Научная статья на тему 'Реализация экономической политики КПК в национальных районах СевероВосточного Китая (1978-2005 гг. )'

Реализация экономической политики КПК в национальных районах СевероВосточного Китая (1978-2005 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
202
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ставров Иван Валерьевич

Статья характеризует этапы экономической реформы в национальных районов Северо-Востока Китая. В заключении автор отметил и положительные и отрицательные результаты этой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of economic policy of Communist Party of China in North East China ethnic minorities areas (1978-2005)

The article is devoted to stages of economic reform in North East China ethnic minorities areas. In conclusion the author marked both positive and negative results of this policy.

Текст научной работы на тему «Реализация экономической политики КПК в национальных районах СевероВосточного Китая (1978-2005 гг. )»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КПК В НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНАХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КИТАЯ (1978-2005 гг.)*

Иван Валерьевич СТАВРОВ,

кандидат исторических наук

Экономическая составляющая развития национальных районов Китая признана идеологами современных реформ важнейшей. Сосредоточение внимания на экономическом факторе обусловлено тем обстоятельством, что именно он является катализатором деструктивных социальных процессов, которые могут привести к активизации сепаратистских выступлений на национальных окраинах и таким образом дестабилизировать обстановку в стране. Здесь важен вопрос о перераспределении ресурсов между регионами, а также регионами и центром. Понимание этих причин привело к неторопливости и последовательности реформирования экономики национальных районов КНР1.

При рассмотрении этапов экономической реформы нами приводятся многочисленные данные, которые используются в целях демонстрации экономической политики, осуществляемой китайским руководством. В связи с ограниченностью сведений по социально-экономическому развитию районов проживания неханьских национальностей Дунбэя нами изучается реализация экономической политики, главным образом на примере Яньбянь-Корейско-го автономного округа пров. Цзилинь.

На территории этого округа были проведены серьёзные экономические преобразования. К 1978 г. объём ВВП составил 816,51 млн. юаней, по сравнению с 1952 г. (дата основания округа) рост в 3,75 раза (217,32 млн. юаней). Постепенно изменялась структура хозяйства. Доля трёх сфер производства (сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры и услуг) в ВВП составила соответственно 36,0; 44,0; 20,0% в 1952 г. и 28,3; 47,8; 23,9% в 1978 г. Данные показатели свидетельствуют о снижении доли сельского хозяйства в экономике автономного округа, росте промышленности и третьей сферы (инфраструктуры и услуг).

Несмотря на значительные сдвиги в экономике национальных районов и в целом трёх провинций Северо-Востока, к 1978 г. после кампаний «большого скачка» и культурной революции на территории названного региона сложилась сложная социально-экономическая обстановка. Во-первых, темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства упали в период с 1958

* Работа выполнена при поддержке гранта Отделения историко-филологических наук РАН, проект № 09-1-0ИФН-01, и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гг.)», проект № 2.1.3/4054.

по 1977 г.; во-вторых, снизился уровень жизни населения. Китайский учёный Цзинь Саньцзюй, анализируя экономику национальных районов Дунбэя на рубеже 1970—1980 гг., отметил следующие проблемы.

1. Недостаток финансовых средств, выделяемых государством на развитие национальных районов.

2. Неразвитость инфраструктуры в районах компактного проживания национальных меньшинств.

3. Низкий уровень культуры аборигенов, что приводило к использованию малоэффективных форм ведения хозяйства.

4. Чрезмерное потребление и задолженность оказывали серьёзное влияние на накопление и расширенное воспроизводство2.

С переходом к политике реформ и открытости партийно-государственное руководство обратило внимание на экономическое развитие районов национальной автономии. Оно понимало, что главная задача, которую необходимо решать в сфере национального вопроса,—это сокращение экономического отставания неханьских районов от китайских, а без достаточно развитой экономической сферы невозможно разрешить всёвозрастающие социальные проблемы.

На первом этапе реформ (1978—1984) руководство КНР сделало акцент на политике предоставления многочисленных льгот и дотаций районам проживания национальных меньшинств, но подчёркивалась необходимость «опоры на собственные силы»3. В этот период главным двигателем реформы было сельское хозяйство. Его развитие стало возможным после принятия на 3-м Пленуме ЦК КПК 11-го созыва «Проекта решения ЦК КПК о некоторых вопросах ускоренного развития сельского хозяйства» и «Примерного проекта решения о работе в сельских народных коммунах». Документы подводили правовую базу под систему подряда в деревне, способствовали росту инициативы на местах. «Решение ЦК КПК по некоторым вопросам ускоренного развития сельского хозяйства» (сентябрь 1979 г.) регулировало финансовый аспект модернизации села, в нём говорилось об увеличении размеров кредитов селу более чем вдвое, при этом обращалось внимание на низкие ставки процентных выплат по кредитам и сроки их погашения (до 10—15 лет)4.

Результатом мероприятий экономической политики государства (введение семейного подряда, увеличение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию) стало оживление сельской экономики Яньбянь-Корейского автономного округа. С 1978 по 1985 г. стоимость валовой сельскохозяйственной продукции увеличилась почти в два раза с 285,58 млн. юаней до 564,99 млн. юаней5. Развитие получили лесное хозяйство (с 16,73 млн. юаней в 1978 г. до 66,56 млн. юаней в 1984 г.), рыболовство (с 0,41 млн. юаней до 1,35 млн. юаней за соответствующие годы) и подсобные хозяйства сельских жителей (стоимость продукции возросла с 39,15 млн. юаней до 80,81 млн. юаней)6.

