Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
330
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА / БЕРЕЖЛИВАЯ МЕДИЦИНА / НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоськина Александра Константиновна, Федоськина Людмила Александровна

Обоснование. В условиях агрессивного распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 требуется более активное внедрение принципов бережливости в процессе формирования новой модели медицинской организации (МО), что может быть более эффективным на основе обобщения имеющегося опыта в этой области и выработки путей преодоления возникающих проблем Цель. Выявить ключевые проблемы, возникающие при формировании новой модели МО на основе бережливого подхода, и обосновать рекомендации по их преодолению . Материалы и методы. Глубина реализации принципов бережливого производства изучена посредством проведения контент-анализа деятельности МО, позиционирующих себя в качестве региональных лидеров в данном направлении . Базой для формирования систематизированной оценки результатов их деятельности послужили критерии новой модели МО, оказывающей первичную медико-санитарную помощь . В качестве объектов исследования выбраны семь медицинских учреждений из разных регионов Российской Федерации - г . Волгоград, г. Ханты-Мансийск, г. Вологда, г. Белгород, г. Киров, г. Севастополь и г. Всеволожск Ленинградской области . Их географическая разобщенность обеспечила возможность выявления системных проблем при внедрении философии бережливого производства и представления их обобщенной оценки . Изучены тенденции изменения потребительских предпочтений пациентов МО, произведен анализ глубины реализации бережливого подхода в российских МО, выявлены проблемы создания новой модели МО и определены направления их преодоления Результаты. Итогом проведения контент-анализа глубины реализации бережливого подхода в деятельности МО стало выявление наиболее часто реализуемых и совсем нереализуемых критериев новой модели МО . На этой основе определены три ключевые проблемы развертывания концепции бережливого производства в российских медицинских учреждениях: отсутствие комплексного подхода к реорганизации деятельности; высокая формальность проводимых преобразований; недостаточная вовлеченность всех участников процессов оказания медицинских услуг. Преодоление обозначенных проблем видится в принятии ряда перспективных решений: 1) информирование медперсонала о результатах уже реализованных проектов и повышение уровня визуализации в управлении; 2) преимущественная реализация на первых этапах краткосрочных, но эффективных проектов; 3) применение каскадного принципа обучения сотрудников философии бережливого производства; 4) создание системы мотивации, поддерживающей непрерывные улучшения; 5) расширение взаимодействия между МО разного профиля; 6) повышение уровня вовлеченности руководства, медперсонала и пациентов в процессы медицинской организации Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о высоком осознании необходимости применения бережливого мышления в деятельности современных МО . Степень реализации принципов бережливости становится определяющим условием повышения эффективности их деятельности и конкурентоспособности на рынке оказания медицинских услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоськина Александра Константиновна, Федоськина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE LEAN APPROACH IN THE CONTEXT OF THE NEW MODEL OF MEDICAL ORGANIZATION: RESULTS AND PROSPECTS

BACKGROUND: Given the aggressive spread of the novel coronavirus disease, more active implementation of the lean production principles is necessary for the construction of a new medical organization (MO) model that can be more effective for the generalization of existing experience and development of ways to overcome arising problems . AIM: To identify key problems that arise during the formation of a new MO model based on a lean approach and to substantiate recommendations for overcoming them MATERIALS AND METHODS: The depth of the implementation of the principles of lean production was examined through a content analysis of the activities of MO positioning themselves as regional leaders . A systematic assessment of the results of their activities was developed based on the criteria of a new MO model providing primary medical and sanitary care Seven medical institutions from different regions of the Russian Federation, i . e . , the Volgograd, Khanty-Mansiysk, Vologda, Belgorod, Kirov, Sevastopol and Vsevolozhsk, and Leningrad regions, were selected as study objects . Their geographical separation allowed identifying systemic problems in the introduction of the lean-manufacturing methodology and to present their generalized assessment Trends in changing consumer preferences of MO patients were evaluated, the depth of the implementation of the lean approach in Russian MO was analyzed, the problems of creating a new MO model were identified, and the directions of overcoming them were determined RESULTS: The content analysis of the depth of the successful implementation of MO activities identified the most frequently realized and completely unrealizable criteria of the new MO model On this basis, three key problems of the application of the lean production principles in Russian medical institutions were identified: the lack of an integrated approach to the reorganization of activities, high formality of ongoing transformations, and insufficient involvement of all participants in providing medical services . These problems are possibly overcome by the following promising solutions: 1) informing medical staff about the results of already-implemented projects and increasing the level of visualization in management, 2) preferential realization of short-term, but effective projects, at the first stages, 3) application of the cascade principle of educating employees about the principles of lean production, 4) creation of a motivation system that supports continuous improvements, 5) expansion of the interaction between MO of different profiles, and 6) increasing the level of involvement of management, medical staff, and patients in MO processes CONCLUSION: The results of this study indicate the high awareness of the need to apply lean thinking in the activities of a modern MO . The degree of implementation of the principles of lean production becomes a determining condition for increasing the efficiency of their activities and competitiveness in the market of medical services .

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Российский медико-биологический вестник

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Том 30, № 1, 2022 имени академика И.П. Павлова - 39

УДК 614.21

йО!: https://doi.Org/10.17816/РАУ10У^0181

Реализация бережливого подхода в контексте новой модели медицинской организации: итоги и перспективы

А. К . Федоськина1 Л. А . Федоськина2

1 Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П . Павлова, Рязань, Российская Федерация;

2 Рязанский государственный радиотехнический университет имени В . Ф . Уткина, Рязань, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Обоснование. В условиях агрессивного распространения новой коронавирусной инфекции С0УЮ-19 требуется более активное внедрение принципов бережливости в процессе формирования новой модели медицинской организации (МО), что может быть более эффективным на основе обобщения имеющегося опыта в этой области и выработки путей преодоления возникающих проблем .

Цель. Выявить ключевые проблемы, возникающие при формировании новой модели МО на основе бережливого подхода, и обосновать рекомендации по их преодолению .

