Научная статья на тему 'Реализация аксиологического потенциала художественных концептов при исследовании сквозных мотивов русской литературы'

Реализация аксиологического потенциала художественных концептов при исследовании сквозных мотивов русской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
373
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКВОЗНОЙ МОТИВ / THOROUGH MOTIF / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / SYSTEM OF VALUES / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE PERSONALITY / КОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ / COGNITIVE LEVEL / КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / CONCEPT LOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шуралёв Александр Михайлович

В статье дается описание систематизации аксиологических смыслов, представленных в сквозных мотивах русской литературы, и методические рекомендации их концептологического осмысления на уроках литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF AXIOLOGICAL POTENTIAL OF ARTISTIC CONCEPTS IN THE STUDY OF THOROUGH MOTIVES IN RUSSIAN LITERATURE

This article describes the system of axiological meanings represented by the thorough motives in Russian literature and methodological recommendations for their concept logical comprehension at the literature lessons

Текст научной работы на тему «Реализация аксиологического потенциала художественных концептов при исследовании сквозных мотивов русской литературы»

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СКВОЗНЫХ МОТИВОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

REALIZATION OF AXIOLOGICAL POTENTIAL OF ARTISTIC CONCEPTS IN THE STUDY OF THOROUGH MOTIVES IN RUSSIAN LITERATURE

А. М. Шуралёв

В статье дается описание систематизации аксиологических смыслов, представленных в сквозных мотивах русской литературы, и методические рекомендации их концептологического осмысления на уроках литературы.

Ключевые слова: сквозной мотив, система ценностей, языковая личность, когнитивный уровень, концептологический анализ.

Одна из важнейших задач, которую способен эффективно решить концептологический анализ литературного произведения [1], это глубокое и всестороннее постижение системы ценностей, зафиксированной в культурном коде художественного текста [2]. В этой связи уточним, что же принято квалифицировать как художественную ценность.

В работе «Искусство слова как ценность» В. В. Кожинов делает следующие выводы: «Ценность - это не совокупность каких-либо отдельных явлений, но единая связь, проникающая всю цельность человеческого, то есть природно-социального бытия. Ценность - это, если угодно, не вещество, а поле, излучение, которое насквозь пронизывает те или иные предметы, но никак не сводится к ним» [3, с. 319]. «Освоение художественной ценности возможно только как творческое напряжение, при котором воспринимающего захватывает чувство того, что "я не воспринимаю, а творю". Это творческое напряжение, конечно, подразумевает определенный объект (жизненные ценности) и субъект (личность художника и, соответственно, зрителя, читателя). Но сам тот факт, что произведение искусства в принципе может осваивать любые объективные ценности и, с другой стороны, может быть воспринято (в глубоком смысле - заново сотворено) любым представителем человечества, ясно свидетельствует: феномен художественной ценности пребывает не в объекте и не в субъекте, но в их конкретном соотношении, в их взаимодействии» [3, с. 329]. То, что В. В. Кожинов называет «творческим напряжением», мы определяем и классифицируем как «экспликацию культурного кода художественного текста». А аксиологическая парадигматика - это, в контексте кожиновских определений, «поле», «излучение», «которое насквозь пронизывает» компоненты культурного кода.

Концептологический анализ не только обнаруживает и транслирует в языковое сознание ученика-читателя такую аксиологическую парадигму конкретного изучаемого в данный момент литературного произведения, но и помо-

A. M. Shuralyov

This article describes the system of axiological meanings represented by the thorough motives in Russian literature and methodological recommendations for their concept logical comprehension at the literature lessons.

Keywords: thorough motif, the system of values, language personality, cognitive level, concept logical analysis.

гает обучающимся распознать и проследить эволюцию и взаимосвязь таких ценностных образований в целостном художественном пространстве (художественной картине мира), где аксиологические парадигмы выступают в роли сквозных мотивов (так называемых «вечных тем»). К таким сквозным мотивам - своеобразным меридианам культуры - относятся мотивы странствия, страдания, любви и др.

Рассмотрим некоторые предлагаемые нами методические варианты концептологического осмысления сквозных мотивов с примерами вопросов и заданий для обучающихся.

Мотив странствия

Мотив странствия восходит к библейскому исходу из Египта под предводительством Моисея к земле обетованной и выражает извечную потребность человека в движении, перемещении в пространстве, стимулируемую жаждой познания. Герои литературных произведений ходят, ездят, плавают и летают. Странствие способствует приобретению жизненного опыта, нравственному взрослению, приближению к постижению смысла жизни. Князь Игорь, ослепленный жаждой славы, отправляется в бездумный поход, губительный для его дружины и принесший много бед земле русской, но возвращается из плена осознавшим свою вину человеком («Слово о полку Игореве»). Автор -повествователь во время своего путешествия видит бедствия русского народа, а описание увиденного становится свидетельством в защиту угнетенных и обездоленных (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»). Евгений Онегин, гонимый видением сотворенной его легкомысленным эгоизмом «крови на снегу», пропутешествовав по российским просторам, духовно «дорастает» до любви к «русской душою» Татьяне (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»).