В области животноводства также наблюдался определённый прогресс. Так, поголовье крупного рогатого и тяглового скота возросло с 181,2 тыс. в 1978 г. до

229,6 тыс. голов в 1985 г. (рост в 1,26 раз). Доля крупного рогатого скота составляла 90,54%, а тяглового — 5,56%. Сокращение численности поголовья тяглового скота стало следствием роста механизации сельскохозяйственного производства. Наблюдалось сокращение поголовья свиней с 362,5 тыс. до 261,7 тыс. (снижение производства в 1,38 раз)7. Соответственно снизилось потребление свинины, что компенсировалось поставками продукции из других районов пров. Цзилинь.

Подобные явления наблюдались и в других районах Северо-Восточного Китая. Например, в местах проживания маньчжуров (пров. Ляонин) в 1981 г. объём валового сбора зерна составил 114,7 т, а в 1985 г. —188,2 т (увеличился на 60,97%). В 1984 г. стоимость валовой сельскохозяйственной продукции достигла 150 млн. юаней, а валовой продукции сельского хозяйства и промышленности в 1985 г. — 657 млн. юаней8.

В национальных районах пров. Хэйлунцзян за этот период также возросли показатели развития сельского хозяйства. В 1985 г. по сравнению с 1980 г. более чем в два раза увеличились сборы зерновых и в 3,3 раза—поголовье крупного рогатого скота9. Первый этап реформ способствовал урегулированию острых социально-экономических противоречий. Рост производства отраслей сельского хозяйства частично разрешил проблемы обеспечения населения необходимым уровнем «тепла и сытости». К середине 1980-х гг. назрела необходимость решения другой проблемы—наполнения рынка товарами повседневного спроса, поэтому на следующем этапе реформы постепенно переходят в «город».

Второй этап экономических реформ в КНР стартовал с принятия в октябре 1984 г. 3-м Пленумом ЦК КПК 12-го созыва «Постановления о реформе экономической системы». Он характеризовался переносом реформы из сельского хозяйства в промышленность, торговлю и сферу услуг. Поворот в экономической политике объяснялся замедлением темпов развития сельского хозяйства, начавшимся процессом разгосударствления и создания многоукладной системы, расширением торговли, а также форсированием КНР внешних связей. Суть второго этапа реформ состояла во внедрении хозрасчёта на государственных предприятиях, в снижении директивного планирования, предоставлении предприятиям права свободно распоряжаться частью произведённой продукции и премировать отличившихся работников10.

В 1985 г. в «Предложениях ЦК КПК по 7-му пятилетнему плану экономического и социального развития» отмечалось, что необходимо «...уделить самое пристальное внимание экономическому и культурному строительству в районах национальных меньшинств», «проводить в отсталых районах более гибкую политику»11. Экономическое положение в национальных районах оставалось по-прежнему тяжёлым. Председатель Государственного комитета по делам национальностей Ян Цзинжэнь признал: «В части районов проживания национальных меньшинств проблемы обеспечения населения одеждой и питанием ещё ждут своего решения. Однако сейчас не следует просить государство о выделении дополнительных средств»12. Поэтому, определённый экономический рост в национальных районах во многом объясняется усилиями самих регионов, а не финансовой поддержкой центра.

Переход экономической реформы в город привёл к активизации промышленного производства в национальных районах. Если за предшествующие 32 года (с 1949 по 1981 г.) валовая стоимость промышленного производства в маньчжурских поселениях Ляодуна увеличилась в 70 раз и составила в 1981 г. 109,33 млн. юаней, то в последующие 10 лет совокупная стоимость общественного продукта увеличилась в 5 раз и достигла 863 млн. юаней, а валовая стоимость сельскохозяйственного и промышленного производства — 657 млн. юаней13.

В крупнейшем на Северо-Востоке Китая национальном районе Янь-бяне также происходили заметные изменения в экономике. Так, объём ВВП за 1985—1990 гг. увеличился более чем вдвое — с 1,90 до 4,22 млрд. юаней.

При этом процентное соотношение трёх сфер производства стало следующим: 24,2; 47,3; 28,4 в 1985 г. и 19,6; 52,1; 27,9 в 1990 г. Неуклонно сокращалась доля сельского хозяйства в ВВП автономного округа, объём которого за период 1978—1990 гг. уменьшился почти на 10%. Особенно заметно повышение доли промышленности в ВВП округа, что вполне соответствовало задачам второго этапа реформ.

Первоначально реформы проходили под девизом: «Плановое хозяйство — главное, рыночное регулирование—вспомогательное». На втором этапе постепенно акцент начинает сдвигаться в сторону рынка, в этот период говорилось уже о создании системы социалистического планового товарного хозяйства14. На XIII съезде КПК генеральный секретарь ЦК КПК Чжао Цзыян отметил, что Китай находится на начальной стадии социализма и для развития производительных сил ему необходимо пройти через этап капиталистического хозяйства. При этом он заявил, что «нужно всемерно развивать плановое товарное хозяйство при сохранении ведущей роли общественной собственности»15. В результате санкционированной партией политики на развитие частнокапиталистических элементов в экономической системе КНР происходило постепенное возрастание доли предприятий коллективной и частной форм собственности. Эти изменения отразились и на национальных районах Северо-Восточного Китая.

