Научная статья на тему 'Реализация экономических интересов потребителя в постиндустриальном обществе'

Реализация экономических интересов потребителя в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические интересы / потребитель / микроэкономика / государство / рыночная экономика / рациональное потребление / экономические законы. / economic interests / consumer / microeconomics / state / market economy / rational behavior / economic laws

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. И. Логвина

В работе рассмотрена проблема взаимодействия экономических интересов потребителя с интересами других субъектов рыночных отношений. Выявлены мотивы, которые движут потребителями в процессе реализации экономических интересов. Выяснена позиция современного российского потребителя на рынке. Определено отношение производителя к изменению в рыночной структуре. Обоснована приоритетная роль государства в создании и поддержании условий максимальной свободы интересов потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE CONSUMER’S ECOMIC INTERESTS IN POSTINDUSTRIAL SOCIETY

The problem of cooperation of consumer’s economic interests with the interests of other subjects of market relationships is reviewed in the article. The motives of the consumers in the process of the realization of the economic interests are revealed. The position of the modern Russian consumer in the market is found out. The producer’s attitude is defined. The main role of the state in the creation and maintenance of the conditions of maximal freedom of consumer’s interests is justified.

Текст научной работы на тему «Реализация экономических интересов потребителя в постиндустриальном обществе»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

А.И. Логвина, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10134

Аннотация. В работе рассмотрена проблема взаимодействия экономических интересов потребителя с интересами других субъектов рыночных отношений. Выявлены мотивы, которые движут потребителями в процессе реализации экономических интересов. Выяснена позиция современного российского потребителя на рынке. Определено отношение производителя к изменению в рыночной структуре. Обоснована приоритетная роль государства в создании и поддержании условий максимальной свободы интересов потребителя.

Ключевые слова: экономические интересы, потребитель, микроэкономика, государство, рыночная экономика, рациональное потребление, экономические законы.

Экономические интересы отражают необходимость или заинтересованность потребителя в определённом виде товаров или услуг. Они имеют ряд особенностей -объективность и материальность. Опираясь на имеющиеся научные данные, хочется отметить, что экономические интересы можно классифицировать или выделять по субъектам их реализации: государственные, групповые и личные. Государственные интересы - это сфера заинтересованности страны в определенных ресурсах в один момент времени. Групповой интерес считается суммой частных однородных интересов, носителями которых могут быть фондовая биржа, потребители, акционеры, фирмы, другие рабочие предприятия и т.п. Личный интерес охватывает потребности, связанные с реализацией частной собственности, управления, владения и пользования, распоряжения и получения доходов от нее. Такой интерес чаще всего принадлежит одному лицу: физическому или юридическому. Именно этот интерес является ключевым вопросом в данной работе.

Экономические интересы являются мотивом деятельности хозяйствующего субъекта. Рассмотрим это утверждение на примере любого предприятия. Согласно научным данным, экономический интерес фирмы понимается как наибольшая при-

быль фирмы при минимальных затратах на производство тех или иных товаров или услуг. Личный, групповой экономические интересы не всегда реализуются в той степени, в которой необходимо субъекту экономических интересов. Основная задача управления социальными процессами -согласование объективных потребностей юридического субъекта или потребителя с возможностями для их исполнения. Стоит отметить, что экономические интересы и потребности не тождественны, так как потребности являются «двигателем», причиной действий, формой проявления экономических интересов, а сами интересы выражаются в четко поставленных целях и задачах.

Экономические интересы, как и все перечисленные звенья цепи, объективны. Основываясь на известных данных, главным интересом современной рыночной экономики выступает личный интерес потребителя, который направляет производителя в производстве продукции по приемлемой для потребителя цене и надлежащего качества. В этом случае производитель товаров или услуг вынужден внедрять новейшие технологии, пытаться искать пути максимального сокращения расходов, не навредив качеству продукции, тем самым не уменьшив спрос на неё. Это обеспечивает реализацию не только личного

интереса потребителя, но и частного интереса производителя, при котором последний получает максимальную прибыль. Не подвергается сомнению, что за счёт реализации потребительского интереса растёт потенциал производительных сил данного общества, этапа его развития. Именно поэтому можно сделать вывод, что интерес потребителя является движущей силой экономического развития в современной рыночной экономике и основным контролером ее успеха.

