Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельностный подход / задачный подход / ФГОС / методика обучения физике / activity approach / task approach / Federal State Educational Standards / methods of teaching physics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аитова Елизавета Валерьевна, Худякова Анна Владимировна

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указывается на необходимость осваивать обучающимися научные подходы к решению задач, уметь ставить эксперимент (выдвигать гипотезу, конструировать экспериментальные установки, формулировать выводы), применять научные методы познания, понимать необходимость рационального природопользования, уметь планировать свои действия с применением полученных знаний и др. Обеспечить достижение планируемых результатов позволяет деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС. В статье содержится описание педагогического эксперимента, результаты и выводы, а также методические рекомендации к проведенным урокам. В статье представлены результаты эксперимента по апробации модульных методических рекомендаций к урокам физики 7 класса, разработанных в деятельностном подходе. Сравнительный анализ результатов обучения контрольной и экспериментальной групп обучающихся 7 класса продемонстрировал эффективность использования деятельностного подхода и задачного метода при обучении физике. Разработано 25 модулей – блоков уроков, соответствующих государственной образовательной программе, с использованием деятельностного подхода и задачного метода. Разработанные методические рекомендации содержат емкие, краткие, полезные блоки, которые могут трансформироваться и дополняться разноуровневыми заданиями, задачами различной формы. По итогам исследования можно сделать вывод об успешности разработанных и подобранных заданий и практик в обучении физике. Проведённый педагогический эксперимент доказал, что деятельностный подход оказывает положительное влияние на формирование планируемых образовательных результатов на уроке физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аитова Елизавета Валерьевна, Худякова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITY APPROACH IN PHYSICS LESSONS IN BASIC SCHOOL

The Federal State Educational Standard (FSES) indicates the need for students to master scientific approaches to solving problems, be able to set up an experiment (put forward a hypothesis, design experimental facilities, formulate conclusions), apply scientific methods of cognition, understand the need for rational environmental management, be able to plan their actions using acquired knowledge, etc. The activity approach, which is the methodological basis of the Federal State Educational Standard, allows to ensure the achievement of the planned results. The article contains a description of the pedagogical experiment, the results and conclusions, as well as methodological recommendations for the lessons. The article presents the results of an experiment on testing modular guidelines for 7th grade physics lessons developed in an activity approach. A comparative analysis of the learning outcomes of the control and experimental groups of 7th grade students demonstrated the effectiveness of using the activity approach and the task method in teaching physics. 25 modules have been developed – blocks of lessons corresponding to the state educational program, using the activity approach and the task method. The developed guidelines contain capacious, concise, useful blocks that can be transformed and supplemented by multi-level tasks, tasks of various forms. Based on the results of the study, it can be concluded that the developed and selected tasks and practices in teaching physics are successful. The conducted pedagogical experiment proved that the activity approach has a positive impact on the formation of the planned educational results in the physics lesson.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 56-66. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 56-66.

Научная статья УДК 37.016:53

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-56-66

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

1 2 Елизавета Валерьевна Аитова , Анна Владимировна Худякова

1,2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 aitova0503@mail.ru

2 ahudyakova@pspu.ru

Аннотация. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указывается на необходимость осваивать обучающимися научные подходы к решению задач, уметь ставить эксперимент (выдвигать гипотезу, конструировать экспериментальные установки, формулировать выводы), применять научные методы познания, понимать необходимость рационального природопользования, уметь планировать свои действия с применением полученных знаний и др. Обеспечить достижение планируемых результатов позволяет деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС. В статье содержится описание педагогического эксперимента, результаты и выводы, а также методические рекомендации к проведенным урокам. В статье представлены результаты эксперимента по апробации модульных методических рекомендаций к урокам физики 7 класса, разработанных в деятельностном подходе. Сравнительный анализ результатов обучения контрольной и экспериментальной групп обучающихся 7 класса продемонстрировал эффективность использования деятельностного подхода и задачного метода при обучении физике. Разработано 25 модулей - блоков уроков, соответствующих государственной образовательной программе, с использованием деятельностного подхода и задачного метода. Разработанные методические рекомендации содержат емкие, краткие, полезные блоки, которые могут трансформироваться и дополняться разноуровневыми заданиями, задачами различной формы. По итогам исследования можно сделать вывод об успешности разработанных и подобранных заданий и практик в обучении физике. Проведённый педагогический эксперимент доказал, что деятельностный подход оказывает положительное влияние на формирование планируемых образовательных результатов на уроке физики.

Ключевые слова: деятельностный подход, задачный подход, ФГОС, методика обучения физике. Для цитирования: Аитова Е. В., Худякова А. В. Реализация деятельностного подхода на уроках физики в 7 классе // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 56-66. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-56-66

Original article

IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITY APPROACH IN PHYSICS LESSONS IN BASIC SCHOOL

12 Elizaveta V. Aitova , Anna V. Khudyakova

1,2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 aitova0503@mail.ru

2 ahudyakova@pspu.ru

Abstract. The Federal State Educational Standard (FSES) indicates the need for students to master scientific approaches to solving problems, be able to set up an experiment (put forward a hypothesis, design experimental facilities, formulate conclusions), apply scientific methods of cognition, understand the need for rational environmental management, be able to plan their actions using acquired knowledge, etc. The activity approach, which is the methodological basis of the Federal State Educational Standard, allows to ensure the achievement of the planned results. The article contains a description of the pedagogical experiment, the results and conclusions, as well as methodological recommendations for the lessons. The article presents the results of an experiment on testing modular guidelines for 7th grade physics lessons developed in an activity approach. A comparative analysis of the learning outcomes of the control and experimental groups of 7th grade students demonstrated the effectiveness of using the activity approach and the task method in teaching physics. 25 modules have been developed - blocks of lessons corresponding to the state educational program, using the activity approach and the task method. The developed guidelines contain capacious, concise, useful blocks that can be

transformed and supplemented by multi-level tasks, tasks of various forms. Based on the results of the study, it can be concluded that the developed and selected tasks and practices in teaching physics are successful. The conducted pedagogical experiment proved that the activity approach has a positive impact on the formation of the planned educational results in the physics lesson.

Keywords: activity approach, task approach, Federal State Educational Standards, methods of teaching physics.

For citation: Aitova E. V., Khudyakova A. V. Implementation of the activity approach in physics lessons in basic school. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:56-66. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-56-66

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс), включает в себя четыре раздела: общие положения, требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), требования к структуре ООП и требования к условиям реализации данной программы. В требованиях к планируемым результатам указаны личностные, метапредметные и предметные результаты, которыми должен овладеть выпускник основной общей школы. Физика входит в группу учебных предметов естественнонаучного цикла, и изучение данной предметной области должно обеспечивать у обучающегося формирование целостной научной картины мира. В документе указывается на необходимость осваивать обучающимися научные подходы к решению задач, уметь ставить эксперимент (выдвигать гипотезу, конструировать экспериментальные установки, формулировать выводы), применять научные методы познания, понимать необходимость рационального природопользования, уметь планировать свои действия с применением полученных знаний и др. [Асмолов 2009: 44]. Обеспечить достижение планируемых результатов позволяет деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС [Федеральный ... эл. ресурс].

В данной статье остановимся на деятельностном подходе и его реализации на уроках физики в основной общеобразовательной школе. Под деятельностным подходом, в широком смысле понимается то, что обучающийся самостоятельно «открывает» и получает новое знание. На уроке учитель к данному процессу причастен косвенно, не дает четких инструкций и алгоритмов, не транслирует новое знание, а является лишь модератором, который направляет процесс обучения, в сторону получения новых знаний и умений через личностную значимость обучающегося. Всё это приводит к тому, что процесс обучения не становится формальностью, а действительно приобретает ту форму, которая пробуждает интерес к образованию. В деятельностном подходе процесс обучения сводится к формированию личности человека, то есть затрагиваются не только предметные компетенции обучающегося, но и личностные и метапредметные. Ведь человек здесь выступает как активное, творческое начало. Именно через деятельность, через процесс учащийся будет выстраивать своё саморазвитие и самоактуализацию.

Деятельностный подход лежит во многих педагогических технологиях. Рассмотрим те из них, которые могут быть успешно реализованы на уроках физики в основной школе: проектная деятельность, интегрированное обучение на основе межпредметных связей, проблемное обучение, задачный метод. Технология задачного метода сформировалась значительно недавно. В ней ставится акцент на разрешение в процессе обучения различных учебных заданий, проблем и вопросов. По итогу данного метода мы получаем у обучающегося интеллектуальное умение, которое в будущем позволит находить решения различных задач и давать правильный ответ на поставленный вопрос. Задачный подход интенсивно развивает логическое мышление, он расширяет возможности обучения, ведь ученик сам активно занимается поиском решения учебной задачи, самостоятельно добывает новые знания. При специально разработанной системе учебно-познавательных задач появляется стремление найти все возможные для данных задач решения, и всё это приводит к вариативности действий и мышления, что и будет в будущем значительно сокращать количество «проб» и «ошибок», так как основные алгоритмы действий у обучающего будут уже сформированы [Асмолов 2009: 20; Львовский 2010: 99; Львовский, Янишевская 2017: 56; Тоистева 2013: 199].

Основная часть

На этапе реализации педагогического эксперимента было решено сформировать две группы обучающихся 7 класса: экспериментальную и контрольную. 7 класс был выбран с целью более честного эксперимента, так как дети только приступали к изучению предмета физика, и можно отметить, что обе группы находились в равных начальных условиях. По результатам экзаменационной работы по математике за 6 класс и входной работы (на остаточные знания) в 7 классе, проведённой в первую неделю сентября, обучающиеся были разделены на две группы. В каждой группе было одинаковое число ребят, справившихся на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», тем самым можно сказать, что средний уровень математической подготовки групп одинаковый.

Перед началом учебного года был выстроен тематический план на первое полугодие обучения физики. Тематические планы в группах были выстроены таким образом, что в экспериментальной группе 74 % занятий проводились с использованием задачного метода по разработанным методическим рекомендациям. В контрольной группе занятия велись традиционно, с использованием объяснительно-иллюстративных методов. Под традиционным методом подразумевается модель «учитель - транслятор знания», модель знания не поисковая, не творческая, учитель объясняет новый материал без участия обучающихся, урок проводится с использованием объяснительно-иллюстративных методов. Была проделана работа в подбору заданий, удовлетворяющих задачному методу. Эти задания легли в основу методических рекомендаций для учителей, реализующих две образовательные программы.

По каждой теме или блоку тем проводились срезы: контрольные работы с разными типами задач; лабораторные работы и исследования. Задания для всех групп были одинаковые, они включали в себя классический тип задач (формула + расчет), а также задания на соотношение понятий, открытый вопрос, качественные задачи, задания тестового типа, с неизвестным заранее количеством правильных ответов, задания с вариативным ответом, экспериментальная задача. После написания работ группами, проводился детальный анализ результатов срезов по нескольким критериям, чтобы отслеживать динамику обучения и разницу результатов при реализации задачного метода в экспериментальной группе, в отличие от контрольной. Делался вывод исходя из показателей. Календарно-тематическое планирование на первое полугодие для обучающихся 7 классов представлено в таблице 1. Программа рассчитана на 3 академических часа в неделю. В обеих группах темы и их последовательности были одинаковые.

Таблица 1. Календарно-тематическое планирование предмета физика, _первое полугодие 7 класса_

Номер урока Тема урока

1 Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

2 Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

3 Физика и техника.

4 Определение цены деления измерительного прибора.

5 Метод рядов.

6 Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»

7 Контрольная работа по теме «Основные понятия физики. Цена деления прибора.»

8 Разбор контрольной работы.

9 Механическое движение. Равномерное движение.

10 Скорость. Единицы скорости.

11 Расчет пути и времени движения. Решение задач.

12 Неравномерное движение. Средняя скорость.

13 Неравномерное движение. Средняя скорость. Решение задач.

14 Графики движения. Графические задачи.

15 Графики движения. Графические задачи.

16 Контрольная работа по теме «Движение физических тел»

17 Разбор контрольной работы.

18 Инерция.

19 Взаимодействие тел.

20 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на веса.

Номер урока Тема урока

21 Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».

22 Плотность.

23 Плотность. Решение задач.

24 Плотность. Сплавы и смеси. Решение задач.

25 Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела».

26 Контрольная работа «Масса и плотность вещества».

27 Разбор контрольной работы.

28 Сила. Равнодействующая сила.

29 Явление тяготения. Сила тяжести.

30 Явление тяготения. Сила тяжести. Решение задач.

31 Сила упругости. Закон Гука.

32 Сила упругости. Закон Гука. Решение задач.

33 Вес тела. Сила реакции опоры. Решение задач.

34 Лабораторная работа «Градуированние пружины и измерение сил динамометром».

35 Сила трения. Виды трения.

36 Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»

37 Первый закон Ньютона. Решение задач.

38 Решение задач.

39 Решение задач.

40 Урок повторения - обобщения

41 Контрольная работа по теме «Силы в природе»

42 Разбор контрольной работы.

В таблице серым цветом выделены те уроки, которые велись в деятельностном подходе (с использованием задачного метода) в экспериментальной группе. В контрольной группе весь учебный материал транслировался учителем в готовом виде, обучающиеся выступали в роли слушателя. Из 42 проведенных уроков, 25 уроков в экспериментальной группе были проведены с применением деятельностного подхода. Если учесть, что 8 уроков ушло на написание контрольных работ и их разбор, то можно смело утверждать, что 74 % учебной деятельности в экспериментальной группе отличалось от контрольной группы. Итоговая контрольная работа для обеих групп была разработана кандидатом психологических наук, доцентом и преподавателем Московского городского педагогического университета В. А. Львовским. Каждая контрольная работа включала в себя несколько блоков различных по типу задач: задачи на знание формул,задания на соотношение понятий, открытый вопрос, качественные задачи, задания тестового типа, с неизвестным заранее количеством правильных ответов, задания с вариативным ответом,экспериментальная задача.

Примеры данных задач представлены по ссылке: https://disk.yandex.rU/i/pl1UyjMn-LZ3Cw.

После проведения контрольного среза, который включал в себя шесть разноуровневых и разнотематических заданий, были получены следующие результаты (рис. 1).

Рис. 1. Итоговые результаты работы групп

Первые три задания были на тему плавания тел, задачи с четвертой по шестую затрагивали темы силы в природе. Левый столбец в каждом показателе результат экспериментальной группы, правый контрольной. Из рис. 1 можно сделать выводы, что в задачах с первой по четвертую значительного расхождения в успехе выполнения заданий нет: контрольная и экспериментальная группы справились примерно одинаково. Но вот в заданиях пять и шесть, особенно в пятом, можно заметить значительный успех экспериментальной группы.

Такой результат по итогу проведения исследования в течение первого полугодия говорит о том, что разработанные методические рекомендации в должной степени удовлетворяют образовательным задачам по формированию планируемых результатов по физике. Упражнения и задачи, описанные в разработанных методических рекомендациях, с элементами задачного метода, положительно сказывается на обучении предметным знаниям.

Далее представлены методические рекомендации для учителей физики к урокам 7 класса.

Методические рекомендации к уроку «Определение цены деления измерительного прибора».

Традиционный урок

Алгоритм определения цены деления дается обучающимся в готовом виде.

1. Определить, для измерения какой величины применяется прибор.

2. Определить, в каких единицах измеряется величина.

3. Определить нижнюю и верхнюю границу измерения прибора.

4. Берем два ближайших числа на шкале измерительного прибора.

5. Из большего числа вычитаем меньшее.

6. Считаем количество промежутков между данными ближайшими числами.

7. Делим число п. 2 на число из п. 3.

Далее идет блок решения задач на отработку данного алгоритма.

Урок в деятельностном подходе

Алгоритм по определению цены деления обучающемуся предлагается определить самому. Для этого предлагается решить следующие задачи:

1. С помощью мензурки определить объем тела неправильной формы. Опишите ваши действия.

(Задание выбрано таким образом, что начальное и конечное значение имеют численное значение).

Рис. 2 Измерение объема тела

2. Нарисуйте шкалу термометра (1 клеточка = 1 0С). Нанесите на шкалу 0 0С, 5 0С и 10 0С. Можно ли таким термометром получить точное значение температур физического тела, если само физическое тело имеет температуру 12,75 0С? Почему? Нарисуйте.

(Задание выбрано для того, чтобы ввести термины: штрих измерительной шкалы, цена деления, точность измерения).

Далее ребятам, следует предложить усовершенствовать шкалу термометра, чтобы точно получить значение температуры 12,75 0С. (Может быть несколько вариантов: принять одну клетку за 0,25 0С, принять половину клетки за 0,5 0С и др.)

3. Как выглядит циферблат секундомера с ценой деления 15 с? Сделайте рисунок. (Переход от линейной шкалы к круговой.)

4. Определить температуру каждого термометра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

°С 10-1

о-

ОС

ш

30-1

20

i В 1 IlllllJ

г- 3 « 3 —» —

—; ; <о

и

Рис. 3 Шкалы термометров

5. В группах сформулировать алгоритм определения цены деления прибора.

Методические рекомендации к уроку «Метод рядов»

Традиционный урок

Учитель дает в готовом виде алгоритм определения размеров мелких тел или определение физических характеристик физических тел, если цена деления измерительного прибора не позволяет получить точное значение.

Например: для определения размера крупинки зерна риса, необходимо выложить ряд крупинок риса из N штук, измерить длину данного ряда линейкой. Полученное значение поделить на N.