Материалы и методы. Глубина реализации принципов бережливого производства изучена посредством проведения контент-анализа деятельности МО, позиционирующих себя в качестве региональных лидеров в данном направлении . Базой для формирования систематизированной оценки результатов их деятельности послужили критерии новой модели МО, оказывающей первичную медико-санитарную помощь . В качестве объектов исследования выбраны семь медицинских учреждений из разных регионов Российской Федерации — г . Волгоград, г. Ханты-Мансийск, г. Вологда, г. Белгород, г. Киров, г. Севастополь и г. Всеволожск Ленинградской области . Их географическая разобщенность обеспечила возможность выявления системных проблем при внедрении философии бережливого производства и представления их обобщенной оценки . Изучены тенденции изменения потребительских предпочтений пациентов МО, произведен анализ глубины реализации бережливого подхода в российских МО, выявлены проблемы создания новой модели МО и определены направления их преодоления

Результаты. Итогом проведения контент-анализа глубины реализации бережливого подхода в деятельности МО стало выявление наиболее часто реализуемых и совсем нереализуемых критериев новой модели МО . На этой основе определены три ключевые проблемы развертывания концепции бережливого производства в российских медицинских учреждениях: отсутствие комплексного подхода к реорганизации деятельности; высокая формальность проводимых преобразований; недостаточная вовлеченность всех участников процессов оказания медицинских услуг. Преодоление обозначенных проблем видится в принятии ряда перспективных решений: 1) информирование медперсонала о результатах уже реализованных проектов и повышение уровня визуализации в управлении; 2) преимущественная реализация на первых этапах краткосрочных, но эффективных проектов; 3) применение каскадного принципа обучения сотрудников философии бережливого производства; 4) создание системы мотивации, поддерживающей непрерывные улучшения; 5) расширение взаимодействия между МО разного профиля; 6) повышение уровня вовлеченности руководства, медперсонала и пациентов в процессы медицинской организации .

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о высоком осознании необходимости применения бережливого мышления в деятельности современных МО . Степень реализации принципов бережливости становится определяющим условием повышения эффективности их деятельности и конкурентоспособности на рынке оказания медицинских услуг

Ключевые слова: бережливая поликлиника; бережливая медицина; новая модель медицинской организации; бережливое производство

Для цитирования:

Федоськина А.К., Федоськина Л.А. Реализация бережливого подхода в контексте новой модели медицинской организации: итоги и перспективы // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2022. Т. 30, № 1. С. 39-50. й0!: https://doi.org/10.17816/PAVL0VJ70181

Рукопись получена: 05 . 05 . 2021

Рукопись одобрена: 13 . 07 . 2021

Опубликована: 31. 03 . 2022

© Эко-Вектор, 2022 Все права защищены

DOI: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ70181

Implementation of the Lean Approach in the Context of the New Model of Medical Organization: Results and Prospects

Aleksandra K . Fedos'kina1^, Lyudmila A. Fedos'kina2

1 Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation;

2 Ryazan State Radio Engineering University, Ryazan, Russian Federation

ABSTRACT

BACKGROUND: Given the aggressive spread of the novel coronavirus disease, more active implementation of the lean production principles is necessary for the construction of a new medical organization (MO) model that can be more effective for the generalization of existing experience and development of ways to overcome arising problems .

AIM: To identify key problems that arise during the formation of a new MO model based on a lean approach and to substantiate recommendations for overcoming them

MATERIALS AND METHODS: The depth of the implementation of the principles of lean production was examined through a content analysis of the activities of MO positioning themselves as regional leaders . A systematic assessment of the results of their activities was developed based on the criteria of a new MO model providing primary medical and sanitary care Seven medical institutions from different regions of the Russian Federation, i . e . , the Volgograd, Khanty-Mansiysk, Vologda, Belgorod, Kirov, Sevastopol and Vsevolozhsk, and Leningrad regions, were selected as study objects . Their geographical separation allowed identifying systemic problems in the introduction of the lean-manufacturing methodology and to present their generalized assessment Trends in changing consumer preferences of MO patients were evaluated, the depth of the implementation of the lean approach in Russian MO was analyzed, the problems of creating a new MO model were identified, and the directions of overcoming them were determined

RESULTS: The content analysis of the depth of the successful implementation of MO activities identified the most frequently realized and completely unrealizable criteria of the new MO model . On this basis, three key problems of the application of the lean production principles in Russian medical institutions were identified: the lack of an integrated approach to the reorganization of activities, high formality of ongoing transformations, and insufficient involvement of all participants in providing medical services These problems are possibly overcome by the following promising solutions: 1) informing medical staff about the results of already-implemented projects and increasing the level of visualization in management, 2) preferential realization of short-term, but effective projects, at the first stages, 3) application of the cascade principle of educating employees about the principles of lean production, 4) creation of a motivation system that supports continuous improvements, 5) expansion of the interaction between MO of different profiles, and 6) increasing the level of involvement of management, medical staff, and patients in MO processes

CONCLUSION: The results of this study indicate the high awareness of the need to apply lean thinking in the activities of a modern MO . The degree of implementation of the principles of lean production becomes a determining condition for increasing the efficiency of their activities and competitiveness in the market of medical services .

