Научная статья на тему 'Реализация деятельностного подхода при личностно-ориентированном изучении основных понятий темы "Положительные и отрицательные числа"'

Реализация деятельностного подхода при личностно-ориентированном изучении основных понятий темы "Положительные и отрицательные числа" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА / ACTIVITY APPROACH / STUDENT-CENTERED LEARNING / POSITIVE AND NEGATIVE NUMBERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потеха Виктория Валерьевна

В статье раскрывается сущность деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения. На основе анализа научно-методической литературы рассматриваются основные положения деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения. Анализ математических учебников позволяет раскрыть способы деятельностного подхода при личностно-ориентированном изучении основных понятий темы «Положительные и отрицательные числа». Используется математическая карта, отражающая математические основы представленной темы; приёмы деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения при изучении темы «Положительные и отрицательные числа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потеха Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация деятельностного подхода при личностно-ориентированном изучении основных понятий темы "Положительные и отрицательные числа"»

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ИЗУЧЕНИИ

ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА» Потеха В.В. Email: Potekha655@scientifictext.ru

Потеха Виктория Валерьевна — магистрант, кафедра алгебры, геометрии и математического анализа, физико-математический факультет, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация: в статье раскрывается сущность деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения. На основе анализа научно-методической литературы рассматриваются основные положения деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения. Анализ математических учебников позволяет раскрыть способы деятельностного подхода при личностно-ориентированном изучении основных понятий темы «Положительные и отрицательные числа». Используется математическая карта, отражающая математические основы представленной темы; приёмы деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения при изучении темы «Положительные и отрицательные числа».

Ключевые слова: деятельностный подход, личностно ориентированное обучение, положительные и отрицательные числа.

IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITY APPROACH TO THE PERSONALLY-ORIENTED STUDY OF THE BASIC CONCEPTS OF THE THEME "POSITIVE AND NEGATIVE NUMBERS"

Potekha V.V.

Potekha Viktoria Valerievna — Undergraduate, DEPARTMENT OF ALGEBRA, GEOMETRY AND MATHEMATICAL ANALYSIS,

FACULTY OF PHYSICS AND MATHEMATICS, BRYANSK STATE ACADEMICIAN I.G. PETROVSKI UNIVERSITY, BRYANSK

Abstract: the article reveals the essence of the activity approach and personality-oriented learning. Based on the analysis of scientific and methodological literature, the main provisions of the activity approach and student-centered learning are considered. The analysis of mathematical textbooks allows us to reveal the ways of the activity approach in the case of a person-oriented study of the basic concepts of the subject "Positive and negative numbers ". A mathematical map is used that reflects the mathematical foundations of the presented topic; techniques of activity approach and student-centered learning in the study of the topic "Positive and negative numbers". Keywords: activity approach, student-centered learning, positive and negative numbers.

УДК 372.851

В настоящее время использование деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения становится актуальной составляющей в образовательном процессе, в том числе и в обучении математике.

Реализация деятельностного подхода при личностно ориентированном обучении открывает уникальные возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагает простые и удобные средства для решения широкого круга задач, в том числе и в сфере образования.

Главная задача применения деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения - это воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности, улучшение качества образования, создание комфортных условий обучения, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Существуют различные подходы к изучению данной темы. Рассмотрим, какое значение предается изучению деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения, и попытаемся выделить способы реализации деятельностного подхода при личностно ориентированном изучении основных понятий темы «Положительные и отрицательные числа».

Для углубленного изучения рассматриваемой темы проведён анализ научно-методической литературы по реализации деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения следующих авторов: П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, И.Е. Малова, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.

В ходе анализа выявлены основные положения деятельностного подхода и личностного ориентированного обучения:

Таблица 1. Основные положения деятельностного подхода и личностного ориентированного обучения

№ Основные положения деятельностного подхода Основные положения личностно ориентированного обучения

1. В деятельностном подходе ведущая роль отводится деятельности в процессе образования личности (П.Я. Гальперин). Учащиеся при личностно ориентированном обучении являются субъектами процесса обучения и субъектами собственного развития (И.Е. Малова).

2. Деятельность определяется её целью, поэтому необходимы конкретные достижимые цели (В.В. Давыдов). Основная цель обучения - воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности (ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты) (И.С. Якиманская).

3. Единицей деятельности являются действия (Н.Ф. Талызина). Основными источниками обогащения субъектного опыта учащихся является содержание учебного предмета и процесса его освоения (И.Е. Малова).

