аькетинг
THE IMPLEMENTATION OF EXPORT STRATEGY AS A WAY TO OUTPUT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE EXPORT MARKET
Beketov Alexandr Alexandrovich, Student E-mail: [email protected]
Larionova Natalia Alexandrovna, PhD, Associate Professor E-mail: [email protected]
Chair of Economics and Management, North Caucasus Federal University, Stavropol
In the article problems and ways of realization of export strategy of the industrial enterprises are covered.
Keywords: export strategy; distribution network; licensed production; joint venture.
УДК339.564:65.011.12 РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ
КАК СПОСОБ ВЫХОДА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
© Бекетов А.А., 2012 © Ларионова Н.А., 2012
В статье освещаются проблемы и пути реализации экспортной стратегии промышленных предприятий.
Ключевые слова: экспортная стратегия; дистрибьюторская сеть; лицензионное производство; совместное предприятие.
I
50
БЕКЕТОВ Александр Александрович,
студент
ЛАРИОНОВА Наталья Александровна,
кандидат
экономических наук,
доцент
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
На сегодняшний день основой стабильного развития промышленного предприятия в долгосрочном периоде является наличие стратегического плана действий, составленного на основе учета ожидаемых требований потребителей в отношении качества продукции и предполагаемых объемов потребления. Современный российский рынок промышленной продукции в значительной мере характеризуется недостатком свободных ниш, а также высоким уровнем конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей. В связи с этим для российских промышленных предприятий, в частности, для предприятий электротехнической отрасли, наиболее эффективным и экономически выгодным вариантом достижения предполагаемых объемов продаж является выход на внешний рынок. Вступление России в ВТО и Таможенный союз усиливают прозрачность национальных границ и активное проникновение зарубежных предприятий на рынок России и российских - за рубеж, а также выравнивают условия ведения бизнеса внутри страны для отечественных и зарубежных предприятий.
В то же время, в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителями зачастую отсутствует системный подход, а экспортные сделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросе со стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и малое внимание, оказываемое вопросам построения экспортной стратегии промышленного предприятия, сказывается на потере огромных возможностей для роста компании, связанных с участием в международных торговых отношениях.
Ведение эффективной деятельности, тем более в иностранном государстве, без разработки правильной и взвешенной экспортной стратегии в современных условиях невозможно. Необходимость разработки данной стратегии в западных странах давно признана, но на постсоветском пространстве, и в частности в России, проблема признания этой необходимости субъектами хозяйствования стоит очень остро [2].
На текущий момент проблема разработки и реализации оптимальной экспортной стратегии промышленного предприятия как основы всей системы управления внешнеэкономической деятельностью хозяйствующего субъекта является весьма актуальной в отечественной управленческой науке и практике. Это определяется тем, что внешнеэкономическая деятельность становится одним из основных
факторов, стимулирующих развитие свободной рыночной экономики и демократических институтов российского общества.
Важность разработки оптимальной экспортной стратегии связана с серьезными трудностями, сопровождающимися процессами реализации товара на зарубежном рынке. Планирование вступления на рынок требует учета большого числа внешних и внутренних факторов, способных либо послужить предпосылкой к успешному завоеванию внешнего рынка при четком их анализе, либо, наоборот, усложнить выполнение задачи выхода на выбранный рынок.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, разработку и реализацию экспортной стратегии промышленных предприятий можно представить в виде шести взаимосвязанных этапов (рис.).
Рисунок - Этапы разработки и реализации экспортной стратегии предприятия
Первым этапом стратегического планирования деятельности промышленного предприятия является выбор миссии и определение целей предприятия.
Миссия помогает определить сущность, масштабы, перспективы и направления роста компании на выбранном рынке и имеет огромное значение для коммуникации внутри предприятия, позволяя работникам лучше понимать суть ее деятельность. Миссия является исходным моментом для определения целей организации, которые выступают как способ упорядочивания действий и усилий предприятия, уменьшая неопределенность в работе. В качестве основных целей осуществления экспортной деятельности можно выделить:
- стратегические цели, заключающиеся в освоении большей доли рынка, повышении конкурентоспособности, увеличении преимуществ в технологической сфере, уменьшении издержек производства и реализации;
- финансовые цели - результаты и итоги запланированной деятельности, характеризующиеся в том числе возможным ростом доходов, повышением кредитоспособности организации, достижением приемлемого уровня окупаемости инвестиций в зарубежные проекты.
Следующим этапом является анализ и оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на экспортную стратегию предприятия.
В целом, к внешним факторам относят совокупность элементов государственной политики и основных особенностей рыночной конъюнк-
туры, складывающихся независимо от деятельности конкретного предприятия и не поддающихся контролю с его стороны. Поэтому анализ внешних факторов требует глубокого понимания таких элементов, как бюджетно-налоговая, таможенная политика государства, валютный курс, уровень процентной ставки, а также тенденции развития мировой торговли.
