Научная статья на тему 'Реализация авторской оценки в аналитической статье качественного печатного периодического издания'

Реализация авторской оценки в аналитической статье качественного печатного периодического издания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
440
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННАЯ ПРЕССА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / ФАКТ / ОЦЕНКА / ФАКТУАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДИКТЕМА / СПОСОБЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ФАКТОВ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ / QUALITY PRESS / ARTICLE / FACT / EVALUATION / FACTUAL-EVALUATIVE DICTEME / MEANS OF FACT PRESENTATION / LINGUISTIC DEVICES OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Буруруева Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются особенности аналитической статьи как основного жанра качественной прессы, анализируются способы презентации фактов и лингвистические приемы выражения оценки в свете диктемной теории текста на материале публикаций журнала Newsweek за 2009 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journalist’s evaluation in the quality paper article

In the work the peculiarities of the quality paper article are described; means of fact presentation and linguistic devices of evaluation taken from Newsweek issues are analyzed on the basis of the decteme theory.

Текст научной работы на тему «Реализация авторской оценки в аналитической статье качественного печатного периодического издания»

УДК 81'42

Н. С. Буруруева

Реализация авторской оценки в аналитической статье качественного печатного периодического издания

В статье рассматриваются особенности аналитической статьи как основного жанра качественной прессы, анализируются способы презентации фактов и лингвистические приемы выражения оценки в свете диктемной теории текста на материале публикаций журнала Newsweek за 2009 г

Ключевые слова: качественная пресса, аналитическая статья, факт, оценка, фактуально-оценочная диктема, способы презентации фактов, лингвистические приемы выражения оценки.

N. S. Bururueva

Journalist's evaluation in the quality paper article

In the work the peculiarities of the quality paper article are described; теаш of fact presentation and linguistic devices of evaluation taken from Newsweek issues are analyzed on the basis of the decteme theory.

Keywords: quality press, article, fact, evaluation, factual-evaluative dicteme, тюаш of fact presentation, linguistic devices of evaluation.

Функция редакционной системы качественного печатного СМИ - формировать и поддерживать массовые коммуникации, способствующие формированию образа актуальных социокультурных процессов в массовом сознании, определяющих социально-политическую, художественную и научную картины мира. Качественная пресса рассчитана преимущественно на осведомленного и образованного читателя, она в большей степени апеллирует к его логике. Качественная пресса в полной мере реализует интерпретационную или идеологическую функцию массовой коммуникации, поэтому все публикации данного типа отличаются аналитическим характером [4, с. 122].

Согласно А. А. Тертычному, аналитические жанры значительно масштабнее и основательнее и по праву занимают ведущее положение в качественных СМИ. Их целевая направленность - дать глубокое исследование, всесторонний анализ суммы фактов, относящихся к однотипным явлениям. В аналитических материалах обязательны комментарии, сопоставление, взаимосвязь и взаимозависимость фактов, наличие логических выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций [7, с. 83].

Аналитическая статья как жанр периодической печати характеризуется широтой анализируемого материала. Она предназначена для разбора, анализа и обоснования суждения по поводу ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов. В ходе доказательного рассуждения автор аналитической статьи

устанавливает связи между отдельными фактами, событиями, явлениями и теми закономерностями, теми причинами, которые их порождают, и дает им определенную оценку [7, с. 89].

Факт и оценка являются основными содержательными составляющими любого публицистического текста. Факт - один из основополагающих публицистических феноменов, определяемый доминантой безусловности, объективности, достоверности. Факты, как правило, предстают констатацией изменений в отношениях и действиях, актуальных для текущего состояния объективной реальности. На речевом уровне факты «вербализуются» в истинные суждения, которые призваны расширить когнитивную пресуппозицию реципиента публицистического текста [5, с. 3].

Для презентации фактов как оснований для косвенной оценки в аналитических публикациях журналист использует следующие приемы, предложенные А. А. Тертычным: цитирование, пересказ или показ фрагментов и следствий, количественные данные.

Цитирование является одним из аналогов отображения реальности «предметного» характера. Предъявив читателю ряд цитат, автор публикации может предоставить ему возможность самому оценить какое-либо явление действительности [8]. Или, как отмечает А. В. Гилева, цитата используется для того, чтобы создать ощущение достоверности сообщения, а ссылки на авторитетные оценки и мнения призваны повысить доверие к такому источнику

© Буруруева Н. С., 2012

информации, создать атмосферу объективности и беспристрастной оценки людей и событий [2, с. 92].

О тех или иных сторонах явления аудитория может узнать, воспринимая «свернутые» сведения о предмете, преподнесенные в форме пересказа и показа фрагментов. Показ фрагментов позволяет не только познакомить аудиторию с отдельными сторонами описываемого факта, но и дать ей относительно полное представление о нем. Кроме этого, отношение к событиям, явлениям автор может выразить и через обозначение своего поведения или поведения других людей [8].

Оценку какого-либо события, явления можно сделать не только с помощью показа качеств, сторон, проявляющихся именно в момент его свершения, но и путем показа тех следствий, которые оно породило. Знакомясь с этими следствиями или результатами, читатель оценит описанное журналистом явление и его причину вполне однозначно [8].

Указания на количественные данные приобретают в аналитических текстах оценочный характер [8]. Эту информацию читатели соотносят с существующими в картине мира социума понятиями «мало» - «много», и на базе количественных данных формируются качественные положительные или отрицательные оценки.

Вторым основополагающим публицистическим феноменом является оценка, определяемая доминантой условности, субъективности (что не отрицает возможную достоверность). Оценка в журналистике предстает как установление соответствия или несоответствия тех или иных явлений потребностям, интересам, представлениям (критериям оценки) тех или иных людей. Оценочные суждения в рамках газетно-публицистического выступления иллокутивно передают мнение журналиста. Их прагматическая функция - воздействовать на аффективные пресуппозиции читателя и побуждать его к ответному речевому действию [5, с. 3].

Оценка присутствует в публикациях всех аналитических жанров. Однако степень ее «развернутости» и форма представления в текстах бывает очень разной. Основные особенности подачи оценок в публицистическом тексте, выделенные Е. И. Прониным, таковы:

1) оценки в тексте дают в основном конкретные лица: специалисты или журналист; общие, традиционные оценки используются скорее как фон для индивидуальных оценок; оценочный опыт читателя включается в текст;

2) оценки в материале неоднозначны, потому что предмет получает не одну, а несколько разных оценок: они сталкиваются в тексте, сопоставляются, изменяются. Это создает ситуацию оценочной неопределенности, неустойчивости и предполагает ак-

тивную позицию читателя; поэтому даже тогда, ко -гда оценка дается одновременно с описанием предмета или предшествует такому описанию, читатель не может ее безоговорочно принять или категорически отклонить. Такая контактная стратегия журналиста помогает устанавливать, хотя и опосредованные текстом, диалогические отношения между адресантом и адресатом [6, с. 52-53].

В текстах аналитических статей оценка реализуется широким диапазоном языковых средств, классифицированных Т. Г. Добросклонской по следующим группам:

- употребление слов и словосочетаний с оценочным значением, а также с отрицательной или положительной коннотациями. (Их употребление полностью соответствует функциональной задаче и позволяет эксплицитно выразить позицию автора по отношению к сообщаемому);

- манипуляции идеологической - модальной лексикой. (Оценка ярко выражена в политической терминологии, характерна для единиц общественно-политической лексики);

- использование различных стилистических приемов: метафор, сравнений, анафор, аллюзий. (Метафора - универсальный стилистический прием, который позволяет углубить содержание публицистических текстов с помощью ярких, часто культу-роспецифических образов. Сравнение и метафора не только делают язык аналитических текстов более экспрессивным, но и содержат имплицитно выраженную оценку, передавая отношение автора к сообщаемому);

- особое синтаксическое построение фразы: порядок слов, вопросы, повторяющиеся синтаксические конструкции. (Работая на реализацию функции воздействия, данные приемы позволяют усилить или подчеркнуть эксплицитно выраженную оценку.) В аналитических текстах наблюдается большая кон -центрация восклицательных и вопросительных предложений, так как они усиливают эффект воздействия и способность выражать мнения и оценки [4, с. 137-138].

Реализацию способов создания оценки в аналитических статьях качественной прессы представляется целесообразным рассмотреть в свете диктем-ной теории текста, разработанной М. Я. Блохом и последователями его школы Т. Н. Семеновой и А. В. Грицковой, так как данная научная концепция открывает новые перспективы для дальнейшего исследования механизма речевого взаимодействия автора и адресата посредством текста.

М. Я. Блох определят диктему как предельную единицу текста второго порядка, стоящую выше предложения и являющуюся звеном между предложением и текстом. Основная ее функция - интегра-

Реализация авторской оценки в аналитической статье качественного печатного периодического издания

тивно-текстовое назначение выражать определенную тему [1, с. 56]. Диктема является универсальной единицей текста, как устного, так и письменного, в любых его стилистических разновидностях. Информация, содержащаяся в диктеме, распространяется по целому ряду рубрик:

- коммуникативно-установочная информация определяет тип речедеятельностного сотрудничества адресата, требуемого адресантом в соответствии с его коммуникативной целью;

- фактуальная информация общего типа отражает диктемную ситуацию в рамках фактов и их отношений;

- фактуальная информация специального типа, относящаяся к аспекту наименования соответствующих предметов и явлений, передает этнические и социально-культурные реалии;

- интеллективная информация отражает движение познающей и оценивающей мысли адресанта;

- эмотивная информация связана с непосредственным выражением чувств;

- структурная информация отражает строевые особенности текста;

- регистровая информация отражает различия между нейтральной, книжной и разговорной речью;

- социостилевая информация отражает функциональный стиль текста;

- диалектно-признаковая информация отражает территориальные и этнические особенности текста;

- импрессивная информация реализует коннотацию целевого воздействия на адресата;

- эстетическая информация формирует аспект художественно-образного выражения мысли [1, с. 62].

Основные компоненты содержания аналитической статьи, факт и оценка, в свете диктемной теории реализуются в тексте публикации несколькими прагматическими типами диктемы. Факты актуализируются в тексте аналитической статьи в рамках фактуальной диктемы, которая создает основу для адекватного понимания читателями выступлений журналистов, соотносит их референциальные пространства. Фактуальной диктеме противопоставлена оценочная диктема, реализующая оценку. Оценочные диктемы эксплицируют характер восприятия авторами аналитических статей окружающей действительности, их эмоциональное отношение. Они отражают субъективный характер познавательной и оценочной деятельности журналиста [3, с. 42].

Однако в аналитической статье, призванной интерпретировать явления окружающей действительности, оценка строится на основе фактов или подтверждается ими. В связи с этим А. В. Грицковой был выделен третий, смешанный тип диктемы. «Фактуально-оценочная диктема - прагматический

тип диктемы, в котором оценочная составляющая формируется при помощи рубрик фактуальной информации и фактуально-специальной информации, а фактуальная информация нередко переходит в эстетически-образную и импрессивную» [3, с. 45].

Для анализа способов реализации оценки посредством фактуально-оценочных диктем в текстах аналитических статей качественной прессы были выбраны десять статей на актуальные темы, опубликованные в журнале Newsweek за 2009 г. Данные публикации были посвящены глобальному экономическому кризису, политической ситуации в Иране, проблемам ядерного оружия и борьбы с терроризмом, американской системе здравоохранения, военным действиям Америки в Афганистане, утечке секретной информации.

Статьи занимают 4-7 страниц издания, сопровождаются фотографиями, диаграммами, фоновыми статьями. При этом каждая публикация подразделяется на логически законченные и самостоятельно озаглавленные части, что соответствует отдельным аспектам проблемы и отражает процесс восприятия текста читателем. Объем статьи варьируется от 20 до 35 диктем, относящихся к фактуально-оценочному типу, последовательность представления и сочетание оценки и факта строится на основании логики рационального рассуждения. Обратимся непосредственно к способам реализации оценки.

При презентации фактов как оснований для косвенной оценки в аналитических публикациях к наиболее часто используемым можно отнести следующие приемы:

- цитирование: "As Obama has said, nuclear weapons represent the "gravest threat" to U. S. security" (Newsweek, Feb. 9, 2009), "The former finance minister, Ashraf Ghani, rates his old government as "one of the five most corrupt in the world" and warns that Afghanistan is becoming a "failed, narco-mafia state" (Newsweek, March 9, 2009);

- количественные оценки: "China's strengths are well-known $ 2 trillion in reserves, a budget deficit that is less than 3 % of GDP" (Newsweek, Jan. 19, 2009), "World War II alone was responsible for some 50 million or 70 million deaths" (Newsweek, Sept. 14, 2009);

- показ фрагментов в сравнении: "The 642 U. S. deaths sustained so far pale in comparison to the 58000 lost in Vietnam" (Newsweek, Feb. 9, 2009), "The U. S. is the only developed country where medical bankruptcies can happen" (Newsweek, Sept. 28, 2009).

В этих приемах фактуальная, фактуально-специальная информационные рубрики диктемы выполняют функцию импрессивной рубрики, так как факты сами создают базу для авторских и читательских оценок и интерпретаций. Кроме этого, цитаты повышают достоверность, доказательность

журналистского выступления, количественные данные и сравнения придают ему убедительности, позволяя читателю делать собственные суждения и выводы. Все вышеперечисленные способы относятся к эксплицитной, рациональной оценке, следовательно, можно предположить, что через них автор выступает от лица определенной социальной группы, репрезентируя ее мировоззренческие и ценностные установки, так как он выражает их открыто, прямо и безлично (субъективная авторская позиция прослеживается только в отборе фактов).

Среди лингвистических способов выражения оценки согласно полученным данным превалируют:

- перифраз: "to keep the real stuff under wraps" (Newsweek, Dec. 13, 2009), "the once rich and the once poor" (Newsweek, June 8, 2009), "traditional bastions of wealth and power" (Newsweek, June 8, 2009), "turn the other to ashes" (Newsweek, Sept. 14, 2009), "nuclear wannabes" (Newsweek, Sept. 14, 2009);

- метафора: "the nitty-gritty of daily medical practice" (Newsweek, Sept. 28, 2009), "to be plagued by leaks of information" (Newsweek, Dec. 13, 2009), "the governments are buried under the mountain of debt" (Newsweek, June 8, 2009);

- риторический вопрос ("Who wants to be the American president who allows Jihadists to claim that the defeated and drove out American forces?" (Newsweek, March 9, 2009), "Who wants to kill a Taliban fighter if the result is a blood feud?" (Newsweek, June 29, 2009).

В рассматриваемых случаях на первый план выходят рубрики эмотивной, импрессивной, эстетической информации. Перифраз, метафора, риторический вопрос позволяют сделать публикацию ярче и выразительнее, апеллировать к чувствам и эмоциям читателей, подчеркнуть какую-либо существенную черту явления или снизить категоричность оценки. Эти приемы выражают имплицитные, эмоциональные оценки, но в них автор в большинстве случаев также предстает как выразитель мысли социальной группы.

Необходимо также заметить, что широко распространены случаи сочетания приемов презентации фактов с различными лингвистическими способами выражения оценки. Примерами могут послужить следующие комбинации:

- эпитет в цитате: "... government corruption is epic, even Karzai says so" (Newsweek, June 29, 2009),

- прямая номинация и показ фрагментов в сравнении: "The USA, the world's richest and most powerful nation , is the only advanced country that has never made a commitment to provide medical care to everyone who needs it" (Newsweek, Sept. 28, 2009),

- количественная оценка и риторический вопрос: "A difference of 11 million votes - how can there be vote

rigging?" (Newsweek, June 29, 2009). В этом случае оценка носит более сложный экспрессивный характер, так как рациональная и эмоциональная составляющие «наслаиваются» друг на друга, актуализируется большее количество рубрик диктемной информации, что оказывает комплексное, более интенсивное воздействие на читателя, апеллируя как к его разуму, так и к чувствам.

Рассмотрение реализации авторской оценки в тексте аналитической статьи качественной прессы представляется сложным и многоаспектным. Не претендуя на полноту исследования, обобщим полученные результаты. Диктемная теория строя текста позволяет проследить развертывание авторской оценочной смысловой позиции и приемы воздействия на рациональную и эмоциональную сферы читателя. Для того чтобы статья произвела впечатление на аудиторию и обрела силу убеждения, автор должен найти оптимальное сочетание интеллектив-ной, эмотивной, структурной, импрессивной рубрик фактуально-оценочной диктемы.

Библиографический список

1. Блох, М. Я. Диктема в уровневой структуре языка [Текст] / М. Я. Блох // Вопросы языкознания. - 2000. -№ 4. - С. 56-67.

2. Гилева, А. В. Оценочные стратегии в языке британской качественной прессы [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / А. В. Гилева. - М.: РГБ, 2005. - 253 с.

3. Грицкова, А. В. Аргументативный дискурс в свете диктемной теории строя текста (на материале современного английского языка) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. В. Грицкова; Самар. гос. пед. ун-т. - Самара, 2003. - 24 с.

4. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатек-стов (опыт исследования современной медиаречи) [Текст] / Т. Г. Добросклонская, Изд. 2-е, стереотипное. -М.: Едиториал УРСС, 2005. - 177 с.

5. Соколова, Г. В. Публицистическая корреляция «факт-оценка» как условие функционирования имени собственного в текстах СМИ [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г. В. Соколова. - Краснодар, 2007. -22 с.

6. Социальная практика и журналистский текст [Текст] / Е. А. Блажнов, С. А. Муратов ; под ред. Л. Н. За-сурского, Е. И. Пронина. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 173 с.

7. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

8. Тертычный, А. А. Экономическая информация и анализ [Электронный ресурс] / А. А. Тертычный. - Режим доступа: http://www.it2b.ru/blog/arhiv/699.html

Реализация авторской оценки в аналитической статье качественного печатного периодического издания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.