Научная статья на тему 'Реализация дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки'

Реализация дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / DIFFERENTIATED APPROACH / PHYSICAL / TECHNICAL / INTEGRATED PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов Виктор Анатольевич

Различный уровень здоровья и физической подготовленности современных школьников обусловливает необходимость дифференцированного применения средств и методов в процессе спортивной подготовки. В статье изложено обоснование эффективности дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DIFFERENTIATED APPROACH IN TRAINING PROCESS OF SWIMMERS AT INITIAL STAGE OF PREPARATION

Different levels of health and physical preparedness of nowadays schoolchildren cause the necessity of the differentiated use of means and methods in process of sports training. The substantiation of the effectiveness of the differentiated approach in training of young swimmers is described in the article.

Текст научной работы на тему «Реализация дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки»

УДК 371

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Виктор Анатольевич БАРАНОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель; Детско-юношеская спортивная школа № 6 г. Тамбова, г. Тамбов, Российская Федерация, тренер-преподаватель по плаванию, e-mail: [email protected]

Различный уровень здоровья и физической подготовленности современных школьников обусловливает необходимость дифференцированного применения средств и методов в процессе спортивной подготовки. В статье изложено обоснование эффективности дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов.

Ключевые слова: дифференцированный подход; физическая, техническая, интегральная подготовка.

В последние годы отмечается тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности школьников. Поэтому проблема оптимизации объема и интенсивности нагрузки в процессе физического воспитания и учебно-тренировочных занятий с детьми является особенно актуальной. Уста-

новлено, что нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма детей, уже в младшем школьном возрасте становятся причиной ухудшения их здоровья

[1, с. 2-4].

Дифференцированное применение

средств и методов в учебно-тренировочном

процессе юных спортсменов позволяет более эффективно решать задачи физической, технической и других компонентов спортивной подготовки [2, с. 45-47].

Анализ научных исследований и опыта работы специалистов в области физического воспитания показывает, что при осуществлении дифференцированного подхода с успехом применяются различные методы комплектования групп учащихся [2, с. 45-47; 3; 4]. Мы считаем, что в основе комплектования дифференцированных групп необходимо учитывать прежде всего показатели физической, технической и интегральной подготовленности, как главные признаки, поддающиеся объективному учету и педагогическому управлению со стороны тренера-препода-вателя.

На базе детско-юношеской спортивной школы № 6 г. Тамбова мы провели педагогический эксперимент с целью обосновать эффективность дифференцированного применения средств и методов подготовки в учебно-тренировочном процессе юных пловцов. В эксперименте участвовали пловцы из группы начальной подготовки второго года обучения в возрасте восьми-девяти лет: экспериментальная (20 человек) и контрольная (17 человек) группы.

По результатам контрольного тестирования участников эксперимента по физической, технической и интегральной подготовленности в экспериментальной группе сформированы три подгруппы:

1) подгруппа с высоким уровнем подготовленности;

2) подгруппа со средним уровнем подготовленности;

3) подгруппа с низким уровнем подготовленности.

Дифференцированное применение тренировочной нагрузки в экспериментальной группе проводилось по подгруппам по трем направлениям.

1. Оптимизация объема и интенсивности нагрузки в процессе физической подготовки.

2. Дифференцированное применение средств и методов технической подготовки.

3. Оптимизация объема и интенсивности нагрузки в процессе интегральной подготовки.

В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике.

В программу контрольного тестирования физической подготовленности пловцов включены:

- бег 30 м из положения высокого старта (оценка быстроты);

- челночный бег 3 х 10 м (оценка координационных способностей и быстроты);

- прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых качеств);

- подтягивание на перекладине: мальчики - высокая перекладина, девочки - низкая (оценка силы);

- наклон вперед из положения стоя (оценка гибкости);

- шестиминутный бег (оценка выносливости).

В занятиях по общей физической подготовке объем и интенсивность упражнений в подгруппах планировались в зависимости от уровня развития двигательных качеств. При этом направленность упражнений существенно не различалась. Особое внимание на занятиях мы обращали на развитие «отстающих» двигательных качеств.

В процессе дифференцированного применения средств технической подготовки мы составляли комплексы упражнений на суше и в воде для каждой подгруппы. В отдельных случаях рекомендовали индивидуальные задания. При разработке комплексов упражнений для изучения и совершенствования техники плавания предусматривался плавный переход от простых к более сложным упражнениям. При этом дозировка упражнений для каждой подгруппы существенно отличалась.

В процессе развития и совершенствования интегральной подготовленности дети из первой подгруппы выполняли больший объем тренировочной нагрузки в сравнении со своими сверстниками. В занятиях с менее подготовленными детьми уделялось больше внимания технике плавания, что постепенно повышало их потенциальные возможности. Уровень интегральной подготовленности спортсменов в течение эксперимента оценивался по результатам плавания на различных дистанциях вольным стилем.

Распределение детей на подгруппы по уровню подготовленности позволило применять различные по объему и интенсивности

тренировочные задания на суше и в воде. При этом главным принципом вариативности нагрузки мы считали ее оптимальность для каждого школьника.

На заключительном этапе эксперимента мы провели контрольное тестирование уровня физической, технической и интегральной подготовленности юных пловцов из экспериментальной и контрольной групп. Полученные показатели позволяют определить темпы прироста результатов, а также определить достоверность различий в подготовленности пловцов экспериментальной и контрольной групп (табл. 1).