Исследователи склонны рассматривать влияние вышеперечисленных внешних факторов как в стране экспортера, так и в стране, представляющей собой целевой зарубежный рынок для компании.
В свою очередь, внутренние факторы - это элементы, составляющие основу финансовохозяйственной деятельности предприятия, и оказывающие влияние как на формирование внешнеторговой деятельности, так и на его деятельность на внутреннем рынке. Эти факторы включают производственный потенциал предприятия, финансовые ресурсы, маркетинговую политику, оптимально отвечающие потребностям рынка.
На основании анализа влияния вышеуказанных факторов происходит определение экспортной стратегии предприятия.
Выбор и разработка данной стратегии зависят от поставленных целей и потенциала, которыми обладает предприятие. На основании этих факторов проводится комплексная разработка решений, направленных на реализацию экспортной стратегии.
Заключительным этапом разработки экспортной стратегии является оценка результатов проделанной работы. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии.
Несмотря на то, что многие промышленные предприятия на протяжении долгого времени поставляют за границу крупные партии выпускаемых товаров, у них отсутствует стратегия выхода на зарубежные рынки. Поэтому для решения данной проблемы нами были разработаны основные этапы экспортной стратегии и пути их реализации. Построение данной стратегии производилось на основании методики, представленной на рисунке с учетом анализа деятельности промышленных предприятий, реализующих свою продукцию на внешнем рынке.
Общая миссия экспортной стратегии промышленных предприятий заключается в наращивании производства продукции, объемов продаж и освоении новых рынков сбыта.
В сфере внешнеторговой деятельности российских предприятий промышленности основными целями экспортных операций являются:
- увеличение чистой прибыли за счет экспортируемой продукции;
ГЧ
о
гч
0
се
гл
■ QII
■
51
шкетинг
52
- укрепление своих позиций за рубежом, а также освоение новых перспективных рынков сбыта продукции;
- расширение номенклатуры выпускаемой продукции, совершенствование производимых товаров согласно современным техническим требованиям и стандартам;
- создание новых производственных мощностей, позволяющих удовлетворить потребности иностранных партнеров;
- оптимальное использование внутренних резервов предприятия, оказывающих влияние на внешнеэкономическую деятельность.
Следующим этапом разработки экспортной стратегии промышленного предприятия является анализ внешней и внутренней среды организации.
Анализ внешнеторговой деятельности российских промышленных предприятий говорит о том, что для снижения влияния факторов внешней среды на реализацию экспортных операций предприятиям необходимо активно развивать внешнеторговую деятельность со странами бывшего СССР и Средней Азии. В данных регионах для российского производителя складываются благоприятные экономические, политические условия, необходимые для осуществления экспортных поставок.
Также основным вопросом возможного достижения стратегических целей экспортной стратегии является уровень конкурентоспособности продукции экспорта. Рациональным решением данного вопроса является анализ внутреннего потенциала предприятия и его организационно-экономических резервов. К примеру, анализ возможностей использования резервов формирования и реализации экспортной стратегии промышленного предприятия можно сформировать по следующим направлениям:
- снабжение сырьем и материалами;
- финансовые ресурсы;
- конструкторский потенциал;
- производственные мощности;
- кадровые ресурсы;
- информационные ресурсы;
- система качества продукции [3, С. 15].
Проведенный анализ факторов, влияющих
на формирование и реализацию экспортной стратегии, показывает, есть ли на предприятии резервы роста внешнеэкономической деятельности, которые могут выступить в качестве неиспользованного потенциала предприятия для увеличения его экономических и финансовых показателей.
Далее происходит и определение самой экспортной стратегии предприятия. В рамках ее реализации разрабатываются меры по совершенствованию деятельности организации на зарубежном рынке. К примеру, наиболее актуальными для промышленных предприятий являются следующие направления реализации экспортной стратегии:
1. Создание дистрибьюторской сети предприятия на территории стран бывшего СССР и Средней Азии для установления обратной связи с потребителями и быстрого получения информации о тенденциях рынка.
2. Организация лицензионного производства в иностранном государстве путем заключения лицензионного договора с местными производителями профильной продукции.
3. Расширение географии производства, вынос части производства на территорию, приближенную к потребителям, источникам сырья и более дешевой рабочей силы.
4. Разработка и создание нового продукта за счет собственных конструкторских разработок и приобретенных патентов, лицензий.
5. Повышение уровня квалификации персонала, занятого во ВЭД.
6. Создание информационной системы, позволяющей оптимизировать работу предприятия во внешнеэкономической деятельности.
7. Сертификация производимой продукции согласно требованиям законодательства иностранных государств.