Иван Северьянович Флягин, многое повидав и пережив, приходит к пониманию своего предназначения -служить народу (Н. С. Лесков. «Очарованный странник»). Мужики - странники в поисках ответа на вопрос «Кому

Мотив странствия

№ Автор Странствую- По какоИ причине Как изменяется его

п/п и название щим герои и с какой целью он мировоззрение и поведение

произведения странствует? в результате странствия?

живется весело, вольготно на Руси?» открывают неисчерпаемый потенциал народной добродетели (Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).

Таким образом, проходя вместе с героями-странниками по литературным путям-дорогам, читатель осваивает огромные духовные пространства.

Вопросы и задания (этот вариант целесообразно применять при изучении романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого в 10-м классе):

1. Какие ассоциации вызывает слово «странник»? Подберите к нему синонимы и антонимы. Сопоставьте со значением слова «странный». 2. Что побуждало Андрея Болконского и Пьера Безухова перемещаться в пространстве? 3. Какие разочарования испытал на жизненном пути Андрей? 4. Какие потрясения выпали на долю Пьера? 5. В чем сходство и различие понимания смысла жизни, к которому разными путями пришли Андрей и Пьер? 6. Вспомните странствующих героев из прочитанных произведений и заполните таблицу (см. табл. 1). 7. Прочитайте стихотворение и напишите сочинение на тему «Мотив странствия в стихотворении И. А. Бродского "Пилигримы" и русской литературе».

Мотив страдания

Мотив страдания восходит к библейскому изгнанию Адама и Евы из рая, к крестным мукам, принятым Иисусом Христом ради искупления грехов человечества. На страницах литературных произведений страдают бедные люди, униженные и оскорбленные самодовольными и жестокими угнетателями (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», Н. С. Лесков. «Тупейный художник», Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.).

Герои страдают от безответной любви, от разлуки с любимыми (Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза», И. С. Тургенев. «Отцы и дети», А. И. Куприн. «Олеся», М. А. Шолохов. «Тихий Дон» и др.), от утраты близких людей (И. С. Тургенев. «Отцы и дети», Н. С. Лесков. «Очарованный странник», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Шолохов. «Тихий Дон» и др.), от своих неправиль-

Страдание от неосуществления желаемого

№ Автор и название Страдающий Мечты героя и причины КакоИ выход

п/п произведения герои их неосуществления находит герой?

Страдание от утраты имеющегося

№ Автор и название Страдающий Какие утраты по- К чему приводит

п/п произведения герои стигли героя? героя страдание?

Мотив исповедальности

№ п/п Автор и название произведения Кто и перед кем исповедуется (рассказывает о своей жизни)? Что побудило героя к исповеди?

Таблица 1 ,,, п

ных поступков (Н. С. Лесков.

«Очарованный странник», Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» и др.), от непонимания со стороны окружающих (А. Н. Островский. «Гроза», Ф. М. Достоевский. «Идиот», А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» и др.) и т. д.

Все разновидности душевных страданий можно классифицировать как переживания из-за неосуществления желаемого или утраты имеющегося. Причиной всех страданий является дисгармония между личностью и миром. Устранение причин страданий возможно не революционным путем, который еще более усугубляет дисгармоничность отношений, как это убедительно раскрыто, например, в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», а эволюционным путем всеобщего совершенствования. Многочисленные контексты мотива страдания в литературе не только позволяют читателям заочно пройти суровую школу жизни, но и воспитывают такое важное на пути духовного развития человека качество, как сострадание, и помогают увидеть в своей личной и общественной жизнедеятельности возможности мироустройства по законам милосердия.

С мотивом страдания тесно связаны мотивы исповедальности, раскаяния и прощения.

Мотив исповедальности восходит к религиозному обряду исповеди, очищающей и просветляющей душу, и выражает потребность человека поделиться наболевшим с другими.

Сочувствие к страданиям брошенной им девушки побуждает Эраста поведать автору-повествователю историю бедной Лизы (Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»).

Страдающий от одиночества, покинутый дочерью Самсон Вырин рассказывает Белкину о своих безуспешных мытарствах в поисках Дуни (А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»).

Страдающий от невозможности вернуться на родину юноша рассказывает монаху историю своей одинокой души (М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»).

Страдающая от неволи в доме Кабановых Катерина рассказывает Варваре о детстве и мечтах (А. Н. Островский. «Гроза»).

Пережившая унижения и крушение своих надежд Любовь Онисимовна рассказывает мальчику о своей много-Таблица 2 страдальной судьбе (Н. С. Лесков. «Тупейный художник»).

Вопросы и задания (этот вариант целесообразно применять при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10-м классе или при изучении творчества А. А. Блока и В. В. Маяковского в 11-м классе):

1. Какие ассоциации вызывает слово «страдание»? Подберите к нему синонимы и антонимы. Сопоставьте со

Таблица 3

Таблица 4

значением слов «страда», «эстрада», «стража». 2. Вспомните страдающих героев из прочитанных книг и заполните следующие три таблицы (см. табл. 2-4). 3. Как вы понимаете слова Раскольникова, обращенные к Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»? 4. Какая роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит исповеди Мармела-дова? 5. Прочитайте стихотворения и напишите сочинения на темы «Мотив страдания в стихотворении А. А. Блока "На железной дороге" и русской литературе» и «Мотив исповедальности в стихотворении В. В. Маяковского "Скрипка и немножко нервно" и русской литературе».

Мотив любви к ближнему

Мотив любви к ближнему восходит к евангельской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя», притче о добром самарянине, оказавшем милость совершенно незнакомому ему человеку, попавшему в беду, и выражает бескорыстно доброе отношение человека к человеку, основанное не на родовом или национальном признаке, а на сознании того, что каждый человек создан по образу и подобию Божьему и заслуживает милосердия. Духовной основой этого мотива являются слова Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам. Да любите друг друга...» На страницах литературных произведений мы находим многообразные примеры мотива любви к ближнему.

В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Вася по-настоящему утвердился в праве быть человеком, когда узнал, что его новые друзья. нищие, что его переживания - ничто по сравнению с горькой долей обреченного на воровство Валека и неизлечимо больной Маруси, когда почувствовал, что он им нужен, что он способен им хоть чем-то помочь. Тогда и раскрылась перед Васей другая сторона его «Я» - когда не другие для тебя, а ты для других.

Механик-самоучка Кулигин ради общественного блага пытается изобрести вечный двигатель, установить на крышах домов громоотводы, а на набережной - солнечные часы. Он советует Тихону пожалеть и простить Катерину (А. Н. Островский. «Гроза»). «Голубиная» душа Ильи Ильича Обломова проявляется в его словах, обращенных к Пенкину: «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой.» (И. А. Гончаров. «Обломов»).

Иван Северьянович Флягин идет вместо Петра Сердюко-ва служить в армию, пожалев его родителей, вступается за юную артистку в балагане (Н. С. Лесков. «Очарованный странник»). Павлуша Веретенников помогает Вавиле купить козловые башмачки для внучки. Иона Ляпушкин идет за беднейшей иконой, чтобы помочь самым нуждающимся и бедствующим крестьянам (Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»). Ро-

дион Раскольников оставляет последние деньги Мармеладо-вым, жалеет пьяную девушку на улице, помогает отцу однокурсника, спасает детей во время пожара. Разумихин заботливо опекает Пульхерию Александровну и Авдотью Романовну, удрученных болезнью Родиона (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»). Наташа Ростова отдает подводы для вывоза из Москвы раненых солдат и офицеров, жертвуя последним своим имуществом. Русские солдаты кормят Пьера Безу-хова кавардачком и провожают до Москвы после Бородинского сражения (Л. Н. Толстой. «Война и мир»).

Мария Никифоровна учит жителей Хошутова «превращать пустыню в живую землю» и жертвует устройством своей личной жизни ради спасения бедствующих в песках людей (А. П. Платонов. «Песчаная учительница»).

Лидия Михайловна дает незабываемые уроки доброты голодающему мальчику (В. Г. Распутин. «Уроки французского»).

Вопросы и задания:

1. Какие ассоциации вызывает слово «ближний»? Подберите к нему синонимы и антонимы. 2. Вспомните притчу о добром самарянине. Какое значение в ней вкладывается в понятие «ближний»? Почему только самарянин помог человеку, попавшему в беду? 3. Как вы понимаете слова: «Я чувствовал, что я нужен?» Когда человек может это почувствовать? 4. Вспомните героев прочитанных произведений, которые помогали ближним, и заполните таблицу (см. табл. 5). 6. Прочитайте стихотворение и напишите сочинение на тему «Мотив любви к ближнему в стихотворении Э. А. Асадова "Раздумье" и русской литературе».

Для систематизации представлений обучающихся о системе ценностей изучаемых литературных произведений нами был разработан и апробирован элективный курс «Меридианы культуры (сквозные мотивы русской литературы)» [4-5], основными задачами которого были: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способности сравнительно-сопоставительного анализа разных литературных произведений; углубление представлений о кристаллизации «вечных» тем русской литературы. В ходе занятий обучающиеся изучили темы: художественная картина мира и сквозные мотивы русской литературы; мотив странствия; мотив страдания; мотив свободы; мотив «горнего» и «дольнего»; любовь мужчины и женщины; любовь родителей и детей; любовь к ближнему; любовь к природе; любовь к Родине; любовь к миру; любовь к Богу - и выполняли следующие виды деятельности: работа со справочной литературой, составление понятийного словаря (тезауруса), знакомство с основными характеристиками

Таблица 5

Мотив любви к ближнему

№ Автор и название Герой, помогавший Что сделал герой и какое значение имели его действия?

п/п произведения ближним

сквозных мотивов, систематизация полученной в работе с учебным пособием, извлеченной из памяти и почерпнутой при дополнительном чтении информации, выполнение устных и письменных творческих заданий, лингвокультурологи-ческий анализ текстов, подготовка проектов, рефератов, написание сочинений.

В результате у них сформировались следующие умения и навыки: навыки концептологического анализа художественного текста; навыки сопоставительного анализа разных литературных произведений; навыки выявления и осмысления системы ценностей словесного искусства; умение выявлять доминирующие мотивы в русской литературе, определять их культурологическую обусловленность и аксиологическую сущность; умение готовить рефераты, доклады, писать сочинения на основе исследования системы ценностей, представленной сквозными мотивами русской литературы.

Выводы

1. Формирование языковой личности ученика-читателя зависит от степени постижения им системы ценностей литературного произведения и художественной картины мира.

2. Система ценностей литературного произведения непосредственно взаимосвязана с концептуальными полями ключевых слов-образов художественного текста и маркируется сквозными мотивами русской литературы.

3 Художественные концепты, составляющие основу сквозных мотивов, вбирают в свои поля архетипы националь-

ной и общечеловеческой культуры и выстраивают аксиологическую траекторию конкретного литературного произведения и художественной картины мира, поэтому для систематизации представлений обучающихся о художественных ценностях целесообразно использовать методику концептологического осмысления сквозных мотивов русской литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шуралев А. М. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы // Наука и школа. 2010. № 5. С. 94-98.

2. Шуралев А. М. Экспликация культурного кода художественного текста: моногр. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. 276 с.

3. Кожинов В. В. Размышления о русской литературе. М., 1991. 526 с., портр.

4. Шуралев А. М. Меридианы культуры (Сквозные мотивы русской литературы): учеб. пособие по электив. курсу. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005, 112 с.

5. Шуралев А. М. Меридианы культуры (Сквозные мотивы русской литературы): программа по литературе // Предпрофильная подготовка школьников в предметной области «Русский язык и литература»: программы курсов по выбору для учащихся 9 класса. Уфа: БИРО, 2005. 52 с.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КРЕДО МОЛОДОГО КАРАМЗИНА

AESTETIC CREDO OF YOUNG KARAMZIN О. Э. Подойницына

Статья посвящена стихотворению Н. М. Карамзина «Поэзия». По определению Ю. М. Лотмана, это стихотворение - одно из наиболее значимых, «программных» стихотворений Карамзина. Оно стало одним из первых образов творческой декларации -жанра, которому в русской поэзии будет принадлежать большое будущее и который позднее станут называть стихами о поэте и поэзии.

O. E. Podoynitsyna

The article under consideration is devoted to the poem "Poetry" by N. M. Karamzin. According to Yu. M. Lot-man, this poem is one of the most significant and programmatic poems of the author. It became one of the first images of creative declaration - a genre which would have an outstanding future as far as the Russian poetry is concerned and which would later become known as representing verses about poetry and poets.

Ключевые слова: программное стихотворение Карамзина, творческая декларация, стихи о поэте и поэзии, состояние современной русской поэзии, эстетические представления автора.

Keywords: programmatic poem by Karamzin, creative declaration, poems about poetry and poets, state of modern Russian poetry, author's aesthetic ideas.

Одно из наиболее пространных и значимых, по определению Ю. М. Лотмана, «программных» стихотворений Карамзина - «Поэзия» - датируется 1787 г. Ю. М. Лотман подвергает эту датировку, принадлежащую самому поэту, сомнению и утверждает: «Ви-

димо, наиболее обоснованной будет дата 1787-1791, поскольку можно предположить, что имелся ранний вариант стихотворения, обработанный поэтом после возвращения из-за границы в 1791 г.» [1, с. 376]. Сам факт, что Карамзин возвращался к его тексту и делал в него

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.