В тестах по физической подготовленности мальчиками экспериментальной группы были показаны достоверно более высокие результаты в беге на 30 метров, челночном беге, в упражнении на гибкость, в подтягивании на перекладине, в 6-минутном беге. Статистически достоверные более высокие показатели девочек экспериментальной группы отмечены в упражнении на гибкость,

в подтягивании на перекладине, в 6-минутном беге.

Уровень технической подготовленности пловцов (табл. 2) оценивался по степени владения техникой плавания способами кроль на груди и кроль на спине и определялся с помощью экспертной оценки отдельных элементов техники по методике Р.Б. Хальян-да [5].

Анализ количественных показателей технической подготовленности юных пловцов свидетельствует о более качественном уровне техники плавания у мальчиков и девочек экспериментальной группы.

Уровень интегральной подготовленности спортсменов по окончании эксперимента оценивался по результатам плавания на дистанции 400 м вольным стилем (табл. 3).

Мальчики и девочки из экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в сравнении с контрольной группой в плавании на 400 м вольным стилем.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности школьников по окончании эксперимента

Тесты Пол Экспер. группа (Х ± т) Контр. группа (У ± т) Критерий Стьюдента ґ

Бег 30 м (с) Мальчики 5,26 ± 0,15 5,68 ± 0,08 2,47

Девочки 5,51 ± 0,24 5,84 ± 0,31 0,84

Челночный бег 3х10 м (с) Мальчики 8,61 ± 0,12 9,07 ± 0,08 3,19

Девочки 8,93 ± 0,23 9,25 ± 0,15 1,16

Прыжок в длину с места (см) Мальчики 173 ± 3,75 166 ± 4,14 1,25

Девочки 169 ± 2,18 165 ± 3,08 1,06

Наклон вперед (см) Мальчики 8,4 ± 0,41 5,6 ± 0,72 3,38

Девочки 11,7 ± 0,93 7,2 ± 0,85 3,57

Подтягивание на перекладине Мальчики 6,6 ± 0,83 3,8 ± 0,62 2,70

(кол. раз) Девочки 19,8 ± 1,14 16,3 ± 0,96 2,35

6-ти минутный бег (м) Мальчики 1140±18 1032 ±33 2,87

Девочки 1071±24 995 ± 16 2,64

Таблица 2

Показатели технической подготовленности пловцов после эксперимента

Способ плавания Испытуемые Оценка техники (балл) Критерий Стьюдента ґ

Экспер. группа (Х ± т) Контр. группа (У ± т)

Кроль на груди Мальчики 26,14 ± 0,81 23,37 ± 0,69 2,60

Девочки 25,64 ± 0,72 23,11 ± 0,47 2,94

Кроль на спине Мальчики 25,42 ± 0,79 23,02 ± 0,66 2,33

Девочки 24,44 ± 0,53 21,75 ± 0,98 2,41

Таблица З

Результаты специальной подготовленности пловцов после эксперимента

Результат (мин., с.) Критерий Стьюдента t

Дистанция, способ плавания Испытуемые Экспер. группа (Х ± т) Контр. группа (Y і m)

4QQ м вольным стилем Мальчики 7,07 ± 0,08 7,51 і 0,11 3,23

Девочки 7,14 ± 0,16 7,58 і 0,08 2,4б

Одна из проблем в работе детских спортивных школ в современных условиях - это сохранность контингента занимающихся. В условиях неблагоприятной демографической ситуации проблема закрепления одаренных детей в ДЮСШ особенно актуальна. Одна из причин отсева детей в спортивных школах -неадекватный подбор и дозировка нагрузки для занимающихся.

Разделение учащихся экспериментальной группы на подгруппы по уровню подготовленности позволило с наименьшими потерями закончить 2-х годичный эксперимент. В экспериментальной группе уровень сохранности контингента занимающихся составил 85 %, что на 14 % превышает показатель контрольной группы (71 %).

ВЫВОДЫ

1. Основополагающими критериями комплектования типологических групп пловцов на этапе начальной подготовки являются показатели физической, технической и интегральной подготовленности детей, определяемые по результатам контрольного тестирования.

2. Разработанная методика дифференцированного применения средств и методов подготовки в учебно-тренировочном процессе юных пловцов позволяет оптимизировать нагрузку в подгруппах с высоким, средним и

низким уровнем подготовленности. Применение разработанных комплексов упражнений отдельно для каждой подгруппы обеспечивает доступность заданий для занимающихся.

3. Предложенная нами методика дифференцированного применения средств и методов подготовки юных пловцов способствовала повышению эффективности физической, технической и интегральной подготовленности спортсменов.

1. Граевская Н.Д., Гончарова Г.АКалугина Г. Е. Еще раз к проблеме «спортивного сердца» // Теория и практика физической культуры. 1997. № 4.

2. Квашук П.В. Пути исследования и реализации дифференцированного подхода в системе подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 10.

3. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов // Физкультура и спорт. М., 2009.

4. Короткова Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников: монография. Тюмень, 2000.

5. Хальянд Р. Б. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля. Таллин, 1984.

Поступила в редакцию 11.10.2011 г.

UDC 371

IMPLEMENTATION OF DIFFERENTIATED APPROACH IN TRAINING PROCESS OF SWIMMERS AT INITIAL STAGE OF PREPARATION

Viktor Anatolyevich BARANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor; Specialized sport school for teenagers № 6 of Tambov, Tambov, Russian Federation, coach-teacher of swimming, e-mail: [email protected]

Different levels of health and physical preparedness of nowadays schoolchildren cause the necessity of the differentiated use of means and methods in process of sports training. The substantiation of the effectiveness of the differentiated approach in training of young swimmers is described in the article.

Key words: differentiated approach; physical, technical, integrated preparation.

2QQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.