Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
человеческий капитал / аграрный сектор / конкурентоспособность / инновационные процессы / система образования / квалификация сотрудников / human capital / agricultural sector / competitiveness / innovative processes / education system / qualification of employees

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупина Ирина Павловна, Воронин Борис Александрович, Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна

Аграрный сектор экономики играет важную роль в развитии экономики страны в целом и в обеспечении продовольственной безопасности. Поэтому повышение его конкурентоспособности необходимо как для производства качественных товаров внутри страны, так и в связи с санкциями. Основополагающее значение здесь имеет человеческий капитал. Инновационное развитие экономики и внедрение новых технологий во все сферы экономики, в т.ч. и в аграрный сектор, требует от кадрового персонала высокого уровня развития человеческого капитала для ускоренного развития производительности труда. Пока ресурсный потенциал в аграрном секторе экономики используется не всегда эффективно, о чем свидетельствует низкий уровень производительности труда. Для того чтобы человеческий капитал был на более высоком уровне, необходима модернизация не только на предприятиях, но и в сфере образования. Необходимо новое техническое оснащение предприятий и внедрение инноваций для дальнейшего развития каждого отдельно взятого предприятия, а затем и для конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. Новая форма в образовательной среде необходима для переподготовки сотрудников по новым программам в сфере новых технологий, а также создание на каждом предприятии системы обучения сотрудников на основе программ дополнительного обучения, повышения квалификации и переквалификации. Поэтому человеческий капитал играет основную роль для повышения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и аграрного сектора экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чупина Ирина Павловна, Воронин Борис Александрович, Журавлева Людмила Анатольевна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF HUMAN CAPITAL IN ORGANIZATIONS OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

The agricultural sector of the economy plays an important role in the development of the country’s economy as a whole and in ensuring food security. Therefore, improving its competitiveness is necessary both for the production of high-quality goods within the country and in connection with sanctions. Human capital is fundamental here. The innovative development of the economy and the introduction of new technologies in all spheres of the economy, including the agricultural sector, requires a high level of human capital development from personnel to accelerate the development of labor productivity. So far, the resource potential in the agricultural sector of the economy is not always used effectively, as evidenced by the low level of labor productivity. In order for human capital to be at a higher level, modernization processes are needed not only in enterprises, but also in the field of education. There is a need for new technical equipment of enterprises and the introduction of innovations for the further development of each individual enterprise, and then for the competitiveness of agricultural enterprises. A new form in the educational environment is necessary for retraining employees for new programs in the field of new technologies, as well as the creation of an employee training system at each enterprise based on additional training, advanced training and retraining programs. Therefore, human capital plays a major role in improving the competitiveness of an individual enterprise and the agricultural sector of the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10744

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета e-mail: irinacupina716@gmail.com

ВОРОНИН Борис Александрович,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и экономической теории

Уральского государственного аграрного университета e-mail: irinacupina716@gmail.com

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного

аграрного университета e-mail: zhuravleva08@gmail. com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного

аграрного университета e-mail: ethos08@mail.ru

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории

Уральского государственного аграрного университета e-mail: nikolina73@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Аграрный сектор экономики играет важную роль в развитии экономики страны в целом и в обеспечении продовольственной безопасности. Поэтому повышение его конкурентоспособности необходимо как для производства качественных товаров внутри страны, так и в связи с санкциями. Основополагающее значение здесь имеет человеческий капитал. Инновационное развитие экономики и внедрение новых технологий во все сферы экономики, в т.ч. и в аграрный сектор, требует от кадрового персонала высокого уровня развития человеческого капитала для ускоренного развития производительности труда. Пока ресурсный потенциал в аграрном секторе экономики используется не всегда эффективно, о чем свидетельствует низкий уровень производительности труда. Для того чтобы человеческий капитал был на более высоком уровне, необходима модернизация не только на предприятиях, но и в сфере образования. Необходимо новое техническое оснащение предприятий и внедрение инноваций для дальнейшего развития каждого отдельно взятого предприятия, а затем и для конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. Новая форма в образовательной среде необходима для переподготовки сотрудников по новым программам в сфере новых технологий, а также создание на каждом предприятии системы обучения сотрудников на основе программ дополнительного обучения, повышения квалификации и переквалификации. Поэтому человеческий капитал играет основную роль для повышения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и аграрного сектора экономики в целом.

Ключевые слова: человеческий капитал, аграрный сектор, конкурентоспособность, инновационные процессы, система образования, квалификация сотрудников.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

CHUPINA Irina Pavlovna,

doctor of Economics, Professor Department of management and law of the Ural state University agrarian University

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

candidate of philosophy, associate Professor, head of the Department of philosophy of the Ural state University agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

candidate of philosophy, associate Professor Department of philosophy of the Ural state University agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

candidate of social Sciences, associate Professor Department of management and economic theory of Ural state University state agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nickolaevna,

candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of management and rights of the Ural state University agrarian University

REALIZATION OF HUMAN CAPITAL IN ORGANIZATIONS OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

Annotation. The agricultural sector of the economy plays an important role in the development of the country's economy as a whole and in ensuring food security. Therefore, improving its competitiveness is necessary both for the production of high-quality goods within the country and in connection with sanctions. Human capital is fundamental here. The innovative development of the economy and the introduction of new technologies in all spheres of the economy, including the agricultural sector, requires a high level of human capital development from personnel to accelerate the development of labor productivity. So far, the resource potential in the agricultural sector of the economy is not always used effectively, as evidenced by the low level of labor productivity. In order for human capital to be at a higher level, modernization processes are needed not only in enterprises, but also in the field of education. There is a need for new technical equipment of enterprises and the introduction of innovations for the further development of each individual enterprise, and then for the competitiveness of agricultural enterprises. A new form in the educational environment is necessary for retraining employees for new programs in the field of new technologies, as well as the creation of an employee training system at each enterprise based on additional training, advanced training and retraining programs. Therefore, human capital plays a major role in improving the competitiveness of an individual enterprise and the agricultural sector of the economy as a whole.

Key words: human capital, agricultural sector, competitiveness, innovative processes, education system, qualification of employees.

Реализация человеческого капитала в организациях аграрного сектора экономики зависит от многих условий, которые мы назовем объективными и субъективными факторами. Цель реализации человеческого капитала - получение дохода, как самого человека, так и предприятия, где данный капитал используется [1, с. 107].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Переход к постиндустриальному обществу характерен повышением уровня интеллектуального развития, повышением роли инновация и научных достижений в разных секторах экономики. Экономический рост все в большей степени обеспечивается за счет интенсивных факторов, где основным ресурсом становится человеческий капитал. Поэтому в современном обществе к

молодым специалистам предъявляются более высокие требования, чем это было ранее. Научный прогресс постоянно растет, и инновационное развитие изменяется ускоренными темпами. Поэтому человек должен владеть в совершенстве не только ранее накопленными знаниями, но и создавать новые, в виде передовых научных идей и новых видов товаров и услуг.

В современном мире производственные способности человека формируются в форме человеческого капитала, который является комплексом творческих способностей, характерных для инновационной стадии развития общества. И в сельских территориях человеческий капитал становится одним из основных показателей устойчивого развития сельского хозяйства [2, с. 27]. В целях важнейшей задачи продовольственной безопасности страны формирование человеческого капитала является стратегической задачей государства.

Для развития человеческого капитала необходима инвестиционная поддержка. И данная поддержка должна идти не только от самого индивида, но и со стороны работодателя. Человеческий капитал должен приносить его владельцу стимул для развития, поэтому должен быть инвестиционно привлекательным.

Инвестиции должны способствовать отдаче эффективной деятельности и иметь положительный эффект от вложенных средств, который будет являться окупаемым. Рассмотрим плюсы и минусы инвестирования в человеческий капитал в аграрном секторе.

К сильным сторонам можно отнести:

- повышение конкурентоспособности человеческого капитала;

- повышение квалификационных навыков;

- решение проблем по дефициту кадров в сельской местности на сельскохозяйственных предприятиях;

- более эффективную отдачу от человеческого капитала по сравнению с отдачей физического капитала [3, с. 87].

Слабыми сторонами можно назвать:

- инвестирование человеческого капитала -это затраты, которые не всегда являются оправданными;

- инвестирование в человеческий капитал в аграрном секторе находится на низком уровне в связи с ограниченными финансовыми возможностями сельскохозяйственных предприятий;

- длительный период отдачи от вложений в человеческий капитал;

- низкая мотивация и работников, и работодателей от небольшого инвестирования [4, с. 56].

Далее рассмотрим возможные угрозы и положительный эффект от реализации человече-

ского капитала в организациях АПК на основании плюсов и минусов, которые нами были указаны.