4. Важными понятиями деятельностного подхода являются понятия учебной цели и мотива (П.Я. Гальперин). Условиями реализации личностно ориентированного обучения являются: организация диалога, формирование у учащихся открытой познавательной позиции (Е.В. Бондаревская).

5. Деятельность характеризуется структурой, т.е. специфическим набором действий (А.Н. Леонтьев). Создание условий для проявления личностных качеств: креативности, творчества (В.В. Сериков).

6. Деятельность носит предметный характер (А.Н. Леонтьев). Личностно ориентированное обучение строится на принципах проблемности и вариантности (И.С. Якиманская).

Проведённый анализ школьных учебников математике Н.Я. Виленкин [3], С.М. Никольский [5], И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович [4], Э.Г. Гельфман [1] по изучению основных понятий темы «Положительные и отрицательные числа» с позиции реализации в них основных положений деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения, позволил разработать математическую карту, в которой отражены математические основы представленной темы.

Основными понятиями темы «Положительные и отрицательные числа» являются следующие понятия: положительные числа; отрицательные числа; противоположные числа и модуль числа.

В связи с понятием отрицательных чисел рассматриваются пять моделей отрицательных чисел. Так же в данной теме рассматривается определение отрицательных чисел и особая модель - координатная прямая, для изучения которой необходимо знать определение координатной прямой и определение координаты точки.

В связи с понятием противоположных чисел в данной теме рассматривается определение противоположных чисел, два свойства, определение целого числа и определение рационального числа.

В связи с понятием модуля числа рассматривается определение модуля числа и три свойства.

В ходе анализа школьных учебников математике выявлены способы реализации деятельностного подхода и приёмы личностно ориентированного обучении при изучении основных понятий темы «Положительные и отрицательные числа».

Так, в учебнике Н.Я. Виленкин [3] мотивирует введение определения отрицательного числа необходимостью рассмотрения координат на модели координатной прямой.

В учебнике С.М. Никольский [5] введение определения отрицательного числа осуществляет с использованием заданий с графическим указанием пошагового выполнения при осуществлении вычитания в ряду целых чисел (от числа 7 отсчитаем влево 4 числа, и получится

число 3 и т.д.) - модель «Координатная прямая»; постановки проблемной ситуации: «Чему равна разность 7-8?»; использованием заданий, опирающихся на субъектный опыт учащихся, связанный с положительной и отрицательной температурой - модель «Термометр».

В учебнике И.И. Забурева, А.Г. Мордкович [4] введение формулировки определения отрицательного числа осуществляют на основе рассмотрения задач, связанных с изменением температуры воздуха.

В учебнике Э.Г. Гельфман [1] введение определения отрицательного числа осуществляет на основе постановки проблемного вопроса «Чему равно 6-7?»; использования вычитания на модели «Долг»; использования заданий, в которых необходимо привести свой пример (как с помощью положительных и отрицательных чисел рассказать: о расположении объекта на Земле относительно уровня океана; об изменении количества денег в сберегательном банке).

В результате исследовательской работы разработаны фрагменты уроков по изучению нового материала по теме «Положительные и отрицательные числа».

Каждый фрагмент разработан индивидуально, поскольку во всех исследованных учебниках деятельностный подход и личностно ориентированное обучение представлены в разной степени.

Так, в учебнике Э.Г. Гельфман [1] использует и деятельностный подход, и личностно ориентированное обучение, организовывается работа с учебным материалом, а в учебнике И.И. Забурева, А.Г. Мордковича [4] необходимо самостоятельно организовывать работу, требуется дополнение материала, используя другие учебники, поскольку деятельностный подход и личностно ориентированное обучение представлено не в полном объёме.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные способы позволяют реализовывать деятельностный подход при личностно ориентированном изучении основных понятий темы «Положительные и отрицательные числа».

Список литературы / References

1. Гельфман Э.Г. Математика: учебник для 6 класса: в 2 ч. Ч. 2: Положительные и отрицательные числа / Э.Г. Гельфман [и др.]. 6-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 60-68 с.

2. Малова И.Е. Теория и методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов / И.Е. Малова [и др.]. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 445 с: табл. (Практикум для вузов).

3. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 25-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2009. С. 147-163.

4. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 8-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2009. 264 с.

5. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / М34 [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. М.: Просвещение, 2012. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.