Keywords: lean polyclinic; lean medicine; new model of medical organization; lean production For citation:

Fedos'kina AK, Fedos'kina LA. Implementation of the Lean Approach in the Context of the New Model of Medical Organization: Results and Prospects. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2022;30(1):39-50. DOI: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ70181

Received: 05 . 05 . 2021 Accepted: 13 . 07 . 2021 Published: 31. 03 . 2022

e c o • v e c t o r ce) Eco-Vector, 2022

All rights reserved

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

МО — медицинская организация

РФ — Российская Федерация

ХМАО — Ханты-Мансийский автономный округ

ОБОСНОВАНИЕ

На сегодняшний день, когда весь мир поглощен агрессивным распространением новой коронавирусной инфекции С0УЮ-19, набирающей очередную волну, особую значимость приобретает проблема повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи . Ее успешное преодоление в российских условиях во многом определяется ускорением и углублением процесса внедрения философии бережливого подхода в деятельность медицинских учреждений . Те из них, которые своевременно обратились к трансформации модели организации своей деятельности на принципах бережливости в соответствии с концепцией новой модели медицинской организации (МО) [1], оказывающей первичную медико-санитарную помощь, успешно справляются с выполнением своих функций в условиях пандемии С0УЮ-19 . Однако, на пути реорганизации работы в рамках новой модели многие МО сталкиваются с разнообразными проблемами, требующими их глубокого и всестороннего изучения

Научные исследования в области применения бережливого подхода в деятельности МО начали проводиться сравнительно недавно, когда появились первые итоги реализации приоритетного проекта «Создание новой модели МО, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в рамках Национального проекта «Здравоохранение» . Исходя из того, что в РФ активная работа по применению принципов бережливости в МО ведется с 2017 г , первые научные публикации по данному аспекту появились только в 2018 г . [2-4]. Пионерами научных публикаций по общим вопросам внедрения 1еап-технологий в МО стали российские исследователи И . Б. Куликова, А. Г. Немков, В . А. Шуплецова, И . Н . Ходырева, С . К. Алборова и др .

Устоявшийся научный коллектив, состоящий из таких ученых, как Ю . С . Решетникова, А . А. Курмангулов, Н . С. Брынза также стоял у истоков развития отечественной науки в области бережливой медицины Именно они проявляют наибольшую активность в исследовании проблем эффективной организации информационно-навигационных систем МО с позиции бережливого производства [5, 6], рассматривают особенности и практические аспекты внедрения отдельных инструментов бережливого производства в условиях реализации медицинской деятельности [7]

Аналитические обзорные исследования в области поиска общих путей эффективного реформирования

российских МО по модели новой МО проводят А . Ш . Сенен-ко, И . М . Сон, Н . А. Дзюба, О . О . Захарченко, Д . С . Терен-тьева, В А Шелгунов, И В Потапов, Д А Овчинников, А. О . Конради, Д . В . Пивень и др . [8, 9] . Использование бережливого подхода применительно к специфике деятельности специализированных МО начали изучать О . В . Перепелова, А. Н . Гуров и И . В . Давронов [3] .

Еще один блок исследований охватывает освещение успешных практик внедрения бережливого подхода в конкретных МО или даже в отдельных регионах Такой опыт изучают В В Шкарин, С В Симаков, В В Ивашева, О . С. Емельянова, Н . Г. Чепурина, Н . П . Багметов, М . С. Ломов-цев [10], М . Н . Слепов, А. А. Уханова, А. В . Грицык [11] и др .

Несмотря на то, что в научной среде вопросы бережливой медицины обсуждаются еще недостаточно активно, в практической деятельности МО они становятся одним из преобладающих направлений развития

В последние годы можно заметить явное изменение траектории обращения за медицинскими услугами наиболее экономически активной части населения — трудоспособное население все чаще стало пользоваться услугами негосударственных МО в силу более высокого уровня организации в них процессов оказания услуг, и в первую очередь, с применением концепции бережливости Об этом явно свидетельствует наметившаяся в последние годы тенденция изменения потребительских предпочтений в пользу негосударственной медицины

По результатам проведенного социологического исследования [12], оказалось, что трудоспособные граждане с высшим образованием чаще обращаются в частные МО (рис . 1) — их доля составляет 74,9% от общего числа посещений . Это свидетельствует о неудовлетворенности обширной группы пациентов организацией процесса предоставления медицинской помощи в государственных организациях и явном снижении доверия к ним

Данное исследование в целом показало, что среднестатистическими пациентами негосударственных МО становятся мужчины среднего возраста с высшим образованием А посетителями государственных учреждений преимущественно становятся пациенты пенсионного возраста и люди со средним образованием

Вслед за смещением потребительского акцента на преимущественное пользование услугами частного медицинского сектора, наблюдается и рост количества

МО в нем . Соответственно, доля государственных МО в по- на рисунке 2, составленном на основе данных, получен-следние годы постепенно снижается, что представлено ных Г . В . Цветовой и Е . К . Полонниковой [13] .

Рис. 1. Посещаемость государственных и негосударственных медицинских организаций,

70--

4V -

201Ь ÎÛÏ4 ЯШ 2Ш

Рис. 2. Динамика изменения доли государственных амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в 2015-2018 гг., %.

При дальнейшем проявлении данной тенденции может возникнуть риск снижения доступности качественной медицинской помощи для подавляющей части населения . Именно поэтому высокую актуальность приобретает активизация деятельности государственных организаций по внедрению 1еап-технологий и изучению лучших практик их применения в ведущих негосударственных клиниках .

В 2017 г . президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт проекта «Создание новой модели МО, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» . И в этом же году многие МО приступили к его реализации

На сегодняшний день количество учреждений, охваченных данным проектом, стремительно растет Так, к 2021 г. планируется вовлечение 500, а к февралю 2022 г . уже 1000 МО в процесс внедрения принципов бережливого производства при осуществлении первичной медико-санитарной помощи [14] .

Цель — выявление ключевых проблем, возникающих при формировании новой модели медицинской

организации на основе бережливого подхода, и обоснование рекомендаций по их преодолению

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Глубина реализации принципов бережливого производства оценивалась по критериям новой модели МО, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, установленным методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ) [1] . На основе проведения контент-анализа МО, позиционирующих себя как региональных лидеров в данном направлении, представлена систематизированная оценка результатов их деятельности в соответствии с концепцией новой модели

Для оценки данных критериев целесообразно провести контент-анализ глубины реализации приоритетного проекта в различных регионах России . Выбор конкретных МО для проведения анализа строился на выявлении тех из них, которые на своих официальных сайтах предоставляют наиболее полную и подробную информацию об уже выполненных, реализующихся и планирующихся

мероприятиях по внедрению принципов бережливости в свою деятельность . В итоге было отобрано 7 МО, позиционирующих себя как лидеры в данном направлении:

- Поликлиника № 30 в городе Волгоград;

- Окружная клиническая больница Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

- Вологодская городская поликлиника № 4;

- Белгородский онкологический диспансер;

- Кировский клинико-диагностический центр, поликлиника № 1;

- Детская поликлиника № 2 в г. Севастополь;

- Поликлиника Всеволожской клинической межрайонной больницы в Ленинградской области.