К угрозам следует отнести, как мы уже говорили выше, низкую окупаемость инвестиций в развитие человеческого капитала. Не нужно игнорировать и такой момент, как миграция сельских жителей. Так же к угрозам необходимо отнести и моральное изнашивание человеческого капитала через какой-то промежуток времени, особенно сейчас, когда и техника, и знания устаревают довольно быстро в эпоху цифровизации экономики. А это значит, что инвестиции, потраченные на человеческий капитал, который быстро устаревает, не получили свою полную отдачу. Из этого выходит следующая причина - деградация человеческого капитала. А из этой причины по цепочке взаимосвязи выявляется снижение мотивацион-ной составляющей самого работника к трудовой деятельности [5, с. 67].

Из положительных моментов нужно выделить расширенную возможность трудоустройства, при условии, что работник обладает современными знаниями применения своего интеллектуального капитала на предприятиях аграрной сферы экономики. Также положительным моментом будет и рост доходов сельского населения от эффективного применения человеческого капитала. Рост доходов приведет к мотивации для создания новой интеллектуальной базы и новых возможностей для использования человеческого капитала. Как итог этому - повышение качества жизни в сельской местности. А качество жизни можно обеспечить только достойной заработной платой.

В настоящее время мы не можем сказать, что заработная плата работников в сельскохозяйственных организациях вполне достаточна для реализации и развития каждого из них своего человеческого капитала. Реализация Государственной программы также не очень сильно влияет на повышение качества жизни сельского населения [6, с. 71]. В аграрном секторе экономики проявляется такая особенность: низкий уровень жизни сельского населения, с одной стороны, не позволяет полноценно развиваться человеческому капиталу. С другой - только ускоренный рост и внедрение цифровизации и инновационных технологий будут способствовать повышению в сельской местности развитию человеческого капитала.

В современных условиях хозяйствования на предприятиях аграрного сектора экономики необходимы новые подходы к развитию человеческого капитала для решения сложных социально-экономических проблем. Задачами же должны стать определение основных направлений инновацион-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

ного развития и эффективное внедрение инноваций в производственные процессы.

Для эффективной реализации человеческого капитала необходимо реализовать стратегические и тактические задачи, такие как иметь научно-обоснованный инструментарий на предприятиях, который позволил бы оценить состояние и эффективность использования человеческого капитала. Необходимо просчитать и структуру затрат на человеческий капитал. А из этого выявляется и степень его направленности. Так же следует учитывать и политику организации и базироваться на комплексном мониторинге состояния человеческого капитала [7, с. 49].

Рассмотрим основные направления реализации человеческого капитала в организациях аграрного сектора экономики.

В первую очередь нужна оценка самого человеческого капитала, или по-другому, планирование человеческих ресурсов. Сам процесс планирования человеческих ресурсов представляет собой потребность в кадровом составе организации в зависимости от квалификации персонала. Несовершенное планирование часто приводит к потере ценных ресурсов, и, наоборот, эффективное планирование в отношении человеческих ресурсов и человеческого капитала приводят к положительным результатам.

Далее нужно сказать и о требованиях, которые в настоящее время предъявляются к человеческому капиталу. Каждое предприятие от человеческого капитала желает получить максимум прибыли. Поэтому человеческий капитал должен способствовать росту производительности труда и совершенствованию бизнес-процессов на конкретном предприятии. Инвестиции, которые были вложены в человеческий капитал на предприятии, должны быть меньше величины приращенного дохода. Основные требования, предъявляемые к человеческому капиталу: высшее образование в престижном вузе; знание современных компьютерных программ; знание иностранных языков; креативность мышления; быстрое реагирование на изменение окружающей среды. Можно перечислить еще ряд признаков, таких как стремление к саморазвитию, инициативность и др. [8, с. 295].

Если затронуть структуру затрат на развитие человеческого капитала, то на предприятиях в последнее время почти везде используются курсы повышения квалификации для сотрудников, стажировки за рубежом или в крупных компаниях страны, программы переквалификации. Данные программы способствуют дополнительному развитию человеческого капитала. Необходимо отметить здесь и безопасность рабочего места, что позволяет снижать профессиональные риски и повышать производительность труда.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Следующим моментом необходимо назвать регулирование рынка труда. Заработная плата на рынке труда выступает объектом регулирования между спросом и предложением. Довольно значимым фактором являются и социальные гарантии, а также продолжительность рабочего дня.