Стоимость валовой промышленной продукции Яньбяня с 1978 по 1900 г. увеличилась в 1,92 раза—с 1,85 млрд. юаней до 3,56 млрд. Постепенно менялось соотношение тяжёлой и лёгкой промышленности в стоимости валового промышленного производства: в 1985 г. доля лёгкой промышленности составляла 52,97% и к 1990 г. возросла до 55,61%, хотя ещё в 1979 г. была 47,91%16 (см. табл. 1). Развитие лёгкой промышленности в период реформ вызвано рядом факторов: во-первых, финансовый—требуются значительно меньшие капиталовложения; во-вторых, увеличение объёмов выпуска товаров народного потребления, которое сдерживалось в дореформенный период.

Изменения экономической политики также затронули предприятия различных форм собственности. В апреле 1988 г. был принят «Закон КНР о промышленном предприятии общенародной собственности», который закрепил введение системы хозрасчёта на государственных предприятиях, разрешил самостоятельное планирование объёмов выпуска тех или иных товаров, исполь-

Таблица 1

Структура промышленности Яньбянь-Корейского автономного округа (1978—2003 гг.), млн. юаней

Отрасли 1978 1985 1992 1999 2003 Доля отрасли в совокупной стоимости промышленного производства, %

1978 1985 1992 1999 2003

Тяжёлая 449,60 867,31 2 946,43 4 605,61 4 655,19 49,0 46,85 45,75 48,59 36,97

Лёгкая 467,86 983,62 3 492,67 4872,31 7 936,49 51,0 53,15 54,25 51,41 63,03

Итого 917,46 1 850,93 6 439,10 9 477,92 12 591,68 100,0 100,00 100,00 100,00 100,00

Таблица составлена автором на основе источников: Яньбянь тунцзи няньцзянь— 1998 = Статистический сборник Яньбянь-Корейского автономного округа— 1998. Пекин, 1998. С. 214; Цзилинь тунцзи няньцзянь — 2000 = Статистический сборник пров. Цзилинь — 2000. Пекин, 2000. С. 211; Цзилинь тунцзи няньцзянь — 2004 = Статистический сборник пров. Цзилинь — 2004. Пекин, 2004. С. 239.

зование прибыли на повышение оплаты труда сотрудникам, развитие производства. Разрешалась организация коллективных, индивидуальных и частных предприятий. При этом государственные предприятия не приватизировались, а создание коллективных и частных производств возникало в дополнение к существующим.

Предприятия коллективной формы собственности в численном выражении почти всегда преобладали в экономике Яньбянь-Корейского автономного округа за исключением периода «большого скачка». Численность их достигла пика в 1990-е гг., потом начала постепенно сокращаться. Если в 1978 г. количество таких предприятий составляло 560, то к 1990 г. увеличилось более чем вдвое (1235). Основанных же на частном капитале в разные годы насчитывалось от одного до двух. Доля предприятий государственной, коллективной и частной форм собственности в 1978 г. составила 34,04; 65,96% (частных не было) и в 1990 г. — 24,24; 75,62; 0,12%17. Быстрое увеличение негосударственного сектора вызвано, во-первых, большей его эффективностью, во-вторых, он занимал нишу, в которой не было государственных предприятий.

Некоторое внимание уделялось транспортной инфраструктуре. В 1980-е гг. сдана в эксплуатацию железнодорожная магистраль Хуньцзян—Чанбай протяжённостью 271 км. Но в это время капиталовложения в отрасль были весьма невелики и развитие транспорта отставало от потребностей производства18.

Несмотря на переход реформы в «город», с 1985 г. начался второй её этап в деревне: упразднили систему государственных заготовок продуктов сельского хозяйства и заменили системой контрактных закупок, изменив также способ взимания налога с крестьян. Если ранее он выражался в натуральной форме, то теперь—в денежной и состоял из двух частей: фиксированного налога за пользование земельным участком и налога на реализованную продукцию (от 2 до 10%). Повысились цены на продукцию аграрного производства19. Эти меры способствовали росту производства сельскохозяйственного сектора экономики.

В Яньбяне наблюдалось сокращение доли сельского хозяйства в ВВП округа, тем не менее на селе заметен определённый рост практически во всех отраслях. Совокупная стоимость экономики села возросла на этом этапе в 1,23 раза (18,7%) с 564,99 млн. юаней до 695,75 млн. Стоимость производства зерна увеличилась на 24,24%, продуктов животноводства—на 26,54%. При этом наметилось снижение темпов производства в лесной промышленности. Если с 1981 по 1984 г. рост в леспроме составил 26,53%, то с 1985 по 1990 г. произошло сокращение стоимости на 14%20, вызванное ограниченностью этого ресурса. Структура отраслей сельского хозяйства отражена в табл. 2.

За вторую половину 1980-х гг. животноводство также претерпело некоторые изменения. Поголовье крупного рогатого и тяглового скота возросло в 1,4 раза (с 229,6 г. тыс. голов в 1985 г. до 320,2 тыс. в 1992 г.), поголовье свиней увеличилось до 307,3 тыс., в 1,17 раз21.

Таким образом, экономическая политика государства в 1980-е гг. была направлена на урегулирование кризисных явлений в хозяйственной сфере страны. В этот период оформлен идеологически и законодательно курс властей на реформу и открытость. Экономическая политика способствовала подъёму сельского хозяйства и промышленности, что создавало предпосылки для дальнейшего роста экономики в рассматриваемом нами регионе.

