Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ИЗДАТЕЛЬСТВА "МАКМИЛЛАН"'

РЕАЛИЗАЦИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ИЗДАТЕЛЬСТВА "МАКМИЛЛАН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "МАКМИЛЛАН" / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорогих Раиса Валерьевна, Теплова Любовь Ивановна, Глотова Александра Валерьевна

Представлены результаты анализа соответствия лингводидактических изданий книжного дома «Макмиллан» основополагающим ценностям антропоцентрической парадигмы языкового образования. Рассмотрены аутентичные учебно-методические комплексы каталогов издательства «Макмиллан», которые могут быть включены в проектирование содержания и структуры профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорогих Раиса Валерьевна, Теплова Любовь Ивановна, Глотова Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

T HE IMPLEMENTATION OF THE ANTHROPOCENTRIC PARADIGM IN THE LANGUAGE EDUCATION: THE ANALYSIS OF THE LINGUODIDACTIC TEXTBOOKS OF MACMILLAN PUBLISHERS

The article deals with the results of the analysis of the correspondence of the linguodidactic textbooks of Macmillan Publishers to the fundamental values of the anthropocentric paradigm of the language education. There are considered the authentic teaching materials of the catalogues of Macmillan Publishers that can be included in projecting the content and structure of the profession-oriented foreign language training of the students of the higher school.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ИЗДАТЕЛЬСТВА "МАКМИЛЛАН"»

The intercultural pedagogical project as the means of the development of the foreign language communicative competencies and the metadisciplinary skills of the students of the language department

The article deals with the methodological substantiation of two intercultural pedagogical projects, aimed at the study of the regions of France and supporting the development of the foreign communicative competence in the unity of its components and the me-tadisciplinary skills of the students of the language department, studying French.

Key words: foreign language communicative competence and its composition, metadisciplinary approach, metadisciplinary competencies, project technology, typology of projects.

(Статья поступила в редакцию 15.08.2022)

р.в. Дорогих, л.и. ТЕПловА, А.в. глоТовА

(Севастополь)

реализация антропоцентрической парадигмы в языковом образовании: АнАЛиЗ ЛингводидАктичЕскиХ пособий издательства «мАкмиЛЛАн»

Представлены результаты анализа соответствия лингводидактических изданий книжж-ного дома «Макмиллан» основополагающим ценностям антропоцентрической парадигмы языкового образования. Рассмотрены аутентичные учебно-методические комплексы каталогов издательства «Макмиллан», которые могут быть включены в проектирование содержания и структуры профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов высшей школы.

Ключевые слова: иностранный язык, профессионально-ориентированная иноязычная подготовка, «Макмиллан», антропоцентрическая парадигма.

Современные концепции лингводидак-тики рассматривают иностранные языки как средство общения и путь познания иноязыч-

ной культуры и духовных ценностей представителей стран мира. Соответственно, иностранный язык необходим обучающимся для коммуникации и обмена информацией в современном обществе, является способом познания особенностей культур различных стран и народов.

Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка в системе высшей школы направлена на формирование готовности выпускников к ведению трудовой деятельности не только в пределах родной страны, но и на международном уровне. Основные требования и ожидаемые результаты в системе высшей школы описаны в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Российской Федерации (ФГОС ВО РФ) [6], а также разработаны с учетом международных соглашений [9].

Стоит отметить, что на сегодняшний день положения антропоцентрической парадигмы остаются востребованными в языковом образовании. Т.В. Романова считает, что «антропоцентрический подход к изучению языка связан, в частности, с идеями деятельностного подхода к языку, с рассмотрением его «мысле-образующей» функции, с вниманием к языку как продукту индивидуального опыта человека» [4]. По мнению Д.И. Иванова, Д.Л. Лакер-бай, реализация антропоцентрического подхода в гуманитарном познании происходит при взаимодействии культуры и языка и «интерпретации этого взаимодействия в единой системной целостности» [3, с. 85]. Н.Е. Буряк полагает, что самоопределение и самоидентификация личности происходят в процессе коммуникации и обмена духовными, нравственными и этическими ценностями, т. е. основная роль отводится языку как основе общения и построения диалога [1]. Соответственно, языковая личность выступает носителем определенного языка и культуры. Е. Г. Тарева совместно с коллегами также подчеркивает, что «лингво-образовательная подготовка не может осуществляться в отрыве от культуры» [5]. Согласно позиции исследователей, «обучающийся находится в постоянном лингвокультурном (само)развитии» [Там же, с. 277].

В центре антропоцентрической парадигмы в образовании И.Б. Ворожцова выделяет 4 основные ценности: «центральная позиция человека в обучении (homo docens), коммуникация как форма организации обучения (homo loquens), деятельность как сущность обучения (homo agens) и культура как содержание

О Дорогих Р.В., Теплова Л.И., Глотова А.В., 2022

образования (homo sapiens)» [2, с. 17]. Исходя из этого, профессионально-ориентированную иноязычную подготовку обучающихся следует основывать на соблюдении положений и ценностей антропоцентрической парадигмы языкового образования.

В процессе изучения иностранного языка происходит формирование и развитие коммуникативных навыков и умений, т. е. коммуникация выступает как основная форма организации обучения (homo loquens). Задания для развития системного и критического мышления, самоорганизации и саморазвития предполагают формирование всесторонне развитий личности (homo docens). Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка направлена на развитие навыков командной работы, разработки и реализации проектов, таким образом соблюдается деятельностный подход в обучении (homo agens). Образовательным итогом обучения иностранному языку также является приобретение комплекса знаний об основах межкультурной коммуни-

кации и особенностях профессионального взаимодействия на международном уровне, формирование кросс-культурной грамотности. Соответственно, «культура выступает как содержание образования (homo sapiens)».

Лингвокультурная направленность профессионально-ориентированной иноязычной подготовки частично осуществляется при работе с аутентичными учебно-методическими комплексами, информационными источниками и материалами по страноведению, раскрывающими особенности культуры определенного народа. Такой подход обеспечивает готовность к ведению коммуникации в стране изучаемого языка с учетом специфики иноязычной культуры.

На сегодняшний день на рынке образовательных услуг представлены различные учебно-методические комплексы, разработанные ведущими академическими учреждениями и издательствами (Oxford University Press, Cambridge University Press, Pearson, Longman, Macmillan и др.). В данной работе

Таблица 1

каталоги для различных регионов мира, опубликованные в 2016 и 2022 гг.

целевой регион 2016 n 2022 n.

Центральная и Южная Америка 1. Macmillan Mexico Catalogue 2. Macmillan Argentina Catalogue 3. Brazil ELT Catalogue 1. Macmillan Mexico Preschool ELT Catalogue 2. Macmillan Mexico Primary ELT Catalogue 3. Macmillan Mexico Secondary ELT Catalogue 4. Macmillan Mexico Young Adults ELT Catalogue 5. Macmillan Argentina ELT Catalogue

Страны Карибского бассейна 1. Macmillan Education Caribbean Catalogue

Азия 1. Macmillan Asia Catalogue 2. Macmillan Japan Catalogue 1. Macmillan Asia ELT Catalogue 2. Macmillan Japan ELT Catalogue

Ближний Восток и Северная Африка 1. Macmillan Education Middle East and North Africa Catalogue 1. MENA ELT Catalogue

Европа 1. Macmillan Russia Catalogue 2. Macmillan Ukraine Catalogue 3. Macmillan Education Italy 4. Macmillan Greece Catalogue 5. Macmillan Education Spain Primary Catalogue 6. Macmillan Education Spain Secondary Catalogue 7. Macmillan Education Spain Adult Catalogue 1. Western Europe ELT Catalogue 2. Macmillan Italy ELT Catalogue

Международный 1. Macmillan Education ELT International Catalogue 1. Macmillan International ELT Catalogue

ИЗВЕСТИЯ вгпу

акцентируется внимание на особенностях изданий каталогов книжного дома «Макмиллан» (англ. Macmillan), которые можно использовать при проектировании содержания и структуры профессионально-ориентированной иноязычной подготовки в системе высшей школы с учетом лингвокультурной направленности образования.