Устойчивое развитие сельских территорий также зависит для совершенствования человеческого капитала. Это возможности социально-экономического развития сельских территорий, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры при внедрении в производство модернизации и инновационных технологий [9, с. 32].

Сейчас в сельской местности социальная инфраструктура не становится лучше, многие деревни и села исчезают с карты страны именно из-за ухудшения и исчезновения социальной инфраструктуры - с каждым годом уменьшается количество школ в сельской местности, продуктовых магазинов и фельдшерских пунктов, не говоря уже о транспортной составляющей. Поэтому городской образ жизни становится наиболее привлекательным. Среди привлекательных сторон многие сельские жители называют бытовые условия, доступ к образованию и обучению детей, возможности для своей реализации.

В советское время и в первые годы постсоветского периода существовала система стимулирования молодежи по возвращению на село. Сельскую молодежь, которая обучалась сельским профессиям, поддерживали колхозными стипендиями и для них были установлены лимиты приема в сельскохозяйственные вузы. В рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» выделяются субсидии на жилье. Но данная программа покрывает только 4% необходимого жилья для молодых специалистов. И хотя власти на региональном уровне пытаются «притормозить» негативную тенденцию с помощью тех же программ «Земский доктор», «Сельский фельдшер», «Городская среда» и др., результаты пока не впечатляют [10, с. 63].

Улучшение жилищных условий, несомненно, если не полностью, то частично сможет улучшить демографическую и кадровую проблемы на селе. Многие молодые семьи не спешат иметь детей именно в связи с нехваткой жилой площади. Кроме того, система здравоохранения в сельской местности также на низком уровне.

Все эти проблемы необходимо решать в ближайшее время. Только в этом случае человеческий капитал в сельской местности сможет развиваться. Необходимо учитывать и такие моменты, как изменение требований к привлекательности труда. То есть если мы говорим о совершенствовании человеческого капитала, то наравне с этим

должен совершенствоваться и сельскохозяйственный труд - внедрение в производственные процессы новых инноваций и технологий.

Основными направлениями участия аграрного бизнеса в управлении человеческим капиталом нужно отнести повышение социальной ответственности бизнеса. Но и здесь есть ряд негативных факторов. Найти инвесторов для развития сельских территорий непросто. Пашню бизнесмены берут охотно, но вкладывать инвестиции в развитие села не хотят. Преимуществом должны пользоваться предприниматели из местной среды. И обе проблемы - и инвестиций, и инфраструктуры следует решать параллельно. Кроме того, важно организовать не только производство продукции, но и оказать помощь в создании структур для ее реализации как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Без помощи государства здесь не обойтись.

Что касается инвестирования в человеческий капитал на подготовку и переподготовку кадров, то в настоящее время кадры для аграрных предприятий готовят профессиональные лицеи и высшие учебные заведения. В стране 59 вузов выпускают специалистов высшего звена в аграрной сфере, а также 162 сельскохозяйственных колледжа. Обучаются в них более 458 тыс. студентов. Из всех студентов 86% получают специальности сельскохозяйственной направленности, остальные специальности необходимы для развития сельской инфраструктуры. Тем не менее, кадровый дефицит специалистов с высшим образованием составляет в аграрном секторе более 79 тыс. чел. [11, с. 54].

В чем же тогда причина дефицита кадров? Причина одна - молодежь не желает возвращаться жить в село после получения образования, и молодые специалисты пытаются остаться в городе и работать даже не по своей специальности ради закрепления в городах. Только третья часть выпускников вузов и техникумов аграрной направленности возвращаются в свои села и устраиваются на работу в сельскохозяйственные предприятия.

Сейчас аграрный сектор нуждается в специалистах, которых не хватает. Статистические данные дают отчетность, что замещение должности руководителя предприятия - вакансии более 8 тыс. чел., агрономов - более 9 тыс. чел., зоотехников - более 10 тыс., ветврачей - более 10 тыс., высокая потребность наблюдается и в специалистах среднего звена, и в людях рабочих профессий. Получается парадокс - в одних муниципальных образованиях идет отток рабочей силы, т.к. негде работать, а в других - дефицит рабочих кадров. Причина еще и в том, что сельский труд тяжелый сам по себе и низко оплачиваемый.