Стратегически важными мероприятиями по выходу промышленных предприятий на зарубежные рынки, на наш взгляд, являются: развитие дистрибьюторских сетей сбыта продукции за рубежом; организация производства по лицензии в иностранном государстве; создание совместного предприятия за рубежом.
Развитие дистрибьюторских сетей за рубежом позволит предприятию не только увеличить выручку от экспорта, но и с имеющимися конкурентоспособными качествами товара зарекомендовать себя как достойного соперника в данном сегменте.
Организация лицензионного производства в иностранном государстве позволит промышленному предприятию при незначительных затратах не только увеличить свою прибыль, но и получить хороший вариант выхода на зарубежный рынок для удовлетворения спроса потребителей и закрепления своих позиций.
Для создания новых производственных мощностей и расширения географии производства оптимальным является организация совместного предприятия за рубежом. При совместных инвестициях в будущее производство российское промышленное предприятие получает ускорение выхода на привлекательный зарубежный рынок, доступ к каналам распределения и рынкам продажи товаров партнера, а также снижает уровень экономического и политического риска в данном регионе.
Таким образом, данные мероприятия являются основополагающей программой действий экспортной стратегии, определяющей приоритетные направления деятельности предприятия на внешнем рынке с учетом имеющихся у предприятия ресурсов и требований зарубежного рынка. Реализация экспортной стратегии в рам-
ках корпоративной позволит предприятию занять уверенные позиции на внешнем рынке и повысить свои доходы от внешнеэкономической деятельности.
Литература:
1. Бережной В.И. Учет фактора риска при разработке стратегии предприятия / В.И. Бережной, В.А. Фурсов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - Белгород, 2005. - № 2.
2. Гусак А.В. О необходимости разработки маркетинговой стратегии проникновения предприятия на внешние рынки // Официальный сайт ДонНТУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.masters.donntu.edu.ua/2004/fem/gusak/library/lib3.htm.
3. Долгих Р.Н. Формирование и реализация экспортной стратегии предприятий электротехнической промышленности: автореф. дис. канд. экон. наук. - Самара, 2005. - 24 с.
4. Бережной В.И. Разработка стратегических карт системы управления материальными потоками предприятия / В.И. Бережной,
В.А. Фурсов// Проблемы подготовки профессиональных кадров по логистике в условиях глобальной конкурентной среды : сборник докладов IV Международной н.-п. конференции 5-7 окт. 2006. - Киев,
НАУ, 2006.
5. Бережной В.И. Стратегический менеджмент на транспорте: учебное пособие/ В.И. Бережной, И.А. Цвиринько, В.А. Фурсов. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2007. - 276 с.
0
сС
MANAGEMENT OF FORMATION OF THE ADVERTIZING BUDGET OF THE ENTERPRISE ^
Fursov Victor Alexandrovich, DSc of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Zvyagintseva Tatyana Evgenyevna, Master E-mail: [email protected]
Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article are considered one of the most difficult marketing problems of definition of the size of the advertizing budget of the enterprise. Methods of optimization of volume of assignments for advertizing are proved.
Keywords: marketing complex; advertizing campaign; the advertizing budget; administrative decisions.
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ РЕКЛАМНОГО УДК339.138:338.43 БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
О"
■
53
В статье рассматривается одна из наиболее сложных маркетинговых проблем определения размера рекламного бюджета предприятия. Обосновываются методы оптимизации объема ассигнований на рекламу.
Ключевые слова: комплекс маркетинга; рекламная кампания; рекламный бюджет; управленческие решения.
Эффективность рекламной деятельности во многом зависит от объема ее финансирования. Поэтомуформирование рекламного бюджета предприятия является одним из наиболее важных функций в деятельности службы маркетинга. Технически проблема составления оптимального рекламного бюджета требует решения двух основных проблем.
Во-первых, это проблема правильного сбора и учета рекламной информации. К рекламной статистике в этом случае относятся данные, выражающие следующие основные рекламные функции: коммуникативную и торговую. Наиболее проблемным моментом является сложность сбора и учета статистических данных, выражающих эти функции, прежде всего контактов потенциальных потребителей с предприятием (коммуникативная функция) и конкретных покупок, совершаемых клиентами на основании рекламной информации предприятия (торговая функция). Как правило, на практике бывает, что собранная информация такого рода значительно искажена в силу:
- халатности персонала, занимающегося сбором первичныхдан-ных;
- нежелания покупателей сообщать источник информации о предприятии;
- занятости телефонных линий и т.п.
Указанные проблемы имеют определенное решение. Например, в случае заполнения отчетных форм персонал просто не информируется о рекламных каналах, используемых предприятием в настоящий
© Фурсов В.А., 2012 © Звягинцева Т.Е., 2012
ФУРСОВ Виктор Александрович,
доктор экономических наук, доцент
ЗВЯГИНЦЕВА Татьяна Евгеньевна, магистр
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь