Научная статья на тему 'Реализация аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов факультета иностранных языков (на примере преподавания дисциплины "Зарубежная литература и культура")'

Реализация аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов факультета иностранных языков (на примере преподавания дисциплины "Зарубежная литература и культура") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AXIOLOGICAL APPROACH / THE POTENTIAL VALUE OF FOREIGN LITERATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

Данная статья посвящена актуальности применения аксиологического подхода и способам его реализации в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины "Зарубежная литература и культура ").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов факультета иностранных языков (на примере преподавания дисциплины "Зарубежная литература и культура")»

Таблица 3.

Результаты оценки уровня сформированности информационно-графических умений студентов в контрольных и экспериментальных группах на формирующем этапе эксперимента

Группы Уровни усвоения

Репродуктивный (1 уровень) Продуктивный (2 уровень) творческий (3 уровень)

1. Экспериментальные 19% 30% 51%

2. Контрольные 27% 45% 28%

Результаты распределения студентов по уровням усвоения информационно-графических действий позволяет сделать вывод о том, что основная масса студентов контрольных групп находятся на репродуктивном уровне обучения, а в экспериментальных группах - на творческом уровне усвоения.

Библиографический список

1. Безрукова ВС. Педагогика: Проективная педагогика [Текст]. - Екатеринбург: Изд-во ЕИГГУ, 1996.-344 с.

2. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры [Текст] / Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 41— 42.

3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. [Текст]. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004, — 84 с.

4. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст]. - М.: Высшая школа, 1990.-142 с.

УДК 378 К 647

О.В. КОНОВАЛОВА

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ “ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА”)

Данная статья посвящена актуальности применения аксиологического подхода и способам его реализации в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины ”.Зарубежная литература и культура").

В современном высшем образовании аксиологическому подходу уделяется огромное значение. Актуальность ряда исследований в педагогической аксиологии обусловлена необходимос-

тью модернизировать образование и разработать новые стратегии его развития.

Образование - это бесценный кладезь общества, благодаря которому формируется интеллек-

туальный генофонд нации. Но процесс получения образования - это не просто приобретение интеллектуального потенциала, а сложный и многоступенчатый процесс развития личности. Одной из важнейших задач современной педагогики является гуманизация образования, которая предполагает создание системы, способной обеспечить “единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности” [4]. Несмотря на происходящие в нашей стране реформы образования, симбиоз получения высокопрофессиональной подготовки и духовного развития личности так и остается главной, но все еще недостижимой целью для существующей высшей школы. В связи с вышеперечисленными факторами, аксиологии и аксиологическому подходу в образовании отводится особая и чрезвычайно существенная роль.

Аксиологический подход присущ таким гуманитарным наукам, как философия, психология, педагогика, эстетика, этика, социология, культурология, но в данной работе нас интересует прежде всего синтез аксиологии и иноязычного образования, принципы реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины “Зарубежная литература и культура”). Для рассмотрения данной проблемы нами были выделены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и содержание понятия “аксиологический подход”;

- обосновать актуальность применения аксиологического подхода при подготовке будущих учителей иностранного языка на занятиях по дисциплине “Зарубежная литература и культура”;

- проанализировать основные тенденции реализации аксиологического подхода в профессиональном образовании учителя иностранного языка на занятиях по дисциплине “Зарубежная литература и культура”;

- разработать теоретическую модель реализации аксиологического подхода на занятиях по дисциплине “Зарубежная литература и культура” для будущих учителей иностранного языка.

Аксиология - философская дисциплина, исследующая категорию “ценность”, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, природу и специфику ценностных суждений [7].

Аксиологический подход - имеющий ценностное основание, подход к образованию на осно-

ве общечеловеческих ценностей и самоценности личности. В основе аксиологического подхода лежит гуманная концепция взаимодействующего мира, согласно которой наш мир - это мир целостного человека, и именно человек является высшей ценностью общества, смыслом и целью его развития [4].

Ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Система ценностей - это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания [1].

Аксиология как научное направление существует на стыке многих отраслей знания и продолжает интеграцию во многие науки.