Сельский труд считается не престижным и в силу его сезонности. Заработок зависит от реализованной продукции. Среднемесячная заработная плата сельского труженика в два раза ниже, чем в других отраслях экономики. Поэтому и увеличивается разрыв между городом и деревней. Разрыв между бедностью в сельской местности и достатком в городской среде. Поэтому и поступить учиться в университеты сельским школьникам сложно, т.к. стартовый капитал родителей минимальный [12, с. 5].

Вузы расположены в основном только в крупных городах, поэтому большую часть студентов составляют городские школьники. Из анкетирования школьников сельской местности выявляется и такая тенденция, что большая часть сельской молодежи не хотят получать сельскохозяйственные специальности и возвращаться после окончания вуза обратно на село. Только 9% школьников стремятся к получению сельскохозяйственных профессий и дальнейшей работе в сельской местности. Этому тоже есть объяснение. Процесс внедрения в сельское производство новых технологий продвигается намного медленнее, чем в других отраслях. А ручной труд для молодежи не является привлекательным.

Еще одним из недостатков улучшения человеческого капитала является недостаточная связь образовательных учреждений с сельскохозяйственными предприятиями. Поэтому у студентов возникают сложности с прохождением производственной практики. Раньше производственной базой для прохождения практики являлись учебные хозяйства вузов. После проведения в России аграрных реформ часть учхозов утратила свой статус. Так как сумма государственной поддержки сократилась, то производство стало нерентабельным. Поэтому учебные практики уменьшили базу практики, а кафедрам приходится сокращать опыты, которые ранее проводились на полях. Поэтому снизилось внедрение в производство новых сортов сельскохозяйственных растений. По статистике ежегодно остаются невостребованными до 50% законченных научно-технических разработок. Кроме этого кризис еще настиг учебные заведения и в плане обновления материальной базы - современной компьютеризации.

Согласно мониторингу Минобрнауки РФ, который был проведен еще в 2012 г., неэффективными были признаны 46% аграрных вузов. Поэтому сейчас проходит процесс объединения вузов. Для примера можно привести Омский государственный аграрный университет, который был создан на базе ветеринарного института. Саратовский государственный аграрный университет создан на базе Академии ветеринарной медицины, Сельскохозяйственной академии и Агроинженер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

ного университета. Эти университеты в настоящее время являются самыми крупными и успешно функционирующими в аграрной сфере. Плановое укрупнение учебных заведений продолжается и сейчас. Это влечет за собой увеличение объемов финансирования образовательного и научного процессов, что очень важно, потому что физический износ оборудования в вузах составляет более 60%.

Но нужны не только структурные изменения и финансирование материальной базы аграрных вузов. Необходимы изменения и в самом образовании. Сегодня на предприятия аграрного профиля требуются работники, обладающие современными знаниями, особенно на такие предприятия, где используются современные технологии. Работодатели требуют от будущего работника современные знания и высокую квалификацию. Поэтому перед вузами стоят новые задачи в этом направлении.

Модернизация в образовании должна снять данную проблему. В основе модернизации аграрного образования, прежде всего, должна быть доступность образования для сельской молодежи. Большое значение имеет и подготовка высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства. Современное образование должно формировать кругозор, который охватывал бы всю систему сетевых взаимоотношений между различными компонентами агросферы.

Кроме того, если во всех аграрных вузах будет создана модель взаимодействия между вузом, бизнесом и государственными учреждениями, то это позволит инновационную составляющую развитием прямых связей с передовыми сельскохозяйственными предприятиями. Важным аспектом модернизации аграрного образования могут стать и международные отношения в аграрной образовательной сфере. Здесь нужно сказать о повышении гибкости образовательных программ и преодолении узкой профильности в подготовке специалистов для аграрного сектора экономики.

На основании всего выше сказанного подведем итоги. Необходимо отметить, что учебные заведения аграрной сферы должны стать активными участниками процесса интернационализации образования. А это значит, что нужно наращивать экспорт образовательных услуг и иметь с иностранными партнерами такую систему взаимоотношений, которая будет отражать в первую очередь интересы нашей страны.

Отметим, что критериями эффективности управления человеческим капиталом в аграрном секторе является удовлетворение качественной и количественной потребности аграрных предприятий в человеческих ресурсах. Аграрные вузы должны готовить высококвалифицированных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

специалистов, используя последние достижения в области науки и техники. При этом для освоения инновационных технологий и их внедрения в производство необходимы курсы повышения квалификации и курсы переподготовки для сотрудников сельскохозяйственных предприятий.

Немаловажное значение имеет и рост доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для этого нужна не только господдержка сельским предприятиям и кооперативам, но и тесная связь аграрных предприятий и сферы бизнеса в целях инновационных вложений. Конечно же, огромное значение имеет повышение уровня жизни и качества жизни сельского населения для повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Список литературы:

[1] Чупина И.П. Современное социально-экономическое положение аграрных предприятий региона // Аграрный вестник Урала. - 2011. - № 4 (83). - С. 107-109.

[2] Зарубина Е.В., Симачкова Н.Н., Фатеева Н.Б., Петрова Л.Н. Совершенствование подготовки высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса // Московский экономический журнал. - 2018. - № 3. - С. 27.

[3] Петренко Т. Исследование человеческого капитала как фактора экономического роста. -М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 392 c.

[4] Смыслов Д.А. Построение индикатора человеческого капитала социальных групп. - М.: Синергия, 2018. - 249 с.

[5] Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. - 2018. - № 2. - С. 64-69.

[6] Чупина И.П. Формирование конкурентной среды на продовольственном рынке // Аграрный вестник Урала. - 2012. - № 11-2 (106). - С. 70-72.

[7] Бездудная А. Методы формирования человеческого капитала. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 100 с.

[8] Боткин О.И., Сутыгина А.И., Сутыгин П.Ф., Кудрявцева Н.Ю. Роль человеческого капитала в сельском хозяйстве России // Проблемы региональной экономики. - 2014. - № 2. - С. 292301.

[9] Иванченко И.С. Теория человеческого капитала // Креативная экономика. - 2016. - № 18. - С. 32.

[10] Сутыгина А.И., Кудрявцева Н.Ю. Человеческий капитал в сельском хозяйстве: формирование и оценка // Вестник Удмуртского ун-та. -2015. - № 2. - С. 60-65.

[11] Соболева И. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопросы экономики. -2019. - № 9. - С. 51-70.

[12] Салихов Б.В. Сущность и объектная структура человеческого капитала // Финансы и кредит. - 2016. - № 17. - С. 2-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Chupina I.P. Sovremennoe social'no-eko-nomicheskoe polozhenie agrarnyh predpriyatij regiona // Agrarnyj vestnik Urala. - 2011. - № 4 (83). - S. 107-109.

[2] Zarubina E.V., Simachkova N.N., Fateeva N.B., Petrova L.N. Sovershenstvovanie podgotovki vysokokvalificirovannyh specialistov dlya agro-promyshlennogo kompleksa // Moskovskij ekonom-icheskij zhurnal. - 2018. - № 3. - S. 27.

[3] Petrenko T. Issledovanie chelovecheskogo kapitala kak faktora ekonomicheskogo rosta. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 392 c.

[4] Smyslov D.A. Postroenie indikatora chelovecheskogo kapitala social'nyh grupp. - M.: Sinergiya, 2018. - 249 c.

[5] Dedov S.V., Shishkin A.F., Gordienko N.S. Teoreticheskie i metodologicheskie podhody k ocenke

chelovecheskogo kapitala // Finansy i kredit. - 2018.

- № 2. - S. 64-69.

[6] Chupina I.P. Formirovanie konkurentnoj sredy na prodovol'stvennom rynke // Agrarnyj vestnik Urala. - 2012. - № 11-2 (106). - S. 70-72.

[7] Bezdudnaya A. Metody formirovaniya chelovecheskogo kapitala. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 100 c.

[8] Botkin O.I., Sutygina A.I., Sutygin P.F., Kudryavceva N.Yu. Rol' chelovecheskogo kapitala v sel'skom hozyajstve Rossii // Problemy regional'noj ekonomiki. - 2014. - № 2. - S. 292-301.

[9] Ivanchenko I.S. Teoriya chelovecheskogo kapitala // Kreativnaya ekonomika. - 2016. - № 18. -S. 32.

[10] Sutygina A.I., Kudryavceva N.Yu. Chelovecheskij kapital v sel'skom hozyajstve: formirovanie i ocenka // Vestnik Udmurtskogo un-ta.

- 2015. - № 2. - S. 60-65.

[11] Soboleva I. Paradoksy izmereniya chelovecheskogo kapitala // Voprosy ekonomiki. -2019. - № 9. - S. 51-70.

[12] Salihov B.V. Sushchnost' i ob"ektnaya struktura chelovecheskogo kapitala // Finansy i kredit.

- 2016. - № 17. - S. 2-10.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

"X

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.