Книжный дом «Макмиллан», одно из самых крупных и известных издательств в мире, предлагает широкий спектр учебно-методических комплексов для изучения иностранных языков (английский, китайский, испанский, итальянский и др.), представленных в каталогах для разных регионов мира. Материалом исследования послужили каталоги издательства «Макмиллан» (2016 и 2022 гг.), содержащие описание предлагаемых образовательных продуктов [7; 8]. Следуют отметить, что учебные пособия «Макмиллан», предназначенные для различных стран мира, отражают разнообразие современного мультикультурного общества.

Пособия издательства «Макмиллан» ориентированы на достижение новых стратегических целей обучения, основанных на взаимном и сознательном учете контекста культуры страны изучаемого языка и целевого региона:

1) повышение доступности образования;

2) улучшение качества образовательной деятельности на международном уровне;

3) соответствие образовательных результатов потребностям мирового сообщества;

4) совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях цифровой образовательной среды.

В 2016 г. книжный дом «Макмиллан» опубликовал 15 каталогов для разных регионов мира [7]. В 2022 г. количество каталогов сократилось до 11 [8]. В табл. 1 представлены каталоги, выпущенные издательством в 2016 и 2022 гг. Как видно из таблицы, количество каталогов дома «Макмиллан» сократилось, а для некоторых стран и регионов (Россия, Греция, Испания, Украина, Бразилия, Карибские острова) отдельные каталоги в 2022 г. уже не издаются.

Издательство «Макмиллан» поддерживает мировые образовательные приоритеты, рассматривающие образование как фундамент для устойчивого развития и международного взаимодействия ("Education for sustainable development and citizenship" [8]). Данный подход отражает стиль работы издательского дома, учебные пособия которого отличаются гармоничным соединением традиционных методов

преподавания языков и последних достижений в области лингводидактики.

Мы полагаем, что лингводидактические пособия книжного дома «Макмиллан» разработаны с учетом положений и 4 основных ценностей антропоцентрической парадигмы языкового образования (homo docens, homo lo-quens, homo agens, homo sapiens). Как было сказано выше, в антропоцентрической парадигме культура является частью содержания образования. При разработке учебной и методической литературы издательство «Мак-миллан» проявляет адаптационную гибкость к культурным, социальным особенностям и ценностям страны, жители которой изучают иностранный язык. Отбор материалов для включения в пособия книжного дома «Макмиллан» базируется на тщательном анализе культурологических, политических, социальных, лингвистических реалий страны. В связи с этим учебно-методические комплексы издательства «Макмиллан» можно гибко встраивать в процесс профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов с учетом необходимости реализации лингвокультурно-го аспекта в процессе обучения иностранному языку.

Международная и коммуникативная направленность (как основа образовательного процесса) каталогов «Макмиллан» позволяет удовлетворить требования широкой многонациональной аудитории. Например, для изучающих китайский язык Международный каталог (Macmillan International ELT Catalogue) предлагает учебник Discover China («Откройте для себя Китай»), составленный в увлекательной форме и открывающий мир китайского языка в максимально приближенных к реальным условиям жизненных ситуациях.

Обучение иностранному языку построено на работе с аутентичными текстами и заданиями для последовательного развития устной и письменной речи. Тщательно подобранные аутентичные тексты из американских и британских источников, классические и современные художественные произведения, соединение художественного вымысла с фактической реальностью развивают и культурно обогащают личность обучающегося, стимулируют желание читать на иностранном языке, знакомят с лингвистическими особенностями английского языка. Содержание пособий каталогов также направлено на развитие критического мышления и навыков анализа текста.

