РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СКВОЗНЫХ МОТИВОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
REALIZATION OF AXIOLOGICAL POTENTIAL OF ARTISTIC CONCEPTS IN THE STUDY OF THOROUGH MOTIVES IN RUSSIAN LITERATURE
А. М. Шуралёв
В статье дается описание систематизации аксиологических смыслов, представленных в сквозных мотивах русской литературы, и методические рекомендации их концептологического осмысления на уроках литературы.
Ключевые слова: сквозной мотив, система ценностей, языковая личность, когнитивный уровень, концептологический анализ.
Одна из важнейших задач, которую способен эффективно решить концептологический анализ литературного произведения [1], это глубокое и всестороннее постижение системы ценностей, зафиксированной в культурном коде художественного текста [2]. В этой связи уточним, что же принято квалифицировать как художественную ценность.
В работе «Искусство слова как ценность» В. В. Кожинов делает следующие выводы: «Ценность - это не совокупность каких-либо отдельных явлений, но единая связь, проникающая всю цельность человеческого, то есть природно-социального бытия. Ценность - это, если угодно, не вещество, а поле, излучение, которое насквозь пронизывает те или иные предметы, но никак не сводится к ним» [3, с. 319]. «Освоение художественной ценности возможно только как творческое напряжение, при котором воспринимающего захватывает чувство того, что "я не воспринимаю, а творю". Это творческое напряжение, конечно, подразумевает определенный объект (жизненные ценности) и субъект (личность художника и, соответственно, зрителя, читателя). Но сам тот факт, что произведение искусства в принципе может осваивать любые объективные ценности и, с другой стороны, может быть воспринято (в глубоком смысле - заново сотворено) любым представителем человечества, ясно свидетельствует: феномен художественной ценности пребывает не в объекте и не в субъекте, но в их конкретном соотношении, в их взаимодействии» [3, с. 329]. То, что В. В. Кожинов называет «творческим напряжением», мы определяем и классифицируем как «экспликацию культурного кода художественного текста». А аксиологическая парадигматика - это, в контексте кожиновских определений, «поле», «излучение», «которое насквозь пронизывает» компоненты культурного кода.
Концептологический анализ не только обнаруживает и транслирует в языковое сознание ученика-читателя такую аксиологическую парадигму конкретного изучаемого в данный момент литературного произведения, но и помо-
A. M. Shuralyov
This article describes the system of axiological meanings represented by the thorough motives in Russian literature and methodological recommendations for their concept logical comprehension at the literature lessons.
Keywords: thorough motif, the system of values, language personality, cognitive level, concept logical analysis.
гает обучающимся распознать и проследить эволюцию и взаимосвязь таких ценностных образований в целостном художественном пространстве (художественной картине мира), где аксиологические парадигмы выступают в роли сквозных мотивов (так называемых «вечных тем»). К таким сквозным мотивам - своеобразным меридианам культуры - относятся мотивы странствия, страдания, любви и др.
Рассмотрим некоторые предлагаемые нами методические варианты концептологического осмысления сквозных мотивов с примерами вопросов и заданий для обучающихся.
Мотив странствия
Мотив странствия восходит к библейскому исходу из Египта под предводительством Моисея к земле обетованной и выражает извечную потребность человека в движении, перемещении в пространстве, стимулируемую жаждой познания. Герои литературных произведений ходят, ездят, плавают и летают. Странствие способствует приобретению жизненного опыта, нравственному взрослению, приближению к постижению смысла жизни. Князь Игорь, ослепленный жаждой славы, отправляется в бездумный поход, губительный для его дружины и принесший много бед земле русской, но возвращается из плена осознавшим свою вину человеком («Слово о полку Игореве»). Автор -повествователь во время своего путешествия видит бедствия русского народа, а описание увиденного становится свидетельством в защиту угнетенных и обездоленных (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»). Евгений Онегин, гонимый видением сотворенной его легкомысленным эгоизмом «крови на снегу», пропутешествовав по российским просторам, духовно «дорастает» до любви к «русской душою» Татьяне (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»).
Иван Северьянович Флягин, многое повидав и пережив, приходит к пониманию своего предназначения -служить народу (Н. С. Лесков. «Очарованный странник»). Мужики - странники в поисках ответа на вопрос «Кому
Мотив странствия
№ Автор Странствую- По какоИ причине Как изменяется его
п/п и название щим герои и с какой целью он мировоззрение и поведение
произведения странствует? в результате странствия?
живется весело, вольготно на Руси?» открывают неисчерпаемый потенциал народной добродетели (Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
Таким образом, проходя вместе с героями-странниками по литературным путям-дорогам, читатель осваивает огромные духовные пространства.
Вопросы и задания (этот вариант целесообразно применять при изучении романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого в 10-м классе):
1. Какие ассоциации вызывает слово «странник»? Подберите к нему синонимы и антонимы. Сопоставьте со значением слова «странный». 2. Что побуждало Андрея Болконского и Пьера Безухова перемещаться в пространстве? 3. Какие разочарования испытал на жизненном пути Андрей? 4. Какие потрясения выпали на долю Пьера? 5. В чем сходство и различие понимания смысла жизни, к которому разными путями пришли Андрей и Пьер? 6. Вспомните странствующих героев из прочитанных произведений и заполните таблицу (см. табл. 1). 7. Прочитайте стихотворение и напишите сочинение на тему «Мотив странствия в стихотворении И. А. Бродского "Пилигримы" и русской литературе».
Мотив страдания
Мотив страдания восходит к библейскому изгнанию Адама и Евы из рая, к крестным мукам, принятым Иисусом Христом ради искупления грехов человечества. На страницах литературных произведений страдают бедные люди, униженные и оскорбленные самодовольными и жестокими угнетателями (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», Н. С. Лесков. «Тупейный художник», Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.).
Герои страдают от безответной любви, от разлуки с любимыми (Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза», И. С. Тургенев. «Отцы и дети», А. И. Куприн. «Олеся», М. А. Шолохов. «Тихий Дон» и др.), от утраты близких людей (И. С. Тургенев. «Отцы и дети», Н. С. Лесков. «Очарованный странник», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов. «Тихий Дон» и др.), от своих неправиль-
Страдание от неосуществления желаемого
№ Автор и название Страдающий Мечты героя и причины КакоИ выход
п/п произведения герои их неосуществления находит герой?
Страдание от утраты имеющегося
№ Автор и название Страдающий Какие утраты по- К чему приводит
п/п произведения герои стигли героя? героя страдание?
Мотив исповедальности
№ п/п Автор и название произведения Кто и перед кем исповедуется (рассказывает о своей жизни)? Что побудило героя к исповеди?
Таблица 1 ,,, п
ных поступков (Н. С. Лесков.
«Очарованный странник», Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» и др.), от непонимания со стороны окружающих (А. Н. Островский. «Гроза», Ф. М. Достоевский. «Идиот», А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» и др.) и т. д.
Все разновидности душевных страданий можно классифицировать как переживания из-за неосуществления желаемого или утраты имеющегося. Причиной всех страданий является дисгармония между личностью и миром. Устранение причин страданий возможно не революционным путем, который еще более усугубляет дисгармоничность отношений, как это убедительно раскрыто, например, в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», а эволюционным путем всеобщего совершенствования. Многочисленные контексты мотива страдания в литературе не только позволяют читателям заочно пройти суровую школу жизни, но и воспитывают такое важное на пути духовного развития человека качество, как сострадание, и помогают увидеть в своей личной и общественной жизнедеятельности возможности мироустройства по законам милосердия.
С мотивом страдания тесно связаны мотивы исповедальности, раскаяния и прощения.
Мотив исповедальности восходит к религиозному обряду исповеди, очищающей и просветляющей душу, и выражает потребность человека поделиться наболевшим с другими.
Сочувствие к страданиям брошенной им девушки побуждает Эраста поведать автору-повествователю историю бедной Лизы (Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»).
Страдающий от одиночества, покинутый дочерью Самсон Вырин рассказывает Белкину о своих безуспешных мытарствах в поисках Дуни (А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»).
Страдающий от невозможности вернуться на родину юноша рассказывает монаху историю своей одинокой души (М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»).
Страдающая от неволи в доме Кабановых Катерина рассказывает Варваре о детстве и мечтах (А. Н. Островский. «Гроза»).
Пережившая унижения и крушение своих надежд Любовь Онисимовна рассказывает мальчику о своей много-Таблица 2 страдальной судьбе (Н. С. Лесков. «Тупейный художник»).
Вопросы и задания (этот вариант целесообразно применять при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10-м классе или при изучении творчества А. А. Блока и В. В. Маяковского в 11-м классе):
1. Какие ассоциации вызывает слово «страдание»? Подберите к нему синонимы и антонимы. Сопоставьте со
Таблица 3
Таблица 4
значением слов «страда», «эстрада», «стража». 2. Вспомните страдающих героев из прочитанных книг и заполните следующие три таблицы (см. табл. 2-4). 3. Как вы понимаете слова Раскольникова, обращенные к Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»? 4. Какая роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит исповеди Мармела-дова? 5. Прочитайте стихотворения и напишите сочинения на темы «Мотив страдания в стихотворении А. А. Блока "На железной дороге" и русской литературе» и «Мотив исповедальности в стихотворении В. В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно" и русской литературе».
Мотив любви к ближнему
Мотив любви к ближнему восходит к евангельской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя», притче о добром самарянине, оказавшем милость совершенно незнакомому ему человеку, попавшему в беду, и выражает бескорыстно доброе отношение человека к человеку, основанное не на родовом или национальном признаке, а на сознании того, что каждый человек создан по образу и подобию Божьему и заслуживает милосердия. Духовной основой этого мотива являются слова Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам. Да любите друг друга...» На страницах литературных произведений мы находим многообразные примеры мотива любви к ближнему.
В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Вася по-настоящему утвердился в праве быть человеком, когда узнал, что его новые друзья. нищие, что его переживания - ничто по сравнению с горькой долей обреченного на воровство Валека и неизлечимо больной Маруси, когда почувствовал, что он им нужен, что он способен им хоть чем-то помочь. Тогда и раскрылась перед Васей другая сторона его «Я» - когда не другие для тебя, а ты для других.
Механик-самоучка Кулигин ради общественного блага пытается изобрести вечный двигатель, установить на крышах домов громоотводы, а на набережной - солнечные часы. Он советует Тихону пожалеть и простить Катерину (А. Н. Островский. «Гроза»). «Голубиная» душа Ильи Ильича Обломова проявляется в его словах, обращенных к Пенкину: «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой.» (И. А. Гончаров. «Обломов»).
Иван Северьянович Флягин идет вместо Петра Сердюко-ва служить в армию, пожалев его родителей, вступается за юную артистку в балагане (Н. С. Лесков. «Очарованный странник»). Павлуша Веретенников помогает Вавиле купить козловые башмачки для внучки. Иона Ляпушкин идет за беднейшей иконой, чтобы помочь самым нуждающимся и бедствующим крестьянам (Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»). Ро-
дион Раскольников оставляет последние деньги Мармеладо-вым, жалеет пьяную девушку на улице, помогает отцу однокурсника, спасает детей во время пожара. Разумихин заботливо опекает Пульхерию Александровну и Авдотью Романовну, удрученных болезнью Родиона (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»). Наташа Ростова отдает подводы для вывоза из Москвы раненых солдат и офицеров, жертвуя последним своим имуществом. Русские солдаты кормят Пьера Безу-хова кавардачком и провожают до Москвы после Бородинского сражения (Л. Н. Толстой. «Война и мир»).
Мария Никифоровна учит жителей Хошутова «превращать пустыню в живую землю» и жертвует устройством своей личной жизни ради спасения бедствующих в песках людей (А. П. Платонов. «Песчаная учительница»).
Лидия Михайловна дает незабываемые уроки доброты голодающему мальчику (В. Г. Распутин. «Уроки французского»).
Вопросы и задания:
1. Какие ассоциации вызывает слово «ближний»? Подберите к нему синонимы и антонимы. 2. Вспомните притчу о добром самарянине. Какое значение в ней вкладывается в понятие «ближний»? Почему только самарянин помог человеку, попавшему в беду? 3. Как вы понимаете слова: «Я чувствовал, что я нужен?» Когда человек может это почувствовать? 4. Вспомните героев прочитанных произведений, которые помогали ближним, и заполните таблицу (см. табл. 5). 6. Прочитайте стихотворение и напишите сочинение на тему «Мотив любви к ближнему в стихотворении Э. А. Асадова "Раздумье" и русской литературе».
