Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Д.А., Тимофеева С.П.

Статья посвящена образовательному процессу в условиях дистанционного обучения в БГТУ «Военмех». Рассмотрены и проанализированы основные возможности и трудности использования дистанционного формата обучения. Обозначены основные проблемы и преимущества организации и применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Д.А., Тимофеева С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. DIFFICULTIES AND PROSPECTS

The article is devoted to the educational process in the conditions of distance learning in BGTU "Voenmeh". The main opportunities and difficulties of using the distance learning format are considered and analyzed. The main problems and advantages of the organization and application of distance learning technologies in the educational process are outlined.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 378.147

Аксенова Д.А., Тимофеева С.П.

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова,

г. Санкт-Петербург, Россия

Реализация дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Трудности и перспективы

Аннотация. Статья посвящена образовательному процессу в условиях дистанционного обучения в БГТУ «Военмех». Рассмотрены и проанализированы основные возможности и трудности использования дистанционного формата обучения. Обозначены основные проблемы и преимущества организации и применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные технологии, информационная образовательная среда, цифровые технологии. Образец цитирования: Аксенова ДА., Тимофеева С.П. Реализация дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Трудности и перспективы // Гуманитарный научный журнал. 2021. №1. С. 110-116. DOI: https ://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-016

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Aksenova D. A., Timofeeva S. P. Implementation of distance learning in higher educational institutions. Difficulties and prospects

Abstract. The article is devoted to the educational process in the conditions of distance learning in BGTU "Voenmeh". The main opportunities and difficulties of using the distance learning format are considered and analyzed. The main problems and advantages of the organization and application of distance learning technologies in the educational process are outlined.

Keywords: distance learning, educational technologies, information educational environment, digital technologies.

For citation: Aksenova D. A., Timofeeva S. P. Implementation of distance learning in higher educational institutions. Difficulties and prospects // Humanitarian scientific journal. 2021. №1. P 110-116. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-016

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

В традиционной системе образования 2020-2021 уч. гг. стали переломными. В условиях дистанционного формата от университетов потребовалось расширение применения и развитие новых форм образовательных технологий. Создание информационной образовательной среды шло интенсивными темпами и в сжатые сроки. Учебные заведения должны были создать новую или совершенствовать

имеющуюся образовательную среду, создать технических возможностей для реализации учебного процесса в дистанционном формате.

Следует отметить, что дистанционное обучение, в соответствии с Федеральным законом об образовании РФ, предполагает применение в образовательном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, опосредованное взаимодействие обучающихся и преподавателей в удаленном формате дистанционного обучения. (ФЗ об образовании от 29.12.2012 г. №27Э-ФЗ) [4,5]

Для снятия возможных конфликтных ситуаций все участники образовательного процесса должны быть информированы:

- о правах и обязанностях дистанционного формата обучения,

- о нормах этикета в ситуациях дистанционного делового общения,

- о возможностях образовательных ресурсов,

- о правилах доступа к образовательным технологиям,

- о требованиях к оформлению прикрепляемых файлов и документов, критериях оценивая выполняемых заданий;

- о расписании практических, теоретических, консультационных занятий,

- об альтернативных возможностях замены онлайн занятий в связи с отсутствием технических возможностей для их выполнения;

- о результатах промежуточной и итоговой учащихся.

В ходе реализации образовательного процесса ряд университетов столкнулись с требованием родителей учащихся пересчета стоимости образовательных услуг, т. к. количество занятий в очном формате не соответствовало учебному плану. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 организации, осуществляющие образовательную деятельность реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных программ или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и предусмотренных ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. Организации должны довести до сведения участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. [3,4]

Под образовательными технологиями понимается совокупность методов и средств, используемых в последовательном формировании познавательного процесса и структуры взаимодействия обучающегося и преподавателя. В соответствии с приказом №816 от 23.08.2017 «Об утверждении порядка применения электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ» [4]. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) [3]

Для большей наглядности дистанционный формат обучения можно представить в виде схемы (рис 1)

Рисунок 1

Синхронное обучение предполагает: одновременное участие преподавателей и студентов; занятия проходят по расписанию. Этот формат эффективен для практических занятий. Асинхронное обучение предполагает выполнение заданий в определенный временной диапазон от нескольких часов до нескольких недель, способствуя самостоятельности и самоорганизации учащихся. Данный формат хорошо себя зарекомендовал при изучении лекционного материала и выполнении тестовых заданий.

Внедрение дистанционного формата потребовало от всех участников образовательного процесса (преподавателей, студентов, технических служб):

- компьютерной грамотности;

- интенсивного погружения в новый образовательный процесс;

- технической оснащенности;

- знание информационных технологий;

- доступ к информационно-образовательным ресурсам;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

- реализация образовательного процесса в соответствии с учебной программой;

- умение применять информационные технологии в учебном процессе;

- знание новых педагогических методов, дистанционных образовательных технологий.