Далее идет блок решения задач на отработку данного алгоритма.

Урок в деятельностном подходе

Алгоритм обучающемуся предлагается определить самому. Для этого предлагается решить следующие задачи:

1. Кафельная плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см. Сколько плиток потребуется для укладки кафелем стены площадью 5 м2?

2. Сколько ягод на кисти винограда, если ее масса 0,7 кг, а масса одной ягодки 2 г?

3. Фундамент дома состоит из плит, длина которых 1,2 м, ширина 0,5 м, толщина 0,3 м. Сколько плит уложена в фундаменте дома, площадь которого 120 м2.

(Задания формируют понятия, что «большое», может быть представлено «маленьким» умноженное на число данных «маленьких» частей.)

4. Как определить при помощи линейки средний диаметр иголок?

5. Предложите способ определения толщены нитки? Бумажного листа?

(Задания направлены на формирования обратной связи: зная количество и значение «большой» характеристики, можно определить «маленькое» значение.)

Методические рекомендации к уроку «Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»

Традиционный урок

Название. Цель. Оборудование. Ход работы и наблюдения - прописываются учителем заранее и учащимся выдается готовый алгоритм выполнения лабораторной работы.

Урок в деятельностном подходе

Перед уроком на лабораторном столе учителя выкладывается ряд лабораторного оборудования: штативы, весы, мензурки, ножницы, картонная бумага, линейки, штангенциркуль, секундомер, разновесы и др.

Учащимся предлагается экспериментальным путем ответить на вопрос: определить площадь фигуры, вырезанной из картона.

(Каждому учащемуся или паре, заранее подготовить фигуру произвольной формы. Задание открытого типа: учащимся, необходимо опираясь на опыт предыдущего урока «Метод рядов», разработать, по данному типу, алгоритм решения задания. Можно дать подсказку: из картона, находящегося на лабораторном столе вырезать полосу шириной 1 см, для решения необходимо воспользоваться весами с разновесами.)

Методические рекомендации к уроку «Механическое движение. Равномерное вижение»

Традиционный урок

Учитель вводит понятия: механическое движение, относительность движения, траектория путь. Далее идет отработка знания при решении задач.

Урок в деятельностном подходе

Обучающимся демонстрируется видеоматериал. На первом видео демонстрируется книга, лежащая на столе в купе двигающегося поезда, на втором видео демонстрируется эта же книга на столе в купе двигающегося поезда, но только съемка происходит со стороны пирона. Ребятам предлагается сравнить два видео, найти сходства и различия. (Задание направлено на поиск понятий: механическое движение, относительность движения, система отсчета и др.)

Учащимся демонстрируется три видео фрагмента: движение секундной стрелки, падение выпущенного из рук камня, движение Земли по своей орбите. Ребятам предлагается сравнить данные видео, найти сходства и различия. (Задание направлено на ввод понятия траектория, и то, что она может быть прямолинейной и криволинейной.)

Далее ребятам предлагается самим придумать и описать движение любых тел. (Важно, чтобы в ответах было относительно чего мы считаем, что тело движется, по какой траектории происходит движение. Иллюстрация траектории на доске или в тетради).

Методические рекомендации к уроку «Скорость. Единицы скорости»

Традиционный урок

Учитель вводит понятие путь, время, скорость. Показывает формульную связь данных физических величин. Выводит на доске способ перевода единиц измерения. После идет отработка данных знаний при решении задач.

Урок в деятельностном подходе

Понятия путь, скорость, время вводится в курсе математика в начальной школе, поэтому акцент в уроке делается на принципе перевода единиц измерения. Обучающимся не дается готовая модель перевода единиц, а формируется понимание того, как происходит перевод.

Ученикам предлагается решить следующие задачи:

1. Кто быстрее плывет: акула, скорость которой 50 км/ч или косатка, которая за 60 минут проплывает 56 км?

2. Ребята бросают в речку камни. Время полета камней одинаковое. У кого из ребят камень улетит дальше, у того, кто бросил со скорость 18 км/ч или у того, кто бросил скоростью 10 м/с. Почему?

3. В подрывной технике применяется бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы после его загорания успеть отбежать на безопасное расстояние (300 м). Скорость бега 5 м/с, а скорость распространения пламени - 0,8 см/с.

(В разборе данных заданий очень важно сделать акцент на том, что скорость - это путь, пройденный за единицу времени. Поэтому пройденный путь в рассматриваемых случаях должен иметь одинаковую единицу измерения, и единица времени тоже должна быть одна.)

Методические рекомендации к уроку «Неравномерное движение. Средняя скорость»

Традиционный урок

Учитель вводит понятие неравномерного движения. Вводится формула для определения средней скорости. Вводится формулы для расчёта средней скорости при одинаковом пройденном расстоянии и при одинаковом времени движения на участках. Далее идет решение задач.

Урок в деятельностном подходе

Ребятам демонстрируется фрагмент видео взлета самолета и движения самолета на высоте. Предлагается прокомментировать данное видео: описать движение самолета (скорость движения, траектория). (Важно сделать акцент на том, что движение самолета явно можно поделить на две части - взлет и равномерное движение на заданной диспетчером высоте.) Задать ребятам вопрос, можно ли назвать такое движение равномерным? Почему? Как можно назвать такой тип движения? Предложить учащимся привести примеры равномерного и неравномерного движения.

Выход на формулу для средней скорости учащимся предлагается следующим образом. Необходимо решить задачу: первые две секунды своего движения тело движется со скоростью 2 м/с, а следующие 3 секунды со скоростью 5 м/с. Вопрос: с какой средней скоростью двигалось тело?

(Очень важно, чтобы при обсуждении решения было рассмотрено два подхода: средняя скорость, как среднее арифметическое (что не есть всегда правильно) и средняя скорость как отношение всего пути ко всему времени движения тела (во всех случаях правильный подход). Тем ребятам, которые предложили, что средняя скорость, это среднее арифметическое, предложите найти путь, то есть полученное значение скорости умножить на время движение. Далее предложите найти путь движения тела, как сумма путей двух участков за 2 с и за 5 с. Предложите ребятам сравнить результаты и проанализировать: какой из вариантов и почему правильный).

Методические рекомендации к уроку «Графики движения. Графические задачи»

Традиционный урок

Учитель на доске иллюстрирует зависимости координаты, скорости, пути и перемещения от времени. Демонстрирует различные варианты графиков. Приводит на доске типовые задачи и способы их решения. Далее учащиеся решают типовые задания самостоятельно.

Урок в деятельностном подходе

Предлагается урок «от обратного». Ребята делятся на мини группы (2-3 человека), каждой группе выдается лист с решением гипотетического учащегося. И перед ребятами ставится задача: оценить правильность выполнения заданий в контрольной работе. (Учитель совместно с обучающимися должен выбрать и описать критерии, по которым будет происходить дальнейшая оценка работы. Ребята проверяют предложенный учащимся, писавшим контрольную работу, алгоритм на правильность, если не соглашаются, то необходимо пояснить, в чем именно допущена ошибка. После групповой работы, идет фронтальное обсуждение результатов.)

Методические рекомендации к уроку «Инерция»

Традиционный урок

Учитель иллюстрирует видео опыта, который описан в учебнике А. В. Перышкин, 7 класс в теме «Инерция» про скатывающуюся тележку с горки и ребятам поясняет процессы, происходящие на видео. Вводит понятие «инерция», «инертность». Далее идет решение качественных задач (задания с развёрнутым ответом).

Урок в деятельностном подходе

Ребята делятся на мини группы (2-3 человека), учитель выдает карточки с вопросами. Ребят предлагается в течение 7-10 минут обдумать ответ на вопросы.

Карточки содержат следующие вопросы:

На чем основано освобождение от капель воды зонта или плаща путем его встряхивания ?

Заяц, спасаясь от преследующего его волка, делает резкие прыжки в сторону. Почему волку трудно поймать зайца, хотя он бегает быстрее?

Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? Ведь по зданиям и мостам нет ударов.

Почему при быстрой остановке мотоцикла тормозят обоими колёсами? Что может произойти, если затормозить только передним колесом?

Почему полную чашку чая или тарелку супа нельзя резко и быстро поставить на стол, не разлив?

(Данные качественные задачи направлены на формирование понимания у ребят процесса, действия тел без непосредственного касания тела. Капли спадают с зонта, потому что они не успевают затормозить при резкой остановке зонта при встряхивании. Волк не может догнать зайца, потому что, в тот момент, когда заяц делает резкий поворот, волк продолжает движение вперёд и не может схватить зайца. При обсуждении очень важно вывести ребят на понятия: «способность тела сохранять свою скорость», зависимость массы и сохранения скорости телом).