Для систематизации представлений обучающихся о системе ценностей изучаемых литературных произведений нами был разработан и апробирован элективный курс «Меридианы культуры (сквозные мотивы русской литературы)» [4-5], основными задачами которого были: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способности сравнительно-сопоставительного анализа разных литературных произведений; углубление представлений о кристаллизации «вечных» тем русской литературы. В ходе занятий обучающиеся изучили темы: художественная картина мира и сквозные мотивы русской литературы; мотив странствия; мотив страдания; мотив свободы; мотив «горнего» и «дольнего»; любовь мужчины и женщины; любовь родителей и детей; любовь к ближнему; любовь к природе; любовь к Родине; любовь к миру; любовь к Богу - и выполняли следующие виды деятельности: работа со справочной литературой, составление понятийного словаря (тезауруса), знакомство с основными характеристиками
Таблица 5
Мотив любви к ближнему
№ Автор и название Герой, помогавший Что сделал герой и какое значение имели его действия?
п/п произведения ближним
сквозных мотивов, систематизация полученной в работе с учебным пособием, извлеченной из памяти и почерпнутой при дополнительном чтении информации, выполнение устных и письменных творческих заданий, лингвокультурологи-ческий анализ текстов, подготовка проектов, рефератов, написание сочинений.
В результате у них сформировались следующие умения и навыки: навыки концептологического анализа художественного текста; навыки сопоставительного анализа разных литературных произведений; навыки выявления и осмысления системы ценностей словесного искусства; умение выявлять доминирующие мотивы в русской литературе, определять их культурологическую обусловленность и аксиологическую сущность; умение готовить рефераты, доклады, писать сочинения на основе исследования системы ценностей, представленной сквозными мотивами русской литературы.
Выводы
1. Формирование языковой личности ученика-читателя зависит от степени постижения им системы ценностей литературного произведения и художественной картины мира.
2. Система ценностей литературного произведения непосредственно взаимосвязана с концептуальными полями ключевых слов-образов художественного текста и маркируется сквозными мотивами русской литературы.
3 Художественные концепты, составляющие основу сквозных мотивов, вбирают в свои поля архетипы националь-
ной и общечеловеческой культуры и выстраивают аксиологическую траекторию конкретного литературного произведения и художественной картины мира, поэтому для систематизации представлений обучающихся о художественных ценностях целесообразно использовать методику концептологического осмысления сквозных мотивов русской литературы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шуралев А. М. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы // Наука и школа. 2010. № 5. С. 94-98.
2. Шуралев А. М. Экспликация культурного кода художественного текста: моногр. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. 276 с.
3. Кожинов В. В. Размышления о русской литературе. М., 1991. 526 с., портр.
4. Шуралев А. М. Меридианы культуры (Сквозные мотивы русской литературы): учеб. пособие по электив. курсу. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005, 112 с.
5. Шуралев А. М. Меридианы культуры (Сквозные мотивы русской литературы): программа по литературе // Предпрофильная подготовка школьников в предметной области «Русский язык и литература»: программы курсов по выбору для учащихся 9 класса. Уфа: БИРО, 2005. 52 с.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КРЕДО МОЛОДОГО КАРАМЗИНА
AESTETIC CREDO OF YOUNG KARAMZIN О. Э. Подойницына
Статья посвящена стихотворению Н. М. Карамзина «Поэзия». По определению Ю. М. Лотмана, это стихотворение - одно из наиболее значимых, «программных» стихотворений Карамзина. Оно стало одним из первых образов творческой декларации -жанра, которому в русской поэзии будет принадлежать большое будущее и который позднее станут называть стихами о поэте и поэзии.
O. E. Podoynitsyna
The article under consideration is devoted to the poem "Poetry" by N. M. Karamzin. According to Yu. M. Lot-man, this poem is one of the most significant and programmatic poems of the author. It became one of the first images of creative declaration - a genre which would have an outstanding future as far as the Russian poetry is concerned and which would later become known as representing verses about poetry and poets.
Ключевые слова: программное стихотворение Карамзина, творческая декларация, стихи о поэте и поэзии, состояние современной русской поэзии, эстетические представления автора.
Keywords: programmatic poem by Karamzin, creative declaration, poems about poetry and poets, state of modern Russian poetry, author's aesthetic ideas.
Одно из наиболее пространных и значимых, по определению Ю. М. Лотмана, «программных» стихотворений Карамзина - «Поэзия» - датируется 1787 г. Ю. М. Лотман подвергает эту датировку, принадлежащую самому поэту, сомнению и утверждает: «Ви-
димо, наиболее обоснованной будет дата 1787-1791, поскольку можно предположить, что имелся ранний вариант стихотворения, обработанный поэтом после возвращения из-за границы в 1791 г.» [1, с. 376]. Сам факт, что Карамзин возвращался к его тексту и делал в него