Новый этап экономического развития начался с 1992 г., после некоторого спада реформаторской деятельности, вызванного известными событиями на

Таблица 2

Структура сельского хозяйства Яньбянь-Корейского автономного округа (1978—2003 гг.), млн. юаней

Отрасли 1978 1985 1992 1999 2003 Доля отрасли в совокупной стоимости с/х, в %

1978 1985 1992 1999 2003

Овощеводство 196,78 377,42 861,13 2268,74 1851,41 68,90 66,80 62,73 68,25 44,99

Животноводство 32,51 69,53 290,86 761,39 1083,38 11,38 12,30 21,19 22,90 26,33

Лесоводство 16,73 78,25 134,78 257,10 1082,05 5,85 13,84 9,81 7,73 26,29

Подсобное хо зяй ст во 39,15 38,18 75,33 13,70 6,75 5,48

Рыболовство 0,41 1,61 10,45 36,87 64,59 0,14 0,28 0,76 1,10 1,56

Итого 285,58 564,99 1372,55 3324,10 4114,46 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Таблица составлена автором на основе источников: Яньбянь тунцзи няньцзянь— 1998 = Статистический сборник Яньбянь-Корейского автономного округа— 1998. Пекин, 1998. С. 172; Цзилинь тунцзи няньцзянь — 2000 = Статистический сборник пров. Цзилинь — 2000. Пекин, 2000. С. 172; Цзилинь тунцзи няньцзянь— 2004 = Статистический сборник пров. Цзилинь — 2004. Пекин, 2004. С. 198.

площади Тяньаньмэнь в Пекине. Весной 1992 г. Дэн Сяопин в ходе инспекционной поездки по южным провинциям Китая высказал ряд замечаний по вопросам проведения экономической реформы в стране, в частности по осуществлению политики открытости. Они были утверждены на XIV съезде КПК, состоявшемся в октябре 1992 г. Съезд принял курс на построение социалистической рыночной экономики. План и рынок стали рассматриваться как экономические рычаги, а не системообразующие факторы22.

Указания съезда были дополнены принятым 3-м Пленумом ЦК КПК 14-го созыва (11—14 нояб. 1993 г.) «Решением о некоторых вопросах строительства социалистической рыночной экономики». Предлагалось развивать все формы экономической деятельности в стране. Ставилась задача формирования общенациональной рыночной системы, сочетающей рынки города и деревни, а также внутренний и внешний, в частности углублять реформу внешнеэкономической деятельности, развивая её внешнюю открытость, соответствующую международным правилам и стандартам23. Политика внешней открытости с 1992 г. была распространена и на национальные районы.

Непосредственным итогом этих решений для районов неханьских национальностей Северо-Восточного Китая стало придание статуса открытого города Хуньчуню, который находится в составе Яньбянь-Корейского автономного округа и расположен на границе с Приморским краем России24. Открытость г. Хуньчуня необходима не только для развития автономного округа, но и для пров. Цзилинь в целом, так как она не имеет выходов к морю. Таким образом, наличие открытых территорий дало возможность вести прямую торговлю с Россией, КНДР и Республикой Корея, а также транзита товаров через российские порты Зарубино и Посьет в Японию и другие страны мира.

В рамках реализации постановления Госсовета в инфраструктуру Хуньчуня было вложено 400 млн. юаней. Район получил около 20 привилегий по налогообложению, привлечению инвестиций, кадров и др. Благодаря претворению политики открытости были достигнуты значительные успехи в различных

областях городского строительства. В частности, производственная мощность Хуньчуньского завода минералов достигла 2 млн.т в год; в 1997 г. сданы в эксплуатацию два агрегата по 100 тыс. кВт, вторая очередь объекта проектной мощностью 600 тыс. кВт введена в эксплуатацию в начале XXI в.25

За 1990-е гг. внешнеторговый оборот Яньбяня возрос в 6,2 раза. Если в 1990 г. его размер составил 0,304 млрд. юаней, то в 1997 г. — 1,891 млрд., при этом экспорт всегда превалировал над импортом. В1990 г. вывоз исчислялся 0,245 млрд. юаней, а ввоз—0,059 млрд. К 1997 г. соотношение было 1,025 млрд. юаней к 0,865 млрд. Основными экспортными товарами округа стали изделия из древесины, одежда, обувь, продукция растениеводства, нефтехимии. Импорт составляли железо (лом, стружка, чушки), морепродукты, макулатура и лес26.

В 1990-е гг. пик внешнеэкономической активности пришёлся на 1994 г., когда объём внешнеторгового оборота равнялся 3,240 млрд. юаней (в 10,65 раз больше, чем в 1990 г.). Основными партнёрами Яньбяня стали КНДР и Россия. Товарооборот между автономным округом и этими странами составил 0,128 и 0,343 млрд. юаней за рассматриваемый период27. Снижение объёмов экспорта—импорта после 1994 г. отчасти вызвано экономическим кризисом в России. Данные статистики показывают более чем десятикратное снижение товарооборота между двумя сторонами в 1995 г.28 (см. табл. 3).

Таблица 3

Внешнеторговый оборот Яньбянь-Корейского автономного округа (1990—2005 гг.), млн. дол. США

Год Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт Сальдо

1990 36,84 29,66 7,18 22,48

1992 214,13 111,03 103,09 7,94

1995 155,46 101,29 54,16 47,13

1997 228,67 124,03 104,63 19,40

2005 749,16 512,99 236,17 276,82

Таблица составлена автором на основе: Яньбянь тунцзи няньцзянь—1998 = Статистический ежегодник Яньбянь-Корейского автономного округа—1998). Пекин, 1998. С. 273; [Электронный ресурс]: http://www.cnzone.4bb.ru/viewtopic.php?=5 [дата обращения: 27.07.2006].

ВВП Яньбяня за 1990—1999 гг. почти утроился (см. табл. 4), но, несмотря на значительное увеличение, его доля в ВВП пров. Цзилинь постоянно сокращалась, что объясняется действием ряда факторов. К внутренним относились более высокие темпы экономического развития других районов провинции (в Яньбяне — 9%, в провинции в целом—9,8%). Внешний фактор связан с развитием отношений с соседями — Россией и КНДР, торговый оборот с которыми снижался к концу века.

Значительно изменилась структура собственности. Реформа государственных предприятий, проводимая в стране, привела к снижению доли государственной собственности в регионе и росту числа частных предприятий. С 1991 по 1997 г. число предприятий в округе, основанных на частном капитале, возросло до 310 (в 1991 г. работало лишь одно). При этом соотношение трёх форм собственности в 1997 г. было следующим: 25,1; 55,5; 19,3%. Несмотря на численное

Таблица 4

Объём ВВП Яньбянь-Корейского автономного округа (1978—2003 гг.), млрд. юаней

Годы ВВП 1-я сфера 2-я сфера 3-я сфера Доля в ВВП пров. Цзилинь, %

1978 0,81 0,23 0,39 0,19 9,89

1980 0,99 0,23 0,50 0,25 10,05

1985 1,90 0,46 0,90 0,54 9,48

1990 4,22 0,83 2,20 1,18 9,92

1995 9,43 1,53 3,97 3,91 8,35

1999 12,04 2,12 5,05 4,86 7,21

2003 17,17 2,45 8,04 6,67 6,80

Таблица составлена автором на основе источников: Яньбянь тунцзи няньцзянь— 1998 = Статистический ежегодник Яньбянь-Корейского автономного округа— 1998. Пекин, 1998. С. 29; Цзилинь тунцзи няньцзянь — 2000 = Статистический ежегодник пров.Цзи-линь — 2000. Пекин, 2000. С. 38—39; Цзилинь тунцзи няньцзянь — 2004 = Статистический ежегодник пров. Цзилинь — 2004. Пекин, 2004. С. 18, 22.

снижение государственных предприятий, они лидировали в производстве товаров в стоимостном соотношении: 53,6; 12,7; 33,6%, тем не менее очевидна тенденция к снижению доли госсобственности в экономике Яньбяня. Развитие частного сектора способствовало насыщению рынка товарами массового спроса, развитию внешнеторговой деятельности, созданию дополнительных рабочих мест. Рост конкуренции между частными предприятиями и организациями других форм собственности способствовал повышению качества выпускаемых товаров.

В тяжёлой промышленности продолжились определённые изменения. Произошло сокращение объёмов производства стали в округе с 22,5 тыс. т до

11,6 тыс. т, что было вызвано его нерентабельностью. В лёгкой промышленности, наоборот, наметился устойчивый рост. Так, производство бумаги и картона с 1990 по 1997 г. увеличилось на 18%, тканей—на 2,51%. Незначительный рост в этих сферах вызван волнообразным спросом на данный вид товаров, что видно из материалов статистики. Например, производство товаров группы Б в 1996 г. превышало уровень 1990 г. на 11,57%, а в 1999 г.—на 19,4%. Объёмы капитального строительства возросли с 408,76 млн. юаней в 1990 г. до 1101,39 млн. в 1997 г. (рост в 2,69 раза)29, что способствовало расширению объектов инфраструктуры и создавало предпосылки для дальнейшего экономического роста.

В начале 1990-х гг. валовая стоимость сельскохозяйственной продукции (включая товары сельской промышленности) корейских волостей пров. Цзилинь составила 240,105 млн. юаней. Продукция животноводства оценивалась в 0,149 млн. юаней, земледелия —0,886 млн. В пров. Хэйлунцзян общая стоимость сельскохозяйственной продукции составила 415,573 млн. юаней30. Валовой сбор зерна в Яньбяне увеличился за 1990-е гг. с 716,2 тыс. т до 793,2 тыс. т, фруктов —с 61,8 до 69,0 тыс.т. Поголовье крупного рогатого и тяглового скота в 1997 г. составило 445,2 тыс., увеличившись с 1992 г. в 1,4 раза, а поголовье свиней—319,9 тыс. (рост в 1,04 раза)31.

Расширение производства в национальных районах Северо-Востока в 1980—1990-е гг. XX в. проводилось экстенсивными методами. Несмотря на значительный рост экономических показателей, правительству так и не удалось

решить проблему отставания неханьских районов от регионов, населённых хань-цами. Причины состояли в том, что, во-первых, места компактного проживания этнических меньшинств Северо-Восточного Китая находились на периферии провинций, не имели выхода к морским портам. Во-вторых, отдельные национальные районы (за исключением Яньбяня, районы уездной ступени) не могли составить самостоятельную экономическую единицу, способную обеспечить значительный экономический рост. Поэтому на рубеже XX—XXI вв. руководство постепенно приходит к пониманию необходимости изменения модели роста экономики страны. В настоящее время первостепенной задачей становится обеспечение эффективности и конкурентоспособности экономики, качества жизни и смягчение противоречий, возникших на первых порах реформ32.

В 1999 г. стала претворяться политика освоения западных регионов КНР. Её принципы были распространены на Яньбянь-Корейский автономный округ, а с 2003 г. в отношении Северо-Восточных провинций проводится курс на возрождение старых промышленных баз, направленный не только на техническую модернизацию производства, но и на развитие социальной сферы33. Это сказалось на показателях экономического развития национальных районов Дунбэя.

Объём ВВП районов национальной автономии трёх северо-восточных провинций Китая возрос более чем в 1,5 раза. Так, соотношение трёх сфер производства ВВП в 1999 г. составляло 26,90; 40,37; 32,61%, а в 2003 г. — 22,40; 43,96; 33,59%. Таким образом, тенденция к постепенному сокращению доли сельского хозяйства, росту промышленности и сферы услуг сохранялась (см. табл. 5). При этом наиболее стремительно стала развиваться промышленность, что закономерно вытекает из реализации курса на модернизацию старых промышленных баз. Интересно отметить, что наибольшие темпы развития второй сферы наблюдаются в пров.Хэйлунцзян (рост на 9,16%). Такие темпы роста связаны с большей отсталостью национальных районов этой провинции, чем в провинциях Цзилинь и Ляонин.

Таблица 5

Валовой внутренний продукт районов национальной автономии Северо-Востока КНР

(1999 —2003 гг.), млрд. юаней

Провинция ВВП 1-я сфера 2-я сфера 3-я сфера

1999 2003 1999 2003 1999 2003 1999 2003

Ляонин 15,39 23,46 3,94 5,12 6,66 10,43 4,78 7,90

Цзилинь 19,16 27,53 5,14 6,03 7,50 12,21 6,51 9,29

Хэйлунцзян 1,02 1,46 0,49 0,60 0,20 0,42 0,31 0,43

Итого 35,57 52,45 9,57 11,75 14,36 23,06 11,60 17,62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объём ВВП национальных рай онов КНР 688,61 1038,10 200,78 245,57 252,81 416,35 235,01 376,17

Доля СВК в ВВП национальных районов КНР, % 5,10 5,05 4,76 2,08 5,68 5,53 4,93 4,68

Таблица составлена автором на основе: Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь—2000 = Статистический ежегодник национальностей Китая —2000. Пекин, 2000. С. 398; Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь —2004 = Статистический ежегодник национальностей Китая — 2004). Пекин, 2004. С. 263.

В сфере агропромышленного производства, несмотря на снижение его доли в ВВП, также наблюдался рост. Валовая стоимость сельскохозяйственной продукции увеличилась с 16,45 млрд. юаней до 21,68 млрд. (в 1,31 раза)34. Важной особенностью развития сельскохозяйственного производства в рассматриваемый период являлось увеличение доли животноводства в валовой стоимости сельскохозяйственной продукции (с 32,64 до 39,48%) и значительное снижение доли овощеводства (с 56,35 до 44,23%). Подобные изменения имели важный социальный аспект, так как способствовали увеличению потребления мяса, влияя на качество жизни населения. Стремительное падение доли овощеводства вызвано сокращением фонда целинных земель, что являлось сдерживающим фактором развития экстенсивного земледелия и предпосылкой внедрения интенсивных методов ведения хозяйства. Значительно увеличились доходы лесной отрасли (с 1,1 млрд. юаней до 2,47 млрд. юаней, рост в 2,24 раза).

Определённые достижения наблюдались в индустриальной сфере региона. Здесь заметна тенденция снижения доли тяжёлой промышленности в валовой стоимости производства. Так, в 1999 г. соотношение лёгкой и тяжёлой промышленности было 40,20; 59,80%, в 2003 г.— 44,80; 55,20%. Лишь в пров. Ляонин доля производства группы А возросла с 74,16 до 80,33%, что связано со специализацией региона как крупного промышленного центра КНР. Развитие производства товаров лёгкой промышленности вызвано ростом потребления и связано с экспортной составляющей (преимущественно в пров. Цзилинь).

Высокие темпы экономического развития в определённой степени зависят от улучшения транспортной инфраструктуры. Протяжённость шоссейных дорог в национальных районах пров. Ляонин увеличилась с 1999 по 2003 г. с 8282 км до 8545 км, пров. Цзилинь—с 5368 км до 9876 км, в пров. Хэйлунцзян за этот период дорожное строительство не производилось, протяжённость шоссейных дорог осталась на уровне 360 км. Длина центральных железных дорог также не изменялась, составив 322, 453 и 50 км соответственно по провинциям35. Развитие дорожного строительства на рубеже XX—XXI вв. связано с путями выхода из наметившегося в это время спада экономической активности, вызванного борьбой правительства с инфляцией. Для стимуляции роста экономики руководство государства приложило усилия по привлечению инвестиций за счёт выпуска облигаций и других мер. Эти средства вкладывались в дорожное строительство, ремонт гидротехнических сооружений, реконструкцию отдельных предприятий и др.36

В рассматриваемый период значительно возросла внешнеэкономическая активность национальных районов Северо-Восточного Китая. Внешнеторговый оборот увеличился в 1,8 раз (с 345,77 до 622,99 млн. дол. США). При этом положительное сальдо возросло в 3,99 раз. Основные иностранные партнёры — КНДР и Республика Корея, Япония, Россия и Монголия. Установлены отношения между Яньбянем и странами Европейского союза. В 2005 г. оборот составил 82,6 млн. дол. США37.

Наибольшая активность в данной сфере наблюдалась в Яньбянь-Корей-ском автономном округе. Яньбянь—центр реализации проекта Туманган, поэтому правительство провинции при поддержке центральных органов власти прилагало значительные усилия по развитию округа. В частности, для ускорения развития Хуньчуньской зоны экономического сотрудничества, зоны обработки экспортной продукции и российско-китайской зоны приграничной

торговли, активного развития приграничной торговли и туристского бизнеса в настоящее время китайская сторона поставила задачи.

- Увеличение объёмов перевозок по железнодорожному маршруту Хунь-чунь-Махалино.

- Строительство нового международного аэропорта в г. Яньцзи.

- Открытие совместного российско-китайского банка.

- Открытие в Хуньчуне постоянного пункта пропуска для туристов из Южной Кореи.

- Создание международного транспортного коридора путём строительства железной дороги до порта Зарубино с возможностью взять этот порт в аренду.

- Инвестировать около 610 млн. дол. США в развитие инфраструктуры г. Хуньчуня38.

Реализация данных задач во многом связана с взаимодействием с российской стороной, поэтому руководство округа проявляет активность по установлению официальных и деловых контактов. Так, 9 августа 2002 г. главой администрации г. Владивостока Ю.М. Копыловым и вице-губернатором Яньбянь-Корейского округа Цзинь Шожэнем подписан «Меморандум об установлении отношений дружественного обмена и торгово-экономического сотрудничества между Яньбянь-Корейским автономным округом КНР и г. Владивостоком Российской Федерации»39. В рамках реализации положений настоящего документа состоялись визиты российской стороны в национальный округ. С 15 по 19 июля 2006 г. город Яньцзи посетил заместитель главы администрации г. Владивостока И. Голубев, а в сентябре этого же года—глава администрации В. Николаев. Результатом встреч стало подписание соглашения «О создании механизма дружеского обмена и торгово-экономических связей»40. С момента подписания «Меморандума» начали проводиться торгово-экономические ярмарки в Китае и России, причём они не ограничивались только г. Владивостоком. Контакты Яньбяня были установлены с Нижним Новгородом, Санкт-Петербургом, с фирмами уральского региона России.

На рубеже XX—XXI вв. туризм в районах национальной автономии стал важным фактором экономического роста. Так, в 2003 г. доходы от отечественного туризма составили 2,30 млрд. юаней, а от иностранного —27,44 млн. дол. США (около 220 млн. юаней). Наибольший доход от иностранного туризма получает Яньбянь-Корейский автономный округ (27,09 млн. дол. США), что обусловлено его пограничным статусом.

За период реформ в КНР центральное и местные правительства добились несомненных успехов в области экономического строительства в национальных районах Северо-Восточного Китая. Статистические данные свидетельствуют о многократном росте ВВП региона. Экономическая политика КПК способствовала развитию местной промышленности и сельского хозяйства, транспорта, туризма, роль которого в хозяйстве национальных районов возросла. Тем не менее, несмотря на значительные достижения, остался и ряд нерешённых проблем, главной из которых является всёвозрастающий разрыв между экономическим развитием национальных и ханьских районов.

Социально-экономическая политика КПК в последнюю четверть XX в. была направлена на создание многоукладной экономики, повышение качества жизни населения. За период с 1978 по 2002 г. в национальных районах Северо-Восточного Китая достигнуты определённые успехи в области

социально-экономического развития. В начале 1980-х г. в основном решены организационные вопросы по реструктуризации отраслей производства, а также ряд проблем села, что привело к оживлению сельской жизни и активизации агропромышленного производства. На втором этапе реформ серьёзные изменения коснулись сферы промышленности, благодаря чему расширился рынок потребительских товаров. При этом в национальных районах Дунбэя, в первую очередь в Яньбянь-Корейском округе, правительству не пришлось серьёзно изменять структуру промышленности, так как она была нацелена на производство товаров группы Б.

Важным этапом экономического строительства являлось распространение политики внешней открытости на национальные районы. Результатом стало привлечение значительного объёма инвестиций в расширение транспортной инфраструктуры, создание центров переработки экспортных грузов и формирование экспортно-ориентированной структуры производства, что позволяло решать не только экономические, но и социальные проблемы. Курс на открытость способствовал развитию иностранного туризма, который в свою очередь позволил расширить сферу занятости населения. Тем не менее сохранялись и нерешённые проблемы, основная из них—возрастающие диспропорции в социально-экономическом развитии районов проживания этнических меньшинств и остальных территорий трёх северо-восточных провинций.

1 О роли национальной политики в модернизации КНР подробнее см.: Ставров И.В. Национальная политика в системе четырёх модернизаций // Россия и АТР. Владивосток, 2006. № 4.

2 Соловьёв Ф.В. Во имя процветания: Об экономическом развитии малых народностей провинции Хэйлунцзян //У карты Тихого океана. Владивосток, 1989. № 12. С. 28—29.

3 Жэньминь жибао. 1982. 3 мая; Миньцзу туанцзе. 1982. № 3. С. 6.

4 Ганшин Г.А. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. М., 1997. С. 44, 49—50.