Согласование экономических интересов осуществляется государственной политикой, которая владеет разными средствами влияния на интересы людей, такие как экономическое принуждение, моральные и социальные мотивы трудовой активности, внеэкономическое принуждение. Хочется отметить, что в случае несогласованности интересов потребителя, производителя и государства ни одна сторона не получает желаемого. Основываясь на этих выводах, стоит выделить, что необходимо согласовывать и координировать действия потребителей и производителей для стабильной, уверенной работы экономической системы и правильного функционирования общества [1, с. 173].

Многие научные исследования доказывают, что хорошим побудительным, мотивирующим средством деятельности людей являются экономические стимулы. Согласно экономической науке, экономические стимулы понимаются как факторы, усиливающие материальную выгоду, повышающие интерес к определенной деятельности. Можно добавить, что основными факторами непосредственного проявления стимулов являются уровень денежного дохода, условия труда, положение в обществе (социальный статус, престиж) и т.д. Рыночная экономика эффективна именно потому, что в основе ее функционирования - наемный рабочий труд, который наиболее полно реализуется в производстве по сравнению с принудительным.

Потребление также возрастает при повышении доходов, появляется желание показать свой социальный статус, поэтому обеспеченными людьми приобретается множество предметов роскоши. Экономи-

ческий интерес в таком случае явно прослеживается в попытках подняться еще выше, потребляя больше. Именно поэтому существует большое количество примеров в наше время, когда известные бизнесмены, политики, актеры, спортсмены попадают в неприятные ситуации, связанные с потреблением дорогостоящих товаров и услуг. Можно привести случай, произошедший в 2016 году в Монако, когда два известных футболиста из-за желания выделиться из общей массы и отметить поражение на Евро-2016, заказали более сотни бутылок дорогого алкоголя.

Безусловно, наше общество неоднородно, поэтому существуют как очень богатые люди, которые позволяют себе такое неподобающее поведение, так и те, кто живет за чертой бедности. У таких людей экономический интерес состоит в том, чтобы найти как можно более дешевые продукты и услуги или работу, которая позволит удовлетворить хозяйственные нужды.

Однако, как нам известно, средства, которыми располагает личность, общество, коллектив или государство для удовлетворения собственных потребностей, ограничены. Хочется отметить, что ограниченность круга средств удовлетворения потребностей предполагает мощнейшую конкуренцию в борьбе за пользование редкими благами [2, с. 135]. Отсюда и вытекает проблема выбора направлений, путей и способов использования благ, удовлетворения различных постоянно возникающих потребностей людей. Стоит добавить, что рациональное экономическое поведение предполагает продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

В странах командной экономической системы, или централизованной, действия потребителя строго регламентируются и не имеют вариативности, как это было в Советском Союзе «который формировал свою модель экономического развития» [3, с. 105] и как это происходит сейчас в Китае и Северной Корее. В рыночной и смешанной экономиках потребитель обладает полной свободой экономического поведения без каких-либо ограничений, именно к

этому и стремиться наша российская действительность и страны Европы. Самое главное, что потребитель в своей деятельности в рыночной экономике имеет суверенитет, то есть право самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением имеющимися экономическими и природными ресурсами и их использованием.

Только рациональный потребитель, ориентируясь на свои интересы, сопоставляет свои потребности с экономической общественной действительностью. В процессе принятия решения он проходит несколько этапов анализа своих действий на будущее: понимает необходимость или нужду в приобретении того или иного товара или услуги, занимается поиском информации о желаемом товаре или услуге, оценивает возможные варианты покупки и принимает окончательное решение по данному вопросу.

Безусловно, экономический выбор потребителя зависит от желаемого результата. В процессе потребления необходимо осознавать тот факт, что производитель не всегда может оправдать ваш интерес, как потребителя, поэтому важно изучать полную картину рынка, чтобы понять, каким образом можно реализовать свой экономический интерес более полно и выгодно.