Методические рекомендации к уроку «Взаимодействие тел»

Традиционный урок

Учитель иллюстрирует видео опыта, который описан в учебнике А. В. Перышкин, 7 класс в теме «Взаимодействие тел» про связанные тележки и сжатой пружинкой между ними, учитель ребятам поясняет процессы, происходящие на видео. Поясняет понятие «взаимодействие», «результат взаимодействия». Далее идет решение качественных задач (задания с развёрнутым ответом).

Урок в деятельностном подходе

Учитель демонстрирует следующий видеоряд:

- Вылет снаряда из ствола пушки (важно, чтобы на видеофрагменте был виден откат пушки).

- Отрезок из фильма «Марсианин», где демонстрируется движение космонавта по средствам вылета воздуха из скафандра.

- Отрезок из фильма «Гравитация», где движение космонавта происходит за счет вылета порошка из огнетушителя.

- Демонстрация конькобежца, который стоя бросает тяжелую коробку (важно, чтобы на видеофрагменте был виден откат конькобежца).

Далее ребятам предлагается ответить на следующий вопрос: почему покоящиеся тела пришли в движение?

(Очень важно чтобы учитель не разделял тела по причинам движения. Учащийся самостоятельно должен выйти на понимание того, что при во взаимодействии участвуют оба тела и оба тела меняют свои скорости. Данные скорости будут зависеть от массы тел, это хорошо будет видно на первом видеофрагменте, где скорость снаряда высока, а масса, наоборот, маленькая по сравнению с массой орудия, поэтому и откат пушки будет небольшой).

Методические рекомендации к уроку «Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Традиционный урок

Название. Цель. Оборудование. Ход работы и наблюдения - прописываются учителем заранее и учащимся выдается готовый алгоритм выполнения лабораторной работы.

Урок в деятельностном подходе

Перед уроком на лабораторном столе учителя выкладывается ряд лабораторного оборудования: клей - карандаш, штативы, пружина, весы, мензурки, ножницы, картонная бумага, линейки, штангенциркуль, линейка, секундомер, миллиметровая бумага, разновесы, карандаш и др.

Обучающимся необходимо собрать рабочий динамометр.

Методические рекомендации к уроку «Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

Традиционный урок

Название. Цель. Оборудование. Ход работы и наблюдения - прописываются учителем заранее и учащимся выдается готовый алгоритм выполнения лабораторной работы.

Урок в деятельностном подходе

Перед уроком на лабораторном столе учителя выкладывается ряд лабораторного оборудования: клей - карандаш, штативы, пружина, весы, мензурки, ножницы, картонная бумага, линейки, штангенциркуль, линейка, секундомер, миллиметровая бумага, деревянный брусок, таблица коэффициентов трения скольжения, разновесы, карандаш, полиэтиленовая пленка, подсолнечное масло, мыло и др.

Необходимо ответить на вопрос: как необходимо тянуть деревянный брусок, чтобы приложить как можно меньше силы? Сравнивая подходы к урокам в традиционном формате и уроки - задачный подход, можно увидеть ряд очень важных отличий. В лабораторных исследованиях характерным отличием урока в деятельностном подходе является открытый вопрос исследования, без конкретных инструкций и алгоритмов к действию; избыточное оборудование, всё это дает учащимся поле для учебного творчества и самостоятельного открытия, проверят истинное понимание явления и ведет к устойчивой и фундаментальной физической грамотности.

Урок изучения нового материала в деятельностном подходе строится на анализе наблюдаемого физического явления. Учитель демонстрирует несколько опытов и предлагает ребятам ответить на наводящие вопросы, самим поразмышлять над увиденным, обсудить и подискутировать увиденное. Учитель не дает понятие и закон учащемуся в готовом виде, новое знание формируется от проблемы, которую ребятам необходимо решить.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного исследования были разработаны и апробированы методические рекомендации для обучения физике в 7 классе. Разработано 25 модулей -блоков уроков, соответствующих государственной образовательной программе, с использованием деятельностного подхода и задачного метода. Разработанные методические рекомендации содержат емкие, краткие, полезные блоки, которые могут трансформироваться и дополняться разноуровневыми заданиями, задачами различной формы. Данные модули носят универсальный характер, их легко можно интегрировать в любой тип урока. В каждом блоке, описанном в методических рекомендациях, приводится объяснение, почему именно такое задание ставится в приоритете, что оно формирует и на что направлено. Такие комментарии создают возможность легкой замены задания, если учитель понимает, что данный планируемые результат у обучающихся уже сформирован.

