УДК 37 Колясникова А.В., Шульгина Т.А.
Колясникова А.В.
студентка 5-го курса Института математики, физика и информатики Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)
Шульгина Т.А.
студентка 5-го курса Института математики, физика и информатики Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается использование настольных игр как эффективный метод обучения, положительно влияющий как на процесс обучения, так и на обучающихся в целом.
Ключевые слова: деятельностный подход, игра, настольная игра, образовательный
процесс.
Современная образовательная система всё больше ставит своей целью обеспечение возможностей для разностороннего развития личности ученика и формирования его активной учебной позиции. В данном случае деятельностный подход становится ключевым инструментом образовательного процесса.
Деятельностный подход - это организация образовательного процесса, которая способствует формированию личности обучающегося в процессе его собственной познавательной деятельности [5].
Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у обучающихся интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования [4]. Для привлечения внимания
школьников к изучению предмета необходимо использовать современные методы, соответствующие деятельностному подходу в образовании. В настоящее время, настольные игры могут стать одним из таких методов, позволяющим школьникам учиться через увлекательные игровые сценарии. Метод, в котором игра - это средство обучения, напрямую связан с деятельностным подходом, позволяя школьникам активно взаимодействовать с учебным материалом.
Настольные игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание и память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления [1].
А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе [3, с.150].
Настольные игры отличаются особой условностью, необходимостью следовать правилам, определенной атрибутикой (игровое поле, фишки, карточки и так далее) и очередностью действий.
Классификация настольных игр достаточно обширная, она охватывает широкий спектр жанров и механик, начиная от стратегических игр до настольных ролевых игр, карточных игр и настольных интеллектуальных игр. Все они обладают своими особенностями, которые могут быть полезны в контексте обучения и развития личности, но это не значит, что нужно играть с обучающимися на каждом уроке. Преимущественно настольные игры, как вспомогательное обучающее средство, можно использовать на уроках закрепления нового материала или раздела. Через игровые элементы школьники могут лучше запомнить различные аспекты физики, практически применить полученные знания в реальных и симулированных ситуациях, развить
критическое мышление, проблемное решение, коммуникацию, сотрудничество и творческое мышление [2].
Таким образом, настольные игры оказывают положительное влияние на психическое развитие обучающегося, на его творческие и умственные способности. Можно сказать, что настольные игры не только остаются очень востребованными, но и помогают развивать в школьниках различные качества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Егоров Л.Н., Егорова Н.Ф. Развивающие настольные игры как средство развития творческих способностей учащихся // Открытый урок Первое сентября URL: https://urok.1sept.ru/articles/511142 (дата обращения: 11.12.2023);
2. Игровые технологии: новые возможности обучения в средней и старшей школе // Научные Статьи.Ру URL: https://nauchniestati.ru/spravka/igrovye-tehnologii-v-srednem-i-starshem-shkolnom-vozraste/ (дата обращения: 15.07.2023);
3. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические произведения в 2-х т. T.I. - Москва: Педагогика, 1983. - 392 с.;
4. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики // Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/08/09/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-na-urokah-fiziki (дата обращения: 08.05.2023);
5. Что нужно знать о деятельностном подходе — основные сведения // Феникс URL: https://wiki.fenix.help/pedagogika/deyatelnostnyj-podhod (дата обращения: 05.05.2023).
Kolyasnikova A. V., Shulgina T.A.
Kolyasnikova A.V.
Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)
Shulgina T.A.
Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)
IMPLEMENTATION OF AN ACTIVITY APPROACH USING BOARD GAMES IN PROCESS OF TEACHING SCHOOLCHILDREN
Abstract: the article discusses the use of board games as an effective teaching method that has a positive effect on both the learning process and students in general.
Keywords: activity approach, game, board game, educational process.