]. Суть проекта заключалось в ведении еженедельных тематических классных часов в рамках внеурочной деятельности обучающихся, выстраиваемых по общей тематике и проводимых по единой методике на основе общих региональных ценностей. Данный проект не только позволил существенно повысить качество проведения классных часов, но и способствовал формированию и развитию единой социокультурной среды

40 ВЕСТНИКРМАТ№ 4 • 2022

Московской области. «Подмосковный классный час» стал успешным старта-пом, реализуемым с 5 сентября 2022 года во всех школах России Федерального проекта «Разговоры о важном» [2].

20 июня 2022 года на площадке Российского общества знания министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов открыл «Классный марафон». В ходе встречи, на которой присутствовало 50 делегированных классных руководителей Московской области, были представлены основные цели и задачи проекта «Разговоры о важном», его структура и способы реализации.

20, 21 июня, 1, 8, 15, 22 августа более 12 тысяч педагогов Московской области в режиме онлайн приняли участие в «Классном марафоне». В шестидневном цикле прошла подготовка к проведению внеурочных занятий в новом формате. Участники марафона ознакомились с организационно-методическими основами, содержанием и планом реализации проекта «Разговоры о важном». В эти же дни параллельно работала очная площадка АСОУ, на которой была предоставлена возможность обсудить новые формы проведения классных часов, методические материалы, подготовленные Институтом стратегии развития образования РАО и Академией Минпросвещения России, механизмы их применения в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Московской области.

24 августа 2022 года на базе учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» (парк «Патриот») сотрудники Института развития образования АСОУ приняли участие в работе

площадки «Разговор о важном» августовской педагогической конференции Московской области. С докладом по заявленной теме выступил М.П. Нечаев, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ. Были даны стартовые установки реализации Федерального проекта «Разговоры о важном», обозначены целевые ориентиры и необходимые условия проведения внеурочных занятий.

30 августа 2022 года кафедра методики воспитания и дополнительного образования АСОУ совместно с отделом профилактики асоциальных явлений Управления дополнительного образования и воспитания детей Министерства образования Московской области провела региональный организационно-методический вебинар «Классное руководство сегодня: реализация цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"». В вебинаре приняли участие директора, заместители директоров по воспитательной работе и классные руководители общеобразовательных организаций (всего 3 284 человека). В ходе вебинара были представлены сущностные и организационные подходы к реализации Федерального проекта «Разговоры о важном», обсуждены организационные и методические аспекты реализации внеурочных занятий, представлены ресурсы, обеспечивающие их содержательное наполнение, обобщен опыт подготовки к «Разговорам о важном»1.

Основные информационные ресурсы Федерального проекта «Разговоры о важном»:

1 Ссылка для скачивания записи вебинара: https://drive.google.eom/file/d/13yQDaVjREK qscRcatzSh8PIpmjCQSz_s/view?шp=sharmg

1. О направлении информации (О реализации проекта «Разговоры о важном) - письмо Минпросвещения России от 09.09.2022 № ТВ-2009/03 (https://www.garant.ru/products/ipo/ рпте/аос/405058543).

2. О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном») - письмо Минпросвещения России от 15.08.2022 № 03-1190 (Ы^:// fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/pismo-minprosvescheniya-rossii-ot-15.08.2022-n-03-1190).

3. Об использовании государственных символов Российской Федерации (вместе с Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления») -письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 (https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/404460798)

4. Разговоры о важном - сервис для классных руководителей на сайте Академии Минпросвещения (Ыи^:// apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom).

5. Организация внеурочной деятельности на сайте единого содержания общего образования (https://edsoo.ru/ Vneurochnaya_deyatelnost.htm).

6. Раздел «Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном"» на сайте ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО (https://razgovor. edsoo.ru).

7. Основной информационный ресурс - Telegram-канал «Разговоры о важном» (https://t.me/razgovory_o_ vazhnom).

Профессорско-преподавательским составом кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ методом мозгового штурма под руководством заведующего кафедрой В.Г. Кирсановой был разработан анонимный опросник для классных руководителей по реализации проекта «Разговоры о важном», состоящий из девяти вопросов:

1. Как вы оцениваете в целом проект «Разговоры о важном»? Выберите ответ из списка или напишите свой:

• отличный проект, рад(а), что он появился;

• хороший проект, но содержание требует доработки;

• лишний проект, зря занимает время учителя и ученика;

• другое_.