Не подвергается сомнению тот факт, что сейчас, в современном мире экономические интересы разнообразны и подвержены постоянным изменениям. Потребности человека все возрастают, следовательно, вариативность экономических интересов тоже меняется, что в большей степени затрагивает сферу потребителя услуг и товаров. Также нам стоит в некоторых ситуациях пренебрегать своими экономическими потребностями и интересами, потому что они могут противоречить закону и нарушать основные человеческие права. Потребителю не стоит считать себя главным действующим лицом на рынке, он должен учитывать производственные возможности и формирование стоимости продукта потребления [4, с.527].

Именно поэтому в настоящее время существует ряд проблем, связанных с отношениями производителя, продавца и по-

требителя. Эти вопросы нуждаются в совместном решении потребителя и других участников рынка. Мы должны создавать специальные организации по защите экономических интересов потребителя. В XXI веке организуется множество общественных комитетов, которые защищают права и интересы потребителя. Активисты стараются помочь менее инициативным гражданам, пострадавшим от произвола рыночной системы. Потребитель не должен молчать, если его экономические интересы сильно ущемлены. Обращение в такие специальные органы сделает экономическую жизнь потребителя проще и выгоднее, позволит стать равноправным участником рынка наряду с продавцом или производителем услуг и товаров. «Задача современной России - интегрировать традиционные системы образования и реализации человеческого и социального капиталов в систему социально ответственного бизнеса и тем самым придать импульс мо-дернизационным процессам» [5, с. 109].

Защита интересов потребителей - это меры, выполняемые государством, которые направлены на регулирование отношений, возникающих между потребителем и производителем, которые включают в себя установление определенных прав и обязанностей потребителей, формы нарушений интересов потребителей и механизмы их защиты, вводят ответственность за нарушение этих предписаний.

Следует сделать вывод, что экономические интересы потребителя играют важную роль в товарно-денежных отношениях в настоящее время, именно поэтому государство должно уделять достаточно внимания данной проблеме и бороться недобросовестными производителями и дистрибьюторами. Данная тема актуальна и имеет множество вопросов для исследования, так как она напрямую связана с рынком. Основные вопросы связаны с решением проблемы ограниченности ресурсов и растущей в геометрической прогрессии численности людей на планете. Экономические интересы потребителя зачастую бывают недооценены мировым сообществом, государством, небольшим обществом и самим потребителем.

Библиографический список

1. Киященко Е.А., Мищенко Е.А. Современное состояние экономики и приоритеты развития России // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV международной научно-практической конференции. - Краснодар: ЦНТИ, 2016. С. 172-176.

2. Мищенко Е.А., Морозова Д.С. Реальные преобразования как ключ к эффективной антимонопольной политике // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Омега сайнс -2015. С. 132-136.

3. Феномен рыночного хозяйства: проблема трансформации. историко-экономический анализ бизнеса инноваций: монография / под ред. В.А. Сидорова, Я.С. Ядгарова, В.В. Ча-пля. - Майкоп: ЭлИТ, 2018. - 554 с.

4. Феномен рыночного хозяйства: теоретические и эмпирические исследования проблем коммуникации / под ред. В.А. Сидорова, Я.С. Ядгарова, В.В. Чапля. - Лондон: Publishing LSP, 2018. - 527 с.

5. Шулимова А.А. Эволюция корпоративных форм организации экономики российского города // Региональная экономика. Юг России. 2014. № 2. С. 106-114.

THE REALIZATION OF THE CONSUMER'S ECOMIC INTERESTS IN POSTINDUSTRIAL SOCIETY

A.I. Logvina, student

Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The problem of cooperation of consumer's economic interests with the interests of other subjects of market relationships is reviewed in the article. The motives of the consumers in the process of the realization of the economic interests are revealed. The position of the modern Russian consumer in the market is found out. The producer's attitude is defined. The main role of the state in the creation and maintenance of the conditions of maximal freedom of consumer's interests is justified.

Keywords: economic interests, consumer, microeconomics, state, market economy, rational behavior, economic laws.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.