Исходя из данных, представленных на сайтах обозначенных медучреждений, а также в отчетах о проделанной работе Министерства здравоохранения регионов и РФ, можно выявить, какие именно критерии в организации своей медицинской деятельности удалось им реализовать на сегодняшний день. Такая обширная география размещения объектов исследования позволила выявить системные проблемы при внедрении философии бережливого производства и представить их обобщенную оценку

Создание новой модели МО ориентировано на удовлетворение потребностей пациентов и сокращение временных потерь путем правильного выстраивания логистических процессов при осуществлении медицинской помощи . В 2019 г . в методических рекомендациях к проекту было выделено 22 критерия новой модели МО, осуществляющей первичную медико-санитарную помощь Все эти критерии были разделены на 9 основных блоков:

1. Управление потоками пациентов.

2. Качество пространства.

3. Управление запасами.

4. Стандартизация процессов.

5. Качество медицинской помощи.

6. Доступность медицинской помощи.

7. Вовлеченность персонала в улучшения процессов.

8. Формирование системы управления.

9. Эффективность использования оборудования [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Волгоградская поликлиника № 30 начала внедрять философию бережливого подхода сначала на базе детского отделения (с середины 2018 г . ), позднее (с 2019 г . ) — всей МО в целом . К настоящему моменту коллективу удалось достичь сокращения времени пребывания пациента в поликлинике, причем оно стало более комфортным, улучшения навигации и маршрутизации пациентов, повышения доступности записи к врачу, распределения функций медсестры и врача на приеме, стандартизации процессов и многого другого [15] .

В целом, изменения были произведены в соответствии с 8 критериями приоритетного проекта .

Окружная клиническая больница ХМАО — Югры с 2018 г . реализует основные направления проекта на базе консультативно-диагностической поликлиники: оптимизирована работа регистратуры, процедурных кабинетов, повышен уровень комфортности пребывания пациентов в холлах, усовершенствована методика перевода документооборота (в т ч амбулаторных карт и рецептов для льготных категорий пациентов) в электронный формат, разделены потоки пациентов в зависимости от цели посещения [16].

Городская детская поликлиника № 2 в Севастополе принципы бережливого подхода к организации своей деятельности начала применять в 2017 г . С тех пор вследствие улучшения работы регистратуры, распределения обязанностей врачей и среднего медицинского персонала с целью снижения их нагрузки, а также изменения маршрутизации пациентов с учетом наличия острых заболеваний удовлетворенность пациентов работой поликлиники возросла с 61 до 83%

Все более употребительным по отношению к современным МО становится выражение «открытая регистратура», подразумевающее стирание границ между пациентом и медперсоналом Исключением не стала и Вологодская городская поликлиника № 4, в которой, помимо этого, также развивается применение информационных технологий при оказании помощи, в частности был создан единый са11-центр для облегчения записи пациентов к врачу и организовано электронное табло с информацией об очередности больных Среди преобразований также наблюдаются распределение потоков пациентов с целью исключения распространения внутрибольничных инфекций, организация детских игровых площадок, изолированных от движения потока взрослых людей [17].

Белгородский онкологический диспансер в рамках реализации мероприятий проекта «Создание новой модели МО» в первую очередь также провел оптимизацию деятельности регистратуры, внедрив систему 5Б в целях рациональной организации рабочих мест и создав более комфортную зону ожидания для пациентов В дальнейшем были сокращены различного рода организационно-производственные потери при направлении пациентов на диагностические обследования [18].

Внедрение принципов бережливого производства в организацию рабочих процессов является стремительно развивающимся и актуальным направлением, которое привлекает к себе внимание властей и на государственном уровне признается как необходимое и своевременное . Так, в 2017 г . Кировский клинико-диагностический центр посетил президент РФ В В Путин, где для него был предоставлен полный отчет о проделанной работе по реализации

рассматриваемого приоритетного проекта Среди результатов одного из подразделений центра — поликлиники №1 — были выделены такие, как сокращение в 4 раза времени ожидания в регистратуре, в 5 раз — количества визитов при проведении профилактических осмотров, а также времени ответа работников регистратуры на поступающие звонки, в 3 раза — времени ожидания пациентом приема и обслуживания врачом одного больного Кроме этого, увеличилась доля пациентов, записывающихся на прием с использованием Интернет-ресурсов с 30 до 60%, что, в свою очередь, позволило сократить временные потери как работников регистратуры, так и врачей [19].

В 2018 г . к реализации проекта по созданию новой модели МО присоединилась поликлиника Всеволожской клинической межрайонной больницы На первых этапах ими была проведена работа по трем направлениям, включающим в себя повышение качества работы процедурного кабинета, проведения диспансеризации и выписки льготных лекарств В ходе реализации первого направления удалось сократить время ожидания пациента и его обслуживания Для усовершенствования процесса прохождения диспансеризации было принято решение организовать дополнительные как диагностические, так и врачебные кабинеты, обеспечить запись на прием через ресурсы сети Интернет и с помощью звонка в специально созданный са11-центр, а также разработать схемы, содержащие оптимальные алгоритмы прохождения пациентом всего комплекса врачей и обследований Изменения в рамках третьего направления, в первую очередь, коснулись сокращения количества перемещений пациентов при выписке льготных лекарственных препаратов, в результате чего удалось снизить время их пребывания в поликлинике и увеличить пропускную способность кабинета врача-терапевта Однако, на этом работа не завершилась, и уже к 2019 г . было намечено еще три направления, при реализации которых были оптимизированы движение автотранспорта, документооборот и работа уборщиков служебных помещений [20] Среди других целей, достигнутых при внедрении принципов бережливости в организацию работы Всеволожской поликлиники, также можно выделить улучшение работы регистратуры, разграничение потоков пациентов и обеспечение грамотной маршрутизации посетителей .

