2. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. Учебное пособие. М.: Владос, 2001.
3. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. «Информационные технологии». Учебное пособие. М., 2007.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitalkz.kz/cifrovaya-gramotnost/ (дата обращения: 28.02.2022).
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Умнова М.К.
Умнова Махсума Кобулжон кизи - магистрант, направление: теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование), Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические особенности повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к образованию новые требования. А также анализируется значимость андрагогики как науки об образовании взрослых.
Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий, цифравизация, повышение квалификации, непрерывное образование, андрагогика, электронное обучение, дистанционное образование.
Распространение цифровых технологий ведёт к качественным изменениям не только в сфере производства, на глобальных рынках, перемены также захватывают социальную сферу и образование. Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой составляющей частью всех сфер. Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к образованию новые требования. В настоящее время с каждым днем развивается наука, принципы и методы образования, современному педагогу-воспитателю становится необходимым повышать квалификацию всё чаще, чем обычно.
Модернизация системы образования происходящая в последнее время ставит перед педагогами работающими в системе дополнительного профессионального образования новые стратегические задачи. В Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, разработанная во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года N ПП-3955 "О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием" [1] отведена значительная роль развитию системы дополнительного профессионального образования работников ДОО: «- внедрение в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий; - внедрение в систему дошкольного образования принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования;...»
Непрерывность образования на сегодняшний день - объективное требование времени. В соответствии с законом «Об образовании» Республики Узбекистан [2] система непрерывного образования включает в себя: дошкольное образование и
79
воспитание; общее среднее и среднее специальное образование; профессиональное образование; высшее образование; послевузовское образование; переподготовка и повышение квалификации кадров; внешкольное образование. В статье 13 представлены переподготовка и повышение квалификации кадров: «Переподготовка кадров обеспечивает овладение необходимым объемом дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков для осуществления деятельности по направлениям, соответствующим базовым профессиям и специальностям.
Повышение квалификации кадров обеспечивает углубление и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, служит повышению категории, степени, разряда и должности кадров.
Формы и сроки переподготовки и повышения квалификации кадров определяются соответствующими государственными образовательными требованиями».
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.11.2017 года № 929 «Об утверждении положения о министерстве дошкольного образования Республики Узбекистан и устава института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений»: «переподготовка и повышение квалификации руководителей и педагогических кадров системы дошкольного образования, способных на высоком профессиональном уровне решать вопросы воспитания и всестороннего развития детей, с применением современных педагогических технологий и методов», исходя из этого мы считаем, немаловажное значение имеет цифровизация дистанционной образовательной системы повышения квалификации педагогических работников ДОО [3].
Следовательно, основной задачей повышения квалификации сегодня является обновление технологий обучения в системе дополнительного образования взрослых, в том числе направленных на индивидуализацию образовательного процесса. При этом, В. Я. Синенко указывает, что «какую бы систему дополнительного образования ни разрабатывали, в основе всегда должны лежать неоспоримые, хорошо известные всем принципы андрагогики, т.е. педагогики обучения взрослых» [4, с. 11]. Рассмотрим повышение квалификации с позиции андрагогики.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие «Андрагогика» (греч. andros - взрослый человек, мужчина, agogge - вести) трактуется как «одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» [5, с. 17]. «Википедия» предлагает несколько иную трактовку: «Андрагогика - это раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога». В данных понятиях единым является то, что это педагогика взрослых, но в первом случае объектом является образование взрослых, а во втором лишь обучение.
Одна из задач, которую решает обучающий в андрагогике, - это формирование активной творческой позиции у обучающегося, для которой, с точки зрения Г.С. Альтштуллера, «нужны как минимум шесть качеств:
Наличие достойной цели - новой (или недостигнутой), значительной, общественно-полезной.
Умение программировать достижение поставленной цели.
Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.
Умение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели.
Готовность «держать удар»: отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.
Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты» [6, с. 41].
Одним из преимуществ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, по сравнению с традиционными технологиями обучения, является возможность индивидуализации учебного процесса и повышения квалификации специалистов путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения. Электронное обучение -это полноценный учебный процесс, и, как отметил И.В. Сергиенко в своей работе «Моделирование дистанционного обучения как системы интегративных образовательных технологий» [7, с. 104] «виды учебной деятельности не зависят от формы обучения, они определяются образовательным стандартом. И поэтому в дистанционном образовании основным требованием и критерием эффективности должно быть сохранение и повышение качества обучения».
Эффективность дистанционных образовательных технологий возможно оценить с позиции характерных особенностей электронного обучения на основе следующих критериев:
— гибкость. Обучаемые по системе электронного обучения не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме, при этом возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение;
— модульность. В основу учебных планов электронного обучения положен модульный принцип, что позволяет из набора независимых модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых;
— экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что электронного обучения обходится примерно на 50% дешевле традиционных форм образования;
— новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т.п.;
— специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в электронном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы;
— использование специализированных технологий и средств обучения. Технология электронного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.
Таким образом, непрерывное повышение квалификации в дистанционной форме педагогических работников ДОО приведет к эффективному результату в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан
до 2030 года (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 08.05.2019 г.
N ПП-4312).
2. Закон «Об образовании» Республики Узбекистан от 23.09.2020 года № ЗРУ-637.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.11.2017 года № 929 «Об утверждении положения о министерстве дошкольного образования Республики Узбекистан и устава института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений».
4. Синенко В.Я. О ключевых факторах успешности системы повышения квалификации работников образования / В.Я. Синенко. Сибирский педагогический журнал, 2013. № 5. С. 11-15.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 137 с.
6. АльтшуллерГ.С. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. 400 с.
7. Сергиенко И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Сергиенко Иван Викторович. Ижевск, 2005. 26 с.