Так, в философии аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре целостного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Среди философов, занимавшихся проблемой ценности, были Сократ, Т. Лотце, М. Хайдеггер, Ф. Ницше, В. Виндельбант, Э. Ф-ромм, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.Н. Столович и многие другие выдающиеся представители философской мысли.

В психологии аксиологический подход представлен изучением механизма схватывания ценностей сознанием. Данной проблемой в психологии занимались Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов, Л.С. Выготский и другие деятели психологии.

В педагогике аксиологический подход является неотъемлемым компонентом, позволяющим рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит отражение в основных его идеях: универсальности и фундаментальности гуманистических ценностей, единстве целей и средств, приоритете идее свободы [6]. Аксиологический подход в педагогике направлен на выявление механизмов присвоения ценностей учащимися в учебно-воспитательном процессе. Среди ученых, занимающимися проблемами педагогической аксиологии, - М.С. Каган, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Н.Д. Никанд-ров и другие представители аксиологической педагогики.

Несмотря на возросший интерес к аксиологии и интеграции аксиологии во многие отрасли

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

85

знания, применение аксиологического подхода в иноязычном образовании остается в настоящее время не разработанной областью, что, безусловно, мешает реализовывать задачи аксиологического воспитания в современном иноязычном образовании. Подготовка учителя иностранного языка должна осуществляться на основе принципов гуманистического и поликультурного образования, так как невозможно изучать языки, не познав общечеловеческие ценности, мировую культуру и неповторимые культурные ценности страны изучаемого языка. Учитель иностранного языка должен быть не просто профессионалом, прекрасно владеющим своим предметом, он в первую очередь является педагогом, воспитывающим в своих учениках гуманистические идеалы, а также носителем иноязычной культуры, которая отражает ценности страны изучаемого языка.

Среди предметов, изучаемых будущим учителем иностранного языка в плане получения поликультурного образования, особое место занимает дисциплина “Зарубежная литература и культура”. Вряд ли кто-либо станет спорить, что мировая литература воплотила в себе ценности всех эпох и всех народов и что невозможно говорить о гуманистическом воспитании духовно развитой личности, не привив человеку любви к удивительному миру литературы. Согласно образовательному стандарту, изучение дисциплины “Зарубежная литература и культура” будущими учителями иностранного языка направлено на реализацию следующих целей и задач:

- расширение и углубление знаний по изучаемой зарубежной литературе на основе практического владения соответствующим иностранным языком;

- углубленное изучение законов и основных этапов литературного процесса в контексте истории и культуры;

- приобретение фундаментальных знаний о природе, структуре и функциях литературного творчества, включая знакомство со школами и концепциями зарубежной науки о литературе;

- научное осмысление литературных текстов, принадлежащих к различным художественным системам, изучение связей с русской литературой;

- освоение методологии, методики и практи-

ки научно-исследовательской деятельности в области зарубежных литератур.

Тем не менее, ценностный потенциал зарубежной художественной литературы остается не достаточно изученным и влияние иноязычных художественных произведений на формирование ценностного сознания будущего учителя так же остается не исследованной областью. В связи с этим, возникает вопрос - как преподавание зарубежной литературы влияет на формирование духовного облика будущего учителя иностранных языков и какие ценности может привить данная дисциплина?

Ценность литературы как предмета неоспорима и воспета многими выдающимися мыслителями. Каждое классическое произведение - это особое, значимое слово в языке национальной культуры, и оно “обязательно должно говорить об авторском отношении к ценностям, о том, что автор считает добром или злом, красотой или безобразием, правдой или ложью...” [5].

Изучение классической зарубежной литературы будущим учителем иностранного языка обязательно, так как классическая литература -высшая форма бытования языка, и “овладевая языком, человек начинает видеть мир под углом зрения, подсказанным его родным языком, и сживается с концептуализацией мира, характерной для соответствующей культуры...” [6].

Один из ведущих представителей отечественной мысли в аксиологии М.С. Каган утверждает, что именно “художественное творчество можно рассматривать как непосредственный язык ценностей” [2]. Литература - это мир ценностей, и так как согласно аксиологии, человек живет в мире ценностей и сам является высшей ценностью, то логичным было бы предположить, что гармоничное развитие гуманистически направленной личности абсолютно невозможно без обращения к литературным шедеврам мировой классики. Произведение зарубежной литературы является носителем всех видов воспитательных ценностей (рис. 1). Для рассмотрения процесса трансляции воспитательных ценностей литературного произведения на сознание будущего учителя иностранного языка, мы используем классификацию воспитательных ценностей, предложенную Б.Т. Лихачевым.

-ни 1

в> ^яитн <ьлън ые >1енносги ь к<>нтек1-ге литера) урного прошвелепия

Воспитательные ценности Литературное произведение

Вечные общечеловеческие (любовь, добро, истина, свобода и др.) Те или иные общечеловеческие ценности отражаются в любом литературном произведении и являются теми базисами, на которых держится духовность человека. Для учителя иностранного языка данные ценности важны как для педагога, носителя идей гуманизма.

Конкретно-исторические (идеологические и политические приоритеты, ориентации в моде, этикете, манерах и штампах поведения и др.) Конкретно-исторические ценности присущи каждому литературному произведению, так как непосредственно само произведение является продуктом той или иной эпохи и исторического этапа развития. Для учителя иностранного языка осознание конкретно-исторических ценностей является необходимым с точки зрения формирования целостной картины мира в ее историческом контексте.

Устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, черты национального характера, образовательная традиция, национальное искусство, в том числе и литература) Зарубежное литературное произведете само по себе уже представляет ментально-этническую ценность, а также помогает создать представление о культуре, национальных ценностях и самобытности народа страны изучаемого языка. Данные ценности чрезвычайно важны для учителя иностранного языка как для носителя иноязычной культуры

Индивидуальноличностные (справедливость, мужество, честность, милосердность, верность и ДР-) Индивидуально-личностные ценности в основном отражены в образе героев литературных произведений. Чем выше шкала индивидуально-личностных ценностей человека, тем более духовной и гуманистически направленной является его личность, что, безусловно, важно для будущего педагога.

зыка.

^зрас’ [анная ¥ш и тзор г-и четкая модель прбистльлие «ойс шоьушк 1 I , мконимериы «I ('■ 1к1 ‘.по I; И"1 I связанны I с< ной нк

м нмь юиспечинаюнш* пниаиик................... 11111

1к'^(;к1)| > 1 )ла и лр|ще!л ■ 1 к _1 I >11 ■ I • -■ ^ч'р-1 ■

■|> ним. ............ (>но 'риА-.ре 'феполайч

нчя лг|( |-1г:лни1 <ям-11£.< 1нч -I гература и кун тура”).

<]о> 'I 1СЦ| 1 ч< нн<|Ч - и "л иц, со «ржание 1 и ШСнИПЛШЫ Оа-Нруетгч на |> Л|1Л1' лей' 1ПМЧ 1 >*-гыг<ех I - [1>т I П «11Д.11И НРНТПИ НГП 1ЯИЧ ЧШ >М Ьу 1Ь[ |-1|ГРО- -м I- 1^,1-,1,11-п ,11. ■ОЧЕСКОМ I

.1'1-и нч „тиче'Л'ом Данное 11-М'/оиенть! сп соо-“тьугот повышенМ*л Г|Ю1СеССМПНЭ1},Н011| ГО*' 1 ечтч СТМ 6у"Р'1Г1,его "ЧЧТЦЛГ 4>т^,1|1’4 II I '1 11,1 га и форччроти >о е 1 ■ 1 мя 1"1 1 тческ ■' > 41

,Г| чп '1реЧ' I

1 л-.^ко. -“свилнь!!1 1Кси ).к> 1чс I.. п ишшп

)е^одавания зарубежной гг'тегату! 1111 11

• ГСЛ ' ЛО I I ■ 1:1 УСП ЯП || Щ ре 1ЛШН ии .1 III II I ШЛГГ Г1 учНТел* ИНО' I |)< I НОШ >1 -!■-* В :вя ,ч г ,г.., 1 и.-.I ч ни <(1^.,| на 1г(и>еги

' л.'а... рс| 'к' 1^11 I-' Е1К1 II м и11*—-11 II ■ 11, и,V. -

■'^1 I Ку 111 . 111)1 |(Ьс1 -||*'И1|»1ц-И|1|_1'|'1-ЧИ

^- ||[ ||-'-Ц Ч [-1 11 аИН( I и ни,11(11 (на Мги н-1- гр- I -- -[|алания ДИСЦИПЛИН»-' Члрт -1-.И I- , |). и