5 Яньбянь тунцзи няньцзянь —1998 = Статистический ежегодник Яньбянь-Корейского автономного округа. Пекин, 1998. С. 29. Китайский исследователь Ли Шаогэн приводит другие цифры. В 1984 г. стоимость валовой сельскохозяйственной продукции округа составила 590 млн. юаней. См.: Ли Шаогэн. Место и роль Яньбяньского корейского автономного округа Китая в свободной экономической зоне в нижнем течении р.Ту-манган // Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему: материалы междунар. науч. конф. Владивосток, 1997. С. 192.

6 Яньбянь тунцзи няньцзянь —1998... С. 173.

7 Там же. С. 206.

8 Хэ Пуинь, Се Цюньхуа. Ляодун маньцзу дицюй цзинцзи фачжань тэчжэн цзи сянь-дайхуа цзяньшэ дэ дуйцэ = Предложения по развитию модернизации экономики маньчжурских районов Ляодуна // D5. Миньцзу яньцзю. 1994. № 5. С. 62—63.

9 Соловьёв Ф.В. Во имя процветания. С. 28; См. также: Хэйлунцзян шэн чжи. Гунчан-дан чжи = Описание пров. Хэйлунцзян. КПК. Харбин, 1996. С. 522—524.

10 Усов В.Н. История КНР. М., 2006. Т2. С. 494.

11 Цит. по: Китайская Народная Республика в 1985 г.: политика, экономика, культура. М., 1988. С. 72.

12 Жэньминь жибао. 1985. 26 июля.

13 Хэ Пуинь, Се Цюньхуа. Ляодун маньцзу дицюй цзинцзи фачжань тэчжэн цзи сянь-дайхуа цзяньшэ дэ дуйцэ. С. 62—63.

14 КНР 55 лет: политика, экономика, культура. М., 2004. С. 61.

15 XIII Всекитайский съезд КПК: документы и материалы. М., 1988. С. 8—9, 13.

16 Яньбянь тунцзи няньцзянь — 1998. С. 214. Интересно отметить, что в 1949 г. доля лёгкой промышленности округа составляла лишь 32,88%.

17 Там же. С. 211.

18 Северо-Восточный Китай в 80-е годы XX века: справочник. Владивосток, 1989. С. 109. Краткие сведения об экономическом развитии Яньбянь-Корейского автономного округа в 1980-е годы см.: Jin Shangzhen. The Rights of Minority Nationalities in China: The Case of Yanbian Autonomous Prefecture // Koreans in China / Ed. by Dae-Sook Suh, E.J. Shultz // Papers of the Center for Korean Studies. N 16. Honolulu, 1990. P. 36—41.

19 Ганшин Г.А. Экономическая реформа в Китае. С. 67—68.

20 Яньбянь тунцзи няньцзянь —1998. С. 172.

21 Там же. С. 206.

22 Цзян Цзэминь. Статьи и выступления. М., 2002. С. 80.

23 Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. М., 2004. С. 157—158.

24 Ли Шаогэн. Место и роль Яньбяньского корейского автономного округа Китая. С. 193.

25 Суй Мин. Пять лет политики открытости в Хуньчуне // Это — КНР. Пекин: Саньсин, 1997. С. 9—11.

26 Доступно из URL: http://www.cnzone.4bb.ru/viewtopic.php?=5 [Дата обращения:

27.07.2006].

27 Яньбянь тунцзи няньцзянь —1998. С. 273.

28 Объём товарооборота в 1994 г. составил 985,98 млн. юаней, в 1995 г. — 95,51 млн.

29 Яньбянь тунцзи няньцзянь — 1998. С. 29, 30; Цзилинь тунцзи няньцзянь — 2000. С. 214.

30 Цзин Хогао. Чжунго чаосяньцзу миньцзу сян шэхуй чжуанкуан цзяньси (Краткий очерк социального развития корейских волостей Китая // D 5. Миньцзу яньцзю. 1994. №4. С. 75, 78.

31 Яньбянь тунцзи няньцзянь — 1998. С. 30, 206; Цзилинь тунцзи няньцзянь — 2000. С. 184, 187.

32 Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. М., 2005. С. 178—179.

33 Алексахина С.Н. Северо-Восточный регион КНР: проблемы и предпосылки устойчивого развития // Усиление Китая: внутренние и международные аспекты: Тез. докл. XV Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир». М., 2005. Ч. 1. С. 83—86.

34 Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь—2000 = Статистический ежегодник национальностей Китая — 2000). Пекин, 2000. С. 450, 330.

35 Там же. С. 500; Чжунго миньцзу тунцзи няньцзянь — 2004. С. 381.

36 КНР —55 лет: политика, экономика, культура. С. 153.

37 Доступно из URL: http://www.cnzone.4bb.ru/viewtopic.php?=5 [Дата обращения:

27.07.2006].

38 Доступно из URL: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/zg9/t118279.htm [Дата обращения 20.02.2005].

39 Доступно из URL: http://www.vlc.ru/inter/ru/broth/Ianbian.htm [Дата обращения

27.07.2006].

40 www.primamedia.ru/news/show/?id=17087&PHPSESSID=b772d420d848c948506072c025c1 5117 [Дата обращения 27.07.2006]; [Электронный ресурс]. Доступно из URL: http://www. booms.com.ua/news36231.php [Дата обращения 25.01.2007].

SUMMARY: The article “The realization of economic pol i cy of Communist Party of China in North East China ethnic minorities areas (1978—2005)” by Candidate of Historical Sciences Ivan V. Stavrov is devoted to stages of economic reform in North East China ethnic minorities areas. In conclusion the author marked both positive and negative results of this policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.