Для более полного анализа степени реализации проекта «Создание новой модели МО» в каждом из представленных медучреждений нами была составлена сводная таблица, оценивающая их деятельность согласно критериям, разработанным в методических рекомендациях к проекту (табл . 1) .

В целом, в каждой из представленных МО работа по внедрению принципов бережливости

велась в одинаковых направлениях и затрагивала одни и те же подразделения МО. Так, практически везде были разграничены потоки пациентов, проходящих профилактические осмотры и обращающихся за медицинской помощью при наличии или обострении какого-либо заболевания, организованы навигация посетителей и удаленная запись на прием . Стоит отметить, что наибольшее количество критериев при организации своей деятельности с учетом философии бережливого производства применили Волгоградская поликлиника №30 и поликлиника Всеволожской клинической межрайонной больницы. Ими было реализовано 8 критериев . Окружная клиническая больница ХМАО - Югры, Вологодская поликлиника № 4, Кировский клинико-диагностический центр и Севастопольская детская поликлиника № 2 применили по 5 критериев при создании новой модели медицинской организации, Белгородский онкологический диспансер — 3 критерия Обращает на себя внимание то, что большинство критериев (№ 2-4, 6, 7, 11-13, 16, 18, 20) было удовлетворено далеко не всеми и встречается в деятельности различных организаций Исходя из этого, можно сказать, что в представленных МО отсутствует комплексный подход к реорганизации своей деятельности с учетом идеологии бережливого подхода

Важно отметить, что несколько критериев и даже блоков критериев оказались совсем незатронутыми. С одной стороны, как в случае с 10, 14, 15 и 22 критериями, это связано с невозможностью их оценки на основе информации, размещенной в открытом доступе С другой же, данные, представленные по каждой МО, просто не отражают степени выполнения некоторых критериев (8, 9, 19, 21), что может быть связано либо с полным отсутствием их применения, либо с недостаточной освещенностью проводимых мероприятий по реализации принципов бережливости в средствах массовой информации, на официальных сайтах МО и в других источниках информации Интересно, что среди таковых критериев оказались вовлеченность руководства и его заместителей во внедрение бережливых технологий, а также визуальное управление процессами, которые напрямую взаимосвязаны между собой и от реализации второго зависит и выполнение первого

На наш взгляд, это удивительно и не совсем понятно, поскольку именно руководитель как человек, отвечающий за наиболее рациональную организацию процессов внутри учреждения, должен первым осознавать необходимость формирования бережливого мышления и культуры постоянных улучшений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 3 отражено суммарное количество МО из анализируемого перечня, выполнивших те или иные критерии новой модели МО

Российский медико-биологический вестник

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Том 30, № 1, 2022 имени академика И.П. Павлова - 45

Таблица 1. Контент-анализ деятельности медицинских организаций по удовлетворению критериев новой модели медицинской организации

Критерий Поликлиника №30, г. Волгоград Окружная клиническая больница ХМАО - Югры Городская поликлиника №4, г. Вологда Белгородский онкологический диспансер Кировский клинико-диагностический центр Детская поликлиника №2, г. Севастополь Поликлиника Всеволожской клинической межрайонной больницы

1. Количество пересечений потоков при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров с иными потоками пациентов в поликлинике да да да да да

2 . Количество пересечений потоков пациентов при предоставлении платных медицинских услуг и медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий на соответствующий календарный год и плановый период да /нет да

3 . Последовательность действий пациента в потоке процесса оказания ему медицинской помощи да да

4 . Количество мест в зоне (зонах) комфортного ожидания для пациентов да да да

5 . Организация системы навигации в медицинской организации да да да да да да

6 . Организация рабочих мест п о системе 5С да да да

7 . Организация системы информирования в медицинской организации да

8 . Процесс снабжения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и прочими материалами от склада поставщика до медицинской организации

9 . Процесс снабжения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и прочими материалами и их расходования в медицинской организации осуществляется по принципу «точно вовремя»

10 . Соответствие текущей деятельности медицинской организации стандартизированной работе улучшенных процессов

11. Пересмотр стандартов улучшенных процессов да

12 . Время добавления ценности на приеме пациентов врачом да да да

13 Выравнивание нагрузки между отдельными сотрудниками в процессе приема в одном рабочем помещении да

14 . Количество штрафов / удержаний / снятий, взысканных страховыми медицинскими организациями по результатам медико-экономического контроля,экспертизы качества медицинской помощи

15 . Сумма штрафов / удержаний / снятий, взысканных страховыми медицинскими организациями по результатам медико-экономического контроля, экспертизы качества медицинской помощи

16 . Обеспечение амбулаторного приема плановых пациентов врачами строго по времени и по предварительной записи да /нет да

17 . Обеспечение удаленной записи на прием в медицинские организации да /нет да да да да да да

18 . Обеспечение выполнения профилактического осмотра и (или) первого этапа диспансеризации взрослого населения за минимальное количество посещений да да

19 . Вовлеченность руководителей медицинских организаций и их заместителей во внедрение бережливых технологий

20. Работа системы подачи и реализации предложений по улучшению да

21. Визуальное управление процессами

22 . Производственная нагрузка оборудования

Рис. 3. Суммарное количество медицинских организаций из анализируемого перечня, выполнивших критерии новой модели медицинской организации.

ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ, проведенный по каждой МО отдельно, а также последующий их контент-анализ позволили выявить системные особенности внедрения бережливого подхода и определить общие для всех медучреждений проблемы в этой области. На наш взгляд, можно выделить три явно проявляющиеся ключевые проблемы

Первая состоит в том, что отсутствует комплексный подход к реорганизации деятельности МО с учетом идеологии бережливого мышления . Это в том числе наглядно подтверждено неудовлетворением многих важных критериев новой модели МО — именно тех, которые отражают коллективное понимание сущности концептуальных основ бережливого производства .

Вторая значимая проблема связана с тем, что изменения, основанные на внедрении бережливых практик,

почти не затрагивают глубинные и зачастую скрытые процессы, а осуществляются лишь на поверхности, создавая формальную видимость проводимых преобразований . Так, согласно опросу медицинских работников о преимуществах уже существующей производственной системы организации [21], большинство их них выделили такие, как стабильность и график работы . Это свидетельствует об отсутствии у сотрудников инициативности и готовности развиваться, что, несомненно, никаким образом не способствует и даже ограничивает создание новой модели МО

Третьей проблемой является недостаточно четкое понимание того, что формирование бережливой идеологии в деятельности медучреждения представляет собой многоохватывающий процесс и подразумевает вовлечение в него всех участников, начиная от руководства и медперсонала и заканчивая пациентами .

Учитывая необходимость преодоления обозначенных проблем и обобщая результаты проведенного исследования лучших практик создании новой модели МО, можно предложить ряд перспективных решений, которые могли бы поспособствовать более удачному выстраиванию деятельности с применением принципов бережливого производства:

- Информирование медперсонала организации обо всех, а не только успешных, результатах уже реализованных проектов на общих собраниях, а также путем выполнения критерия «Визуальное управление процессами» Это создаст основу для формирования системного понимания всем персоналом организации хода реализации общего проекта реформирования деятельности;

- Реализация на первых этапах внедрения принципов бережливого подхода краткосрочных, но эффективных проектов Демонстрация их положительных результатов также позволит сформировать у сотрудников МО понимание необходимости проводимых изменений и создаст условия для реализации долгосрочных проектов;

- Применение каскадного принципа обучения сотрудников философии бережливого производства, при котором освоение соответствующих компетенций происходит сверху вниз, формируя коллективное бережливое мышление на каждом уровне управления МО и с учетом специфики выполняемой профессиональной деятельности каждым сотрудником;

- Создание системы мотивации, поддерживающей непрерывные улучшения, проведение широкой информационной кампании в ее поддержку Мотивационные условия должны быть существенными, хорошо понятными и прозрачными для персонала Это позволит персоналу прогнозировать получаемые выгоды от улучшений не только для себя лично в краткосрочном периоде, но и для организации в целом в долгосрочной перспективе в рамках профессиональных обязанностей конкретного сотрудника;

- Расширение спектра взаимодействия между МО разного профиля, в т ч и на основе государственно-частного партнерства, для организации максимально комплексного обслуживания пациентов при обращении в МО Это позволит сократить временные потери пациентов, распределить потоки обращающихся за медицинской помощью, а также ускорить все процессы, реализуемые самой МО;

- Повышение уровня вовлеченности в развертывание бережливого подхода не только руководства и сотрудников МО, но и непосредственно пациентов В связи с этим нельзя допускать, чтобы решения принимались только руководителем, важно вовлекать медработников, чтобы показать им значимость и углубить понимание ими смысла всего происходящего Со стороны пациентов вовлечение должно состоять в выражении собственной точки зрения

в виде участия в анкетировании, опросах и различных исследованиях, проводимых медучреждениями и направленными на выявление степени удовлетворенности пациентов качеством и доступностью медицинской помощи

Обозначенные направления улучшения деятельности МО в области освоения бережливой философии не являются исчерпывающими Каждая организация, несмотря на высокий уровень стандартизации ее деятельности, является уникальной и формирует собственную корпоративную культуру Но предлагаемые перспективные решения можно рассматривать как ключевые, поскольку они актуальны для любой МО, вставшей на путь бережливости

При создании новой модели медицинской организации может возникнуть ряд проблем, которые требуют своевременного решения с учетом современных тенденций развития и становления общества Кроме того, развитие первичной медико-санитарной помощи Министр здравоохранения России М. А. Мурашко назвал наиболее приоритетным направлением работы системы здравоохранения на 2021 г [22] Сегодня все больше медицинских учреждений стремятся организовывать свои процессы с учетом принципов бережливого подхода И это не случайно, поскольку именно такие перемены являются одним из признаков эффективности их деятельности и конкурентоспособности на рынке оказания медицинских услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, охватившее широкую географию размещения медицинских организаций на территории Российской Федерации, показало, что интерес к применению принципов бережливости в медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, прослеживается во всех регионах Однако, результаты представленного контент-анализа деятельности медицинских организаций по удовлетворению критериев новой модели медицинских организаций, предложенных в методических рекомендациях к проекту «Создание новой модели медицинских организаций», свидетельствуют о недостаточной глубине их реализации Важно подчеркнуть, что нереализованными оказались и те критерии, которые обеспечивают формирование общеорганизационного бережливого мышления, которое, в свою очередь, создает необходимую базу для успешного комплексного удовлетворения всех критериев В целом, предлагаемые перспективные решения по преодолению выявленных проблем внедрения бережливого подхода позволят российским медицинским организациям актуализировать свою работу по сокращению всех видов потерь, а также повышению качества и конкурентоспособности деятельности медучреждений

ORIGINAL STUDY ARTICLES 48 -

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Вклад авторов: Федоськина А. К. — сбор и анализ материала, написание текста; Федоськина Л. А. — концепция, написание текста, редактирование. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям 1СМЛЕ (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования

и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Funding. This study was not supported by any external sources of funding . Conflict of interests. The authors declare no conflicts of interests . Contribution of the authors: A. K. Fedos'kina — collection and analysis of material, writing the text; L. A. Fedos'kina — concept, writing the text, editing . All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Методические рекомендации «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утв. Министерством здравоохранения РФ 30.07.2019 г.). 2-е изд. Доступно по: https://base.garant.ru/72205018/. Ссылка активна на 04.05.2021.

2. Куликова И.Б., Немков А.Г., Решетникова Ю.С., и др. Lean-кластер в здравоохранении Тюменской области // Менеджмент качества в медицине. 2018. № 2. С. 98-101.

3. Перепелова О.В., Гуров А.Н., Давронов И.В. Формирование новой модели организации оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам с патологией органов пищеварения // Менеджер здравоохранения. 2018. № 3. С. 15-22.

