Научная статья на тему 'Реализация единого информационно-методического пространства региона как элемента управления качеством образования'

Реализация единого информационно-методического пространства региона как элемента управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация единого информационно-методического пространства региона как элемента управления качеством образования»

Фролов И.Н.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА КАК ЭЛЕМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье предпринята попытка анализа проблемы повышения качества образования посредством формирования сетевого методического сообщества. Существование подобных сообществ в рамках образовательной системы региона рассматривается автором на основе методов ИеЬ 2.0.

Качество образования представляет собой общественный продукт, зависящий от комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

В области обучения и образования действует международный стандарт ИСО 9001:2000, в котором предусматривается "процессный подход", основанный на понимании деятельности как процесса, использующего ресурсы и управляемого с целью преобразовани. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамке их системы. Поскольку любая преобразующая человеческая деятельность системна, то схему системы управления качеством образования можно представить на рис. 1.

Требования:

- государственный образовательный стандарт

- общество

- обучающийся

Цель:

Удовлетворение

потребностей

обучающегося,

общества

Педагогическая система - средства обучения - преподаватель

Учебная среда

Услуга: Приобретение или повышение квалификации, знаний, умений обучающихся, привитие им определённых жизненных позиций и ценностей

Деятельность

руководства

Результат:

Квалифицированный

специалист

Рис. 1. Схема управления качеством образования

Движущей силой приведенной системы является потребитель, поскольку

се действия в области каче-

ства начинаются с него и им же заканчиваются. Потребителем в образовании является обучающийся (студент, учащийся), поэтому он присутствует на "входе" данной системы с требованиями, формируемыми к образованию обучающимся, обществом и государством через государственный образовательный стандарт (ГОС) соответствующего уровня.

Представленная и используемая система управления качеством образования опирается на использование различных технологий обучения:

Традиционное обучение Интерактивные подходы Педагогика сотрудничества Развивающее обучение Игровое обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Программированное обучение Контекстное обучение Активное обучение Дидактическая эвристика Частнопредметные технологии обучения Авторские педагогические технологии Эмоционально-смысловой подход Компьютерные технологии обучения Разноуровневое обучение Метод проектов Учение через обучение

Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)

Нооген

Пренапедия

Технологии дистанционного обучения и др.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Рассматривая реализацию педагогической технологии обучения, можно выделить ряд ее основных составляющих:

В первую очередь, это разработка в соответствии с ГОС педагогических целей обучения и воспитания, а также структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению в соответствии с содержанием, устанавливаемым ГОС. Сама формулировка данных составляющих, содержащая аббревиатуру государственного образовательного стандарта, предполагает обязательный контроль государства за качеством образования. Выполнение этих функций возможно толь ко в рамках соответствующих государственных структур.

Вторую группу компонентов педагогической технологии обучения составляет формирование и применение системы средств обучения, применение современных средств оценивания резуль татов обучения и

воспитания, определение и использование оптимальных форм обучения и воспитания, гарантирующих высокий уровень их качества.

Данные функции в настоящий момент также возложены на федеральные органы образования. Их выполнение в режиме дистантной работы затруднительно, а результат не всегда положительный. Поэтому, на наш взгляд, оптимальное исполнение данных функций возможно только в рамках регионального управления образования, специалисты которого знают ситуацию «изнутри», способны мобильно реагировать на ее изменения, имеют возможность контактного общения с субъектами образовательного процесса и др.

Данный контроль, как со стороны федеральных государственных органов, так и со стороны регионального управления образованием имеет своей главной целью повышение качества образования.

Стоит отметить, что на сегодняшний момент в системе образования выделяют два механизма повышения качества образования.

Первый из них из них реализуется в педагогической системе; он включает выявление несоответствий и проведение корректирующих или предупреждающих действий преподавателем при реализации педагогической технологии. Таким образом, он представляет собой исправление уже совершенных педагогических ошибок.