к VIII I |’Г >’ I 1 -1(' . -'I <ОТириц ни■,|1 та* 1 11 “Г|ч I.. 1

1 ,'и ип - [ 01‘|Ш и'-ши! Ми1 1Ь' 1) принт'ли

1>р] 1>н 1,1 1-и1 111-1 1языч9<>г(1 образования ^ ч* иной ' 11''Пг ^ I < I юержиниь, 1 | VI 'ЯНН И I |1И‘1 ерии

■ 141-1 1МИ |[||!анн 11Л 1 111 офр> ‘ И11Ч? !Н I'ОЙ ПМПР

.;нг1-[1- ги на оснпрч я| ц« и тчегто! пшч п,

'I Ге»Ч|1ЛОГ[ЧИ 'е 1>Г1 I И ПрИ^Г.П! ПрГ>Г| |ЦаИ31 ия

<ир,п ),,,[) г|<-, |)?гур[1 >| |(~1'г|1 гуры; г } уьлпвия

|1-Л 'Ч-у I II |ПП1ЧР'-^ПГО П1 II -ути ис ||1

< иональнпй (гстг^'товке у'чтецл иностранно!' >

[Ь || I и| Психи 1ПЕ+ТЯ I От 1ьна- 1-Е.1-1- [[ 1[|£М| 1К1Г ИЯ и 1И1 и- ии^ ■ н I -|| ’ 009

Схема 2.

Теоретическая модель реализации аксиологического подхода в профессиональной подготовке учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины “Зарубежная литература и культура”)

Уомрш ^оомированногтч ценностно!^ нпшениу репродуктивный содиальж -психол-10че<* .1 Л. ОЛОГИЧОС йР 1 [■ 'Г еский ОПС'.-МЙЛ" л. Я -ЛеДУЮШИМ! К ЖТРРИЯМИ владение

к, к ь.ментальным» иснностимг ,соез литера г -р> владение ;ппс сбами передачи ценно ~те{< ^днамика ьаз «п ценнс п .. го восприятия ч П ' I ,'В| к йСлОЙ 1 Исдг 1 И 1,с; 1еЛЬ

дЛ

^сализа^ья Дапиой модели Ос^иб >

Посредств! 1». применения широко I Ой ,ь \1С 1.

Л [I май-- .:'^И I V м рыл II р* "V рныь

СН|с ^-я .ценинй! Км Пиь I гШИБ

КА вСдсНИк 1П II- 1|-т«|||-цИр1т[цин 1руп« фи

-ч» ОиоО 1ьаль {ущри I, ь реализации пксиотс 1и 1сек.о и| ;дл»м1а ш рнет гзорчсский аспсхг -«

1--Л имеппи 1‘п || гг-ед?ТТЯГ7 1.1 (СЦПТи СТ- Г . НЬ V (■■■ 1р-№ фиваннос I ценности! ГО ччСПрИЯТИЯ (И-ГЦ

ьТ ТЬВНиСТ, 11| - ШНЦКЛМ 14 ИруГ'е ■ И' 1 иезр^^ы И КУПК1 1'р| I 1Ш'ЬПШ1€ (< Я I ' чеГ 1.0-

о I >еде !■-1 ных | и (ими мпгивапи' 1н--е ^йеспечечир («(«[п-прт^ессчпнапыми 1еч ель нис'и >рче1 ними на рязшпче I умлниотическо

ГО Т1-! 1КНМ1.П. а III14H<<C1H< ГУЧЧНТН И О*"1!!! 1|'-еНИ'

системы иевнистейпуч\шею учи I чяиип юаь нит-э-ч -- чинны ный фактор гфчпо.цаврт ■* ■чсг п. иии ]аруиежная и |рр-||| г| л и п' ".п ри ’ синтез ауди|ч<рно1.' и шрл^тилчрнои р.^ < ■' (IV (азвития Тяпрч ,1. М'1 (Г-М-1( | >ЯГ|-1ПИ1 Г [1 [ 1нна** георешчргтсан мо 1елг. иозм* "■■ ■ рча ли-- у к 101 ичес-ий по лп/ при под! тоь-КР Оуд>шего учИ'Г' гм- Ш""-гр:"П[| III ЯЧ ИШ 11 С1 -