4. Ходырева И.Н., Алборова С.К. Lean-технологии в медицине: новая модель поликлиники // Менеджмент качества в медицине. 2018. № 2. С. 94-97.

5. Курмангулов А.А., Мазунина С.Д., Решетникова Ю.С., и др. Обеспечение доступности навигационных систем медицинских организаций для различных групп населения с позиции бережливого производства // Исследования и практика в медицине. 2021. Т. 8, № 1. С. 75-84. doi: 10.17709/2409-2231-2021-8-1-8

6. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С. Эпидемиологическая безопасность как компонент блока оперативного управления инфоцентра при внедрении бережливого производства в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2020. Т. 28, № 2. С. 223-233. doi: 10.23888/PAVL0VJ2020282223-233

7. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Крошка Д.В. Возможности метода 5S бережливого производства при организации рабочего пространства в медицинской организации // Забайкальский медицинский вестник. 2019. № 2. С. 139-148. Доступно по: http://zabmedvestnik.ru/arhiv-nomerov/nomer-2-za-2019-god/ vozmozhnosti-metoda-5s-berezhlivogo-proizvodstva-pri-organizacii-rabochego-prostranstva-v-medicinskoj-organizacii/833/18.pdf. Ссылка активна на 04.05.2021.

8. Сененко А.Ш., Сон И.М., Дзюба Н.А., и др. Технологии бережливого производства в реформировании медицинских организаций, оказывающих ПМСП. Аналитический обзор // Социальные аспекты здоровья населения. 2020. Т. 66. № 4. С. 6. Доступно по: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1182/30/lang,ru/. Ссылка активна на 04.05.2021. doi: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-6

9. Потапов И.В., Овчинников Д.А., Конради А.О. Бережливые технологии в медицинской помощи: текущий статус и дальнейшие возможности в России (аналитический обзор) // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 78-103. doi: 10.2441 1/2411-8621-2020-14005

10. Шкарин В.В., Симаков С.В., Ивашева В.В., и др. Новая модель

медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Опыт региона: проблемы, решения // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 7-8. С. 20-26. doi: 10.26347/1607-2502202007-08020-026

11. Слепов М.Н., Уханова А.А., Грицык А.В. Реализация проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника № 1» // Менеджмент качества в медицине. 2019. № 1. С. 58-62.

12. Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю., Артемова П.В. Совершенствование государственного управления в рамках реализации проекта «Бережливой поликлиники» и формирования новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в субъектах Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 5. С. 286-291.

13. Цветова Г.В., Полонникова Е.К. Тенденции развития российского рынка медицинских услуг // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3 (92). С. 120-125. doi: 10.22394/18184049-2020-92-3-120-125

14. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Доступно по: https://static-2.rosminzdrav.ru/ system/attachments/attaches/000/036/907/original/Создание новой модели медицинской организации оказывающей ПМСП. pdf?1516183833. Ссылка активна на 04.05.2021.

15. Завершенные проекты «Бережливая поликлиника». Доступно по: http://поликлиника30.рф/pages/page.php?id=35. Ссылка активна на 04.05.2021.

16. В ОКБ состоялось расширенное заседание рабочей группы по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Подвели итоги и наметили планы. Доступно по: https://www.okbhmao.ru/ informatsiya/novosti/v-okb-sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-rabochey-gruppy-po-sozdaniyu-novoy-modeli-meditsinskoy-organ/. Ссылка активна на 04.05.2021.

17. От «Бережливой поликлиники» — к новой модели медицинской организации. Доступно по: https://vologda-oblast.ru/ novosti/ot berezhlivoy polikliniki k novoy modeli meditsinskoy organizatsii/. Ссылка активна на 04.05.2021.

18. Новая модель Медицинской организации. Доступно по: http://www.onkodisp-bel.belzdrav.ru/berezhlivaya-poliklinika/ novaya-model-meditsinskoy-organizatsii.php. Ссылка активна на 04.05.2021.

19. Формирование «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Промежуточные итоги и перспективы. Доступно по: https://static-3. rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/049/404/original/

ЕВ Каракулина - О НММО 04.12.pdf?1581063678. Ссылка активна на 04.05.2021.

20. Школяренко А.В., Коробейникова Е.А., Шипачев К.В. Реализация приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5. № 3 (17). С. 24-31. doi: 10.24411/2411-8621-2019-13003

21. Алексеенко С.Н., Арженцов В.Ф., Верменникова Л.В., и др. Особенности управления изменениями в медицинской организации в

рамках реализации федерального проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» // Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26. № 5. С. 18-28. 10.25207/1608-6228-2019-26-5-18-28 22. Михаил Мурашко: модернизация первичной медико-санитарной помощи — в приоритете. Доступно по: ЬирБ^/тн^гау. gov.ru/news/2020/1 1/26/1 5521 -mihail-murashko-modernizatsiya-perv¡chnoy-med¡ko-san¡tarnoy-pomosch¡-v-pr¡or¡tete. Ссылка активна на 04.05.2021.

REFERENCES

1. Metodicheskiye rekomendatsii «Novaya model' meditsinskoy organizatsii, okazyvayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch'». 2nd ed. (In Russ). Available at: https://base.garant. ru/72205018/. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

2. Kulikova IB, Nemkov AG, Reshetnikova IS, et al. Lean-cluster in public health of Tyumen region. Menedzhment Kachestva v Meditsine. 2018;(2):98—101. (In Russ).

3. Perepelova OV, Gurov AN, Davronov IV. On the problem of forming a new model of the primary medico-sanitary management for the patients with pathology of digestion organs in Moscow Region. Menedzher Zdravookhraneniya. 2018;(3):15—22. (In Russ).

4. Hodyreva IN, Alborova SK. Lean-technologies in health care: the new model of polyclinic. Menedzhment Kachestva v Meditsine. 2018;(2):94—97. (In Russ).