Второй механизм заключается в критическом анализе системы в целом в процессе различных ее рассмотрений, прежде всего - в ходе анализа со стороны руководства различного ранга и доработок системы на их основе. [1] Это путь недопущения ошибки, предварительного анализа и корректировки педагогической технологии. Без сомнений, именно он предпочтительнее в современной педагогической системе. Однако очевидно, что данный вид работы более трудоемок, сложен, требует громадной подготовительной систематизирующей и аналитической работы. Он ставит перед системой образования ряд вопросов, решение которых необходимо для его успешной реализации.

Так, по Закону Российской Федерации "Об образовании" при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (статья 55, п.4)

[2]. Однако данный вид работы, основанный на глубоком анализе, критическом отборе материала, на практике доступен лишь преподавателю с большим опытом работы. Начинающему учителю разобраться во всех методах и технологиях обучения сразу после завершения ВУЗа, не допустив при этом ошибок, отражающихся на уровне знаний учащихся, невозможно. В случае же с опытными учителями возникает ряд других сложностей, в основе которых лежит консерватизм процесса обучения. Зачастую учитель, имеющий многолетний стаж педагогической деятельности, ограничивается лишь давно знакомым и проверенным набором методов, которые в современных условиях морально устарели. Он не старается вникнуть в изменения, произошедшие в системе образования в последние десятилетия, оказывается «негибким» в современных условиях.

Именно исправление подобных ошибок в педагогической технологии происходит после свершившегося факта их совершения. Руководство системы образования оказывается не в состоянии их предотвратить. И сколько времени потребуется руководству системы образования, чтобы переработать соответствующие положения, да и систему в целом, для поддержания качества образования в рамках сегодняшнего реформирования пока неизвестно.

В итоге мы имеем качественный спад уровня обученности выпускников и естественно не имеем права в

этом винить рядового учителя, которому «дают установку» на использование тех или иных методов обучения

в виде соответствующих образовательных стандартов и учебных пособий. Только к моменту принятия этих стандартов и приобретению образовательными учреждениями учебников данные методы обучения зачастую становятся неактуальными.

Учителю как человеку творческому и понимающему всю серьёзность ситуации, человеку, с которого требуют поднять уровень качества приходиться адаптироваться, разрабатывать новый подход, использовать все возможные средства (в том числе и компьютерную технику) для достижения поставленных целей.

На наш взгляд, сложность и серьёзность сложившейся ситуации в регионах создает предпосылки

к организации виртуального методического сообщества учителей и к созданию виртуальной среды

повышения квалификации.

На сегодняшний день организация методической работы региона, как части системы непрерывного образования преподавателей, требует принятия решительных мер, направленных на развитие единого информационного пространства образовательной системы [3]. Так как одной из целей методической работы является обмен опытом, то мы считаем, что назрела необходимость формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы региона [8].

Под понятием единого информационно-методического пространства (ЕИМП) образовательной системы мы понимаем составную часть образовательного пространства региона, включающую в себя комплекс мер по организации методической поддержки учителей и мероприятий, направленных на повышение качества преподавания посредством использования информационных технологий.

Перспективным направлением в управлении качеством образования на наш взгляд является реализация единого информационно-методического пространства образовательной системы региона на основе сетевых социальных сообществ педагогов.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс способствует обмену опытом между преподавателями при подготовке дидактического материала к уроку, для составления эффективных мультимедийных презентаций, для поиска информации и сетевого общения, для представления информации широкому кругу пользователей сети Интернет и других задач.

Для облегчения выполнения этих задач работник образования может использовать сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Так, одним из способов повышения квалификации учителей посредством сетевого взаимодействия, по нашему мнению, может быть использование ИеЬ 2.0 как метода обмена опытом и информацией, что в полной мере будет сочетаться с определением педагогической технологии ЮНЕСКО.