2. Оцените утверждение по 5-балльной шкале: Тематическое планирование внеурочных занятий «Разговоров о важном» меня устраивает (1 - Нет, тематическое планирование мне совершенно не нравится; 5 - Да, полностью устраивает).

3. Оцените утверждение по 5-балльной шкале: Методические материалы для классных часов, разработанные Академией Минпросвещения, доступны педагогам (1 - Недоступны, размещены неудобно; 5 - Доступны, размещены удобно).

4. Оцените утверждение по 5-балльной шкале: Методические материалы для классных часов, разработанные Академией Минпросвещения, достаточны для проведения классных часов (1 - Материалов не хватает, их недостаточно для проведения классных часов; 5 - Материалов достаточно, чтобы проводить классные часы).

5. Оцените утверждение по 5-балльной шкале. Сценарии проведения

42 ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2022

классных часов достаточно подробны (1 - Нет, сценарии слишком краткие; 5 - Сценарии достаточно подробные, большей детализации не нужно).

6. Оцените утверждение по 5-балльной шкале. Видеоматериалы для классных часов хорошего качества, содержательно подходят для классных часов (1 - Видеоматериалы содержательно не подходят для классных часов; 5 -Видеоматериалы полностью содержательно подходят для проведения классных часов).

7. Сколько вам приходится готовиться к проведению «Разговора о важном»?

• совсем немного, не больше часа;

• трачу до 3 часов;

• трачу много времени на подготовку, от 3 до 6 часов

8. Оцените утверждение по 5-балльной шкале: Ученикам интересны классные часы в рамках проекта «Разговоры о важном» (1 - Совершенно неинтересны; 5 - Очень интересны).

9. Оцените утверждение по 5-балльной шкале: Родители обучающихся положительно относятся к классным часам в рамках проекта «Разговоры о важном» (1 - Нет, относятся полностью отрицательно; 5 - Да, относятся полностью положительно).

Результаты опроса среди педагогов 43 школ, академических площадок кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ позволяют сделать следующие выводы:

1. Педагоги единодушно одобряют и поддерживают проект «Разговоры о важном», считая его нужным и актуальным.

2. Тематическое планирование внеурочных занятий «Разговоров о важном» полностью устраивает 82% класс-

ных руководителей, в основном устраивает - 18%.

3. 88% классных руководителей отмечают, что методические материалы для классных часов, разработанные Академией Минпросвещения, доступны и удобны педагогам.

4. О том, что методических материалов для классных часов, разработанных Академией Минпросвещения, достаточно для проведения классных часов, сказали все опрошенные классные руководители Московской области.

5. Сценарии достаточно подробные, большей детализации не нужно (100% классных руководителей).

6. О том, что видеоматериалы и интерактивные задания полностью содержательно подходят для проведения классных часов высказались 84% педагогов.

7. Подготовка к проведению «Разговора о важном» занимает совсем немного времени, не больше часа у 78% педагогов, 22% классных руководителей готовятся до трех часов.

8. По мнению учителей, 82% учеников говорят, что классные часы в рамках проекта «Разговоры о важном» очень интересны, 18% - в основном интересны.

9. 76% родителей обучающихся относятся полностью положительно к классным часам в рамках проекта «Разговоры о важном»; 20% - в основном положительно; 4% - относятся полностью отрицательно.

Таким образом, можно заключить, что реализация Федерального проекта «Разговоры о важном» в Московской области осуществляется успешно. Первые организационные затруднения на начальной стадии проекта преодолены, и проект вышел на этап функци-

онирования и устойчивого развития. Внедрение «Разговоров о важном» в педагогическую практику, несомненно, способствует совершенствованию деятельности классных руководителей,

является эффективной формой патриотического воспитания обучающихся, развивающей социокультурную среду современной образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Нечаев М.П. Инновационный проект «Подмосковный классный час» в региональной системе школьного воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2 (80). С. 40-45.

2. Разговоры о важном: сервис для классных руководителей. URL: https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom (дата обращения: 26.10.2022).

3. Усова С.Н., Утешева И.В., Власьянова А.А. Инновационный проект «Классный час в пространстве внеурочной деятельности» в социокультурной среде школы//Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.