5. Kurmangulov AA, Mazunina SD, Reshetnikova YuS, et al. Supply of hospitals' navigation system accessibility for various population groups from the perspective of lean production. Research and Practical Medicine Journal. 2021 ;8(1 ):75—84. (In Russ). doi: 10.17709/2409-2231-2021-8-1-8

6. Kurmangulov AA, Reshetnikova YS, Brynza NS Epidemiological safety as a component of the operational management unit of the infocenter in introduction of lean manufacturing in a medical organization that provides primary health care. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2020;28(2):223-33. (In Russ). doi: 10.23888/PAVL0VJ2020282223-233

7. Kurmangulov AA, Reshetnikova YS, Kroshka DV. Possibilities of the lean method 5S when creating a workspace in a medical organization. The Transbaikalian Medical Bulletin. 2019;(2):139-48. Available at: http://zabmedvestnik.ru/arhiv-nomerov/nomer-2-za-2019-god/ vozmozhnosti-metoda-5s-berezhlivogo-proizvodstva-pri-organizacii-rabochego-prostranstva-v-medicinskoj-organizacii/833/1 8.pdf. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

8. Senenko ASh, Son IM, Dzjuba NA, et al. Lean manufacturing technologies in reforming medical organizations that provide primary health care. Analytical review. Socialnye Aspekty Zdorov'a Naselenia. 2020;66(4):6. Available at: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/1 182/30/lang,ru/. Accessed: 2021 May 04. (In Russ). doi: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-6

9. Potapov IV, Ovchinnikov DA, KonradI AO. Lean technologies in healthcare: current state of affairs and future opportunities in Russia. Analytical review. HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ. 2020;6(4):78-103. (In Russ). doi: 10.24411/241 1-8621-2020-14005

10. Shkarin VV, Simakov SV, Ivasheva VV, et al. A new model of primary health care organization. Volgograd region's case: problems, solutions. Health Care Standardization Problems. 2020;(7-8):20-6. (In Russ). doi: 10.26347/1607-2502202007-08020-026

11. Slepov MN, Ukhanova AA, Gritsyk AV. Experience in implementation of the project "Creation of a new model of medical organization

providing primary health care" in BU "Surgut city clinical polyclinic N 1". Menedzhment Kachestva v Meditsine. 2019;(1):58-62. (In Russ).

12. Smyshlyaev AV, Melnikov YuYu, Artemova PV. Improvement of public administration in the framework of the "Lean polyclinic" project and the formation of a new model of a medical organization that provides primary health care in the subjects of the Russian Federation. Economic Problems and Legal Practice. 2018;(5):286-91. (In Russ).

13. Tsvetova GV, Polonnikova EK. Trends in the development of the Russian market of medical services. Power and Administration in the East of Russia. 2020;(3):120-5. (In Russ). doi: 10.22394/18184049-2020-92-3-120-125

14. Pasport prioritetnogo proyekta "Sozdaniye novoy modeli meditsinskoy organizatsii, okazyvayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch". Available at: https://static-2.rosminzdrav.ru/ system/attachments/attaches/000/036/907/original/Создание новой модели медицинской организации оказывающей ПМСП. pdf?1516183833. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

15. Zavershennyye proyekty "Berezhlivaya poliklinika". Available at: http://поликлиника30.рф/pages/page.php?id=35. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

16. V Oblastnoy Klinicheskoy Bol'nitse sostoyalos' rasshirennoye zasedaniye rabochey gruppy po sozdaniyu novoy modeli meditsinskoy organizatsii, okazyvayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch'. Podveli itogi i nametili plany. Available at: https://www. okbhmao.ru/informatsiya/novosti/v-okb-sostoyalos-rasshirennoe-zasedanie-rabochey-gruppy-po-sozdaniyu-novoy-modeli-meditsinskoy-organ/. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

17. Ot "Berezhlivoy polikliniki" — k novoy modeli meditsinskoy organizatsii. Available at: https://vologda-oblast.ru/novosti/ot berezhlivoy polikliniki k novoy modeli meditsinskoy organizatsii/. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

18. Novaya model' Meditsinskoy organizatsii. Available at: http://www. onkodisp-bel.belzdrav.ru/berezhlivaya-poliklinika/novaya-model-meditsinskoy-organizatsii.php. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

19. Formirovaniye "Novoy modeli meditsinskoy organizatsii, okazyvayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch' ". Promezhutochnyye itogi i perspektivy. Available at: https://static-3. rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/049/404/original/ ЕВ Каракулина - О НММО 04.12.pdf?1581063678. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

20. Shkolyarenko AV, Korobeinikova EA, Shipachev KV. Realization of the priority project "Creation of a new model of healthcare organization providing primary health care". HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ. 2019;5(3):24-31. (In Russ). doi: 10.2441 1/2411-8621-2019-13003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Alekseenko SN, Arzhentsov VF, Vermennikova LV, et al. Change Management in a Medical Organisation during the implementation of the Federal Project "Creation of a New Model of a Medical Organisation Providing Primary Health Care". Kuban Scientific Medical Bulletin.

so

2019;26(5):18-28. (In Russ). doi: 10.25207/1608-6228-2019-26-5-18-28 22. Mikhail Murashko: modernizatsiya pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi — v prioritete. Available at: https://minzdrav.gov.

ru/news/2020/1 1 /26/1 5521 -mihail-murashko-modernizatsiya-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi-v-prioritete. Accessed: 2021 May 04. (In Russ).

ОБ АВТОРАХ

*Федоськина Александра Константиновна;

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3305-6409;

eLibriary SPIN: 3452-7044; e-mail: alexandra.fedoskina-sasha@yandex.ru

Федоськина Людмила Александровна, к.э.н., доцент; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-8601; eLibriary SPIN: 7407-0175; e-mail: ld0168@yandex.ru

AUTHOR'S INFO

*Aleksandra K. Fedos'kina;

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3305-6409;

eLibriary SPIN: 3452-7044; e-mail: alexandra.fedoskina-sasha@yandex.ru

Lyudmila A. Fedos'kina, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-8601; eLibriary SPIN: 7407-0175; e-mail: ld0168@yandex.ru

* Автор, ответственный за переписку / Corresponding author

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.