ИеЬ 2.0 (определение Тима О'Рейли) - методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью ИеЬ 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

Сама методика ИеЬ 2.0 в нашей стране нова, чем обусловлены разночтения в ее понимании, трактовке основных принципов работы и даже самого термина. Так, само словосочетание ИеЬ 2.0 на данный момент сложно назвать научным понятием. Его чёткого определения не существует, а наличествуют лишь много-

численные объяснения сущности данного феномена. К примеру, Тим Бернерс-Ли, возглавляющий с 2006 года крупнейший мировой исследовательский проект по изучению всемирной паутины, назвал термин Web 2.0 простым жаргоном: «Никто не знает, что это означает... Если Web 2.0 — это ваши блоги и вики, тогда

это значит —пользователи для пользователей".. Но это тоже самое, что сказать — Web существует, чтобы все люди были вместе» [9].

Однако этап становления категориального аппарата проходит любая методика и технология, что в целом не исключает возможности ее активного внедрения. В современном, активно развивающемся обществе, ситуация диктует обратный порядок работы: только в процессе использования, скрупулезной работы и

развития методики возможно уточнение и научная формулировка ее теоретических положений.

Тем более, что методы Web 2.0 актуальны именно в данный момент времени, поскольку возможности Web 2.0 сочетают в себе ряд функций создания общей базы знаний в определённых сферах, в том числе и в системе образования, и являются, на наш взгляд, одними из наиболее перспективных в повышении качества образования.

Участники данной социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей. Таким образом формируется сетевое сообщество.

Членство в сообществе является добровольным, репутация основывается на доверии участников сообщества, а направление и задачи сообщества складываются из поведения отдельных участников. Для группы плохо, если человек использует свои мыслительные ресурсы и информационные сервисы исключительно в личных целях. В этом случае он занят только приведением в порядок своих собственных мыслей, записей и закладок, к которым у остальных нет доступа. Еще хуже, если человек использует информационные возможности только для коммуникаций. В этом случае он использует и свои и чужие мыслительные и временные ресурсы только для общения.

Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Возможно только создание условий, которые бы облегчали их формирование. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Формирование сетевого сообщества на принципах доступности к знаниям позволяет говорить о качественно новом уровне преподавания [6]. Однако для этого необходимо решить ряд соответствующих задач: организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса; создать базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;

обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ;

организовать презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;

внедрить в образовательный процесс инновационные технологии и методы обучения;

использовать в учебном процессе новые социальные формы программного обеспечения (social software).

Исходя из задач, можем предположить, что сетевое сообщество способствует повышению качества преподавания благодаря:

открытому доступу к информации;

самостоятельному выбору форм и методов обучения; повышению квалификации путем сетевого обмена информацией; сотрудничеству с коллегами из других образовательных учреждений.

Однако открытый доступ к информации может негативно повлиять на качество преподавания из-за неправильного выбора преподавателем всех предложенных методик. В связи с этим появляется необходимость во введении новой специальности - сетевой методист [7]. Именно он должен помочь учителю разобраться в нововведениях и их реализации в педагогической практике. Для этого ему необходимо владеть оперативной информацией обо всех происходящих изменениях в методах преподавания дисциплин, быть компетентным в определении целей этих изменений и механизмов их реализации. Таким образом, функционал сетевого методиста определяется решением следующих вопросов:

отслеживание появления новых информационных Интернет-ресурсов; ведение сетевых коммуникаций в педагогическом Интернет-сообществе;

разработка методических рекомендаций по использованию телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием;

разработка оригинальных учебных курсов; координация действий членов сетевого сообщества.

Таким образом, подготовив качественную основу для функционирования сетевого методического сообщества, т.е. реализовав единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, можем говорить о повышении качества преподавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронин Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ. - 2004. - 97 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год.

3. Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства // Ученые записки ИИО РАО. 2002. Вып. 6. С. 5.

4. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005. - 50 с.

5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М: ИИО РАО, 2007. - 234 с

6. Фролов И.Н. Влияние сетевого сообщества на качество преподавания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании». Магнитогорск, 2007

7. Фролов, И.Н. Сетевая организация методической работы образовательной системы региона / И.Н. Фролов // Материалы VII Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике». Пенза, Приволжский дом знаний, 2007 - 156с.

8. Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона. ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Москва, 2008. №5.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/web_2.0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.