Придерживаясь положения антропоцентрической парадигмы относительно деятельности как сущности обучения (homo agens),

стоит отметить, что пособия «Macmillan» предполагают активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс. Учебно-методические комплексы каталогов для Западной Европы (Western Europe ELT Catalogue), Италии (Macmillan Italy ELT Catalogue) и Международный каталог (Macmillan International ELT Catalogue) также содержат задания для интенсивной подготовки к сдаче международных экзаменов. Современный и информативный материал каталогов издательства «Макмиллан» базируется на межпредметных связях, имеет четкую структуру и отличается сбалансированным подходом к обучению всем видам речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение. Каталоги издательства обеспечивают фундаментальную, системную подготовку к сдаче международных экзаменов (Cambridge English: Cambridge Exams, TOEFL и IELTS) за счет выполнения упражнений, совпадающих с форматом экзаменационных заданий (учебники "Ready for C1 Advanced", "Ready for B2 First", "Straight to First", Straight to Advanced, "Focusing on IELTS"). Сборники тестов, пособия по грамматике и лексике также могут быть использованы в процессе самостоятельной подготовки обучаемых ("Language Practice Series", "Macmillan Writing Series", "Macmillan English Grammar in Context"). Задания, представленные в учебниках, способствуют развитию учебной автономии студентов.

При обучении иностранному языку для профессиональных целей в пособиях каталогов (учебники "In Company 3.0", "In Company 3.0 English for Specific Purposes", "The Business 2.0", "Business English Handbook", "Business Vocabulary Builder Series", "Essential Business Grammar Builder and Business Grammar Builder") используются ролевые игры, имитирующие различные деловые ситуации (сфера услуг, бизнес-коммуникация, ведение переговоров, управление персоналом, организация предпринимательской деятельности, маркетинг). Прослеживается открытый призыв к международному сотрудничеству. Акцент также ставится на приобретении практических навыков коммуникации в повседневной жизни. Отбор грамматического материала основан на принципе целесообразности. обучение осуществляется в формате ситуационных диалогов на английском языке (например, поддержание беседы во время путешествия или организации бизнеса). особое внимание уделено формированию навыков и умений устного выступления и представления презентаций проектов. Другими словами, целью пособий явля-

ется обучение функциональному английскому языку для бизнес-среды, подготовка студентов к профессиональному взаимодействию на международном рынке (учебники "Gateway to the World", "Get Involved!", "Go Beyond", "Speak you Mind", "Skillful").

Проанализированные издания содержат материалы, которые также направлены на формирование гибких, надпрофессиональных навыков (англ. soft skills), обеспечивающих успех в профессиональной деятельности (например, навыки делового общения, командной и проектной работы, управления личным временем и т. д.). Рассматриваемые навыки и умения прописаны также в требованиях ФГОС ВО РФ [6].

В пособиях «Макмиллан» прослеживается значимость центральной позиции человека в языковом образовании (homo docens). Стоит отметить, что учебные материалы каталогов издательства «Макмиллан» адаптированы для определенной целевой аудитории, используемые гибкие подходы и современные методы обучения соответствуют уровню подготовки студентов. Каталоги также содержат книги для дополнительного чтения и методическую литературу для преподавателей (например, "Learning Teaching", "Teaching Reading Skills in a Foreign Language", "700 Classroom Activities", "Teaching English Grammar").

Издания дома «Макмиллан» соответствуют современным образовательным требованиям. Основной целью учебно-методических пособий является обогащение и расширение методов обучения и способов преподавания иностранного языка, активное внедрение современных цифровых образовательных технологий. Издательством разработаны цифровые платформы и приложения к учебникам ("Digital learning platform Navio", "NEW onestopeng-lish resources and collections", "400 Ideas for Interactive Whiteboards"), которые направлены на закрепление базовых грамматических и лексических структур, а также фиксацию результатов обучения. Данные ресурсы могут быть встроены в комплекс современной цифровой образовательной среды вуза.

Разработанные издательством цифровые платформы и электронные материалы обеспечивают мгновенную обратную связь, автоматически фиксируют прогресс обучаемых. Составители каталогов делают акцент на развитии учебной автономии, социализации, самоидентификации и самовыражении в процессе проектной деятельности в межкультурном пространстве. Данные требования соответствуют ожидаемым образовательным ре-

зультатам профессионально-ориентированной иноязычной подготовки в вузе.

В каталогах также присутствуют тексты рекламного характера, отзывы преподавателей и методистов, использующих пособия в своей практической деятельности. Языковое оформление материалов нацелено на формирование положительной мотивации к образованию и взаимодействию на международном уровне при обучении иностранному языку (учебники "Speak you Mind", "Language Hub", "Open Mind"). Авторами каталогов также разработаны призывы и включены высказывания ведущих методистов и практиков, которые мотивируют обучающихся на достижение поставленных целей, визуализируют профессиональные и академические перспективы ("Every text is an opinion. Every lesson is an opportunity", "We will support you, every step of the way", "Teaching classes can be fun! See how", "Better thinking and confident communication transforms lives", "Confidence to communicate for success", "Ensuring Advancement for a brighter future") [8].

основное внимание авторов при подборе материалов сосредоточено на дидактической и социологической оценке языковой среды обучения. При разработке лингводидактических пособий (учебников, справочной и методической литературы) принимаются во внимание социокультурные и лингвистические особенности иностранного языка с учетом социальных функций и коммуникативных потребностей обучаемых в определенном регионе.

По результатам анализа содержания и оформления каталогов издательства «Макмил-лан» было выявлено, что учебно-методические комплексы придерживаются 4 основных ценностей антропоцентрической парадигмы в образовании (homo docens, homo loquens, homo agens, homo sapiens).

опираясь на тезис «коммуникация как форма организации обучения» (homo docens), пособия дома «Макмиллан» ориентированы на формирование навыков и умений, которые необходимы для продуктивного общения и взаимодействия в мировом сообществе. Учебный материал имеет четко организованную структуру, которая включает задания на развитие речевых и коммуникативных навыков. Такое построение материала обеспечивает формирование высокого уровня речевой культуры и многогранность языкового мышления.

Рассмотрение «культуры как содержания образования (homo sapiens)» в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов способствует при-

нятию реалий современного мира и закладывает надежные основы для построения доверительных отношений между представителями разных культур. Главный принцип организации учебного материала для изучения иностранного языка - это осознание того, что каждая культура должна оцениваться как равноправная и является частью межкультурного коммуникативного пространства. Выпускаемая издательством «Макмиллан» учебная литература, известная во всем мире своим качеством (четкая структура учебных материалов, привлекательный дизайн, гибкая разноуровневая система предъявления лексического и грамматического материала, сбалансированный подход к развитию навыков чтения, письма, аудирования и говорения), в то же время учитывает ряд культурологических, социальных и лингвистических особенностей той страны или региона, для жителей которого эти каталоги предназначены.

Учитывая важность «центральной позиции человека в обучении (homo docens), учебно-методические комплексы Macmillan включают в себя задания, способствующие воспитанию уверенного в себе и творчески мыслящего человека, способного отстаивать свою личную позицию, готового к непрерывному обучению и преодолению стереотипов, целесообразному планированию и распределению своего времени.

Деятельность как сущность обучения (homo agens) лежит в основе разработки заданий учебных пособий, которые нацелены на формирование и развитие навыков и умений организации взаимодействия, толерантности, профессиональной и академической коммуникации. Сформированность перечисленных выше навыков определяет уровень готовности к общению на иностранном языке, а также предполагает достижение академических и профессиональных успехов личности в современном поликультурном мире.

Список литературы

1. Буряк Н.Е. Становление культуры языковой личности нового типа в условиях глобализации // Общество: философия, история, культура. 2020. № 5. DOI: 10.24158/fik.2020.5.19.

2. Ворожцова И.Б. Основы лингводидактики: учеб. пособие. Ижевск, 2007.

3. Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. Антропоцентрическая парадигма и лингвоориентированная гуманитарная теория // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. N° 11(65): в 3 ч. Ч. 2.

4. Романова Т.В. Антропоцентрическая парадигма в истории языкознания: «язык индивида» (Г. Пауль), «Язык как психический феномен» (В. Гумбольд) // Когнитивные исследования языка. Вып. XXI: Проблемы современной лингвистики: на стыке когниции и коммуникации. М., Тамбов, 2015. С. 116-121.

5. Тарева Е.Г., Тарев Б.В., Савкина Е.А. По-липодходность и междисциплинарность Perpetum Mobile развития лингводидактики // Язык и культура. 2022. № 57. С. 274-291.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/16 (дата обращения: 25.08.2022).

7. Macmillan English Language Teaching Catalogues [Electronic resource]. URL: http://www.mac-millanenglish.com/print-catalogue (дата обращения: 14.04.2016).

8. Macmillan English Language Teaching Catalogues [Electronic resource]. URL: https://www.mac-millanenglish.com/us/catalogues (дата обращения: 16.08.2022).

9. Partnership for 21st Century Learning [P21]. Framework for 21st Century Learning. Washington, DC, 2016.

* * *

1. Buryak N.E. Stanovlenie kul'tury yazykovoj lichnosti novogo tipa v usloviyah globalizacii // Ob-shchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2020. № 5. DOI: 10.24158/fik.2020.5.19.

2. Vorozhcova I.B. Osnovy lingvodidaktiki: ucheb. posobie. Izhevsk, 2007.

3. Ivanov D.I., Lakerbaj D.L. Antropocentriches-kaya paradigma i lingvoorientirovannaya gumani-tarnaya teoriya // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 11(65): v 3 ch. Ch. 2.

4. Romanova T.V. Antropocentricheskaya paradigma v istorii yazykoznaniya: «yazyk individa» (G. Paul'), «Yazyk kak psihicheskij fenomen» (V. Gum-bol'd) // Kognitivnye issledovaniya yazyka. Vyp. XXI: Problemy sovremennoj lingvistiki: na styke kognicii i kommunikacii. M., Tambov, 2015. S. 116-121.

5. Tareva E.G., Tarev B.V., Savkina E.A. Poli-podhodnost' i mezhdisciplinarnost' Perpetum Mobile razvitiya lingvodidaktiki // Yazyk i kul'tura. 2022. № 57. S. 274-291.

6. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya po napravleniyam podgotovki bakalavriata [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/16 (data obrashcheniya: 25.08.2022).

The implementation

of the anthropocentric paradigm

in the language education:

the analysis of the linguodidactic

textbooks of Macmillan Publishers

The article deals with the results of the analysis of the correspondence of the linguodidactic textbooks of Macmillan Publishers to the fundamental values of the anthropocentric paradigm of the language education. There are considered the authentic teaching materials of the catalogues of Macmillan Publishers that can be included in projecting the content and structure of the profession-orientedforeign language training of the students of the higher school.

Key words: foreign language, profession-oriented foreign language training, higher education, "Macmillan", anthropocentric paradigm.

(Статья поступила в редакцию 10.08.2022)

в.в. бардакова

(волгоград)

сопоставительный анализ художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе

Рассматриваются теоретические и практические аспекты обучения младших школьников сопоставительному анализу произведений из круга детского чтения. Раскрыты параметры сравнения художественных текстов в начальной школе. Представлен опыт сопоставления произведений учащимися начальных классов на уроках литературного чтения. Определяется роль сопоставительного анализа в литературном развитии младших школьников.

Ключевые слова: начальное литературное образование, читательская деятельность, младший школьник, сопоставительный анализ произведений, урок литературного чтения.

Коммуникативная направленность начального литературного образования детерминирует характер читательской деятельности младших школьников, сопряженный с воспри-

О Бардакова В.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.