Проведённый педагогический эксперимент доказал, что деятельностный подход оказывает положительное влияние на формирование планируемых образовательных результатов на уроке физики. Задачный метод позволяет обучающимся более фундаментально и глубже понимать физические понятия, видеть применение физических явлений в науке, технике и быту [Генденштейн и др. 2022; Кирик 2015; Московкина, Волков 2018; Марон А., Марон Е. 2002; Яковлев 2023]. Можно сделать вывод об успешности подобранных заданий и практик в методических рекомендациях для учителей физики.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.

2. Генденштейн Л. Э., Булатова А. А., Кошкина А. В., Корнильев И. Н. Физика. 7 класс. Часть 1. Издание 5-е, стереотипное. М. : Просвещение, 2022. 166 с.

3. Кирик Л. А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М. : Дрофа, 2015.

128 с.

4. Львовский В. А. Физика как экспериментальный учебный предмет развивающего обучения // Психология обучения. 2010. № 8. С. 99-118.

5. Львовский В. А., Янишевская М. А. Обновление содержания основного общего образования. Физика. В сер. ФГОС: обновление содержания образования. М. : Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб». 2017. 56 с.

6. Марон А. Е., Марон Е. А. Физика. 7 класс : Дидактические материалы. М. : Дрофа, 2002. 128 с.

7. Московкина Е. Г., Волков В. А. Сборник задач по физике. 7-9 классы. 2-изд. М. : ВАКО, 2018. 176 с.

8. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. C. 198-202.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт. (In Russ.). Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/926 (дата

обращения: 22.01.2021).

10. Яковлев И. В. Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ. Издание 5-е, стереотипное. М. : МЦНМО, 2023. 507 с.

References

1. Asmolov A. G. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod v razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach to the development of new generation standards]. Pedagogika [Pedagogy]. 2009, no 4, pp. 18-22. (In Russ.).

2. Gendenshteyn L. E., Bulatova A. A., Koshkina A. V., Kornil'ev I. N. Fizika. 7 klass [Physics. 7th grade]. Part 1. 5th edition. Moscow, Prosveshchenie, 2022, 166 p. (In Russ.).

3. Kirik L. A. Fizika-7. Raznourovnevye samostoyatel'nye i kontrol'nye raboty [Physics-7. Multi-level independent and test work]. Moscow, Drofa, 2015, 128 p. (In Russ.).

4. L'vovskiy V. A. Fizika kak eksperimental'nyy uchebnyy predmet razvivayushchego obucheniya [Physics as an experimental educational subject of developmental education]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of learning]. 2010, no 8, pp. 99-118. (In Russ.).

5. L'vovskiy V. A., Yanishevskaya M. A. Obnovlenie soderzhaniya osnovnogo obshchego obrazovaniya. Fizika. V ser. FGOS: obnovlenie soderzhaniya obrazovaniya [Updating the content of basic general education. Physics. In the Federal State Educational Standards series: updating the content of education]. Moscow, Nekommercheskoe partnerstvo «Avtorskiy Klub», 2017, 56 p. (In Russ.).

6. Maron A. E., Maron E. A. Fizika. 7 klass [Physics. 7th grade]. Moscow, Drofa, 2002, 128 p. (In Russ.).

7. Moskovkina E. G., Volkov V. A. Sbornik zadach po fizike. 7-9 klassy [Collection of problems in physics. 79 grades]. 2nd ed., Moscow, VAKO, 2018, 176 p. (In Russ.).

8. Toisteva O. S. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod: sushchnostnaya kharakteristika i printsipy realizatsii [System-activity approach: essential characteristics and principles of implementation]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher education in Russia]. 2013, no 2, pp. 198-202. (In Russ.).

9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart [Federal State Educational Standard]. (In Russ.). Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/926 (accessed: 22.01.2021).

10. Yakovlev I. V. Fizika. Polnyy kurs podgotovki k EGE [Physics. A complete course of preparation for the Unified State Exam]. 5th ed., Moscow, MTsNMO, 2023, 507 p. (In Russ.).

Информация об авторах Е. В. Аитова - аспирант, кафедра физики и технологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; А. В. Худякова - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физики и технологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors E. V. Aitova - Postgraduate Student, Department of Physics and Technology, Perm State Humanitarian Pedagogical University; A. V. Khudyakova — Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Physics and Technology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 10.12.2023; одобрена после рецензирования 20.01.2024; принята к публикации 20.04.2024.

The article was submitted 10.12.2023; approved after reviewing 20.01.2024; accepted for publication 20.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.