Последние годы БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова активно развивал и создавал возможности для реализации дистанционного образовательного процесса. Функционирование системы дистанционного образования осуществлялось на основе стандартных Интернет-технологий:

- официальный сайт университета (https://www.voenmeh.ru), печатаются последние новости, имеется доступ к учебным программам, нормативно-правовым документам, приказам Минобрнауки РФ, расписанию занятий, информации по профессорско-преподавательскому составу, образовательным программам, инструкциям;

- корпоративная электронная почта (https://mail.voenmeh.ru), позволяющая оперативно вести переписку со всеми участниками учебного процесса;

- https://jitsi.voenmeh.ru - приложения обеспечивают интерактивность и возможность проводить видеоконференции, дистанционные лекционные и практические занятия, консультации;

- электронная информационно-образовательная среда (https://moodle.voenmeh.ru/), позволяющая разрабатывать электронный курсы, обеспечивать доступ к учебно-методическим материалам, мониторинг образовательного процесса. Moodle (Модульная объективно-ориентированная динамическая обучающая среда - Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment) — это наиболее легкая и разработанная система дистанционного образования, применяемая во многих странах последние годы;

- сервер базы данных позволяет хранить всю необходимую информацию от нормативно-правовой базы до итоговой аттестации студентов (https://disk.voenmeh.ru/);

- электронная библиотека БГТУ «Военмех» http://www.library.voenmeh.ru/, обеспечивающая возможность удаленного доступа к учебным материалам;

- электронным ресурсам издательств (http: / / www. library. voenmeh. ru/, http s://urait. ru/, https://link.springer.com/books/a71, www.cochrane.org, https://dlib.eastview.com/, https://www.spiedigitallibrary.org/?SSO=1, https://academic.oup.com/journals, https://onlinelibrary.wiley.com/, http://search.proquest.com, https://app.dimensions.ai/, https://www.siam.org/publications/journals);

- облачное хранилище (https://disk.voenmeh.ru/).

Для обеспечения возможности использования всех предлагаемых программ и образовательного процесса сотрудники использовали индивидуальные IP-адреса и пароли, а также в университете был обеспечен доступ к учебным кабинетам, оснащенным необходимой аппаратурой.

Данные программы позволили каждому преподавателю редактировать, загружать различные виды информации для создания обучающих курсов по соответствующей дисциплине, осуществлять контроль за получением знаний, позволило структурировать и системно применять разнообразные формы дистанционного обучения.

На кафедре «Теоретической и прикладной лингвистики» БГТУ «Военмех» был проведен опрос, который представляет большой интерес для анализа. «Большинство преподавателей кафедры положительно оценили возможности дистанционного обучения (56%), отметили возможность применения некоторых образовательных технологий в дальнейшем образовательном процессе (например, различные форматы тестирований, создание гиперссылок на другие образовательные ресурсы (https://openedu.ru/course/), необходимые для изучения иностранных языков аутентичные аудио и видео материалы, создание презентаций в программе PowerPoint).

Преподаватели постепенно освоили и различные виды образовательных технологий и успешно их применяли в образовательном процессе. Преподаватели (98%) использовали различные формы дистанционного обучения (синхронные и асинхронные) из них примерно 56% занятий проводилось в онлайн формате (практические занятия, экзамены и зачёты), офлайн формат оправдан для поведения лекций и выполнения письменных заданий (чтение и перевод текстов, написание эссе, выполнение грамматических упражнений). Больше всего трудностей в дистанционном формате вызвала защита ВКР, от чего 95% преподавателей и студентов предложили в дальнейшем отказаться.

Результаты анкетирования показали, что дистанционное обучение имеет и негативное стороны:

- недостаточность коммуникации, непосредственного контакта (преподаватель-студент; преподаватель-преподаватель; студент-студент);

- освоение новых образовательных технологий;

- технические трудности при разработке курса в новом формате;

- увеличение объема работы (трудозатрат) как у преподавателей, так и у студентов (увеличения времени для подготовки к занятию, увеличение объема самостоятельной работы студентов, увеличение времени на контроль за выполнением заданий);

- решение технических трудностей (качество интернет связи) и необходимость покупки дополнительного оборудования (наушники, камера);

- проблема самоорганизации учащихся (выполнение в срок заданий);

- сложность контроля усвоения материала, оценки уровня самостоятельности при их выполнении;

- постоянный контакт между студентами и преподавателем приводит быстрому профессиональному выгоранию.

Тестирование студентов и преподавателей показало оправданность и эффективность частичного внедрения систем дистанционного образования в учебный процесс в БГТУ «Военмех». Студенты и преподаватели отметили, что хотели бы совмещать возможности очного и дистанционного форматов обучения. Все участники образовательного процесса отметили, что дистанционное обучение не может заменить живого общения, постепенно приведет к ухудшению качества обучения и снижению мотивации у преподавателей и студентов.

Ускоренное применение новых форм дистанционного обучения потребует в ближайшее время более глубокого осмысления и дальнейшего ускоренного внедрения наиболее эффективных информационных технологий в образовательный процесс.

Библиографический список

1. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.ru/index.php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77 (Дата обращения: 12.03.2021 г.)

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской федерации [Текст]: Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ] // Законы, кодексы и нормативно правовые акты РФ. [Электронный ресурс]- Режим доступа https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (Дата обращения: 12.03.2021 г.)

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]// Законы, кодексы и

2021, №1

ISSN 2078-9661

нормативно правовые акты РФ. - Режим доступа https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovaшi/glava-10/statja-76/.- (Дата обращения: 12.03.2021 г.)

4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс]// Законы, кодексы и нормативно правовые акты РФ. - Режим доступа https://legalacts.ru/doc/prikaz-mmobmauki-rossii-ot-23082017-n-816-ob-utverzhdenii/ (Дата обращения: 12.03.2021 г.)

5. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (Дата обращения: 12.03.2021 г.)

Об авторах:

Аксенова Дарья Алексеевна - старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург, Россия; Тимофеева Софья Павловна - старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.