СПГ>СТЙ'"*П Фф I ИП I" НИК НС ТП III КС ф( II [|0СС1

нальнпй» 'ипм ■ мчи -1ч пинт сгран но гочз^1

Ка. ч< V 1ЯЗП--'-['[г- у*1ЖМ1СТИи1‘П[ 'ГО пгп НИИ л? его ’ЧЧНПГ.т- I 1верП(СНСГГ111ПаШЛО 1И ) [111> "I

нпгр '■ т ВП-'ЯП 'II ч

Н настоящее -ре./* я^сиолп. Ц|,^ КИР П0!|Х0'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чьк’тл/пяр | чаЯН^инплН со л■ юне 1 <1 об( '■> ч..

•«ш н«»г<- процесс? 1>р к. > зовременрчг > обр^ ■•шяриг я. |>*™ О» ВС0Г0 чосщтяцн IV

у(анисти«еск 1 наао:)Ч)?вн>!ом шч^'и'т^ ппин/та-.о.дейвысокщ шкалои фЭ1 ненпьк игинпг'-ей ттоипозиш 1 /чителг. ш1')! ] эанн! < -< 1 11 <я чел

/кгч быт! не тр сто фг’ф 1,.' 1 г-'м, л чаден

■Цп^ СьОИЫ Г^сдметп,/, 1.-1 ) первую ОЧС| ^дьдол-л... иСлада гь высок. >й гсраистветгой к у; ] -у^ !

и>сш>агь ь ц|»тл ч] 1ытанииь,.л гремлгни 1 идеалам . у ^ан й^ л. пп ель ииосзраньмм :иы Юй лисГСЯ Таили 1 ССНге 1^М '• НШ .1 -еь /■ V. 01/иг>. ■ ..а1|г,| Р иОДаЬЙ-’ < 1Ь Я >Ы Я ^

I II IV .(и. I ■& 1 .Г'УЬсжна)! пь Н.| 1 и к I >ль

■'П, ииьД- 1 1--.|>- ~ 1и. ^ 13еаЛ1Ы1| I ЛНо- 'г

и- ^.ШИ- 3 V ЬЖг1- *1 1И1еО» У Г1-Л 11-1Л1. V/ I ->!■

к е1--^ 1. м ■ )ВИЩРМ МИГ )ниИ Ч- (I 1 V I Ь| >1 -.Ь ,И

I 1Н- : Гснн -ЙЙ | ртЛЪд*1А -1сЛОВеЧе-.,1н>

Г.ИПТИиГ Лфк ^+1 Ш ^■lЧv^■^^

I > >мн: № 1 I I I I I|1Й1 1Н -1 /1*т~~-*СЬ

Цйчное. и. К.. )9хб I. п» 111

. М " 1е11и> I »и-и -(ен!- ->•

• СПо |^7 'п7

. Нихачг!- I Т Введение нтс рнн 1 ► ••’• 1

(.-.’ПИТ .ЙНЖ,,! И. I Георги 0-ИС~

1'~«и н аьь,- п Й1-.Г1-) ■ IV ь.- ► * енни ~1зч а Р г-

и, к- > I * ■% X « ) 1 пМНПН I «ОП . II- 11

^ С (астении 1 4 Ьчемение Р 1вда ( I ИЧРСКУУ ) ■ксиологик' VI Ш0( 1 8* -9

7 '!■ хрч^икс, Н и ) -оретическая I оэти1<

► чеде^ч11 1<у[ М н‘ ч •"

г 1 ' / 'Ч /' ] Г сская язикпвая м пе > м ,т -

I /| >■ -Г..- 1 .1 (, -1ПР | IV -I I '

I ФИНОСОФИМ 14)гикдппедиче«скй ■ Т -1Я-| I по, ршг ■ I И ■■чч:

1едагогик?' )г,иупппгмп ! окиальняя я^пта, Юлеиоло'^чч ■ щиокинетикг^ № 1 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.