Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЦИФРАВИЗАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНДРАГОГИКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умнова М. К.

в статье рассматриваются теоретические особенности повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к образованию новые требования. А также анализируется значимость андрагогики как науки об образовании взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умнова М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. Учебное пособие. М.: Владос, 2001.

3. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. «Информационные технологии». Учебное пособие. М., 2007.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitalkz.kz/cifrovaya-gramotnost/ (дата обращения: 28.02.2022).

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Умнова М.К.

Умнова Махсума Кобулжон кизи - магистрант, направление: теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование), Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические особенности повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к образованию новые требования. А также анализируется значимость андрагогики как науки об образовании взрослых.

Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий, цифравизация, повышение квалификации, непрерывное образование, андрагогика, электронное обучение, дистанционное образование.

Распространение цифровых технологий ведёт к качественным изменениям не только в сфере производства, на глобальных рынках, перемены также захватывают социальную сферу и образование. Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой составляющей частью всех сфер. Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к образованию новые требования. В настоящее время с каждым днем развивается наука, принципы и методы образования, современному педагогу-воспитателю становится необходимым повышать квалификацию всё чаще, чем обычно.

Модернизация системы образования происходящая в последнее время ставит перед педагогами работающими в системе дополнительного профессионального образования новые стратегические задачи. В Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, разработанная во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года N ПП-3955 "О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием" [1] отведена значительная роль развитию системы дополнительного профессионального образования работников ДОО: «- внедрение в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий; - внедрение в систему дошкольного образования принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования;...»

Непрерывность образования на сегодняшний день - объективное требование времени. В соответствии с законом «Об образовании» Республики Узбекистан [2] система непрерывного образования включает в себя: дошкольное образование и

79

воспитание; общее среднее и среднее специальное образование; профессиональное образование; высшее образование; послевузовское образование; переподготовка и повышение квалификации кадров; внешкольное образование. В статье 13 представлены переподготовка и повышение квалификации кадров: «Переподготовка кадров обеспечивает овладение необходимым объемом дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления деятельности по направлениям, соответствующим базовым профессиям и специальностям.

Повышение квалификации кадров обеспечивает углубление и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, служит повышению категории, степени, разряда и должности кадров.

Формы и сроки переподготовки и повышения квалификации кадров определяются соответствующими государственными образовательными требованиями».

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.11.2017 года № 929 «Об утверждении положения о министерстве дошкольного образования Республики Узбекистан и устава института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений»: «переподготовка и повышение квалификации руководителей и педагогических кадров системы дошкольного образования, способных на высоком профессиональном уровне решать вопросы воспитания и всестороннего развития детей, с применением современных педагогических технологий и методов», исходя из этого мы считаем, немаловажное значение имеет цифровизация дистанционной образовательной системы повышения квалификации педагогических работников ДОО [3].

Следовательно, основной задачей повышения квалификации сегодня является обновление технологий обучения в системе дополнительного образования взрослых, в том числе направленных на индивидуализацию образовательного процесса. При этом, В. Я. Синенко указывает, что «какую бы систему дополнительного образования ни разрабатывали, в основе всегда должны лежать неоспоримые, хорошо известные всем принципы андрагогики, т.е. педагогики обучения взрослых» [4, с. 11]. Рассмотрим повышение квалификации с позиции андрагогики.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие «Андрагогика» (греч. andros - взрослый человек, мужчина, agogge - вести) трактуется как «одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» [5, с. 17]. «Википедия» предлагает несколько иную трактовку: «Андрагогика - это раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога». В данных понятиях единым является то, что это педагогика взрослых, но в первом случае объектом является образование взрослых, а во втором лишь обучение.

Одна из задач, которую решает обучающий в андрагогике, - это формирование активной творческой позиции у обучающегося, для которой, с точки зрения Г.С. Альтштуллера, «нужны как минимум шесть качеств:

Наличие достойной цели - новой (или недостигнутой), значительной, общественно-полезной.

Умение программировать достижение поставленной цели.

Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.

Умение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели.

Готовность «держать удар»: отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.

Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты» [6, с. 41].

Одним из преимуществ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, по сравнению с традиционными технологиями обучения, является возможность индивидуализации учебного процесса и повышения квалификации специалистов путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения. Электронное обучение -это полноценный учебный процесс, и, как отметил И.В. Сергиенко в своей работе «Моделирование дистанционного обучения как системы интегративных образовательных технологий» [7, с. 104] «виды учебной деятельности не зависят от формы обучения, они определяются образовательным стандартом. И поэтому в дистанционном образовании основным требованием и критерием эффективности должно быть сохранение и повышение качества обучения».

Эффективность дистанционных образовательных технологий возможно оценить с позиции характерных особенностей электронного обучения на основе следующих критериев:

— гибкость. Обучаемые по системе электронного обучения не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме, при этом возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение;

— модульность. В основу учебных планов электронного обучения положен модульный принцип, что позволяет из набора независимых модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых;

— экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что электронного обучения обходится примерно на 50% дешевле традиционных форм образования;

— новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т.п.;

— специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в электронном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы;

— использование специализированных технологий и средств обучения. Технология электронного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

Таким образом, непрерывное повышение квалификации в дистанционной форме педагогических работников ДОО приведет к эффективному результату в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан

до 2030 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 08.05.2019 г.

N ПП-4312).

2. Закон «Об образовании» Республики Узбекистан от 23.09.2020 года № ЗРУ-637.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.11.2017 года № 929 «Об утверждении положения о министерстве дошкольного образования Республики Узбекистан и устава института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений».

4. Синенко В.Я. О ключевых факторах успешности системы повышения квалификации работников образования / В.Я. Синенко. Сибирский педагогический журнал, 2013. № 5. С. 11-15.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 137 с.

6. АльтшуллерГ.С. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. 400 с.

7. Сергиенко И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Сергиенко Иван Викторович. Ижевск, 2005. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.